Jump to content

HMS Пандора (1779 г.)

Координаты : 11 ° 23'ю.ш., 143 ° 59' в.д.  /  11,383 ° ю.ш., 143,983 ° в.д.  / -11,383; 143,983

HMS Pandora затонула 29 августа 1791 г.
История
Великобритания
Имя HMS Пандора
Заказал 11 февраля 1778 г.
Строитель Adams & Barnard, верфь на Гроув-стрит, Дептфорд
Заложен 2 марта 1778 г.
Запущен 17 мая 1779 г.
Завершенный 3 июля 1779 года на верфи Дептфорда.
Введен в эксплуатацию Май 1779 г.
Судьба Затонул 28 августа 1791 года в Торресовом проливе .
Общие характеристики
Класс и тип 24-пушечный «Поркупайн» типа шестого ранга почтовый корабль
Тонны нагрузки 524 ( бм )
Длина
  • 114 футов 7 дюймов (34,93 м) (в целом)
  • 94 фута 9,5 дюйма (28,893 м) (киль)
Луч 32 фута 3 дюйма (9,83 м)
Черновик
  • 7 футов 4 дюйма (2,24 м)
  • 11 футов (3,4 м)
Глубина захвата 10 футов 3 дюйма (3,12 м)
План паруса Полностью оснащенный корабль
Дополнить 160
Вооружение
  • Как построено :
  • Верхняя палуба: 22 × 9 фунтов.
  • Квартердек: 2 × 6 фунтов

HMS Pandora — 24-пушечный «Поркупайн», типа шестого ранга почтовый корабль Королевского флота спущенный на воду в мае 1779 года. [1] Судно наиболее известно своей ролью в выслеживании мятежников «Баунти» в 1790 году, что остается одной из самых известных историй в истории мореплавания . [2] «Пандоре» удалось частично добиться успеха, захватив 14 мятежников, но она потерпела крушение у Большого Барьерного рифа . на обратном пути в 1791 году [3] HMS Pandora считается одним из самых значительных кораблекрушений в Южном полушарии. [4]

Проектирование и строительство

[ редактировать ]

«Пандора» представляла собой 24-пушечный 9-фунтовый «Поркупайн» класса почтовый корабль . Этот класс был разработан инспектором военно-морского флота Джоном Уильямсом в 1776 году; это была увеличенная версия Sphinx класса , также разработанная Уильямсом. Всего было заказано десять кораблей этого класса, первый из которых был согласован 25 июня. [5] Пандора была девятым заказанным кораблем, это произошло 11 февраля 1778 года. [6]

Переданный по контракту компании Adams & Barnard с Гроув-стрит, Дептфордская верфь , он был заложен 2 марта и спущен на воду 17 мая 1779 года со следующими размерами: 114 футов 7 дюймов (34,9 м) по верхней палубе и 94 feet 9+12 inches (28.9 m) along the keel, with a beam of 32 feet 3 inches (9.8 m) and a depth in the hold of 10 feet 3 inches (3.1 m). The ship measured 524Грузоподъемность 38 94 тонны , стоимость 5 716 фунтов стерлингов 3 шиллинга. 10д. построить. Процесс оснащения был завершен в Дептфорде 3 июля и стоил еще 5 909 фунтов стерлингов 13 шиллингов. 10д. [6]

«Пандоры» составлял Экипаж 160 человек. Она была вооружена двадцатью двумя 9-фунтовыми длинными пушками на верхней палубе, это вооружение дополнялось двумя 6-фунтовыми длинными пушками на баке . [7]

Раннее обслуживание

[ редактировать ]

Пандоры Первая служба состоялась в Ла-Манше во время угрозы вторжения объединенных флотов Франции и Испании в 1779 году. Корабль использовался в водах Северной Америки во время американской войны за независимость и служил в качестве эскорта конвоев между Англией и Квебеком. 18 июля 1780 года под командованием капитана Энтони Парри Пандора и Даная захватили американского капера Джека . [8] Затем, 2 сентября, два британских судна захватили американского капера « Грозный » . [9] 14 января Пандора захватила бриг Джени . Затем 11 марта она захватила корабль «Меркурий» . [10] Двумя днями позже «Пандора» и HMS «Беллисариус» отошли от мысов Вирджиния и захватили шлюп «Луис» , направлявшийся в Вирджинию с грузом сидра и лука. [11] Под командованием капитана Джона Инглиса Пандора захватила еще больше торговых судов. Первым был бриг Лайвли 24 мая 1782 года. [12] Далее последовали корабль «Меркурий» и шлюпы «Порт-Рояль» и «Суперб» (22 ноября 1782 г.), бриг «Нестор» (3 февраля 1783 г.) и корабль «Финансист» (29 марта). [13] В конце американской войны Адмиралтейство поместило Пандору в обычный (законсервированный) в 1783 году в Чатеме сроком на семь лет.

Путешествие в поисках Награды

[ редактировать ]

Пандору было приказано вернуть в строй 30 июня 1790 года, когда война между Великобританией и Испанией казалась вероятной из-за кризиса Нутки . Однако в начале августа 1790 года, через пять месяцев после того, как стало известно о мятеже на HMS Bounty , первый лорд Адмиралтейства Джон Питт, 2-й граф Чатем , решил отправить корабль, чтобы вернуть « Баунти» , схватить мятежников и вернуть их. в Англию для суда. [14] «Пандора» была переоборудована четырьмя 18-фунтовыми карронадами , а количество девятифунтовых орудий сократилось до двадцати.

«Пандора» отплыла с «Солента» 7 ноября 1790 года под командованием капитана Эдвардса Эдвардса и экипажем из 134 человек. С его командой был Томас Хейворд , который находился на «Баунти» во время мятежа и уехал вместе с Блаем в открытой лодке. На Таити им также помогал Джон Браун, которого оставил на острове британский торговый корабль «Меркурий» . [15]

Эдвардс не знал, что двенадцать мятежников вместе с четырьмя членами команды, оставшимися верными Уильяму Блаю , к тому времени уже решили вернуться на Таити после неудачной попытки основать колонию (Форт Сент-Джордж) под Флетчера Кристиана руководством . на Тубуаи , одном из Южных островов . Недовольные мужчины жили на Таити как « бродяги по пляжу », многие из них родили детей от местных женщин. Группа мятежников Флетчера Кристиана и их полинезийские последователи отплыли и в конечном итоге основали свое поселение на тогда еще неизведанном острове Питкэрн . К моменту Пандоры прибытия четырнадцать бывших бойцов Баунти остались на Таити, причем Чарльз Черчилль был убит в ссоре с Мэтью Томпсоном, который, в свою очередь, был убит полинезийцами, считавшими Черчилля своим королем. [16]

Пандора достигла Таити 23 марта 1791 года через мыс Горн . Трое мужчин вышли и сдались Эдвардсу вскоре после Пандоры прибытия . Это были Джозеф Коулман, оружейник « Баунти » , и мичманы Питер Хейвуд и Джордж Стюарт. [15] Затем Эдвардс отправил поисковые группы, чтобы собрать остальных. Опытный моряк Ричард Скиннер был задержан на следующий день после Пандоры прибытия . К этому времени, предупрежденные о присутствии Эдвардса, другие люди из Баунти бежали в горы, в то время как Джеймс Моррисон , Чарльз Норман и Томас Эллисон пытались добраться до Пандоры, чтобы сдаться на построенной ими спасательной лодке. В конечном итоге все они были схвачены и доставлены обратно на Пандору . 29 марта [17] восьмой человек, полуслепой Майкл Бирн , который был скрипачом на борту «Баунти» К этому времени на борт также поднялся . Не было записано, был ли он схвачен или сдался. [17] Эдвардс провел дальнейшие поиски в течение следующих полутора недель, а в субботу на борт «Пандоры» были доставлены еще двое мужчин : Генри Хилбрант и Томас Макинтош. Остальные четверо мужчин, Томас Беркетт, Джон Миллуорд, Джон Самнер и Уильям Маспратт , были доставлены на следующий день. [18] Эти четырнадцать мужчин были заперты во импровизированной тюремной камере размером одиннадцать на восемнадцать футов (3,4 на 5,5 м) на Пандоры « » квартердеке , которую они назвали « Ящиком Пандоры ». [19]

8 мая 1791 года Пандора покинула Таити и впоследствии провела три месяца, посещая острова в юго-западной части Тихого океана в поисках « Баунти» и оставшихся мятежников, не обнаружив никаких следов пиратского судна. Во время этой части путешествия в двух шлюпках корабля пропали без вести четырнадцать членов экипажа. Девять из них находились на «Матави» , шхуне, построенной членами экипажа «Баунти» и названной ими «Резолюшн» . Его использовали в качестве корабельного тендера он потерял из виду Пандору возле Тутуилы , но ночью . По случайности во время путешествия в Батавию эти девять человек стали первыми европейцами, вступившими в контакт с народом Фиджи . [20] [21]

Тем временем «Пандора» посетила Токелау , Самоа , Тонгу и Ротуму . Они также миновали остров Ваникоро , который Эдвардс назвал островом Питта; но они не остановились, чтобы исследовать остров и исследовать явные признаки обитания. Если бы они сделали это, они, весьма вероятно, обнаружили бы ранние свидетельства о судьбе экспедиции французского исследователя Тихого океана Лаперуза , исчезнувшей в 1788 году. Из более поздних рассказов об их судьбе очевидно, что значительная часть экипажа пережила циклон, разбивший их корабли «Астролябия» и «Буссоль» на окаймляющем рифе Ваникоро.

Разбитый

[ редактировать ]

Направляясь на запад, направляясь к Торресову проливу , корабль сел на мель 29 августа 1791 года на внешнем участке Большого Барьерного рифа . На следующее утро «Пандора» затонула, унеся жизни 35 человек — 31 члена экипажа и 4 мятежников. [22] Четверо потерянных заключенных были Джорджем Стюартом; Джон Самнер; Ричард Скиннер; и Генри Хиллбрандт (согласно одной истории, они утонули, потому что их руки все еще были скованы; руки Джеймса Моррисона также были скованы, но он выжил). [23] [24] Остальная часть корабельной компании (89 членов экипажа и 10 заключенных, семеро из которых были освобождены из камеры после затопления корабля) собрались на небольшом безлесном песчаном рифе. После двух ночей на острове они отплыли на Тимор на четырех открытых лодках, сделав остановку на Муралаге (остров Принца Уэльского) в Торресовом проливе в поисках пресной воды. [25] Они прибыли в Купанг 16 сентября 1791 года после трудного путешествия через Арафурское море . Еще шестнадцать человек умерли после крушения, многие из них заболели во время пребывания в Батавии. В конце концов только 78 из 134 мужчин, находившихся на борту при отбытии, вернулись домой.

Капитан Эдвардс и его офицеры были реабилитированы за гибель «Пандоры » после военного трибунала . Колониальные власти Нового Южного Уэльса не предприняли никаких попыток спасти материалы после крушения. Десять выживших заключенных также предстали перед судом; Различные военные трибуналы оправдали четверых из участников мятежа и осудили шестерых, трое из которых - Миллуорд, Беркитт и Эллисон - были казнены 29 октября 1792 года на борту военного корабля «Брансуик» в Портсмуте. [26] Питер Хейвуд и Джеймс Моррисон получили королевское помилование , а Уильям Маспратт был оправдан по юридическим формальностям .

Потомки девяти мятежников, не обнаруженных Пандорой , все еще живут на острове Питкэрн, убежище, которое Флетчер Кристиан основал в январе 1790 года и где они сожгли и затопили « Баунти» через несколько недель после прибытия. новоанглийский тюлень Топаз (капитан Мэйхью Фолджер Их укрытие не было обнаружено до 1808 года, когда на крошечный неизведанный остров попал ). К тому времени все мятежники, за исключением Джона Адамса (он же Александр Смит) были мертвы, причем большинство из них умерло при насильственных обстоятельствах.

Место крушения: открытие и археология

[ редактировать ]

Место крушения Пандоры находится примерно в 5 км к северо-западу от Моултер-Кей. 11 ° 23'ю.ш., 143 ° 59' в.д.  /  11,383 ° ю.ш., 143,983 ° в.д.  / -11,383; 143,983 на внешней стороне Большого Барьерного рифа, на краю Кораллового моря . Это одно из наиболее хорошо сохранившихся затонувших кораблей в водах Австралии. [27] Его открытие было сделано 15 ноября 1977 года независимыми исследователями Беном Кроппом , Стивом Доммом и Джоном Хейером . [27] [28]

Джон Хейер , австралийский режиссер-документалист, предсказал положение затонувшего корабля на основе своих исследований в Национальном морском музее в Гринвиче. Его исследовательская экспедиция была начата с помощью Стива Домма, владельца лодки и натуралиста, и Королевских ВВС Австралии . С помощью встроенных датчиков Королевских ВВС Австралии P-2V Neptune была обнаружена магнитная аномалия, вызванная затонувшим кораблем, и ракеты были установлены вблизи координат, предсказанных Хейером.

Бен Кропп , австралийский телевизионный кинорежиссер, узнал об экспедиции Хейера и решил начать собственные поиски с намерением последовать за Хейером на лодке; Таким образом, Кропп нашел затонувшую «Пандору» незадолго до того, как это сделала лодка Хейера. На самом деле затонувший корабль увидел дайвер по имени Рон Белл на лодке Кроппа. После того, как место крушения было обнаружено, оно было немедленно объявлено охраняемым объектом в соответствии с Законом об исторических кораблекрушениях Австралии 1976 года , а в 1978 году Кропп и Стив Домм разделили вознаграждение в размере 10 000 долларов за обнаружение крушения.

В период с 1983 по 1999 год Музей Квинсленда проводил раскопки затонувшего судна девять раз, согласно исследовательскому плану, разработанному морскими археологами из музеев Западной Австралии и Квинсленда. [29] Археологи, историки и ученые из Музея тропического Квинсленда в Таунсвилле продолжают собирать воедино историю Пандоры , используя археологические и дошедшие до нас исторические свидетельства. В музее представлена ​​большая коллекция артефактов. [30]

В ходе девяти сезонов раскопок в 1980-х и 1990-х годах группы морских археологов музея установили, что примерно 30% корпуса осталось нетронутым. [31] Судно остановилось на глубине от 30 до 33 метров (от 98 до 108 футов) на пологом песчаном дне, слегка наклоненном к правому борту; следовательно, сохранилась большая часть правого борта, чем левого борта корпуса. Примерно треть морского дна, на котором похоронен затонувший корабль, была раскопана Музеем Квинсленда, в результате чего осталось около 350 м2. 3 (12 000 куб. футов) для любых будущих раскопок.

Путешествие HMS Pandora в 1791 году.

Наследие

[ редактировать ]

Паб в Рестронгет-Крик , Майлор-Бридж , Корнуолл , построенный в 13 веке, был переименован в «The Pandora Inn» в честь HMS Pandora . [32]

Островок на атолле Дюси на островах Питкэрн назван в честь корабля, а другой — в честь его капитана.

  1. ^ Маккей, Джон; Коулман, Рон (1992). 24-пушечный фрегат «Пандора», 1779 г. Лондон: Conway Maritime Press.
  2. ^ «Узнайте о HMS Pandora» . Квинслендский музей . Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 27 июля 2022 г.
  3. ^ Геснер, Питер (1997). «HMS Пандора». В Дельгадо, Джеймс П. (ред.). Энциклопедия подводной и морской археологии . Лондон: Издательство Британского музея. п. 305. ИСБН  0714121290 .
  4. ^ «Квинслендский музей HMS Pandora» . Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 5 ноября 2017 г.
  5. ^ Уинфилд (2007) , с. 670.
  6. ^ Jump up to: а б Уинфилд (2007) , с. 674.
  7. ^ Уинфилд (2007) , с. 671.
  8. ^ «№12156» . Лондонская газета . 23 января 1781 г. с. 2.
  9. ^ «№12229» . Лондонская газета . 29 сентября 1781 г. с. 2.
  10. ^ «№12290» . Лондонская газета . 23 апреля 1782 г. стр. 2–3.
  11. ^ «№12306» . Лондонская газета . 18 июня 1782 г. с. 5.
  12. ^ «№12618» . Лондонская газета . 1 февраля 1785 г. с. 66.
  13. ^ «№12476» . Лондонская газета . 16 сентября 1783 г. с. 3.
  14. Запись в бортовом журнале HMS Pandora (Adm. MS 180) за среду, 11 августа 1790 г., в: Gesner, 2016:80.
  15. ^ Jump up to: а б Александр 2004 , с. 9.
  16. ^ Александр 2004 , с. 8.
  17. ^ Jump up to: а б Александр 2004 , с. 10.
  18. ^ Александр 2004 , с. 11.
  19. ^ Александр 2004 , с. 12.
  20. ^ Макстон 2020 , с. 3.
  21. ^ См. журнал Ренуара, мичмана Дэвида Томаса: Путешествие тендера Пандоры (1791 г.), перепечатано в: Maxton, 2020: 143-156.
  22. ^ Геснер, Питер (июнь 2016 г.). « «За достойное наказание»: карательное путешествие по южной части Тихого океана в восемнадцатом веке (гл. 2. Этап 2 проекта Пандора: еще четыре сезона раскопок на месте исторического кораблекрушения Пандоры)» . Мемуары Квинслендского музея – Культура . 9 : 39. Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 13 января 2017 г.
  23. ^ «Электронная книга проекта Гутенберга о мятеже Баунти сэра Джона Барроу» . www.gutenberg.org . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 г.
  24. ^ «Правдивая история мятежа в Баунти» . 9 октября 1936 г. - из Интернет-архива.
  25. ^ Шарп, Нони (1992). Следы вдоль песчаных пляжей мыса Йорк . Пресса по изучению аборигенов . п. 109. ИСБН  978-0-855-75230-9 .
  26. ^ «Историческая хроника» . Универсальный журнал знаний и удовольствия . 91 : 395. Июль 1792 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 г. Проверено 11 ноября 2017 г. - через Google Книги.
  27. ^ Jump up to: а б Стоун, Питер (2006). Энциклопедия австралийских кораблекрушений и других морских происшествий . Яррам, Вик.: Oceans Enterprises. п. 701. ИСБН  0958665753 .
  28. ^ Кропп, Бен (1980). «Мы обнаруживаем HMS Pandora». Этот суровый берег . Аделаида: Ригби. стр. 74–88.
  29. ^ Геснер, Питер (2016). " "Проект Пандора, этап 2: еще 4 сезона раскопок на месте исторического кораблекрушения Пандора" " . Мемуары Квинслендского музея – Культура . 9 (1): 1. Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 года . Проверено 29 марта 2024 г.
  30. ^ «Квинслендский музей тропиков Таунсвилля» . Галерея Пандора . Архивировано из оригинала 29 марта 2024 года . Проверено 29 марта 2024 г.
  31. ^ Геснер, Питер (2000). «ПРОЕКТ HMS PANDORA — ОТЧЕТ О ЭТАПЕ 1: ПЯТЬ СЕЗОНОВ РАСКОПОК». Мемуары музея Квинсленда, серия «Культурное наследие» . 2 (1): 22.
  32. ^ «История гостиницы Пандора» . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 30 июня 2020 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с HMS Pandora (корабль, 1779 г.) на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2237eb5f463c58316463d85401da562a__1722824520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/2a/2237eb5f463c58316463d85401da562a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Pandora (1779) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)