Операция Трезубец (1971)
Операция Трезубец | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть индо-пакистанской войны 1971 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Индия | Пакистан | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
|
(ЦУ Западного военно-морского командования) | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Индийский флот | ВМС Пакистана | ||||||
Сила | |||||||
Корабли дислоцированы у берегов Карачи | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
Операция «Трайдент» — наступательная операция, предпринятая ВМС Индии против пакистанского портового города Карачи во время индо-пакистанской войны 1971 года . впервые в бою были применены противокорабельные ракеты В ходе операции «Трайдент» в регионе . Операция была проведена в ночь с 4 на 5 декабря и нанесла серьезный ущерб пакистанским судам и объектам. В то время как Индия не понесла потерь, Пакистан потерял тральщик , эсминец , грузовое судно с боеприпасами и резервуары для хранения топлива в Карачи. Еще один эсминец также был сильно поврежден и в конечном итоге списан. В ознаменование этой операции Индия отмечает День военно-морского флота ежегодно 4 декабря . Три дня спустя за «Трайдентом» последовала операция «Питон» .
Фон
В 1971 году в порту Карачи размещался штаб ВМС Пакистана , и почти весь его флот базировался в гавани Карачи . Поскольку Карачи также был центром морской торговли Пакистана, блокада была бы катастрофической для экономики Пакистана. Безопасность гавани Карачи была приоритетом пакистанского высшего командования, и она была надежно защищена от любых ударов с воздуха или с моря. Ударная авиация, базировавшаяся на аэродромах этого района, обеспечивала безопасность воздушного пространства порта. [ 1 ]
К концу 1971 года напряженность между Индией и Пакистаном возросла, и после того, как 23 ноября Пакистан объявил чрезвычайное положение в стране, ВМС Индии разместили три «Видьют класса ракетных катера » в районе Охи , недалеко от Карачи, для осуществления патрулирования. Поскольку пакистанский флот также будет действовать в тех же водах, ВМС Индии установили демаркационную линию, которую корабли их флота не могли пересекать. Позже это развертывание оказалось полезным для приобретения опыта в водах региона. 3 декабря, после того как Пакистан атаковал индийские аэродромы вдоль границы, официально началась индо-пакистанская война 1971 года . [ 2 ] [ нужен неосновной источник ]
Операция
Прелюдия
Штаб ВМС Индии (NHQ) в Дели вместе с Западным военно-морским командованием планировал атаковать порт Карачи. Для этой задачи была сформирована ударная группа под командованием Западного военно-морского флота. Эта ударная группа должна была базироваться на базе трех «Видьют», ракетных катеров класса уже дислоцированных у берегов Охи . Однако эти катера имели ограниченную дальность действия и радиолокацию, и для преодоления этой трудности было решено придать группе суда обеспечения. [ 3 ]
4 декабря была сформирована ударная группа Карачи, состоявшая из трех «Видьют» ракетных катеров класса : INS Nipat , INS Nirghat и INS Veer советского производства. SS-N-2B Styx , каждый из которых был вооружен четырьмя надводными кораблями ракеты класса Арнала» : « также INS Kiltan и INS Katchall , а флотский INS Poshak . танкер Группа находилась под командованием командира Бабру Бхана Ядава 25-й эскадрильи ракетных катеров . [ 3 ] [ 4 ]
Атака
Как и планировалось, 4 декабря ударная группа достигла 250 морских миль (460 км; 290 миль) к югу от побережья Карачи и сохраняла свою позицию в течение дня, за пределами зоны наблюдения ВВС Пакистана . Поскольку пакистанская авиация не имела возможностей для ночных бомбардировок , планировалось, что атака состоится между сумерками и рассветом. [ 4 ] В 22.30 по пакистанскому стандартному времени (PKT) индийская оперативная группа переместилась на 180 морских миль (330 км; 210 миль) от своей позиции к югу от Карачи. Вскоре пакистанские цели, идентифицированные как военные корабли, были обнаружены в 70 морских милях (130 км; 81 миль) к северо-западу и северо-востоку от индийских военных кораблей. [ 3 ]
INS Nirghat двинулась вперед в северо-западном направлении и выпустила свою первую ракету Styx по PNS Khaibar , пакистанскому эсминцу боевого класса . Хайбар , предположив, что это была ракета индийского самолета, открыл огонь по своим зенитным системам. Ракета попала в правый борт корабля и взорвалась под камбузом в столовой электриков в 22:45 (ПКТ). Это привело к взрыву в первой котельной. Впоследствии корабль потерял ход и затонул дымом. был отправлен аварийный сигнал следующего содержания: «Вражеский самолет атаковал позицию 020 FF 20. Попал котел № 1. Корабль остановился». В штаб ВМС Пакистана (PNHQ) Из-за хаоса, созданного взрывом, в сигнале содержались неправильные координаты положения корабля. Это задержало спасательные команды, которые смогли добраться до места происшествия. Заметив, что корабль все еще на плаву, Ниргхат выпустил вторую ракету, поразив Хайбара во второй котельной на правом борту корабля, в конечном итоге потопив корабль. [ 3 ] и погибли 222 моряка. [ 5 ]
После проверки двух целей в районе к северо-западу от Карачи в 23:00 (ПКТ) INS Nipat выпустила две ракеты Styx – по одной на грузовое судно MV Venus Challenger и его эскортный эсминец PNS Shah Jahan С -класса . Венера Челленджер , перевозивший боеприпасы для пакистанских войск, взорвалась сразу после попадания ракеты и в конечном итоге затонула в 23 морских милях (43 км; 26 миль) к югу от Карачи. Другая ракета нацелилась на Шах-Джахана и очень сильно повредила корабль. В 23:20 (ПКТ) ПНС « Мухафиз» класса «Адъютант» стал тральщик объектом нападения INS Veer . Была выпущена ракета, и Мухафиз получил ранение с левой стороны, за мостом. [ 3 ] Он затонул сразу же, прежде чем успел послать сигнал в штаб-квартиру. [ 3 ] погибли 33 моряка. [ 5 ]
Тем временем INS Nipat продолжила движение в направлении Карачи и нацелилась на резервуары для хранения нефти в Кемари, расположившись в 14 морских милях (26 км; 16 миль) к югу от гавани Карачи . Были запущены две ракеты; один дал осечку, а другой попал в нефтяные резервуары, которые сгорели и были полностью разрушены, что привело к нехватке топлива в Пакистане. Оперативная группа вернулась в ближайшие индийские порты. [ 3 ]
Вскоре штаб-квартира Национальной полиции развернула спасательные команды на патрульных кораблях для спасения выживших в Хайбаре . Поскольку «Мухафиз» затонул, не успев передать сигнал бедствия, пакистанцы узнали о его судьбе только от немногих выживших, которые были подняты, когда патрульный корабль направился к горящим обломкам корабля. [ 3 ]
Последствия
Пакистанские ВВС ответили на эти атаки бомбардировкой порта Оха , нанеся прямые удары по заправочным станциям ракетных катеров, складу боеприпасов и причалу ракетных катеров. [ 6 ] ВМС Индии предвидели эту атаку и уже перебросили ракетные катера в другие места, чтобы предотвратить любые потери. Однако разрушение специального топливного бака предотвратило дальнейшие вторжения до операции «Питон» , проведенной три дня спустя. [ 7 ]
В результате операции Вооруженные силы Пакистана были приведены в состояние повышенной боевой готовности. В последующие дни это развертывание вызвало несколько ложных сигналов тревоги о присутствии кораблей ВМС Индии у Карачи. Одна из таких ложных тревог была поднята 6 декабря 1971 года разведывательным самолетом «Фоккер Дружба» ВМС Пакистана , который ошибочно сообщил о фрегате ВМС Пакистана как о ракетном катере ВМС Индии. Штаб-квартира Пакистана запросила воздушный удар ВВС Пакистана по предполагаемому индийскому кораблю. В 06:45 (PKT) истребители подняли в воздух и обстреляли судно, прежде чем оно было идентифицировано как фрегат PNS Zulfiqar . Этот инцидент с дружественным огнем привел к человеческим жертвам и повреждению судна. [ 8 ]
Без потерь с индийской стороны эта операция имела большой успех. В ознаменование своей победы ВМС Индии ежегодно отмечают День ВМФ . 4 декабря [ 1 ]
Награды
Несколько военнослужащих ВМС Индии были удостоены наград за доблесть за эту операцию. Тогда офицер оперативного управления флота капитан (впоследствии вице-адмирал ) Гулаб Моханлал Хиранандани был награжден Нау Сена медалью за детальное оперативное планирование; Маха Вир Чакра была вручена командиру ударной группы командиру Бабру Бхану Ядаву за планирование и руководство оперативной группой; и Вир Чакры были вручены капитан-лейтенантам Бахадуру Нариману Кавине, Индерджиту Шарме, М.О. Томачану и Ом Пракашу Мехте, командирам INS Nipat , INS Nirghat и INS Veer соответственно. Мастер-старшина М. Н. Сангал из INS Nirghat также был награжден Вир Чакрой . [ 1 ] Лейтенант Пхул Кумар Пури , инженер-офицер INS Veer , был награжден медалью Нау Сена за свои усилия в войне 1971 года. [ 9 ]
См. также
- ИНС Хукри
- Индо-Пакистанская война 1971 года.
- Операция «Прожектор»
- Индо-пакистанские войны и конфликты
- Индо-пакистанская военно-морская война 1971 года.
- Список кораблей, потопленных ракетами
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с «В 1971 году ВМС Индии предприняли одну из самых смелых в мире военных стратегий против Карачи» . Совок Ух . 9 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ^ Хиранандани, генеральный директор «40 лет со дня операции «Трезубец»» . Обзор обороны Индии . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Командир Нил Гадихок. «40 лет со дня операции «Трезубец»» . Военно-морские силы СП . Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 года . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Кулдип Сингх Баджва. «Как был завоеван Запад» . Трибуна . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года.
- ^ Капитан СМА Хусайни. «Иллюстрации: травма и реконструкция 1971–1980» . ПАФ Фэлконс . Архивировано из оригинала 30 августа 2011 года . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ «Индо-Пакистанская война 1971 года» . Глобальная безопасность . Архивировано из оригинала 26 ноября 2016 года . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Эскадрилья-лейтенант Шуайб Алам Хан (май 1998 г.). «Бойцовский разрыв 2» . Оборонный журнал . Архивировано из оригинала 1 января 2012 года . Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ «Глава-42» . www.indiannavy.nic.in . 24 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 года . Проверено 22 марта 2023 г.