ПНС Гази
![]() Подводная лодка Tench класса на ВМС США службе под названием Diablo в 1964 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Военный корабль США Диабло |
Строитель | Портсмутская военно-морская верфь , Киттери , Мэн , США [1] |
Заложен | 11 августа 1944 г. [1] |
Запущен | 1 декабря 1944 г. [1] |
Введен в эксплуатацию | 31 марта 1945 г. [1] |
Выведен из эксплуатации | 1 июня 1964 г. [1] |
пораженный | 4 декабря 1971 г. [2] |
Идентификация | СС-479 |
Судьба | Передан Пакистану 1 июня 1964 г. [1] |
![]() | |
Имя | ПНС Гази |
Расходы | 1,5 миллиона долларов США (1968 г.) ( ремонта и MLU ) стоимость [8] |
Приобретенный | 1 июня 1964 г. |
Ремонт | 2 апреля 1970 г. |
Порт приписки | Военно-морская база Карачи |
Идентификация | С-130 |
Почести и награды |
|
Судьба | Пропал при неизвестных обстоятельствах с 93 сотрудниками на борту 4/5 декабря 1971 года в Бенгальском заливе на востоке Индийского океана . [3] [4] [5] [6] [7] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | ДЭПЛ класса «Линь » [2] |
Смещение | |
Длина | 311 футов 8 дюймов (95,00 м) [2] |
Луч | 27 футов 4 дюйма (8,33 м) [2] |
Черновик | максимум 17 футов (5,2 м) [2] |
Движение |
|
Скорость | |
Диапазон | 11 000 морских миль (20 000 км; 13 000 миль) на поверхности со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) [9] |
Выносливость |
|
Глубина испытания |
|
Дополнить |
|
Вооружение |
|
ПНС/М Гази (С–130) [14] (ранее USS Diablo (SS-479) ; учётное имя : Ghazi ), SJ — Tench класса дизель-электрическая подводная лодка , первая быстроходная подводная лодка в составе ВМС Пакистана . Он был арендован у ВМС США в 1963 году. [15] : 68
Она служила в ВМС США с 1945 по 1963 год и была отдана в аренду Пакистану в рамках Программы содействия безопасности (SAP) на четырехлетний срок после того, как администрация Аюба успешно провела переговоры с администрацией Кеннеди о ее закупках. [16] В 1964 году она присоединилась к ВМС Пакистана и участвовала в военных действиях на индо-пакистанских театрах военных действий в 1965 году , а затем и в войнах 1971 года . [8]
В 1968 году Гази совершил подводное кругосветное плавание по Африке и южным частям Европы через Индийский океан в Атлантический океан из-за закрытия Суэцкого канала для переоборудования и обновления в Гёльджюке , Турция. Подводная лодка могла быть вооружена до 28 торпед Mk.14 была добавлена возможность постановки мин . , а в рамках ее переоборудования [8] [5]
Начав свою деятельность в качестве единственной подводной лодки в индо-пакистанской войне 1965 года , «Гази» подводной лодкой ВМС Пакистана оставалась флагманской Индии , пока она не затонула при загадочных обстоятельствах недалеко от восточного побережья во время проведения военно-морских операций на пути к Бенгальскому заливу. [17] В то время как ВМС Индии приписывают затопление " Гази " своему эсминцу INS Rajput , [18] [19] [20] [21] [22] В отчетах и обзорах пакистанских военных говорится, что «подводная лодка затонула либо из-за внутреннего взрыва, либо из-за случайного взрыва мин, установленных подводной лодкой у гавани Вишакхапатнам». [23] [24] [25] [26] [27]
В 2010 году выяснилось, что ВМС Индии уничтожили все записи своих расследований по этому вопросу в 1980 году после индо-пакистанской войны 1971 года . [6] [28] [29] [30] Тем не менее индийские историки считают затопление Гази примечательным событием; поскольку они описали затопление как одну из «последних неразгаданных величайших загадок войны 1971 года». [27] [31] [32]
Служба в ВМС США
[ редактировать ]Diablo дальнего , быстроходная Tench действия класса подводная лодка , была спущена на воду 1 декабря 1944 года при спонсорской поддержке жены капитана ВМС США В.Д. Чаплина 31 марта 1945 года, а был лейтенант-коммандер Гордон Грэм Мэтисон ее первым командиром . [33] [34] [35] [36]
Он был единственным военным кораблем ВМС США, носившим имя Diablo означает «дьявол» , что в переводе с испанского . : 134–135 [37] На присвоенной подводной лодке и выданной нашивке знака отличия было карикатурное изображение дьявола, бегущего с торпедой в море. [38]
После ввода в эксплуатацию на Портсмутской военно-морской верфи 31 марта 1945 года «Диабло» прибыл в Перл-Харбор из Нью-Лондона , штат Коннектикут , 21 июля и отправился в свой первый военный патруль 10 августа с указанием остановиться на Сайпане для получения окончательных приказов. [36] После прекращения огня ее пункт назначения был изменен на Гуам , куда она прибыла 22 августа 1945 года. [1] В последний день месяца она отправилась в Перл-Харбор и на восточное побережье , прибыв в Нью-Йорк 11 октября, за исключением визита в Чарльстон , Южная Каролина , в октябре, где она оставалась в Нью-Йорке до 8 января 1946 года. [35]
С 15 января 1946 года по 27 апреля 1949 года «Диабло» базировался в зоне Панамского канала , участвуя в учениях флота и оказывая услуги надводным подразделениям в Карибском море . [2] С 23 августа по 2 октября 1947 года он присоединился к подводным лодкам Cutlass и Conger для имитации военного патрулирования вдоль западного побережья Южной Америки и вокруг Огненной Земли . [9] Три подводные лодки зашли в Вальпараисо , Чили, в сентябре, направляясь домой. Диабло отплыл в Ки-Уэст , штат Флорида , для учений по противолодочной борьбе с 16 ноября по 9 декабря 1947 года и действовал из Нового Орлеана , штат Луизиана , для обучения военно-морских резервистов в марте 1948 года. [9]
Диабло прибыла на военно-морскую базу Норфолк в Вирджинии , свой новый порт приписки, 5 июня 1949 года и участвовала в операции «Выпуклость» в 1951 году, чередуя тренировочные круизы с дежурством в гидролокационной школе в Ки-Уэсте. [1] В 1952 году ее портом приписки стал Нью-Лондон, и она прибыла туда 17 сентября, чтобы предоставить учебную базу для Школы подводных лодок. [33]
С 3 мая по 1 июня 1954 года она была прикреплена к Силам оперативного развития в Ки-Уэсте для испытаний нового оружия и техники. [33] Она участвовала в операции «Трамплин» в Карибском море с 21 февраля по 28 марта 1955 года и продолжала чередовать службу в Школе подводных лодок с противолодочной борьбой и учениями флота в Карибском бассейне и у берегов Бермудских островов , а также оказывать услуги Школе гидролокаторов флота и Оперативному управлению. Силы развития в Ки-Уэсте. [35] В период с февраля по апрель 1959 года он совершил круиз через Панамский канал вдоль побережий Колумбии, Эквадора, Перу и Чили для учений с военно-морскими силами Южной Америки. [33] 27 мая 1960 года он прибыл на верфь военно-морского флота Филадельфии для капитального ремонта, который продолжался до октября 1960 года. [36]
В 1962 году классификационный знак корпуса был изменен на AGSS-479 . [2]
Diablo был выведен из эксплуатации 1 июня 1964 года и в тот же день принят на вооружение ВМС Пакистана.
Награды
[ редактировать ]- Медаль за Азиатско-Тихоокеанскую кампанию
- Медаль за победу во Второй мировой войне
- Медаль за службу национальной обороны со звездой
Служба в ВМС Пакистана
[ редактировать ]
Приобретение Гази стало результатом длительных и сложных переговоров между администрациями Пакистана и США . : 57–60 [39] С 1950-х годов ВМС Пакистана стремились закупить импортные подводные лодки, сначала ведя переговоры с Королевским флотом , а затем и с ВМС США. : 58 [39]
Когда администрация Аюба улучшила отношения с администрацией Эйзенхауэра в 1960 году, Гази наконец был приобретен в рамках Программы содействия безопасности (SAP), санкционированной администрацией Кеннеди, на условиях четырехлетней аренды с возможностью продления или покупки подводной лодки впоследствии в 1963 году. [8] [5]
«Гази» стала первой подводной лодкой ВМС Южной Азии , став серьезной угрозой для ВМС Индии. [39] [40] : 60 Вопреки распространенному мнению, Ghazi технологические достижения были понижены в рейтинге и тщательно переоборудованы ее Fleet Snorkel в рамках программы Guppy на ВМС США военно -морской верфи в Филадельфии , и в основном не модернизировались, когда она поступила на службу в ВМС Пакистана. : 61 [39] Историки военно-морского флота описали Гази как безоружную «заводную мышь», используемую в тренировочных целях. : 61 [37] [39] : 135–136 Тем не менее, у ВМС Индии сразу сложилось впечатление, что это военизированная подводная лодка и обновленная подводная лодка, представляющая серьезную угрозу. : 59 [39]
Он был оснащен 14 старинными торпедами Марк-14 , которые вызвали споры и дурную славу во время Второй мировой войны . [8] 4 сентября 1964 года она прибыла на военно-морскую верфь в Карачи и присоединилась к ВМФ в качестве первой быстродействующей подводной лодки дальнего действия. [41] назвали ее Гази (буквально «Самый святой воин»). В 1964 году ВМС Пакистана : 136 [37]
Западный фронт Индо-Пакистанской войны 1965 года.
[ редактировать ]5 августа 1965 года война вспыхнула между Индией и Пакистаном в результате тайного проникновения в индийский Кашмир . Гази в то время находился под командованием тогдашнего командующего Карамата Рахмана Ниязи , который позже станет четырехзвездным адмиралом ВМФ. [41] Другими офицерами, служившими тогда в Гази, были лейтенант-коммандер Ахмед Тасним (позже получивший звание вице-адмирала ), младший лейтенант Фасих Бохари и лейтенант Зафар Мухаммад , который позже будет командовать ею в качестве командующего в 1971 году. [42]
Среди известных -морских офицеров Гази военно в 1965 году были:
- командир КР Ниязи – исполн. из Гази .
- Лейтенант-командир. Ахмед Тасним - 2-й командир. Гази
- Лейтенант-командир. Ахмад - электрик Гази Хабиб
- Лейтенант З.М. Хан – главный штурман в Гази
- S-лейтенант. Фасих Бохари - тогдашний офицер-торпедист в Гази.
Она была единственной подводной лодкой на арене конфликта, развернутой на театре военных действий , с задачей атаковать только тяжелые и крупные военные корабли ВМС Индии . [43] Она лишь помогала тактической оперативной группе под командованием коммодора С.М. Анвар , который запустил корабельную артиллерийскую батарею по радиолокационной станции ВВС Индии в Дварке , штат Гуджарат , Индия. [41] Она также искала INS Vikrant , единственный авианосец , но не обнаружила своей цели за весь конфликт. [8] 9 сентября 1965 года INS Beas предприняла неудачную атаку глубинными бомбами , пытаясь установить контакт с Гази . [8]
17 сентября 1965 года Гази вышел на надводный контакт, опознал INS Brahmaputra , выпустил три торпеды Mark 14 времен Второй мировой войны и увеличил глубину, чтобы уклониться от контратаки. [8] Согласно журналам боевых действий три отчетливых взрыва подводных лодок , примерно в то время, когда должны были поразить торпеды, были слышны , но «Брахмапутра» не была потоплена и не была поражена, поскольку военный корабль не выпустил глубинные бомбы и не обнаружил гидролокационных излучений «Гази». [8] Ни один корабль в этом районе не был потоплен или поврежден, и Гази благополучно вернулся на базу. [8]
По возвращении она получила десять военных наград, в том числе две награды Ситара-и-Джурат , одну Тамга-и-Джурат и награды президента , а также шесть Имтиази Санадов , в то время как ее командир, командир. К.Р. Ниязи был награжден Ситара-и-Джурат, а старшие офицеры были награждены Тамга-и-Джурат. [41] [42] Неизвестно, какова была цель Гази . и что представляли собой три загадочных взрыва, поскольку отчет о расследовании так и не был представлен [8]
После войны 1965–1966 годов эмбарго на поставки оружия было наложено как на Индию, так и на Пакистан, но позже оно было отменено Соединенными Штатами, строго на основе метода «наличный расчет» , поскольку Гази остро нуждался в переоборудовании. [8] В 1967 году ВМС подали заявку на продление еще одного четырехлетнего договора аренды, который был должным образом одобрен ВМС США и правительством США, но его материальное состояние и оборудование продолжали ухудшаться. : 108 [16] Затем ВМС подписали соглашение с ВМС Турции о ремонте и обновлении среднего срока эксплуатации , которое должно было проводиться в Гёльджюке в Турции – единственном объекте для обновления подводных лодок класса «Тенч» . [8]
Из-за Шестидневной войны на Ближнем Востоке Суэцкий канал был закрыт из-за Египта ВМС блокирования в 1967 году. Гази под командованием командующего Ахмеда Таснима в 1968 году был вынужден совершить подводное кругосветное плавание из Африки в Западную Европу. , который начался от побережья Карачи до мыса Доброй Надежды в Южной Африке, а затем через Атлантический океан . Он завершился на восточном побережье Мраморного моря , где военно-морская верфь Гёльджюк . расположена : 108 [8] [16] [5] Начальник военно-морского штаба адмирал С.М. Ахсан организовал необходимое переоснащение Гази компьютеров как (KSEW ) на верфи и машиностроительном заводе Карачи с помощью местной промышленности, такой DESTO . [5]
Во время своего подводного кругосветного плавания она ненадолго остановилась в Момбасе , Кения, для дозаправки, а также в Мапуту , Мозамбик, прежде чем нанести прощальный визит в Саймонс-Таун , Южная Африка. [5] Пройдя мыс Доброй Надежды , он сделал еще одну остановку в Луанде , Ангола, для запаса продовольствия и продолжил свое путешествие в сторону Западной Европы с остановкой в Тулоне , Франция, где его встретил французский флот . [5] Ее последняя остановка была в Измире в Турции, и она продолжила путь под водой через восточное побережье Мраморного моря , чтобы причалить к военно-морской верфи Гельджюк , которая была единственным объектом для модернизации Tench компьютеров класса и другого электромеханического оборудования. [5] Ей потребовалось два месяца, чтобы совершить кругосветное плавание по Африке и Европе. [5]
Сообщается, что переоборудование и в середине срока службы модернизация ее военных компьютеров обошлись в ~ долларов 1,5 миллиона долларов ( 11,1 миллиона в 2015–2016 годах ). [8] Программа началась в марте 1968 года и завершилась в апреле 1970 года, и считается, что изготовленные в США плохо приспособленные Mk.14/ Mk.10 военно-морские мины времен Второй мировой войны были куплены « тайно » из Турции. [8]
Восточный фронт индо-пакистанской войны 1971 года.
[ редактировать ]Под командованием лейтенанта-коммандера Юсуфа Разы Гази вернулась на побережье Карачи после успешного завершения подводного кругосветного плавания над Африкой, которое было предпринято 2 апреля 1970 года для прохождения программы переоборудования и обновления своих военных компьютеров в середине срока службы. : 108 [16] [5]
В августе 1971 года ВМС Индии передали INS Vikrant свой авианосец Восточному военно-морскому командованию в Висакхапатнаме , что вынудило ВМС Пакистана скорректировать действия своих подводных лодок. [8] До 1971 года администрации Аюба было сделано несколько предложений по усилению военно-морской обороны Восточного Пакистана , но ни одно из них не было реализовано, и ВМС были не в состоянии организовать защиту от приближающихся военно-морских наступлений Индии. [41] После бегства бенгальских офицеров и моряков ВМС Пакистана в Индию Восточное командование (Пакистан) оказалось под сильным давлением с целью противодействия повстанцам и наступлению индийской армии в сторону Восточного Пакистана на трех фронтах. [41] Администрация Яхьи настаивала на попытке ВМФ усилить военно-морскую оборону Востока, в то время как штаб ВМФ возражал против идеи размещения Гази в условиях полного отсутствия морского порта, отклоняясь от своего первоначального плана. [41] Многие старшие командиры считали, что развертывание « Гази» было очень опасно и невозможно добиться, отправив устаревшую подводную лодку в тыл врага, но развертывание произошло, когда стало очевидно, что война неизбежна. [41]
До своего развертывания у Гази продолжали случаться сбои в оборудовании и, как сообщается, у него были проблемы со старением. Поскольку это была единственная подводная лодка ВМС Пакистана, имевшая дальность действия и возможности для проведения операций в отдаленных водах, контролируемых Индией, «Гази» был задействован для уничтожения или повреждения «Викранта» . [44] 14 ноября 1971 года он спокойно проплыл 3000 миль (4800 км) вокруг Индийского полуострова от Аравийского моря до Бенгальского залива под командованием Зафара Мухаммеда, который впервые командовал подводной лодкой, с 10 офицерами и 82 матросами. [8] [41] Перед Гази стояла двойная миссия: основная цель заключалась в том, чтобы найти и потопить Викрант , а вторая - заминировать восточное побережье Индии, что должно было быть выполнено независимо от выполнения первой. [8]
Еще одной проблемой, с которой столкнулась PNS Ghazi, были плохие условия технического обслуживания в Читтагонг порту в Восточном Пакистане . [45]
Судьба
[ редактировать ]Загадочное затопление «Гази» произошло 4 декабря 1971 года во время поисков Викранта и/или во время постановки мин в порту Вишакхапатнам в Бенгальском заливе. [44] Причина затопления до сих пор неизвестна, а индийские и пакистанские источники придерживаются разных точек зрения.
16 ноября она связалась со штабом ВМФ, и командующий Хан нанес на карту координаты , согласно которым она находилась в 400 километрах (250 миль) от Бомбея . : 82 [46] 19 ноября он отправился в Шри-Ланку и 20 ноября 1971 года вошел в Бенгальский залив. : 82 [46] Примерно в это же время в соответствии с инструкциями были открыты совершенно секретные охота за INS Vikrant файлы, и 23 ноября началась , и PNS Ghazi направилась в Мадрас , где, как сообщается, находился индийский авианосец, но она опоздала на 10 дней, и INS Vikrant теперь действительно где-то находился. недалеко от Андаманских островов . : 82 [46] [47] Не сумев обнаружить цель, командиры ПНС разочаровались Гази в своей охоте за Викрантом и повернули обратно в Вишакхапатнам, чтобы начать закладку мин у гавани, будучи уверенными, что это нанесет удар по INS Викрант или, по крайней мере, закупорит силы ВМС Индии. тяжелые подразделения сосредоточились на этой крупной военно-морской базе Индии в ночь со 2 на 3 декабря 1971 года». [41]
1 декабря 1971 года вице-адмирал Нилаканта Кришнан проинформировал капитана Индера Сингха, командира INS Rajput , о том, что пакистанская подводная лодка была замечена у побережья Шри-Ланки, и был абсолютно уверен, что подводная лодка будет где-то в районе Мадраса или Вишакхапатнама. [48] Он дал понять, что как только INS Rajput завершит дозаправку, она должна покинуть гавань с выключенными всеми навигационными средствами. [48]
По утверждениям Индии, в 23:40 3 декабря 1971 года, взяв на борт пилота, INS Rajput двинулся через канал к выходу из Вишакхапатнама. [48] [49]
В полночь, вскоре после прохождения входного буя, наблюдатель правого борта сообщил о буруне на поверхности воды прямо на носу. По заявлениям ВМС Индии, капитан Сингх на полном ходу изменил курс через указанную точку и приказал сбросить две глубинные бомбы, что и было выполнено. [48] Взрывы были «ошеломляющими», и Раджпут получил серьезное сотрясение мозга. Однако видимых результатов эта атака не дала. [48] INS Rajput некоторое время обследовала район сброса бомб, больше не обнаружила никаких контактов — ни визуальных, ни акустических. Через несколько минут эсминец продолжил путь к побережью Восточного Пакистана (ныне Бангладеш ). [48] [49]
В ночь с 4 на 5 декабря 1971 года «Гази» затонул со всеми находившимися на борту 93 военнослужащими (11 офицеров и 82 рядовых). [50] ) при загадочных обстоятельствах : 157 [44] [51] у побережья Висакхапатнама, что позволило ВМС Индии осуществить военно-морскую блокаду Восточного Пакистана. : 157 [51]
Разведка и обман
[ редактировать ]По словам директора индийского ДНР контр-адмирала Михира К. Роя, существовании Гази о стало известно, когда был перехвачен сигнал, адресованный военно-морским властям в Читтагонге , с запросом информации о смазочном масле, используемом только на подводных лодках и тральщиках . [44] [52]
Разведка ВМС Индии выследила Гази под кодовым именем Кали Деви . [4] и ВМС Индии начали понимать, что пакистанцам неизбежно придется отправить свою подводную лодку «Гази» в Бенгальский залив как единственный корабль, который может действовать в этих водах. [4]
Вице-адмирал Нилаканта Кришнан Восточного военно-морского командования утверждал, что было ясно, что Пакистан разместил бы Гази в Бенгальском заливе, и частью его плана была попытка потопить индийский авианосец « Викрант» . [8] Одновременно были предприняты согласованные действия по распространению дезинформации, призванной ввести противника в заблуждение относительно истинного местонахождения авианосца и укрепить уверенность в том, что авианосец базируется в Вишакхапатнаме. [8] [48] В частности, D 41 Rajput было приказано двигаться из Вишакхапатнама в Мадрас, посылая сигналы, как если бы это был « Викрант» .
Все эти действия, очевидно, увенчались успехом в обмане Гази , когда 25 ноября 1971 года штаб ВМС связался с Гази и заявил: «Информация указывает на авианосец в порту». [49]
Последствия
[ редактировать ]26 ноября 1971 года Гази должен был связаться со штаб-квартирой ВМФ, чтобы представить отчет о своей миссии, но не связался со своей базой. [53] Штаб ВМФ неоднократно предпринимал отчаянные усилия, чтобы установить связь, и беспокойство по мере того, как проходили дни по поводу ее возвращения на базу, росло. [53] Еще до начала военных действий на море командование начало беспокоиться о судьбе Гази , но высшее командование штаба ВМФ ответило своим младшим офицерам, что отсутствие связи с подводной лодкой можно объяснить несколькими причинами. [53]
9 декабря ВМС Индии выступили с заявлением о судьбе Гази. Первые сведения о судьбе Гази в появились, когда было перехвачено сообщение из индийского штаба, в котором утверждалось, что Гази затонул ночь на 3 декабря. [53] Индийский штаб опубликовал это заявление за несколько часов до гибели INS Khukri и до начала второго ракетного удара по порту Карачи. [53]
Индийская версия
[ редактировать ]После прекращения огня в 1971 году правительство Индии провело расследование инцидента и сразу же заявило, что подводная лодка была затоплена в результате серии маневров ВМС Индии. [53] Спасательное судно подводной лодки INS Karanj было отправлено на проверку обломков, а позже Индия построила « Мемориал Победы на море » на побережье недалеко от места, где Гази . затонул [54] Индия отдает должное INS Rajput за потопление Гази , и ее команда была удостоена наград за доблесть за это событие, но фактические детали Гази затопления остались неясными, поскольку вскоре после войны начали появляться новые версии. [2]
Утверждение о потоплении Гази стало центром споров между индийскими авторами, поставив под сомнение их теории загадочного затопления подводной лодки. [53] Коммодор Ранджит Рой показал, что «на пляже были слышны очень громкие взрывы, дошедшие из-под воды». [53] Коммодор Рой также пришел к выводу, что «... в то время, как был затоплен « Гази» , оставалось неясным, как и сегодня». [53]
Официальная история ВМС Индии «Переход к триумфу» , автором которой является отставной вице-адмирал Г.М. Хиранандани , дает исчерпывающий отчет о затоплении «Гази» . Он процитировал данные военно-морских сил и высокопоставленных военно-морских чиновников, которые командовали операциями на восточном побережье, которые заявили, что INS Rajput была отправлена из Вишакхапатнама, чтобы выследить Гази . В книге также отмечается, что время сброса зарядов, взрыв, который услышали жители Вишакхапатнама, и взрыв часов, найденных в Гази , совпадали. [55] Однако адмирал Хиранандани утверждал, что на подводной лодке почти наверняка произошел внутренний взрыв, но его причины спорны. [27]
Адмирал Индии Рой заявил: «Теории, выдвинутые ранее некоторыми, кто не знал о хитрости ( попытке обмануть врага в военное время), приведшей к затоплению первой подводной лодки в Индийском океане, вызвали ухмылку внутри нас самих. (Индийская) военно-морская служба за операцию, которая вместо этого заслужила Браво Зулу (поднятие флага за «Молодец»)». [52]
Адмирал С.М. Нанда , начальник военно-морского штаба ВМС Индии во время конфликта, заявил: «В узких каналах корабли во время чрезвычайной ситуации или войны всегда забрасывают вокруг себя глубинные бомбы для сдерживания подводных лодок. Одна из них, вероятно, попала в « Гази» . взрыв был, но никто не знал, в чем дело, пока рыбак не нашел спасательный жилет». [56]
В 2003 году ВМС Индии снова отправили своих водолазов, чтобы они пропустили расследование, и водолазы обнаружили некоторые предметы, включая военные журналы , официальные резервные записи с ее компьютеров и файлы миссий, которые были отправлены Восточному военно-морскому командованию ВМС Индии. Водолазы, изучавшие обломки, подтвердили, что на подводной лодке произошел внутренний взрыв, в результате которого подорвались мины и торпеды. [57] Другая теория предполагает взрыв газообразного водорода , который накопился внутри подводной лодки, когда ее батареи заряжались под водой. [27]
В 2010 году генерал-лейтенант Дж. Ф.Р. Джейкоб Восточного командования упомянул в статье, что « Гази был уничтожен в результате аварии, в которой не участвовали ВМС Индии . Было много мнений со стороны авторов индийской стороны, которые также разделяли этот скептицизм в отношении Официальная позиция ВМС Индии». [58] Джейкоб также заявил в статье, что ВМС Индии не имели никакой информации о затоплении Гази , пока на следующий день им не сообщили местные рыбаки. [30]
В 2010 году сообщалось, что ВМС Индии уничтожили все записи о затоплении подводной лодки «Гази» . [28] [29] [30] Вице-адмирал Г.М. Хиранандани , которому было поручено написать официальную историю военно-морского флота, сказал, что ему не удалось получить какие-либо старые файлы, касающиеся затопления Гази . [59] Один из отставных военно-морских офицеров, участвовавший в боевых действиях в 1971 году, сказал, что уничтожение документов Гази и армейских документов в Калькутте свидетельствует о многих случаях, когда военная история Индии была намеренно фальсифицирована. Далее он заявил: «У нас достаточно героев. В тумане войны могло быть создано множество мифов и ложных героев, а многие честные остались невоспетыми». [6]
В 2011 году бывший командующий военно-морскими силами Индии адмирал Арун Пракаш процитировал на конференции по национальной безопасности, что [ Гази ] затонул при загадочных обстоятельствах, «а не по вине INS Rajput , как первоначально утверждалось». [60] [61] Позже в 2021 году Паркаш опубликовал в индийских СМИ статью, в которой заявил, что PNS Ghazi затонула из-за внутреннего взрыва. [62]
Пакистанские военные надзоры
[ редактировать ]
В 1972 году Комиссия Хамудура Рахмана (КПЧ) так и не провела расследования этого инцидента, несмотря на то, что она была создана для оценки военных и политических неудач страны в войне 1971 года. [63]
И только 10 февраля 1972 года инцидент был официально признан правительством Пакистана , а тогдашний президент Зульфикар Бхутто встретился с скорбящими семьями и близкими офицеров и матросов, служивших в Гази , и сказал им, что они, возможно, все погибли в результате этого инцидента, поскольку многие члены убитых семей настаивали на репатриации правительству Пакистана , сохраняя надежду на то, что они, возможно, выжили и были спасены Индией. [53]
Военно -морская разведка провела собственное расследование, и ее военные надзорные органы установили, что Гази затонул, когда заложенные им мины случайно взорвались. [64] Пакистанские военные не обратили внимания на этот инцидент не сразу. Вместо этого военно-морской разведке потребовалось время, чтобы завершить расследование, которое продолжалось несколько лет. [8] На протяжении десятилетий военные оплошности оставались скрытыми и не были известны общественности до 1990-х годов , когда ВМФ объявил о завершении расследования этого инцидента. [8] [41] После этого объявления Пакистан обратился к проблемам, связанным с электромеханическими сбоями, компьютерными проблемами и «круговым глубоким ходом» торпед Mk.14 после запуска с стреляющего корабля. [8]
Пакистан никогда не принимал теорию ВМС Индии, но предоставил альтернативную версию этой катастрофы, основанную на исследованиях торпед Mark 14 и другой старинной военной техники, установленной в Гази . [8] способствовали две вероятные причины Согласно расследованию ВМС Пакистана, этому происшествию :
- * Магнитный взрыватель / взрыв водорода : «Сарго» типа Свинцово-кислотная батарея может выделять избыточное количество водорода во время зарядки батарей подводной лодки, что могло привести к сильному внутреннему взрыву. [4]
- * Взрыв мины внутри подводной лодки : на это часто ссылались ВМС Пакистана, поскольку торпеды Mk.10/Mk.14 времен Второй мировой войны могли иметь глубокий «круговой» ход, не выпрямляя его после установки на предписанное значение. установка угла гироскопа и вместо этого бежать по большому кругу, возвращаясь таким образом для удара по стреляющему кораблю. [41] [64] [65] [66]
Другая теория иностранных экспертов, которую также поддерживает Пакистан, заключается в том, что взрывные ударные волны от одной из глубинных бомб привели в действие торпеды и мины (некоторые из которых, возможно, были подготовлены к установке), хранившиеся на борту подводной лодки. [48] [53] возражал Штаб ВМС : сам Гази мог случайно пройти над минами во время операций по постановке мин; патрулирование индийских судов или индийские глубинные бомбы также могли привести к срабатыванию счетного механизма одной или нескольких мин. [53] Достоверности этой истории добавляет более позднее открытие, сделанное водолазами индийской береговой охраны в 2003 году, о том, что поврежденные части подводной лодки были вывернуты наизнанку. [48] [67]
Судя по информации, полученной в ходе расследования, проведенного по причинам гибели американской подводной лодки USS Cochino , возможно, что свинцово-кислотная батарея выделяла взрывоопасный водород во время зарядки под водой. [68] : 215 Отныне газообразный водород, если его не удалить должным образом, мог накопиться во взрывоопасной концентрации. [68] : 215
Кроме того, расследование NI также выявило использование «Гази» , когда было указано, что нет никаких признаков того, что экипаж «Гази» когда-либо тренировался с минами, и большая часть его экипажа, включая командира, были относительно новичками в подводной лодке такого масштаба. такого типа развертывания. [8] В отличие от службы ВМС США , которая ограничивала личный состав 81 человеком, экипаж «Гази » составлял около 93 человек, награда « Звезда мужества » признавала, что на борту лодки во время ее затопления находилось 12 дополнительных человек. [69] Увеличение общего состава субмарин создаст нагрузку на логистические возможности патруля, поскольку сокращает его продолжительность.
В 2006 году Пакистан, ссылаясь на свои доказательства, отверг утверждение Индии о затоплении Гази и назвал эти утверждения «ложными и совершенно абсурдными». [3]
Нейтральные свидетели и оценки
[ редактировать ]Независимые показания дает египетский военно-морской офицер, который в то время служил на египетской подводной лодке, проходившей ремонт в гавани. Он подтвердил факт мощного взрыва в районе гавани поздно вечером. Как сообщил этот офицер, в то время за пределами гавани не было никаких военных кораблей, и только примерно через час после взрыва было замечено, как два индийских военных корабля покинули гавань. [70] [71]
Некоторые независимые писатели и исследователи утверждали, что Гази был загадочным образом потоплен не только двумя глубинными бомбами. Гази мог затонуть либо в результате взрыва водорода, произошедшего при зарядке батарей, либо в результате взрыва мины, либо либо в результате удара о морское дно при попытке чтобы избежать глубинной бомбы, выпущенной INS Rajput . [8] [27] [4]
В 2012 году пакистанские журналисты-расследователи из The Express Tribune , которые были связаны с Express News USA , базирующейся в Вашингтоне, округ Колумбия, смогли связаться с бывшими членами экипажа ВМС США , вышедшими на пенсию и ныне престарелыми, которым было разрешено изучить гидролокационные изображения. и зарисовки затонувшего судна, где они считали, что: «взрыв в переднем торпедном отсеке (FTR) уничтожил «Гази». [58] Эту точку зрения разделяет и индийский журналист Сандип Уннитан, специализирующийся на военном и стратегическом анализе. [58] [72]
Восстановление затонувшего судна
[ редактировать ]В 1972 году и США, и Советский Союз предложили поднять подводную лодку на поверхность за их счет. [52] Однако правительство Индии отклонило эти предложения и позволило подводной лодке еще глубже погрузиться в ил у фарватерного буя Вишакхапатнама. [52]
ВМС Индии В 2003 году водолазы извлекли из подводной лодки несколько предметов и подняли на поверхность шесть тел пакистанских военнослужащих. [27] Все шесть военнослужащих были почетно похоронены ВМС Индии. Обнаруженными предметами были резервные записи радиолокационных компьютеров, военные журналы, разбитое лобовое стекло , совершенно секретные файлы, а также одно из тел старшины - инженера-механика (POME), который крепко сжимал в кулаке гаечный ключ. [27] У другого моряка в кармане было письмо, написанное на урду его невесте . [27]
В 2003 году ВМС Индии опубликовали дополнительные фотографии судна. [27]
Наследие
[ редактировать ]В памяти
[ редактировать ]В 1972 году Гази удостоило и ее обслуживающих офицеров, а также членов экипажа награды за доблесть . правительство Пакистана [7] [73] После войны президент Ричард Никсон простил оставшийся долг Гази Пакистану, когда адмирал ВМС США адмирал Эльмо Зумвалт посетил адмирала Мохаммеда Шарифа в Калькутте в 1972 году. : 219–226 [52] Кроме того, она оставалась первой и на сегодняшний день единственной подводной лодкой постройки США, служившей в ВМС Пакистана, хотя в последующие годы только надводные военные корабли за счет передач из Соединенных Штатов приобретались , поскольку Пакистан работал над созданием собственных долговременных кораблей. Подводные лодки дальнего действия Agosta 90B , полученные благодаря передаче технологий из Франции. [74]
На военно-морской верфи в Карачи был построен «Памятник Гази», чтобы увековечить память подводной лодки и ее 93 человек. [69] В 1974 году в память о командующем Зафаре Мухаммад-хане была сдана в эксплуатацию и построена военно-морская база ПНС Зафар , которая сейчас служит штабом Северного военно-морского командования . [69] В 1975 году ВМС приобрели «Альбакора» подводную лодку класса у ВМС Португалии и назвали ее «Гази» (S-134) в память о ПНС « Гази» . [75]
Ее гибель ВМС Пакистана в результате аварии стала переломным моментом и значительным событием, побудившим инженерно-технические силы ВМС реализовать строгую программу безопасности подводных лодок. [53]
В 1998 году Межслужба по связям с общественностью продюсировала и выпустила фильм , «Гази Шахид» в котором Шаббир Джан играл главную роль в роли командира Гази , а Миши Хан - в роли жены командира; Фильм основан на событиях, связанных с Гази миссией и жизнью людей, служивших в Гази . [76] Другой фильм , «Нерассказанные истории: Гази и Хангор», был спонсирован и выпущен ISPR в память о Гази и ее команде во время их миссий в 1971 году. [73] В 2017 году по мотивам этой атаки подводной лодки был снят индийский фильм под названием «Атака Гази» .
В 2016 году был введен в эксплуатацию ПНС Хамид , где была удостоена чести Гази и является тезкой ее первого офицера , лейтенанта-коммандера. Первез Хамид. [77]
Известные командиры
[ редактировать ]- Командующий Гордон Грэм Мэтисон - офицер ВМС США и ее первый командир, командовал в 1945–1946 годах. [78]
- Командующий Карамат Рахман Ниязи - позже назначенный четырехзвездочным адмиралом , командовал с 1964 по 1966 год.
- Командир Ахмед Тасним - командир Хангора в 1971 году, а затем вице-адмирал, командовал Гази в 1966–1969 годах.
- Лейтенант-командир Юсуф Раза - командовал Гази с 1969 по 1971 год.
- Командир Зафар Мухаммад - последний командир до ее затопления в 1971 году.
Почести и награды
[ редактировать ]![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |||
Ситара-э-Джурат (Награжден в 1965 и 1971 гг.) |
Цитата президента (Цитата в 1965 г.) |
Тамга-и-Джурат (Награжден в 1965 г.) |
Меч Чести (Награжден в 1965 г.) |
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Гази Шахид» — пакистанский фильм 1996 года, описывающий путешествие подводной лодки.
- «Гази» — индийский фильм 2017 года, основанный на затоплении ПНС « Гази» . [79]
- Раази - индийский шпионский триллер 2018 года режиссера Мегны Гульзар об индийской шпионской миссии, которая предоставила разведданные о PNS Гази миссии по нападению на INS Vikrant. [80]
См. также
[ редактировать ]- Командование подводных лодок ВМС Пакистана
- ПНС Ангар
- Советская подводная лодка К-129 (1960 г.) , затонувшая 8 марта 1968 года в Тихом океане при загадочных обстоятельствах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . стр. 285–304. ISBN 1-55750-263-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бауэр, К. Джек; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 280–282. ISBN 0-313-26202-0 .
- ^ Jump up to: а б Штатный автор (24 декабря 2006 г.). «Индия не топила Гази: командующий Пакистаном – Times of India» . Таймс оф Индия . Таймс оф Индия, 2006. Таймс оф Индия. Архивировано из оригинала 4 апреля 2017 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хан, командир Азам. «Морская осведомленность и ВМС Пакистана» . www.defencejournal.com . Оборонный журнал, Азам. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Тасним, вице-адмирал Ахмед (май 2001 г.). «Вспоминая наших воинов – вице-адмирал Тасним» . www.defencejournal.com . Вице-адмирал А. Тасним, Defense Journal. Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 17 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сейчас нет записей о потоплении пакистанской подводной лодки в 1971 году» . Времена Индии . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Шаббир, Усман. «Список награжденных за доблесть - офицеров ПН / старших офицеров полиции / моряков «Военный консорциум PakDef» . pakdef.org . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Вторая мировая война после Второй мировой войны (24 декабря 2015 г.). «Последний рейс ПНС Гази 1971 год» . Вторая мировая войнапосле Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 19 ноября 2016 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Подводные лодки США в 1945 году, стр. 305–311.
- ^ Jump up to: а б с д и Бауэр, К. Джек ; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 275–282. ISBN 978-0-313-26202-9 .
- ^ Подводные лодки США до 1945 года, стр. 261–263.
- ^ Подводные лодки США до 1945 г., стр. 305–311.
- ^ «ПНС/М Гази: Офицеры и рядовые» . pakdef.org . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Шаббир, Умань. «ПНС/М Гази (С-130)» . Военный консорциум PakDef. Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Карим, Афсир (1996). «Ранние годы» (гугл книги) . Индийско-пакистанские отношения: точки зрения, 1989–1996 гг . Издательство Лансер. ISBN 9781897829233 . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хиранандани, генеральный директор (2000). «Программа подводных лодок ВМС Пакистана» (Google книги) . Переход к триумфу: история ВМС Индии, 1965–1975 гг . Издательство Лансер. ISBN 9781897829721 . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Тилль, Джеффри (2004). Морская мощь: Путеводитель по двадцать первому веку . Великобритания: Издательство Фрэнка Каста. п. 179. ИСБН 0-7146-8436-8 . Проверено 28 мая 2010 г.
- ^ «ОЦЕНКА УЩЕРБА [ так в оригинале ] - ИНДО-ПАК МОРСКАЯ ВОЙНА 1971 ГОДА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2010 года . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ «Rediff On The NeT: Конец эпохи: последнее прощание INS Vikrant» . Rediff.com . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ «The Sunday Tribune – Spectrum – Передовая статья» . Tribuneindia.com. Архивировано из оригинала 16 января 2012 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ «Висакхапатнам: затонувшая пакистанская подводная лодка «Гази» — загадка» . 24 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 18 февраля 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ Бхаттачарджи, Сумит (25 января 2016 г.). «От небольшого заставы до крупного командования» . Индус – через www.thehindu.com.
- ^ Seapower: Путеводитель по двадцать первому веку Джеффри Тилла
- ^ Джонсон, Кен. «ПНС Гази» (PDF) . Hooter Hilites (декабрь 2007 г.): 6. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ Джозеф, Джози (12 мая 2010 г.). «Сейчас нет никаких записей о том, что ВМС США потопили пакистанскую подводную лодку в 1971 году» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 28 мая 2010 г.
Пакистанские власти утверждают, что подводная лодка затонула либо из-за внутреннего взрыва, либо из-за случайного взрыва мины, которую сама подводная лодка заложила в районе гавани Визаг.
- ^ «Правда о том, что ВМС «затопили» Гази» . Сайт Sify News . 25 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2010 года . Проверено 29 мая 2010 г.
Однако после войны команды водолазов подтвердили, что Гази затонул в результате внутреннего взрыва.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уннитан, Сандип (26 января 2004 г.). «Новые фотографии пакистанской подводной лодки «Гази» 1971 года возобновили дискуссию о причине взрыва на судне» . Индия сегодня, 2003. Индия сегодня. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Воины волн - Express Tribune
- ^ Jump up to: а б Реальная история подводной лодки PNS Ghazi и тайна ее затопления — Economic Times
- ^ Jump up to: а б с Атака Гази: почему Индия уничтожила записи об одной из своих величайших военно-морских побед - Indian Defense News
- ^ «Что случилось с пакистанской подводной лодкой, вдохновившей на создание фильма «Атака Гази»?» . Архивировано из оригинала 27 января 2017 года . Проверено 27 января 2017 г. Первоначально снятый на телугу, а позже, благодаря хорошим кассовым сборам, этот фильм был дублирован на несколько других индийских языков.
- ^ Джеффри Тилл (21 февраля 2013 г.). Морская мощь: Путеводитель по XXI веку . Рутледж. п. 171. ИСБН 978-1-136-25555-7 .
- ^ Jump up to: а б с д «USS DIABLO (SS-479) Развертывание и история» . Бортовой номер . Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ «Диабло (SS-479) ВМС США — Американская подводная лодка класса «Тенч» — Военные корабли союзников Второй мировой войны — uboat.net» . uboat.net . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «ВместеМыСлужили – объединяя моряков ВМС США» . navy.togetherweserved.com . ВместеМыСлужили -. Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Военный корабль США Диабло SS-497» . www.historycentral.com . Военный корабль США Диабло SS-497. Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Сагар, Кришна Чандра (1997). «Дьявол не может быть защитником веры» (гугл книги) . Война близнецов . Северный книжный центр. ISBN 9788172110826 . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Смолинский, Майк. «Следы USS Diablo в Индексе фотографий подводных лодок» . www.navsource.org . Индекс фотографий подводных лодок. Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Голдрик, Джеймс (1997). Нет простых ответов: развитие военно-морских сил Индии, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки, 1945–1996 гг . Издательство Лансер. ISBN 9781897829028 . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Диттмер, Лоуэлл (8 апреля 2015 г.). Дилемма ядерной безопасности Южной Азии: Индия, Пакистан и Китай: Индия, Пакистан и Китай . Рутледж. ISBN 9781317459552 . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Усман, Тарик. «Гази, бросивший вызов индийскому флоту» . pakdef.org . Военный консорциум PakDef. Архивировано из оригинала 8 марта 2017 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Кардосо, генерал-майор Ян (декабрь 2006 г.). Затопление INS Khukri: истории выживших Роли Букс Прайвит Лимитед. ISBN 9789351940999 . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Рой, Михир К. (1995). Война в Индийском океане Издательство Лансер. стр. 100-1 83–85. ISBN 978-1-897829-11-0 . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тилль, Джеффри (2004). Морская мощь: путеводитель по двадцать первому веку. Великобритания: Издательство Фрэнка Касса. п. 179. ISBN 0-7146-8436-8 . Проверено 28 мая 2010 г.
- ^ «Реальная история подводной лодки PNS Ghazi и тайна ее затопления - Оглядываясь назад» .
- ^ Jump up to: а б с Закария, Рафия (2016). Жена наверху: интимная история Пакистана . Маяк Пресс. ISBN 9780807080467 . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ В поисках свободы: Война 1971 года – Личные отчеты солдат из Индии и Бангладеш . Издательство Блумсбери. 22 августа 2016 г. ISBN 9789386141668 . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Монитор Бхарата Ракшака: Том 4 (2) сентябрь – октябрь 2001 г.» . Бхарат-ракшак.com. Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с "Войны, история, факты. Альманах" . Almanacwhf.ru. Archived from the original on 1 February 2012 . Retrieved 16 December 2011 .
- ^ «ПНС/М Гази: Офицеры и рядовые» . pakdef.org . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Тилль, Джеффри (2004). Морская мощь: Путеводитель по XXI веку . Психология Пресс. ISBN 9780714655420 . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Михир К. Рой (1995) Война в Индийском океане, Spantech & Lancer. ISBN 978-1-897829-11-0
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шаббир, Усман. «Операции в Бенгальском заливе: потеря PNS/M Ghazi «Военный консорциум PakDef» . pakdef.org . Усман Шаббир, потеря Гази. Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ «Мемориал Победы на море в Визаге» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года.
- ^ Вице-адмирал (в отставке) Г.М. Хиранандани, Переход к триумфу: ВМС Индии 1965–1975 . ISBN 1-897829-72-8
- ^ Сенгупта, Рамананда (22 января 2007 г.). «Интервью Rediff/адмирал С.М. Нанда (в отставке) «Хотят ли США войны с Индией?» " . Интервью . Индия: Редифф. Архивировано из оригинала 25 октября 2010 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ Трилочан Сингх Трун (21 июля 2002 г.). «Военно-морские музеи дают представление о морской истории» . Трибуна . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 16 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Мулки, Мухаммад Абид (27 мая 2012 г.). «Воины волн» . «Экспресс Трибьюн» . Пакистан: Экспресс Трибьюн. Архивировано из оригинала 24 ноября 2016 года . Проверено 23 ноября 2016 г.
- ^ «Теперь нет никаких записей о том, что ВМС потопили пакистанскую подводную лодку в 1971 году | Новости Индии – Times of India» . Таймс оф Индия . 12 мая 2010 г.
- ^ «Гази затонул из-за внутреннего взрыва: экс-главнокомандующий ВМФ» . Новости X. Новости X. 14 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2016 г. . Проверено 23 ноября 2016 г.
- ↑ Во время войны 1971 года Pak Sub затонула по «неизвестным причинам»: бывший глава ВМС — Indian Express
- ↑ От Карачи до Бенгальского залива: как ВМС Индии сыграли звездную роль в войне 1971 года — The Wire
- ^ «Отчет комиссии Хамудура Рахмана» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2012 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ↑ Это событие было показано в телефильме « Гази Шахид» в 1998 году, во время кульминации сценария.
- ^ Переход к триумфу: история ВМС Индии, 1965–1975 гг. Г. М. Хиранандани.
- ^ Jump up to: а б Крэйвен, Джон (2001). «Охота за красным сентябрем: Повесть о двух подводных лодках» . Тихая война: битва под водой времен холодной войны . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 198–222 . ISBN 0-684-87213-7 .
- ^ Jump up to: а б с Шаббир, Усман. «Их имя живёт во веки веков» Военный консорциум PakDef» . pakdef.org . Усман Шаббир, PakDef. Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 года . Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ «Атака Гази» Санкальпа Редди: что нужно знать о подводной войне между Индией и Пакистаном - Indian Express
- ^ Джонсон, Кен. «ПНС Гази» (PDF) . Hooter Hilites (декабрь 2007 г.): 6. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ «Атака Гази: все, что вам нужно знать о ПНС Гази» . 16 февраля 2017 г.
- ^ Лоди, генерал-лейтенант СФС (январь 2000 г.). «Подводная лодка Агоста для Пакистана» . www.defencejournal.com . Оборонный журнал, генерал Лоди. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ См. Подводную лодку класса Альбакора.
- ^ «Гази Шахид» . ПТВ Классика. 13 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2018 г. Проверено 20 ноября 2016 г.
- ^ Надзор за ПНС Зафар
- ^ «Лейтенант-коммандер Гордон Грэм Мэтисон из ВМС США (USN) - Командующие военными кораблями союзников во время Второй мировой войны - uboat.net» . uboat.net .
- ^ Латха Шринивасан (7 января 2016 г.). «Рана Даггубати о первом индийском военно-морском фильме «Гази» и изменениях в киноиндустрии» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Является ли «Раази» Алии Бхатт неофициальным приквелом к «Атаке Гази» Раны Даггубати? Вот почему мы так думаем» . 15 мая 2018 г.
В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
- корабли 1944 года
- Корабли построены в Киттери, штат Мэн.
- Подводные лодки США времен Второй мировой войны
- Подводные лодки США времен холодной войны
- Подводные лодки класса «Тенч» ВМС Пакистана
- Корабли переданы из ВМС США ВМС Пакистана
- Индо-Пакистанская война 1965 года.
- Кругосветные путешественники по земному шару
- Индо-Пакистанская война 1971 года.
- Кораблекрушения в Бенгальском заливе
- Морские инциденты 1971 года
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Споры 1971 года
- Аварии подводных лодок, вызванные торпедами
- Аварии пакистанских подводных лодок
- Высококачественная перекись
- Корабли индо-пакистанских войн