Jump to content

Советская подводная лодка К-129 (1960 г.)

Координаты : 38 ° 5' с.ш. 178 ° 57' з.д.  /  38,083 ° с.ш. 178,950 ° з.д.  / 38,083; -178,950  ( Примерное место крушения подводной лодки К-129 )

Подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Гольф II» К-129 , бортовой номер 722
История
Советский Союз
Имя К-129
Заказал 26 января 1954 г.
Строитель Nr. 132 Komsomol Na Amur [3]
Завершенный 1959 [1]
Судьба Затонул 8 марта 1968 года примерно в 1560 морских милях (2890 км) к северо-западу от острова Оаху в Тихом океане. [2] со всеми 98 руками
Примечания Частично обнаружен в ходе тайной спасательной операции американского ЦРУ в 1974 году.
Общие характеристики
Класс и тип класса Golf II Подводная лодка с баллистическими ракетами
Смещение 2743 т (2700 длинных тонн) под водой
Длина 100 м (330 футов)
Луч 8,5 м (28 футов)
Черновик 8,5 м (28 футов)
Движение
  • 3 дизельных двигателя по 1500 кВт (2000 л.с.) каждый
  • 3 электродвигателя, 3880 кВт (5200 л.с.)
  • 3 вала
Скорость
  • 15–17 узлов (28–31 км / ч) на поверхности.
  • 12–14 узлов (22–26 км/ч) под водой.
Выносливость 70 дней
Дополнение 83, 20 офицеров и 63 рядовых
Вооружение Пусковая система Д-4 с 3 СС-Н-5 (серб) ракетами
Примечания Сообщается, что он вооружен сербской ракетой SS-N-5 с дальностью полета 750–900 морских миль (1390–1670 км) и боеголовкой мощностью 1 мегатонну.

К-129 ( русский : К-129 ) — проекта 629А ( русский : проект 629А Проект 629А , отчетное название НАТО «Гольф II класс» ) дизель-электрическая подводная лодка с баллистическими ракетами , служившая на Тихоокеанском флоте СССР ВМФ . одна из шести проекта 629, стратегических подводных лодок с баллистическими ракетами входящих в состав 15-й эскадры подводных лодок, базирующейся на военно-морской базе Рыбачий под Петропавловском , под командованием контр-адмирала Рудольфа Голосова .

капитан первого ранга Командиром К-129 был Владимир И. Кобзарь, и она имела бортовой номер во время своего последнего развертывания, во время которого она затонула, 722. Это было одно из четырех загадочных исчезновений подводных лодок в 1968 году, остальные Это израильская подводная лодка INS Dakar , французская подводная лодка Minerve и американская подводная лодка USS Scorpion .

После почти двухнедельного молчания во время ее патрулирования в Тихом океане руководство советского военно-морского флота забеспокоилось о ее статусе и, как сообщается, задействовало большое количество военных самолетов и кораблей для поиска судна, но никаких следов или обломков обнаружено не было. Пока ВМС США наблюдали за советскими усилиями, американцы также начали поиски, в конечном итоге определив точные координаты затонувшего корабля с использованием подводных акустических данных в августе 1968 года, в сотнях миль от советских поисковых усилий.

В 1974 году Соединенные Штаты попытались вернуть подводную лодку в рамках секретного времен холодной войны проекта под названием «Проект Азориан» . Лишь часть подводной лодки была поднята с ее позиции на глубине 4,9 км (16 000 футов) под поверхностью, что делает эту попытку поднять корабль на большую глубину. По легенде , спасательное судно занималось коммерческой добычей марганцевых конкреций .

Запуск и операции

[ редактировать ]
Подводная лодка проекта 629А

Киль К-129 была заложена 15 марта 1958 года на Комсомольском-на-Амуре ССЗ № 132 . Он был спущен на воду 16 мая 1959 года, акт приема-передачи подписан 31 декабря 1959 года и приписан к 123-й бригаде 40-й дивизии Тихоокеанского флота СССР во Владивостоке . В 1960 году переведена в 15-ю эскадру подводных лодок, базировавшуюся на военно-морской базе Рыбачий на Камчатке .

3 апреля 1964 года К-129 прошла модернизацию по проекту 629А на Дальзаводе во Владивостоке и вновь вошла в строй после завершения модернизации 30 мая 1967 года. В январе 1968 года К-129 была передана в состав 15-й эскадрильи подводных лодок в составе 29-я ракетная дивизия в Рыбачем под командованием адмирала Виктора Алексеевича Дыгало.

К -129 , выполнившая два 70-дневных боевых патруля с баллистическими ракетами в 1967 году, получила задание провести свое третье патрулирование в феврале 1968 года с ожидаемой датой завершения 5 мая 1968 года. После вылета 24 февраля К-129 достигла глубокой глубины. воды, совершил пробное погружение, вернулся на поверхность и сообщил по радио, что все в порядке, и продолжил патрулирование.

При окончательном развертывании командиром К-129 был капитан первого ранга Владимир Иванович Кобзарь, а капитан второго ранга старшим помощником командира (старшим помощником) - Александр Михайлович Журавин. Во время своего последнего развертывания она имела бортовой номер 722. получено не было Никаких дальнейших сообщений от К-129 , несмотря на ожидаемые нормальные радиосвязь при пересечении подводной лодкой 180-го меридиана и далее по прибытии в район патрулирования.

К середине марта командующие ВМФ СССР на Камчатке забеспокоились, поскольку К-129 пропустила две последовательные радиосвязи. Сначала К-129 по обычной радиопередаче флота получила указание нарушить радиомолчание и связаться со штабом; более поздние и более срочные сообщения остались без ответа. К третьей неделе марта советский военно-морской штаб объявил К-129 пропавшей и организовал воздушные, надводные и подводные поисково-спасательные операции в северной части Тихого океана с Камчатки и Владивостока.

Это советское развертывание в Тихом океане было проанализировано американской разведкой как вероятная реакция на потерю подводной лодки. США 8 марта 1968 года военно-морские объекты SOSUS в северной части Тихого океана были предупреждены и им было предложено просмотреть акустические записи, чтобы выявить любые возможные аномальные сигналы. Акустические данные с четырех объектов AFTAC ВВС и базы SOSUS в Адаке, Аляска. [4] триангулировал потенциальное место события с точностью до 5 морских миль, место в сотнях миль от того места, где проводил поиск Советский ВМФ, и в воде глубиной около 16 500 футов (5 000 м). [5]

Несколько станций SOSUS зафиксировали сигналы. По словам Брюса Рула , бывшего ведущего акустического аналитика Управления военно-морской разведки, первый значительный акустический сигнал от К-129 был записан PACSOSUS 11 марта 1968 года. Он был интерпретирован как возможный небольшой взрыв, произошедший в прочном корпусе на 11:59:47. [6] По словам Джона П. Крейвена , событие уже было зарегистрировано 8 марта 1968 года. В ходе изучения оно выявило достаточную триангуляцию по линиям пеленга, чтобы предоставить ВМС США местоположение вероятного места крушения. Один источник охарактеризовал акустический сигнал как «изолированный, одиночный звук взрыва или имплозии, «большого взрыва». [7] : 205  Сообщается, что акустическое событие произошло около 40° северной широты и 180° долготы. [7]

Советские поисковые усилия, не имеющие эквивалента американской системы SOSUS, не смогли найти К-129 ; и, в конце концов, деятельность советских военно-морских сил в северной части Тихого океана вернулась в норму. К-129 впоследствии была признана полностью потерянной.

Восстановление: Проект Азориан

[ редактировать ]

Расположение

[ редактировать ]
Место восстановления К-129 основано на пересечении трех кругов, обозначающих расстояния до Лонг-Бич, Калифорния; Перл-Харбор, Гавайи; и Петропавловск, Камчатка.

Обломки К-129 были обнаружены военным кораблем USS Halibut к северо-западу от Оаху на глубине приблизительно 4900 м (16 000 футов) 20 августа 1968 года. [8] В течение следующих трех недель его подробно обследовал «Палтус» – как сообщается, с более чем 20 000 фотографий крупным планом, а позже, возможно, также батискаф « Триест II» . Место крушения остаётся официальной тайной спецслужб США. Джон П. Крэйвен , однако, указывает на местоположение около 40° северной широты и почти точно на 180-м меридиане .

Hughes Glomar Explorer преодолел 3008 миль от Лонг-Бич, штат Калифорния , чтобы добраться до места обнаружения. [2] :  37 Документы ЦРУ показывают, что она затонула «в 1560 милях к северо-западу от Гавайев». Международное агентство по атомной энергии заявляет, что две ядерные боеголовки К-129 находились в Тихом океане в 1230 милях от Камчатки в координатах 40°6'N и 179°57'E на глубине 6000 метров (20000 футов), и перечисляет их. как восстановленный. [9] [10] Все три расстояния указывают на местоположение 38 ° 5' с.ш., 178 ° 57' в.д.  /  38,083 ° с.ш., 178,950 ° в.д.  / 38,083; 178,950 , что близко к 600 морским милям (1100 км) к северу от атолла Мидуэй . ЦРУ дает приблизительную глубину 5010 и 5030 метров (16 440 и 16 500 футов). [2]

Секретная попытка восстановления

[ редактировать ]

Получив уникальную возможность вернуть советскую ядерную ракету SS-N-5 «Серб» без ведома Советского Союза, президент Ричард Никсон санкционировал попытку спасения после рассмотрения министром обороны и Белым домом. Чтобы гарантировать, что попытка спасения останется « черной » (то есть секретной), провести операцию было поручено ЦРУ , а не ВМФ. Hughes Glomar Explorer был спроектирован и построен по контракту ЦРУ исключительно для тайного спасения К-129 . Прикрытием было то, что корабль будет добывать марганцевые конкреции на морском дне. Спасательная операция под названием «Проект Азориан » была одной из самых дорогих и глубоких тайн Холодной войны.

Согласно одному сообщению, в июле-августе 1974 года Хьюз Гломар Эксплорер схватился и смог поднять переднюю половину обломков К-129 , но во время подъема клешня получила критический отказ, в результате чего передняя часть секция разбивается на две части, при этом важнейшая часть паруса и центральная часть падают обратно на дно океана. Таким образом, центральный парус и кормовая часть К-129 якобы не были восстановлены. То, что именно было обнаружено в обнаруженном разделе, имеет гриф «Секретно Нофорн» или «Совершенно секретно» , но Советы предположили, что Соединенные Штаты обнаружили торпеды с ядерными боеголовками, руководства по эксплуатации, кодовые книги и кодирующие машины. Другой источник (неофициальный) утверждает, что США вернули носовую часть, в которой находились две ядерные торпеды. [11] : 111  но нет ни криптографического оборудования, ни кодовых книг. [12]

СМИ и официальные репортажи

[ редактировать ]

Сеймур Херш из «Нью-Йорк Таймс» раскрыл некоторые детали проекта «Азориан» в 1974 году, но был удержан от публикации из-за действий директора Центральной разведки Колби Уильяма . Спустя несколько месяцев после завершения операции по спасению, в феврале 1975 года, газета Los Angeles Times опубликовала краткую статью об операции ЦРУ, что побудило The New York Times опубликовать историю Херша. Джек Андерсон продолжил эту историю по национальному телевидению в марте 1975 года. [2] СМИ назвали операцию «Проект Дженнифер», что в 2010 году было признано неверным, поскольку Дженнифер имела в виду только систему безопасности, которая разделяла данные азорского проекта. [2]

Согласно отчету, опубликованному ВМС США, прочный корпус 40-футовой носовой части остался неповрежденным перед точкой разрыва, но подвергся массивным внутренним разрушениям. [6]

Соединенные Штаты объявили, что в извлеченном ими участке находились тела шести мужчин. [13] Из-за радиоактивного загрязнения тела были похоронены в море в стальной камере в сентябре 1974 года со всеми воинскими почестями примерно в 90 морских милях (167 км) к юго-западу от Гавайских островов. [11] Видеозапись этой церемонии [14] был передан России директором Центрального разведывательного управления США Робертом Гейтсом во время его визита в Москву в октябре 1992 года. [11] : 359  Спустя несколько лет видео было показано родственникам членов экипажа.

Продолжение секретности

[ редактировать ]

Было заявлено, что подъем К-129 оказался неудачным: удалось восстановить лишь небольшое количество незначительных частей подводной лодки. ЦРУ утверждало Однако в иске по Закону о свободе информации , что проект должен храниться в секрете, поскольку любое «официальное признание участия со стороны правительственных учреждений США раскроет характер и цель программы». [15] Этот ответ вошёл в лексикон юридического жаргона как « ответ Гломара » или «гломаризация» — «ни подтвердить, ни опровергнуть».

По состоянию на 2018 год файлы, фотографии, видеозаписи и другие документальные доказательства оставались закрытыми для публики. В документальном фильме 2010 года появилось несколько фотографий, показывающих затонувшую К-129 - носовую часть и парус, с сильно поврежденным ракетным отсеком, на котором осталась только одна ракетная труба, прикрепленная к конструкции. [ нужна ссылка ]

Профили проекта 629А ( Гольф II подводной лодки с баллистическими ракетами ) типа К-129.

Официальная гипотеза ВМФ СССР состоит в том, что К-129 , работая в режиме шноркеля , опустилась ниже рабочей глубины. Такое событие в сочетании с механической неисправностью или неправильной реакцией экипажа может вызвать затопление, достаточное для затопления лодки. [16]

Эта версия, однако, не была принята многими, и были выдвинуты альтернативные теории, объясняющие потерю К-129 :

  1. Взрыв водорода в аккумуляторах при зарядке
  2. Столкновение с USS Swordfish
  3. Взрыв ракеты вызван протечкой уплотнителя дверцы ракеты.
  4. Преднамеренный или непреднамеренный затопление экипажем из-за нарушения К-129 нормальных эксплуатационных процедур и/или выхода из разрешенных зон эксплуатации.

Сообщается, что целых 40 из 98 подводных лодок были новыми для этого развертывания. [11]

К-129 находился примерно в середине стандартного отпуска на берег/пополнения запасов и ремонта, когда ему было дано новое задание. [17] : 156 

Неисправность аккумулятора

[ редактировать ]

Свинцово-кислотные аккумуляторы во время зарядки выделяют взрывоопасный газообразный водород. Газообразный водород, если его не удалить должным образом, мог накопиться во взрывоопасной концентрации.

Джон Крэйвен, бывший главный научный сотрудник Управления специальных проектов ВМС США и бывший руководитель программ DSSP и DSRV , прокомментировал:

Я никогда не видел и не слышал о катастрофе подводной лодки, которая не сопровождалась бы мыслью о том, что батарея взорвалась и все это началось. [...] Наивные следователи, исследуя повреждения в спасенных батарейных отсеках, неизменно обвиняют в затоплении взрывы батарей, пока не узнают, что любая полностью заряженная батарея, внезапно подвергшаяся воздействию морской воды, взорвется. Это неизбежное следствие затопления и почти никогда не причина. [7] : 215 

Однако по крайней мере одна американская подводная лодка, USS Cochino , погибла у берегов Норвегии в 1949 году из-за взрыва водорода в аккумуляторном отсеке. Большая часть команды «Кочино» была спасена, и поэтому причина ее затопления известна. [18]

Столкновение с USS Swordfish

[ редактировать ]
Палубный бортовой журнал USS ​​Swordfish за март 1968 года, в котором указано, что он участвовал в «специальных операциях» с 1 по 17 марта 1968 года.

Стандартной практикой во время холодной войны было то, что ударные подводные лодки ВМС США следовали за советскими ракетными подводными лодками, когда они покидали свои порты приписки и направлялись в северную часть Тихого или северную часть Атлантического океана. [19]

Гипотеза столкновения — неофициальное мнение многих советских офицеров ВМФ. [20] и официально опровергается ВМС США. Согласно источникам ВМС США, USS Swordfish прибыл в Йокосука, Япония , 17 марта 1968 года, вскоре после исчезновения К-129 , и получил экстренный ремонт погнутого перископа, предположительно вызванного ударом льда во время всплытия при проведении секретных операций в Японское море . военного корабля США «Пуэбло» Захват правительством Северной Кореи произошел в Японском море 23 января 1968 года, и реакция ВМС США на этот инцидент включала размещение и обслуживание военно-морских сил в районе восточного побережья Северной Кореи в течение некоторого времени после этого.

В ответ на попытки России выяснить, была ли К-129 потеряна из-за повреждений, полученных в результате столкновения с американской подводной лодкой, в официальном заявлении посла США Малкольма Туна российской делегации во время встречи в Кремле в августе 1993 года говорилось:

По моему запросу военно-морская разведка США проверила журналы всех американских подводных лодок, действовавших в 1968 году. В результате наш директор военно-морской разведки пришел к выводу, что ни одна американская подводная лодка не находилась в пределах 300 морских миль (560 км) от вашей подводной лодки, когда она затонула. . [21] : 262 

Пресс-релиз 2000 года демонстрирует, что подозрительность и чувствительность русских в отношении возможности столкновения, а также их предпочтение такому объяснению остаются активными:

Еще в 1999 году российские правительственные чиновники жаловались, что Вашингтон скрывает свое участие. Один из них обвинил американцев в том, что они действуют как «преступник, который был пойман и теперь утверждает, что вина должна быть доказана», согласно записям американского участника встречи по этой теме в ноябре 1999 года. [22]

Взрыв из-за негерметичного ракетного люка

[ редактировать ]

3 октября 1986 года на советской проекта 667А подводной лодке с баллистическими ракетами К-219 во время боевого патрулирования в Атлантике произошел взрыв жидкостной ракеты Р-27 в одном из 16 ракетных аппаратов. Причиной взрыва стала течь уплотнителя люка ракетной трубки. Утечка привела к контакту морской воды с остатками топлива ракеты, что вызвало самопроизвольный пожар, в результате которого произошел взрыв сначала ракетного ускорителя, а затем и последующего взрыва заряда-детонатора боеголовки. В случае с проектом 667А ракеты располагались внутри прочного корпуса, и взрыв не причинил повреждений, достаточных для немедленного затопления лодки. Однако это вызвало обширное радиоактивное загрязнение повсюду, что потребовало всплытия подводной лодки и эвакуации экипажа на открытую палубу, а затем на спасательное судно, которое отреагировало на аварию. Впоследствии К-219 затонула в бездне Хаттерас с потерей четырех членов экипажа и покоится на глубине около 5500 м (18 000 футов). Позднее в ВМФ СССР заявили, что утечка произошла из-за столкновения с Военный корабль США Августа .

Некоторые показатели позволяют предположить, что К-129 перенес аналогичный взрыв в 1968 году. Во-первых, радиоактивное загрязнение оружейным плутонием как извлеченной носовой части, так и шести членов экипажа К-129 указывает на взрыв заряда-детонатора боевой части одной из ракет. , до того как корабль достиг глубины раздавливания . Сообщение о том, что носовая часть была раздавлена, а обугливание носовой части указывает на взрыв дизеля в результате взрыва (или, альтернативно, пожара), указывает на то, что взрыв произошел, когда К-129 находилась под водой и на глубине. В отчете в Blind Man's Bluff говорится , что в результате крушения была обнаружена К-129 с пробоиной длиной 3 м (10 футов) сразу за боевой рубкой, что подтверждает теорию взрыва одной из трех ракет в парусе (возможно, ракеты номер 3). . Поскольку ракеты К-129 размещались в парусе, для сдерживания такого взрыва была доступна гораздо меньшая масса конструкции (по сравнению с К-219), и потеря контроля над глубиной подводной лодки была бы мгновенной.

Однако фотография, сделанная камерами захватывающей машины и опубликованная в книге Уайта и Полмара, показывает обширные повреждения паруса: две ракетные трубы были уничтожены, а целью восстановления была передняя 135-футовая часть паруса. Затонувший корабль лежал на дне океана, разделенный на две основные части.

Отклонение патруля

[ редактировать ]

По словам Крейвена, К-129 пересекла международную линию перемены дат на 40° с.ш. , что было намного южнее ожидаемой станции патрулирования:

Когда К-129 проходила 180° долготы , она должна была находиться севернее, на 45° широты , то есть на расстоянии более 300 миль. Если бы это была навигационная ошибка, это была бы ошибка исторического масштаба. Таким образом, если бы субмарина не находилась где-то поблизости от того места, где ее предполагали найти Советы, существовала бы высокая вероятность, если не уверенность, что подводная лодка была мошенником, самостоятельным и грубо нарушившим свои приказы. . [7] : 206 

Крэйвен не объясняет, почему он исключил возможность того, что К-129 следовала в недавно назначенный и официально утвержденный район патрулирования или использовала новый путь к установленному району патрулирования, а также почему он пришел к выводу, что К-129 действовала в ненормальном или ненормальном режиме. преступным образом для советской ракетной подводной лодки стратегического назначения. Согласно записке внутренней разведки, направленной Генри А. Киссинджеру в мае 1974 года, место восстановления К-129 находится в пределах транзитного коридора длиной 500 морских миль, используемого советской подводной лодкой класса «Янки» при ее первоначальном развертывании в восточной части Тихого океана. [23]

Крэйвен также отметил:

Пока российская подводная лодка предположительно находилась в море, океанографическое судно Гавайского университета проводило исследования в океанических водах у Гавайских Подветренных островов . Исследователи обнаружили большое пятно на поверхности океана, собрали образец и обнаружили, что оно очень радиоактивно. Об этом они сообщили Джорджу Вуларду, директору Гавайского института геофизических исследований. [7] : 216 

Анатолий Штыров (Анатолий Штыров), бывший заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота по разведке, рассказал, что К-129 обычно патрулировала район у западного побережья США, но ее отправили на внеплановое боевое патрулирование в восточную часть Тихого океана всего через полтора месяца после возвращения из регулярного патрулирования. [24] Владимир Евдасин (Владимир Евдасин), служивший с июня 1960 по март 1961 года на борту К-129 , сообщил, что К-129 была отправлена ​​с секретной миссией в ответ на существенное наращивание военно-морских сил США у корейского побережья после инцидента в Пуэбло. . [25] Миссия К-129 заключалась в поддержке Северной Кореи, которая была союзницей Советского Союза, и была направлена ​​против военно-морских операций США, тихоокеанских баз и морских линий поддержки США в Юго-Восточной Азии. [26] [27]

Альтернативные теории

[ редактировать ]

Кеннет Сьюэлл «Red Star Rogue» утверждает, что проект «Азориан» извлек практически всю К-129 со дна океана. [17] : 243  и на самом деле: «Несмотря на тщательное сокрытие и возможное заявление о том, что проект провалился, большая часть К-129 и останки экипажа были фактически подняты со дна Тихого океана и доставлены на корабль «Гломар». Исследователь ». [17] : 22 

В августе 1993 года посол Малкольм Тун подарил российской делегации К- 129 корабельный колокол . [21] : 262  По данным Red Star Rogue , этот колокол был постоянно прикреплен к середине боевой рубки К -129 , что указывает на то, что помимо носовой части подводной лодки, критически важная и ценная мидель подводной лодки была по крайней мере частично восстановлена Проект Азориан. Кроме того, посол Тун цитируется с шестого пленума Совместной американо-российской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. [21] : 262  как говорится: «Наш директор военно-морской разведки пришел к выводу, что ни одна американская подводная лодка не находилась в пределах 300 морских миль от вашей подводной лодки, когда она затонула». Red Star Rogue размещает K-129 на 24° северной широты и 163° западной долготы, менее чем в 350 милях от Гонолулу. Это место соответствует обнаружению радиоактивной нефти. [7] : 216  Об этом тогда сообщили в Гавайском институте геофизических исследований.

Идея Red Star Rogue заключается в том, что отказоустойчивое устройство, предназначенное для активации в случае несанкционированной команды огня его ядерных ракет, вызвало два катастрофических взрыва (контролируемых в то время американскими технологиями) и потопило подводную лодку. Еще одиннадцать членов экипажа так и не были идентифицированы, а российские власти числят экипаж К-129 пропавшим без вести. Фотография моряка, найденного на месте крушения, так и не была идентифицирована. [28] Red Star Rogue утверждает, что изменение отношений с Китаем и Россией в начале 1970-х годов, начатое Никсоном и Киссинджером, стало возможным благодаря инциденту с К-129 .

Крейвен предполагает, что настоящей целью проекта «Азориан» было вовсе не ядерное оружие или системы кодирования; скорее, проект стремился точно определить, что К-129 делала на 40° с.ш./180° з.д., «где ей не место». Такая информация могла быть (и предположительно была) использована в рамках Генри Киссинджера внешней политики «Сдерживание через неопределенность», чтобы «поднять в сознании Леонида Брежнева вопрос без ответа о его командовании и контроле над своими вооруженными силами». [7] : 221 

Отставной капитан ВМС США и бывший военно-морской атташе в Москве Питер Хухтхаузен рассказал, что в 1987 году у него был короткий разговор с адмиралом Питером Навойцевым, который сказал ему: «Капитан, вы очень молоды и неопытны, но вы узнаете, что были некоторые вопросы, которые обе страны согласились не обсуждать, и одна из них — причины, по которым мы потеряли К-129 ». [20] В 1995 году, когда Хухтхаузен приступил к работе над книгой о советском подводном флоте, он взял интервью у контр-адмирала ВМФ России Виктора Дыгало, который утверждал, что истинная история К-129 не раскрыта из-за неформальной договоренности между высшими руководителями двух стран. военно-морские команды. Целью этой секретности, по его словам, является прекращение любых дальнейших исследований потерь USS «Скорпион» и К-129 . Хухтхаузен сообщил, что Дыгало посоветовал ему «не обращать внимания на этот вопрос и надеяться, что придет время, когда правда будет рассказана семьям жертв».

Наследие

[ редактировать ]
Продолжительность: 14 минут 4 секунды. Доступны субтитры.
Рассекреченный короткометражный фильм американского ЦРУ, показывающий захоронения советских моряков в море с воинскими почестями.

В октябре 1992 года Роберт Гейтс в качестве директора Центральной разведки посетил Москву, чтобы встретиться с президентом Борисом Ельциным России . Он сказал:

В качестве жеста намерения, символа новой эпохи, я нес с собой советский военно-морской флаг , которым были окутаны гробы полдюжины советских моряков, чьи останки обнаружил «Гломар Эксплорер», когда он поднял часть советской подводной лодки с баллистическими ракетами. из глубин Тихого океана в середине 1970-х годов; Я также вез Ельцину видеозапись их похорон в море, дополненную молитвами за погибших и советским государственным гимном – достойная и уважительная служба даже в разгар холодной войны. [29]

Решение Гейтса принести видеозапись похорон мужчин на « Гольфе» в конечном итоге было мотивировано тем фактом, что Соединенные Штаты хотели вдохновить Россию предоставить информацию о пропавших без вести американских военнослужащих во Вьетнаме . До этого «мы никогда ничего не подтверждали русским, кроме как в различных расплывчатых смыслах», — сказал он в интервью. [ нужна ссылка ]

Вскоре после распада СССР администрация Буша через посредника сообщила русским, что мы больше не можем им рассказывать о том, что произошло на Гольфе / Гломаре . Но потом, когда мы начали спрашивать русских о том, что случилось с американскими пилотами, сбитыми над Вьетнамом, и были ли американские военнопленные переведены в Россию и удерживались там, они вернулись и спросили: «А как насчет наших ребят на подводной лодке?» Тогда администрация сообщила русским только, что выживших нет и что есть лишь разбросанные останки. [ нужна ссылка ]

Последующий поиск по закону о свободе информации с целью выяснить, были ли освобождены какие-либо военнопленные в результате этого визита, дал только отрицательные результаты. [30] По словам Питера Хухтхаузена:

Американские офицеры опровергли ранее сделанное русскими обвинение в том, что американской атомной подводной лодкой была американская атомная подводная лодка USS Swordfish – обвинение, основанное исключительно на сообщениях о прибытии последней на судоремонтный завод в Йокосуке, Япония, 17 марта 1968 года с плохим поврежден парус. Адмирал ВМС США в отставке Уильям Д. Смит сообщил Дыгало письмом после заседания Совместной американско-российской комиссии по рассмотрению вопросов холодной войны и пропавших без вести в предыдущей войне 31 августа 1994 года, что утверждение о причастности Swordfish не соответствует действительности и что Swordfish нигде нет. возле Гольфа 8 марта 1968 года. Совместная комиссия, возглавляемая генералом Волкогоновым и послом Туном, проинформировала русских, что 8 марта 1968 года ни одна подводная лодка США не находилась в радиусе 300 морских миль (560 км) от места, где находилась К-129. был найден. [31]

Примерно в это же время президент России Борис Ельцин посмертно наградил медалью «За отвагу» 98 моряков, погибших на К-129 . Однако, поскольку численность российской дизель-электрической подводной лодки класса «Гольф» составляла около 83 человек, его наградой признаются 15 дополнительных человек, находившихся на борту лодки во время ее затопления. Увеличение общего состава субмарин создаст нагрузку на логистические возможности патруля, поскольку сокращает его продолжительность. Никаких объяснений по поводу дополнительных подводников на К-129 российский ВМФ так и не предоставил. [17] : 156 

См. также

[ редактировать ]
  • Призрак (фильм 2013 года), по мотивам истории К-129 .
  1. ^ « К-129 (6124943)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 22 сентября 2009 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Проект Азориан: История Хьюза Гломара Эксплорера. Архивировано 31 января 2012 года в Wayback Machine , рассекреченном ЦРУ секретном документе Noforn середины 1980-х годов.
  3. ^ «629 ГОЛЬФ – Ядерные Силы России и СССР» . Федерация американских ученых . 2012. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 11 сентября 2012 г.
  4. ^ «Подводные лодки мира пиратов» . www.cliffhangershideout.com . Архивировано из оригинала 3 января 2019 года . Проверено 3 января 2019 г.
  5. ^ «Операция Азориан: Как Америка украла советскую подводную лодку – Defensionem – The WarBible | Все об обороне» . Defensionem – Военная Библия | Все об обороне . 9 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 3 января 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Правило N87 от 03 апреля 2009 г.» (PDF) . 9 апреля 2009 года . Проверено 27 октября 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Крэйвен, 2001 г.
  8. ^ «К-129», в Историческом словаре международной разведки Найджела Уэста (Rowman & Littlefield, 2015), стр. 183
  9. ^ «Инвентаризация аварий и потерь на море с участием радиоактивных материалов, IAEA-TECDOC-1242, Приложение I.3» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии . Сентябрь 2001 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 18 февраля 2010 г.
  10. ^ Международное агентство по атомной энергии (15 июля 2011 г.). «LC 33/INF.5 Вопросы, связанные с обращением с радиоактивными отходами: инвентаризация захоронений отходов, аварий и потерь на море, связанных с радиоактивными материалами» . Международная морская организация . Проверено 11 сентября 2012 г. ( требуется регистрация )
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Полмар 2004, Подводные лодки холодной войны
  12. ^ Норман Полмар; Кеннет Дж. Мур (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Potomac Books, Inc. ISBN  978-1-57488-594-1 .
  13. ^ «Projectjennifer.at» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
  14. ^ Похороны в море советских подводников с корабля Hughes Glomar Explorer . Центральное разведывательное управление. 25 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. – на YouTube.
  15. ^ Филиппы против ЦРУ (Тернер и др.) , 211 Приложение США. DD>95 (Апелляционный суд США, 25 июня 1981 г.).
  16. ^ Подвиг, 2001, Стратегические ядерные силы России, с. 290
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Сьюэлл (2005) Стратегические ядерные силы России , Центр исследований по контролю над вооружениями, Московский физико-технический институт, под редакцией Павла Подвига.
  18. ^ Зонтаг и Дрю, «Утес слепых». Нью-Йорк: Связи с общественностью (1998), стр. 12–24.
  19. ^ Тот, Роберт К. (17 июня 1985 г.). «Изменение в тактике Советов, связанное с делом о шпионаже: материалы, которые, как сообщается, доступны ходокам, могли указать Кремлю на уязвимость судов» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 2 января 2011 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Оффли, Эд Скорпион вниз: потоплен Советами, похоронен Пентагоном (мягкая обложка - 24 марта 2008 г.)
  21. ^ Перейти обратно: а б с Сьюэлл (2005) Протокол шестого пленарного заседания , USRJC, Москва, 31 августа 1993 г.
  22. ^ Роберт Бернс, AP, «Десятилетия спустя русские высказывают подозрения в роли США в потоплении советской подводной лодки», 22 августа 2000 г.
  23. ^ «Меморандум председателю Комитета 40 (Киссинджеру)» . Международные отношения США, 1969–1976 гг . ХХХV . 28 мая 1974 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
  24. ^ Штыров, Анатолий (14 июня 2008 г.). «Трагедия подводной лодки К-129: За кулисами операции «Дженнифер» » (на русском языке). флот.com. Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 19 февраля 2010 г.
  25. ^ Ньютон, Роберт Э. (1992). «Захват военного корабля США Пуэбло и его влияние на операции SIGINT» (PDF) . Криптологическая история США, Специальная серия, Кризисный сборник, Том. 7, АНБ . Архивировано (PDF) из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 19 февраля 2010 г.
  26. ^ Евдасина, Владимир (14 июня 2008 г.). "К-129: Как всё прошло?" (на русском языке). флот.com . Проверено 20 февраля 2010 г.
  27. ^ «Звучала ли команда «Огонь!» в отсеках «холодной войны»? . rusnavy.com. Архивировано из оригинала 15 июня 2024 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
  28. ^ Сьюэлл, Кеннет (2005). Красная Звезда Разбойник . Саймон и Шустер. ISBN  0-7432-6112-7 .
  29. ^ Гейтс, Роберт (1996). Из теней . Пробный камень. стр. 553–54 . ISBN  0-684-81081-6 .
  30. ^ Зонтаг, Шерри (1998). Блеф вслепую: нерассказанная история американского подводного шпионажа . Харпер. п. 486 . ISBN  0-06-103004-Х .
  31. ^ Хухтхаузен, Питер (2002). К19, Вдова . Национальное географическое общество . п. 177 . ISBN  0-7922-6472-Х .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

38 ° 5' с.ш. 178 ° 57' з.д.  /  38,083 ° с.ш. 178,950 ° з.д.  / 38,083; -178,950  ( Примерное место крушения подводной лодки К-129 )

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5612a517fc423093236f2543052be3cd__1721216100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/cd/5612a517fc423093236f2543052be3cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet submarine K-129 (1960) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)