Конвенция об охране подводного культурного наследия
Составлено | 2 ноября 2001 г. [1] |
---|---|
Расположение | Париж , Франция [1] |
Эффективный | 2 января 2009 г. [1] |
Вечеринки | 76 [2] |
Депозитарий | Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [1] |
Языки | арабский, английский, китайский, французский, испанский и русский [1] |
Конвенция об охране подводного культурного наследия — договор, принятый 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). [1] Конвенция призвана защитить «все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер», которые находились под водой более 100 лет. [1] : Ст.1 Это распространяется на защиту затонувших кораблей, затонувших городов, произведений доисторического искусства, сокровищ, которые могут быть разграблены, мест жертвоприношений и захоронений, а также старых портов, покрывающих дно океанов. [3] Сохранение подводного культурного наследия имеет большое значение, поскольку позволяет пересказать многочисленные исторические события. В рамках своих обязанностей по проведению научных исследований и обеспечению непрерывного образования о важности подводного культурного наследия ЮНЕСКО стремится сохранить эти объекты для пользования нынешними и будущими поколениями. Конвенция может обеспечить традиционные рамки для повышения осведомленности и борьбы с незаконным грабежом и пиратством, происходящим в водах по всему миру. Будучи международным органом, государства-члены конвенции соглашаются работать над сохранением затонувших культурных ценностей в пределах своей юрисдикции и в открытом море.
Культурное наследие [ править ]
Будучи международной организацией, ЮНЕСКО продолжает работать над сохранением культурных ценностей во всем мире. Как и в случае с культурными ценностями, под защиту культурного наследия могут попасть только материальные блага, переданные будущим поколениям. Таким образом, это форма наследования, которая позволяет нынешнему и будущим поколениям узнавать о важных исторических событиях. [4] Что касается концепции наследия, в рамках Совета Европы существуют международные соглашения, такие как Конвенция 1885 года об охране археологического наследия Европы и Европейская конвенция об охране археологического наследия. Эти органы создают широкую правовую защиту предметов культурного наследия и объектов, специфичных для сообществ во всем мире. [4] Гаагская конвенция 1954 года была действительно первой международной конвенцией, в которой была предпринята попытка обсудить защиту культурного наследия. При определении собственности, которая считается «важной» и «ценной» для блага народа, проблема защиты культурных ценностей стала заметной для международных сторон. [5] Только в Конвенции ЮНЕСКО 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия термин «культурное наследие» был использован для определения культурных объектов, подлежащих охране на международном уровне. [6] Однако из-за расширенного определения концепция культурного наследия была дополнительно пересмотрена в Европейской конвенции 1992 года об охране археологического наследия. Они служат утверждению универсальной ценности защиты культурных объектов, составляющих историю и самобытность наций.
Наряду со 100-летним сроком давности Конвенция ЮНЕСКО 2001 года включила фразу «культурный, исторический или археологический характер» в качестве определяющего понятия, определяющего подводное культурное наследие. [7] Поскольку многие объекты культурного наследия теряют свое значение при извлечении из воды, эта конвенция призвана обеспечить сохранение затонувших объектов.
Содержание [ править ]
- Официальный текст
Официальный текст конвенции устанавливает обязательства государств-участников в отношении защиты подводного культурного наследия, определенные в статье 1 как:
«все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью находились под водой, периодически или постоянно, в течение не менее 100 лет» [1]
Статьи 1–4 определяют Конвенцию и ее цели, а также ее связь с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) и спасательным правом . [1]
Статьи 5–12 определяют различные уровни обязательств и процедур в четырех морских зонах ( Территориальное море , Прилежащая зона, Исключительная экономическая зона , Район ), определенных ЮНКЛОС . [1]
Статьи 13–21 определяют дополнительные обязательства, такие как конфискация незаконно обнаруженного подводного культурного наследия, сотрудничество с другими государствами-участниками и обеспечение обучения подводной археологии . [1]
Статьи 22–35 разъясняют ряд моментов, касающихся функциональных аспектов Конвенции, таких как создание уставных органов, разрешение споров между государствами-участниками и способы ратификации. [1]
- Приложение
Помимо официального текста конвенции, приложение из 36 правил регулирует практические аспекты деятельности, направленной на подводное культурное наследие. Государства-участники обязаны обеспечить применение этих правил в пределах их территориального моря и прилежащей зоны. [1] : Ст.7–8 а также, что их соблюдают все граждане и суда флага. [1] : Ст.16
Правила 1–8 определяют общие принципы. Ключевым из них является полный запрет на коммерческую эксплуатацию подводного культурного наследия. [1] : Правило 2 и принцип, согласно которому сохранение in situ всегда должно рассматриваться в качестве первого варианта. [1] : Правило 1 Правила также охватывают такие аспекты, как дизайн проекта, сохранение, документация и отчетность. [1]
Международное право
Правовая основа закона о подводном культурном наследии, находящаяся между адмиралтейством/частным морским правом, морским правом и законом о культурном наследии, является прочной. Адмиралтейское право — это отрасль, укоренившаяся в международном частном праве и касающаяся контроля за морской практикой между частными лицами. [8] Деятельность, подпадающая под защиту адмиралтейского права, включает морские операции, спасение на море, отправку и приемку. С учетом юрисдикции общего права и в рамках национальных судебных систем свод адмиралтейского права направлен на защиту прав и интересов частных лиц в отношении практики на море. [8] На более широком уровне этот закон направлен на достижение целей государственной политики, включая безопасность жизни и имущества, обеспечивая при этом защиту глобальной морской среды. [9]
Орган публичного международного права морского права был создан для регулирования межгосударственных отношений в отношении практики в международных водах. Этот сложный свод законов разросся и разработал свои собственные принципы, конкретные методы правоприменения и трибуналы. Его основная цель – создать благоприятную правовую основу для определения прав и обязанностей государств в отношении использования ими океана. [9]
В 1982 году была разработана Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) для регулирования глубоководных участков морского дна в условиях растущей коммерческой эксплуатации затонувших объектов. [10] В свете появления новых независимых государств возникла необходимость в международном юридическом органе, который помог бы защитить подводные культурные ценности в водах, используемых многими сторонами по всему миру. В результате третьей Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС III) между 1973 и 1982 годами Конвенция создала множество новых правил, применимых к национальным государствам. После подписания Конвенция установила две морские зоны с регулирующими международными правилами, установила максимальный уровень глубины моря в двенадцать миль, создала специальные режимы для международных и архипелажных государств и ввела три новых международных института. [10]
Конвенция ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия является продуктом международного соглашения о надлежащем поведении государств-членов на море. [1] Его правовая основа основана на двух отдельных разделах ЮНКЛОС, включая статьи 149 и 303.
Статья 149 ЮНКЛОС предусматривает, что:«Все предметы археологического и исторического характера, найденные на территорииТерритория должна быть сохранена или отчуждена на благо человечества.в целом, особое внимание уделяется преимущественным правамгосударства или страны происхождения, или государства культурного происхождения, илиГосударство исторического и археологического происхождения». [11]
Статья 303 ЮНКЛОС гласит:"1. Государства обязаны защищать объекты археологического иисторический характер, найденный в море, и будет сотрудничать в этих целях.
2. В целях контроля движения на таких объектах прибрежное государствомогут, применяя статью 33, предполагать, что их удаление изморское дно в зоне, указанной в этой статье, без его одобренияповлекло бы нарушение в пределах его территории или территориальногоморе законов и постановлений, упомянутых в этой статье.
3. Ничто в настоящей статье не затрагивает права идентифицируемых владельцев,закон о спасании или другие правила морского дела, или законы или практикаотношении культурного наследия.
4. Настоящая статья не наносит ущерба другим международнымсоглашения и нормы международного права, касающиеся защитыобъектов археологического и исторического характера». [11]
Чтобы гарантировать соблюдение государствами-членами правил, предусмотренных Конвенцией, они должны принять следующее:
1 Каждая Сторона должна принять внутреннее законодательство, запрещающее гражданам и судам заниматься деятельностью, которая намеренно препятствует защите подводного культурного наследия.
2 Каждая Сторона должна требовать, чтобы все граждане и суда сообщали ЮНЕСКО и другим государствам-членам о любых новых открытиях, которые считаются частью подводного культурного наследия, расположенного в Исключительной экономической зоне (ИЭЗ), Континентальном шельфе и Зоне.
3. Каждая Сторона должна принять соответствующие меры для предотвращения сделок с объектами, считающимися подводным культурным наследием. Сюда входит незаконная продажа или вывоз, а также торговля или конфискация предметов, найденных на их территории.
Серьезные случаи [ править ]
Зарегистрированные 22 землетрясения между 320 и 1303 годами нашей эры на побережье Фароса в Египте потрясли город Александрию, в котором находился маяк Фарос . [12] Последствия этих землетрясений, а также нескольких других, произошедших в последующие столетия, позволяют предположить, что большой памятник мог упасть в море, оставив массивные каменные глыбы в ожидании исследовательской миссии под руководством археолога Жан-Ива Эмперера в 1994 году. Старый маяк выставлен в музее Ком-эль-Дикка в Александрии, археологи предполагают, что на морском дне осталось около 500 его частей. [12] Сегодня Александрийский маяк является одним из семи чудес древнего мира.
19 июля 1545 года британский корабль, известный как « Мэри Роуз», затонул на дно гавани Портсмута в Соединенном Королевстве. Хотя его неисправности до сих пор остаются загадкой, по оценкам, на корабле оказались заперты по меньшей мере 500 человек, и только 35 из них удалось спастись. [13] В 1982 году шестьдесят миллионов человек наблюдали, как судно подняли со своего места, а 19 000 обнаруженных объектов остались нетронутыми. Благодаря сохранению этого памятника подводного культурного наследия в музее Мэри Роуз публика сможет и дальше наслаждаться судном и всеми его артефактами.
У берегов Швеции в 1628 году гордость шведского флота «Васа» затонула глубоко под холодными водами Балтийского моря. [14] По приказу короля Густава II Адольфа огромный корабль был построен для поддержки шведских военных кампаний во время Тридцатилетней войны, но был опрокинут сильным ветром в море. [14] «Васа» мирно оставалась под водой, пока в 1961 году группа археологов не подняла обломки. [14] К счастью, затонувший корабль и все его имущество удалось спасти, несмотря на то, что он долгое время находился на дне океана. Сегодня шведский музей Васа в Стокгольме является символом культурного наследия, посвященного просвещению граждан во всем мире.
В 1985 году группа учёных обнаружила » « Титаник в северных водах Атлантического океана у берегов Ньюфаундленда, Канада. [15] На месте крушения было обнаружено 1800 артефактов, что позволяет считать это открытие очень важным вкладом в область подводного культурного наследия. [15] Титаник . вызвал серьезные вопросы относительно оставшихся пассажиров, стоимости затонувшего корабля и потерянных в нем предметов, а также последствий аварии [16] Обнаружение корабля и других затонувших обломков, возможно, также подняло вопросы о правовой базе Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия.
Пиратство и грабежи [ править ]
Еще в шестом веке до нашей эры, когда Рим получил контроль над греческими колониями Италии и присоединился к западным государствам, он создал флот, который позволил государству стать самым могущественным военно-морским образованием. Из-за беззакония в водах восточного побережья Италии эта территория была широко распространена пиратством. Современные ученые называют эту территорию «населенной дикими, нецивилизованными племенами, которые активно грабили землю и море и постоянно получали подкрепления изнутри». [17] Хотя многие оспаривают версии этих событий, мародерская природа пиратов, возможно, остается актуальной и сегодня. Хотя популярность морской войны снизилась, современные пираты теперь обращаются к альтернативным вариантам, чтобы заполучить желанные сокровища.
Сегодня, по оценкам, три миллиона необнаруженных затонувших кораблей и руин продолжают лежать на дне океанов. С появлением и ростом популярности подводного плавания с 1940-х годов доступ к таким подводным объектам культурного наследия становится проще для современных пиратов, ищущих новые сокровища. Исследования уже показали, что по состоянию на 1974 год все известные кораблекрушения у берегов Турции эксплуатировались подводными пиратами. [18] Кроме того, по оценкам израильских археологов, по меньшей мере 60 процентов культурных объектов, которые когда-то лежали среди затонувших кораблей и стоянок, теперь бесследно исчезли. [18] Из-за огромной массы мирового океана и невозможности контролировать всю деятельность, происходящую в нем, пираты и подводные воры продолжают представлять значительную угрозу для сохранения культурного наследия и культурных ценностей.
В 2006 году Конвенция ЮНЕСКО была ратифицирована еще одним государством, Португалией , нуждающейся в международной защите из-за разграбления ее подводных объектов культурного наследия. По меньшей мере шесть международных организаций по поиску сокровищ обосновались у берегов Португалии, чтобы пожинать плоды береговой линии страны после того, как новое законодательство разрешило продажу артефактов, собранных под водой во время археологических раскопок в 1993 году. Из-за этого физические товары могли быть разграблены без должного ухода, нанеся ущерб оставленным культурным ценностям. Португалия столкнулась не только с потерей культурных ценностей, но и возможных фактов об исторических событиях. [18] Сегодня Португалия входит в число стран, находящихся под защитой Конвенции ЮНЕСКО, в которой коммерческая эксплуатация и распространение запрещены законом, а подводные археологические объекты и затонувшие корабли сохраняются на будущее.
Критика [ править ]
Воздержавшись от подписания Конвенции ООН 2001 года, США оговорили, что термин «все следы человеческого существования» слишком широк как с юридической точки зрения, так и как инструмент механизма защиты подводного культурного наследия для сохранения будущих поколений. [19] Великобритания также выражает эту обеспокоенность. [20] Конвенция ЮНЕСКО также подвергалась критике со стороны некоторых государств за то, что она, по-видимому, подрывает принцип суверенного иммунитета и несовместима с положениями ЮНКЛОС, несмотря на доказательства обратного. [20]
Статьи ЮНКЛОС критикуются за то, что они считаются двусмысленными и неясными по своей природе. В статье 149 не указано, каким образом объекты археологического характера должны быть сохранены и утилизированы, а также какие механизмы должны быть установлены для их сохранения, чтобы принести пользу всем нынешним и будущим поколениям. [11]
После обнаружения правительством Колумбии испанского галеона «Сан-Хосе» и в попытке заявить права на галеон со всем его грузом испанское правительство попыталось использовать конвенцию как меру, чтобы помешать Колумбии спасти корабль. [21] Статья 13 признает суверенный иммунитет в отношении затонувших военных кораблей. [22] но Колумбия не является участвующим членом Конвенции. Кроме того, Колумбия назвала галеон частью своего затопленного наследия, поэтому по конституции она обязана защищать и сохранять военный корабль.
Вечеринки [ править ]
По состоянию на декабрь 2023 года в договоре участвуют 76 государств. [2]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р ЮНЕСКО (2 ноября 2001 г.). «Конвенция 2001 года об охране подводного культурного наследия» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ЮНЕСКО» . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ «Подводное культурное наследие» . сайт ЮНЕСКО.org . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 7 августа 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фриго, Манлио (2004). «Культурная собственность против культурного наследия: «битва концепций» в международном праве?». Международное обозрение Красного Креста . 86 (854): 367–378 на 369.
- ^ Форрест, CJS (2002). «Определение понятия «подводное культурное наследие ». Международный журнал морской археологии . 31 (1): 3–11 в 3. doi : 10.1006/ijna.2002.1022 .
- ^ Форрест (2002) , с. 7.
- ^ Форрест (2002) , с. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дромгул, С. (2013). Подводное культурное наследие и международное право . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дромгул (2013) , с. 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дромгул (2013) , с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лоуэлл Баутиста (май 2012 г.). «Обеспечение сохранения затопленных сокровищ для следующего поколения: защита подводного культурного наследия в международном праве» (PDF) . Law.berkeley.edu .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Александрийский маяк на Фаросе» . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Аттенборо, Г. (2013). «Музей Мэри Роуз (Портсмут)». Журнал истории транспорта . 34 (2): 198.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Адамс, А. (1995). «Шведский музей васа, потрясающее зрелище». Запись (Последняя редакция).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дромгул (2013) , с. 4.
- ^ Дромгул (2013) , с. 5.
- ^ Хеллер-Роазен, Дэниел (2009). Враг всех: пиратство и международное право . Нью-Йорк: Зональные книги. п. 49.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «КОНВЕНЦИЯ ЮНЕСКО ОБ ЗАЩИТЕ ПОДВОДНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ» (PDF) . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Форрест (2002) , с. 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робертс, Хейли (2018). «Ратификация Великобританией Конвенции о подводном наследии: проблемы и перспективы» (PDF) . Ежеквартальный журнал по международному и коммерческому праву . 67 (4): 833–865. дои : 10.1017/S0020589318000210 . S2CID 149780539 .
- ^ «Кто потребует сокровища галеона Сан-Хосе?» . Лас2орильяс . 9 декабря 2015 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «Официальные тексты – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры» . Проверено 13 марта 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]
- договоры ЮНЕСКО
- Договоры, заключенные в 2001 году
- Договоры вступили в силу в 2009 году.
- Документы международного культурного наследия
- Договоры об искусстве и культуре
- Договоры Албании
- Договоры Алжира
- Договоры Аргентины
- Договоры Бахрейна
- Договоры Барбадоса
- Договоры Бенина
- Договоры Боливии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Болгарии
- Договоры Камбоджи
- Договоры Коста-Рики
- Договоры Хорватии
- Договоры Кубы
- Договоры Демократической Республики Конго
- Договоры Эквадора
- Договоры Египта
- Договоры Федеративных Штатов Микронезии
- Договоры Франции
- Договоры Габона
- Договоры Ганы
- Договоры Гренады
- Договоры Гватемалы
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Гайаны
- Договоры Гаити
- Договоры Гондураса
- Договоры Венгрии
- Договоры Ирана
- Договоры Италии
- Договоры Ямайки
- Договоры Иордании
- Договоры Кувейта
- Договоры Ливана
- Договоры Ливийской Арабской Джамахирии
- Договоры Литвы
- Договоры Мадагаскара
- Договоры Мексики
- Договоры Черногории
- Договоры Марокко
- Договоры Намибии
- Договоры Нигерии
- Договоры Государства Палестина
- Договоры Панамы
- Договоры Парагвая
- Договоры Португалии
- Договоры Румынии
- Договоры Сент-Китс и Невис
- Договоры Сент-Люсии
- Договоры Сент-Винсента и Гренадин
- Договоры Саудовской Аравии
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Южной Африки
- Договоры Испании
- Договоры Того
- Договоры Тринидада и Тобаго
- Договоры Туниса
- Договоры Украины
- 2001 во Франции
- 2001 год в Париже
- Подводная археология