Jump to content

ПНС Гази

Подводная лодка Tench класса на ВМС США службе под названием Diablo в 1964 году.
История
Соединенные Штаты
Имя Военный корабль США Диабло
Строитель Портсмутская военно-морская верфь , Киттери , Мэн , США [1]
Заложен 11 августа 1944 г. [1]
Запущен 1 декабря 1944 г. [1]
Введен в эксплуатацию 31 марта 1945 г. [1]
Выведен из эксплуатации 1 июня 1964 г. [1]
пораженный 4 декабря 1971 г. [2]
Идентификация СС-479
Судьба Передан Пакистану 1 июня 1964 г. [1]
Пакистан
Имя ПНС Гази
Расходы 1,5 миллиона долларов США (1968 г.) ( ремонта и MLU ) стоимость [8]
Приобретенный 1 июня 1964 г.
Ремонт 2 апреля 1970 г.
Порт приписки Военно-морская база Карачи
Идентификация С-130
Почести и
награды
Судьба Пропал при неизвестных обстоятельствах с 93 сотрудниками на борту 4/5 декабря 1971 года в Бенгальском заливе на востоке Индийского океана . [3] [4] [5] [6] [7]
Общие характеристики
Класс и тип ДЭПЛ класса «Линь » [2]
Смещение
  • 1570 длинных тонн (1595 т) на поверхности [2]
  • 2414 длинных тонн (2453 т) под водой [2]
Длина 311 футов 8 дюймов (95,00 м) [2]
Луч 27 футов 4 дюйма (8,33 м) [2]
Черновик максимум 17 футов (5,2 м) [2]
Движение
Скорость
  • 20,25 узлов (37,50 км / ч; 23,30 миль в час) на поверхности [9]
  • 8,75 узлов (16,21 км / ч; 10,07 миль в час) под водой [9]
Диапазон 11 000 морских миль (20 000 км; 13 000 миль) на поверхности со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) [9]
Выносливость
  • 48 часов на скорости 2 узла (3,7 км/ч; 2,3 мили в час) под водой [9]
  • 75 дней в патруле
Глубина испытания
Дополнить
Вооружение

ПНС/М Гази (С–130) [14] (ранее USS Diablo (SS-479) ; учётное имя : Ghazi ), SJ Tench класса дизель-электрическая подводная лодка , первая быстроходная подводная лодка в составе ВМС Пакистана . Он был арендован у ВМС США в 1963 году. [15] : 68 

Она служила в ВМС США с 1945 по 1963 год и была отдана в аренду Пакистану в рамках Программы содействия безопасности (SAP) на четырехлетний срок после того, как администрация Аюба успешно провела переговоры с администрацией Кеннеди о ее закупках. [16] В 1964 году она присоединилась к ВМС Пакистана и участвовала в военных действиях на индо-пакистанских театрах военных действий в 1965 году , а затем и в войнах 1971 года . [8]

В 1968 году Гази совершил подводное кругосветное плавание по Африке и южным частям Европы через Индийский океан в Атлантический океан из-за закрытия Суэцкого канала для переоборудования и обновления в Гёльджюке , Турция. Подводная лодка могла быть вооружена до 28 торпед Mk.14 была добавлена ​​возможность постановки мин . , а в рамках ее переоборудования [8] [5]

Начав свою деятельность в качестве единственной подводной лодки в индо-пакистанской войне 1965 года , «Гази» подводной лодкой ВМС Пакистана оставалась флагманской Индии , пока она не затонула при загадочных обстоятельствах недалеко от восточного побережья во время проведения военно-морских операций на пути к Бенгальскому заливу. [17] В то время как ВМС Индии приписывают затопление " Гази " своему эсминцу INS Rajput , [18] [19] [20] [21] [22] В отчетах и ​​обзорах пакистанских военных говорится, что «подводная лодка затонула либо из-за внутреннего взрыва, либо из-за случайного взрыва мин, установленных подводной лодкой у гавани Вишакхапатнам». [23] [24] [25] [26] [27]

В 2010 году выяснилось, что ВМС Индии уничтожили все записи своих расследований по этому вопросу в 1980 году после индо-пакистанской войны 1971 года . [6] [28] [29] [30] Тем не менее индийские историки считают затопление Гази примечательным событием; поскольку они описали затопление как одну из «последних неразгаданных величайших загадок войны 1971 года». [27] [31] [32]

Служба в ВМС США

[ редактировать ]

Diablo дальнего , быстроходная Tench действия класса подводная лодка , была спущена на воду 1 декабря 1944 года при спонсорской поддержке жены капитана ВМС США В.Д. Чаплина 31 марта 1945 года, а был лейтенант-коммандер Гордон Грэм Мэтисон ее первым командиром . [33] [34] [35] [36]

Он был единственным военным кораблем ВМС США, носившим имя Diablo означает «дьявол» , что в переводе с испанского . : 134–135  [37] На присвоенной подводной лодке и выданной нашивке знака отличия было карикатурное изображение дьявола, бегущего с торпедой в море. [38]

После ввода в эксплуатацию на Портсмутской военно-морской верфи 31 марта 1945 года «Диабло» прибыл в Перл-Харбор из Нью-Лондона , штат Коннектикут , 21 июля и отправился в свой первый военный патруль 10 августа с указанием остановиться на Сайпане для получения окончательных приказов. [36] После прекращения огня ее пункт назначения был изменен на Гуам , куда она прибыла 22 августа 1945 года. [1] В последний день месяца она отправилась в Перл-Харбор и на восточное побережье , прибыв в Нью-Йорк 11 октября, за исключением визита в Чарльстон , Южная Каролина , в октябре, где она оставалась в Нью-Йорке до 8 января 1946 года. [35]

С 15 января 1946 года по 27 апреля 1949 года «Диабло» базировался в зоне Панамского канала , участвуя в учениях флота и оказывая услуги надводным подразделениям в Карибском море . [2] С 23 августа по 2 октября 1947 года он присоединился к подводным лодкам Cutlass и Conger для имитации военного патрулирования вдоль западного побережья Южной Америки и вокруг Огненной Земли . [9] Три подводные лодки зашли в Вальпараисо , Чили, в сентябре, направляясь домой. Диабло отплыл в Ки-Уэст , штат Флорида , для учений по противолодочной борьбе с 16 ноября по 9 декабря 1947 года и действовал из Нового Орлеана , штат Луизиана , для обучения военно-морских резервистов в марте 1948 года. [9]

Диабло прибыла на военно-морскую базу Норфолк в Вирджинии , свой новый порт приписки, 5 июня 1949 года и участвовала в операции «Выпуклость» в 1951 году, чередуя тренировочные круизы с дежурством в гидролокационной школе в Ки-Уэсте. [1] В 1952 году ее портом приписки стал Нью-Лондон, и она прибыла туда 17 сентября, чтобы предоставить учебную базу для Школы подводных лодок. [33]

С 3 мая по 1 июня 1954 года она была прикреплена к Силам оперативного развития в Ки-Уэсте для испытаний нового оружия и техники. [33] Она участвовала в операции «Трамплин» в Карибском море с 21 февраля по 28 марта 1955 года и продолжала чередовать службу в Школе подводных лодок с противолодочной борьбой и учениями флота в Карибском бассейне и у берегов Бермудских островов , а также оказывать услуги Школе гидролокаторов флота и Оперативному управлению. Силы развития в Ки-Уэсте. [35] В период с февраля по апрель 1959 года он совершил круиз через Панамский канал вдоль побережий Колумбии, Эквадора, Перу и Чили для учений с военно-морскими силами Южной Америки. [33] 27 мая 1960 года он прибыл на верфь военно-морского флота Филадельфии для капитального ремонта, который продолжался до октября 1960 года. [36]

В 1962 году классификационный знак корпуса был изменен на AGSS-479 . [2]

Diablo был выведен из эксплуатации 1 июня 1964 года и в тот же день принят на вооружение ВМС Пакистана.

Служба в ВМС Пакистана

[ редактировать ]
USS Diablo испытания Ходовые . в канале Кейп-Код в 1945 году

Приобретение Гази стало результатом длительных и сложных переговоров между администрациями Пакистана и США . : 57–60  [39] С 1950-х годов ВМС Пакистана стремились закупить импортные подводные лодки, сначала ведя переговоры с Королевским флотом , а затем и с ВМС США. : 58  [39]

Когда администрация Аюба улучшила отношения с администрацией Эйзенхауэра в 1960 году, Гази наконец был приобретен в рамках Программы содействия безопасности (SAP), санкционированной администрацией Кеннеди, на условиях четырехлетней аренды с возможностью продления или покупки подводной лодки впоследствии в 1963 году. [8] [5]

«Гази» стала первой подводной лодкой ВМС Южной Азии , став серьезной угрозой для ВМС Индии. [39] [40] : 60  Вопреки распространенному мнению, Ghazi технологические достижения были понижены в рейтинге и тщательно переоборудованы ее Fleet Snorkel в рамках программы Guppy на ВМС США военно -морской верфи в Филадельфии , и в основном не модернизировались, когда она поступила на службу в ВМС Пакистана. : 61  [39] Историки военно-морского флота описали Гази как безоружную «заводную мышь», используемую в тренировочных целях. : 61  [37] [39] : 135–136  Тем не менее, у ВМС Индии сразу сложилось впечатление, что это военизированная подводная лодка и обновленная подводная лодка, представляющая серьезную угрозу. : 59  [39]

Он был оснащен 14 старинными торпедами Марк-14 , которые вызвали споры и дурную славу во время Второй мировой войны . [8] 4 сентября 1964 года она прибыла на военно-морскую верфь в Карачи и присоединилась к ВМФ в качестве первой быстродействующей подводной лодки дальнего действия. [41] назвали ее Гази (буквально «Самый святой воин»). В 1964 году ВМС Пакистана : 136  [37]

Западный фронт Индо-Пакистанской войны 1965 года.

[ редактировать ]

5 августа 1965 года война вспыхнула между Индией и Пакистаном в результате тайного проникновения в индийский Кашмир . Гази в то время находился под командованием тогдашнего командующего Карамата Рахмана Ниязи , который позже станет четырехзвездным адмиралом ВМФ. [41] Другими офицерами, служившими тогда в Гази, были лейтенант-коммандер Ахмед Тасним (позже получивший звание вице-адмирала ), младший лейтенант Фасих Бохари и лейтенант Зафар Мухаммад , который позже будет командовать ею в качестве командующего в 1971 году. [42]

Среди известных -морских офицеров Гази военно в 1965 году были:

Она была единственной подводной лодкой на арене конфликта, развернутой на театре военных действий , с задачей атаковать только тяжелые и крупные военные корабли ВМС Индии . [43] Она лишь помогала тактической оперативной группе под командованием коммодора С.М. Анвар , который запустил корабельную артиллерийскую батарею по радиолокационной станции ВВС Индии в Дварке , штат Гуджарат , Индия. [41] Она также искала INS Vikrant , единственный авианосец , но не обнаружила своей цели за весь конфликт. [8] 9 сентября 1965 года INS Beas предприняла неудачную атаку глубинными бомбами , пытаясь установить контакт с Гази . [8]

17 сентября 1965 года Гази вышел на надводный контакт, опознал INS Brahmaputra , выпустил три торпеды Mark 14 времен Второй мировой войны и увеличил глубину, чтобы уклониться от контратаки. [8] Согласно журналам боевых действий три отчетливых взрыва подводных лодок , примерно в то время, когда должны были поразить торпеды, были слышны , но «Брахмапутра» не была потоплена и не была поражена, поскольку военный корабль не выпустил глубинные бомбы и не обнаружил гидролокационных излучений «Гази». [8] Ни один корабль в этом районе не был потоплен или поврежден, и Гази благополучно вернулся на базу. [8]

По возвращении она получила десять военных наград, в том числе две награды Ситара-и-Джурат , одну Тамга-и-Джурат и награды президента , а также шесть Имтиази Санадов , в то время как ее командир, командир. К.Р. Ниязи был награжден Ситара-и-Джурат, а старшие офицеры были награждены Тамга-и-Джурат. [41] [42] Неизвестно, какова была цель Гази . и что представляли собой три загадочных взрыва, поскольку отчет о расследовании так и не был представлен [8]

После войны 1965–1966 годов эмбарго на поставки оружия было наложено как на Индию, так и на Пакистан, но позже оно было отменено Соединенными Штатами, строго на основе метода «наличный расчет» , поскольку Гази остро нуждался в переоборудовании. [8] В 1967 году ВМС подали заявку на продление еще одного четырехлетнего договора аренды, который был должным образом одобрен ВМС США и правительством США, но его материальное состояние и оборудование продолжали ухудшаться. : 108  [16] Затем ВМС подписали соглашение с ВМС Турции о ремонте и обновлении среднего срока эксплуатации , которое должно было проводиться в Гёльджюке в Турции – единственном объекте для обновления подводных лодок класса «Тенч» . [8]

Из-за Шестидневной войны на Ближнем Востоке Суэцкий канал был закрыт из-за Египта ВМС блокирования в 1967 году. Гази под командованием командующего Ахмеда Таснима в 1968 году был вынужден совершить подводное кругосветное плавание из Африки в Западную Европу. , который начался от побережья Карачи до мыса Доброй Надежды в Южной Африке, а затем через Атлантический океан . Он завершился на восточном побережье Мраморного моря , где военно-морская верфь Гёльджюк . расположена : 108  [8] [16] [5] Начальник военно-морского штаба адмирал С.М. Ахсан организовал необходимое переоснащение Гази компьютеров как (KSEW ) на верфи и машиностроительном заводе Карачи с помощью местной промышленности, такой DESTO . [5]

Во время своего подводного кругосветного плавания она ненадолго остановилась в Момбасе , Кения, для дозаправки, а также в Мапуту , Мозамбик, прежде чем нанести прощальный визит в Саймонс-Таун , Южная Африка. [5] Пройдя мыс Доброй Надежды , он сделал еще одну остановку в Луанде , Ангола, для запаса продовольствия и продолжил свое путешествие в сторону Западной Европы с остановкой в ​​Тулоне , Франция, где его встретил французский флот . [5] Ее последняя остановка была в Измире в Турции, и она продолжила путь под водой через восточное побережье Мраморного моря , чтобы причалить к военно-морской верфи Гельджюк , которая была единственным объектом для модернизации Tench компьютеров класса и другого электромеханического оборудования. [5] Ей потребовалось два месяца, чтобы совершить кругосветное плавание по Африке и Европе. [5]

Сообщается, что переоборудование и в середине срока службы модернизация ее военных компьютеров обошлись в ~ долларов 1,5 миллиона долларов ( 11,1 миллиона в 2015–2016 годах ). [8] Программа началась в марте 1968 года и завершилась в апреле 1970 года, и считается, что изготовленные в США плохо приспособленные Mk.14/ Mk.10 военно-морские мины времен Второй мировой войны были куплены « тайно » из Турции. [8]

Восточный фронт индо-пакистанской войны 1971 года.

[ редактировать ]

Под командованием лейтенанта-коммандера Юсуфа Разы Гази вернулась на побережье Карачи после успешного завершения подводного кругосветного плавания над Африкой, которое было предпринято 2 апреля 1970 года для прохождения программы переоборудования и обновления своих военных компьютеров в середине срока службы. : 108  [16] [5]

В августе 1971 года ВМС Индии передали INS Vikrant свой авианосец Восточному военно-морскому командованию в Висакхапатнаме , что вынудило ВМС Пакистана скорректировать действия своих подводных лодок. [8] До 1971 года администрации Аюба было сделано несколько предложений по усилению военно-морской обороны Восточного Пакистана , но ни одно из них не было реализовано, и ВМС были не в состоянии организовать защиту от приближающихся военно-морских наступлений Индии. [41] После бегства бенгальских офицеров и моряков ВМС Пакистана в Индию Восточное командование (Пакистан) оказалось под сильным давлением с целью противодействия повстанцам и наступлению индийской армии в сторону Восточного Пакистана на трех фронтах. [41] Администрация Яхьи настаивала на попытке ВМФ усилить военно-морскую оборону Востока, в то время как штаб ВМФ возражал против идеи размещения Гази в условиях полного отсутствия морского порта, отклоняясь от своего первоначального плана. [41] Многие старшие командиры считали, что развертывание « Гази» было очень опасно и невозможно добиться, отправив устаревшую подводную лодку в тыл врага, но развертывание произошло, когда стало очевидно, что война неизбежна. [41]

До своего развертывания у Гази продолжали случаться сбои в оборудовании и, как сообщается, у него были проблемы со старением. Поскольку это была единственная подводная лодка ВМС Пакистана, имевшая дальность действия и возможности для проведения операций в отдаленных водах, контролируемых Индией, «Гази» был задействован для уничтожения или повреждения «Викранта» . [44] 14 ноября 1971 года он спокойно проплыл 3000 миль (4800 км) вокруг Индийского полуострова от Аравийского моря до Бенгальского залива под командованием Зафара Мухаммеда, который впервые командовал подводной лодкой, с 10 офицерами и 82 матросами. [8] [41] Перед Гази стояла двойная миссия: основная цель заключалась в том, чтобы найти и потопить Викрант , а вторая - заминировать восточное побережье Индии, что должно было быть выполнено независимо от выполнения первой. [8]

Еще одной проблемой, с которой столкнулась PNS Ghazi, были плохие условия технического обслуживания в Читтагонг порту в Восточном Пакистане . [45]

Загадочное затопление «Гази» произошло 4 декабря 1971 года во время поисков Викранта и/или во время постановки мин в порту Вишакхапатнам в Бенгальском заливе. [44] Причина затопления до сих пор неизвестна, а индийские и пакистанские источники придерживаются разных точек зрения.

16 ноября она связалась со штабом ВМФ, и командующий Хан нанес на карту координаты , согласно которым она находилась в 400 километрах (250 миль) от Бомбея . : 82  [46] 19 ноября он отправился в Шри-Ланку и 20 ноября 1971 года вошел в Бенгальский залив. : 82  [46] Примерно в это же время в соответствии с инструкциями были открыты совершенно секретные охота за INS Vikrant файлы, и 23 ноября началась , и PNS Ghazi направилась в Мадрас , где, как сообщается, находился индийский авианосец, но она опоздала на 10 дней, и INS Vikrant теперь действительно где-то находился. недалеко от Андаманских островов . : 82  [46] [47] Не сумев обнаружить цель, командиры ПНС разочаровались Гази в своей охоте за Викрантом и повернули обратно в Вишакхапатнам, чтобы начать закладку мин у гавани, будучи уверенными, что это нанесет удар по INS Викрант или, по крайней мере, закупорит силы ВМС Индии. тяжелые подразделения сосредоточились на этой крупной военно-морской базе Индии в ночь со 2 на 3 декабря 1971 года». [41]

1 декабря 1971 года вице-адмирал Нилаканта Кришнан проинформировал капитана Индера Сингха, командира INS Rajput , о том, что пакистанская подводная лодка была замечена у побережья Шри-Ланки, и был абсолютно уверен, что подводная лодка будет где-то в районе Мадраса или Вишакхапатнама. [48] Он дал понять, что как только INS Rajput завершит дозаправку, она должна покинуть гавань с выключенными всеми навигационными средствами. [48]

По утверждениям Индии, в 23:40 3 декабря 1971 года, взяв на борт пилота, INS Rajput двинулся через канал к выходу из Вишакхапатнама. [48] [49]

В полночь, вскоре после прохождения входного буя, наблюдатель правого борта сообщил о буруне на поверхности воды прямо на носу. По заявлениям ВМС Индии, капитан Сингх на полном ходу изменил курс через указанную точку и приказал сбросить две глубинные бомбы, что и было выполнено. [48] Взрывы были «ошеломляющими», и Раджпут получил серьезное сотрясение мозга. Однако видимых результатов эта атака не дала. [48] INS Rajput некоторое время обследовала район сброса бомб, больше не обнаружила никаких контактов — ни визуальных, ни акустических. Через несколько минут эсминец продолжил путь к побережью Восточного Пакистана (ныне Бангладеш ). [48] [49]

В ночь с 4 на 5 декабря 1971 года «Гази» затонул со всеми находившимися на борту 93 военнослужащими (11 офицеров и 82 рядовых). [50] ) при загадочных обстоятельствах : 157  [44] [51] у побережья Висакхапатнама, что позволило ВМС Индии осуществить военно-морскую блокаду Восточного Пакистана. : 157  [51]

Разведка и обман

[ редактировать ]

По словам директора индийского ДНР контр-адмирала Михира К. Роя, существовании Гази о стало известно, когда был перехвачен сигнал, адресованный военно-морским властям в Читтагонге , с запросом информации о смазочном масле, используемом только на подводных лодках и тральщиках . [44] [52]

Разведка ВМС Индии выследила Гази под кодовым именем Кали Деви . [4] и ВМС Индии начали понимать, что пакистанцам неизбежно придется отправить свою подводную лодку «Гази» в Бенгальский залив как единственный корабль, который может действовать в этих водах. [4]

Вице-адмирал Нилаканта Кришнан Восточного военно-морского командования утверждал, что было ясно, что Пакистан разместил бы Гази в Бенгальском заливе, и частью его плана была попытка потопить индийский авианосец « Викрант» . [8] Одновременно были предприняты согласованные действия по распространению дезинформации, призванной ввести противника в заблуждение относительно истинного местонахождения авианосца и укрепить уверенность в том, что авианосец базируется в Вишакхапатнаме. [8] [48] В частности, D 41 Rajput было приказано двигаться из Вишакхапатнама в Мадрас, посылая сигналы, как если бы это был « Викрант» .

Все эти действия, очевидно, увенчались успехом в обмане Гази , когда 25 ноября 1971 года штаб ВМС связался с Гази и заявил: «Информация указывает на авианосец в порту». [49]

Последствия

[ редактировать ]

26 ноября 1971 года Гази должен был связаться со штаб-квартирой ВМФ, чтобы представить отчет о своей миссии, но не связался со своей базой. [53] Штаб ВМФ неоднократно предпринимал отчаянные усилия, чтобы установить связь, и беспокойство по мере того, как проходили дни по поводу ее возвращения на базу, росло. [53] Еще до начала военных действий на море командование начало беспокоиться о судьбе Гази , но высшее командование штаба ВМФ ответило своим младшим офицерам, что отсутствие связи с подводной лодкой можно объяснить несколькими причинами. [53]

9 декабря ВМС Индии выступили с заявлением о судьбе Гази. Первые сведения о судьбе Гази в появились, когда было перехвачено сообщение из индийского штаба, в котором утверждалось, что Гази затонул ночь на 3 декабря. [53] Индийский штаб опубликовал это заявление за несколько часов до гибели INS Khukri и до начала второго ракетного удара по порту Карачи. [53]

Индийская версия

[ редактировать ]

После прекращения огня в 1971 году правительство Индии провело расследование инцидента и сразу же заявило, что подводная лодка была затоплена в результате серии маневров ВМС Индии. [53] Спасательное судно подводной лодки INS Karanj было отправлено на проверку обломков, а позже Индия построила « Мемориал Победы на море » на побережье недалеко от места, где Гази . затонул [54] Индия отдает должное INS Rajput за потопление Гази , и ее команда была удостоена наград за доблесть за это событие, но фактические детали Гази затопления остались неясными, поскольку вскоре после войны начали появляться новые версии. [2]

Утверждение о потоплении Гази стало центром споров между индийскими авторами, поставив под сомнение их теории загадочного затопления подводной лодки. [53] Коммодор Ранджит Рой показал, что «на пляже были слышны очень громкие взрывы, дошедшие из-под воды». [53] Коммодор Рой также пришел к выводу, что «... в то время, как был затоплен « Гази» , оставалось неясным, как и сегодня». [53]

Официальная история ВМС Индии «Переход к триумфу» , автором которой является отставной вице-адмирал Г.М. Хиранандани , дает исчерпывающий отчет о затоплении «Гази» . Он процитировал данные военно-морских сил и высокопоставленных военно-морских чиновников, которые командовали операциями на восточном побережье, которые заявили, что INS Rajput была отправлена ​​​​из Вишакхапатнама, чтобы выследить Гази . В книге также отмечается, что время сброса зарядов, взрыв, который услышали жители Вишакхапатнама, и взрыв часов, найденных в Гази , совпадали. [55] Однако адмирал Хиранандани утверждал, что на подводной лодке почти наверняка произошел внутренний взрыв, но его причины спорны. [27]

Адмирал Индии Рой заявил: «Теории, выдвинутые ранее некоторыми, кто не знал о хитрости ( попытке обмануть врага в военное время), приведшей к затоплению первой подводной лодки в Индийском океане, вызвали ухмылку внутри нас самих. (Индийская) военно-морская служба за операцию, которая вместо этого заслужила Браво Зулу (поднятие флага за «Молодец»)». [52]

Адмирал С.М. Нанда , начальник военно-морского штаба ВМС Индии во время конфликта, заявил: «В узких каналах корабли во время чрезвычайной ситуации или войны всегда забрасывают вокруг себя глубинные бомбы для сдерживания подводных лодок. Одна из них, вероятно, попала в « Гази» . взрыв был, но никто не знал, в чем дело, пока рыбак не нашел спасательный жилет». [56]

В 2003 году ВМС Индии снова отправили своих водолазов, чтобы они пропустили расследование, и водолазы обнаружили некоторые предметы, включая военные журналы , официальные резервные записи с ее компьютеров и файлы миссий, которые были отправлены Восточному военно-морскому командованию ВМС Индии. Водолазы, изучавшие обломки, подтвердили, что на подводной лодке произошел внутренний взрыв, в результате которого подорвались мины и торпеды. [57] Другая теория предполагает взрыв газообразного водорода , который накопился внутри подводной лодки, когда ее батареи заряжались под водой. [27]

В 2010 году генерал-лейтенант Дж. Ф.Р. Джейкоб Восточного командования упомянул в статье, что « Гази был уничтожен в результате аварии, в которой не участвовали ВМС Индии . Было много мнений со стороны авторов индийской стороны, которые также разделяли этот скептицизм в отношении Официальная позиция ВМС Индии». [58] Джейкоб также заявил в статье, что ВМС Индии не имели никакой информации о затоплении Гази , пока на следующий день им не сообщили местные рыбаки. [30]

В 2010 году сообщалось, что ВМС Индии уничтожили все записи о затоплении подводной лодки «Гази» . [28] [29] [30] Вице-адмирал Г.М. Хиранандани , которому было поручено написать официальную историю военно-морского флота, сказал, что ему не удалось получить какие-либо старые файлы, касающиеся затопления Гази . [59] Один из отставных военно-морских офицеров, участвовавший в боевых действиях в 1971 году, сказал, что уничтожение документов Гази и армейских документов в Калькутте свидетельствует о многих случаях, когда военная история Индии была намеренно фальсифицирована. Далее он заявил: «У нас достаточно героев. В тумане войны могло быть создано множество мифов и ложных героев, а многие честные остались невоспетыми». [6]

В 2011 году бывший командующий военно-морскими силами Индии адмирал Арун Пракаш процитировал на конференции по национальной безопасности, что [ Гази ] затонул при загадочных обстоятельствах, «а не по вине INS Rajput , как первоначально утверждалось». [60] [61] Позже в 2021 году Паркаш опубликовал в индийских СМИ статью, в которой заявил, что PNS Ghazi затонула из-за внутреннего взрыва. [62]

Пакистанские военные надзоры

[ редактировать ]
Вид сбоку на торпеды Mk.14 , развернутые в Гази

В 1972 году Комиссия Хамудура Рахмана (КПЧ) так и не провела расследования этого инцидента, несмотря на то, что она была создана для оценки военных и политических неудач страны в войне 1971 года. [63]

И только 10 февраля 1972 года инцидент был официально признан правительством Пакистана , а тогдашний президент Зульфикар Бхутто встретился с скорбящими семьями и близкими офицеров и матросов, служивших в Гази , и сказал им, что они, возможно, все погибли в результате этого инцидента, поскольку многие члены убитых семей настаивали на репатриации правительству Пакистана , сохраняя надежду на то, что они, возможно, выжили и были спасены Индией. [53]

Военно -морская разведка провела собственное расследование, и ее военные надзорные органы установили, что Гази затонул, когда заложенные им мины случайно взорвались. [64] Пакистанские военные не обратили внимания на этот инцидент не сразу. Вместо этого военно-морской разведке потребовалось время, чтобы завершить расследование, которое продолжалось несколько лет. [8] На протяжении десятилетий военные оплошности оставались скрытыми и не были известны общественности до 1990-х годов , когда ВМФ объявил о завершении расследования этого инцидента. [8] [41] После этого объявления Пакистан обратился к проблемам, связанным с электромеханическими сбоями, компьютерными проблемами и «круговым глубоким ходом» торпед Mk.14 после запуска с стреляющего корабля. [8]

Пакистан никогда не принимал теорию ВМС Индии, но предоставил альтернативную версию этой катастрофы, основанную на исследованиях торпед Mark 14 и другой старинной военной техники, установленной в Гази . [8] способствовали две вероятные причины Согласно расследованию ВМС Пакистана, этому происшествию :

Другая теория иностранных экспертов, которую также поддерживает Пакистан, заключается в том, что взрывные ударные волны от одной из глубинных бомб привели в действие торпеды и мины (некоторые из которых, возможно, были подготовлены к установке), хранившиеся на борту подводной лодки. [48] [53] возражал Штаб ВМС : сам Гази мог случайно пройти над минами во время операций по постановке мин; патрулирование индийских судов или индийские глубинные бомбы также могли привести к срабатыванию счетного механизма одной или нескольких мин. [53] Достоверности этой истории добавляет более позднее открытие, сделанное водолазами индийской береговой охраны в 2003 году, о том, что поврежденные части подводной лодки были вывернуты наизнанку. [48] [67]

Судя по информации, полученной в ходе расследования, проведенного по причинам гибели американской подводной лодки USS Cochino , возможно, что свинцово-кислотная батарея выделяла взрывоопасный водород во время зарядки под водой. [68] : 215  Отныне газообразный водород, если его не удалить должным образом, мог накопиться во взрывоопасной концентрации. [68] : 215 

Кроме того, расследование NI также выявило использование «Гази» , когда было указано, что нет никаких признаков того, что экипаж «Гази» когда-либо тренировался с минами, и большая часть его экипажа, включая командира, были относительно новичками в подводной лодке такого масштаба. такого типа развертывания. [8] В отличие от службы ВМС США , которая ограничивала личный состав 81 человеком, экипаж «Гази » составлял около 93 человек, награда « Звезда мужества » признавала, что на борту лодки во время ее затопления находилось 12 дополнительных человек. [69] Увеличение общего состава субмарин создаст нагрузку на логистические возможности патруля, поскольку сокращает его продолжительность.

В 2006 году Пакистан, ссылаясь на свои доказательства, отверг утверждение Индии о затоплении Гази и назвал эти утверждения «ложными и совершенно абсурдными». [3]

Нейтральные свидетели и оценки

[ редактировать ]

Независимые показания дает египетский военно-морской офицер, который в то время служил на египетской подводной лодке, проходившей ремонт в гавани. Он подтвердил факт мощного взрыва в районе гавани поздно вечером. Как сообщил этот офицер, в то время за пределами гавани не было никаких военных кораблей, и только примерно через час после взрыва было замечено, как два индийских военных корабля покинули гавань. [70] [71]

Некоторые независимые писатели и исследователи утверждали, что Гази был загадочным образом потоплен не только двумя глубинными бомбами. Гази мог затонуть либо в результате взрыва водорода, произошедшего при зарядке батарей, либо в результате взрыва мины, либо либо в результате удара о морское дно при попытке чтобы избежать глубинной бомбы, выпущенной INS Rajput . [8] [27] [4]

В 2012 году пакистанские журналисты-расследователи из The Express Tribune , которые были связаны с Express News USA , базирующейся в Вашингтоне, округ Колумбия, смогли связаться с бывшими членами экипажа ВМС США , вышедшими на пенсию и ныне престарелыми, которым было разрешено изучить гидролокационные изображения. и зарисовки затонувшего судна, где они считали, что: «взрыв в переднем торпедном отсеке (FTR) уничтожил «Гази». [58] Эту точку зрения разделяет и индийский журналист Сандип Уннитан, специализирующийся на военном и стратегическом анализе. [58] [72]

Восстановление затонувшего судна

[ редактировать ]

В 1972 году и США, и Советский Союз предложили поднять подводную лодку на поверхность за их счет. [52] Однако правительство Индии отклонило эти предложения и позволило подводной лодке еще глубже погрузиться в ил у фарватерного буя Вишакхапатнама. [52]

ВМС Индии В 2003 году водолазы извлекли из подводной лодки несколько предметов и подняли на поверхность шесть тел пакистанских военнослужащих. [27] Все шесть военнослужащих были почетно похоронены ВМС Индии. Обнаруженными предметами были резервные записи радиолокационных компьютеров, военные журналы, разбитое лобовое стекло , совершенно секретные файлы, а также одно из тел старшины - инженера-механика (POME), который крепко сжимал в кулаке гаечный ключ. [27] У другого моряка в кармане было письмо, написанное на урду его невесте . [27]

В 2003 году ВМС Индии опубликовали дополнительные фотографии судна. [27]

Наследие

[ редактировать ]

В памяти

[ редактировать ]

В 1972 году Гази удостоило и ее обслуживающих офицеров, а также членов экипажа награды за доблесть . правительство Пакистана [7] [73] После войны президент Ричард Никсон простил оставшийся долг Гази Пакистану, когда адмирал ВМС США адмирал Эльмо ​​Зумвалт посетил адмирала Мохаммеда Шарифа в Калькутте в 1972 году. : 219–226  [52] Кроме того, она оставалась первой и на сегодняшний день единственной подводной лодкой постройки США, служившей в ВМС Пакистана, хотя в последующие годы только надводные военные корабли за счет передач из Соединенных Штатов приобретались , поскольку Пакистан работал над созданием собственных долговременных кораблей. Подводные лодки дальнего действия Agosta 90B , полученные благодаря передаче технологий из Франции. [74]

На военно-морской верфи в Карачи был построен «Памятник Гази», чтобы увековечить память подводной лодки и ее 93 человек. [69] В 1974 году в память о командующем Зафаре Мухаммад-хане была сдана в эксплуатацию и построена военно-морская база ПНС Зафар , которая сейчас служит штабом Северного военно-морского командования . [69] В 1975 году ВМС приобрели «Альбакора» подводную лодку класса у ВМС Португалии и назвали ее «Гази» (S-134) в память о ПНС « Гази» . [75]

Ее гибель ВМС Пакистана в результате аварии стала переломным моментом и значительным событием, побудившим инженерно-технические силы ВМС реализовать строгую программу безопасности подводных лодок. [53]

В 1998 году Межслужба по связям с общественностью продюсировала и выпустила фильм , «Гази Шахид» в котором Шаббир Джан играл главную роль в роли командира Гази , а Миши Хан - в роли жены командира; Фильм основан на событиях, связанных с Гази миссией и жизнью людей, служивших в Гази . [76] Другой фильм , «Нерассказанные истории: Гази и Хангор», был спонсирован и выпущен ISPR в память о Гази и ее команде во время их миссий в 1971 году. [73] В 2017 году по мотивам этой атаки подводной лодки был снят индийский фильм под названием «Атака Гази» .

В 2016 году был введен в эксплуатацию ПНС Хамид , где была удостоена чести Гази и является тезкой ее первого офицера , лейтенанта-коммандера. Первез Хамид. [77]

Известные командиры

[ редактировать ]

Почести и награды

[ редактировать ]
Ситара-э-Джурат
(Награжден в 1965 и 1971 гг.)
Цитата президента
(Цитата в 1965 г.)
Тамга-и-Джурат
(Награжден в 1965 г.)
Меч Чести
(Награжден в 1965 г.)
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . стр. 285–304. ISBN  1-55750-263-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бауэр, К. Джек; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 280–282. ISBN  0-313-26202-0 .
  3. ^ Jump up to: а б Штатный автор (24 декабря 2006 г.). «Индия не топила Гази: командующий Пакистаном – Times of India» . Таймс оф Индия . Таймс оф Индия, 2006. Таймс оф Индия. Архивировано из оригинала 4 апреля 2017 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Хан, командир Азам. «Морская осведомленность и ВМС Пакистана» . www.defencejournal.com . Оборонный журнал, Азам. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тасним, вице-адмирал Ахмед (май 2001 г.). «Вспоминая наших воинов – вице-адмирал Тасним» . www.defencejournal.com . Вице-адмирал А. Тасним, Defense Journal. Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 17 ноября 2016 г.
  6. ^ Jump up to: а б с «Сейчас нет записей о потоплении пакистанской подводной лодки в 1971 году» . Времена Индии . Проверено 12 мая 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б Шаббир, Усман. «Список награжденных за доблесть - офицеров ПН / старших офицеров полиции / моряков «Военный консорциум PakDef» . pakdef.org . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Вторая мировая война после Второй мировой войны (24 декабря 2015 г.). «Последний рейс ПНС Гази 1971 год» . Вторая мировая войнапосле Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 19 ноября 2016 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Подводные лодки США в 1945 году, стр. 305–311.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Бауэр, К. Джек ; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 275–282. ISBN  978-0-313-26202-9 .
  11. ^ Подводные лодки США до 1945 года, стр. 261–263.
  12. ^ Подводные лодки США до 1945 г., стр. 305–311.
  13. ^ «ПНС/М Гази: Офицеры и рядовые» . pakdef.org . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
  14. ^ Шаббир, Умань. «ПНС/М Гази (С-130)» . Военный консорциум PakDef. Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
  15. ^ Карим, Афсир (1996). «Ранние годы» (гугл книги) . Индийско-пакистанские отношения: точки зрения, 1989–1996 гг . Издательство Лансер. ISBN  9781897829233 . Проверено 18 ноября 2016 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д Хиранандани, генеральный директор (2000). «Программа подводных лодок ВМС Пакистана» (Google книги) . Переход к триумфу: история ВМС Индии, 1965–1975 гг . Издательство Лансер. ISBN  9781897829721 . Проверено 18 ноября 2016 г.
  17. ^ Тилль, Джеффри (2004). Морская мощь: Путеводитель по двадцать первому веку . Великобритания: Издательство Фрэнка Каста. п. 179. ИСБН  0-7146-8436-8 . Проверено 28 мая 2010 г.
  18. ^ «ОЦЕНКА УЩЕРБА [ так в оригинале ] - ИНДО-ПАК МОРСКАЯ ВОЙНА 1971 ГОДА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2010 года . Проверено 20 июня 2010 г.
  19. ^ «Rediff On The NeT: Конец эпохи: последнее прощание INS Vikrant» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
  20. ^ «The Sunday Tribune – Spectrum – Передовая статья» . Tribuneindia.com. Архивировано из оригинала 16 января 2012 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
  21. ^ «Висакхапатнам: затонувшая пакистанская подводная лодка «Гази» — загадка» . 24 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 18 февраля 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
  22. ^ Бхаттачарджи, Сумит (25 января 2016 г.). «От небольшого заставы до крупного командования» . Индус – через www.thehindu.com.
  23. ^ Seapower: Путеводитель по двадцать первому веку Джеффри Тилла
  24. ^ Джонсон, Кен. «ПНС Гази» (PDF) . Hooter Hilites (декабрь 2007 г.): 6. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 23 января 2015 г.
  25. ^ Джозеф, Джози (12 мая 2010 г.). «Сейчас нет никаких записей о том, что ВМС США потопили пакистанскую подводную лодку в 1971 году» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 28 мая 2010 г. Пакистанские власти утверждают, что подводная лодка затонула либо из-за внутреннего взрыва, либо из-за случайного взрыва мины, которую сама подводная лодка заложила в районе гавани Визаг.
  26. ^ «Правда о том, что ВМС «затопили» Гази» . Сайт Sify News . 25 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2010 года . Проверено 29 мая 2010 г. Однако после войны команды водолазов подтвердили, что Гази затонул в результате внутреннего взрыва.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уннитан, Сандип (26 января 2004 г.). «Новые фотографии пакистанской подводной лодки «Гази» 1971 года возобновили дискуссию о причине взрыва на судне» . Индия сегодня, 2003. Индия сегодня. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
  28. ^ Jump up to: а б Воины волн - Express Tribune
  29. ^ Jump up to: а б Реальная история подводной лодки PNS Ghazi и тайна ее затопления — Economic Times
  30. ^ Jump up to: а б с Атака Гази: почему Индия уничтожила записи об одной из своих величайших военно-морских побед - Indian Defense News
  31. ^ «Что случилось с пакистанской подводной лодкой, вдохновившей на создание фильма «Атака Гази»?» . Архивировано из оригинала 27 января 2017 года . Проверено 27 января 2017 г. Первоначально снятый на телугу, а позже, благодаря хорошим кассовым сборам, этот фильм был дублирован на несколько других индийских языков.
  32. ^ Джеффри Тилл (21 февраля 2013 г.). Морская мощь: Путеводитель по XXI веку . Рутледж. п. 171. ИСБН  978-1-136-25555-7 .
  33. ^ Jump up to: а б с д «USS DIABLO (SS-479) Развертывание и история» . Бортовой номер . Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
  34. ^ «Диабло (SS-479) ВМС США — Американская подводная лодка класса «Тенч» — Военные корабли союзников Второй мировой войны — uboat.net» . uboat.net . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
  35. ^ Jump up to: а б с «ВместеМыСлужили – объединяя моряков ВМС США» . navy.togetherweserved.com . ВместеМыСлужили -. Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
  36. ^ Jump up to: а б с «Военный корабль США Диабло SS-497» . www.historycentral.com . Военный корабль США Диабло SS-497. Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
  37. ^ Jump up to: а б с Сагар, Кришна Чандра (1997). «Дьявол не может быть защитником веры» (гугл книги) . Война близнецов . Северный книжный центр. ISBN  9788172110826 . Проверено 20 ноября 2016 г.
  38. ^ Смолинский, Майк. «Следы USS Diablo в Индексе фотографий подводных лодок» . www.navsource.org . Индекс фотографий подводных лодок. Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж Голдрик, Джеймс (1997). Нет простых ответов: развитие военно-морских сил Индии, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки, 1945–1996 гг . Издательство Лансер. ISBN  9781897829028 . Проверено 19 ноября 2016 г.
  40. ^ Диттмер, Лоуэлл (8 апреля 2015 г.). Дилемма ядерной безопасности Южной Азии: Индия, Пакистан и Китай: Индия, Пакистан и Китай . Рутледж. ISBN  9781317459552 . Проверено 19 ноября 2016 г.
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Усман, Тарик. «Гази, бросивший вызов индийскому флоту» . pakdef.org . Военный консорциум PakDef. Архивировано из оригинала 8 марта 2017 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
  42. ^ Jump up to: а б Кардосо, генерал-майор Ян (декабрь 2006 г.). Затопление INS Khukri: истории выживших Роли Букс Прайвит Лимитед. ISBN  9789351940999 . Проверено 19 ноября 2016 г.
  43. ^ Рой, Михир К. (1995). Война в Индийском океане Издательство Лансер. стр. 100-1 83–85. ISBN  978-1-897829-11-0 . Проверено 8 ноября 2011 г.
  44. ^ Jump up to: а б с д Тилль, Джеффри (2004). Морская мощь: путеводитель по двадцать первому веку. Великобритания: Издательство Фрэнка Касса. п. 179. ISBN   0-7146-8436-8 . Проверено 28 мая 2010 г.
  45. ^ «Реальная история подводной лодки PNS Ghazi и тайна ее затопления - Оглядываясь назад» .
  46. ^ Jump up to: а б с Закария, Рафия (2016). Жена наверху: интимная история Пакистана . Маяк Пресс. ISBN  9780807080467 . Проверено 20 ноября 2016 г.
  47. ^ В поисках свободы: Война 1971 года – Личные отчеты солдат из Индии и Бангладеш . Издательство Блумсбери. 22 августа 2016 г. ISBN  9789386141668 . Проверено 20 ноября 2016 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Монитор Бхарата Ракшака: Том 4 (2) сентябрь – октябрь 2001 г.» . Бхарат-ракшак.com. Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
  49. ^ Jump up to: а б с "Войны, история, факты. Альманах" . Almanacwhf.ru. Archived from the original on 1 February 2012 . Retrieved 16 December 2011 .
  50. ^ «ПНС/М Гази: Офицеры и рядовые» . pakdef.org . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
  51. ^ Jump up to: а б Тилль, Джеффри (2004). Морская мощь: Путеводитель по XXI веку . Психология Пресс. ISBN  9780714655420 . Проверено 20 ноября 2016 г.
  52. ^ Jump up to: а б с д и Михир К. Рой (1995) Война в Индийском океане, Spantech & Lancer. ISBN   978-1-897829-11-0
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шаббир, Усман. «Операции в Бенгальском заливе: потеря PNS/M Ghazi «Военный консорциум PakDef» . pakdef.org . Усман Шаббир, потеря Гази. Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
  54. ^ «Мемориал Победы на море в Визаге» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года.
  55. ^ Вице-адмирал (в отставке) Г.М. Хиранандани, Переход к триумфу: ВМС Индии 1965–1975 . ISBN   1-897829-72-8
  56. ^ Сенгупта, Рамананда (22 января 2007 г.). «Интервью Rediff/адмирал С.М. Нанда (в отставке) «Хотят ли США войны с Индией?» " . Интервью . Индия: Редифф. Архивировано из оригинала 25 октября 2010 года . Проверено 26 марта 2010 г.
  57. ^ Трилочан Сингх Трун (21 июля 2002 г.). «Военно-морские музеи дают представление о морской истории» . Трибуна . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 16 мая 2007 г.
  58. ^ Jump up to: а б с Мулки, Мухаммад Абид (27 мая 2012 г.). «Воины волн» . «Экспресс Трибьюн» . Пакистан: Экспресс Трибьюн. Архивировано из оригинала 24 ноября 2016 года . Проверено 23 ноября 2016 г.
  59. ^ «Теперь нет никаких записей о том, что ВМС потопили пакистанскую подводную лодку в 1971 году | Новости Индии – Times of India» . Таймс оф Индия . 12 мая 2010 г.
  60. ^ «Гази затонул из-за внутреннего взрыва: экс-главнокомандующий ВМФ» . Новости X. Новости X. 14 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2016 г. . Проверено 23 ноября 2016 г.
  61. Во время войны 1971 года Pak Sub затонула по «неизвестным причинам»: бывший глава ВМС — Indian Express
  62. От Карачи до Бенгальского залива: как ВМС Индии сыграли звездную роль в войне 1971 года — The Wire
  63. ^ «Отчет комиссии Хамудура Рахмана» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2012 года . Проверено 19 июля 2013 г.
  64. ^ Jump up to: а б ИСПР ВМФ. «Официальный сайт ВМС Пакистана» . www.paknavy.gov.pk . Расследования ВМФ ISPR. Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
  65. Это событие было показано в телефильме « Гази Шахид» в 1998 году, во время кульминации сценария.
  66. ^ «ПНС Гази Шахид – Последние кадры» . Ежедневное движение . ВМС Пакистана. 9 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 23 ноября 2016 г.
  67. ^ Переход к триумфу: история ВМС Индии, 1965–1975 гг. Г. М. Хиранандани.
  68. ^ Jump up to: а б Крэйвен, Джон (2001). «Охота за красным сентябрем: Повесть о двух подводных лодках» . Тихая война: битва под водой времен холодной войны . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 198–222 . ISBN  0-684-87213-7 .
  69. ^ Jump up to: а б с Шаббир, Усман. «Их имя живёт во веки веков» Военный консорциум PakDef» . pakdef.org . Усман Шаббир, PakDef. Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
  70. ^ «Атака Гази» Санкальпа Редди: что нужно знать о подводной войне между Индией и Пакистаном - Indian Express
  71. ^ Джонсон, Кен. «ПНС Гази» (PDF) . Hooter Hilites (декабрь 2007 г.): 6. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 23 января 2015 г.
  72. ^ «Атака Гази: все, что вам нужно знать о ПНС Гази» . 16 февраля 2017 г.
  73. ^ Jump up to: а б ИСПР ВМФ (14 августа 2015 г.). «Нерассказанные истории о PNS Ghazi и PNS Hangor - Video Dailymotion» . Ежедневное движение . ИСПР ВМФ. Архивировано из оригинала 22 ноября 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
  74. ^ Лоди, генерал-лейтенант СФС (январь 2000 г.). «Подводная лодка Агоста для Пакистана» . www.defencejournal.com . Оборонный журнал, генерал Лоди. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
  75. ^ См. Подводную лодку класса Альбакора.
  76. ^ «Гази Шахид» . ПТВ Классика. 13 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2018 г. Проверено 20 ноября 2016 г.
  77. ^ Надзор за ПНС Зафар
  78. ^ «Лейтенант-коммандер Гордон Грэм Мэтисон из ВМС США (USN) - Командующие военными кораблями союзников во время Второй мировой войны - uboat.net» . uboat.net .
  79. ^ Латха Шринивасан (7 января 2016 г.). «Рана Даггубати о первом индийском военно-морском фильме «Гази» и изменениях в киноиндустрии» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 3 мая 2018 г.
  80. ^ «Является ли «Раази» Алии Бхатт неофициальным приквелом к ​​«Атаке Гази» Раны Даггубати? Вот почему мы так думаем» . 15 мая 2018 г.


Общественное достояние В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c2e5bf32267c730a4323905118414a5__1719344340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/a5/9c2e5bf32267c730a4323905118414a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
PNS Ghazi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)