Марко Поло (корабль 1851 г.)
![]() Марко Поло
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Марко Поло |
Тезка | Марко Поло (1254–1324), венецианский путешественник. |
Владелец | Джеймс Смит |
Строитель | Джеймс Смит, Сент-Джон , Нью-Брансуик |
Запущен | 1851 |
![]() | |
Владелец | Джеймс Бэйнс , Ливерпуль, за Black Ball Line (Australia Packets) |
Приобретенный | 1854 |
Судьба | Перестроен для использования в пассажирских перевозках. |
Примечания | Закреплен желтыми металлическими болтами и омеднен . [ 1 ] |
Великобритания | |
Владелец | Дж. Уилсон и Блейн, South Shields Packets |
Приобретенный | 1871 |
Судьба | Займитесь торговлей углем и древесиной. [ 1 ] |
![]() | |
Владелец | Капитан Булл, Христиания Осло , Норвегия |
Приобретенный | 1887 |
Судьба | 22 июля 1884 года потерпел крушение недалеко от Кавендиша, остров Принца Эдуарда. [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Тип | Средняя машинка для стрижки |
Тоннаж | 1625 брт |
Длина | 184 фута 1 дюйм (56,11 м) |
Луч | 36 футов 3 дюйма (11,05 м) |
Черновик | 29 футов 4 дюйма (8940 мм) |
Глубина захвата | 30 футов (9,1 м) |
План паруса | Квадратное вооружение , запатентованные марсели Cunningham с роликовыми рифами. Переоборудован в барк , 1874 г. |
Примечания | 3 палубы; высота между палубами 8 футов (2,4 м) [ 2 ] |
Марко Поло — трёхмачтовый деревянный клипер , спущенный на воду в 1851 году в Сент-Джоне , Нью-Брансуик . Она была названа в честь венецианского путешественника Марко Поло . Корабль доставил эмигрантов и пассажиров в Австралию и стал первым судном, совершившим рейс туда и обратно из Ливерпуля менее чем за шесть месяцев. Позже в ее карьере корабль использовался в качестве грузового судна, прежде чем сел на мель у Кавендиша, остров Принца Эдуарда , в 1883 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Судно изначально проектировалось как грузовое. Корабль представлял собой средний клипер с необычайно острым носом , высокими мачтами и широким миделем. Конструкция считалась устойчивой и способной выдержать испытания в открытом море. [ 3 ] Марко Поло имел длину 184 фута 1 дюйм (56,11 м), ширину 36 футов 3 дюйма (11,05 м) и осадку 29 футов 4 дюйма (8940 мм). [ 1 ] Корабль имел глубину трюма 30 футов (9,1 м). [ 2 ] Марко Поло весил 1625 тонн. Корабль имел квадратное вооружение и роликовую систему рифов , которая позволяла зарифлять паруса с палубы, а не отправлять моряков наверх. Судно имело три мачты и имело площадь до 22 000 квадратных футов (2 000 м²). 2 ) паруса. [ 4 ] Позднее, в 1874 году, «Марко Поло» превратили в барк . [ 1 ]
Клипер имел три палубы с высотой между палубами 8 футов (2,4 м). [ 2 ] После переоборудования в пассажирское судно в 1852 году корпус судна был покрыт слоем войлока и смолы, а затем обшит медью для предотвращения загрязнения . Судно имело три класса плавания; класс рулевого управления , средний и каютный класс . [ 5 ] Лица третьего класса размещались на койках площадью 6 квадратных футов (36 квадратных футов) по четыре-шесть человек на койку. Пассажиры были разделены на одиноких мужчин, женщин и семьи на трех палубах: одиноким мужчинам были предоставлены места в носовой части, одиноким женщинам - на корме, а семьям - между ними. Койки обычно имели двойные койки, и для каждого пола имелись отдельные туалеты. [ 6 ] Пассажиры среднего класса размещались между палубами, получали более высокий тариф, чем пассажиры третьего класса, и питались отдельно. Они тоже размещались по четыре-шесть человек на каждой койке, но имели доступ к услугам стюарда. [ 7 ] Пассажиры каютного класса имели индивидуальные каюты площадью 6 футов (36 квадратных футов), расположенные в кормовой части по бортам корабля. Пассажиры салонного класса имели доступ на корму для упражнений. Каюты были обставлены пассажирами с помощью корабельных плотников, чтобы предотвратить их перемещение во время волнения на море. Пассажиры каютного класса питались в столовой, расположенной в конце центрального коридора, куда выходили все каюты. [ 8 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Судно было построено в Марш-Крик в Сент-Джоне , Нью-Брансуик , Джеймсом Смитом. [ 3 ] Строительство началось осенью 1850 года. Во время строительства каркас корабля был разбросан по верфи штормом, и скелет пришлось собирать заново. Строительство было завершено в апреле 1851 года, и судно было спущено на воду в Марш-Крик. Спуск оказался катастрофическим: Марко Поло задел берег ручья, скатываясь по стапелю. Судно перевернулось на бок и застряло в грязи Марш-Крик. Неравномерное давление веса корабля привело к тому, что киль искривился и стал на 6 дюймов (15 см) выше в середине, чем на концах. «Марко Поло» был снят с мели через две недели после спуска на воду и был зарегистрирован 26 мая 1851 года в собственности Джеймса Смита и его сына Джеймса Томаса Смита. [ 9 ]
Торговля грузами
[ редактировать ]31 мая 1851 года Марко Поло отплыл из Сент-Джона в Ливерпуль, Англия , с грузом леса, преодолев переход за 15,3 дня. [ 10 ] Первый рейс судна под командованием Уильяма Томаса оказался успешным, и по прибытии Джеймс Смит выставил его на продажу. Марко Поло не был продан, и клипер был отправлен в балласте в Мобил, штат Алабама, чтобы забрать партию хлопка. Клипер совершил второй рейс в Ливерпуль, на этот раз под командованием Амора Кросби. [ 11 ] [ 12 ] В феврале 1852 года Джеймс Смит передал все свои акции клипера своему сыну Джеймсу Томасу Смиту, который затем продал судно Пэдди МакГи. Затем Макги передал Марко Поло ради прибыли Джеймсу Бейнсу из James Baines & Co. [ 13 ]
Эмигрантский корабль
[ редактировать ]В 1852 году корабль был куплен Джеймсом Бейнсом для компании Black Ball Line и переоборудован для пассажирских перевозок между Англией и Австралией, чтобы воспользоваться растущим эмигрантским движением после австралийской золотой лихорадки . [ 14 ] Во время первого путешествия Марко Поло в Австралию клипер перевез более 900 человек. [ 15 ] 138 были каютным или промежуточным классом, 750 — рулевым и 60 — членами экипажа; 327 были детьми и 661 - горными шотландцами . [ 7 ] На момент отбытия клипера « Марко Поло» был самым большим кораблем, направлявшимся в Австралию. [ 16 ] Марко Поло отплыл из Ливерпуля под командованием Джеймса Форбса 4 июля 1852 года и прибыл в Порт-Филлип , Австралия, через 68 дней, 18 сентября. [ 16 ] [ 17 ] Проведя в порту три недели, корабль вернулся в Ливерпуль еще через 76 дней. Общее время путешествия составило 5 месяцев 21 день, что сделало это первым зарегистрированным путешествием туда и обратно менее чем за шесть месяцев. [ 18 ] Во время первого рейса 52 ребенка умерли от кори , что привело к введению новых правил относительно возраста маленьких детей, допускаемых на борт в последующих рейсах. [ 19 ] На обратном пути корабль перевез 100 000 фунтов стерлингов в виде золотого песка и золотой самородок весом 340 унций, подаренный королеве Виктории от колониального правительства. [ 20 ] [ 21 ] По возвращении судна в Ливерпуль на нем был баннер с надписью «Самый быстрый корабль в мире». [ 22 ]
Во второй рейс клипера Марко Поло отправился с 648 пассажирами и 90 000 фунтов стерлингов звонкой монетой. [ 23 ] Марко Поло отбыл 13 марта 1853 года и прибыл в Мельбурн 29 мая. [ 24 ] В конце второго рейса Джеймса Форбса на посту капитана судна сменил Чарльз Макдональд. Он командовал клипером в его третьем рейсе, который вышел в ноябре 1853 года с 666 пассажирами на борту. [ 25 ]
Макдональда на посту капитана сменил У. Уайлд, который отправился в четвертый рейс, занявший 95 дней из Ливерпуля в Австралию и 85 дней на обратный путь. Его заменил капитан Кларк в пятом путешествии в Австралию, которое заняло в общей сложности 167 дней в оба конца. Пятый рейс перевез 520 эмигрантов в Австралию и вернулся со 125 000 унциями золота. [ 25 ] Утверждалось: «Каждый двадцатый австралиец ведет свои корни от Марко Поло ». [ 26 ] В общей сложности Марко Поло совершил около 25 рейсов туда и обратно в Австралию, средняя продолжительность которых составляла от 80 до 90 дней в каждом направлении. Свой последний рейс из Мельбурна в Ливерпуль клипер совершил за 76 дней, опередив пассажирский пароход SS Great Britain на 8 дней. В 1867 году «Марко Поло» не прошел проверку пассажиров и был возвращен в эксплуатацию в качестве грузового корабля. [ 27 ]
Инциденты
[ редактировать ]Во время пробега из Англии в Австралию Марко Поло пережил два чуть ли не мятежа. Первый произошел в октябре 1854 года после того, как капитан избил третьего помощника капитана , напал на другого члена экипажа и вызвал всех находившихся на борту на бой. 17 членов экипажа дезертировали, и в ту же ночь капитан выстрелил из пушки в порту. Третий помощник пожаловался в полицию, и капитан был оштрафован на 180 фунтов стерлингов. Второй бунт произошел 17 сентября 1863 года, когда некоторые члены команды ворвались в магазин и совершили набег на алкоголь. Утром некоторые члены экипажа были найдены пьяными, и во время расследования капитаном дела команда бросила вызов капитану. В конце концов на борту корабля было запрещено употребление алкоголя, за исключением лиц, состоящих в браке. [ 28 ]
6 декабря 1855 г. [ 29 ] клипер разорвал буксирный трос, покидая « Мерси» , столкнулся с барком «Глазго» и сел на мель. Марко Поло отклеился без значительных повреждений и отплыл в Мельбурн , штат Виктория . 7 декабря [ 30 ] В 1856 году она совершила еще одну поездку в Мельбурн. [ 25 ] 4 марта 1861 года «Марко Поло» столкнулся с айсбергом севернее мыса Горн , у него был потерян бушприт , повреждены носовая часть и фок-мачта . Машинка для стрижки прибыла в Вальпараисо 2 мая, сильно протекая. После ремонта машинка продолжила путь в Ливерпуль, куда прибыла 22 мая, через 183 дня после отбытия из Мельбурна. [ 1 ] [ 31 ]
Последние поездки
[ редактировать ]Клипер оставался на пассажирских перевозках до 1867 года. [ 31 ] В 1867 году Марко Поло снова переоборудовали для грузового использования. За время своей карьеры в качестве грузового судна судно перевозило гуано , уголь и древесину и посещало порты от Адена до Рио-де-Жанейро и вокруг Средиземного моря. В 1871 году Джеймс Бейнс и компания продали судно Уилсону и Блэру из Саут-Шилдс , Англия, и использовали его для торговли углем и древесиной. В 1874 году судно было переоборудовано в барк, с него сняли деревянные мачты, клипер оснастили железной мачтой, а реи сократили на 12 футов (3,7 м). В 1870-х годах Марко Поло более 18 месяцев ждал в Кальяо партию гуано. Это произошло из-за спора между Ассоциацией судоходства гуано и британскими страховщиками судоходства. В начале 1880-х годов корпус судна приходил в упадок, поэтому, чтобы укрепить его, его обернули цепями и установили насос с приводом от ветряной мельницы для предотвращения растущей утечки. В 1881 году Марко Поло был куплен Беллом и Лоузом из Саут-Шилдса, а в 1882 году право собственности перешло к капитану А. Буллу из Саут-Шилдса. Кристиана . вспыхнул пожар, 27 июня в порту Квебека причинивший незначительный ущерб. [ 32 ] 19 июля 1883 года Марко Поло отправился из Монморанси, Квебек, в Европу с грузом древесины. 22 июля клипер столкнулся с штормом и начал набирать воду. Насосы не смогли справиться с утечкой, и капитан Булл посадил корабль на мель у Кавендиша , остров Принца Эдуарда . [ 33 ]
После того , как «Марко Поло» сел на мель, ее мачты срубили, чтобы ветер не унес Марко Поло дальше на берег. Груз был продан партиям из Сент-Джона. Древесина настолько раздулась, что для ее извлечения пришлось разрезать балки судна. В августе 1883 года из-за сильного шторма судно разбилось у берега. [ 34 ]
Крушение и реконструкция
[ редактировать ]

Место крушения находится в водах непосредственно у берега национального парка острова Принца Эдуарда и считается национальным историческим памятником . Портрет корабля и множество артефактов с корабля выставлены в Музее Нью-Брансуика в Сент-Джоне, Нью-Брансуик. Еще один портрет корабля выставлен в Музее и архивах округа Ярмут в Ярмуте, Новая Шотландия . Оригинальная полумодель Марко Поло сейчас хранится в Морском музее в Ньюпорт-Ньюсе, штат Вирджиния . [ 35 ]
Реплика высотой 28 футов (9 м), названная Марко Поло II , была построена в Сент-Джоне более 30 лет и обошлась более чем в 50 000 долларов. Реплика находилась в порту Сент-Джон в 2015 году. [ 36 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Марко Поло, царица морей» — фильм Национального совета по кинематографии Канады.
- Сюита «Марко Поло» композитора Джима Стюарта
- Марко Поло , морская лачуга британской фолк-группы The Spinners.
- Крушение «Марко Поло» — рассказ автора Люси Мод Монтгомери.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Брюзелиус, Ларс (7 сентября 1999 г.). «Парусные корабли: Марко Поло (1851)» . Виртуальный архив морской истории . Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Брюзелиус, Ларс (7 сентября 1999 г.). «Парусные корабли «Марко Поло» » . «Иллюстрированные лондонские новости», июнь 1851 года . Виртуальный архив морской истории . Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Холленберг, стр. 13–14.
- ^ Холленберг, стр. 24, 71.
- ^ Холленберг, стр. 29, 60, 64, 66.
- ^ Холленберг, с. 60, 64
- ^ Jump up to: а б Холленберг, с. 66
- ^ Холленберг, с. 64
- ^ Холленберг, стр. 16, 21, 24–26.
- ^ Джефферсон, с. 54
- ^ Холленберг, стр. 26–27.
- ^ Джефферсон, с. 55
- ^ Холленберг, стр. 27–28.
- ^ Холленберг, с. 32
- ^ Лаббок, стр. 32.
- ^ Jump up to: а б Лаббок, стр. 34.
- ^ Джефферсон, с. 60
- ^ Лаббок, стр. 35.
- ^ Холленберг, с. 90
- ^ Лаббок, стр. 36.
- ^ Холленберг, с. 100
- ^ Холленберг, с. 1
- ^ Лаббок, стр. 37.
- ^ Холленберг, стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б с Лаббок, стр. 40.
- ^ «Видео Национального совета по кинематографии Канады о Марко Поло » . Проект Марко Поло. 2001 . Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ Холленберг, стр. 104–105.
- ^ Холленберг, с. 80
- ^ «Новейшая разведка». Хроники Северного Уэльса . № 1500. Лондон. 8 декабря 1855 г.
- ^ «Судоходная разведка». Ливерпуль Меркьюри и т. д . Ливерпуль. 8 декабря 1855 г.
- ^ Jump up to: а б Лаббок, стр. 41.
- ^ Холленберг, стр. 113–114.
- ^ Холленберг, с. 114
- ^ Холленберг, стр. 116–118.
- ^ Холленберг, стр. 17, 23, 122.
- ^ «Точная копия Марко Поло все еще находится в секрете в Порт-Сент-Джон» . Новости ЦБК . 22 июля 2015 года . Проверено 20 октября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Холленберг, Мартин Дж. (2006). Марко Поло: История самого быстрого клипера . Галифакс, Новая Шотландия: Nimbus Publishing. ISBN 1-55109-565-3 .
- Джефферсон, Сэм (2014). Корабли-клиперы и золотой век парусного спорта: гонки и соперничество в открытом море девятнадцатого века . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4729-0028-9 .
- Лаббок, Бэзил (1921). Колониальные Клипперс (второе изд.). Глазго, Шотландия: Дж. Браун и сын. OCLC 560917332 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хасси, Джон (2009). Свет других дней . Сл: Каунтивайз. ISBN 978-1-906823-22-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Марко Поло, Царица морей
- Сюита «Марко Поло» — песня Джима Стюарта.
- «Крушение Марко Поло» , рассказ Люси Мод Монтгомери
- Проект Марко Поло
46 ° 30'25 "с.ш. 63 ° 25'19" з.д. / 46,507 ° с.ш. 63,422 ° з.д.
- Клипперс
- лодки
- Реплики кораблей
- Корабли, построенные в Сент-Джоне, Нью-Брансуик.
- Высокие корабли Канады
- Парусные корабли Канады
- Торговые корабли Канады викторианской эпохи
- Высокие корабли Соединенного Королевства
- Торговые корабли Великобритании викторианской эпохи
- Пассажирские корабли викторианской эпохи Соединенного Королевства
- Транспорт в Сент-Джоне, Нью-Брансуик
- Кораблекрушения у побережья острова Принца Эдуарда
- Округ Куинс, Остров Принца Эдуарда
- Столкновения кораблей с айсбергами
- 1851 корабль
- Морские происшествия в декабре 1855 г.
- Морские происшествия в марте 1861 г.
- Морские происшествия в июле 1883 г.
- Полноосные корабли
- Марко Поло