Батавия (корабль 1628 г.)
![]() Полномасштабная копия Батавии . | |
История | |
---|---|
![]() | |
Тезка | Батавия, Голландская Ост-Индия |
Владелец | Голландская Ост-Индская компания (VOC) |
Завершенный | 1628 |
Первое путешествие | 29 октября 1628 г. |
Судьба | Потерпел крушение в группе Валлаби , Хаутман Аброльос , 4 июня 1629 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Ост-Индианец |
Тоннаж | 600 тонн [3] |
Длина | 45,3 метра (149 футов) [1] |
Луч | 10,19 метра (33,4 фута) [1] |
Глубина захвата | 5,45 метра (17,9 футов) [1] |
План паруса | Полное оснащение [2] |
Дополнить | 341 пассажир и экипаж |
Скорость | 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час) [ нужна ссылка ] |
Вооружение | не менее 22 чугунных пушек, 6 бронзовых, 2 составных |
Батавия ( [baˈtaːvia] ) — корабль Голландской Ост-Индской компании (VOC). Он был построен в Амстердаме в 1628 году как флагман одного из трех ежегодных флотов компаний. [4] и в том же году отплыла в свой первый рейс в Батавию , столицу Голландской Ост-Индии . 4 июня 1629 года «Батавия» потерпела крушение на Хаутман-Аброльосе , цепочке небольших островов у побережья Западной Австралии .
Когда корабль развалился, примерно 300 из 341 пассажира и экипажа «Батавии » выбрались на берег, остальные утонули в своих попытках. Ее командир Франсиско Пельсарт отправился в Батавию за помощью, оставив ответственным старшего чиновника VOC Иеронимуса Корнелиса , не подозревавшего, что он готовил мятеж до крушения. Корнелис обманом заставил около двадцати человек под командованием солдата Виббе Хейса искать пресную воду на близлежащих островах, оставив их умирать. Затем с помощью других мятежников он организовал резню, которая в течение нескольких недель привела к убийству примерно 125 оставшихся в живых, включая женщин, детей и младенцев; небольшое количество женщин содержалось в качестве сексуальных рабынь . [5]
Тем временем группа Хейса неожиданно нашла пресную воду и, узнав о зверствах, вела бои с группой Корнелиса. В октябре 1629 года, в разгар последнего и самого смертоносного сражения, они были прерваны возвращением Пельсарта на борт спасательного судна « Сардам» . Впоследствии Пельсарт предстал перед судом и осудил Корнелиса и шестерых его людей, которые стали первыми европейцами, законно казненными в Австралии. Двое других мятежников, осужденных за сравнительно мелкие преступления, были брошены на материковой части Австралии , став, таким образом, первыми европейцами, постоянно населявшими австралийский континент, хотя больше о них ничего не было слышно. Только 122 из первоначальных пассажиров добрались до порта Батавии.
ассоциируется с «одной из худших ужасных историй в морской истории», и она Сегодня Батавия стала предметом многочисленных опубликованных историй. Из-за своего уникального места в истории контактов Европы с Австралией , история Батавии иногда предлагается в качестве альтернативного повествования об основании высадки Первого флота в Сиднее . Из сорока семи затонувших кораблей ЛОС, которые были обнаружены и идентифицированы, «Батавия» является единственным примером начала 17 века, из которого были извлечены, законсервированы и подвергнуты детальному изучению оставшиеся компоненты корпуса. [6] Многие артефакты Батавии хранятся в Музее кораблекрушений Западной Австралии во Фримантле , а копия корабля пришвартована как корабль-музей в Лелистаде в Нидерландах.
Строительство
[ редактировать ]В 16 и 17 веках голландцы были крупнейшими судостроителями Северной Европы, внедряя новшества как в конструкции (например, Fluyt ), так и в технологии (лесопилка с приводом от ветряной мельницы). Тем не менее, они использовали последовательность строительства «с опорой на днище», в которой для нижней части корпуса используется система «сначала оболочка». Доскам придают форму, а затем укладывают их края к краям, создавая вид резной конструкции , но их кладут на место до установки рам. Таким образом, форма днища корпуса определяется формой досок корпуса. [а] Последовательность строительства «снизу» такая же, как и на средневековых шестернях , и некоторые утверждают, что это более старая романо-кельтская строительная традиция. [7]
Суда, принадлежащие Голландской Ост-Индской компании (VOC), обычно строились на собственных верфях компании. VOC выпустила уставы, в которых были даны подробные характеристики этих кораблей; они время от времени обновлялись. В уставах был указан ряд основных размеров корпуса и намечены размеры судна. брусья . Однако проектов в виде планов или чертежей, определяющих форму корпуса, не существовало. [8] В отличие от кораблей, построенных для европейской торговли, VOC East Indiamen были обшиты двойной дубовой структурной обшивкой. Он был обшит двойным слоем сосны с добавлением смолы и шерсти животных, а также близко расположенными железными гвоздями. Сосновый слой предназначался для защиты от червя тередо . [9]
Соотношение длины и ширины Батавии составляло 4,4:1. Это сделало его уже, чем предыдущие корабли VOC. Судостроительный устав VOC 1619 года предусматривает соотношение длины к ширине 3,9:1. Предполагается, что в начале 17 века у VOC была тенденция иметь все более узкую конструкцию. Все корабли VOC имели относительно высокое соотношение длины к ширине, охватывающее диапазон от 3,7:1 до 4,5:1. Это было в то время, когда соотношение 3:1 не было чем-то необычным. [10]
«Батавия» , как и другие голландские корабли того времени, была построена из дуба, привезенного из лесов, граничащих с Вислой . Голландская торговля древесиной из Прибалтики, особенно дубом, восходит к началу 13 века. (К началу 17 века голландские купцы доминировали в европейской торговле древесиной.) Дуб из Вислинского региона перестал использоваться после 1643 года. Вполне возможно, что к тому времени голландское судостроение стало причиной вырубки лесов в этом районе. [б] [11]
«Батавия», возможно, была одним из двух кораблей, указанных в судостроительном уставе VOC от 29 марта 1626 года — обычно на постройку одного из этих судов уходило 18 месяцев, поэтому небольшая задержка соответствовала датам. Название «Батавия» было выбрано 29 июня 1628 года. Руководители ЛОС настаивали на том, чтобы корабль был готов к приему следующего флота (состоящего из пяти других кораблей), который должен был уйти в сентябре или октябре 1628 года. Батавия будет флагман этого флота. [12]
Первое путешествие
[ редактировать ]29 октября 1628 года недавно построенная «Батавия » по заказу VOC отплыла из Текселя в Нидерландах в Голландскую Ост-Индию за специями. [4] [13] Им было приказано использовать маршрут Брауэра , как и все корабли Голландской Ост-Индской компании. Это предполагало плыть на юг по прямому курсу на Джакарту , но без какого-либо способа измерения долготы было трудно определить, когда повернуть на север. Поздний разворот давал риск сесть на мель у побережья Австралии. [14]
Он плавал под командованием старшего купца Франсиско Пельсарта , а шкипером был Ариен Якобс. Пельсарт и Якобс ранее встречались друг с другом в голландском Суратте , когда Пельсарт публично одел Якобса после того, как он напился, и оскорбил Пельсарта перед другими торговцами. После этого инцидента между двумя мужчинами возникла враждебность. [15] Также на борту находился младший торговец Иеронимус Корнелис (30), обанкротившийся аптекарь из Харлема , бежавший из Нидерландов, опасаясь ареста из-за своих еретических убеждений, связанных с художником Йоханнесом ван дер Беком .
Заговор мятежа
[ редактировать ]По словам Пельсарта, Якобс и Корнелис задумали захватить корабль во время путешествия, что позволило бы им начать новую жизнь в другом месте, используя огромные запасы торгового золота и серебра на борту. [16] Покинув мыс Доброй Надежды , где они остановились за припасами, Якобс, как утверждает Пельсарт, намеренно сбил корабль с курса и от остального флота. Якобс и Корнелис уже собрали вокруг себя небольшую группу мужчин и устроили инцидент, из-за которого должен был возникнуть мятеж. Речь шла о сексуальном насилии над известной молодой пассажиркой, Лукрецией Янс , с целью спровоцировать Пельсарта на дисциплинарное взыскание с экипажа. Они надеялись представить его дисциплину несправедливой и набрать больше членов из сочувствия. Однако женщина не смогла опознать нападавших. [17] [18]
Кораблекрушение
[ редактировать ]


4 июня 1629 года Батавия наткнулась на Утренний риф возле острова Бикон , части Хаутмана Аброльоса у западного побережья Австралии. [13] Из 322 находившихся на борту пассажиров и экипажа большинству удалось выбраться на берег, хотя 40 человек утонули. корабля Выживших, включая всех женщин и детей, затем переправили на близлежащие острова на баркасе и якле .
Первоначальное обследование островов не выявило пресной воды и лишь ограниченное количество пищи ( морские львы и птицы). Пельсарт осознал тяжелую ситуацию и решил искать воду на материке. Группа, состоящая из Якобса, Пельсарта, старших офицеров, нескольких членов экипажа и нескольких пассажиров, покинула место крушения на девятиметровом (30 футов) баркасе в поисках питьевой воды. После безуспешных поисков воды на материке они оставили остальных выживших и направились на север в опасное путешествие в город Батавия, Голландская Ост-Индия , тезка корабля, в поисках спасения. По пути экипаж совершал дальнейшие вылазки на материк в поисках пресной воды.
В своем дневнике Пелсарт заявил, что 15 июня 1629 года они проплыли через канал между рифом и берегом, обнаружив около полудня отверстие на предположительной широте около 23 градусов южной широты, где они смогли приземлиться, и была обнаружена вода. . Группа провела ночь на суше. Пельсарт прокомментировал огромное количество термитников в окрестностях и нашествие мух, которые их поразили. Пельсарт заявил, что они продолжили путь на север с намерением найти «реку Якоба Реммессена», впервые обнаруженную в 1622 году, но из-за ветра не смогли приземлиться. Дрейк-Брокман предположил, что это место следует идентифицировать с Ярди-Крик . [19] [20] [21]
Только когда баркас достиг острова Нуса-Камбанган в Голландской Ост-Индии, Пелсарт и другие нашли больше воды. [22] Путешествие заняло 33 дня, все выжили. После их прибытия в Батавию боцман Ян Эвертц был арестован и казнен за халатность и «возмутительное поведение» перед гибелью корабля (его подозревали в причастности). Якобс также был арестован за халатность, хотя Пельсарт не догадался о его вине в возможном мятеже. [23]
Генерал-губернатор Ян Питерсоон Коэн немедленно поручил Пелсарту командовать Сардамом , чтобы спасти остальных выживших, а также попытаться спасти богатства после Батавии крушения . В течение месяца Пелсарт достиг места, где произошло кораблекрушение, но потребовался еще месяц поисков, чтобы снова найти острова. Наконец он прибыл на место и обнаружил, что среди выживших произошла кровавая резня, в результате чего их число сократилось как минимум на сотню. [24]
Убийства
[ редактировать ]
Корнелис был одним из немногих, кто остался в Батавии, чтобы грабить и воровать. Он был одним из немногих, кто пережил окончательное крушение корабля и добрался до острова Бикон после двухдневного плавания. Хотя Корнелис не был ни моряком, ни солдатом, он был избран ответственным за выживших из-за своего старшего звания в Голландской Ост-Индской компании. Он планировал захватить любое спасательное судно, которое могло вернуться, и использовать его в поисках другого безопасного убежища. Корнелис строил надуманные планы основать новое королевство, используя золото и серебро, оставшиеся после крушения. Однако для осуществления этого плана ему сначала нужно было устранить возможных противников. [25]
Первым преднамеренным действием Корнелиса было конфисковать и поставить под свой контроль все оружие и запасы продовольствия. Затем он перебросил группу солдат во главе с Виббе Хейсом на близлежащий остров Западный Валлаби (расположенный примерно в 8,7 километрах или 5,4 милях к северо-западу) под предлогом того, что им придется искать воду. Им было приказано послать дымовые сигналы , когда они найдут воду, и тогда их спасут. [25] Убежденный, что они потерпят неудачу, он оставил их там умирать, взяв под полный контроль оставшихся в живых.
Корнелис сам никогда не совершал ни одного убийства, хотя он пытался, но безуспешно, отравить ребенка (который в конечном итоге был задушен ). [26] Вместо этого он принуждал других делать это за него, обычно под предлогом того, что жертва совершила такое преступление, как кража. Корнелис и его приспешники изначально убивали, чтобы спастись, но со временем они начали убивать ради удовольствия или по привычке. [27] Корнелис планировал сократить население острова примерно до 45 человек, чтобы запасов хватило как можно дольше. Он также опасался, что многие из выживших остались верны компании. [28] Всего последователи Корнелиса убили не менее 110 мужчин, женщин и детей. [29] Небольшое количество женщин содержалось в качестве сексуальных рабынь ; среди них был Янс, которого Корнелис оставил себе. [5]
Спасать
[ редактировать ]Хотя Корнелис оставил солдат во главе с Хейсом умирать, на самом деле они нашли хорошие источники воды и еды на острове Западный Валлаби. Первоначально они не знали о происходящих массовых убийствах и посылали заранее подготовленные дымовые сигналы, объявляя о своих находках. Однако вскоре они узнали об убийствах от выживших, бежавших с острова Бикон. В ответ солдаты изобрели самодельное оружие из материалов, выброшенных на берег. Они также установили стражу, чтобы быть готовыми к встрече людей Корнелиса, и построили небольшой форт из известняковых и коралловых блоков. [30]
Корнелис ухватился за новости о воде на другом острове, поскольку его собственные запасы истощались, а дальнейшее выживание солдат угрожало его собственному успеху. Он боялся, что любое спасательное судно первым заметит солдат, поэтому отправил своих людей устранить эту угрозу. Но обученные солдаты к этому времени были гораздо лучше накормлены, чем группа Корнелиса, и легко победили их в нескольких сражениях. Стремясь взять Хейса под свое командование, он сам отправился на остров, где Хейс и его солдаты взяли Корнелиса в заложники. Сбежавшие люди перегруппировались под командованием солдата Воутера Лооса и попытались еще раз, на этот раз применив мушкеты для осады форта Хейса и почти победив солдат. [31] Однако люди Хейса снова одержали победу, как только прибыл Сардам . Между людьми Корнелиса и солдатами завязалась гонка к спасательному кораблю. Хейс первым добрался до корабля и смог изложить свою версию истории Пелсарту. После короткого боя объединенные силы захватили всю группу Корнелиса. [32] [33]
Последствия
[ редактировать ]
Пельсарт решил провести суд на островах, потому что Сардам на обратном пути в Батавию был бы переполнен как выжившими, так и пленными. После непродолжительного суда самые злостные преступники были доставлены на остров Сил и казнены. Корнелису и нескольким его приспешникам перед повешением отрубили обе руки. [34]
Лоос и юнга Ян Пелгром де Бай, которых считали лишь мелкими правонарушителями, были брошены на материковой части Австралии , и о них больше никогда не слышали. Это сделало их первыми европейцами, постоянно жившими на австралийском континенте. [35] В настоящее время считается, что этим местом является ручей Виттекарра возле Калбарри , Западная Австралия, хотя есть и другое предположение — неподалеку от Порт-Грегори . [22]

Остальные приспешники Корнелиса были доставлены в Батавию для суда. Пятеро были повешены, а еще несколько человек были подвергнуты порке, подняты на киле или сброшены с верфи на более позднем рейсе домой. [36] Заместитель Корнелиса, Якоп Питерс, сломался на колесе , что было самым суровым наказанием, доступным в то время. Якобс, несмотря на пытки, не признался в своем участии в подготовке мятежа и избежал казни из-за отсутствия улик. Что с ним в итоге стало, неизвестно; он мог умереть в тюрьме в Батавии. Комиссия по расследованию решила, что Пельсарт воспользовался недостатком полномочий и поэтому несет частичную ответственность за произошедшее. Его финансовые активы были конфискованы, и он умер в течение года от болезни. Хотя его журналы по этому вопросу будут опубликованы в 1647 году и широко читаются, распространяя знания об опасностях побережья Западной Австралии. [33]
Хейса провозгласили героем и повысили до сержанта , что увеличило его зарплату, а те, кто находился под его командованием, были повышены до звания капрала . [36] Из первоначальных 332 человек, находившихся на борту «Батавии» , только 122 добрались до порта Батавии. [37] В конце концов Сардам отплыл домой, взяв на борт большую часть сокровищ, ранее перевозившихся в Батавии . Из двенадцати сундуков с сокровищами, первоначально находившихся на борту, десять были обнаружены и доставлены на борт «Сардама» . [35]
Крушение
[ редактировать ]Обследуя северо-западное побережье островов Аброльос для Британского Адмиралтейства в апреле 1840 года, капитан Джон Лорт Стоукс были обнаружены лучи большого судна», предположительно Зевейка сообщил, что « на юго-западной оконечности острова . , напомнив им, что, поскольку Зевейка команда «сообщила, что видела в этом месте затонувший корабль, нет никаких сомнений в том, что останки принадлежали « Батавии ». [34]
В 1950-х годах историк Генриетта Дрейк-Брокман на основе обширных архивных исследований утверждала, что затонувший корабль «Батавия» должен находиться в группе островов Валлаби. Впервые затонувший корабль увидел в 1963 году рыбак-лобстер Дэвид Джонсон.
Систематические археологические исследования проводились в 1970-х годах. Большая часть раскопок проводилась в течение четырех лет, начиная с 1972 года, а первоначальное обследование состоялось в 1971 году. Большая часть уцелевшего корпуса была поднята и законсервирована. Это около 20 тонн древесины, что составляет около 3,5% исходного корпуса корабля. [38] Другие крупные предметы, включая кормовые балки по левому борту, пушки и якорь. Был раскопан большой выбор мелких предметов, в том числе множество керамических контейнеров, оружия, кухонного оборудования, предметов навигации (включая четыре астролябии). К этому добавлялись различные предметы торговли, перевозившиеся в составе корабельного груза. [39]
Раскопки проводились в сложных условиях: волна, приходящая со стороны Индийского океана, не позволяла заниматься дайвингом 173 дня из 447 дней, проведенных на месте. Некоторые из этих погружений были ограничены внутренним местом крушения, откуда материал был перенесен в зону, защищенную от волн внутри рифа. В четвертом сезоне на месте крушения (начиная с сентября 1975 г.) на более открытом месте основного крушения было возможно только 10 дней погружений. [40]
Чтобы облегчить наблюдение и дальнейшую обработку, бревна корпуса были установлены на стальной каркас. Его конструкция (и каменная арка, также восстановленная) была такова, что отдельные компоненты можно было легко снять. [39]
В 1972 году правительство Нидерландов передало австралийскому правительству права на затонувшие голландские корабли в водах Австралии. Раскопанные предметы выставлены в различных местах Музея Западной Австралии , хотя большая часть пушек и якорей осталась на месте . Затонувший корабль остается одним из лучших мест для дайвинга на западном побережье Австралии. [41]
Слитки и драгоценности
[ редактировать ]
Батавия перевозила значительное количество серебряных монет, производила серебряные изделия и драгоценности. Изготовленные серебряные изделия были товарами, которые Пелсарт специально просил использовать для улучшения торговых возможностей VOC - он обнаружил, что их искали «великие люди», с которыми он имел дело в Агре . Хотя водолазы Пельсарта обнаружили часть серебра в ходе его спасательных операций, большое количество еще предстоит найти в ходе археологических исследований. Помимо более привычной посуды, среди серебряных находок были части остовов кроватей. [42]
Каждый корабль класса «Батавия» перевозил около 250 000 гульденов в двенадцати деревянных сундуках, в каждом из которых было около 8 000 серебряных монет. [43] Эти деньги предназначались для покупки специй и других товаров на Яве . Основная часть этих монет представляла собой серебряные рейксдалдеры, произведенные отдельными голландскими государствами, а остальная часть в основном состояла из аналогичных монет, выпущенных немецкими городами, такими как Гамбург . [ нужна ссылка ]
Пельсарту было приказано вернуть как можно большую часть денег по возвращении на острова Аброльос, используя водолазов, «чтобы попытаться спасти все деньги [и] шкатулку с драгоценностями, которая перед вашим отъездом уже была сохранена на маленький остров». [44] Возврат денег был далеко не простым. Пельсарт сообщил о трудностях при подъеме тяжелых сундуков, например, 27 октября 1629 года, когда сундук пришлось пометить буйком для последующего подъема. 9 ноября он зафиксировал отправку в Сардам четырех сундуков с деньгами и трех на следующий день, но затем отказался от дальнейших восстановительных работ. К 13 ноября Пелсарт зафиксировал, что было обнаружено десять сундуков с деньгами (около 80 000 монет), а два остались потерянными, поскольку изначально было загружено двенадцать. Один был зажат под пушкой, а другой был взломан людьми Корнелиса. [45]
Груз Батавии в Индии , также включал специальные предметы, которые Пельсарт перевозил для продажи двору Великих Моголов куда он намеревался отправиться дальше. Там были четыре мешочка с драгоценностями стоимостью около 60 000 гульденов, римская камея начала четвертого века , а также множество других предметов, которые сейчас выставлены во Фримантле и Джералдтоне , Западная Австралия, или найдены Пелсартом. [46]
Наследие
[ редактировать ]
Копия корабля «Батавия» строилась с 1985 по 1995 год с использованием тех же материалов и методов, которые использовались в начале 17 века. Его дизайн был основан на современных отчетах, обнаруженных обломках и других современных кораблях, таких как Васа . После ряда памятных рейсов судно теперь пришвартовано как корабль-музей в Лелистаде в Нидерландах.
СМИ
[ редактировать ]Эта история была пересказана в романе Хью Эдвардса « Острова разгневанных призраков». [47] в котором описывалось крушение и последствия, а затем следовала история открытия и восстановления. [48]
В 1973 году Брюс Бересфорд снял фильм о корабле под названием «Крушение «Батавии» . [49] [50] Другой документальный фильм «Батавия – крушение, мятеж и убийство » был показан на канале Nine Network в 1995 году. [51]
В 2001 году валлийский писатель Майк Дэш опубликовал свою книгу « Кладбище Батавии: правдивая история безумного еретика, возглавившего самый кровавый мятеж в истории» , историографический отчет о событиях и людях на борту « Батавии» .
Арабеллы Эдж Дебютный роман «Компания: История убийцы » (2000) представляет собой художественный рассказ о крушении корабля и его последствиях.
В 2012 году Питер Фицсаймонс выпустил книгу под названием «Батавия» , в которой подробно обсуждаются события, а в 2017 году в 60-минутном отчете подробно описаны археологические находки останков некоторых жертв. [52] Подкаст Casefile True Crime также подробно освещал инцидент в феврале 2020 года, как и подкаст Omnibus , Кена Дженнингса и Джона Родерика в 2022 году. [53] Путешествие, кораблекрушение и последующие события являются предметом романа Дэвида Марка 2022 года «Анатомия еретика» , а также романа Джесс Кидд 2022 года «Ночной корабль» . [54]
Экстремальная метал-группа Deströyer 666 написала песню о мятеже под названием «Кладбище Батавии». Он вошёл в альбом Never Surrender .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Конструкция из клинкера является примером строительства из ракушечника, форма корпуса которого определяется способом соединения досок друг с другом. Рамы (или ребра) добавляются позже. Обычно считается, что конструкция Carvel представляет собой последовательность, в которой шпангоуты устанавливаются на киль, а затем обшиваются обшивкой: «сначала шпангоут». Исторически это чрезмерное упрощение. У многих судов, построенных в Голландии в 16-17 веках, дно корпуса сначала было построено из досок; доски были скреплены вместе и закреплены временными планками. Тогда полы были сформированы по размеру корпуса и установлены. Кадры продолжились с первого ягодицы прикреплялись к настилу (но не к полу, как это было бы в настоящей резной конструкции), а затем их обшивали досками. Затем последовательность действий продолжилась: к установленной обшивке прикрепили вторые ягодицы, а затем добавили новые доски по бокам корпуса. Итак, отличительной особенностью является «плавающая ягодица», которая крепится только к настилу, а не к полу или другим ягодицам.
- ^ Альтернативной теорией того, что Висла перестала быть источником дуба, является Тридцатилетняя война и война между Швецией и Польшей в 1655-1660 годах . Однако данные свидетельствуют о том, что вся голландская торговля с Прибалтикой оставалась удивительно устойчивой, несмотря на эти войны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ван Дуйвенворде 2015 , с. 404.
- ^ Ван Дуйвенворде 2015 , с. 144.
- ^ Ван Дуивенворде 2015 , стр. 18, 142.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Дуйвенворде 2015 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Батавия (1629 г.): давая голос безмолвным - Симпозиум (PDF) (буклет). Недлендс: Университет Западной Австралии . 7 октября 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 20 марта 2018 г. . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ Ван Дуйвенворде 2015 , с. 423.
- ^ Ван Дуивенворде 2015 , стр. 31, 67.
- ^ Ван Дуивенворде 2015 , стр. 81, 432–450.
- ^ Ван Дуйвенворде 2015 , с. 355.
- ^ Ван Дуивенворде 2015 , стр. 404, 424.
- ^ Ван Дуивенворде 2015 , стр. 385–389.
- ^ Ван Дуивенворде 2015 , стр. 141–143.
- ^ Перейти обратно: а б «Батавия» . Интернет-базы данных Департамента морской археологии . Западно-Австралийский музей . Проверено 11 ноября 2007 г.
- ^ Ван Дуйвенворде 2015 , с. 19.
- ^ Даш 2002 , с. 57.
- ^ Даш 2002 , с. 87.
- ^ Даш 2002 , с. 99.
- ^ «Корабль ЛОС Батавия» . Voc.iinet.net.au. Архивировано из оригинала 10 апреля 2011 года . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Дрейк-Брокман 2006 , стр. 300–304.
- ^ Годар 1993 , с. 156.
- ^ Даш 2002 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Годар 1993 , стр. 186–187.
- ^ Даш 2002 , стр. 161–162.
- ^ Даш 2002 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б «Кладбище Батавии» . Хаутман Альброльос . Перт: Историческое общество ЛОС. 2008. Архивировано из оригинала 10 апреля 2011 года . Проверено 31 декабря 2009 г.
- ^ Даш 2002 , с. 140.
- ^ Даш 2002 , с. 138.
- ^ Даш 2002 , с. 122.
- ^ «Батавский мятеж» . Лебен . 1 января 2009 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Даш 2002 , стр. 176–179.
- ^ Даш 2002 , стр. 182–183.
- ^ Даш 2002 , стр. 188–190.
- ^ Перейти обратно: а б «Варварство и жестокость: пережить кораблекрушение в Батавии» . Австралийский национальный морской музей . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кимберли 1897 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Ливсли 2003 .
- ^ Перейти обратно: а б «История Батавии» . Западно-Австралийский музей . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Овен 2012 , с. 5.
- ^ Ван Дуйвенворде 2015 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Ричардс 2002 .
- ^ Грин 1989 .
- ^ Саутер 2006 .
- ^ Грин 1989 , с. 195.
- ^ Даш 2002 , с. 55.
- ^ Дрейк-Брокман 2006 , стр. 257–258.
- ^ Дрейк-Брокман 2006 , стр. 218–220.
- ^ «Определяющие моменты крушения Батавии» . nma.gov.au. Национальный музей Австралии . 15 июня 2020 г. Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Эдвардс 2000 .
- ^ Киркус 1966 .
- ^ Крушение Батавии (ТВ, 1973) - IMDb , дата обращения 1 марта 2020 г.
- ^ The Wreck Of The Batavia (1973) , заархивировано из оригинала 11 декабря 2021 года , получено 1 марта 2020 года.
- ^ Батавия: Крушение, мятеж и убийство (1995) - IMDb , дата обращения 1 марта 2020 г.
- ^ Мятеж, психопат и массовое убийство – расследование нераскрытого дела 388-летней давности | 60 Minutes Australia , получено 1 марта 2020 г.
- ^ Родерик, Кен Дженнингс и Джон. «Батавия (запись 103.AC2741)» . Омнибус . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ Тивендейл 2022 .
Библиография
[ редактировать ]- Арьезе, Чилла (2012). Базы данных людей на борту кораблей VOC «Батавия» (1629 г.) и «Зевейк» (1725 г.): анализ возможности обнаружения человеческих останков голландских потерпевших кораблекрушение в Австралии . Австралийский национальный центр передового опыта морской археологии. Фримантл, Вашингтон: Австралийский национальный центр передового опыта морской археологии. ISBN 9781876465070 . OCLC 811789103 .
- Дэш, Майк (2002). Кладбище Батавии – Правдивая история безумного еретика, возглавившего самый кровавый мятеж в истории . Лондон: Вайденфельд и Николсон . ISBN 9780575070240 . OCLC 49757935 .
- Дрейк-Брокман, Генриетта (2006). Путешествие к катастрофе . Недлендс: Издательство Университета Западной Австралии . ISBN 978-1-920694-72-2 . OCLC 877705498 .
- Эдвардс, Хью (2000) [1966]. Остров разгневанных призраков: История Батавии . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 9780732266066 . OCLC 154645859 .
- Годар, Филипп (1993). Первое и последнее плавание «Батавии» . Филлида Стивенс. Перт: Издательство Abrolhos. ISBN 9780646105192 . OCLC 221163302 .
- Грин, Дж. (1989). Гибель ответного корабля Голландской Ост-Индской компании «Батавия» . Британские археологические отчеты . Том. 489. Оксфорд: Издательство BAR.
- Кимберли, ВБ (составитель) (1897 г.). История Западной Австралии . Рассказ о ее прошлом. Вместе с биографиями ее ведущих людей . Мельбурн: Ф.В. Нивен.
- «Острова разгневанных призраков Хью Эдвардса» . Обзоры Киркуса . 1 июля 1966 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- Ливсли, Джеймс Х. (2003). «Батавия, аптекарь, его мятеж и его месть» (PDF) . Везалий . IX (2): 22–24. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2019 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- Ричардс, Вики (декабрь 2002 г.). «Косметическая обработка раскисленной древесины Батавии » . Бюллетень AICCM . 27 . Австралийский институт сохранения культурных материалов: 12–13. дои : 10.1179/bac.2002.27.1.003 . ISSN 1034-4233 . S2CID 137577515 .
- Саутер, Кориоли (2006), Стэнифорт, Марк; Нэш, Майкл (ред.), «Культурный туризм и образование дайверов» , Морская археология , Серия Спрингера по подводной археологии, Springer US, стр. 163–176, doi : 10.1007/0-387-26108-7_13 , ISBN 978-0-387-25882-9 , получено 30 января 2023 г.
- Тивендейл, Джеймс (28 мая 2022 г.). «ОБЗОР: Анатомия еретика Дэвида Марка» . Журнал Гримдарк . Проверено 30 января 2023 г.
- Ван Дуйвенворде, Венди (2015). Судостроение Голландской Ост-Индской компании: археологическое исследование Батавии и других кораблей ЛОС семнадцатого века (Первое изд.). Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-62349-231-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
28 ° 29'25 "ю.ш., 113 ° 47'36" в.д. / 28,49028 ° ю.ш., 113,79333 ° в.д.