Шомберг (1855)
«Шомберг» отправляется из Ливерпуля в свой первый рейс в 1855 году.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Шомберг |
Строитель | Лондон |
Запущен | 1855 |
В эксплуатации | 7 апреля 1855 г. |
Судьба | Разбитый |
Общие характеристики | |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
SS из Schomberg был клипером, построенным в Абердине компанией Alexander Hall & Co. для «линии Black Ball» (которая была дочерней компанией James Baines & Co. Ливерпуля) для перевозки крупных грузов и пассажиров третьего класса, а также для того, чтобы «превзойти Американцы». [ нужна ссылка ] На момент постройки он считался самым роскошным и хорошо построенным клипером того периода.
Baines & Co. были владельцами SS Great Britain , а Alexander Hall & Co. была ведущим судостроителем клиперов в Великобритании. Она была названа в честь капитана Чарльза Фредерика Шомберга Р. Н., комиссара по эмиграции Ливерпуля, влиятельного человека, когда дело касалось заключения государственных контрактов на перевозку эмигрантов. Владельцы Black Ball Line явно искали его благосклонности. Она была спущена на воду в Абердине, Шотландия, 7 апреля 1855 года и окрещена членом парламента А. Х. Лейардом. [ 1 ]
Он затонул во время своего первого плавания в 1855 году на берегу кораблекрушения в Виктории, Австралия.
Размеры
[ редактировать ]Его вес составлял 2600 тонн, длина 288 футов, ширина 45 футов, глубина 29,2 фута. [ 2 ] Британская энциклопедия сообщает нам: «Шпангоуты судна были изготовлены из британского дуба, а обшивка состояла из четырех слоев шотландской лиственницы толщиной 2 дюйма каждый. Первые два слоя были закреплены в диагональном положении, проходя вниз по одной стороне судна. а вверху другой, под внутренним килем, 3-й слой надевался в перпендикулярном положении и также проходил под судном, а поверх него закреплялся горизонтально. полученный." Он был построен для перевозки 1000 пассажиров. Судно обошлось в 43 103 фунта стерлингов.
Однако в книге Джека Лони «Знаменитые затонувшие корабли» (Marine History Publications, Джилонг, Австралия) наоборот утверждается, что корпус был построен из трех обшивок - одной носовой и кормовой, а также двух диагональных и скрепленных трубками с резьбой.
Ее описывали как очень «острую нападающую». [ нужна ссылка ] с длительным чистым пробегом и «значительным мертвым подъемом» [ нужна ссылка ] в ее мидель-секции. У нее был сильный спарринг, один марсель-рей и три небесных паруса.
Считалось, [ нужна ссылка ] что по скорости она сможет превзойти своих американских соперниц.
Капитан
[ редактировать ]капитан Джеймс Никол «Хулиган» Форбс, абердинец с большой репутацией, прославившийся у руля « Марко Поло» и «Лайтнинг» Командовать ею был назначен . Предположительно, Форбс был человеком, родившим фразу «Ад или Мельбурн». [ 3 ] Он стал обладателем рекордного 68-дневного пробега из Ливерпуля в Мельбурн. [ 4 ]
Первое путешествие
[ редактировать ]Он отплыл из Ливерпуля 6 октября 1855 года с 430 пассажирами и большим грузом для железнодорожной компании Джилонга и Мельбурна . «Патриотическая ликующая толпа» [ нужна ссылка ] вышел ее провожать. Когда ее буксировали по «Мерси», ее сигналы гласили: «Шестьдесят дней до Мельбурна», весело развевающиеся на ее бизань-грузовике. Мелодия, Галоп Шомберга , [ 5 ] был написан Шарлем Д'Альбером [ 6 ] в честь спуска на воду корабля. Партитура посвящена г-же Чарльз Шомберг.
В письме в Регистр ЮАР говорилось: «Судно с провизией для перехода домой и обратно стоит 60 000 фунтов стерлингов и, как я понимаю, не полностью застраховано. Список фрахта составляет 35 000 фунтов стерлингов. Оно без исключения является благороднейший образец военно-морской архитектуры, который я когда-либо видел». [ 7 ] Сначала в своем первом путешествии она наслаждалась умеренным ветром до экватора, который она пересекла за 28 дней, а затем в течение четырнадцати дней дрейфовала в штили и легкий ветер, из которого у нее не было достаточной скорости, чтобы выбраться. [ 8 ] В путешествии ее лучший день при движении на восток составил 368 миль. От Гринвичского меридиана за 19 дней она проходила в среднем 423 мили в день. [ 9 ] В день Рождества он увидел мыс Бриджуотер , а через 81 день он потерпел крушение 27 декабря 1855 года, проходя мимо побережья Виктории . Она приближалась к концу своего путешествия недалеко от мыса Отуэй в заливе Кердис (теперь называемом рифом Шомберга). [ 10 ] к востоку от Питерборо и в 150 милях к западу от Мельбурна. Когда ветер внезапно утих, корабль занесло на неизведанный риф и застрял. Погибших не было: на следующее утро все пассажиры, команда и почта были вывезены проходящим прибрежным пароходом « Королева » из Порт-Фейри и доставлены в Порт-Филлип . Ее почта была перенаправлена из Сиднея 31 сентября. [ 11 ]
Попытки снять ее с мели не увенчались успехом, и 6 января 1856 года она распалась.
В результате инцидента ее капитану Джеймсу «Хулигану» Форбсу было предъявлено обвинение в грубой халатности и нанесении ей ущерба. Говорили, что он играл в карты на нижней палубе с двумя женщинами, одной из которых была мисс Харт, 18-летняя пассажирка. По словам Лаббока, «когда помощник капитана спустился и сообщил, что корабль довольно близко уходит под землю, и предложил уйти. резинка виста перед поворотом корабля, и опасная точка была пройдена, когда в 11 часов он вышел на палубу и отдал приказ «направиться к кораблю». [ 12 ]
Суд Мельбурна узнал, что она намеревалась пробежать рекордные 60 дней до Мельбурна, но сильно отстала от графика. Это был очень тяжелый корабль, перевозивший железнодорожное железо, железнодорожные вагоны и т. д., и путешествие оказалось довольно медленным. Капитан был оправдан, поскольку песчаная отмеля не была нанесена на карту и «не было достаточно доказательств того, что он не принял всех мер предосторожности, необходимых для спасения своего корабля»; последовало общественное возмущение.
Встреча пассажиров
[ редактировать ]На массовом собрании пассажиров, состоявшемся в Мельбурне в Механическом институте 3 февраля 1856 года, Форбс подвергся резкой критике, а некоторые зашли так далеко, что предположили, что ему настолько противна медленность перехода, что он позволил кораблю намеренно сойти на берег. Когда Форбсу сообщили, что она оказалась на мели, он, как сообщается, сказал: «Отпусти ее к черту» и немедленно спустился вниз. Генри Кин, помощник капитана, взял на себя управление, поднял паруса, бросил якорь и спустил лодки. В основном благодаря помощнику капитана и пассажиру первого класса все пассажиры были благополучно высажены и помещены на борт « Королевы» . « Единогласно были приняты следующие резолюции:
- 1-й. Поведение капитана, хирурга и некоторых офицеров «Шомберга» было неджентльменским, невежливым и крайне аморальным.
- 2-й. Не только по общему впечатлению пассажиров «Шомберга», но, насколько известно многим из собравшихся здесь, гибель этого прекрасного корабля можно объяснить только грубой небрежностью капитана.
- 3-й. Мы считаем, что контракты, заключенные между г-ном Джеймсом Хейнсом и компанией из Ливерпуля и пассажирами «Шомберга», не были выполнены.
- 4-й. Назначить депутацию, которая будет ждать у Его Превосходительства Управления правительства и просить провести расследование обстоятельств гибели Шомберга и имущества пассажиров. "
Карьера Forbes была разрушена; это должно было быть его последнее командование быстрым парусным клипером. Ему не суждено было получить еще одну команду с линией Черного Шара, и он канул в безвестность. Некоторое время он пробыл в Австралии, получив в 1857 году командование «Гастингсом» , но потерял его в 1859 году и некоторое время регулярно находился «на пляже» в Калькутте. В 1862 году он вновь появился в Шотландии в качестве агента владельцев графа Дерби , а в 1864 году находился в Гонконге под командованием генерала Уиндема . Тогда его описывали как «потрепанного, разбитого на вид шкипера». [ нужна ссылка ] Он командовал этим кораблем до 1866 года, и на этом его мореходная карьера закончилась. 4 июня 1874 года он умер в возрасте 52 лет в Ливерпуле и был похоронен на кладбище Смитдаун-роуд. [ 13 ]
Корма затонула на глубине 10 метров от рифа, но газета Крайстчерч (Новая Зеландия) The Sun 15 марта 1975 года опубликовала статью, в которой сообщалось, что остались остатки основной части носовой части верхнего строения (корпуса выше грузовой ватерлинии) выброшено на западное побережье Новой Зеландии , недалеко от ручья Туперикака на Южном острове . Останки оторвались от днища корабля и в виде частично затопленного остова дрейфовали по Тасмановому морю на расстояние 2414 км. [ 14 ]
Также представляется, что большая «широкая» часть судна дрейфовала к заливу Андерсона недалеко от нынешнего городка Инверлох . Джордж Леггетт рассказывает об усилиях своего отца, капитана Ричарда Леггетта, по спасению барка «Амазонка» в заливе Андерсон в декабре 1863 года. Он отмечает, что большая часть «Шомберга» использовалась в качестве платформы для установки шпиля и вышки для спасательной операции. [ 15 ] Береговая эрозия выявила важные доказательства крушения Амазонки с 2016 года, что повышает вероятность того, что часть этого материала на самом деле может быть с Шомберга .
Спасение
[ редактировать ]Багаж пассажиров и часть груза удалось спасти, но погода ухудшилась, и работы были прекращены. Пляж был завален грузами, и полиция патрулировала территорию в поисках грабителей. [ 16 ] Затонувший корабль был продан на утилизацию местным торговцам: двое утонули, пытаясь добраться до него. Он стал популярным местом крушения для дайвинга, и здесь было передано более 100 реликвий. [ 17 ]
Колокол корабля находится в музее Варрнамбула на юге Виктории. Реликвии в Морском музее Флагстафф-Хилл включают пушку, набор для причастия, латунный подсвечник и кольцо с бриллиантом. [ 18 ]
Песня
[ редактировать ]Помимо мелодии The Schomberg Galop , написанной для запуска (см. выше), в 2020 году Брюс Уотсон (автор песен) написал песню The Wreck of the Schomberg. [ 19 ] в котором рассказывается история строительства, путешествия и крушения корабля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Запуск Шомберга» . Северная Дейли Таймс. 7 апреля 1855 года . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Лоуренс, Джеймс. «Письмо в The Perth Gazette и Independent Journal of Politics and News, пятница, 8 февраля 1856 г.» . aberdeenships.com . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Лаббок, Бэзил (1921). Колониальные Клипперс . Джеймс Браун и сын, Глазго. стр. 87–89 .
- ^ «Питерборо» . Сидней Морнинг Геральд. 8 февраля 2004 г. Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Национальная библиотека Австралии https://trove.nla.gov.au/work/228555058 Проверено 30 января 2021 г.
- ^ "Ошибка" . imslp.org . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Лоуренс, Джеймс. «Письмо в The Perth Gazette и Independent Journal of Politics and News, пятница, 8 февраля 1856 г.» . aberdeenships.com . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Лоуренс, Джеймс. «Письмо в The Perth Gazette и Independent Journal of Politics and News, пятница, 8 февраля 1856 г.» . aberdeenships.com . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Лоуренс, Джеймс. «Письмо в The Perth Gazette и Independent Journal of Politics and News, пятница, 8 февраля 1856 г.» . aberdeenships.com . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «Александровская верфь 1790 года» . Дорические колонны . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ «Крушение почты Шомберга» . Сеть аукционов марок . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Лаббок, Бэзил (1921). Колониальные Клипперс . Джеймс Браун и сын, Глазго. стр. 87–89 .
- ^ Лаббок, Бэзил (1921). Колониальные Клипперс . Джеймс Браун и сын, Глазго. стр. 87–89 .
- ^ Парсонс, Рон. «Шомберг в Абердине» . Государственная библиотека Южной Австралии . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «Заметки и вопросы» . Австралазийский . 27 февраля 1932 г.
- ^ «Почта на Шомберге» . AusPostalHistory.com . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «Австралийская национальная база данных кораблекрушений» . Австралийская национальная база данных кораблекрушений . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Стоун, Деррик (2010). Прогулки, тропы и тропы Виктории . Издательство Csiro. стр. 175–178. ISBN 978-0643095878 . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=dp3Ec53sOEk&feature=youtu.be Проверено 30 января 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Артур Гамильтон, без даты: Эра клиперов: воплощение знаменитых американских и британских клиперов, их владельцев, строителей, командиров и экипажей 1843–1869 , стр. 284, 287. Сыновья Г. П. Патнэма ( онлайн-версия )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Дайв-сайт Шомберг» . Доктор подводного плавания.
- donaldpfox.blogspot.co.uk: Капитан Джеймс Никол Форбс (1821–1874) и гибель корабля-клипера «Шомберг»