Поиск HMAS Sydney и немецкого вспомогательного крейсера Kormoran

Были предприняты многочисленные попытки найти австралийский крейсер HMAS Sydney и немецкий вспомогательный крейсер Kormoran , которые оба погибли в морском сражении в 1941 году. Усилия сразу после сражения были сосредоточены на поиске Сиднея , когда он не смог вернуться в порт. Хотя поисковики обнаружили более 300 выживших с Корморана , ни один из 645 находившихся на борту австралийского военного корабля не был найден. В марте 2008 года охотник за затонувшими кораблями Дэвид Мирнс начал поиск двух затонувших кораблей. «Корморан» находился 12 марта в непосредственной близости от места затопления, указанного в немецких отчетах. Используя информацию выжившего о 17 Сидней последнем известном направлении Сиднея, Мирнс и его поисковая группа обнаружили марта .
Послевоенные поиски пытались найти одного или обоих участников боевых действий, но не увенчались успехом из-за отсутствия подробной информации о месте боя. Поисковики не доверяли выжившим немцам и их рассказам; Большая разница в количестве выживших на каждом корабле породила теории о том, что Корморана команда действовала незаконно во время боя и пыталась скрыть свои действия. В результате гипотезы о местонахождении затонувших кораблей варьировались от глубоководных мест в нескольких километрах от острова Дирк Хартог до мест, расположенных ближе к Карнарвону, Западная Австралия , и на юге, вплоть до западной стороны островов Хаутман-Аброльос .
История
[ редактировать ]военное время
[ редактировать ]
Бой между HMAS Sydney и немецким вспомогательным крейсером Kormoran состоялся 19 ноября 1941 года. Первоначальный поиск кораблей начался 24 ноября 1941 года после того, как Сидней не ответил на радиосообщения. Самолеты Королевских ВВС Австралии патрулировали побережье Западной Австралии, и все мощные радиостанции Австралии получили указание непрерывно вести вещание на Сидней . После того, как британский танкер «Трокас» спас выживших с Корморана примерно 24 ° 33'ю.ш., 111 ° 48' в.д. / 24,550 ° ю.ш., 111,800 ° в.д. 120 милях (190 км) к западу-северо-западу от Карнарвона , 24 ноября в шести близлежащим торговым судам было приказано искать выживших. Четыре вспомогательных корабля Королевского военно-морского флота Австралии были отправлены из Фримантла, Западная Австралия . Хотя к 30 ноября были спасены 315 выживших с Корморана , единственным подтвержденным следом Сиднея , обнаруженным поисковиками, была единственная пустая спасательная шлюпка, обнаруженная HMAS Heros . [ 1 ]
Пост-был
[ редактировать ]В 1981 году Музей Западной Австралии и Королевский военно-морской флот Австралии совместно исследовали большую магнитную аномалию у скал Зюйтдорп, соответствующую магнитной сигнатуре, ожидаемой от крушения Сиднея . обнаружил местонахождение «Титаника » и «Бисмарка» После того, как Океанографический институт Вудс-Хоул , в ноябре 1991 года к 50-летию гибели корабля музей провел семинар, чтобы определить, Сидней можно ли найти . В этом проекте помогал доцент Ким Кирснер из Университета Западной Австралии . Хотя размер обыскиваемой территории при охоте на Корморана был уменьшен до размера, аналогичного тому, который использовался в предыдущих успешных поисках, океанографы, учёные и специалисты по поиску и спасанию на семинаре не смогли уменьшить обыскиваемую территорию Сиднея. ниже 7000 км 2 (2700 квадратных миль) зона. Хотя место сражения, сообщенное немецкими моряками и их командиром, было подтверждено океанографическими данными, исследователи не были уверены в местонахождении Сиднея . Одной из альтернатив было то, что корабль пытался достичь ближайшего сухого дока в Сурабае ; Другая возможность заключалась в том, что они пытались направиться к ближайшему портовому сооружению в Джералдтоне . Некоторые немцы рассказали, что видели, как затонул « Сидней», когда они плыли к его горящему остову после того, как покинули свой собственный корабль; другие говорили, что он исчез в ночи, направляясь на юго-восток. В результате давления со стороны недавно созданного HMAS Sydney Foundation Trust совместный постоянный комитет провел в 1997 году парламентское расследование обстоятельств затопления Сиднея . Расследование было крупнейшим в истории Австралии: материалы поступили от сотен сторон. Комитет сделал ряд выводов и рекомендаций, заключая: [ 2 ]
- Ни один документ не был злонамеренно уничтожен.
- » Торпеды «Корморана сыграли важную роль в бою.
- В то время было обычной практикой приближаться к неизвестным кораблям, чтобы их экипажи не затопили их.
- Было полное отсутствие доказательств Японии. причастности
- Необходимо предпринять попытки опознать неопознанное тело на острове Рождества.
- Недавно созданный фонд HMAS Sydney Foundation Trust должен координировать поиск затонувших кораблей, сосредоточив внимание на месте, определенном на семинаре Музея Западной Австралии в 1991 году.
- новый мемориал должен быть построен Во Фримантле ; Королевский военно-морской флот Австралии должен учредить схему грантов на исследования в области военно-морской истории от имени Сиднея и его команды; Поминальные службы должны быть проведены во Фримантле, Сидней , и на месте крушения.
В 2001 году в результате парламентского расследования Центр морской мощи (SPC) Королевского военно-морского флота Австралии провел в Музее Западной Австралии семинар, призванный изучить возможность поиска в районе, обсуждавшегося в 1991 году. Из-за разногласий среди исследователей В настоящее время, утверждения о том, что битва произошла недалеко от островов Аброльос, а также отсутствие веских доказательств и обломков, касающихся Сиднея , SPC счел невозможным проведение обыска. Тем не менее, после того, как Foundation Trust закрылся, некоммерческая организация HMAS Sydney Search Pty Ltd запланировала попытку определить местонахождение затонувших кораблей. Получив поддержку от успешного глубоководного охотника за затонувшими кораблями Дэвида Мирнса , группа приступила к активной кампании и в августе 2005 года получила правительственный грант. [ 3 ] Группа заключила меморандум о взаимопонимании с Мирнсом, который полагал, что сможет найти затонувшие корабли, используя новейшие гидролокационные технологии, и недавно обнаружил детали, записанные Теодором Детмерсом , командиром Корморана . [ 4 ] 14 августа 2005 года тогдашний премьер-министр Австралии объявил Джон Ховард , что австралийское правительство выделит 1,3 миллиона австралийских долларов компании HMAS Sydney Search Pty Ltd. [ 5 ] Грант в размере 500 000 долларов был предоставлен правительством штата Западная Австралия. [ 6 ] и 250 000 долларов от правительства штата Новый Южный Уэльс . [ 7 ] Организация планировала получить дополнительные 8 миллионов долларов частного финансирования, прежде чем предпринять попытку поиска на глубокой воде у залива Шарк . [ 6 ] Конкурирующая группа объявила о планах вести поиск на мелководье ближе к побережью.
Исследования и другие работы Западно-Австралийского музея (в частности, «HMAS Sydney: Fact, Fantasy and Fraud» Тома Фрейма Барбары Уинтерс, «HMAS Sydney: Loss and Controversy» и « Горькая победа» Уэса Олсона ) подтвердили немецкую версию места битвы. В конце 2005 года издательство Университета Западной Австралии опубликовало книгу Гленис Макдональд « В поисках Сиднея: поиск истины» . Макдональд провел обширные интервью с жителями прибрежной зоны, ближайшей к месту сражения, большая часть которых была представлена на семинаре SPC 2001 года. По словам Макдональда, многие жители Порт-Грегори , примерно в 80 километрах (43 морских милях) к северу от Джералдтона, сообщили о видах и звуках морского сражения примерно в то время, когда Сидней и Корморан вступили в бой. Это предполагало (ошибочно), что корабли могли затонуть гораздо южнее, чем место, указанное Детмерсом или правительством Австралии.
Независимый исследователь Уоррен Уиттакер, представивший на семинаре 2001 года доказательства, основанные на экспериментальной системе определения местоположения затонувших кораблей, разработанной им и Линдси Найт, написал в The Weekend Australian в июле 2006 года, подтвердив свою уверенность в том, что HMAS Sydney Search Pty Ltd искала не в том районе. [ 8 ] Путем ретроспективного анализа, основанного на известных перемещениях обломков и спасательных шлюпок с Корморана , Уиттакер ошибочно предположил, что оба корабля будут расположены к западу от островов Аброльос .
В марте 2007 года HMAS Sydney Search Pty Ltd сообщила, что предложенный Уиттакером участок был обследован компанией Перта Geo Subsea Pty Ltd из на безвозмездной основе, и никаких следов Корморана или Сиднея обнаружено не было. [ 9 ] Geo Subsea использовала установленную на корпусе систему многолучевого эхолота (MBES), способную сканировать морское дно на расстоянии 3 километров (1,9 мили) по обе стороны от поискового судна MV Geosounder на глубине до 5000 метров (16000 футов). Мирнс сказал, что это место «идеально подходит для поиска с помощью Geosounder, MBES компании поскольку средняя глубина составляет всего 850 метров (2790 футов), а морское дно относительно плоское и безликое, с пологим уклоном всего от 1,4 до 2 градусов. Размер «Корморана» (157 метров в длину и водоизмещением 9400 тонн), который был самым большим вспомогательным крейсером, использовавшимся Кригсмарине во Второй мировой войне , взорвался и затонувший на месте, он ясно будет виден на изображениях MBES..." [ 9 ]
В июне 2007 года британский морской исследователь Тимоти Акерс, бывший сотрудник Мирнса, заявил, что обнаружил место крушения «Сиднея » вместе с затонувшими кораблями японской боевой группы, используя высококачественные спутниковые снимки. [ 10 ] Это утверждение было оспорено Музеем Западной Австралии и Тедом Грэмом, председателем HMAS Sydney Search Pty Ltd, который заявил, что обнаружить место крушения с помощью спутниковых изображений невозможно. [ 11 ]
11 августа 2007 года группа охотников-любителей заявила, что они обнаружили место крушения Сиднея у мыса Надпись на северной оконечности острова Дирк Хартог, используя крюк и подводную видеокамеру. [ 12 ] Исследование, проведенное HMAS Leeuwin 17 августа, показало, что затонувший корабль у острова Дирк Хартог имеет длину всего 30 метров (98 футов) и высоту 5 метров (16 футов), что слишком мало для « Сиднея» , длина которого превышала 170 метров (560 футов). ) в длину. [ 13 ] Причины, по которым поиски HMAS Sydney заняли так много времени, были рассмотрены в отчете Музея Западной Австралии за 2008 год. [ 14 ]
Обнаружение затонувших кораблей
[ редактировать ]Ранее Мирнс участвовал в обнаружении грузового корабля «Лукона» (ключевого доказательства ареста Удо Прокша за убийство и мошенничество со страховкой), сухогруза «Дербишир» (крупнейшего британского корабля, потерянного в море) и линейного крейсера HMS. Капюшон . [ 15 ] Впервые он узнал о битве и взаимном уничтожении Сиднея и Корморана во время конференции в 1996 году и начал изучать битву в 2001 году с целью найти корабли. [ 16 ]
При содействии других историков и Музея Западной Австралии Мирнс исследовал битву, сосредоточив внимание на первоисточниках. Он обнаружил несколько архивных файлов и дневники Корморана, которые ранее считались утерянными. [ 17 ] Его исследования привели Мирнса к мысли, что немецкие отчеты точны. [ 18 ] После двух неудачных попыток привлечь внимание и поддержку Королевского военно-морского флота Австралии в январе 2004 года Мирнсу сообщили, что военно-морской флот пересматривает свою позицию. [ 19 ] На этом этапе Мирнс и его компания вступили в партнерство и подписали меморандум о взаимопонимании с HMAS Sydney Search Pty Ltd. [ 20 ] В середине сентября 2004 года Мирнс получила разрешение правительства Германии на съемку Корморана , если ее найдут. [ 21 ]
14 августа 2005 года австралийское правительство объявило о выделении гранта в размере 1,3 миллиона австралийских долларов Фонду Finding Sydney Foundation, благотворительному фонду, созданному в 2003 году директорами HMAS Sydney Search, за которым вскоре последовал взнос в размере 500 000 австралийских долларов от правительства Западной Австралии и Грант в размере 250 000 австралийских долларов от правительства Нового Южного Уэльса. [ 22 ] Компании и общественность сделали несколько небольших пожертвований, но планы по поиску кораблей были приостановлены до тех пор, пока в октябре 2007 года правительство Австралии не утвердило еще один фонд в размере 2,9 миллиона австралийских долларов. [ 23 ] [ 24 ]
Мирнс планировал определить «окно поиска» Корморана , нанеся возможные отправные точки двух его спасательных шлюпок с помощью анализа обратного дрейфа. [ 25 ] Предыдущие анализы дрейфа были сосредоточены на спасательной шлюпке, которая вышла на берег, поскольку ответственный офицер вел журнал продвижения лодки. Этот анализ дал широко распространенные результаты, поскольку журнал был неполным, а вихревые течения, которые могли повлиять на курс и скорость спасательной шлюпки, редко учитывались. На спасательную шлюпку, помимо океанских течений, могли повлиять сила весла и паруса, и большинство исследователей сосредоточились на получении конкретной точки в результате анализа, а не на определении общей области поиска. [ 26 ] Поисковое окно (размером 52 на 34 морских мили (96 на 63 км; 60 на 39 миль)) будет проверяться в течение нескольких дней с помощью буксируемого глубоководного гидролокатора бокового обзора . [ 27 ] Мирнс решил сначала сосредоточиться на поиске Корморана , поскольку обнаружение немецкого корабля значительно сузило бы зону поиска Сиднея и повысило бы шансы его найти. [ 25 ] Обнаружив одно или оба судна, поисковый корабль возвращался в порт и заменял гидролокатор на дистанционно управляемый аппарат (ROV) для фотографирования и видеосъемки затонувших кораблей. [ 28 ]
Исследовательское судно SV Geosounder было зафрахтовано у подводно- разведочной компании DOF Subsea Australia; Помимо того, что Geosounder был лучшим из нескольких рассмотренных судов, он был единственным кораблем с необходимыми возможностями, доступным для аренды на период поиска. [ 29 ] У Мирнса было достаточно средств только для того, чтобы нанять и эксплуатировать Геозонд в течение 45 дней. [ 30 ] Geosounder должен был отправиться рано утром 29 февраля, но из-за ряда проблем, потребовавших внесения изменений в последнюю минуту, отправление было отложено до 16:00, и кораблю пришлось вернуться в порт тем же вечером из-за утечки топлива. [ 31 ] Ремонт был произведен, и незадолго до полуночи 4 марта корабль достиг юго-восточного угла поля поиска Мирнса. [ 32 ] Поисковикам мешали повторяющиеся проблемы с гидролокатором бокового обзора и возникновение тропического циклона «Офелия» в первые дни экспедиции. [ 33 ] Корморан находился в 26 ° 05'46 "ю.ш. 111 ° 04'33" в.д. / 26,09611 ° ю.ш. 111,07583 ° в.д. во второй половине дня 12 марта 2008 года. Он находился на высоте 2560 метров (8400 футов) ниже уровня моря, с двумя большими кусками на расстоянии 1300 метров (4300 футов) друг от друга и полем обломков овальной формы между ними. [ 34 ] Об обнаружении рейдера публично объявил премьер-министр Австралии Кевин Радд утром 17 марта. [ 35 ]
Используя недавно обнаруженный затонувший корабль и немецкие отчеты, описывающие , скорость и последнее наблюдение Сиднея курс после боя, было рассчитано поле поиска крейсера размером 20 на 18 морских миль (37 на 33 км). [ 36 ] Резкая разница в размерах полей поиска заключалась в том, что выжившие указали местоположение немецкого рейдера только как широкую широту и долготу , в то время как было доступно много информации о положении австралийского крейсера относительно рейдера. [ 36 ] Сидней был обнаружен 17 марта сразу после 11:00, всего через несколько часов после того, как об открытии Корморана было публично объявлено . [ 37 ] Новость о том, что крейсер был найден, была обнародована на следующий день в другом официальном заявлении премьер-министра Радда. [ 38 ] Сиднея Место крушения находилось в 26 ° 14'31 "ю.ш. 111 ° 12'48" в.д. / 26,24194 ° ю.ш. 111,21333 ° в.д. на глубине 2468 метров (8097 футов); Носовая часть крейсера, отколовшаяся при затоплении корабля, находилась на противоположном конце поля обломков, простирающегося менее чем на 500 метров (1600 футов) к северо-западу от корпуса. [ 39 ] [ 40 ] Затонувшие корабли находились на расстоянии 11,4 морских миль (21,1 км) друг от друга, причем Сидней находился к юго-востоку от Корморана . [ 41 ] После обнаружения оба затонувших корабля были помещены под защиту Закона об исторических кораблекрушениях 1976 года , который наказывает любого, кто нарушил охраняемое затонувшее судно, штрафом в размере до 10 000 австралийских долларов или тюремным заключением на срок до пяти лет. [ 42 ]
Geosounder вернулся в Джералдтон 20 марта. Из-за серьезных задержек во время установки и испытаний ROV отъезд был задержан до 29 марта, когда исследовательский корабль шел по пути циклона Панчо . [ 43 ] Из-за проблем с электричеством в ROV начало съемок было перенесено на 3 апреля. Сидней был первым, кого осмотрели. [ 44 ] с шестью погружениями ROV в течение пяти дней, в течение которых были сняты и задокументированы основной корпус и поле обломков. [ 45 ] Носовая часть оторвалась, в результате чего корабль затонул; основная часть корпуса первой ударилась о морское дно кормой. [ 46 ] Эти повреждения соответствовали описаниям, данным Корморана экипажем после боя. [ 47 ] Затем геозонд отправился к месту крушения Корморана . [ 48 ] Корабль был расколот на две большие части в результате взрыва минной палубы, который также разрушил надстройку и разбросал обломки по обширной территории. [ 48 ] Возможное место сражения было обнаружено во время гидролокационного поиска, но наблюдение с помощью ROV показало, что то, что считалось обломками кораблей, на самом деле было выходами подушечной лавы . [ 49 ]
Обыск был объявлен завершенным незадолго до полуночи 7 апреля; Геозонд вернулся в Джералдтон. [ 50 ] более 1400 фотографий и 50 часов видео затонувших кораблей В ноябре 2009 года Фонд «В поисках Сиднея» передал в дар Австралийскому военному мемориалу . [ 51 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гилл 1957 , стр. 451–453.
- ^ Объединенный постоянный комитет 1997 .
- ^ Лори 2005 .
- ^ Король 2005 .
- ^ Банхэм 2005 .
- ^ Jump up to: а б Новости Эй-Би-Си, 2005 год .
- ^ HMAS Sydney Search Pty 2006 .
- ^ Уиттакер 2006 .
- ^ Jump up to: а б HMAS Sydney Search Pty 2007 .
- ^ Морелли 2007 .
- ^ Сидней Морнинг Геральд 2007 .
- ^ Мюррей 2007 .
- ^ news.com.au 2007 .
- ^ Маккарти 2008 .
- ^ Мирнс 2009 , стр. 64–76.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 61, 77.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 80–93.
- ^ Мирнс 2009 , с. 121.
- ^ Мирнс 2009 , с. 93.
- ^ Мирнс 2009 , с. 95, 108.
- ^ Мирнс 2009 , с. 104.
- ^ Мирнс 2009 , с. 110, 252.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 113–115.
- ^ Маккарти 2008 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Мирнс 2009 , стр. 121–122.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 90–92, 121–122, 129.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 121–122, 137.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 126–127.
- ^ Мирнс 2009 , с. 126.
- ^ Мирнс 2009 , с. 127.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 133–135.
- ^ Мирнс 2009 , с. 136.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 136–143.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 143–149, 217.
- ^ Мирнс 2009 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Мирнс 2009 , стр. 150–151.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 157–158.
- ^ Мирнс 2009 , с. 160.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 158–160, 204–205.
- ^ Коул 2009 , с. 217, Том 2.
- ^ Мирнс 2009 , с. 204.
- ^ Мирнс 2009 , с. 169.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 165, 168, 170–172.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 173–174.
- ^ Мирнс 2009 , с. 189.
- ^ Мирнс 2009 , с. 181.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 183, 186–187, 198.
- ^ Jump up to: а б Мирнс 2009 , стр. 216–217.
- ^ Мирнс 2009 , стр. 215–216.
- ^ Мирнс 2009 , с. 228.
- ^ Маклинток 2009 .
Источники
[ редактировать ]- Бэнхэм, Синтия (15 августа 2005 г.). «Премьер-министр предлагает награду за обнаружение затонувшего военного корабля» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 3 мая 2012 г.
- Коул, Теренс (июль 2009 г.). Потеря HMAS Sydney II (3 тома) . Канберра: Министерство обороны. ISBN 978-0-642-29713-6 . ОСЛК 432200965 . Проверено 3 мая 2012 г.
- Гилл, Джордж Хермон (1957). Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг . Серия 2 – Военно-морской флот. Канберра: Австралийский военный мемориал . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- Кинг, Джонатан (23 февраля 2005 г.). «Затонул, но не забыт» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 3 мая 2012 г.
- Лори, Виктория (17 сентября 2005 г.). «В поисках HMAS Сидней » . Австралийский журнал . HMAS Sydney Search Pty Ltd. Архивировано из оригинала 4 мая 2006 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- Маккарти, Майкл (2008). «Краткий обзор событий, связанных с поиском, приведших к началу поиска HMAS в Сиднее» (PDF) . Отдел морской археологии Западно-Австралийского музея . Проверено 3 мая 2012 г.
- Маклинток, Пенни (17 ноября 2009 г.). «Видение HMAS Сидней, переданное Военному мемориалу» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 3 мая 2012 г.
- Мирнс, Дэвид (2009). В поисках Сиднея . Пимбл, Новый Южный Уэльс: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-7322-8889-1 . OCLC 301679923 .
- Морелли, Винсент (29 марта 2007 г.). «Наконец-то найден затонувший корабль РАН времен Второй мировой войны» . News.com.au. Проверено 3 мая 2012 г.
- Мюррей, Пол (11 августа 2007 г.). «Мы нашли затонувший «Сидней»» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 3 мая 2012 г.
- Персонал (18 августа 2007 г.). «Военно-морской флот разрушает надежды HMAS Sydney» . news.com.au. Архивировано из оригинала 23 марта 2008 года.
- Персонал (19 сентября 2005 г.). «Правительство штата Вашингтон участвует в обыске в Сиднее» . Джералдтонские новости . Архивировано из оригинала 20 марта 2008 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- Персонал (1997). «HMAS Sydney II и Корморан: отчет парламентского расследования о потере HMAS Sydney» . Объединенный постоянный комитет по иностранным делам, обороне и торговле . Архивировано из оригинала 4 марта 2000 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- Персонал (23 апреля 2006 г.). «Новый Южный Уэльс поддерживает новый поиск HMAS Sydney » . HMAS Sydney Search Pty Ltd. Архивировано из оригинала 4 мая 2006 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- Персонал (23 марта 2007 г.). «Идут поиски HMAS Sydney: исследовано местонахождение «Южного» Корморана» . HMAS Sydney Search Pty Ltd. Архивировано из оригинала 29 июля 2007 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- Персонал (3 июня 2007 г.). «HMAS Sydney считает «ерундой» » . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 3 мая 2012 г.
- Уиттакер, Уоррен (22 июля 2006 г.). «Неверный поворот в поисках старой развалины» . Австралиец . Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 3 мая 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Льюис, Том (декабрь 2007 г.). «Что может раскрыть крушение в Сиднее » (PDF) . Заголовок: Журнал Австралийского военно-морского института (125). Австралийский военно-морской институт: 4–12.