Jump to content

Конвенция об охране подводного культурного наследия

Конвенция об охране подводного культурного наследия
Составлено 2 ноября 2001 г. [1]
Расположение Париж , Франция [1]
Эффективный 2 января 2009 г. [1]
Вечеринки 76 [2]
Депозитарий Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [1]
Языки арабский, английский, китайский, французский, испанский и русский [1]

Конвенция об охране подводного культурного наследия — договор, принятый 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). [1] Конвенция призвана защитить «все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер», которые находились под водой более 100 лет. [1] : Ст.1 Это распространяется на защиту затонувших кораблей, затонувших городов, произведений доисторического искусства, сокровищ, которые могут быть разграблены, мест жертвоприношений и захоронений, а также старых портов, покрывающих дно океанов. [3] Сохранение подводного культурного наследия имеет большое значение, поскольку позволяет пересказать многочисленные исторические события. В рамках своих обязанностей по проведению научных исследований и обеспечению непрерывного образования о важности подводного культурного наследия ЮНЕСКО стремится сохранить эти объекты для пользования нынешними и будущими поколениями. Конвенция может обеспечить традиционные рамки для повышения осведомленности и борьбы с незаконным грабежом и пиратством, происходящим в водах по всему миру. Будучи международным органом, государства-члены конвенции соглашаются работать над сохранением затонувших культурных ценностей в пределах своей юрисдикции и в открытом море.

Культурное наследие [ править ]

Будучи международной организацией, ЮНЕСКО продолжает работать над сохранением культурных ценностей во всем мире. Как и в случае с культурными ценностями, под защиту культурного наследия могут попасть только материальные блага, переданные будущим поколениям. Таким образом, это форма наследования, которая позволяет нынешнему и будущим поколениям узнавать о важных исторических событиях. [4] Что касается концепции наследия, в рамках Совета Европы существуют международные соглашения, такие как Конвенция 1885 года об охране археологического наследия Европы и Европейская конвенция об охране археологического наследия. Эти органы создают широкую правовую защиту предметов культурного наследия и объектов, специфичных для сообществ во всем мире. [4] Гаагская конвенция 1954 года была действительно первой международной конвенцией, в которой была предпринята попытка обсудить защиту культурного наследия. При определении собственности, которая считается «важной» и «ценной» для блага народа, проблема защиты культурных ценностей стала заметной для международных сторон. [5] Только в Конвенции ЮНЕСКО 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия термин «культурное наследие» был использован для определения культурных объектов, подлежащих охране на международном уровне. [6] Однако из-за расширенного определения концепция культурного наследия была дополнительно пересмотрена в Европейской конвенции 1992 года об охране археологического наследия. Они служат утверждению универсальной ценности защиты культурных объектов, составляющих историю и самобытность наций.

Наряду со 100-летним сроком давности Конвенция ЮНЕСКО 2001 года включила фразу «культурный, исторический или археологический характер» в качестве определяющего понятия, определяющего подводное культурное наследие. [7] Поскольку многие объекты культурного наследия теряют свое значение при извлечении из воды, эта конвенция призвана обеспечить сохранение затонувших объектов.

Содержание [ править ]

Официальный текст

Официальный текст конвенции устанавливает обязательства государств-участников в отношении защиты подводного культурного наследия, определенные в статье 1 как:

«все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью находились под водой, периодически или постоянно, в течение не менее 100 лет» [1]

Статьи 1–4 определяют Конвенцию и ее цели, а также ее связь с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) и спасательным правом . [1]

Статьи 5–12 определяют различные уровни обязательств и процедур в четырех морских зонах ( Территориальное море , Прилежащая зона, Исключительная экономическая зона , Район ), определенных ЮНКЛОС . [1]

Статьи 13–21 определяют дополнительные обязательства, такие как конфискация незаконно обнаруженного подводного культурного наследия, сотрудничество с другими государствами-участниками и обеспечение обучения подводной археологии . [1]

Статьи 22–35 разъясняют ряд моментов, касающихся функциональных аспектов Конвенции, таких как создание уставных органов, разрешение споров между государствами-участниками и способы ратификации. [1]

Приложение

Помимо официального текста конвенции, приложение из 36 правил регулирует практические аспекты деятельности, направленной на подводное культурное наследие. Государства-участники обязаны обеспечить применение этих правил в пределах их территориального моря и прилежащей зоны. [1] : Ст.7–8 а также, что их соблюдают все граждане и суда флага. [1] : Ст.16

Правила 1–8 определяют общие принципы. Ключевым из них является полный запрет на коммерческую эксплуатацию подводного культурного наследия. [1] : Правило 2 и принцип, согласно которому сохранение in situ всегда должно рассматриваться в качестве первого варианта. [1] : Правило 1 Правила также охватывают такие аспекты, как дизайн проекта, сохранение, документация и отчетность. [1]

Международное право

Правовая основа закона о подводном культурном наследии, находящаяся между адмиралтейством/частным морским правом, морским правом и законом о культурном наследии, является прочной. Адмиралтейское право — это отрасль, укоренившаяся в международном частном праве и касающаяся контроля за морской практикой между частными лицами. [8] Деятельность, подпадающая под защиту адмиралтейского права, включает морские операции, спасение на море, отправку и приемку. С учетом юрисдикции общего права и в рамках национальных судебных систем свод адмиралтейского права направлен на защиту прав и интересов частных лиц в отношении практики на море. [8] На более широком уровне этот закон направлен на достижение целей государственной политики, включая безопасность жизни и имущества, обеспечивая при этом защиту глобальной морской среды. [9]

Орган публичного международного права морского права был создан для регулирования межгосударственных отношений в отношении практики в международных водах. Этот сложный свод законов разросся и разработал свои собственные принципы, конкретные методы правоприменения и трибуналы. Его основная цель – создать благоприятную правовую основу для определения прав и обязанностей государств в отношении использования ими океана. [9]

В 1982 году была разработана Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) для регулирования глубоководных участков морского дна в условиях растущей коммерческой эксплуатации затонувших объектов. [10] В свете появления новых независимых государств возникла необходимость в международном юридическом органе, который помог бы защитить подводные культурные ценности в водах, используемых многими сторонами по всему миру. В результате третьей Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС III) между 1973 и 1982 годами Конвенция создала множество новых правил, применимых к национальным государствам. После подписания Конвенция установила две морские зоны с регулирующими международными правилами, установила максимальный уровень глубины моря в двенадцать миль, создала специальные режимы для международных и архипелажных государств и ввела три новых международных института. [10]

Конвенция ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия является продуктом международного соглашения о надлежащем поведении государств-членов на море. [1] Его правовая основа основана на двух отдельных разделах ЮНКЛОС, включая статьи 149 и 303.

Статья 149 ЮНКЛОС предусматривает, что:«Все предметы археологического и исторического характера, найденные на территорииТерритория должна быть сохранена или отчуждена на благо человечества.в целом, особое внимание уделяется преимущественным правамгосударства или страны происхождения, или государства культурного происхождения, илиГосударство исторического и археологического происхождения». [11]

Статья 303 ЮНКЛОС гласит:"1. Государства обязаны защищать объекты археологического иисторический характер, найденный в море, и будет сотрудничать в этих целях.

2. В целях контроля движения на таких объектах прибрежное государствомогут, применяя статью 33, предполагать, что их удаление изморское дно в зоне, указанной в этой статье, без его одобренияповлекло бы нарушение в пределах его территории или территориальногоморе законов и постановлений, упомянутых в этой статье.

3. Ничто в настоящей статье не затрагивает права идентифицируемых владельцев,закон о спасании или другие правила морского дела, или законы или практикаотношении культурного наследия.

4. Настоящая статья не наносит ущерба другим международнымсоглашения и нормы международного права, касающиеся защитыобъектов археологического и исторического характера». [11]

Чтобы гарантировать соблюдение государствами-членами правил, предусмотренных Конвенцией, они должны принять следующее:

1 Каждая Сторона должна принять внутреннее законодательство, запрещающее гражданам и судам заниматься деятельностью, которая намеренно препятствует защите подводного культурного наследия.

2 Каждая Сторона должна требовать, чтобы все граждане и суда сообщали ЮНЕСКО и другим государствам-членам о любых новых открытиях, которые считаются частью подводного культурного наследия, расположенного в Исключительной экономической зоне (ИЭЗ), Континентальном шельфе и Зоне.

3. Каждая Сторона должна принять соответствующие меры для предотвращения сделок с объектами, считающимися подводным культурным наследием. Сюда входит незаконная продажа или вывоз, а также торговля или конфискация предметов, найденных на их территории.

Серьезные случаи [ править ]

Зарегистрированные 22 землетрясения между 320 и 1303 годами нашей эры на побережье Фароса в Египте потрясли город Александрию, в котором находился маяк Фарос . [12] Последствия этих землетрясений, а также нескольких других, произошедших в последующие столетия, позволяют предположить, что большой памятник мог упасть в море, оставив массивные каменные глыбы в ожидании исследовательской миссии под руководством археолога Жан-Ива Эмперера в 1994 году. Старый маяк выставлен в музее Ком-эль-Дикка в Александрии, археологи предполагают, что на морском дне осталось около 500 его частей. [12] Сегодня Александрийский маяк является одним из семи чудес древнего мира.

19 июля 1545 года британский корабль, известный как « Мэри Роуз», затонул на дно гавани Портсмута в Соединенном Королевстве. Хотя его неисправности до сих пор остаются загадкой, по оценкам, на корабле оказались заперты по меньшей мере 500 человек, и только 35 из них удалось спастись. [13] В 1982 году шестьдесят миллионов человек наблюдали, как судно подняли со своего места, а 19 000 обнаруженных объектов остались нетронутыми. Благодаря сохранению этого памятника подводного культурного наследия в музее Мэри Роуз публика сможет и дальше наслаждаться судном и всеми его артефактами.

У берегов Швеции в 1628 году гордость шведского флота «Васа» затонула глубоко под холодными водами Балтийского моря. [14] По приказу короля Густава II Адольфа огромный корабль был построен для поддержки шведских военных кампаний во время Тридцатилетней войны, но был опрокинут сильным ветром в море. [14] «Васа» мирно оставалась под водой, пока в 1961 году группа археологов не подняла обломки. [14] К счастью, затонувший корабль и все его имущество удалось спасти, несмотря на то, что он долгое время находился на дне океана. Сегодня шведский музей Васа в Стокгольме является символом культурного наследия, посвященного просвещению граждан во всем мире.

В 1985 году группа учёных обнаружила » « Титаник в северных водах Атлантического океана у берегов Ньюфаундленда, Канада. [15] На месте крушения было обнаружено 1800 артефактов, что позволяет считать это открытие очень важным вкладом в область подводного культурного наследия. [15] Титаник . вызвал серьезные вопросы относительно оставшихся пассажиров, стоимости затонувшего корабля и потерянных в нем предметов, а также последствий аварии [16] Обнаружение корабля и других затонувших обломков, возможно, также подняло вопросы о правовой базе Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия.

Пиратство и грабежи [ править ]

Еще в шестом веке до нашей эры, когда Рим получил контроль над греческими колониями Италии и присоединился к западным государствам, он создал флот, который позволил государству стать самым могущественным военно-морским образованием. Из-за беззакония в водах восточного побережья Италии эта территория была широко распространена пиратством. Современные ученые называют эту территорию «населенной дикими, нецивилизованными племенами, которые активно грабили землю и море и постоянно получали подкрепления изнутри». [17] Хотя многие оспаривают версии этих событий, мародерская природа пиратов, возможно, остается актуальной и сегодня. Хотя популярность морской войны снизилась, современные пираты теперь обращаются к альтернативным вариантам, чтобы заполучить желанные сокровища.

Сегодня, по оценкам, три миллиона необнаруженных затонувших кораблей и руин продолжают лежать на дне океанов. С появлением и ростом популярности подводного плавания с 1940-х годов доступ к таким подводным объектам культурного наследия становится проще для современных пиратов, ищущих новые сокровища. Исследования уже показали, что по состоянию на 1974 год все известные кораблекрушения у берегов Турции эксплуатировались подводными пиратами. [18] Кроме того, по оценкам израильских археологов, по меньшей мере 60 процентов культурных объектов, которые когда-то лежали среди затонувших кораблей и стоянок, теперь бесследно исчезли. [18] Из-за огромной массы мирового океана и невозможности контролировать всю деятельность, происходящую в нем, пираты и подводные воры продолжают представлять значительную угрозу для сохранения культурного наследия и культурных ценностей.

В 2006 году Конвенция ЮНЕСКО была ратифицирована еще одним государством, Португалией , нуждающейся в международной защите из-за разграбления ее подводных объектов культурного наследия. По меньшей мере шесть международных организаций по поиску сокровищ обосновались у берегов Португалии, чтобы пожинать плоды береговой линии страны после того, как новое законодательство разрешило продажу артефактов, собранных под водой во время археологических раскопок в 1993 году. Из-за этого физические товары могли быть разграблены без должного ухода, нанеся ущерб оставленным культурным ценностям. Португалия столкнулась не только с потерей культурных ценностей, но и возможных фактов об исторических событиях. [18] Сегодня Португалия входит в число стран, находящихся под защитой Конвенции ЮНЕСКО, в которой коммерческая эксплуатация и распространение запрещены законом, а подводные археологические объекты и затонувшие корабли сохраняются на будущее.

Критика [ править ]

Воздержавшись от подписания Конвенции ООН 2001 года, США оговорили, что термин «все следы человеческого существования» слишком широк как с юридической точки зрения, так и как инструмент механизма защиты подводного культурного наследия для сохранения будущих поколений. [19] Великобритания также выражает эту обеспокоенность. [20] Конвенция ЮНЕСКО также подвергалась критике со стороны некоторых государств за то, что она, по-видимому, подрывает принцип суверенного иммунитета и несовместима с положениями ЮНКЛОС, несмотря на доказательства обратного. [20]

Статьи ЮНКЛОС критикуются за то, что они считаются двусмысленными и неясными по своей природе. В статье 149 не указано, каким образом объекты археологического характера должны быть сохранены и утилизированы, а также какие механизмы должны быть установлены для их сохранения, чтобы принести пользу всем нынешним и будущим поколениям. [11]

После обнаружения правительством Колумбии испанского галеона «Сан-Хосе» и в попытке заявить права на галеон со всем его грузом испанское правительство попыталось использовать конвенцию как меру, чтобы помешать Колумбии спасти корабль. [21] Статья 13 признает суверенный иммунитет в отношении затонувших военных кораблей. [22] но Колумбия не является участвующим членом Конвенции. Кроме того, Колумбия назвала галеон частью своего затопленного наследия, поэтому по конституции она обязана защищать и сохранять военный корабль.

Вечеринки [ править ]

Стороны Конвенции ЮНЕСКО 2001 г. об охране подводного культурного наследия, по состоянию на февраль 2015 г.

По состоянию на декабрь 2023 года в договоре участвуют 76 государств. [2]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р ЮНЕСКО (2 ноября 2001 г.). «Конвенция 2001 года об охране подводного культурного наследия» .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ЮНЕСКО» . Проверено 5 января 2024 г.
  3. ^ «Подводное культурное наследие» . сайт ЮНЕСКО.org . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 7 августа 2012 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фриго, Манлио (2004). «Культурная собственность против культурного наследия: «битва концепций» в международном праве?». Международное обозрение Красного Креста . 86 (854): 367–378 на 369.
  5. ^ Форрест, CJS (2002). «Определение понятия «подводное культурное наследие ». Международный журнал морской археологии . 31 (1): 3–11 в 3. doi : 10.1006/ijna.2002.1022 .
  6. ^ Форрест (2002) , с. 7.
  7. ^ Форрест (2002) , с. 8.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дромгул, С. (2013). Подводное культурное наследие и международное право . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 8.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дромгул (2013) , с. 9.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дромгул (2013) , с. 10.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лоуэлл Баутиста (май 2012 г.). «Обеспечение сохранения затопленных сокровищ для следующего поколения: защита подводного культурного наследия в международном праве» (PDF) . Law.berkeley.edu .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Александрийский маяк на Фаросе» . Проверено 13 марта 2016 г.
  13. ^ Аттенборо, Г. (2013). «Музей Мэри Роуз (Портсмут)». Журнал истории транспорта . 34 (2): 198.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Адамс, А. (1995). «Шведский музей васа, потрясающее зрелище». Запись (Последняя редакция).
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дромгул (2013) , с. 4.
  16. ^ Дромгул (2013) , с. 5.
  17. ^ Хеллер-Роазен, Дэниел (2009). Враг всех: пиратство и международное право . Нью-Йорк: Зональные книги. п. 49.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «КОНВЕНЦИЯ ЮНЕСКО ОБ ЗАЩИТЕ ПОДВОДНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ» (PDF) . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 17 февраля 2022 г.
  19. ^ Форрест (2002) , с. 9.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робертс, Хейли (2018). «Ратификация Великобританией Конвенции о подводном наследии: проблемы и перспективы» (PDF) . Ежеквартальный журнал по международному и коммерческому праву . 67 (4): 833–865. дои : 10.1017/S0020589318000210 . S2CID   149780539 .
  21. ^ «Кто потребует сокровища галеона Сан-Хосе?» . Лас2орильяс . 9 декабря 2015 года . Проверено 13 марта 2016 г.
  22. ^ «Официальные тексты – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры» . Проверено 13 марта 2016 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2458033e7d409eb8dd177bf162b06e3__1718244360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/e3/c2458033e7d409eb8dd177bf162b06e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convention on the Protection of the Underwater Cultural Heritage - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)