Jump to content

Гломар Эксплорер

(Перенаправлено с Hughes Glomar Explorer )

История
Имя ГСФ Эксплорер
Владелец Глобал Марин Девелопмент Инк.
Оператор Центральное разведывательное управление
Порт приписки Порт-Вила , Вануату
Строитель
Расходы >350 миллионов долларов (1974) (>1,68 миллиарда долларов в долларах 2023 года. [2] )
Заложен 1971
Запущен 4 ноября 1972 г.
Завершенный 1974
Приобретенный 2010
Идентификация
Судьба Списано
Примечания [1]
Соединенные Штаты
Имя Хьюз Гломар Эксплорер
Тезка Говард Хьюз
Строитель Компания Sun Shipbuilding and Drydock Co.
Запущен 4 ноября 1972 г.
В эксплуатации 1 июля 1973 г.
Судьба Списано, 2015 г.
Примечания [1]
Общие характеристики
Тип Буровое судно
Смещение 50 500 длинных тонн (51 310 т) легких
Длина 619 футов (189 м)
Луч 116 футов (35 м)
Черновик 38 футов (12 м)
Движение
Скорость 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 160
Примечания [1]

GSF Explorer , ранее USNS Hughes Glomar Explorer (T-AG-193) , представлял собой глубоководную буровую платформу, построенную для проекта «Азориан» , секретной попытки Отдела в Центрального разведывательного управления США специальной деятельности 1974 году вернуть советскую подводную лодку «К». -129 . [3] [4]

Строительство

[ редактировать ]

Корабль был построен под названием Hughes Glomar Explorer в 1971 и 1972 годах компанией Sun Shipbuilding and Drydock Co. за более чем 350 миллионов долларов США (около 1,7 миллиарда долларов в 2023 году) по указанию Говарда Хьюза для использования его компанией Global Marine Development Inc. [5] Он начал работу 20 июня 1974 года.

Для строительства корабля потребовалось специально построенное -кран судно Sun 800 , чтобы поднять 630-тонный подвес на место. [6]

Хьюз сообщил СМИ, что целью корабля была добыча марганцевых конкреций со дна океана . Эта легенда о морской геологии стала на удивление влиятельной, заставив многих других задуматься над этой идеей.

Проект Азориан

[ редактировать ]

Советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 затонула в Тихом океане в 1560 милях (2510 км) к северо-западу от Гавайев. [7] 8 марта 1968 года. Военный корабль США «Палтус» определил место крушения, и ЦРУ разработало тщательно продуманный и совершенно секретный план по возвращению подводной лодки для разведывательных целей. Поскольку К-129 затонула на очень глубокой воде, на глубине 16 500 футов (3 мили или 5 километров), для операции по подъему потребовался большой корабль. Такое судно было бы легко обнаружено советскими кораблями, которые затем могли бы помешать операции, поэтому была разработана тщательно продуманная история прикрытия. ЦРУ связалось с Хьюзом, который согласился помочь. [8]

В 1974 году корабль поднял часть К-129 , но во время подъема секции на поверхность из-за механической неисправности грейфера две трети поднятой секции оторвались. [9] Говорят, что в этом утраченном разделе хранилось множество наиболее разыскиваемых предметов, в том числе кодовая книга и ядерные ракеты. В извлеченном отсеке находились две торпеды с ядерными боеголовками и несколько криптографических машин, а также тела шести советских подводников, которых официально похоронили на видео в море . [ нужна ссылка ]

Об операции стало известно в феврале 1975 года, когда газета Los Angeles Times опубликовала статью о «Проекте Дженнифер». Другие новостные организации, в том числе The New York Times , добавили подробности. ЦРУ отказалось подтвердить или опровергнуть эти сообщения. Эта тактика стала известна как ответ Glomar и впоследствии использовалась для противодействия всем видам журналистских и общественных расследований, включая запросы Закона о свободе информации . [10] Настоящее название Project Azorian стало достоянием общественности только в 2010 году.

В публикации Red Star Rogue Кеннета Сьюэлла (2005) утверждается, что «Проект Дженнифер» извлек практически всю К-129 со дна океана. [11] [12] Сьюэлл заявляет: «[D]несмотря на тщательно продуманное сокрытие и возможное заявление о том, что проект «Дженнифер» провалился, большая часть К-129 и останки экипажа были фактически подняты со дна Тихого океана и доставлены в Glomar Explorer ». [Н 1]

Последующие фильм и книга Майкла Уайта и Нормана Полмара ( «Проект Азориан: ЦРУ и подъем К-129 ») показали показания членов экипажа на месте, а также черно-белое видео фактической операции по восстановлению. Эти источники указывают, что была обнаружена только передняя 38 футов (12 м) подводной лодки.

После проекта Азориан

[ редактировать ]

Консервация

[ редактировать ]
Glomar Explorer законсервирован в заливе Суисун, Калифорния, в июне 1993 года.

Хотя корабль имел огромную грузоподъемность, интереса к его эксплуатации не было из-за его высокой стоимости. С марта по июнь 1976 года Управление общих служб (GSA) публиковало объявления, в которых компаниям предлагалось подать предложения по аренде корабля. [14] К концу четырех месяцев GSA получила в общей сложности семь заявок, включая предложение на 2 доллара США, представленное Брэйденом Райаном, студентом колледжа Линкольна , штат Небраска, [15] и предложение на 1,98 миллиона долларов США (8,25 миллиона долларов в 2023 году) от человека, который сказал, что планирует получить государственный контракт на спасение ядерных реакторов двух подводных лодок США. Ракетно-космическая компания Lockheed представила предложение об аренде на два года на сумму 3 миллиона долларов США (12,51 миллиона долларов в 2023 году) при условии, что компания сможет обеспечить финансирование. GSA уже дважды продлевала срок подачи заявок, чтобы позволить Lockheed найти финансовых спонсоров для своего проекта, но безуспешно, и агентство пришло к выводу, что нет никаких оснований полагать, что это изменится в ближайшем будущем.

Хотя научное сообщество сплотилось на защиту Hughes Glomar Explorer , призывая президента сохранить корабль как национальное достояние, ни одно агентство или департамент правительства не захотело брать на себя расходы по содержанию и эксплуатации. [16] Впоследствии, в сентябре 1976 года, GSA передала Hughes Glomar Explorer на хранение ВМФ , а в январе 1977 года, после его подготовки к сухому доку стоимостью более двух миллионов долларов, корабль вошел в состав резерва ВМС Суйсун Бэй. Флот . [17]

Аренда, продажа и распоряжение

[ редактировать ]

В сентябре 1978 года консорциум Ocean Minerals Company из Маунтин-Вью , штат Калифорния, объявил, что взял в аренду Hughes Glomar Explorer и что в ноябре начнет испытания прототипа системы глубоководной добычи полезных ископаемых в Тихом океане. В консорциум вошли дочерние компании Standard Oil Company из Индианы , Royal Dutch Shell и Boskalis Westminster Group NV из Нидерландов. Генеральным подрядчиком консорциума была компания Lockheed Missiles and Space Company .

В конце 1996 года корабль был отбуксирован из нафталинированного флота в заливе Суисун в залив Сан-Франциско, где была удалена большая часть существующей конструкции буровой установки вокруг лунного бассейна , включая массивный подвес. [18] После этого ее отбуксировали на север, в Портленд, штат Орегон, для постановки в сухой док, закрытия большей части лунного бассейна размером с подводную лодку и ремонта двигателя, среди прочего.

В июне 1997 года корабль своим ходом покинул Портленд и обогнул Южную Америку и направился к верфи Atlantic Marine в Мобиле, штат Алабама , для переоборудования в глубоководное буровое судно с динамическим позиционированием , способное бурить на глубине 7500 футов (2300 м). ) и, с некоторыми модификациями, до 11 500 футов (3 500 м), что было на 2 000 футов (610 м) глубже, чем любая другая существовавшая в то время буровая установка. Конверсия обошлась более чем в 180 миллионов долларов (314 миллионов долларов в 2023 году) и была завершена в первом квартале 1998 года. [ нужна ссылка ]

Переоборудование судна с 1996 по 1998 год положило начало 30-летней аренде ВМС США компании Global Marine Drilling по цене 1 миллион долларов США в год (1,7 миллиона долларов в год в 2023 году). Global Marine объединилась с Santa Fe International Corporation в 2001 году и стала GlobalSantaFe Corporation , которая объединилась с Transocean в ноябре 2007 года и управляла судном как GSF Explorer . [ нужна ссылка ]

В 2010 году Transocean купила судно за 15 миллионов долларов США (20 миллионов долларов в 2023 году) наличными. [19]

Судно было сменено флагом из Хьюстона в Порт-Вилу, Вануату , в третьем квартале 2013 года. [20]

За свою 18-летнюю буровую карьеру она работала в Мексиканском заливе, Нигерии, Черном море, Анголе, Индонезии и Индии, посещая попутно различные верфи и порты, обслуживая многочисленных клиентов нефтяных компаний. Члены экипажа с любовью называли ее «Корабль-мать».

В апреле 2015 года компания Transocean объявила, что корабль будет списан. [21] Корабль прибыл на разделку судов в Чжоушань , Китай, 5 июня 2015 года. [22]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Протокол шестого пленарного заседания , USRJC, Москва, 31 августа 1993 г. [13]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «ABS Record: GSF Explorer ». Архивировано 19 февраля 2018 года в Wayback Machine Американском бюро судоходства , 2010. Дата обращения: 25 декабря 2010 года.
  2. ^ Джонстон, Луи; Уильямсон, Сэмюэл Х. (2023). «Какой тогда был ВВП США?» . Измерительная ценность . Проверено 30 ноября 2023 г. США Показатели дефлятора валового внутреннего продукта соответствуют серии MeasuringWorth .
  3. ^ Берлесон 1997, с. 52.
  4. ^ «Тайны глубин: подъем затонувших кораблей: исследователь Гломар ». Архивировано 16 октября 2015 г. в Wayback Machine Scientific American Frontiers (PBS), стр. 2. Дата обращения: 25 декабря 2010 г.
  5. ^ Снекус, Дариус. «... и еще кое-что... Офшорный Хьюз, который...» OilOnline, 1 ноября 2001 г. Дата обращения: 25 декабря 2010 г.
  6. ^ «Самая большая баржа-кран на проекте моста в Балтиморе имеет прошлое ЦРУ» . Морская исполнительная власть . 31 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2024 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
  7. ^ «Архив национальной безопасности GWU» . Архивировано из оригинала 2 июля 2012 года . Проверено 27 сентября 2012 г.
  8. ^ Фелан, Джеймс. «Легкая кража со взломом привела к раскрытию плана Хьюза и ЦРУ по спасению советской подводной лодки». «Нью-Йорк Таймс», 27 марта 1975 г., стр. 18.
  9. ^ Зонтаг и др. 1998, с. 196.
  10. ^ «Ни подтвердить, ни опровергнуть» . Радиолаборатория . Радиолаборатория, WNYC. 12 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 18 февраля 2014 г.
  11. ^ Сьюэлл 2005, стр. 128, 148.
  12. ^ Podvig 2001, p. 243.
  13. ^ Сьюэлл 2005, стр. 131, 261.
  14. ^ «Уведомление о доступности для дарения испытательного корабля Ex-Sea Shadow (IX-529) и горнодобывающей баржи Hughes (HMB-1)». Архивировано 4 июня 2021 года в Федеральном реестре Wayback Machine , том 71, номер 178, 14 сентября 2006 года, стр. 54276.
  15. ^ Дин, Джош (2018). Захват К-129: Как ЦРУ использовало Говарда Хьюза для кражи российской подводной лодки в ходе самой смелой секретной операции в истории . Даттон Калибр. ISBN  978-1101984451 .
  16. ^ Топпан, Эндрю. «Миссия Хьюза Гломара Эксплорера». Архивировано 7 апреля 2023 года на Wayback Machine the-kgb.com. Проверено: 25 декабря 2010 г.
  17. ^ Пайк, Джон. «Проект Дженнифер: Хьюз Гломар Эксплорер». Архивировано 16 мая 2021 года в программе ресурсов Wayback Machine Intelligence на сайте fas.org, 16 февраля 2010 года. Дата обращения: 25 декабря 2010 года.
  18. ^ Нолте, Карл (6 ноября 1996 г.). «Корабль-шпион получает новую жизнь / Glomar Explorer станет глубоководной буровой установкой» . СФГЕЙТ . Архивировано из оригинала 9 февраля 2022 года . Проверено 1 марта 2022 г.
  19. ^ «Заявление SEC Transocean за 10 квартал 4 августа 2010 г.». Архивировано 7 апреля 2023 года на сайте Wayback Machine Brand.edgar-online.com. Проверено: 25 декабря 2010 г.
  20. ^ rigzone.com. Архивировано 17 декабря 2013 г. на Wayback Machine. Дата обращения: 17 декабря 2013 г.
  21. ^ «Новый статус флота Transocean, отходы GSF Explorer». Архивировано 15 июня 2024 года в Wayback Machine Offshore Engineer. Проверено: 17 апреля 2015 года.
  22. ^ Шнайдер, Джордж (ноябрь 2015 г.). «Значительный слом» (PDF) . Журнал Всемирного корабельного общества . 69 (11): 646. Архивировано из оригинала (PDF) 12 августа 2019 года . Проверено 13 ноября 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aecf29320674d0fbcc5fd3d994340cbf__1722277740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/bf/aecf29320674d0fbcc5fd3d994340cbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Glomar Explorer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)