Jump to content

Военно-морская тактика

Многонациональный флот пяти стран во время операции «Несокрушимая свобода» в Оманском море. В четырех нисходящих столбцах, сверху слева направо внизу: Maestrale , De Grasse ; Военный корабль США «Джон К. Стеннис» , Шарль де Голль , Сюркуф ; USS Port Royal , HMS Ocean , USS John F. Kennedy , HNLMS Van Amstel ; и Луиджи Дюран де ла Пенн

Военно-морская тактика и доктрина — собирательное название методов поражения и поражения вражеского корабля или флота в бою на море во время войны на море , военно-морской эквивалент военной тактики на суше.

Военно-морская тактика отличается от военно-морской стратегии . Военно-морская тактика связана с движениями командира в бою, обычно в присутствии противника. Военно-морская стратегия касается общей стратегии достижения победы и крупных движений, с помощью которых комендант или командир обеспечивает преимущество боя в удобном для себя месте.

Современная военно-морская тактика основана на тактических доктринах, разработанных после Второй мировой войны , после устаревания линкоров и разработки ракет большой дальности . Поскольку со времен Второй мировой войны не было ни одного крупного военно-морского конфликта, за исключением индо-пакистанской морской войны 1971 года и Фолклендской войны , многие из этих доктрин отражают сценарии, разработанные для целей планирования. Критики утверждают, что распад Советского Союза и последующее сокращение численности и возможностей ВМФ России делают большинство таких сценариев «флот-флот» устаревшими.

Ключевые понятия [ править ]

Центральным понятием в современной войне военно-морского флота Запада является боевое пространство : зона вокруг военно-морских сил, в пределах которой командир уверен в обнаружении, отслеживании, обнаружении и уничтожении угроз до того, как они представят опасность. Как и во всех формах войны, важнейшей задачей является обнаружение противника , избегая его обнаружения.

Открытое море обеспечивает наиболее благоприятное поле боя для надводного флота . Наличие земли [1] топография местности сжимает пространство боя, ограничивает возможности маневра , облегчает противнику прогнозирование местоположения флота и затрудняет обнаружение сил противника. На мелководье обнаружение подводных лодок и мин особенно проблематично .

Одним из сценариев, который был в центре внимания США и НАТО военно-морского планирования во время холодной войны , был конфликт между двумя современными и хорошо оснащенными флотами в открытом море, столкновение США/НАТО и Советского Союза / Варшавского договора . Поскольку холодная война закончилась без прямой тотальной войны между двумя сторонами, исход таких действий остается гипотетическим, но в широком понимании он включал в себя, в конце холодной войны, многочисленные залпы противокорабельных ракет по американцам и попытки США воздушный удар по советским наземным базам и/или флоту. Учитывая возможную стратегическую внезапную эффективность противокорабельных ракет, исход такого столкновения далеко не ясен.

Основное внимание уделяется авианосной боевой группе (CVBG). Критики нынешней военно-морской доктрины утверждают, что, хотя такое сражение флота вряд ли произойдет в обозримом будущем, в военно-морской практике продолжает доминировать мышление времен холодной войны. [2] Однако другие указывают на увеличение военно-морских бюджетов России, Южной и Восточной Азии как на возможность того, что обычные морские бои в будущем могут снова стать актуальными.

Военно-морскую тактику и системы вооружения можно классифицировать по типу противников, с которыми они предназначены бороться. Противовоздушная война (AAW) предполагает действия против самолетов и приближающихся ракет. Противонадводная война (ASuW) направлена ​​на нападение и защиту от надводных кораблей. Противолодочная борьба (ПЛО) занимается обнаружением и уничтожением подводных лодок противника.

Ключевой угрозой в современном морском бою являются крылатые ракеты воздушного базирования , которые могут доставляться с надводных, подземных или воздушных платформ. При скорости ракет до 4 Маха время поражения может составлять всего несколько секунд, и такие ракеты могут быть спроектированы так, чтобы «скользить по морю» на высоте всего лишь метра над поверхностью моря. Утверждалось, что ключом к успешной обороне является уничтожение стартовой платформы до того, как она выстрелит, тем самым устраняя сразу несколько ракетных угроз. Это не всегда возможно, поэтому ресурсы ПВО (ПВО) необходимо балансировать между внешними и внутренними воздушными боями. Ракетная тактика теперь в основном заключается в «выстрелил и забыл» на манер «Гарпуна » или «Экзосета» или использует загоризонтное наведение на цель, например «Томагавк» или «Шелкопряд» . Противоракетная оборона ближнего действия в современную эпоху во многом зависит от систем вооружения ближнего боя (CIWS), таких как «Фаланга» или «Голкипер» .

движутся под водой и на более низких скоростях, Хотя торпеды они представляют аналогичную угрозу. Как и ракеты, торпеды являются самоходными и могут запускаться с надводных, подземных и воздушных платформ. Современные версии этого оружия представляют собой широкий выбор технологий самонаведения, специально подходящих для конкретной цели. Средств уничтожения приближающихся торпед гораздо меньше, чем ракет.

Подводные лодки , как подводные стартовые платформы, представляют собой серьезную угрозу для обычных военно-морских операций. Безэховое покрытие и сверхтихие водометные движители обеспечивают современным подводным лодкам преимущество скрытности. Переход к мелководным операциям значительно увеличил это преимущество. Простое подозрение в угрозе со стороны подводных лодок может заставить флот выделить ресурсы на ее устранение, поскольку последствия необнаруженной подводной лодки противника, очевидно, могут быть смертельными. Угроза, исходившая от британских подводных лодок во время Фолклендской войны 1982 года, была одной из причин ограничения ВМС Аргентины своих действий. [3] Единственная подводная лодка в море также повлияла на операции в индо-пакистанской морской войне 1971 года.

Обычные военно-морские силы также рассматриваются как средство проецирования силы . В нескольких военно-морских операциях авианосец использовался для поддержки сухопутных войск, а не для обеспечения контроля с воздуха над морем. Авианосцы использовались таким образом во время войны в Персидском заливе . [4]

История [ править ]

Военно-морская тактика развивалась с течением времени вместе с развитием военно-морских технологий и эволюцией военных кораблей . [5] Эволюцию военно-морской тактики лучше всего можно понять, разделив историю военно-морского флота на тематические темы:

Современный период военно-морской тактики начался с повсеместной замены корабельных орудий ракетами и боевыми самолетами дальнего действия после Второй мировой войны и является основой большинства тактических доктрин, используемых сегодня.

после Второй Конфликты войны мировой

Индо-Пакистанская военно-морская война 1971 года [ править ]

Индо -Пакистанская война 1971 года была самым значительным конфликтом с участием военно-морских сил со времен Второй мировой войны. Погибло более двух тысяч моряков, было потоплено несколько кораблей. Примечательно, что первое затопление подводной лодки со времен Второй мировой войны произошло, когда пакистанская подводная лодка PNS Hangor потопила индийский противолодочный фрегат INS Khukri . В этой войне использовались пассивные/активные гидролокаторы, самонаводящиеся торпеды, воздушные удары по военно-морским объектам и быстроходные ракетные корабли.

На западном театре военных действий ВМС Индии успешно атаковали Карачи порт в ходе операции «Трайдент». [6] в ночь с 4 на 5 декабря, [6] с использованием ракетных катеров потоплен пакистанский эсминец PNS Khaibar и тральщик PNS Muhafiz ; ПНС Шах-Джахан также сильно пострадал. [6] В ответ пакистанские подводные лодки начали поиск крупных индийских военных кораблей. [7] 720 пакистанских моряков были убиты или ранены, Пакистан потерял запас топлива и множество коммерческих судов, что помешало дальнейшему участию ВМС Пакистана в конфликте. За операцией «Трезубец» последовала операция «Питон». [6] в ночь с 8 на 9 декабря, [6] в ходе которого индийские ракетные катера атаковали порт Карачи, что привело к дальнейшему разрушению резервных топливных баков и затоплению трех пакистанских торговых судов. [6] Поскольку военно-морской штаб Пакистана и почти весь его флот действовали из портового города Карачи, это была крупная стратегическая победа, позволившая индийскому флоту добиться полного военно-морского превосходства и частично блокировать Пакистан.

На восточном театре войны Восточное военно-морское командование Индии полностью изолировало Восточный Пакистан посредством морской блокады в Бенгальском заливе , заперев в портах ВМС Восточного Пакистана и восемь иностранных торговых судов. С 4 декабря был развернут авианосец INS Vikrant , а его Sea Hawk атаковали многие прибрежные города в Восточном Пакистане. истребители-бомбардировщики [8] включая Читтагонг и Кокс-Базар . Пакистан ответил на угрозу, отправив подводную лодку PNS Ghazi , которая затонула по пути при загадочных обстоятельствах у Вишакхапатнама . побережья [9] [10] 9 декабря ВМС Индии понесли крупнейшую потерю военного времени, когда пакистанская подводная лодка «Хангор» потопила фрегат «Хукри» в Аравийском море , в результате чего погибли 18 офицеров и 176 матросов. [11]

Индийский авианосец INS Vikrant спускает на воду самолет Alize

Ущерб, нанесенный ВМС Пакистана, составил 7 канонерских лодок , 1 тральщик, 1 подводную лодку, 2 эсминца, 3 патрульных катера береговой охраны , 18 грузовых судов, судов снабжения и связи, а также крупномасштабный ущерб нанесен военно-морской базе и докам в Пакистане. прибрежный город Карачи. Три корабля торгового флота – «Анвар Бакш» , «Пасни» и «Мадхумати» [12] и десять судов меньшего размера были захвачены. [13] Около 1900 человек погибли, а 1413 военнослужащих были взяты в плен индийскими войсками в Дакке. [14] По словам одного пакистанского ученого Тарика Али , Пакистан потерял в войне половину своего военно-морского флота. [15]

Фолклендская война [ править ]

Фолклендская война 1982 года стала следующим по значимости конфликтом с участием военно-морских сил со времен Второй мировой войны. Основной бой велся между аргентинскими ВВС, базирующимися на материке, и британскими военно-морскими силами, сосредоточенными на авианосцах. Аргентинские военно-морские силы сыграли лишь незначительную роль в конфликте.

Война продемонстрировала важность морской системы раннего предупреждения с воздуха (ДРЛО). Жизненно важным для британского успеха была защита двух Королевского флота авианосцев , HMS Hermes и HMS Invincible . В 1982 году Королевский флот фактически не имел возможности загоризонтного радиолокационного наблюдения, поэтому для защиты британской военно-морской оперативной группы несколько эсминцев и фрегатов были отправлены в радиолокационное патрулирование, чтобы сформировать первую линию защиты от воздушных атак Аргентины. В результате британцы потеряли Тип 42 эсминец HMS Sheffield в результате обстрела после аргентинского ракетного удара Exocet. После конфликта Королевский флот модифицировал некоторые вертолеты Westland Sea King для выполнения функций ДРЛО. Другие военно-морские силы (в том числе Франции, Испании и Италии) с тех пор включили в состав своих авианосцев самолеты и вертолеты ДРЛО.

Конфликт также привел к повышенному интересу к средствам непосредственной защиты кораблей ВМФ, включая системы вооружения ближнего боя (CIWS) в качестве последней меры защиты от приближающихся ракет. Нападение на американский фрегат USS Stark , патрулировавший Персидский залив в 1987 году, также подчеркнуло опасность противокорабельных ракет. В случае со «Старком » иракские ракеты «Экзосет» не были обнаружены, а CIWS Старка система не была включена, поскольку корабль не ожидал нападения. [16]

Фолклендская война также стала единственным случаем, когда военный корабль был потоплен атомной подводной лодкой в ​​результате вражеской атаки: британская атомная подводная лодка HMS Conqueror аргентинский крейсер ARA General Belgrano атаковала торпедами . Благодаря своим ядерным силовым установкам подводные лодки могли оставаться на станции практически незамеченными. [3] [ нужны разъяснения ]

Другие конфликты [ править ]

Еще одна крупная военно-морская операция, проведенная крупной державой, произошла, когда ВМС США обеспечивали защиту принадлежащих Кувейту танкеров в Персидском заливе в период с 1987 по 1988 год во время ирано-иракской войны .

Военно-морские силы играли вспомогательную роль в некоторых сухопутных сражениях. Американские линкоры обеспечивали артиллерийскую поддержку во время войны во Вьетнаме и войны в Персидском заливе 1991 года. Во время Фолклендской войны британские эсминцы и фрегаты осуществляли обстрел аргентинских позиций.

В Хорватской войне 1991 года и последующей войне в Боснии произошли некоторые военно-морские действия, сначала когда югославский флот объявил блокаду портов Далмации с сентября по декабрь 1991 года, а затем в 1994-1995 годах, когда военно-морские силы НАТО в рамках операции «Шарп» Guard , перебросил ряд подразделений на Адриатику , чтобы обеспечить соблюдение Организации Объединенных Наций эмбарго на поставки оружия в бывшую Югославию. Более поздние операции в бывшей Югославии, такие как Deliberate Force и Allied Force, включали использование морской авиации и запуск крылатых ракет «Томагавк» по сербским целям. Британские и австралийские военные корабли обеспечивали огневую поддержку операции Аль-Фау во время вторжения в Ирак в 2003 году . Военно-морские силы США и Великобритании снова использовали крылатые ракеты «Томагавк» по наземным целям в ходе действий, предпринятых после окончания «холодной войны», таких как начало международного участия в гражданской войне в Ливии , в которой британские вооруженные силы сыграли решающую роль. роль.

Взрыв авианосца «Коул» террористической миссии на борту американского эсминца «Иджис» в Йемене в октябре 2000 года — привел к повышению осведомленности о террористических рисках, когда военные корабли находятся в гавани или вблизи потенциально враждебных береговых линий. Война с терроризмом также привела к повышению осведомленности о роли военно-морского флота в борьбе с терроризмом. под руководством США Вторжение в Афганистан подтвердило роль военно-морской авиации, а авианосная авиация США обеспечила большую часть боевых вылетов над Афганистаном против сил Талибана и Аль-Каиды. Более 90% боеприпасов, поставленных ВМС США в рамках операции «Несокрушимая свобода», были высокоточными боеприпасами . Несколько стран предоставили суда и морские патрульные самолеты, чтобы запретить Аль-Каиде доступ к Аравийскому морю и Индийскому океану, в том числе США, Австралия, Великобритания, Канада, Германия, Нидерланды и Новая Зеландия. [17] Франция и Италия также использовали свои палубные самолеты над Афганистаном. Спецназ действовал с авианосцев США и Великобритании, в частности, USS Kitty Hawk . Самолеты, традиционно используемые для морского патрулирования, такие как « Нимрод» и P-3 «Орион», также использовались для наземного наблюдения за Афганистаном, а также во время вторжения в Ирак в 2003 году.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Хьюз WP, 2000, Тактика флота и прибрежные бои, 2-е изд., Naval Institute Press, Аннаполис, Массачусетс.
  2. Потраченные впустую военные корабли, журнал Lewis Page Prospect , выпуск № 95, 20 февраля 2004 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шварц, Люк (1998). «Помимо генерала Бельграно и Шеффилда: уроки подводной и надводной войны из конфликта на Фолклендских островах» (PDF) . Проверено 6 ноября 2007 г.
  4. ^ Грант, Р.Г. Битва на море: 3000 лет морской войны. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство DK, 2008.
  5. ^ Варминг, Рольф (январь 2019 г.). «Введение в рукопашный бой на море: общие характеристики и корабельные технологии с 1210 г. до н.э. по 1600 г. н.э.» . О войне на борту: археологические и исторические перспективы раннего современного морского насилия и войны (под ред. Йохана Рённби) .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Индо-Пакистанская война 1971 года» . Глобальная безопасность . Проверено 20 октября 2009 г.
  7. «Морская мощь: Путеводитель по XXI веку», Джеффри Тилл, стр. 179
  8. ^ Олсен, Джон Андреас (2011). Глобальная воздушная мощь . Потомакские книги. п. 237. ИСБН  978-1-59797-680-0 .
  9. ^ «Вспоминая героев войны» . Индус . Ченнаи, Индия. 2 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 г.
  10. ^ «Хотят ли США войны с Индией?» . Rediff.com (31 декабря 2004 г.). Проверено 14 апреля 2011 г.
  11. ^ «Трезубец, Грандслэм и Питон: Нападения на Карачи» . Бхарат Ракшак . Архивировано из оригинала 26 сентября 2009 года . Проверено 20 октября 2009 г.
  12. ^ «Использование пакистанских торговых судов, захваченных во время войны 1971 года» . Irfc-nausena.nic.in. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 27 июля 2012 г.
  13. ^ «Оценка ущерба [ так в оригинале ] – Индо-пакистанская военно-морская война 1971 года» (PDF) . Б. Гарри . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2010 года . Проверено 20 июня 2010 г.
  14. ^ «Военные потери в Индо-Пакистанской войне 1971 года» . Веник . Архивировано из оригинала 25 февраля 2002 года . Проверено 30 мая 2005 г.
  15. ^ Тарик Али (1983). Сможет ли Пакистан выжить? Смерть государства . Книги о пингвинах. п. 95. ИСБН  0-14-02-2401-7 . В ходе двухнедельной войны Пакистан потерял половину своего военно-морского флота.
  16. ^ Шарп, Грант (12 июня 1987 г.). «Официальное расследование обстоятельств нападения на военный корабль США «Старк»» (PDF) . Министерство обороны США . Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2007 г. Проверено 6 ноября 2007 г.
  17. ^ «Уничтожение Аль-Каиды: роль военно-морского флота» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2010 г. Проверено 30 марта 2011 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Роджер, Николас, «Образ и реальность в военно-морской тактике восемнадцатого века». Зеркало Маринера 89, № 3 (2003), стр. 281–96.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 224fbb099be2fbf272022cc66f14a27b__1712259060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/7b/224fbb099be2fbf272022cc66f14a27b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naval tactics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)