Анализ опасностей
Анализ опасностей является одним из многих методов, которые можно использовать для оценки риска . По своей сути этот процесс предполагает описание системного объекта (например, человека или машины), который намеревается выполнить некоторую деятельность. Во время выполнения этой деятельности может возникнуть неблагоприятное событие (называемое «фактором»), которое может вызвать или способствовать происшествию (происшествию, инциденту, несчастному случаю). Наконец, это событие приведет к некоторому результату, который можно измерить с точки зрения степени потерь или вреда. Этот результат может измеряться в непрерывной шкале, например, по сумме денежных потерь, или результаты могут быть отнесены к различным уровням серьезности.
Простой опасностей анализ
Первым шагом в анализе опасностей является их идентификация. Если автомобиль является объектом, выполняющим какую-либо деятельность, например, проездом по мосту, и этот мост может обледенеть, то обледеневший мост может быть идентифицирован как опасность. Если такая опасность возникает, она может стать причиной или способствовать возникновению автомобильной аварии, а последствия этого происшествия могут варьироваться по степени тяжести от незначительного изгиба крыла до несчастного случая со смертельным исходом. [ нужна ссылка ]
Управление рисками опасностей анализа посредством
Анализ опасностей может использоваться для обоснования решений, касающихся снижения риска. Например, вероятность встречи с ледяным мостом можно уменьшить, добавив соль, чтобы лед растаял. Или же стратегии снижения риска могут быть направлены на устранение данного явления. Например, надевание цепей противоскольжения на транспортное средство никак не снижает вероятность обледенения моста, но если встречается обледенелый мост, это улучшает сцепление с дорогой, уменьшая вероятность наезда на другое транспортное средство. Наконец, риском можно управлять, влияя на тяжесть последствий. Например, ремни безопасности и подушки безопасности не предотвращают обледенение мостов и не предотвращают несчастные случаи, вызванные обледенением. Однако в случае аварии эти устройства снижают вероятность аварии, приводящей к смертельным исходам или серьезным травмам. [ нужна ссылка ]
рисков Анализ программного обеспечения
Планы безопасности программного обеспечения IEEE STD-1228-1994 предписывают лучшие отраслевые методы проведения анализа угроз безопасности программного обеспечения, чтобы помочь гарантировать, что требования и атрибуты безопасности определены и указаны для включения в программное обеспечение, которое управляет, контролирует или контролирует критические функции. Когда в системе используется программное обеспечение, разработка и обеспечение проектирования этого программного обеспечения часто регулируются DO-178C . Серьезность последствий, выявленных в результате анализа опасностей, определяет уровень критичности программного обеспечения. Уровни критичности программного обеспечения варьируются от A до E, что соответствует серьезности от катастрофического до отсутствия влияния на безопасность. Для программного обеспечения уровней A и B требуются более высокие уровни строгости, а соответствующие функциональные задачи и рабочие продукты в области безопасности системы используются в качестве объективного доказательства соответствия критериям и требованиям безопасности. [ нужна ссылка ]
В 2009 году [1] был обнародован передовой коммерческий стандарт, основанный на десятилетиях проверенных процессов системной безопасности в Министерстве обороны и НАСА. ANSI/GEIA-STD-0010-2009 (Стандартные передовые методы разработки и реализации программ безопасности систем) — это демилитаризованная коммерческая передовая практика, в которой используются проверенные целостные, комплексные и адаптированные подходы для предотвращения, устранения и контроля опасностей. Он сосредоточен на анализе опасностей и процессе функциональной безопасности.
Примеры категорий серьезности [ править ]
При использовании в рамках анализа авиационной опасности термин «Серьезность» описывает результат (степень потерь или вреда), возникающий в результате происшествия (авиационного происшествия или инцидента). При категоризации категории серьезности должны быть взаимоисключающими, чтобы с каждым событием была связана одна и только одна категория серьезности. Определения также должны быть в совокупности исчерпывающими, чтобы все явления попадали в одну из категорий. В США ФАУ включает пять категорий серьезности в рамках своей политики управления рисками для безопасности полетов. [2]
Серьезность | Определение |
---|---|
Уровень серьезности 1 – катастрофический. | Ожидаемый непреднамеренный эффект, включающий любое из следующего:
|
Уровень серьезности 2 — Опасный. | Ожидаемый непреднамеренный эффект, включающий любое из следующего:
|
Уровень серьезности 3 – серьезный | Ожидаемый непреднамеренный эффект, включающий любое из следующего:
|
Уровень серьезности 4 – незначительный | Ожидаемый непреднамеренный эффект, включающий любое из следующего:
|
Уровень серьезности 5 – минимальный | Незначительный эффект безопасности |
(медицинские приборы)
Серьезность | Определение |
---|---|
Катастрофический | Приводит к смерти |
Критический | Приводит к необратимым нарушениям или опасным для жизни травмам. |
Серьезный | Приводит к травмам или нарушениям, требующим профессионального медицинского вмешательства. |
Незначительный | Приводит к временной травме или ухудшению состояния, не требующим профессионального медицинского вмешательства. |
Незначительный | Приводит к временному дискомфорту или неудобствам |
вероятности Примеры категорий
При использовании в рамках анализа авиационной опасности «Вероятность» представляет собой конкретную вероятность. Это совместная вероятность возникновения опасности, опасности, вызывающей или способствующей авиационному происшествию или инциденту, и полученная в результате степень ущерба или ущерба, попадающая в одну из определенных категорий серьезности. Таким образом, если существует пять категорий серьезности, каждая опасность будет иметь пять вероятностей. В США ФАУ предоставляет шкалу непрерывной вероятности для измерения вероятности, но также включает семь категорий вероятности в рамках своей политики управления рисками для безопасности полетов. [2]
Вероятность | Определение |
---|---|
Вероятность А – часто | Вероятность < 1, но >= |
Вероятность B – редко | Вероятность < но >= |
Вероятность C – крайне редко | Вероятность < но >= |
Вероятность D – удаленная | Вероятность < но >= |
Вероятность E – крайне отдаленная | Вероятность < но >= |
Вероятность F – невероятно | Вероятность < но >= |
Вероятность G – крайне маловероятно | Вероятность < но > 0 |
(медицинские приборы)
Вероятность | Определение |
---|---|
Частый | ≥ 10 −3 |
Вероятный | < 10 −3 и ≥ 10 −4 |
Случайный | < 10 −4 и ≥ 10 −5 |
Удаленный | < 10 −5 и ≥ 10 −6 |
Невероятный | < 10 −6 |
См. также [ править ]
- Экологическая опасность – вредное вещество, состояние или событие.
- Анализ характера и последствий отказов . Анализ потенциальных сбоев системы.
- Анализ дерева отказов - система анализа отказов, используемая в технике безопасности и надежности.
- Исследование опасностей и работоспособности ( HAZOP ) - Исследование рисков в плане или операции.
- Анализ уровней защиты (LOPA) — метод оценки опасностей, рисков и уровней защиты системы.
- Управление рисками для медицинского оборудования – ISO 14971 – стандарт ISO
- Охрана труда и здоровье - область, связанная с безопасностью, здоровьем и благополучием людей на работе.
- Проектирование надежности - раздел системной инженерии, в котором особое внимание уделяется надежности.
- RTCA DO-178B - стандарт RTCA для программного обеспечения, критически важного для безопасности (Аспекты программного обеспечения при сертификации бортовых систем и оборудования)
- RTCA DO-178C – Международный стандарт программного обеспечения для аэронавтики.
- RTCA DO-254 - Документ по руководству бортовым электронным оборудованием (аналог DO-178B, но по аппаратному обеспечению).
- SAE ARP4754 – Аэрокосмическая практика (процесс разработки системы)
- SAE ARP4761 — рекомендуемая практика для аэрокосмической отрасли от SAE International (процесс оценки безопасности системы)
- Инженерия безопасности - инженерная дисциплина, которая гарантирует, что инженерные системы обеспечивают приемлемый уровень безопасности.
- Структурированная методика «что, если» ( SWIFT ) – метод анализа перспективных опасностей.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Центр безопасности химических процессов (1992). Руководство по процедурам оценки опасностей с практическими примерами (2-е изд.). Уайли-Американский институт инженеров-химиков. ISBN 0-8169-0491-Х .
- Бахр, Николас Дж. (1997). Проектирование системной безопасности и оценка рисков: практический подход (химическая инженерия) (1-е изд.). Группа Тейлор и Фрэнсис. ISBN 1-56032-416-3 .
- Клец, Тревор (1999). Хазоп и Хазан (4-е изд.). Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-85295-421-2 .
Примечания [ править ]
- ^ «Объединенное руководство по обеспечению безопасности программных систем» (PDF) . Деятельность по обеспечению безопасности и охраны военно-морских вооружений . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ФАУ 2023, с. С-2
Ссылки [ править ]
ФАУ (29 сентября 2023 г.). «Политика управления рисками безопасности (Приказ ФАУ 8040.4C)» (PDF) . Проверено 6 мая 2024 г.
Внешние ссылки [ править ]
- CFR, Раздел 29 – Труд, часть 1910 – Стандарты безопасности и гигиены труда, § 1910.119
Правила OSHA США относительно «Управления технологической безопасностью высокоопасных химикатов» (особенно Приложение C). - Приказ ФАУ 8040.4 устанавливает политику ФАУ по управлению рисками для безопасности полетов.
- ФАУ публикует Справочник по безопасности систем , в котором дается хороший обзор процесса обеспечения безопасности систем, используемого агентством.
- Стандарт IEEE 1584-2002 , содержащий рекомендации по оценке опасности вспышки дуги.