Археология кораблекрушений
Археология кораблекрушений — это область археологии, которая чаще всего специализируется на изучении и разведке кораблекрушений . [1] Его методы сочетают в себе методы археологии и дайвинга, образуя подводную археологию . Однако на местах, ставших земными, обнаруживаются затонувшие корабли. [2]
Необходимо понимать процессы и теории, согласно которым формируется место крушения, чтобы принять во внимание искажения археологического материала, вызванные фильтрацией и перемешиванием остатков материала, происходящими во время и после процесса крушения. [3]
До крушения корабль действовал как организованная машина, а его команду, оборудование, пассажиров и груз следует рассматривать как систему. Остатки материала должны дать представление о мореходных качествах , навигации и двигательной установке , а также о жизни на борту корабля. Эти подсказки также могут помочь сделать вывод о том, как функционировал корабль, особенно в отношении социальных, политических и экономических систем. [4] Эти места подводных кораблекрушений охраняются Конвенцией ЮНЕСКО.
охране подводного культурного Конвенция ЮНЕСКО об наследия
Кораблекрушения, находившиеся под водой сто и более лет, находятся под защитой Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия . Эта конвенция направлена на предотвращение грабежей, а также уничтожения или потери исторической и культурной информации. [5] Он помогает государствам-участникам защитить свое подводное культурное наследие с помощью международно-правовой базы. [6]
Теории кораблекрушений [ править ]
Модель Макелроя [ править ]
Систематическая модель для характеристики и интерпретации археологии кораблекрушений была впервые предложена Китом Макелроем в 1976 году в статье о Кеннемерленде , который потерпел крушение в 1664 году. [7] Системная модель Макелроя описывает эволюцию материальных останков корабля в результате разрушения, последующих спасательных операций, а также дезинтеграцию и перестановку останков под воздействием факторов окружающей среды. Хотя Макелрой учитывал в своей модели как естественные процессы, так и человеческую деятельность, последующие исследования в основном расширили факторы окружающей среды, а о человеческих процессах было мало публикаций. [7]
Учитывая вмешательство человека [ править ]
В статье Мартина Гиббса, опубликованной в 2006 году, [8] расширяет модель Макелроя, учитывая поведение человека во время катастрофы и долгосрочные отношения между людьми и кораблекрушениями . Эта модель использует исследования людей, пострадавших от стихийных бедствий, чтобы охарактеризовать человеческую деятельность по этапам во время крушения. Эта модель учитывает:
- Фаза угрозы перед столкновением , на которой люди, рассматривающие риск, могут предпринять действия по предотвращению крушения, в результате которых крушения не произойдет, или могут предпринять безуспешные действия для смягчения предполагаемой угрозы, например, место крушения может быть результатом попытки избежать какой-либо предполагаемой угрозы. большая угроза. Размещение груза также может указывать на наличие угрозы.
- Фаза предупреждения перед столкновением , на которой люди могут предпринять решительные действия, чтобы избежать катастрофы, например, высадить судно на берег, выбросить груз или выбросить якоря.
- Воздействие , при котором принимается решение покинуть корабль или остаться на борту и, например, попытаться сняться с мели.
- После удара , когда выжившие перегруппировываются и, например, спасают свои вещи или делают ремонт.
- Спасение и операции после стихийного бедствия , когда судно оставлено и в спасании или удалении останков, представляющих опасность для судоходства, могут быть задействованы третьи стороны.
Сохранение материала под водой [ править ]
Из многих примеров, когда морское дно представляет собой чрезвычайно враждебную среду для подводных свидетельств истории, один из наиболее примечательных — Титаник , хотя это относительно молодое затонувшее судно и находится на глубокой воде, настолько нехватке кальция, что конкреции не происходит образования , кажется сильным. и относительно целым, хотя есть признаки того, что его стальной и железный корпус уже подвергся необратимой деградации. Поскольку такая деградация неизбежно продолжится, данные будут навсегда потеряны, контекст объектов будет разрушен, а основная масса затонувших кораблей за столетия полностью испортится на дне Атлантического океана . Сравнительные данные показывают, что все корабли из железа и стали, особенно те, которые находятся в среде с высоким содержанием кислорода, продолжают разрушаться и будут продолжать это делать до тех пор, пока только их двигатели и другое оборудование не выступят значительно над морским дном. [9] Там, где он остается даже по прошествии времени, железный или стальной корпус часто оказывается хрупким, в слое бетона и продуктов коррозии не остается металла. USS Monitor , найденный в 1970-х годах, подвергся программе сохранения на месте . [10] например, но разрушение судна прогрессировало с такой скоростью, что было предпринято спасение его башни, чтобы ничего не спасти от крушения. [11]
Некоторые затонувшие корабли, потерянные из-за естественных препятствий для судоходства, подвергаются риску быть разбитыми последующими затонувшими кораблями, затонувшими в результате той же опасности, или преднамеренно уничтожаются, поскольку они представляют опасность для судоходства. Даже на глубокой воде коммерческая деятельность, такая как операции по укладке труб и глубоководное траление, может подвергнуть риску затонувшее судно. Таким кораблекрушением является Марди Гра. кораблекрушение [12] затонул в Мексиканском заливе на глубине 4000 футов (1200 метров). Кораблекрушение лежало забытым на дне моря, пока его не обнаружила в 2002 году бригада нефтепромыслов, работающая на компанию по сбору газа «Океанос» (ОГГК). [13] Крупные трубопроводы могут разрушить объекты и сделать некоторые их остатки недоступными, поскольку трубы падают с поверхности океана на грунт на тысячи футов ниже. Траловые сети цепляют и рвут надстройки и отделяют артефакты от их окружения.
Когда корабль терпит крушение, его состояние претерпевает множество изменений, пока останки в конечном итоге не достигнут равновесия с окружающей средой. Первоначально процесс разрушения превращает организованную человеком форму рабочего судна в нестабильное состояние структуры и артефактов под водой. Природные силы действуют на него в процессе разрушения и продолжают действовать до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Тяжелые предметы быстро тонут, более легкие предметы могут дрейфовать, прежде чем затонуть, а плавучие предметы могут полностью уплыть. Это вызывает фильтрацию и перемешивание остатков материала. Внезапное появление структуры на морском дне изменит течения , что часто приводит к новым закономерностям размыва и отложений на морском дне. [3]
Под водой химические процессы и действие биологических организмов будут способствовать распаду. В любой момент этих процессов люди могли вмешаться, например, спасая ценные предметы.
Затонувшие корабли и другие сохранившиеся археологические памятники, как правило, сохранились, потому что динамичный характер морского дна может привести к тому, что артефакты быстро захоронятся в отложениях. Эти отложения затем создают анаэробную среду, которая защищает от дальнейшей деградации. Влажная среда, будь то на суше в виде торфяников и колодцев или под водой, особенно важна для выживания органических материалов, таких как дерево, кожа, ткань и рог. Холод и отсутствие света также способствуют выживанию артефактов, поскольку для органической активности или химических реакций остается мало энергии. Соленая вода обеспечивает большую органическую активность, чем пресная, и, в частности, корабельный червь teredo navalis обитает только в соленой воде, поэтому одни из лучших условий сохранности при отсутствии отложений были обнаружены в холодных темных водах Великих озер. (низкой солености) в Северной Америке и в Балтийском море (где Васа ). сохранилась [14]
Интерпретация и представление кораблекрушений [ править ]
Дайверские тропы, также называемые тропами затонувших кораблей, могут использоваться, чтобы дать дайверам возможность посетить и изучить археологические объекты, подходящие для подводного плавания. [15] Одним из прекрасных примеров является Флоридской общественной археологической сетью (FPAN). «След кораблекрушения Флориды Панхандл», организованный [16] Тропа кораблекрушения Флориды Панхандл включает 12 затонувших кораблей, включая искусственные рифы и множество морских обитателей для дайвинга, подводного плавания и рыбалки на шельфе Пенсаколы, Дестина, Панама-Сити и Порт-Сент-Джо, Флорида . [17] В противном случае презентация обычно будет основываться на публикации (книжных или журнальных статьях, веб-сайтах и электронных носителях, таких как компакт-диски). Телевизионные программы, веб-видео и социальные сети также могут помочь широкой аудитории понять суть подводной археологии. Марди Гра Проект кораблекрушения [18] интегрирован часовой документальный фильм в формате HD, [19] короткие видеоролики для публичного просмотра и видеообновления во время экспедиции в рамках образовательной деятельности. Интернет-трансляция также является еще одним инструментом образовательной деятельности. В течение одной недели в 2000 и 2001 годах подводное видео проекта Месть королевы Анны» транслировалось кораблекрушения « в Интернете в рамках программы QAR DiveLive. [20] образовательная программа, охватившая тысячи детей по всему миру. [21] Этот проект , созданный и сопродюсированный компаниями Nautilus Productions и Marine Grafics, позволил студентам пообщаться с учеными и узнать о методах и технологиях, используемых командой подводных археологов. [22] [23]
Примеры известных кораблекрушений [ править ]
RMS Титаник (1912) [ править ]
Печально известное кораблекрушение « Титаника» произошло 15 апреля 1912 года. На момент спуска на воду этот корабль был самым большим и роскошным океанским лайнером. После столкновения с айсбергом корабль раскололся на две части и затонул на глубину более 2 миль от поверхности. Глубоко в Атлантике нос корабля глубоко погрузился в глину на дне океана, разбрасывая артефакты из посуды, механизмов, плитки и даже останков пассажиров на многие мили морского дна. Однако морские процессы начали работать против существования Титаника. «Морские организмы и кислая глина поглотили древесину и другие органические материалы, включая человеческие останки. Бактерии колонизировались и начали разъедать сталь, оставляя после себя завитки и лужи красных, оранжевых и желтых побочных продуктов». [24] Спустя семьдесят три года после его затопления он был обнаружен в 1985 году. С тех пор в 2010 году роботизированные транспортные средства позволили снимать реалистичные кадры и археологам ходить по палубам корабля.
СС Джорджиана (1863 г.) [ править ]
SS Georgiana — американский пароход, грузовое судно Конфедеративных Штатов ещё в середине 1800-х годов. Считался одним из самых мощных крейсеров Конфедерации. Однако во время своего первого рейса он был затоплен и сожжен. В 1965 году он был обнаружен Э. Ли Спенсом в Чарльстоне, Южная Каролина. «Сегодня « Джорджиана» стоит на дне, а ее огромный котел находится всего в пяти футах (1,5 м) от поверхности. Теперь она покрыта множеством морских вееров , морских кнутов и живых кораллов . Большие части корпуса все еще нетронуты. .Правый борт корпуса местами выступает из песка более чем на девять футов (2,7 м). [25]
Месть королевы Анны — флагман Чёрной Бороды
Это судно считалось флагманом Чёрной Бороды после того, как артефакты доказали его происхождение. Первоначально этот корабль назывался «Ла Конкорд» и служил французским невольничьим кораблем. Когда корабль прошел через Средний проход , многие французы и африканцы погибли или тяжело заболели. Черная Борода и его команда наткнулись на французский корабль и смогли захватить его, а команда и пассажиры «Конкорда» не смогли сражаться. [26] В 1996 году группа исследователей обнаружила возле исторического залива Бофорт артефакты, подтвердившие происхождение корабля. «На месте, обозначенном как место кораблекрушения Северной Каролины 31CR314, было обнаружено несколько диагностических артефактов, в том числе бронзовый колокол, датированный 1705 годом, гиря, ствол английского мушкетона, свинцовый фартук пушки и два пушечных ядра». [27] Эти артефакты XVIII века, пушки и большие якоря также подтвердили идентичность корабля.
См. также [ править ]
- Морская археология - Археологические исследования взаимодействия человека с морем.
- Подводная археология - археологические методы, применяемые на подводных объектах.
- Списки кораблекрушений - Указатель списков кораблекрушений в Википедии.
- Рустик – образование ржавчины часто на затонувших кораблях.
- Дайвинг на затонувшие корабли - рекреационный дайвинг на затонувших кораблях.
- Морская археологическая программа маяка (LAMP) - Маяк во Флориде, США
- Общество морских исследований - американская некоммерческая организация морских исследований.
- Общество морской археологии - британская организация, занимающаяся дальнейшими исследованиями в области морской археологии на благо общества.
Знаменитые кораблекрушения [ править ]
- Кораблекрушение Улубуруна позднего бронзового века, 14 век до н.э.
- Мыс Гелидония. Кораблекрушение позднего бронзового века, ок. 1200 г. до н.э.
- Антикитера c 80-50 гг. до н.э., включает астрономический компьютер, антикитерский механизм.
- Мэри Роуз , 1545 г.
- Васа , 1628 год, открыт Андерсом Франзеном.
- Корабль ЛОС Батавия , 1629 г.
- Корабль французского исследователя Ла Саля La Belle , 1686 год.
- Месть королевы Анны , 1718 год — Чёрной Бороды флагман
- Леусден , 1738 год — невольничий корабль из Голландской Вест-Индии, который считается самой большой гибелью людей в истории работорговли в Атлантическом океане.
- Корабль VOC Амстердам , 1749 год.
- HMS Pandora 1791 года считается одним из самых значительных кораблекрушений в Южном полушарии.
- Медуза , 1816 г.
- SS «Джорджиана» , 1863 год, самый мощный крейсер Конфедерации, погиб с грузом на миллион долларов во время первого рейса в Чарльстоне, Южная Каролина, затонувший корабль обнаружил Э. Ли Спенс в 1966 году.
- Ханли , 1864 г., первая подводная лодка в истории, потопившая корабль, Чарльстон, Южная Каролина, первое место крушения, как сообщается, было обнаружено Э. Ли Спенсом в 1970 г. Место крушения (место, которое Спенс сообщил в Службу национальных парков в 1974 г.) было независимо подтверждено. быть Ханли в экспедиции NUMA/SCIAA 1994/95 года под руководством Марка М. Ньюэлла и финансируемой писателем Клайвом Касслером .
- RMS Титаник , 1912 год, обнаружен Робертом Баллардом.
- Бисмарк , 1941 год, открыт Робертом Баллардом.
- Военный корабль США «Аризона» , 1941 год.
- МС Эстония , 1994 г.
Знаменитые места затонувших кораблей [ править ]
- Древние корабли и корабли беженцев Балтийского моря – Море в Северной Европе
- Немецкий флот открытого моря в Гаттер-Саунде в Скапа-Флоу - водоем на Оркнейских островах, Шотландия.
- Кладбище Атлантики - прозвище океанской зоны недалеко от Северной Каролины.
- Лагуна Трук — атолл в Федеративных Штатах Микронезии.
- Перл-Харбор — гавань на острове Оаху, Гавайи.
- Затонувшая труба Монте-Кристи у побережья Санто-Доминго.
Сноски [ править ]
- ^ «Подводная археология/Кораблекрушения» . Исследователь океана . НОАА . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ «Похороненные корабли» . СФ Генеалогия . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ «Проблемы, причины и интерпретация подводной археологии» . OceanTreasures.org . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ ЮНЕСКО (ред.). «Конвенция об охране подводного культурного наследия – текст Конвенции 2001 года» . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ ЮНЕСКО (ред.). «Подводное культурное наследие» . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маклерой, К. (1976). «Объединение исторических и археологических данных, касающихся исторического места крушения: Кеннемерланд» . Мировая археология . 7 (3): 280–289. дои : 10.1080/00438243.1976.9979641 . .
- ^ Гиббс, М. (2006). «Процессы формирования культурных объектов в морской археологии: реагирование на стихийные бедствия, спасение и Макелрой 30 лет». Международный журнал морской археологии . 35 (1): 4–19. дои : 10.1111/j.1095-9270.2006.00088.x . S2CID 162048618 .
- ^ Маккарти, М., 2000, Археология железа и пароходов: успех и неудача SS Xantho. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum. ISBN 0-306-46365-2
- ^ Скалерсио, Эмилиано; Санджованни, Франческо; Галло, Алессандро; Барбьери, Лорис (2021). «Подводные электроинструменты для консервации, очистки и консолидации затопленных археологических находок на месте» . Журнал морской науки и техники . 9 (6): 676. doi : 10.3390/jmse9060676 .
- ^ Бродуотер, Джон. «USS Monitor: сохранение и восстановление на месте» . academia.edu . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Тайна кораблекрушения Марди Гра» . Наутилус Продакшнс .
- ^ «Кораблекрушение Марди Гра» . uwf.edu . Архивировано из оригинала 16 мая 2015 г.
- ^ «Подводная археология» . www.detecting.org.uk . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ например, Саутер, К., 2006. Культурный туризм и образование дайверов. В морской археологии: австралийские подходы. Серия Спрингера по подводной археологии. Стэнифорт, М. и Нэш, М. (редакторы) Спрингер, Нью-Йорк.
- ^ «Тропа кораблекрушения Панхандл во Флориде» . Дайв-тропа Панхандл во Флориде .
- ^ Блэр, Кимберли. «Тропа кораблекрушения Панхандл во Флориде манит дайверов» . usatoday.com . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ «Кораблекрушение Марди Гра» . uwf.edu . Архивировано из оригинала 16 мая 2015 г.
- ^ Лэндис, Номи. «Тайна документального фильма о кораблекрушении Марди Гра» . nautilusproductions.com . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ «Прямой эфир из Морхед-Сити, это месть королевы Анны» .
- ^ С Саутерли и Дж. Гиллман-Брайан. (2003). «Ныряние на тему мести королевы Анны» . В: С. Ф. Нортон (Ред). Погружение в науку...2003 . Труды Американской академии подводных наук (22-й ежегодный научный симпозиум по дайвингу). Архивировано из оригинала 19 февраля 2009 г. Проверено 3 июля 2008 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Apple и QuickTime помогут с подводным погружением» . Макмир.
- ^ «Сияющее кораблекрушение Чёрной Бороды» . Обновление P3. Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 08 марта 2016 г.
- ^ «Археология Титаника - Архив журнала «Археология»» . archive.archaeology.org . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Подводная археология на Джорджиане », Э. Ли Спенс , представленная перед Международной конференцией по подводной археологии, 1974 г.
- ^ «Путешествие пиратского корабля | Проект мести королевы Анны» . www.qaronline.org . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Обнаружено кораблекрушение Чёрной Бороды | Проект мести королевы Анны» . www.qaronline.org . Архивировано из оригинала 22 сентября 2020 г. Проверено 30 июля 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Институт морской археологии
- Общество морской археологии
- Морская археологическая программа маяков (LAMP), Маяк и музей Святого Августина, Сент-Огастин, Флорида
- Центр морской археологии Ольстерского университета, Колрейн
- Кораблекрушения Великобритании : информация о затонувших кораблях в морях, окружающих Британию и Ирландию.
- Секстант , Интернет-сообщество подводной археологии и морской истории
- Этика Общества морских исследований в подводной археологии и социализм против капитализма в подводной археологии Э. Ли Спенс
- Сеть общественной археологии Флориды
- Институт морской истории
- Подводная археология Северных стран
- Программа морской археологии Университета Флиндерса
- Кодекс этики морских археологов австралийской AIMA
- [Ричард Стиллвелл, изд. Принстонская энциклопедия классических памятников , 1976:] Ричард Стиллвелл, изд. Принстонская энциклопедия классических мест , 1976:] «Кораблекрушения» включает алфавитный список известных мест затонувших кораблей классической древности.