АХС Кентавр
AHS Centaur после ее преобразования в корабль-госпиталь. Обозначение Красного Креста «47» можно увидеть на носовой части.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Кентавр |
Тезка | Греческое мифологическое существо |
Владелец | Океанское пароходство |
Оператор | Alfred Holt & Co Ltd ( Blue Funnel Line ) |
Заказал | 1923 |
Строитель | Судостроительная и инженерная компания Scotts , Гринок |
Заложен | 16 ноября 1923 г. |
Запущен | 5 июня 1924 г. |
Завершенный | 29 августа 1924 г. |
Порт приписки |
|
Идентификация | Официальный номер Соединенного Королевства 147275 |
Судьба | Переведен в Австралию |
Общие характеристики торгового судна | |
Тоннаж | 3222 брт |
Длина | 96 м (315 футов) |
Луч | 14,7 м (48 футов) |
Черновик | 6,1 м (20 футов) |
Движение | двойной винт; 4-тактный 6-цилиндровый дизельный двигатель Burmeister and Wain мощностью 1400 л.с. (1000 кВт) |
Скорость | 20,5 узлов (38,0 км/ч; 23,6 миль в час) |
Емкость |
|
Экипаж | 39 офицеров, 29 рядовых |
Вооружение |
|
Австралия | |
Имя | Кентавр |
Оператор | 2-я австралийская императорская армия |
Приобретенный | 4 января 1943 г. |
реклассифицирован | Корабль-госпиталь |
Порт приписки | Сидней, Новый Южный Уэльс |
Идентификация | Корабль Красного Креста 47 |
Судьба | Торпедирован 14 мая 1943 года японской подводной лодкой И-177. |
Общие характеристики госпитального судна | |
Емкость | 252 лежачих больных |
Экипаж | 75 членов экипажа, 65 постоянных армейских медиков. |
Вооружение | Все вооружение снято, оборудование для размагничивания осталось. |
Австралийский госпитальный корабль (AHS) «Кентавр» [ а ] был госпитальным кораблем , который был атакован и потоплен японской подводной лодкой у берегов Квинсленда , Австралия, 14 мая 1943 года. Из 332 медицинских работников и гражданского экипажа на борту погибло 268 человек, в том числе 63 из 65 военнослужащих.
Построенное в Шотландии судно было спущено на воду в 1924 году как сочетание пассажирского лайнера и грузового рефрижератора и курсировало по торговому маршруту между Западной Австралией и Сингапуром через Голландскую Ост-Индию (ныне Индонезия), перевозя пассажиров, грузы и домашний скот. В начале Второй мировой войны «Кентавр» (как и все суда британского торгового флота ) был передан под контроль Британского Адмиралтейства , но после оснащения защитным оборудованием ему было разрешено продолжать нормальные операции. В ноябре 1941 года корабль спас немцев, выживших в бою между Кормораном и HMAS Sydney . «Кентавр» был перебазирован на восточное побережье Австралии в октябре 1942 года и использовался для перевозки техники в Новую Гвинею.
В январе 1943 года «Кентавр» был передан австралийским военным для переоборудования в госпитальный корабль, так как небольшие размеры делали его пригодным для действий в морской зоне Юго-Восточной Азии . Ремонт (включая установку медицинского оборудования и перекраску маркировкой Красного Креста ) завершился в марте, и корабль предпринял пробный рейс: перевозил раненых из Таунсвилля в Брисбен, затем из Порт-Морсби в Брисбен. После пополнения запасов в Сиднее «Кентавр» сел на 2/12-й полевой машины скорой помощи для перевозки в Новую Гвинею и отплыл 12 мая. Перед рассветом 14 мая 1943 года во время своего второго рейса «Кентавр» был торпедирован и потоплен японской подводной лодкой у острова Мортон в Квинсленде. Большинство из 332 находившихся на борту пассажиров погибли в результате нападения; 64 выживших были обнаружены 36 часов спустя. [ 4 ] Инцидент вызвал возмущение общественности, поскольку нападение на госпитальное судно считается военным преступлением согласно Гаагской конвенции 1907 года . Австралийское и британское правительства выразили протест Японии, и были предприняты усилия по выявлению виновных людей, чтобы их можно было судить в трибунале по военным преступлениям. В 1970-х годах стала известна вероятная личность атакующей подводной лодки И-177 .
Причина нападения неизвестна; Есть теории, что «Кентавр» нарушил международные конвенции, которые должны были защитить ее, что I-177 не командир знал, что «Кентавр» был госпитальным кораблем, или что командир подводной лодки Хадзиме Накагава сознательно напал на защищенное судно. Обломки «Кентавра» были обнаружены 20 декабря 2009 года; Заявленное открытие 1995 года оказалось другим кораблекрушением.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Оригинальный дизайн
[ редактировать ]В начале 1923 года Ocean Steamship Company (дочерняя компания Alfred Holt's Blue Funnel Line ) решила, что потребуется новое судно для замены стареющего Charon на торговом пути из Западной Австралии в Сингапур. [ 5 ] Судно должно было быть способно одновременно перевозить пассажиров, грузы и домашний скот. [ 5 ] Он также должен был быть способен отдыхать на илистых отмелях вне воды, поскольку отклонение приливов в портах на северной оконечности Западной Австралии достигало 8 метров (26 футов). [ 6 ]
Компания Scotts Shipbuilding and Engineering в Гриноке была выбрана для строительства «Кентавра» . [ 5 ] Киль . был заложен 16 ноября 1923 года, а к приемке корабль был готов к 29 августа 1924 года [ 5 ] Построенный за 146 750 фунтов стерлингов , «Кентавр» был рассчитан на перевозку 72 пассажиров и 450 голов крупного рогатого скота. [ 5 ] [ 7 ] Груз перевозился в четырех трюмах; Две палубы внутри корпуса предназначались в основном для домашнего скота, а также могли использоваться как дополнительное грузовое пространство. [ 5 ] [ 8 ] Корпус корабля имел конструкцию «башенной палубы» ; палубы ниже ватерлинии были шире, чем надводные, а плоский усиленный корпус позволял кораблю опираться на дно. [ 5 ] «Кентавр» был одним из первых гражданских судов, оснащенных дизельным двигателем. [ 9 ] Одной из наиболее заметных характеристик была дымовая труба длиной 35 футов (11 м). Ее огромный размер был скорее уступкой традициям, чем практическим преимуществом на судне с дизельным двигателем. [ 5 ] Ее двигатель представлял собой 6-цилиндровый 4-тактный однотактный дизельный двигатель одинарного действия . У него было 24 цилиндра. 15 ⁄ 16 дюймов (64 см) на 51 Диаметр Ход 3 ⁄ 16 дюймов (135 см). Двигатель был построен компанией Burmeister & Wain , Копенгаген , Дания. [ 10 ] Один из ее трюмов был оснащен холодильным оборудованием. Хладагентом был рассол , а изоляция — пробковая . Холодильный трюм имел вместимость 3000 кубических футов (85 м3). 3 ). [ 11 ]
В декабре 1939 года «Кентавр» прошел небольшой ремонт в Гонконге, нагнетатель и новый пропеллер. на двигатель установили [ 12 ] Нагнетатель сломался в апреле 1942 года и не подлежал ремонту из-за нехватки оборудования и ограничения доступа на верфь, вызванного Второй мировой войной. [ 13 ]
Ремонт корабля-госпиталя
[ редактировать ]В начале 1943 года «Кентавр» был передан в распоряжение Министерства обороны Австралии для переоборудования в госпитальный корабль. [ 14 ] Переоборудование было выполнено компанией United Ship Services в Мельбурне, Австралия, и первоначально оценивалось в 20 000 австралийских фунтов . [ 15 ]
Стоимость увеличилась почти до 55 000 австралийских фунтов по ряду причин. [ 15 ] Первоначально он предназначался для путешествий между портами Новой Гвинеи и Таунсвиллем, Квинсленд , Австралия. [ 15 ] Рост числа жертв в кампании в Новой Гвинее означал, что больницы в Квинсленде быстро стали неспособны справиться с количеством раненых и характером их травм, поэтому потребовалось более длительное путешествие в Сидней. [ 15 ] Армия потребовала, чтобы к первоначальным планам было добавлено больше объектов и переоборудований, таких как расширенные помещения для купания и умывания, обеспечение горячей водой всех частей корабля за счет установки калорифера , перенаправление всех паровых труб в сторону от помещений для пациентов и Вентиляционные устройства, подходящие для тропических условий. [ 15 ] Профсоюзы, представляющие команду корабля, потребовали улучшения условий проживания и питания, включая новые раковины в зонах приготовления пищи и замену полов в каютах и столовых. [ 15 ]
Когда 12 марта 1943 года AHS Centaur был перезапущен, на нем были операционная, амбулатория, две палаты (расположенные на бывших палубах для скота) и стоматологический кабинет, а также помещения для семидесяти пяти членов экипажа и шестидесяти пяти постоянных армейских медицинских работников. . [ 2 ] [ 16 ] корабля Для поддержания средней осадки 900 тонн железняка . на уровне 6,1 метра (20 футов) по грузовым трюмам в качестве балласта было распределено [ 15 ] AHS Centaur мог совершать плавания продолжительностью 18 дней до пополнения запасов и перевозить чуть более 250 лежачих пациентов. [ 17 ]
Операционная история
[ редактировать ]1924-1938 гг.
[ редактировать ]«Кентавру» был присвоен официальный номер Соединенного Королевства 147275 и кодовые буквы KHHC. Ее портом приписки был Ливерпуль . [ 18 ] Когда «Кентавр» вступил в строй в конце 1924 года, торговый маршрут Фримантл – Ява – Сингапур обслуживался двумя другими судами Blue Funnel Line; «Горгона» (которая оставалась на вооружении до 1928 года) и «Харон» (которую «Кентавр» ). заменял [ 19 ] Маршрут « Кентавра » пролегал от Фримантла до побережья Западной Австралии с заходом в Джералдтон , Карнарвон , Онслоу , Пойнт-Самсон , Порт-Хедленд , Брум и Дерби. [ 20 ] затем в Балийский пролив , Сурабаю , Семаранг , Батавию и Сингапур. [ 6 ] «Кентавр» представлял собой нечто среднее между трамвайным пароходом и грузовым лайнером ; она следовала по установленному маршруту, но остановки в портах на этом маршруте варьировались в зависимости от рейса. [ 19 ] С 1928 года до 1930-х годов «Кентавр» оставался один на своем маршруте, но рост торговли на этом маршруте побудил Blue Funnel Line переназначить «Горгону» и поручить новому «Харону» работать вместе с «Кентавром» . [ 21 ]
После изменения кодовых букв в 1934 году Centaur получил кодовые буквы GMQP. [ 10 ] Ярким событием «Кентавра» довоенной карьеры стало спасение 385-тонного японского китобойного судна «Кё Мару II» в ноябре 1938 года. [ 22 ] У Kyo Maru II возникли проблемы с котлом, когда он возвращался из Антарктики и дрейфовал к архипелагу Хаутман Аброльос , где ему грозила опасность быть разбитым о рифы в этом районе. [ 19 ] «Кентавр» отреагировал на сигнал бедствия и отбуксировал «Кё Мару II» в Джералдтон . [ 19 ]
1939-1942 гг.
[ редактировать ]Как судно британского торгового флота , «Кентавр» находился под влиянием принятого британским парламентом в 1939 году плана того, как торговый флот будет реагировать на объявление войны, в первую очередь подчиняясь Адмиралтейству во всех вопросах, за исключением комплектования экипажей и управления судами. [ 23 ] После начала Второй мировой войны 3 сентября 1939 года «Кентавр» был оснащен кормовой 4-дюймовой (100-мм) морской пушкой Mark IX и двумя пулеметами .303 Vickers, расположенными на крыльях мостика для защиты от военных кораблей и самолетов Оси. . Он также был оснащен параванами левого и правого борта и оборудованием для размагничивания для защиты от морских мин . [ 24 ] Оружие было снято во время ремонта корабля-госпиталя, хотя противоминные меры остались. [ 25 ] Первоначально «Кентавр» оставался на своем первоначальном торговом пути. [ 23 ]
26 ноября 1941 года поврежденная спасательная шлюпка с 62 моряками и офицерами Кригсмарине (ВМС Германии) была замечена самолетом, искавшим пропавший австралийский крейсер HMAS Sydney ; самолет направил «Кентавра» к спасательной шлюпке. [ 26 ] При обнаружении спасательной шлюпки ее пассажирам опустили еду, и одному человеку разрешили подняться на борт, чтобы объяснить ситуацию. [ 27 ] Первоначально представившись офицером норвежского торгового флота, этот человек быстро рассказал, что он был первым офицером немецкого вспомогательного крейсера «Корморан» и что в спасательной шлюпке находились немцы, выжившие в «Корморана » битве с HMAS «Сидней» семью днями ранее, включая капитана Теодора Детмерса . [ 27 ]
Не желая оставлять потерпевших кораблекрушение в море, но опасаясь, что его корабль захватят немцы, Кентавра » « капитан решил взять спасательную шлюпку на буксир, допустив на борт девять раненых. [ 28 ] Во время буксировки в Карнарвон, Западная Австралия , спасательная шлюпка была затоплена и частично затоплена бурным морем, поэтому две спасательные шлюпки « Кентавра » были спущены на воду, чтобы нести немцев. [ 28 ] По прибытии в Карнарвон немцы были переведены в первый грузовой отсек, где к ним присоединились еще сотня выживших корморанцев, собранных другими кораблями, а также сорок охранников австралийской армии, которые затем были перевезены «Кентавром» во Фримантл. [ 27 ] [ 28 ]
После нападения японцев на Перл-Харбор и начала Малайской кампании 7 декабря 1941 года «Кентавра » передвижение было ограничено до Брума, Западная Австралия . [ 13 ] 6 октября 1942 года «Кентавру» было приказано отправиться в Квинсленд, где он начал курсировать между восточным побережьем Австралии и Новой Гвинеей, перевозя материальные средства . [ 29 ]
1943
[ редактировать ]С началом военных действий между Японией и Британской империей стало ясно, что три госпитальных корабля, обслуживающие в настоящее время Австралию, — «Манунда» , «Ванганелла» и «Оранже» — не смогут действовать на мелководье, типичном для Приморья Юго-Восточной Азии , поэтому новый требовался корабль-госпиталь. [ 14 ] Из судов австралийского торгового флота, способных действовать в этом регионе, ни одно не подходило для переоборудования в госпитальное судно, и 4 января 1943 года по запросу британского Министерства судоходства был передан «Кентавр» в распоряжение австралийских вооруженных сил. [ 14 ] Работы по переоборудованию начались 9 января, а «Кентавр» был сдан в эксплуатацию в качестве австралийского госпитального корабля. 1 марта [ 30 ] Во время обращения на «Кентавр» была нанесена маркировка госпитального корабля, как подробно описано в статье 5 десятой Гаагской конвенции 1907 года («Адаптация к морской войне принципов Женевской конвенции»); [ 31 ] белый корпус с зеленой полосой, перемежающейся тремя красными крестами на каждом борту корпуса, белая надстройка, несколько больших красных крестов, расположенных так, чтобы статус корабля был виден как с моря, так и с воздуха, и идентификационный номер (для «Кентавра» , 47) на ее луках. [ 32 ] Ночью разметка подсвечивалась сочетанием внутреннего и внешнего освещения. [ 33 ] Данные о маркировке корабля и схеме опознавательных конструктивных особенностей были предоставлены Международному комитету Красного Креста в первую неделю февраля 1943 года, который передал их японцам 5 февраля. [ 30 ] Эта информация также распространялась и пропагандировалась в прессе и средствах массовой информации. [ 34 ]
«Кентавр» вступил в строй в качестве госпитального корабля 12 марта 1943 года. [ 35 ] Ранние этапы первого путешествия «Кентавра» в качестве госпитального корабля представляли собой испытательные и транспортные рейсы; В результате первого рейса из Мельбурна в Сидней капитан, главный инженер и главный врач составили длинный список дефектов, требующих внимания. [ 36 ] После ремонта он провел пробный запуск, доставив раненых военнослужащих из Таунсвилла в Брисбен, чтобы убедиться, что он способен выполнять роль медицинского судна. [ 35 ] Затем «Кентавру» было поручено доставить медицинский персонал в Порт-Морсби , Новая Гвинея, и вернуться в Брисбен с ранеными австралийцами и американцами, а также несколькими ранеными японскими военнопленными. [ 37 ]
Прибыв в Сидней 8 мая 1943 года, «Кентавр» был доставлен в Дарлинг-Харбор , а затем отправился в Кэрнс , Квинсленд , 12 мая 1943 года. [ 38 ] Оттуда ее пунктом назначения снова стала Новая Гвинея. [ 38 ] На борту в то время находились 74 гражданских члена экипажа, 53 военнослужащих медицинского корпуса австралийской армии (в том числе 8 офицеров), 12 женщин-медсестер из службы медсестер австралийской армии , 192 солдата из 2/12-й полевой машины скорой помощи и один Торресова пролива пилот корабля . [ 39 ] [ 40 ] Большинство медсестер-женщин были переведены с корабля-госпиталя «Оранж» , а весь армейский персонал мужского пола, назначенный на борт корабля, был медицинским персоналом. [ 41 ] [ 42 ] Во время погрузки произошел инцидент, когда водители машин скорой помощи, прикрепленные к 12-му 2-му полку, попытались пронести на борт свои винтовки и личные запасы боеприпасов. [ 43 ] Это было встречено неодобрением со стороны Кентавра » капитана и главного врача « и вызвало опасения среди экипажа и портовых рабочих, что «Кентавр» будет перевозить военные припасы или коммандос в Новую Гвинею: винтовки не допускались на борт до тех пор, пока капитан « Кентавра » не получил официальное заверение, что водителям машин скорой помощи разрешено носить оружие согласно 10-й Гаагской конвенции (в частности, статье 8), поскольку оно использовалось «для поддержания порядка и защиты ранен». [ 38 ] [ 44 ] Оставшийся груз экипаж и рабочие обыскали на наличие другого оружия и боеприпасов. [ 44 ]
Тонущий
[ редактировать ]Примерно в 4:10 утра 14 мая 1943 года во время второго рейса из Сиднея в Порт-Морсби «Кентавр» был торпедирован невидимой подводной лодкой. [ 45 ] Торпеда попала в левый топливный бак примерно на 2 метра (6 футов 7 дюймов) ниже ватерлинии, образовав дыру диаметром от 8 до 10 метров (от 26 до 33 футов), воспламенив топливо и поджег корабль с кормового мостика. . [ 39 ] [ 46 ] Многие из находившихся на борту сразу же погибли от сотрясения мозга или погибли в аду. [ 47 ] «Кентавр» быстро набрал воду через место падения, перекатился влево, затем затонул носом вперед и полностью погрузился менее чем за три минуты. [ 39 ] [ 48 ] Быстрое затопление помешало развернуть спасательные шлюпки, хотя две из них оторвались от «Кентавра» , когда она затонула, а также несколько поврежденных спасательных плотов . [ 49 ] [ 50 ]
Согласно позиции, экстраполированной вторым офицером Гордоном Риппоном с позиции счисления в 4:00 утра , «Кентавр» подвергся нападению примерно в 24 морских милях (44 км; 28 миль) к востоку-северо-востоку от Пойнт-Лукаут , остров Норт-Страдброк, Квинсленд. [ 51 ] [ 52 ] Первоначально были высказаны сомнения в точности как расчетной точки затопления, так и точного счисления координат, но обнаружение затонувшего корабля в 2009 году показало, что оба они верны: Кентавр находился в пределах 1 морской мили (1,9 км; 1,2 мили) от координат Риппона. [ 53 ] [ 54 ]
Выжившие
[ редактировать ]Распад выжившего [ 55 ] | ||
---|---|---|
Группа | Встал | Выжил |
Экипаж [ б ] | 75 | 30 |
Армейские офицеры | 8 | 0 |
Армейские медсестры | 12 | 1 |
2/12-я полевая машина скорой помощи | 192 | 32 |
Другая армия | 45 | 1 |
Общий | 332 | 64 |
Из 332 человек, находившихся на борту, удалось спасти 64. [ 56 ] Большая часть экипажа и пассажиров в момент нападения спали, и у них было мало шансов спастись. [ 49 ] Было подсчитано, что на момент погружения «Кентавра» в живых могло быть до 200 человек . [ 57 ] Некоторые из тех, кто покинул корабль, позже скончались от осколочных ранений или ожогов; другие не смогли найти поддержки и утонули. [ 57 ] [ 58 ]
Выжившие провели в воде 36 часов, используя для плавания бочки, обломки и две поврежденные спасательные шлюпки. [ 49 ] За это время они продвинулись примерно на 19,6 морских миль (36,3 км; 22,6 миль) к северо-востоку от расчетной точки затопления «Кентавра » и распространились на площади в 2 морских мили (3,7 км; 2,3 мили). [ 30 ] [ 59 ] Выжившие видели как минимум четыре корабля и несколько самолетов, но не смогли привлечь их внимание. [ 43 ]
На момент спасения выжившие находились в двух больших и трех маленьких группах, еще несколько плавали в одиночку. [ 30 ] Среди спасенных была сестра Эллен Сэвидж , единственная выжившая медсестра из 12 находившихся на борту; Лесли Аутридж, единственный выживший врач из 18 находившихся на борту; Гордон Риппон, второй офицер и самый старший из выживших членов экипажа; и Ричард Солт, пилот корабля Торресова пролива . [ 60 ] [ 61 ] В 1944 году Эллен Сэвидж была награждена медалью Джорджа за оказание медицинской помощи, повышение морального духа и проявленное мужество во время ожидания спасения. [ 62 ] [ 63 ]
Спасать
[ редактировать ]Утром 15 мая 1943 года американский эсминец USS Mugford вышел из Брисбена, чтобы сопровождать новозеландское грузовое судно Sussex водоизмещением 11 063 тонны на первом этапе его транстасманского перехода . [ 64 ] В 14:00 наблюдатель на борту «Магфорда» сообщил об объекте на горизонте. [ 65 ] Примерно в то же время к объекту спикировал самолет Королевских ВВС Австралии Авро Ансон из 71-й эскадрильи , летевший впереди на противолодочном дежурстве. [ 65 ] Самолет вернулся к двум кораблям и подал сигнал о том, что в воде находятся выжившие после кораблекрушения, требующие спасения. [ 65 ] Магфорда Командир приказал Сассексу продолжать путь в одиночку, пока Магфорд собирал выживших. [ 65 ] [ 66 ] Вокруг корабля были расставлены стрелки, чтобы стрелять по акулам, а моряки были готовы нырнуть и оказать помощь раненым. [ 67 ] Магфорда Медики осмотрели каждого человека, пришедшего на борт, и оказали необходимую медицинскую помощь. [ 67 ] От первой группы выживших американский экипаж узнал, что они с госпитального корабля «Кентавр» . [ 66 ]
В 14:14 Магфорд связался с главнокомандующим ВМФ в Брисбене и объявил, что корабль забирает выживших из «Кентавра» в 27 ° 03'ю.ш., 154 ° 12' в.д. / 27,050 ° ю.ш., 154,200 ° в.д. , первое, что кто-либо в Австралии узнал о нападении на корабль-госпиталь. [ 56 ] [ 68 ] Спасение 64 выживших заняло час и двадцать минут, хотя Магфорд оставался в этом районе до темноты, обыскивая территорию размером примерно 7 на 14 морских миль (13 на 26 км; 8 на 16 миль) в поисках выживших. [ 65 ] [ 69 ] После наступления темноты Магфорд вернулся в Брисбен, прибыв незадолго до полуночи. [ 56 ] Дальнейшие поиски в водах у острова Норт-Страдброк были проведены военным кораблем USS Helm в ночь с 15 мая до 18:00 16 мая, а также HMAS Lithgow и четырьмя моторными торпедными катерами с 16 по 21 мая, ни один из поисков не нашел больше выживших. [ 30 ] [ 70 ]
Идентификация злоумышленника
[ редактировать ]Во время нападения никто на борту «Кентавра» не был свидетелем нападения на корабль. Учитывая положение корабля, расстояние от берега и глубину, был сделан вывод, что он был торпедирован одной из японских подводных лодок, которые, как известно, действовали у восточного побережья Австралии. [ 49 ] Несколько выживших позже утверждали, что слышали, как атакующая подводная лодка двигалась по поверхности, пока они дрейфовали, а подводную лодку видел корабельный повар Фрэнсис Мартин, который плавал один на крышке люка, вне поля зрения основной группы выживших. . [ 71 ] Мартин описал подводную лодку военно-морской разведке после того, как выжившие вернулись на сушу; его описание соответствовало профилю KD7 типа «Кайдай» подводной лодки типа Императорского флота Японии . [ 71 ]
На момент атаки три KD7 Kaidai действовали у восточного побережья Австралии : I-177 под командованием Хадзиме Накагавы, I-178 под командованием Хидеджиро Уцуки и I-180 под командованием Тосио Кусаки. [ 49 ] [ 72 ] Ни одна из этих подводных лодок не пережила войну; I-177 был потоплен авианосцем Сэмюэл С. Майлз 3 октября 1944 года. [ 73 ] I-178 авианосца Паттерсон , 25 августа 1943 г., [ 74 ] и I-180 авианосца Гилмор . 26 апреля 1944 года [ 75 ] Кусака и Накагава были переведены на другие подводные лодки до потери И-180 и И-177 соответственно, а вот Уцуки и И-178 были потоплены при возвращении из патрулирования у берегов Австралии. [ 76 ]
В декабре 1943 года, после официальных протестов , японское правительство выступило с заявлением, официально отрицающим ответственность за потопление «Кентавра» . [ 77 ] В записях, предоставленных японцами после войны, ответственность также не признавалась. [ 74 ] Хотя затопление « Кентавра » было военным преступлением , никто не был привлечен к ответственности за потопление корабля-госпиталя. [ 78 ] Расследование нападения проводилось в период с 1944 по 1948 год и включало допросы командиров подводных лодок, действовавших в то время в водах Австралии, их начальства, а также младших офицеров и членов экипажей подводных лодок, переживших войну. [ 78 ] Некоторые следователи подозревали, что ответственность, скорее всего, несут Накагава и I-177 , но они не смогли установить это вне разумных сомнений, и дело «Кентавра» было закрыто 14 декабря 1948 года без предъявления каких-либо обвинений. [ 78 ]
Мнения историков о том, какая подводная лодка виновата, разделились. [ 79 ] В книге «Королевский флот Австралии, 1942–1945» , опубликованной в 1968 году как часть серии, подробно описывающей официальную австралийскую историю Второй мировой войны , Джордж Хермон Гилл пришел к выводу, что за это либо I-178 , либо I-180 несет ответственность ; первое было более вероятным, поскольку она прослужила в австралийских водах дольше всех японских подводных лодок того времени, но не совершила ни одного убийства за трехмесячный период, предшествовавший затоплению « Кентавра » . [ 74 ] [ 79 ] В 1972 году немецкий военный историк Юрген Ровер заявил в «Хронологии войны на море» , что I-177 торпедировал «Кентавр» , основываясь на японском отчете, в котором говорилось, что I-177 атаковал корабль 14 мая 1943 года в районе, где затонул госпитальный корабль. [ 79 ] [ 80 ] Японский контр-адмирал Канеоши Сакамото, показавший Роверу отчет, 1979 года заявил, что Накагава и I-177 несут ответственность за атаку на «Кентавр» в своей книге «История подводной войны» . [ 79 ]
Работа Сакамото, являющаяся официальной историей японского военно-морского флота, считалась официальным признанием личности атакующей подводной лодки. [ 79 ] Впоследствии большинство источников приняли как факт роль Накагавы и I-177 в гибели «Кентавра» . [ 81 ] Накагава, умерший в 1991 году, отказался говорить о нападении на «Кентавр» после расследования военных преступлений в конце Второй мировой войны и даже не хотел защищаться или отрицать утверждения Ровера и Сакамото. [ 71 ] [ 82 ]
Реакция
[ редактировать ]Общественная реакция
[ редактировать ]Средства массовой информации были уведомлены о затоплении «Кентавра » 17 мая 1943 года, но им было приказано не публиковать эту новость до тех пор, пока она не будет объявлена в сообщении Генерального штаба Юго-Западной части Тихого океана в полдень 18 мая и в парламенте премьер-министром Джоном Кертином. в тот день. [ 83 ] Новости о нападении попали на первые полосы газет по всему миру, включая The Times of London, The New York Times и Montreal Gazette . [ 84 ] В некоторых газетах эта новость преобладала над рейдами «Дамбастер», совершенными в Европе 617-й эскадрильей Королевских ВВС . [ 85 ]
Первоначальной реакцией общественности на нападение на «Кентавра» было возмущение, значительно отличающееся от того, которое проявилось после потери австралийских военных кораблей или торговых судов. [ 3 ] Нападение на корабль-госпиталь было нарушением десятой Гаагской конвенции 1907 года и, как таковое, было военным преступлением . [ 86 ] Затопление «Кентавра» вызвало бурную реакцию как со стороны премьер-министра Кертина, так и со стороны генерала Дугласа Макартура . Кертин заявил, что затопление было «совершенно непростительным актом, предпринятым в нарушение конвенции, стороной которой является Япония, и всех принципов общей человечности». [ 87 ] Макартур отразил распространенную австралийскую точку зрения, когда заявил, что затопление было примером японской «безграничной дикости». [ 88 ] Политики призвали общественность использовать свою ярость для разжигания военных действий, а Кентавр стал символом решимости Австралии победить того, что казалось жестоким и бескомпромиссным врагом. [ 89 ] [ 90 ] Правительство Австралии выпустило плакаты с изображением затопления, которые призывали австралийцев «отомстить за медсестер», работая над производством техники, покупая военные облигации или записываясь в вооруженные силы. [ 90 ]
Люди также выразили сочувствие экипажу, и было предпринято несколько попыток профинансировать строительство нового госпитального корабля. [ 89 ] Члены совета Колфилда, штат Виктория , организовали фонд для замены утерянного медицинского оборудования, начав с пожертвования в размере 2000 австралийских фунтов. [ 89 ] Те, кто работал над переоборудованием Centaur , внесли деньги на замену, а сотрудники Ansett Airways пообещали пожертвовать почасовую оплату на установку такой замены. [ 89 ]
Поскольку некоторые люди не могли поверить в такую безжалостность японцев, слухи начали распространяться почти сразу после того, как стало известно о нападении. [ 91 ] Самый распространенный слух заключался в том, что «Кентавр» во время затопления нес боеприпасы или коммандос, причем японцы были проинформированы об этом перед ее отъездом. [ 91 ] Это произошло из-за инцидента с оружием водителей скорой помощи во время погрузки в Сиднее. [ 43 ]
Военная реакция
[ редактировать ]Нападение было повсеместно осуждено австралийскими военнослужащими, которые обычно считали, что нападение на Кентавр было совершено преднамеренно и с полным осознанием ее статуса. [ 92 ] Аналогичную реакцию выразили и другие военнослужащие союзников; ВВС США Генерал Джордж Кенни вспомнил, как ему пришлось отговаривать сержанта- бомбардира от организации ответной бомбардировки японского госпитального корабля, который, как известно, находился в их районе. [ 93 ]
Через шесть дней после нападения на «Кентавр » Министерство обороны Австралии обратилось с просьбой снять опознавательные знаки и огни с австралийского госпитального корабля «Манунда» , установить оружие и начать плавание в затемненном состоянии и под конвоем. [ 94 ] Переоборудование было выполнено, хотя усилия Министерства военно-морского флота, Адмиралтейства и властей Новой Зеландии и Соединенных Штатов Америки привели к отмене завершенного преобразования. [ 94 ] Стоимость обходных работ составила 12 500 фунтов стерлингов, из-за чего Манунда не работала в течение трех месяцев. [ 95 ] 9 июня 1943 года в переписке между Объединенным комитетом начальников штабов по поводу госпитальных кораблей содержался раздел, в котором упоминался инцидент в Манунде как ответ на нападение на «Кентавр» и был сделан вывод о том, что нападение было делом рук безответственного японского командира. и что было бы лучше подождать, пока не будут совершены новые нападения, прежде чем рассматривать вопрос об удалении маркировки госпитальных кораблей. [ 96 ]
Когда было принято во внимание, что инцидент с оружием у водителей скорой помощи непосредственно перед рейсом «Кентавра» мог быть частично ответственным за нападение, это привело к ужесточению правил относительно того, кому разрешено путешествовать на госпитальном корабле. [ 43 ] Квазимедицинскому персоналу, подобно командам репатриации , больше не разрешалось находиться на госпитальных кораблях. [ 43 ] [ 97 ] Водителям машин скорой помощи пришлось перейти из регулярной армии в Медицинский корпус австралийской армии , прежде чем им разрешили сесть на борт, хотя им по-прежнему разрешалось носить с собой незаряженное оружие и боеприпасы. [ 43 ] [ 97 ]
Официальные протесты
[ редактировать ]После консультаций с австралийскими вооруженными силами, генералом Макартуром, Адмиралтейством и правительством Австралии был отправлен официальный протест. [ 98 ] Оно было получено японским правительством 29 мая 1943 года. [ 98 ] Примерно в то же время Международный комитет Красного Креста направил протест от имени основных союзных организаций Красного Креста Японскому Красному Кресту. [ 98 ]
26 декабря 1943 года пришел ответ на австралийский протест. [ 95 ] Оно заявило, что правительство Японии не располагает никакой информацией, подтверждающей выдвинутые обвинения, и поэтому не несет ответственности за произошедшее. [ 95 ] В ответе содержался встречный протест по поводу того, что девять японских госпитальных кораблей подверглись нападению союзников, хотя эти претензии были направлены против Соединенных Штатов, а не Австралии. [ 43 ] [ 95 ] Хотя позже было проведено несколько обменов мнениями, отсутствие прогресса привело к тому, что британское правительство проинформировало премьер-министра Австралии 14 ноября 1944 года о том, что никаких дальнейших сообщений о потере «Кентавра» поступать не будет . [ 99 ]
Теории нападения
[ редактировать ]27 японских подводных лодок . в водах Австралии действовало Торпедные атаки в водах Австралии в то время были обычным явлением: с июня 1942 по декабрь 1944 года [ 100 ] Эти подводные лодки атаковали почти 50 торговых судов, 20 кораблей, потопленные в результате нападения Японии, плюс еще 9, неподтвержденные. [ 100 ] Это было частью целенаправленных усилий по срыву конвоев с припасами из Австралии в Новую Гвинею. [ 101 ]
Некоторые действия Кентавра , возможно, способствовали ее гибели. «Кентавру» было приказано плыть далеко в море, пока не достигнет Большого Барьерного рифа ; ее курс удерживал ее на расстоянии от 50 до 150 морских миль (от 90 до 280 км; от 60 до 170 миль) от берега. [ 102 ] Капитан « Кентавра » , полагая, что ему дали маршрут, предназначенный для торгового судна, проложил курс ближе к суше, но со стороны моря на глубине 2000 метров (6600 футов). [ 103 ] Кроме того, «Кентавр» шел полностью освещенным, за исключением двух носовых прожекторов, которые были выключены, поскольку мешали видимости с мостика. [ 39 ]
Есть три основные теории относительно того, почему на Центавра напали:
Законная цель
[ редактировать ]Эта теория основана на слухах, распространившихся после затопления « Кентавра » . Если бы «Кентавр» нарушил Гаагскую конвенцию 1907 года и кто-то проинформировал об этом японцев, I-177 мог бы получить действительный приказ атаковать. [ 104 ] Когда «Кентавр» покинул Сидней, ее палубы были забиты мужчинами в зеленой форме, а поскольку униформу полевой скорой помощи можно было отличить от другой армейской формы только по знакам различия и цвету тканевой ленты на шляпе, отдаленный наблюдатель мог бы заключить, что госпиталь корабль перевозил солдат. [ 105 ] Те, кто был свидетелем погрузки в Сиднее, наверняка видели, как водители машин скорой помощи поднимали на борт свое оружие, и могли прийти к такому же выводу. [ 44 ] Если бы шпион или информатор передал эту информацию японцам, I-177 мог бы подстерегать. [ 104 ] Главным недостатком этой теории является вопрос о том, как Накагава и его команда смогли предсказать, что «Кентавр» выбрал альтернативный маршрут, и как они смогли определить выбранный новый маршрут. [ 106 ]
Похожие, но более поздние слухи включали то, что во время своего первого путешествия «Кентавр» перевозил солдат в Новую Гвинею или японских военнопленных обратно в Австралию для допроса и, следовательно, был отмечен японцами как законная цель. [ 107 ] На обратном пути из Новой Гвинеи «Кентавр» перевезла 10 военнопленных, но, поскольку все они были ранеными, перевозка их на госпитальном корабле была законной. [ 108 ]
Ошибочная цель
[ редактировать ]Эта теория утверждает, что Накагава не знал, что судно, на которое он напал, было госпитальным кораблем и что затопление было несчастным случаем. [ 109 ] Эту точку зрения поддержали несколько японских офицеров как до, так и после того, как стало известно, что ответственность за это несет Накагава. [ 109 ] Среди них был лейтенант-коммандер Зенджи Орита, принявший командование I-177 после Накагавы. [ 109 ] Орита не слышал от экипажа ничего о потоплении корабля-госпиталя, даже слухов, и считал, что если бы I-177 сознательно атаковал «Кентавр» , он бы узнал об этом из сплетен экипажа. [ 109 ]
По сравнению с другими современными австралийскими госпитальными кораблями « Кентавр» был самым маленьким, примерно в треть размера Манунды или Ванганеллы . [ 14 ] «Кентавр» также был немного короче И-177 . [ 92 ] Наблюдение за «Кентавром» велось через перископ, и офицеры подводных лодок свидетельствуют, что на высоте 1500 метров (4900 футов), оптимальной дальности атаки для японских подводных лодок времен Второй мировой войны, некоторые офицеры не могли четко определить профиль корабля-мишени. или маркировка корпуса. [ 110 ] При выключенных носовых прожекторах « Кентавра » и наблюдении за целью через перископ существует вероятность, что Накагава не увидел бы маркировку корабля-госпиталя, если бы он находился в неправильном положении. [ 110 ] Если не считать двух носовых прожекторов, «Кентавр» был ярко освещен. [ 106 ] Для атаки I-177 пришлось бы подойти с траверза « Кентавра » , освещенного как собственными огнями, так и полной луной. [ 110 ]
Намеренная цель
[ редактировать ]Эта теория гласит, что Накагава полностью осознавал, что его целью был корабль-госпиталь, и решил все равно потопить его, либо по своей собственной инициативе, либо из-за плохой интерпретации его приказов. [ 111 ] Исследователи предполагают, что, поскольку Накагава приближался к концу своего путешествия в австралийских водах и потопил только одно вражеское судно, грузовое судно «Лимерик» водоизмещением 8742 тонны , он не хотел возвращаться с позором единственной гибели. [ 39 ] Другие утверждения включают в себя то, что Накагава, возможно, действовал в отместку за потери, нанесенные союзниками во время битвы в море Бисмарка , или, возможно, ожидал похвалы за потопление вражеского военного корабля. [ 112 ]
В феврале 1944 года, командуя I-37 , Накагава приказал расстрелять из пулемётов выживших с трёх британских торговых судов, торпедированных его подводной лодкой ( «British Chivalry» — 22 февраля; «Сатледж» — 24 февраля; «Эскотт» — 29 февраля). . [ 113 ] Его защита о том, что он действовал по приказу вице-адмирала Сиро Такасу , не была принята, и он был приговорен к четырем годам тюремного заключения в тюрьме Сугамо как военный преступник класса B. [ 113 ] Эти инциденты показали, что Накагава был готов игнорировать законы войны . [ 113 ]
Кораблекрушение
[ редактировать ]После Второй мировой войны несколько поисков в водах вокруг островов Северный Стрэдброк и Мортон не смогли выявить Кентавра местонахождение . Считалось, что он затонул у края континентального шельфа на глубину, на которой Королевский флот Австралии не имел возможности искать судно размером с «Кентавр » . [ 1 ] Некоторые стороны также считали, что расчетная точка затопления Риппона была неточной, намеренно или по ошибке. [ 53 ] [ 54 ]
Несколько точек были ошибочно идентифицированы как места затопления «Кентавра» . Первая запись была в отчете о ситуации в военном дневнике о затоплении корабля-госпиталя, что дает 27 ° 17' ю.ш., 154 ° 05' в.д. / 27,283 ° ю.ш., 154,083 ° в.д. , 7 морских миль (13 км; 8,1 миль) к востоку от позиции Риппона. [ 114 ] По мнению Миллигана и Фоули, это, вероятно, произошло потому, что предполагаемое расстояние в 50 морских миль (93 км; 58 миль) от Брисбена, включенное в систему отсчета, было интерпретировано буквально. [ 114 ] В 1974 году два дайвера заявили, что нашли корабль примерно в 40 морских милях (74 км; 46 миль) к востоку от Брисбена, на глубине 60 метров (200 футов), но не раскрыли его точное местонахождение. [ 115 ] Попытки переместить это место в период с 1974 по 1992 год не увенчались успехом: соратник дайверов утверждал, что ВМС уничтожили затонувший корабль вскоре после его обнаружения. [ 116 ]
Претензия Денниса
[ редактировать ]В 1995 году было объявлено, что место кораблекрушения « Кентавра» произошло в водах в 9 морских милях (17 км; 10 миль) от маяка на острове Мортон, что на значительном расстоянии от ее предполагаемого последнего местоположения. [ 117 ] Об этой находке сообщили в программе «Текущее дело» , во время которой были показаны кадры кораблекрушения на глубине 170 метров (560 футов) под водой. [ 117 ] Первооткрыватель Дональд Деннис заявил, что личность затонувшего корабля была подтверждена ВМС, Морским музеем Квинсленда и Австралийским военным мемориалом . [ 117 ] Беглый поиск, проведенный ВМФ, подтвердил наличие в данном месте затонувшего корабля, который был зарегистрирован как военное захоронение и добавлен к навигационным картам Австралийского гидрографического управления . [ 1 ] [ 117 ]
В течение следующих восьми лет росло сомнение в местонахождении затонувшего Денниса из-за расстояния как от расчетов второго офицера Риппона точки затопления, так и из-за того, где военный корабль США Магфорд нашел выживших. [ 118 ] За это время Деннис был осужден по двум пунктам обвинения в обмане и по одному обвинению в краже посредством мошенничества. [ 118 ] Два дайвера, затонувшие корабли , Тревор Джексон и Саймон Митчелл , использовали это место для четырехчасового рекордного погружения 14 мая 2002 года, во время которого они исследовали затонувшее судно и провели измерения, утверждая, что корабль был слишком мал, чтобы быть «Кентавром» . [ 119 ] Джексон какое-то время изучал «Кентавра» длиной 55 метров (180 футов) и считал, что на самом деле затонувший корабль представлял собой другой, гораздо меньший корабль, MV Kyogle , грузовой корабль извести , купленный Королевскими ВВС Австралии и затонувший во время тренировок по бомбардировке. 12 мая 1951 года. [ 117 ] [ 119 ] Факты, собранные во время погружения, были неубедительными, но дайверы остались непреклонны, это был не Кентавр , и передали эту информацию Нику Гринуэю, продюсеру новостного шоу « 60 минут» . [ 119 ]
К 60-й годовщине затопления в программе « 60 минут» была опубликована статья, демонстрирующая, что затонувший корабль не принадлежал «Кентавру» . [ 117 ] Выяснилось, что никто в Морском музее Квинсленда еще не видел видеозапись Денниса, и когда ее показали президенту музея Роду Маклеоду и морскому историку Джону Фоули, они заявили, что затонувший корабль не мог быть «Кентавром» из-за физических несоответствий, таких как неправильный руль. [ 117 ] После этой и других историй, опубликованных примерно в то же время в газетах, ВМС направили три корабля для проверки этого места в течение двух месяцев; HMA отправила корабли в Хоксбери , Мелвилл и Ярру , прежде чем прийти к выводу, что затонувший корабль был ошибочно идентифицирован как «Кентавр» . [ 1 ] В бюллетень была внесена поправка, и Гидрографическое управление начало удалять отметки с карт. [ 1 ]
Открытие
[ редактировать ]В апреле 2008 года, после успешного открытия HMAS Sydney , несколько сторон начали призывать к целенаправленному поиску Кентавра . [ 120 ] К концу 2008 года федеральное правительство Австралии и правительство штата Квинсленд сформировали совместный комитет и выделили по 2 миллиона австралийских долларов каждое на поиски и тендеры на поставку оборудования (включая поисковое судно, гидролокационные системы бокового обзора и систему дистанционного досмотра). подводные лодки ) были открыты в феврале 2009 года и награждены в течение года. [ 121 ] [ 122 ] [ 123 ] Поиски, проводившиеся с морской службы Министерства обороны судна Seahorse Spirit под руководством охотника за затонувшими кораблями Дэвида Мирнса , начались в выходные 12–13 декабря 2009 года. [ 124 ] Первоначальная зона поиска у мыса Мортон охватывала 1365 квадратных километров (527 квадратных миль), поисковой группе было дано 35 дней, чтобы найти и снять место крушения, прежде чем финансирование будет исчерпано. [ 124 ] [ 125 ]
шесть гидролокационных целей, размеры которых были аналогичны размерам «Кентавра» В период с 15 по 18 декабря были обнаружены . провести детальный осмотр с помощью гидролокатора более высокого разрешения. [ 125 ] [ 126 ] Во второй половине дня 18 декабря гидролокатор отделился от кабеля и затерялся на глубине 1800 метров (5900 футов), что вынудило использовать гидролокатор высокого разрешения для завершения поиска местности. [ 127 ] Осмотрев потенциальные цели, Мирнс и поисковая группа объявили 20 декабря, что этим утром они нашли «Кентавра» . [ 48 ] [ 54 ] [ 126 ]
Обломок был найден в 27 ° 16,98' ю.ш., 153 ° 59,22' в.д. / 27,28300 ° ю.ш., 153,98700 ° в.д. (30 морских миль (56 км; 35 миль) к востоку от острова Мортон и менее 1 морской мили (1,9 км; 1,2 мили) от координат Риппона), находится на высоте 2059 метров (6755 футов) ниже уровня моря в скале с крутыми стенами. овраг шириной 150 метров (490 футов) и глубиной 90 метров (300 футов). [ 48 ] [ 54 ] [ 126 ] Вернувшись на берег на Рождество и установив дистанционно управляемый аппарат (ROV) на борт Seahorse Spirit , поисковая группа приступила к документированию места крушения. Первые фотографии, сделанные ROV ранним утром 10 января 2010 года, подтвердили, что место крушения это Кентавр . [ 128 ] Условия для документирования госпитального корабля во время первого погружения ROV были неоптимальными, и в течение 11 и 12 января были совершены еще три погружения. [ 129 ] Во время четырех погружений было собрано более 24 часов видеозаписи, а также несколько фотографий: особенности, выявленные во время операции, включают идентификационный номер Красного Креста, маркировку корабля-госпиталя и корабельный колокол. [ 129 ] Место крушения «Кентавра» было отмечено как военное захоронение и защищено зоной отчуждения судоходства в соответствии с Законом об исторических кораблекрушениях 1976 года . [ 54 ]
Мемориалы
[ редактировать ]В 1948 году медсестры Квинсленда учредили «Мемориальный фонд медсестер Кентавра», который на собранные деньги купил учреждение и назвал его «Дом Кентавра»; учреждение, поддерживающее медсестер путем проведения веселых встреч и предоставления недорогого жилья иногородним медсестрам. [ 130 ] Первоначальный Дом Кентавра был продан в 1971 году, новое здание было куплено и переименовано. [ 131 ] Второй Дом Кентавров был продан в 1979 году, и хотя фонд все еще существует, он больше не владеет физическим помещением. [ 131 ] , Квинсленд, была открыта пирамида из камней 15 сентября 1968 года в Калундре , воздвигнутая местным Международным клубом Ротари . [ 132 ] В 1990 году был установлен витраж с изображением Кентавра и мемориальной доской с именами погибших в результате нападения, в больнице общего профиля репатриации Конкорд стоимость которого составила 16 000 австралийских долларов. [ 133 ] Экспозиция о Кентавре была установлена у Австралийского военного мемориала. [ 134 ] Центральным элементом экспозиции была масштабная модель Кентавра , подаренная Мемориалу компанией Blue Funnel Line , а на экспозиции были представлены предметы, подаренные выжившими, такие как спасательный жилет, сигнальная ракета и аптечка. [ 134 ] Его сняли в 1992 году, чтобы освободить место для экспозиции, посвященной войне во Вьетнаме . [ 134 ]
Мемориал Кентавру был открыт в Пойнт-Дейнджер, Кулангатта, Квинсленд, 14 мая 1993 года, в 50-летие со дня затопления. [ 135 ] Он состоит из монументального камня, увенчанного пирамидой из камней , окруженного выложенным плиткой рвом с мемориальными досками, объясняющими поминки. Мемориал окружен парком с дощатым настилом с видом на море и мемориальными досками в честь других судов торгового флота и Королевского флота Австралии, погибших во время Второй мировой войны. Открытие мемориала провел министр по делам ветеранов, сенатор Джон Фолкнер . [ 135 ]
Мемориальная доска была заложена на носовой части «Кентавра» 12 января 2010 года во время четвертого и последнего погружения ROV на корабле-госпитале. [ 129 ] Обычно это было бы нарушением Закона об исторических кораблекрушениях , но особое разрешение разрешало такой маневр, поскольку размещение мемориальной доски на морском дне рядом с кораблем привело бы к тому, что она погрузилась бы в осадок. [ 129 ] После обнаружения корабля на национальной поминальной службе в соборе Святого Иоанна в Брисбене 2 марта 2010 года присутствовало более 600 человек, включая премьер-министра Кевина Радда . [ 136 ] Вторая церемония для 300 родственников персонала госпитального корабля прошла на борту HMAS Manoora 24 сентября. [ 137 ] Во время службы, которая прошла над местом крушения, были возложены венки и развеян прах троих выживших. [ 137 ]
См. также
[ редактировать ]- Военный корабль США «Хоуп» (AH-7)
- Военный корабль США Рельеф
- Военный корабль США Комфорт (AH-6)
- СС Оп тен Ноорт
- Японские военные преступления
Сноски
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Результаты Министерства обороны и ВМФ поисков бывшего армейского госпитального корабля (AHS) «Кентавр»
- ^ Jump up to: а б с Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 51
- ^ Jump up to: а б Фрейм, Круиз без удовольствий , стр. 186–187.
- ^ Синнамон, Майлз (13 мая 2013 г.). «Затопление AHS «Кентавра»» . Государственная библиотека Квинсленда . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Смит, «Три минуты времени» , с. 9
- ^ Jump up to: а б Дженкинс, Battle Surface , с. 281
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 5–6.
- ^ Смит, Три минуты времени , с. 22
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 2
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда. «Регистр Ллойда, Navires a Vapeur et a Moteurs» (PDF) . Данные о корабле Плимсолла. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2014 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Регистр Ллойда. «Список судов, оснащенных холодильными приборами - продолжение. Часть II. - Список судов вместимостью менее 80 000 кубических футов (если не имеют RMC Lloyd)» (PDF) . Данные о корабле Плимсолла. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2014 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 14
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 25
- ^ Jump up to: а б с д Смит, «Три минуты времени» , с. 19
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Смит, «Три минуты времени» , с. 21
- ^ Смит, Три минуты времени , стр. 21–22.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 40
- ^ Регистр Ллойда. «Регистр Ллойда, Navires a Vapeur et a Moteurs» (PDF) . Данные о корабле Плимсолла. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2014 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Смит, «Три минуты времени» , с. 13
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 12
- ^ Смит, Три минуты времени , стр. 13, 15.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 13
- ^ Jump up to: а б Смит, «Три минуты времени» , с. 15
- ^ Смит, Три минуты времени , с. 18
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 21, 53.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 18
- ^ Jump up to: а б с Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 19
- ^ Jump up to: а б с Смит, «Три минуты времени» , с. 16
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 26
- ^ Jump up to: а б с д и Гилл, Королевский военно-морской флот Австралии, 1942–1945 , с. 258
- ^ Законы войны: адаптация к морской войне принципов Женевской конвенции (Гаага X); 18 октября 1907 г.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 43–44.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 44
- ^ Гудман, Наши военные медсестры , стр. 194
- ^ Jump up to: а б Смит, «Три минуты времени» , с. 23
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 52
- ^ Смит, Три минуты времени , с. 24
- ^ Jump up to: а б с Смит, «Три минуты времени» , с. 25
- ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс, Battle Surface , с. 278
- ^ Смит, Три минуты времени , с. 27
- ^ Адам-Смит, Австралийские женщины на войне , стр. 176
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 198
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гудман, Наши военные медсестры , с. 195
- ^ Jump up to: а б с Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 76–77.
- ^ Смит, Три минуты времени , с. 28
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 104
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 105
- ^ Jump up to: а б с Австралийское агентство Associated Press: Корабль-госпиталь «Кентавр» обнаружен у побережья Квинсленда
- ^ Jump up to: а б с д и Гилл, Королевский военно-морской флот Австралии, 1942–1945 , с. 259
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 128
- ^ Стивенс, Критическая уязвимость , с. 358
- ^ Смит, Три минуты времени , с. 38
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский корабль-госпиталь «Кентавр» , стр. 238–239.
- ^ Jump up to: а б с д и Фрейзер, «Дискавери» доказывает, что оклеветанный навигатор все понял правильно
- ^ Численное сравнение статистики экипажа и выживших. Смит, Три минуты времени , стр. 27, 34.
- ^ Jump up to: а б с Смит, «Три минуты времени» , с. 34
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 122
- ^ Дженкинс, Battle Surface , стр. 279
- ^ Смит, Три минуты времени , с. 26
- ^ Смит, Три минуты времени , стр. 34, 54–57.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 156
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 250
- ^ «№36669» . Лондонская газета (Приложение). 22 августа 1944 г. с. 3941.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б с д и Гилл, Королевский военно-морской флот Австралии, 1942–1945 , с. 257
- ^ Jump up to: а б Смит, «Три минуты времени» , с. 33
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 149
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 150
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 153
- ^ Смит, Три минуты времени , с. 35
- ^ Jump up to: а б с Смит, «Три минуты времени» , с. 29
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 201
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 247
- ^ Jump up to: а б с Гилл, Королевский военно-морской флот Австралии, 1942–1945 , с. 260
- ^ Словарь американских боевых кораблей ВМС , том 3, с. 100
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 201–202.
- ^ Рамка. Круиз без удовольствий , с. 188
- ^ Jump up to: а б с Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 196–214.
- ^ Jump up to: а б с д и Миллиган и Фоли, Австралийский корабль-госпиталь «Кентавр» , стр. 214–215.
- ^ Ровер и Хюммельхен, Хронология войны на море, 1939–1945 , с. 201
- ^ Деннис и др., Оксфордский справочник по военной истории Австралии , стр. 124
- ^ Дженкинс, Battle Surface , стр. 284–285.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 169–171.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 175
- ^ Уилсон, Затонувшие сердца , с. 23
- ^ Кадр, Круиз без удовольствий , с. 187
- ^ Адам-Смит, Австралийские женщины на войне , стр. 174
- ^ МакКернан, All In:, стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б с д Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 179
- ^ Jump up to: а б Департамент по делам ветеранов, Затопление «Кентавра» - День памяти
- ^ Jump up to: а б Кадр, Круиз без удовольствий , с. 177
- ^ Jump up to: а б Дженкинс, Battle Surface , с. 282
- ^ Кенни, General Kenney Reports , стр. 245–246.
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 189–192.
- ^ Jump up to: а б с д Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 192
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 191
- ^ Jump up to: а б Гудман, Наши военные медсестры , с. 197
- ^ Jump up to: а б с Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 187
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 194
- ^ Jump up to: а б Дженкинс, Battle Surface , с. 286
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 68
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 87
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 88
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 232
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 75, 85.
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 233
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 227
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 65
- ^ Jump up to: а б с д Дженкинс, Battle Surface , с. 280
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, Battle Surface , с. 283
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 235
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 236
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, Battle Surface , с. 284
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский корабль-госпиталь «Кентавр» , с. 239
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 240
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 240–241.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Серьезная ошибка [ 60-минутный отрывок]
- ^ Jump up to: а б Уилсон, «Затонувшие сердца» , с. 24
- ^ Jump up to: а б с Джексон, Дайвинг на затонувшие корабли в Южном Квинсленде , стр. 157–181.
- ^ Дарт, охотник за затонувшими кораблями, предлагает найти останки Кентавра.
- ^ Костыль, Пусть австралийские охотники за затонувшими кораблями найдут Кентавра.
- ^ Аткинсон, Компании проявляют интерес к поиску Кентавра.
- ↑ Берри, Скоро начнутся поиски затонувшего госпитального корабля.
- ^ Jump up to: а б Тедмансон: Начинаются поиски обломков госпитального корабля «Кентавр», уничтоженного во время войны
- ^ Jump up to: а б Австралийское агентство Ассошиэйтед Пресс, поисковики «Кентавра» нашли «цель» у Qld
- ^ Jump up to: а б с Хегер, охотник за затонувшими кораблями Дэвид Мирнс подтверждает, что корабль — это «Кентавр»
- ^ Австралийское агентство Associated Press, искатели «Кентавра» теряют жизненно важное оборудование.
- ^ Барбелер и Лонг, Первые фотографии госпитального корабля «Кентавр».
- ^ Jump up to: а б с д Барбелер и Австралийское агентство Ассошиэйтед Пресс, Мемориальная доска на Кентавре
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 251
- ^ Jump up to: а б Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 252
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , стр. 256–257.
- ^ Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 257
- ^ Jump up to: а б с Миллиган и Фоли, Австралийский госпитальный корабль «Кентавр» , с. 255
- ^ Jump up to: а б Ларсен, Открытие мемориала Кентавру , с. 2
- ^ Барбелер, Кентавр умер, вспомнили
- ^ Jump up to: а б Херст, Хоуп плывет
Ссылки
[ редактировать ]- Книги
- Адам-Смит, Пэтси (1984). Австралийские женщины на войне . Мельбурн, Виктория: Томас Нельсон, Австралия. ISBN 0-17-006408-5 . ОСЛК 12750077 .
- Деннис, Питер; Грей, Джеффри; Моррис, Юэн; Прайор, Робин (2008). Оксфордский справочник по военной истории Австралии (2-е изд.). Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-551784-2 . OCLC 271822831 .
- Фрейм, Том (2004). Круиз без удовольствий: история Королевского военно-морского флота Австралии . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-233-4 . OCLC 55980812 .
- «Гилмор» . Словарь боевых кораблей американского флота . Том. 3. Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морское ведомство – Военно-морской исторический центр. 1968. ООО ВА61.А53 . Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- Гилл, Джордж Хермон (1968). «Битва за линии снабжения» . Королевский флот Австралии, 1942–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг . Серия 2 – Военно-морской флот. Том. II. Канберра: Австралийский военный мемориал. стр. 250–93. OCLC 65475 .
- Гудман, Руперт (1988). Наши военные медсестры: история корпуса медсестер Королевской австралийской армии 1902–1988 гг . Боуэн-Хиллз, Новый Южный Уэльс: Публикации Boolarong. ISBN 0-86439-040-8 . OCLC 29016571 .
- Джексон, Тревор (2007). Дайвинг на затонувшие корабли в Южном Квинсленде . Брисбен, Квинсленд: Джексон, Т. (самостоятельная публикация).
- Дженкинс, Дэвид (1992). Боевая поверхность! Подводная война Японии против Австралии 1942–44 . Милсонс-Пойнт, Новый Южный Уэльс: Random House Australia. ISBN 0-09-182638-1 . OCLC 0091826381 .
- Кенни, Джордж Черчилль (1987) [1949]. Отчеты генерала Кенни: личная история войны на Тихом океане . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС США. ISBN 0-912799-44-7 . OCLC 16466573 .
- МакКернан, Майкл (1983). Все включено! Австралия во время Второй мировой войны . Мельбурн, Виктория: Томас Нельсон, Австралия. ISBN 0-17-005946-4 . ОСЛК 10410056 .
- Миллиган, Кристофер; Фоли, Джон (2003). Австралийский корабль-госпиталь «Кентавр» — миф об иммунитете . Хендра, Квинсленд: Публикации Найраны. ISBN 0-646-13715-8 . OCLC 31291428 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992) [1972]. Хронология войны на море 1939–1945 годов: военно-морская история Второй мировой войны . Мастерс, Дерек (переводчик) (2-е, исправленное изд.). Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 0-7110-0277-0 . ОСЛК 26491361 .
- Смит, Алан (май 1992 г.) [1991]. Три минуты времени - торпедирование австралийского госпитального корабля «Кентавр» (2-е изд.). Майами, Квинсленд: Историческое общество Нижней реки Твид. ISBN 0-646-07631-0 . ОСЛК 27554937 .
- Стивенс, Дэвид (2005). «Приложение V» (PDF) . Критическая уязвимость: влияние подводной угрозы на морскую оборону Австралии 1915–1954 гг . Документы по морским делам Австралии. Том. 15. Канберра: Центр морской энергетики Австралии. ISBN 0-642-29625-1 . ISSN 1327-5658 . OCLC 62548623 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- Журнальные и новостные статьи
- Аткинсон, Брюс (18 февраля 2009 г.). «Компании проявляют интерес к поиску «Кентавра»» . Новости ABC Брисбен . Архивировано из оригинала 18 мая 2009 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- Австралийское агентство Associated Press (20 декабря 2009 г.). «Корабль-госпиталь «Кентавр» обнаружен у берегов Квинсленда» . News.com.au. Архивировано из оригинала 22 декабря 2009 года . Проверено 1 января 2010 г.
- Австралийское агентство Associated Press (15 декабря 2009 г.). «Искатели кентавров нашли «цель» у Клда» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 15 декабря 2009 г.
- Австралийское агентство Associated Press (18 декабря 2009 г.). «Искатели «Кентавров» теряют жизненно важное оборудование» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 19 декабря 2009 года . Проверено 18 декабря 2009 г.
- Барбелер, Дэвид; Лонг, Брюс (10 января 2010 г.). "Первые фотографии госпитального корабля "Кентавр"" . Воскресная почта . Архивировано из оригинала 12 января 2010 года . Проверено 10 января 2010 г.
- Барбелер, Дэвид (12 января 2010 г.). «Мемориальная доска, возложенная на «Кентавра»» . Сидней Морнинг Геральд . Австралийское агентство Ассошиэйтед Пресс . Проверено 26 сентября 2010 г.
- Барбелер, Дэвид (3 марта 2010 г.). «Вспомнили мертвого Кентавра» . Ежедневник Солнечного Берега . Проверено 26 сентября 2010 г.
- Берри, Петрина (23 ноября 2009 г.). «Скоро начнутся поиски затонувшего госпитального корабля». Общие новости Австралийского агентства Associated Press .
- Кратчер, Майкл (7 декабря 2008 г.). «Пусть австралийские охотники за кораблекрушениями найдут Кентавра». Курьер-Почта .
- Дарт, Джонатан (10 апреля 2008 г.). «Охотник за кораблекрушениями предлагает найти останки Кентавра» . Сидней Морнинг Геральд (smh.com.au) . Архивировано из оригинала 18 мая 2009 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- Фрейзер, Эндрю (21 декабря 2009 г.). «Дискавери доказывает, что оклеветанный штурман все понял правильно» . Австралиец . п. 3 . Проверено 21 декабря 2009 г.
- Хегер, Урсула (20 декабря 2009 г.). «Охотник за кораблекрушениями Дэвид Мирнс подтверждает, что корабль — это «Кентавр»» . Курьер-Почта . Архивировано из оригинала 14 марта 2020 года . Проверено 1 января 2010 г.
- Херст, Дэниел (25 сентября 2010 г.). «Надежда плывет: служба развеивает облако скорби военного времени, длившейся 67 лет» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 26 сентября 2010 г.
- Ларсен, К. (16 мая 1994 г.). «Открытие мемориала Кентавра». Курьер-Почта . п. 2.
- Мастерс, Элизабет (2010). «Крушение австралийского госпитального корабля « Кентавр ». Память . Том. 39. Национальный архив Австралии. стр. 13–15.
- Тедмансон, Софи (11 декабря 2009 г.). «Начинаются поиски обломков госпитального корабля «Кентавр», уничтоженного на войне» . Таймс . Проверено 12 декабря 2009 г.
- Уилсон, Нил (10 мая 2003 г.). «Затонувшие сердца». Вестник Солнца . п. 23 ( суббота ).
- Другие СМИ
- Ричард Карлтон (репортер) (18 мая 2003 г.). «Серьезная ошибка». 60 минут . Девятая сеть .
- «Стенограмма: серьезная ошибка» . Ninemsn.com.au — Архив за 60 минут . 2003. Архивировано из оригинала 28 августа 2006 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- «Затопление Кентавра – Память» . DVA.gov.au – Юбилейные публикации . Правительство Австралии – Департамент по делам ветеранов. 2003. Архивировано из оригинала 11 апреля 2009 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- Устная история AHS Centaur с пилотом-офицером Лоуренсом Вудом, Государственная библиотека Квинсленда
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- 2/3 AHS Centaur Association Inc. AHS Centaur. – Ассоциация ветеранов
- Персонал «Кентавр» - список персонала на борту AHS «Кентавр» на момент затопления.
- Тайна корабля-госпиталя - Найдите Кентавра - Сборник новостных статей из The Courier-Mail, касающихся корабля-госпиталя и поисков в декабре 2009 г.
- Дневник поиска - Поиск AHS Centaur на Wayback Machine (архивировано 25 июля 2011 г.) - ежедневные отчеты Дэвида Мирнса о ходе поисков в 2009 г. (архивировано из оригинала )
- Статья Тревора Джексона в двух частях о погружении на место предполагаемого крушения AHS Centaur.
- Джексон, Т. «Учимся лазить по деревьям – Часть 1» . Дайв-Оз. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- Джексон, Т. «Учимся лазить по деревьям – Часть 2» . Дайв-Оз. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- Празднование 80-й годовщины затопления корабля 2/3 AHS Centaur, празднование реакции Qld в 1948 году - центр медсестринской профессии , Библиотеки Джона Оксли сообщение в блоге
- Госпитальные корабли австралийской армии
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Морские инциденты в мае 1943 г.
- 1943 год в Австралии
- Торговые суда Соединенного Королевства
- Памятники и мемориалы в Квинсленде
- Корабли, потопленные японскими подводными лодками
- Японские военные преступления
- Кораблекрушения Квинсленда
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Коралловом море
- корабли 1924 года
- Госпитальные корабли во Второй мировой войне
- Грузовые лайнеры
- Корабли линии «Голубая воронка»
- Австралийские кораблекрушения с охраняемой зоной
- Квинсленд во Второй мировой войне
- Нападения на больницы во время Второй мировой войны