Гломар Эксплорер
История | |
---|---|
Имя | ГСФ Эксплорер |
Владелец | Глобал Марин Девелопмент Инк. |
Оператор | Центральное разведывательное управление |
Порт приписки | Порт-Вила , Вануату |
Строитель |
|
Расходы | >350 миллионов долларов (1974) (>1,68 миллиарда долларов в долларах 2023 года. [2] ) |
Заложен | 1971 |
Запущен | 4 ноября 1972 г. |
Завершенный | 1974 |
Приобретенный | 2010 |
Идентификация |
|
Судьба | Списано |
Примечания | [1] |
Соединенные Штаты | |
Имя | Хьюз Гломар Эксплорер |
Тезка | Говард Хьюз |
Строитель | Компания Sun Shipbuilding and Drydock Co. |
Запущен | 4 ноября 1972 г. |
В эксплуатации | 1 июля 1973 г. |
Судьба | Списано, 2015 г. |
Примечания | [1] |
Общие характеристики | |
Тип | Буровое судно |
Смещение | 50 500 длинных тонн (51 310 т) легких |
Длина | 619 футов (189 м) |
Луч | 116 футов (35 м) |
Черновик | 38 футов (12 м) |
Движение |
|
Скорость | 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 160 |
Примечания | [1] |
GSF Explorer , ранее USNS Hughes Glomar Explorer (T-AG-193) , представлял собой глубоководную буровую платформу, построенную для проекта «Азориан» , секретной попытки Отдела в Центрального разведывательного управления США специальной деятельности 1974 году вернуть советскую подводную лодку «К». -129 . [3] [4]
Строительство
[ редактировать ]Корабль был построен под названием Hughes Glomar Explorer в 1971 и 1972 годах компанией Sun Shipbuilding and Drydock Co. за более чем 350 миллионов долларов США (около 1,7 миллиарда долларов в 2023 году) по указанию Говарда Хьюза для использования его компанией Global Marine Development Inc. [5] Он начал работу 20 июня 1974 года.
Для строительства корабля потребовалось специально построенное -кран судно Sun 800 , чтобы поднять 630-тонный подвес на место. [6]
Хьюз сообщил СМИ, что целью корабля была добыча марганцевых конкреций со дна океана . Эта легенда о морской геологии стала на удивление влиятельной, заставив многих других задуматься над этой идеей.
Проект Азориан
[ редактировать ]Советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 затонула в Тихом океане в 1560 милях (2510 км) к северо-западу от Гавайев. [7] 8 марта 1968 года. Военный корабль США «Палтус» определил место крушения, и ЦРУ разработало тщательно продуманный и совершенно секретный план по возвращению подводной лодки для разведывательных целей. Поскольку К-129 затонула на очень глубокой воде, на глубине 16 500 футов (3 мили или 5 километров), для операции по подъему потребовался большой корабль. Такое судно было бы легко обнаружено советскими кораблями, которые затем могли бы помешать операции, поэтому была разработана тщательно продуманная история прикрытия. ЦРУ связалось с Хьюзом, который согласился помочь. [8]
В 1974 году корабль поднял часть К-129 , но во время подъема секции на поверхность из-за механической неисправности грейфера две трети поднятой секции оторвались. [9] Говорят, что в этом утраченном разделе хранилось множество наиболее разыскиваемых предметов, в том числе кодовая книга и ядерные ракеты. В извлеченном отсеке находились две торпеды с ядерными боеголовками и несколько криптографических машин, а также тела шести советских подводников, которых официально похоронили на видео в море . [ нужна ссылка ]
Об операции стало известно в феврале 1975 года, когда газета Los Angeles Times опубликовала статью о «Проекте Дженнифер». Другие новостные организации, в том числе The New York Times , добавили подробности. ЦРУ отказалось подтвердить или опровергнуть эти сообщения. Эта тактика стала известна как ответ Glomar и впоследствии использовалась для противодействия всем видам журналистских и общественных расследований, включая запросы Закона о свободе информации . [10] Настоящее название Project Azorian стало достоянием общественности только в 2010 году.
В публикации Red Star Rogue Кеннета Сьюэлла (2005) утверждается, что «Проект Дженнифер» извлек практически всю К-129 со дна океана. [11] [12] Сьюэлл заявляет: «[D]несмотря на тщательно продуманное сокрытие и возможное заявление о том, что проект «Дженнифер» провалился, большая часть К-129 и останки экипажа были фактически подняты со дна Тихого океана и доставлены в Glomar Explorer ». [Н 1]
Последующие фильм и книга Майкла Уайта и Нормана Полмара ( «Проект Азориан: ЦРУ и подъем К-129 ») показали показания членов экипажа на месте, а также черно-белое видео фактической операции по восстановлению. Эти источники указывают, что была обнаружена только передняя 38 футов (12 м) подводной лодки.
После проекта Азориан
[ редактировать ]Консервация
[ редактировать ]Хотя корабль имел огромную грузоподъемность, интереса к его эксплуатации не было из-за его высокой стоимости. С марта по июнь 1976 года Управление общих служб (GSA) публиковало объявления, в которых компаниям предлагалось подать предложения по аренде корабля. [14] К концу четырех месяцев GSA получила в общей сложности семь заявок, включая предложение на 2 доллара США, представленное Брэйденом Райаном, студентом колледжа Линкольна , штат Небраска, [15] и предложение на 1,98 миллиона долларов США (8,25 миллиона долларов в 2023 году) от человека, который сказал, что планирует получить государственный контракт на спасение ядерных реакторов двух подводных лодок США. Ракетно-космическая компания Lockheed представила предложение об аренде на два года на сумму 3 миллиона долларов США (12,51 миллиона долларов в 2023 году) при условии, что компания сможет обеспечить финансирование. GSA уже дважды продлевала срок подачи заявок, чтобы позволить Lockheed найти финансовых спонсоров для своего проекта, но безуспешно, и агентство пришло к выводу, что нет никаких оснований полагать, что это изменится в ближайшем будущем.
Хотя научное сообщество сплотилось на защиту Hughes Glomar Explorer , призывая президента сохранить корабль как национальное достояние, ни одно агентство или департамент правительства не захотело брать на себя расходы по содержанию и эксплуатации. [16] Впоследствии, в сентябре 1976 года, GSA передала Hughes Glomar Explorer на хранение ВМФ , а в январе 1977 года, после его подготовки к сухому доку стоимостью более двух миллионов долларов, корабль вошел в состав резерва ВМС Суйсун Бэй. Флот . [17]
Аренда, продажа и распоряжение
[ редактировать ]В сентябре 1978 года консорциум Ocean Minerals Company из Маунтин-Вью , штат Калифорния, объявил, что взял в аренду Hughes Glomar Explorer и что в ноябре начнет испытания прототипа системы глубоководной добычи полезных ископаемых в Тихом океане. В консорциум вошли дочерние компании Standard Oil Company из Индианы , Royal Dutch Shell и Boskalis Westminster Group NV из Нидерландов. Генеральным подрядчиком консорциума была компания Lockheed Missiles and Space Company .
В конце 1996 года корабль был отбуксирован из нафталинированного флота в заливе Суисун в залив Сан-Франциско, где была удалена большая часть существующей конструкции буровой установки вокруг лунного бассейна , включая массивный подвес. [18] После этого ее отбуксировали на север, в Портленд, штат Орегон, для постановки в сухой док, закрытия большей части лунного бассейна размером с подводную лодку и ремонта двигателя, среди прочего.
В июне 1997 года корабль своим ходом покинул Портленд и обогнул Южную Америку и направился к верфи Atlantic Marine в Мобиле, штат Алабама , для переоборудования в глубоководное буровое судно с динамическим позиционированием , способное бурить на глубине 7500 футов (2300 м). ) и, с некоторыми модификациями, до 11 500 футов (3 500 м), что было на 2 000 футов (610 м) глубже, чем любая другая существовавшая в то время буровая установка. Конверсия обошлась более чем в 180 миллионов долларов (314 миллионов долларов в 2023 году) и была завершена в первом квартале 1998 года. [ нужна ссылка ]
Переоборудование судна с 1996 по 1998 год положило начало 30-летней аренде ВМС США компании Global Marine Drilling по цене 1 миллион долларов США в год (1,7 миллиона долларов в год в 2023 году). Global Marine объединилась с Santa Fe International Corporation в 2001 году и стала GlobalSantaFe Corporation , которая объединилась с Transocean в ноябре 2007 года и управляла судном как GSF Explorer . [ нужна ссылка ]
В 2010 году Transocean купила судно за 15 миллионов долларов США (20 миллионов долларов в 2023 году) наличными. [19]
Судно было сменено флагом из Хьюстона в Порт-Вилу, Вануату , в третьем квартале 2013 года. [20]
За свою 18-летнюю буровую карьеру она работала в Мексиканском заливе, Нигерии, Черном море, Анголе, Индонезии и Индии, посещая попутно различные верфи и порты, обслуживая многочисленных клиентов нефтяных компаний. Члены экипажа с любовью называли ее «Корабль-мать».
В апреле 2015 года компания Transocean объявила, что корабль будет списан. [21] Корабль прибыл на разделку судов в Чжоушань , Китай, 5 июня 2015 года. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «ABS Record: GSF Explorer ». Архивировано 19 февраля 2018 года в Wayback Machine Американском бюро судоходства , 2010. Дата обращения: 25 декабря 2010 года.
- ^ Джонстон, Луи; Уильямсон, Сэмюэл Х. (2023). «Какой тогда был ВВП США?» . Измерительная ценность . Проверено 30 ноября 2023 г. США Показатели дефлятора валового внутреннего продукта соответствуют серии MeasuringWorth .
- ^ Берлесон 1997, с. 52.
- ^ «Тайны глубин: подъем затонувших кораблей: исследователь Гломар ». Архивировано 16 октября 2015 г. в Wayback Machine Scientific American Frontiers (PBS), стр. 2. Дата обращения: 25 декабря 2010 г.
- ^ Снекус, Дариус. «... и еще кое-что... Офшорный Хьюз, который...» OilOnline, 1 ноября 2001 г. Дата обращения: 25 декабря 2010 г.
- ^ «Самая большая баржа-кран на проекте моста в Балтиморе имеет прошлое ЦРУ» . Морская исполнительная власть . 31 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2024 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Архив национальной безопасности GWU» . Архивировано из оригинала 2 июля 2012 года . Проверено 27 сентября 2012 г.
- ^ Фелан, Джеймс. «Легкая кража со взломом привела к раскрытию плана Хьюза и ЦРУ по спасению советской подводной лодки». «Нью-Йорк Таймс», 27 марта 1975 г., стр. 18.
- ^ Зонтаг и др. 1998, с. 196.
- ^ «Ни подтвердить, ни опровергнуть» . Радиолаборатория . Радиолаборатория, WNYC. 12 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 18 февраля 2014 г.
- ^ Сьюэлл 2005, стр. 128, 148.
- ^ Podvig 2001, p. 243.
- ^ Сьюэлл 2005, стр. 131, 261.
- ^ «Уведомление о доступности для дарения испытательного корабля Ex-Sea Shadow (IX-529) и горнодобывающей баржи Hughes (HMB-1)». Архивировано 4 июня 2021 года в Федеральном реестре Wayback Machine , том 71, номер 178, 14 сентября 2006 года, стр. 54276.
- ^ Дин, Джош (2018). Захват К-129: Как ЦРУ использовало Говарда Хьюза для кражи российской подводной лодки в ходе самой смелой секретной операции в истории . Даттон Калибр. ISBN 978-1101984451 .
- ^ Топпан, Эндрю. «Миссия Хьюза Гломара Эксплорера». Архивировано 7 апреля 2023 года на Wayback Machine the-kgb.com. Проверено: 25 декабря 2010 г.
- ^ Пайк, Джон. «Проект Дженнифер: Хьюз Гломар Эксплорер». Архивировано 16 мая 2021 года в программе ресурсов Wayback Machine Intelligence на сайте fas.org, 16 февраля 2010 года. Дата обращения: 25 декабря 2010 года.
- ^ Нолте, Карл (6 ноября 1996 г.). «Корабль-шпион получает новую жизнь / Glomar Explorer станет глубоководной буровой установкой» . СФГЕЙТ . Архивировано из оригинала 9 февраля 2022 года . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ «Заявление SEC Transocean за 10 квартал 4 августа 2010 г.». Архивировано 7 апреля 2023 года на сайте Wayback Machine Brand.edgar-online.com. Проверено: 25 декабря 2010 г.
- ^ rigzone.com. Архивировано 17 декабря 2013 г. на Wayback Machine. Дата обращения: 17 декабря 2013 г.
- ^ «Новый статус флота Transocean, отходы GSF Explorer». Архивировано 15 июня 2024 года в Wayback Machine Offshore Engineer. Проверено: 17 апреля 2015 года.
- ^ Шнайдер, Джордж (ноябрь 2015 г.). «Значительный слом» (PDF) . Журнал Всемирного корабельного общества . 69 (11): 646. Архивировано из оригинала (PDF) 12 августа 2019 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беннетт, М. Тодд. Ни подтвердить, ни опровергнуть: как миссия Гломар защитила ЦРУ от прозрачности (Columbia University Press, 2023). ISBN 9780231193467
- Берлесон, Клайд В. Проект Дженнифер. Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M, 1997. ISBN 978-0-89096-764-5 .
- ДеЛука, Маршалл и Уильям Ферлоу, ред. «Окунувшись в историю, Glomar Explorer наконец возвращается в промышленность. Переоборудованное судно предназначено для бурения на рекордной глубине воды». [ постоянная мертвая ссылка ] Журнал Offshore , том 58, выпуск 3, март 1998 г.
- Данэм, Роджер К. Шпионская подводная лодка: Совершенно секретная миссия на дно Тихого океана. Нью-Йорк: Penguin Books, 1996. ISBN 0-451-40797-0 .
- Подвиг, Павел, изд. Стратегические ядерные силы России. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 2001. ISBN 0-262-16202-4 . (первоначально опубликовано Центром исследований проблем контроля над вооружениями Московского физико-технического института)
- Полмар, Норман и Майкл Уайт. ПРОЕКТ АЗОРЯН-ЦРУ и подъем К-129 . Издательство Военно-морского института. 2010. ISBN 978-1-59114-690-2 .
- Сьюэлл, Кеннет. Красная звезда-разбойник: нерассказанная история попытки советской подводной лодки нанести ядерный удар по США. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2005. ISBN 0-7432-6112-7 .
- Шарп, Дэвид (2012). Величайшая секретная операция ЦРУ: дерзкая миссия по возвращению советской подводной лодки с ядерным вооружением . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. п. 344. ИСБН 978-0-7006-1834-7 . Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- Зонтаг, Шерри, Кристофер Дрю с Аннетт Лоуренс Дрю. Блеф вслепую: нерассказанная история американского подводного шпионажа. Нью-Йорк: Харпер, 1998. ISBN 0-06-103004-X .
- Варнер, Рой и Уэйн Кольер. Вопрос риска: невероятная внутренняя история миссии ЦРУ Hughes Glomar Explorer по поднятию российской подводной лодки. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1978. ISBN 0-394-42432-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея USNS Glomar Explorer на сайте NavSource Naval History
- AZORIAN The Raising of the K-129 / 2009 - 2-х часть документального телефильма / Michael White Films Vienna
- Трансокеан, Инк.
- Новая жизнь как глобальное бурение
- Изображения корабля
- Изображения HMB-1, горнодобывающей баржи Hughes, на которой находился спасательный коготь.
- Обзор проекта
- Обзор проекта Дженнифер
- Виртуальный тур по HMB-1 и Sea Shadow, 2011 г. включает руководство по эксплуатации HMB-1.
- Glomar Explorer Техническое описание
- Тайна на дне океана , BBC (2018).