Корабль с эффектом поверхности
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2019 г. ) |
Судно на воздушной подушке с бортовым корпусом (СЭС) или бортовое судно на воздушной подушке — это водное судно , имеющее как воздушную подушку, как судно на воздушной подушке , так и сдвоенный корпус , как катамаран . При использовании воздушной подушки небольшая часть сдвоенных корпусов остается в воде. Когда воздушная подушка отключена («вне подушки» или «перенесена на корпус»), полный вес судна поддерживается плавучестью двух корпусов. [1]

СЭС имеет два преимущества перед судном на воздушной подушке для эксплуатации в открытом море: он более устойчив к боковому скольжению при воздействии на него воздуха или моря, а также может использовать водометы для движения, поскольку впускные сопла всегда закрыты водой.
История
[ редактировать ]ВМС США
[ редактировать ]В 1960 году ВМС США инициировали программу испытаний модели SES. К 1963 году был спроектирован и построен 10- тонный испытательный корабль под названием XR-1 для проверки концепции поверхностного эффекта. В первой версии XR-1 использовались фиксированные фанерные уплотнения на носовом и кормовом концах секции пузырьков захваченного воздуха. обеспечивающий реактивный двигатель, В качестве основной силовой установки использовался тягу 1700 фунтов силы (7600 Н). Отдельный газовый двигатель мощностью 110 л.с. (82 кВт) использовался для привода подъемных вентиляторов, а также для привода приводных агрегатов, которые использовались для маневрирования на малой скорости без подушки. В первый год испытаний XR-1 был оснащен более мощной главной силовой установкой, а также были испытаны гибкие носовые и кормовые уплотнители.
XR-1 также использовался для проверки концепции водометного движения. Корабль был модифицирован в 1964 году и оснащен газотурбинными двигателями с приводом водометных движителей. Вес корабля увеличился до 17 тонн.
Рор Индастриз, 1970–1980 гг.
[ редактировать ]Компания Rohr Industries вошла в историю SES в 1970 году, взяв на себя программу испытаний XR-1 для ВМФ. Рор продолжал использовать XR-1 для проверки концепций силовой установки и герметизации. разработка 3000-тонного (3050-тонного) SES, Ship ) , способного ракетные использовать вертолеты LSES (Large Surface Effect Их конечной целью была системы вертикального пуска , противолодочные самолеты вертикального взлета и и различные посадки . Предлагаемый корабль должен был развивать скорость 80 узлов при волнении моря 6 баллов. Предлагаемые основные энергоблоки должны были представлять собой газотурбинные двигатели мощностью 4 × 40 000 л.с. (30 000 кВт) с водометными движителями. Контракт на строительство 3000-тонного корабля был расторгнут в 1980 году.
СЭС-100
[ редактировать ]
Два экспериментальных SES (SES-100A и 100B) весом около 100 тонн, длиной 80 футов (24 м) и шириной 40 футов (12 м) были разработаны для вооруженных сил США в 1960-х и 70-х годах. Они оба достигли скорости, превышающей запланированную программу в 80 узлов (150 км/ч; 92 мили в час). SES 100B был построен компанией Bell Aerospace ( Textron НАСА Corporation) на сборочном заводе в Мишуде . Приводимый в движение двумя полупогруженными управляемыми реверсивными гребными винтами с суперкавитацией , он достиг скорости более 96 узлов (178 км / ч; 110 миль в час) в Мексиканском заливе возле залива Сент-Эндрюс в Панама-Сити, Флорида .
Скорость была проверена радаром ARIS ВВС США . Он также выпустил первую в ВМФ ракету вертикального пуска ( SM-2 ) со скоростью 60 узлов (110 км/ч; 69 миль в час). Он также использовался для тестирования систем автоматического управления движением, предотвращения столкновений на высоких скоростях и навигационных систем. Корабль 100А использовался для испытаний водометной движительной установки , воздухозаборников изменяемой геометрии и систем автоматического управления плавностью хода. И 100A, и 100B были способны работать почти полностью вне воды на воздушной подушке, имея боковую стенку всего 18 дюймов (46 см), гребные винты или водометные отверстия, входящие в воду. 100-тонный SES 100B был построен для ВМС США как модель в масштабе 1/10 для проверки возможности использования судов на воздушной подушке и других кораблей с надводным эффектом в боевых ситуациях. Совершенно секретные спецификации предусматривали создание корабля, способного войти в зону боевых действий на скорости более 80 узлов (150 км/ч; 92 миль в час) и выбросить танк и 100 солдат на пляж, развернуться обратно на воду и спастись на берегу. высокоскоростной.
В отличие от SES с жесткими боковинами, AALC с полной юбкой, JEFF A&B были прототипами машин LCAC , которые с таким успехом использовались ВМФ во время войны в Персидском заливе. [ нужна ссылка ] .
Концепция SES водоизмещением 3000 тонн никогда не предназначалась для использования на берегу, как десантный корабль. AALC (десантно-десантный корабль) и SES с самого начала представляли собой совершенно разные концепции. AALC представлял собой чистое судно на воздушной подушке, способное быстро доставлять войска и транспортные средства на пляж. Будучи судном на воздушной подушке, LCAC, созданный на основе AALC, не имеет жестких частей корпуса, выходящих за пределы воздушной подушки. Таким образом, он может работать по всему пляжу. СЭС имеет жесткие бортовые корпуса, окружающие воздушную подушку, что позволяет ему двигаться по воде, но позволяет ему подходить к берегу только при проведении десантных операций. Концепции проектирования SES грузоподъемностью более 6000 тонн, предложенные Рором и Ингаллсом Шипбилдинг, основывались на идее погрузки и разгрузки корабля с берега, лихтера, дамбы или обычных доков.
10 ноября 1972 года с четырьмя фирмами были заключены контракты на проведение предварительного проектирования прототипа массой 2200 тонн; эти проекты должны были быть завершены в августе 1973 года. Главными подрядчиками были Bell , Aerojet , Litton и Lockheed . [3]

Паромы Hovermarine SES
[ редактировать ]Британская компания Hovermarine разработала паром HM.2 SES на своем заводе в Вулстоне, Саутгемптон, в 1960-х годах. [4] Первое судно HM-2 эксплуатировалось компанией Seaspeed в 1968 году между пирсом Райд и гаванью Портсмута . Ранний HM2 страдал от механических проблем, и во время финансового кризиса 1969 года Hovermarine была добровольно ликвидирована, а основные активы были приобретены новой компанией Hovermarine Transport Ltd, которая впоследствии была передана американской компании Transportation Technology Inc. Производство Производство HM.2 для Северной и Центральной Америки было осуществлено заводом Hovermarine в Титусвилле, Флорида . Кратковременные испытания двух HM.2 проходили в Торонто с июля до поздней осени 1974 года, от Ниагары-на-озере до Янгстауна, штат Нью-Йорк . Служба, которой управляет Can-Am Hover Express, использовала два судна, Toryoung I и Toryoung II, но авария с последним судном привела к закрытию службы. [5]
Более 110 HM.2 было произведено в Великобритании и США.
Япония
[ редактировать ]В Японии строились СЭС двух типов: «Кибоу и «СуперЛайнер Огасавара» .
Кибо использовался как автомобильный паром между портами Симидзу и портом Симода в префектуре Сидзуока. Он имел массу 2780 тонн, длину 74 метра и два двигателя MFT8 (JT8D). Судно выведено из эксплуатации в 2005 году.Суперлайнер Огасавара планировалось курсировать между портом Токио и островом Огасавара в префектуре Токио, но в 2005 году его отменили из-за высокой стоимости авиатоплива. В 2011 году он оставался в порту Исиномаки в качестве корабля-гостиницы для жертв катастрофы Тунами. Это было позже. списано в 2018 году. Судно водоизмещением 14500 тонн, длиной 140 м, оснащено двумя двигателями LM2500.
Оперативное использование
[ редактировать ]Россия
[ редактировать ]ВМФ СССР построил два 1050-тонных «Бора» корвета класса В конце 1980-х — начале 1990-х годов . Корабли переданы в состав ВМФ России и остаются в составе Черноморского флота .
Норвегия
[ редактировать ]Компания Umoe Mandal построила 9 класса Alta и Oksøy надводных кораблей для минной борьбы для Королевского военно-морского флота Норвегии .
В состав ВМС Норвегии также входят шесть класса Skjold патрульных катеров . Эти корабли являются самыми быстрыми военными кораблями в мире, их рабочая скорость составляет 60 узлов (110 км/ч). Прототип ( KNM Skjold) был арендован и испытан в течение одного года ВМС США.
Швеция
[ редактировать ]HSwMS Smyge , служивший небольшим испытательным стендом для предварительного прототипа корвета класса Visby, теперь используется в качестве тренировочной платформы для Шведского амфибийного корпуса водолазов .
Северная Корея
[ редактировать ]Военно-морские силы Корейской народной армии располагали шестью военными кораблями класса «Нонго» .
См. также
[ редактировать ]- Система воздушной полости является родственной технологией.
- Экраноплан
- Морской автомобиль с аэродинамическим облегчением
- Список десантных кораблей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.foils.org/wp-content/uploads/2018/01/HCH1962Jul.pdf .
- ^ Лундквист, Эдвард Х. «Корабль надводного эффекта класса Скьольд HNoMS Steil» . Сеть оборонных СМИ . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Корабль поверхностного действия (SES) - ассигнования Министерства обороны на 1974 год, т.5.
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 157. ИСБН 9780850451634 .
- ^ «Сканер, т. 7, № 6 (март 1975 г.): Морские новости» .