Зюйтдорп
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Зюйтдорп |
Владелец | Голландская Ост-Индская компания |
Судьба | Затонул у скал Зюйтдорп в 1712 году. |

Зюйтдорп , также Зюйддорп (что означает «Южная деревня», в честь Зюйддорпе , сохранившейся деревни на юге Зеландии в Нидерландах , недалеко от бельгийской границы) — торговый корабль XVIII века Голландской Ост-Индской компании (Vereenigde Oost-Indische Compagnie , обычно сокращенно ЛОС). [ 1 ]
1 августа 1711 г. [ 2 ] Зюйтдорп был отправлен из Нидерландов в торговый порт Батавия (ныне Джакарта , Индонезия ) с грузом свежеотчеканенных серебряных монет. [ 3 ] Многие торговые суда следовали по маршруту Брауэра , используя сильные ветры ревущих сороковых годов , чтобы перенести их через Индийский океан в пределах видимости западного побережья Австралии (тогда называвшегося Новой Голландией), откуда они поворачивали на север в сторону Батавии.
Зюйтдорп не прибыл в пункт назначения, и о нем больше никто не слышал. Никакого поиска не проводилось, предположительно потому, что VOC не знала, где и где потерпел крушение корабль, и был ли он захвачен пиратами. Предыдущие дорогостоящие попытки были предприняты для поиска других пропавших без вести кораблей, но они потерпели неудачу, даже когда было известно приблизительное место крушения.
В середине 20-го века Зюйтдорпа место крушения было обнаружено в отдаленной части побережья Западной Австралии между Калбарри и заливом Шарк , примерно в 40 км (25 миль) к северу от реки Мерчисон . Этот участок береговой линии, впоследствии названный Скалами Зюйтдорпа , был заповедником коренных жителей и был одним из последних диких мест, пока в конце 19 века здесь не были созданы овцеводческие станции. Было высказано предположение, что выжившие после крушения могли торговать с местными общинами аборигенов или вступать в брак с ними между Калбарри и Шарк-Бей. [ 4 ]
В 1834 году на берегу появились новости о неопознанном кораблекрушении, когда аборигены рассказали фермеру недалеко от Перта о затонувшем корабле. В 1927 году обломки были замечены группой коренных жителей Европы (включая Аду и Эрнеста Драге, Тома и Лурлин Пеппер, Чарли Малларда) на вершине скалы недалеко от границы дома Мерчисон и станций Тамала. Предполагается, что в этом также были замешаны Берти и Перл Дрейдж, Джек Брэнд и миссис Брэнд, а также двое рабочих-аборигенов, в том числе человек по имени Ньярда. Главный скотовод станции Тамала Том Пеппер сообщил о находке властям, причем они впервые посетили это место в 1941 году. В 1954 году Пеппер дал Филиппу Плейфорду указания, как добраться до обломков. Плейфорд идентифицировал реликвии как из Зюйтдорпа.
Первые погружения и попытки спасения
[ редактировать ]Первое погружение в мае 1964 года и обнаружение огромного месторождения серебра в 1967 году привели к успешным попыткам спасения команд под руководством Тома Брэйди из Джералдтона и Алана Робинсона из Перта, которые воспользовались услугами Клайва Доу (который посетил это место приземляться в других случаях), чтобы облегчить ему работу.
Работа Музея Западной Австралии
[ редактировать ]Гарри Бингэм и его главный дайвер Джефф Кимптон успешно добыли серебро и другие материалы в 1971 году, как и команда под руководством Джереми Грина в 1976 году и в других случаях. Спасательные работы были прекращены в 1981 году из-за предполагаемой опасности работы на этом месте. После этого для охраны этого места был назначен дежурный.
Это место, одна из немногих зон с ограниченным доступом в соответствии с Законом Содружества об исторических кораблекрушениях 1976 года и Законом о подводном культурном наследии 2018 года , требовало разрешения на посещение и находилось под регулярным наблюдением. Разрешение все равно требуется.
Когда в 1986 году работы возобновились под руководством М. (Мака) Маккарти (с главным дайвером музея Джеффом Кимптоном), было обнаружено, что месторождение серебра практически исчезло.
Вскоре после того, как программа вступила в междисциплинарную фазу, став первым исследованием ЛОС в Музее Западной Австралии, в котором была использована эта практика. К команде присоединились геолог-историк Филип Плейфорд , а также доисторики Сандра Боудлер , Кейт Морс , земные исторические археологи, в том числе Фиона Уивер и Том Пеппер-младший (представляющие интересы станции и коренных народов), геодезисты, Департамент землеустройства и художники. . Были записаны устные истории с указанием личности станции, включая родственников Пеппер, Драге, Блад, Кряква и других семей коренных народов, причастных к крушению. Главным на этом новом этапе было внимание, уделяемое возможностям взаимодействия европейцев и коренных народов и перемещению выживших от места крушения.
Книга Филиппа Плейфорда «Серебряный ковер: Крушение Зюйтдорпа» была выпущена в рамках исследования музея. Книга выиграла Книжную премию премьер-министра Западной Австралии, когда была впервые опубликована в 1996 году. [ 5 ]
Музеи во Фримантле и Джералдтоне представили выставки, посвященные затонувшему кораблю, веб-сайт и отчеты. Также была организована выставка для центра наследия Калбарри. Из-за логистических трудностей и принятия законодательства по охране труда и технике безопасности подводная программа Зюйтдорп была прекращена в 2002 году, хотя работы на суше и в лабораториях продолжаются.
Историк Билл Банбери рассмотрел крушение и его последствия в главе «Потерянный корабль – потерянные люди: история Зюйтдорпа» в книге « Оказавшись во времени: говоря об истории Австралии». [ 6 ]
Теория смешанных браков голландцев и аборигенов. Наскальные надписи
[ редактировать ]В 1988 году американка, вышедшая замуж за члена семьи Маллардов, связалась с Филиппом Плейфордом и рассказала, как ее муж умер несколько лет назад от болезни, называемой разнообразной порфирией . Плейфорд обнаружил, что заболевание было генетически связано и первоначально ограничивалось африканцами , и что все случаи заболевания в Южной Африке были связаны с Герритом Янсом и Ариантджи Джейкобс, которые поженились на мысе Доброй Надежды в 1688 году.
Зюйтдорп прибыл на мыс в марте 1712 года, где принял на себя более 100 новых членов экипажа. Один из сыновей Янса мог в это время подняться на борт корабля и таким образом стать переносчиком болезни среди австралийских аборигенов. В 2002 году было проведено ДНК -исследование гипотезы о том, что мутация разнообразной порфирии была занесена в популяцию аборигенов моряками, потерпевшими кораблекрушение . в Медицинском центре королевы Елизаветы II в Недлендсе, Западная Австралия , и Стелленбошском университете в Южной Африке [ 7 ] Исследование пришло к выводу, что мутации не были унаследованы от моряков, потерпевших кораблекрушение.
Наличие аналогичных европейских генетических заболеваний у аборигенов (таких как синдром Эллиса-Ван Кревельда ), как и у выживших после кораблекрушения ЛОС, также сомнительно. Связи между голландцами и коренными народами через затонувшие корабли VOC стали менее надежными из-за ввоза сотен дайверов для использования на жемчужных месторождениях Западной Австралии в середине-конце 19 века. Эти наемные рабочие, которых неправильно называли малайцами , прибыли с островов к северу от Австралии, многие из них через порт Батавия. Одно судно, SS Xantho например, , доставило 140 малайских мальчиков в возрасте 12–14 лет для использования на добыче жемчуга. Они высадились на борт в Батавии, где болезни (в том числе генетические) были занесены персоналом ЛОС местному населению с 1600 года. Кроме того, многие малайские ловцы жемчуга остались на побережье, а некоторые вступили в брак с аборигенами в Шарк-Бэй. Следовательно, в равной степени возможно, что генетические связи между австралийскими аборигенами и голландцами можно проследить до этих источников. Еще одним возможным источником являются макасцы, которые на протяжении веков часто посещали берега северной Австралии, смешивались с прибрежными аборигенами и даже забрали некоторых из них обратно в Макассар. [ 8 ]
Еще одним популярным мнением была возможность того, что группы аборигенов присоединились к выжившим из Зюйтдорпа или мятежникам из Батавии, что вдохновило на создание картины корабля Уолга-Рок . Эта теория была оспорена, поскольку новые данные указывают на то, что на изображении изображен пароход, возможно, «Ксанто» . [ 9 ]
Возобновился также интерес к подлинности наскальных надписей, преимущественно одной из них, гласящей «Зюйтдорп 1711», которая когда-то была видна на скале, примыкающей к рифовой платформе на этом месте. После первых визитов Филиппа Плейфорда в 1954/55 году, когда на фотографиях того же места нет надписи, надпись считается современным артефактом. Подробности опубликованы в серии отчетов музея и на веб-сайте Зюйтдорпа. [ 10 ]
Мемориальная доска
[ редактировать ]В июне 2012 года графство Нортгемптон открыло в Калбарри памятную доску в честь 300-летия крушения Зюйтдорпа . [ 11 ] [ 12 ] На мемориальной доске также упоминаются два других корабля Голландской Ост-Индской компании, потерпевших крушение в этом районе: «Батавия» и «Зевейк» .
Последние разработки и возобновленные исследования
[ редактировать ]Эрни Динго посетил это место, чтобы узнать больше об отце Томе Пеппере-младшем и его бабушке и дедушке Томе-старшем и Лурли Пеппер. Это расследование появилось в выпуске Who Do You Think You Are за 2018 год .
Книга Плейфорда «Серебряный ковер» (1996) была переиздана в 1998 и 2006 годах, но осталась неизменной. Последней работой Музея Западной Австралии стал внутренний отчет, подготовленный в 2009 году, оставивший многолетний вакуум в том, что было публично известно о кораблекрушении и его последствиях. [ 13 ] [ 14 ]
После ухода из Музея штата Вашингтон в 2019 году Маккарти попытался восполнить этот пробел, в результате чего был создан «Сборник исследований Зюйтдорпа», неопубликованный электронный отчет, который в первую очередь предназначен для того, чтобы помочь заинтересованным сторонам получить доступ ко всему, что сейчас известно по этому предмету.
Представлено в апреле 2024 года Департаменту морского наследия Музея Западной Австралии в виде внутреннего электронного отчета (№ 348). Работа объемом 500 страниц (в бумажном виде) содержит исследования Маккарти и ссылки на все другие известные источники и архивы, включая источники VOC, первых исследователей, водолазов-спасателей, семей аборигенов, ученых, лингвистов и других исследователей и энтузиастов.
См. также
[ редактировать ]- ANCODS , Австралийско-Нидерландский комитет по затонувшим старым голландским кораблям.
- Список кораблекрушений
- Конкордия (корабль 1696 г.)
- Морская археология
- Кораблекрушения Западной Австралии
- Корабль ЛОС Амстердам
- Охраняемые территории Австралии
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Зюйддорп (1701 г.)» . De VOCsite (на голландском языке). 2020 . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ zuytdorp.html Архивировано 17 июля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Зюйддорп» . Судоходство Голландской Ост-Индской компании между Нидерландами и Азией 1595-1795 гг . Гюйгенс ИНГ. 2 февраля 2015 года . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Отдельный комитет по древним кораблекрушениям» (PDF) . Законодательное собрание Западной Австралии . 17 августа 1994 г. Архивировано из оригинала (PDF) 29 февраля 2008 г. . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ Плейфорд, Филлип Э. (Филлип Эллиотт) (1996), Серебряный ковер: крушение Зюйтдорпа , University of Western Australia Press, ISBN 978-1-875560-73-8
- ^ Банбери, Билл (2006), Оказавшись вовремя: разговор об истории Австралии (новое издание), Fremantle Arts Center Press, ISBN 978-1-921064-84-5
- ^ Росси, Э; Чин, CY; Бейлби, JP; Васо, ХФ; Варнич, Л. (сентябрь 2002 г.). «Разнообразная порфирия у пациентов аборигенов Западной Австралии». Журнал внутренней медицины . 32 (9–10): 445–450. дои : 10.1046/j.1445-5994.2002.00274.x . ПМИД 12380696 . S2CID 34572600 .
- ^ Маккарти, М., 2024. Сборник исследований Зюйтдорпа) Морская археология, Музей Западной Австралии, отчет № 348.
- ^ https://museum.wa.gov.au/explore/broadhurst/ss-xantho.
- ^ «Зюйддорп (Зюйтдорп)» . Западно-Австралийский музей . Проверено 21 июля 2018 г.
- ^ «Официальное открытие памятной доски Зюйтдорп» . Ассоциация развития Калбарри. Архивировано из оригинала 11 апреля 2012 года . Проверено 28 июня 2012 г.
- ^ Мемориал Зюйтдорп , 2 июня 2012 г. , дата обращения 18 июня 2022 г.
- ^ Маккарти, М., 2006. Голландцы на австралийских берегах: трагедия Зюйтдорпа - незавершенное дело. В книге Шоу Л. и Уилкинса В. (ред.) «Голландские связи — 400 лет австралийско-голландских морских связей». 1606–2006: 94–109.
- ^ Воспроизведено как Отдел морской археологии Западно-Австралийского музея, отчет № 256 Зюйтдорп: Незаконченное дело , М. Маккарти, 2009.
Ссылки
[ редактировать ]- Плейфорд, Филлип : Серебряный ковер: крушение Зюйтдорпа , 1996, University of Western Australia Press ISBN 1-875560-85-8
- Банбери, Билл: Оказавшись во времени - Говоря об истории Австралии , 2006, Fremantle Arts Center Press ISBN 1-921064-84-6
- Руперт Герритсен , и их призраки могут быть услышаны 1994, Fremantle Arts Center Press ISBN 1-86368-063-2
- Маккарти, М. (комп.), 2002 г. Хронологическое описание событий, происходящих на третьем этапе Музея Западной Австралии на территории Зюйтдорпа. Для встречи ANCODS в декабре 2002 г. Этап 1 – Эпоха Бингема/Кимптона: 1969–71; 2 этап – Зеленая эра: 1971–1985 гг.; Этап 3 – Эпоха Маккарти/Кимптона. При содействии многих экспертов-практиков и волонтеров, в том числе профессора Сандры Боудлер , доктора Ричарда Касселлса, г-на Стэнли Хьюитта, доктора Кейт Морс , доктора Филиппа Плейфорда, г-на Боба Шеппарда, сотрудников Департамента землеустройства, г-на Росса Уайта, г-жи Фионы Уивер. 1986–2002. Отчет – Отдел морской археологии. Морской музей Западной Австралии, № 173.
- Маккарти, М., 2004: Зюйтдорп. В книге Дж. Грина, М. Гейнсфорда и М. Стэнбери (ред.), Департамент морской археологии Морского музея Западной Австралии: сборник проектов, программ и публикаций. Австралийский национальный центр передового опыта морской археологии. Специальное издание №9: 65.
- Маккарти, М., 2006. Голландцы на австралийских берегах: трагедия Зюйтдорпа – незавершенное дело. В книге Шоу Л. и Уилкинса В. (ред.) «Голландские связи — 400 лет австралийско-голландских морских связей». 1606–2006: 94–109. Воспроизведено как Отдел морской археологии Западно-Австралийского музея, отчет № 256 Зюйтдорп: Незаконченные дела. [ постоянная мертвая ссылка ] , М. Маккарти, 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Зайтдорп» . Историческое общество ЛОС. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- «300-летие Зюйтдорпского кораблекрушения» . Миссии Нидерландов, Австралия . Проверено 29 июня 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- «История Зюйтдорпа» . Ассоциация развития Калбарри. Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- «Зайтдорп» . Западно-Австралийский музей . Проверено 29 июня 2012 г.
- Музей Западной Австралии http://museum.wa.gov.au/maritime-archaeology-db/wrecks/id-811
27 ° 11'10 "ю.ш., 113 ° 56'13" в.д. / 27,18611 ° ю.ш., 113,93694 ° в.д.