Концерт для Бангладеш
Концерт для Бангладеш | |
---|---|
Жанр | Камень |
Даты | 1 августа 1971 г. |
Местоположение(а) | Мэдисон-Сквер-Гарден , Нью-Йорк, США |
Основатели | Джордж Харрисон , Рави Шанкар |
Концерт для Бангладеш (или Бангла Деш, как изначально писалось название страны) [ 1 ] Это была пара благотворительных концертов, бывшим Beatles гитаристом Джорджем Харрисоном и индийским ситаристом организованных Рави Шанкаром . Шоу проводились в 14:30 и 20:00 в воскресенье, 1 августа 1971 года, в Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке, чтобы привлечь внимание международного сообщества и финансировать помощь беженцам из Восточного Пакистана после Освободительной войны Бангладеш . связанный с ним геноцид и циклон Бхола 1970 года . За концертами последовал бестселлер концертного альбома , коробочный набор из трех пластинок и Apple Films , документальный фильм о концерте который вышел в кинотеатрах весной 1972 года.
Мероприятие стало первым благотворительным мероприятием такого масштаба. [ 2 ] и представила супергруппу исполнителей, в которую входили Харрисон, бывший участник группы «Битлз» Ринго Старр , Боб Дилан , Эрик Клэптон , Билли Престон , Леон Рассел и группа Badfinger . Кроме того, Шанкар и Али Акбар Хан , оба из которых имели корни в Бангладеш, исполнили вступительный сет индийской классической музыки . Концерты посетили в общей сложности 40 000 человек, а первоначальные поступления от продажи билетов собрали около 250 000 долларов для помощи Бангладеш, которой руководил ЮНИСЕФ .
После того, как Харрисон легко собрал музыкантов, он обнаружил, что ему чрезвычайно трудно добиться от звукозаписывающей индустрии выдачи исполнителям прав на участие в сцене, а миллионы долларов, полученные от альбома и фильма, годами были заморожены на счетах налогового депонирования IRS. Концерт был признан весьма успешным и влиятельным проектом гуманитарной помощи, принесшим как осведомленность, так и значительные средства, а также предоставившим ценные уроки и вдохновение для последующих проектов, таких как Live Aid . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
К 1985 году за счет доходов, полученных от концертного альбома и фильма «Концерт для Бангладеш» , в Бангладеш было отправлено около 12 миллионов долларов. [ 6 ] а продажи концертного альбома и DVD с фильмом продолжают приносить пользу Фонду Джорджа Харрисона для ЮНИСЕФ. Десятилетия спустя Шанкар скажет о ошеломляющем успехе мероприятия: «В один день весь мир узнал имя Бангладеш. Это было фантастическое событие». [ 7 ]
Фон
[ редактировать ]Пока Восточный Пакистан боролся за то, чтобы стать отдельным государством Бангладеш во время Освободительной войны Бангладеш 1971 года , политические и военные беспорядки и связанные с ними зверства привели к массовой проблеме беженцев . [ 8 ] почти 10 миллионов перемещенных лиц хлынули в соседнюю Индию . [ 9 ] Восточный Пакистан недавно пережил разрушения в результате циклона Бхола , а отчаянное положение бенгальцев усилилось в марте того же года, когда в регион пришли проливные дожди и наводнения. [ 10 ] угрожая гуманитарной катастрофой. [ 11 ] [ 12 ] Цитируя доступные на тот момент данные, журнал Rolling Stone утверждал, что до полумиллиона бенгальцев погибли в результате циклона в ноябре 1970 года и что в последующей кампании резни пакистанской армии в рамках операции «Прожектор» погибло по меньшей мере 250 000 мирных жителей, «по данным самые консервативные оценки». [ 13 ] После массового исхода в Калькутту возникла новая угроза: беженцам грозил голод и вспышка таких заболеваний, как холера . [ 14 ] [ 15 ]
Прочитав все эти новости, я был в очень грустном настроении и сказал: «Джордж, вот такая ситуация, я знаю, что тебя это не касается, я знаю, что ты не можешь идентифицировать». Но пока я разговаривал с Джорджем, он был очень глубоко тронут... и сказал: «Да, я думаю, что смогу что-нибудь сделать». [ 9 ]
– Рави Шанкар, 1971 г.
Потрясенный ситуацией, затронувшей его родину и родственников, [ 10 ] [ 11 ] бенгальский музыкант Рави Шанкар впервые обратил на эту проблему внимание своего друга Джорджа Харрисона в первые месяцы 1971 года за ужином в Фрайар-парке . По воспоминаниям Клауса Вурманна , [ 16 ] [ 17 ] К апрелю Шанкар и Харрисон были в Лос-Анджелесе, работая над саундтреком к фильму «Рага» . [ 10 ] во время которого Харрисон написал песню « Мисс О'Делл », комментируя коррупцию среди индийских властей, поскольку поставки риса с Запада продолжали « сбиваться с пути на [своем] пути в Бомбей ». [ 18 ] [ 19 ] После возвращения в Англию для продюсирования Badfinger альбома Straight Up и участия в сессиях для Джона Леннона альбома Imagine. [ 20 ] [ 21 ] – все это время, находясь в курсе событий Шанкара, [ 22 ] через газетные и журнальные вырезки [ 23 ] – Харрисон вернулся в Лос-Анджелес, чтобы закончить работу над альбомом Raga в конце июня. [ 12 ] [ 24 ] К тому времени лондонская газета «Санди таймс» только что опубликовала влиятельную статью пакистанского журналиста Энтони Маскаренхаса , в которой разоблачился весь ужас зверств в Бангладеш. [ 25 ] [ 26 ] и обезумевший Шанкар обратился к Харрисону за помощью в попытке облегчить страдания. [ 9 ] [ 27 ] Позже Харрисон рассказал о том, что потратил «три месяца» на телефонные переговоры по организации концерта для Бангладеш, подразумевая, что усилия начались с конца апреля; [ 28 ] [ 29 ] широко признано, что проект всерьез начался в последнюю неделю июня 1971 года, однако за пять или шесть недель до того, как событие произошло 1 августа. [ 13 ] [ 16 ] [ 30 ]
Подготовка
[ редактировать ]Первоначальной надеждой Шанкара было собрать 25 000 долларов. [ 14 ] посредством собственного благотворительного концерта, который, возможно, вел актер Питер Селлерс . [ 23 ] [ 29 ] Благодаря приверженности Харрисона, а также пластинкам и фильмам, доступным ему через Битлз , принадлежащую организацию Apple Corps , идея вскоре превратилась в музыкальное событие с участием звезд. [ 22 ] [ 31 ] смешивая западный рок с индийской классической музыкой , и он должен был состояться в самой престижной площадке Америки: Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке. [ 12 ] [ 32 ] По словам Криса О'Делла, администратора музыкального бизнеса и бывшего сотрудника Apple, Харрисон разговаривал по телефону с Шанкаром, как только концепция была завершена, и начал с энтузиазмом обсуждать со своей женой Патти Бойд возможных исполнителей. [ 33 ] Ринго Старр , Леннон, Эрик Клэптон , Леон Рассел , Джим Келтнер , Вурманн, Билли Престон и Бэдфингер были упомянуты во время этого первоначального мозгового штурма. [ 33 ]
«Концерт для Бангладеш» состоялся из-за моих отношений с Рави… Я сказал: «Если вы хотите, чтобы я участвовал, думаю, мне лучше принять активное участие», поэтому я начал набирать всех этих людей. [ 34 ]
– Джордж Харрисон, 1992 г.
О'Делл начал связываться с местными музыкантами из арендованного Харрисонами дома в Николс-Каньоне . [ 35 ] когда Харрисон отвечал на междугородные звонки, больше всего надеясь добиться Боба Дилана . участия [ 36 ] [ 37 ] Почти все имена, выбранные Харрисоном в первую очередь, сразу же подписали контракт. [ 29 ] в то время как день, проведенный на лодке с мемфисским музыкантом Доном Никсом, привел к тому, что последний согласился организовать группу бэк-вокалистов. [ 38 ] [ 39 ] Местный индийский астролог посоветовал начало августа как хорошее время для проведения концерта. [ 22 ] и как выяснилось, первый день этого месяца, воскресенье, был единственным днем, когда Мэдисон-Сквер-Гарден был доступен в такой короткий срок. [ 28 ]
К первой неделе июля [ 40 ] Харрисон находился в студии Лос-Анджелеса, записывая свою специально написанную песню « Bangla Desh » с сопродюсером Филом Спектором . [ 41 ] Вступительный куплет песни документирует просьбу Шанкара к Харрисону о помощи: [ 42 ] а слова « Мой друг пришел ко мне с грустью в глазах / Сказал мне, что ему нужна помощь, прежде чем его страна умрет » создали непреходящий образ того, что Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан позже признал основным человеческим аспектом, стоящим за этим делом. [ 43 ]
Затем Харрисон встретился с Бэдфингером в Лондоне, чтобы объяснить, что ему придется отказаться от работы над Straight Up . [ 31 ] [ 44 ] перед полетом в Нью-Йорк 13 июля, чтобы увидеть Леннона. [ 45 ] Также в середине июля [ 46 ] Вернувшись в Лос-Анджелес, Харрисон продюсировал благотворительный альбом Шанкара в Бангладеш, EP под названием Joi Bangla . [ 47 ] В последнем были представлены статьи уроженца Восточной Бенгалии Али Акбар Хана на сароде . [ 48 ] и таблаистка Ракха Алла . [ 41 ] Как и в случае с "Bangla Desh" Харрисона, вся прибыль от этой записи пойдет в недавно созданный Специальный фонд чрезвычайной помощи Джорджа Харрисона-Рави Шанкара, который будет распределяться ЮНИСЕФ . [ 9 ] [ номер 1 ] Также примерно в середине июля о предстоящем концерте «Джорджа Харрисона и друзей» было объявлено «посредством крохотного объявления, спрятанного на последних страницах New York Times », как писал автор Николас Шаффнер в 1977 году. [ 9 ] Билеты были распроданы в кратчайшие сроки, что привело к анонсу второго шоу. [ 49 ] [ 50 ]
Ближе к концу месяца, когда все стороны должны были встретиться в Нью-Йорке для репетиций, [ 44 ] У Харрисона была аккомпанирующая группа, в которую входили Престон на клавишных, четыре участника Badfinger на акустических ритм-гитарах и тамбурине, Вурманн и Келтнер на басу и барабанах соответственно, а также саксофониста Джима Хорна так называемые «Hollywood Horns» . в который входили Чак Финдли , Джеки Келсо и Лу МакКрири. [ 51 ] [ 52 ] Из признанных звезд Леон Рассел тоже принял участие, но при условии, что его поддержат участники его гастрольной группы. [ 38 ] Эрик Клэптон настоял на том, что он тоже будет там, хотя О'Делл и другие инсайдеры, зная о недееспособности гитариста из-за тяжелой героиновой зависимости, [ 24 ] были удивлены тем, что Харрисон учел его для этого случая. [ 29 ] [ 33 ]
Среди бывших товарищей Харрисона по группе Леннон изначально согласился принять участие в концерте без своей жены и музыкальной партнерши Йоко Оно , как, очевидно, и оговаривал Харрисон. [ 11 ] [ 53 ] Затем Леннон якобы поссорился с Оно из-за этого соглашения. [ 54 ] и в ярости покинул Нью-Йорк за два дня до концертов. [ 55 ] [ 56 ] [ номер 2 ] Приверженность Старра никогда не подвергалась сомнению. [ 14 ] и он прервал съемки своего фильма «Слепой» в Альмерии , Испания, чтобы присутствовать на них. [ 12 ] [ 58 ] Пол Маккартни , однако, отказался принять участие, сославшись на неприятные чувства, вызванные юридическими проблемами Битлз после их распада. [ 12 ] [ 59 ] [ номер 3 ]
Репетиции
[ редактировать ]Харрисоны переехали в отель Park Lane в Нью-Йорке. [ 61 ] и первая репетиция состоялась в понедельник, 26 июля, в Nola Studios на 57-й Западной улице . [ 50 ] [ 62 ] Харрисон написал возможный сет-лист для концерта, одновременно рисуя идеи дизайна для обложки с изображением Джои Бангла Шанкара . [ 63 ] Помимо песен, которые он исполнит 1 августа, в список Харрисона вошли его собственные композиции « All Things Must Pass » – «с Леоном [Расселом]», судя по всему – « Art of Dying » и только что записанная B- сторона « Дип Блю »; Также появилась песня Клэптона « Let It Rain », а для сета Дилана были предложены « If Not for You », « Watching the River Flow » (его недавний сингл, спродюсированный Леоном Расселом). [ 64 ] и « Дуновение на ветру ». [ 63 ] только Харрисон, Вурманн, духовая группа из шести человек, а также Пит Хэм , Джоуи Молланд , Том Эванс и Майк Гиббинс из Badfinger. В тот первый день в Nola Studios были [ 13 ] [ 31 ] и последующие репетиции проводились аналогичным образом, как выразился Харрисон, «мелко и мелко». [ 65 ] Лишь финальный прогон в ночь перед концертом напоминал полноценную репетицию группы. [ 66 ] [ номер 4 ]
Во вторник, 27 июля, Харрисон и Шанкар в сопровождении курящего трубку Аллена Кляйна провели пресс-конференцию, посвященную продвижению двух шоу; [ 62 ] Харрисон, известный своей застенчивостью к выступлениям, сказал: «От одной мысли об этом меня трясет». [ 68 ] Благотворительный сингл "Bangla Desh" был выпущен в Америке 28 июля, а через два дня - в Великобритании. [ 46 ] [ 62 ] Ринго Старр прибыл в четверг. [ 13 ] и к пятнице, 30 июля, Рассел был в городе, прервав свой тур по США. [ 31 ] [ 62 ] Участники группы Рассела Клаудия Линнер и Дон Престон были добавлены к хору бэк-вокалистов Дона Никса; [ 69 ] Престон переключился на соло-гитару в сольной партии Рассела во время концертов, а басист Карл Рэдл временно заменил Вурманна. [ 55 ] К этому моменту участие Клэптона было под серьезным сомнением. [ 29 ] [ 70 ] и Харрисон выбрал Джесси Эда Дэвиса в качестве вероятной замены. [ 30 ] [ 71 ] Бывший гитарист Тадж-Махала в последнюю минуту получил наставление от Вурманна. [ 55 ] который был более чем знаком с песнями Харрисона, а также Билли Престона и Старра. [ 52 ] [ 72 ]
Генеральная репетиция, первая для некоторых участников, была совмещена с саундчеком концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден поздно вечером 31 июля. [ 62 ] И Дилан, и Клэптон наконец появились в тот вечер на саундчеке. [ 73 ] [ 74 ] Даже тогда Клэптон находился на ранней стадии героиновой абстиненции – только оператор, снабжавший его метадоном, мог привести к тому, что английский гитарист вышел на сцену на следующий день, после того как его тогдашняя подруга Элис Ормсби-Гор не смогла купить неразрезанный героин. для него на улице. [ 30 ] [ 49 ] К разочарованию Харрисона, у Дилана были серьезные сомнения относительно выступления в такой атмосфере большого события. [ 75 ] [ 76 ] и все равно не собирался играть. [ 77 ] «Послушайте, это тоже не моя сцена», — возразил Харрисон. «По крайней мере, ты раньше играл один перед толпой. Я никогда этого не делал». [ 78 ]
Благодаря дружбе Харрисона с группой Чип Джонатан Тэплин работал менеджером по производству, а Монк отвечал за освещение. [ 28 ] Гэри Келлгрен из соседней звукозаписывающей компании был приглашен для записи концертов под руководством Спектора. [ 11 ] «люди Кляйна» во главе с режиссером Солом Свиммером . а съемками мероприятия будут заниматься [ 28 ] Официальными фотографами концерта были Том Уилкс и Барри Файнштейн . [ 79 ] пара, ответственная за обложку знаменитого тройного альбома Харрисона 1970 года All Things Must Pass . [ 80 ] [ кол. 5 ]
Стивен Стиллз , распродавший билеты в Мэдисон-Сквер-Гарден за два дня до концерта 30 июля, [ 82 ] в поддержку своего альбома Стивен Стиллз 2 позволил Харрисону использовать свою сцену, звук, систему освещения и менеджера по производству, но был расстроен, когда Харрисон «пренебрег пригласить его выступить, упомянуть его имя или сказать спасибо». Затем Стиллз провел шоу пьяным в гримерке Ринго Старра, «лаяв на всех». [ 83 ]
Концертная программа
[ редактировать ]Дневное шоу
[ редактировать ]За исключением кратких ролей на разогреве в декабре 1969 года как для группы Delaney & Bonnie and Friends Леннона , так и для группы Plastic Ono Band , Концерт для Бангладеш стал первым живым выступлением Харрисона перед платной аудиторией с тех пор, как Битлз прекратили гастроли в августе 1966 года. [ 84 ] [ 85 ] [ номер 6 ] В том же году Дилан прекратил гастроли, хотя в августе 1969 года он умеренно успешно вернулся на фестиваль на острове Уайт . [ 86 ] его последнее живое выступление на данный момент. [ 87 ] Выступая в 2005 году, журнала Rolling Stone основатель Янн Веннер описал «ажиотаж», предшествовавший первому концерту «Концерт для Бангладеш», как уровень, невиданный в Нью-Йорке со времени визита Битлз в 1966 году. [ 88 ]
В роли конферансье Харрисон начал дневное шоу с того, что попросил публику «попытаться проникнуть» в вступительную индийской музыке . часть программы, посвященную [ 49 ] он представил Рави Шанкара и его коллег-музыкантов — сародья Али Акбар Хана , таблистку Затем Аллу Ракху и Камалу Чакраварти на тамбуре . [ 89 ] Шанкар сначала объяснил причину концертов, после чего четверо музыкантов исполнили традиционный дхун в формате кьяла , а не стандартной раги , под названием «Бангла Дхун». [ 90 ] В их набор входила вторая пьеса, предполагают авторы Чип Мэдингер и Марк Истер, цитируя собственное описание Харрисона, что сегмент индийской музыки в каждом шоу длился три четверти часа, тогда как в Concert for Bangladesh звучит только семнадцать минут музыки. концертном альбоме [ 91 ] [ номер 7 ] Концерт вызвал «неспокойное уважение» со стороны фанатов, жаждущих узнать личность разрекламированных «Друзей» Харрисона. [ 93 ] хотя доброжелательность публики была более чем очевидна. [ 9 ] [ 55 ] Последовал короткий антракт, во время которого сцена была очищена и был показан голландский телефильм: [ 91 ] демонстрируя кадры зверств и природных трагедий, происходящих в бывшем Восточном Пакистане. [ 68 ]
Это было волшебно. Это единственный способ описать это, потому что никто никогда раньше не видел ничего подобного, такого количества звездной силы… и все это за два часа на сцене одновременно. [ 7 ]
– Фил Спектор, 2011 г.
Под бурные аплодисменты нью-йоркской публики, [ 93 ] [ 94 ] Харрисон появился на сцене вместе со своей временной группой, в которую входил Ринго Старр , очень больной [ 17 ] Эрик Клэптон , Леон Рассел , Билли Престон , Клаус Вурманн, Джим Келтнер и восемнадцать других. [ 95 ] При поддержке рок-оркестра « Фил Спектор / All Things Must Pass » [ 96 ] Харрисон начал западную часть концерта с песни « Wah-Wah », за которой последовал его хит группы Beatles « Something » и госпел- рокер « Awaiting on You All ». [ 91 ] Затем Харрисон передал всеобщее внимание Престону, который исполнил свой единственный (до сих пор) значимый хит « This's the Way God Planned It ». [ 97 ] за ним следует Старр, чья песня " It Don't Come Easy " недавно сделала барабанщика сольным исполнителем. [ 98 ] [ 99 ] [ номер 8 ] Николас Шаффнер присутствовал на этом первом шоу и позже описал выступление Старра как получившее «самые большие овации» дня. [ 9 ]
Следующей была песня Харрисона " Beware of Darkness " с приглашенным вокалом в третьем куплете Рассела, который сделал кавер на песню для своего параллельного альбома Leon Russell and the Shelter People (1971). [ 102 ] Сделав паузу, чтобы представить группу, Харрисон последовал за этим одним из самых популярных моментов на обоих концертах - зажигательной версией трека из Белого альбома " While My Guitar Gly Weeps ", в которой он и Клэптон "сражаются" на соло-гитаре во время длинная инструментальная пьеса. [ 97 ] [ 103 ] И вступление группы, и "While My Guitar Gally Weeps" - одни из немногих отрывков из дневного шоу, которые были включены в альбом и в фильм. [ 102 ] [ 104 ] Еще одним было попурри Леона Рассела из группы Rolling Stones « Jumpin’ Jack Flash » » группы Coasters и « Young Blood . [ 104 ] что также было ярким событием живых выступлений Рассела в то время. [ 105 ] Когда Дон Престон пересек сцену, чтобы сыграть на соло-гитаре с Харрисоном, в составе временно осталось четыре электрогитариста. [ 97 ] Дон Престон, Харрисон и Клаудия Линнер исполнили вспомогательный вокал Рассела.
При эффективном изменении темпа [ 94 ] Харрисон взял в руки свою акустическую гитару, теперь он один на сцене, за исключением Пита Хэма, играющего на второй акустике. [ 106 ] и госпел-хор Дона Никса (слева на сцене). [ 74 ] [ 107 ] Последовавшее за этим " Here Comes the Sun " - первое живое исполнение песни - также было тепло встречено. [ 2 ] [ номер 9 ] В этот момент Харрисон снова переключился на свою белую Fender Stratocaster электрогитару и, как рассказал Энтони ДеКёртису в 1987 году, он посмотрел на сет-лист, прикрепленный к корпусу гитары, и увидел слово «Боб», за которым следовал вопросительный знак. [ 78 ] [ 107 ] «И я огляделся, — вспоминал Харрисон о Боба Дилана появлении , — и он так нервничал — на нем была гитара и очки — он как бы приближался, приближался [качает руками и плечами] … И только в тот момент я точно понял, что он собирается это сделать». [ 78 ] Среди публики, писал Шаффнер, было «полное изумление» от этого нового приезда. [ 9 ]
Как и предполагал Харрисон, [ 108 ] Мини-сет Дилана стал для многих наблюдателей венцом Концерта для Бангладеш. [ 107 ] [ 109 ] При поддержке только Харрисона, Рассела (теперь играющего на бас-гитаре Voormann Fender Precision ) и Старра на бубне Дилан исполнил пять своих определяющих десятилетие песен 1960-х годов: [ 110 ] « Идет сильный дождь », « Дуновение на ветру », « Чтобы смеяться, нужно много, чтобы плакать, нужен поезд », « Любовь минус ноль/без ограничений » и « Как женщина ». [ 96 ]
Затем Харрисон и группа вернулись, чтобы исполнить заключительную часть, состоящую из " Hear Me Lord " и его недавнего международного хита номер один " My Sweet Lord ", за которым последовала песня момента - " Bangla Desh ". [ 93 ]
Вечернее шоу
[ редактировать ]Сообщается, что Харрисон был в восторге от результата первого выступления, как и Дилан, который впоследствии сопровождал его обратно в отель Park Lane. [ 111 ] Они обсудили возможные изменения в сет-листе вечернего выступления. [ 111 ] начало в 8 вечера. [ 66 ]
Исполняемые песни и их последовательность немного различались между первым и вторым выступлениями, особенно заметно в вступительном и заключительном мини-сетах Харрисона. [ 112 ] После «Wah-Wah» он поставил вперед «My Sweet Lord», за ним последовал «Awaiting on You All», прежде чем передать его Билли Престону. [ 96 ] Дневная "скрипучая" песня "Hear Me Lord" была пропущена, [ 113 ] так что сегмент группы после Дилана состоял всего из двух номеров: «Something», завершающего шоу, и особенно страстного чтения «Bangla Desh» на бис . [ 114 ] Дилан также внес некоторые изменения, поменяв местами «Blowin' in the Wind» и «It Takes a Lot to Laugh», а затем сыграв хорошо принятый « Mr. Tambourine Man » вместо «Love Minus Zero». [ 112 ]
Второе представление было широко признано лучшим, чем дневное представление. [ 28 ] [ 115 ] хотя рецензент Village Voice Дон Хекман отметил, что многие зрители отреагировали на вступительный сет Шанкара-Хана с отсутствием уважения. [ 116 ] Индийским музыкантам не помог отказ микрофона на ручных барабанах Ракхи, заметил Хекман, что лишило толпу жизненно важного элемента музыкального взаимодействия между ситаром и сародом. [ 116 ]
, во время западной части шоу голос Харрисона на этот раз был более уверенным, а музыка «возможно, немного более блестящей» По словам Rolling Stone . [ 117 ] Ближе к концу «Это то, как Бог это запланировал» Престон почувствовал себя обязанным встать из-за своего органа «Хаммонд» и совершить захватывающее зрелище буги-вуги через переднюю часть сцены. [ 97 ] [ 116 ]
По мнению Хекмана, появление Дилана снова стало «моментом настоящего потрясения коры головного мозга» в сериале. [ 116 ] Дилан закончил свою последнюю песню "Just Like a Woman" победным приветствием - "подняв оба кулака, как силач ", Rolling Stone . журнала - заметил вскоре после этого рецензент [ 13 ] После выступления Дилана Харрисон представил группу: [ 112 ] прежде чем вывести шоу «на еще одну вершину» с «Something». [ 13 ] Наблюдая за происходящим из-за кулис, Патти Харрисон охарактеризовала выступление своего мужа в тот вечер как «великолепное». [ 118 ]
То, что произошло, уже стало историей: это было одно из самых трогательных и ярких музыкальных событий столетия. [ 119 ]
– Рави Шанкар, 2005 г.
После двух аншлаговых концертов все участники посетили праздничную вечеринку в подвальном клубе, известном как Ungano's. [ 118 ] [ 120 ] Дилан был в таком восторге, вспоминал Харрисон 16 лет спустя: «Он взял меня на руки, обнял и сказал: «Боже! Если бы мы только отыграли три концерта!» [ 78 ] Как и в случае с Харрисоном, опыт игры на Мэдисон-сквер в тот день не привел к тому, что Дилан сразу же вернулся на концертную сцену; [ 121 ] лишь краткое появление в качестве гостя с группой в канун Нового года 1971–72 и участие во время концерта в клубе Джона Прайна состоялось, прежде чем он вернулся в тур в январе 1974 года. [ 122 ] [ кол. 10 ]
Вечеринка после концерта включала живые выступления Харрисона и Престона, после которых «ревущий пьяный» [ 107 ] Фил Спектор сыграл «уникальную» версию « Da Doo Ron Ron ». [ 120 ] Празднование закончилось рано утром, когда Кейт Мун из The Who начал разбивать ударную установку, которая на самом деле принадлежала Майку Гиббинсу из Badfinger . [ 120 ] [ 126 ]
Отзывы
[ редактировать ]Менеджер Харрисона Аллен Кляйн сразу же похвастался вполне мирным характером мероприятия: «Никаких беспорядков не было. Туда не пустили ни одного полицейского… Ноль!» [ 120 ] Фактически, как сообщила газета The Village Voice от 12 августа, в середине вечернего шоу толпа из 200 человек, не имеющих билетов, ворвалась в двери Мэдисон-Сквер-Гарден и ворвалась в них. [ 127 ] [ номер 11 ] Помимо этого эпизода, сообщения в прессе о концертах «Концерта для Бангладеш» были в подавляющем большинстве положительными.
Появление Боба Дилана на одной сцене с двумя бывшими «Битлз» произвело фурор. [ 128 ] [ 129 ] и щедрая похвала была удостоена Джорджа Харрисона. [ 5 ] [ 130 ] « Битломания охватила город!» был типичный заголовок, [ 131 ] а в Великобритании NME объявил концерты «Величайшим рок-спектаклем десятилетия!» [ 57 ] Billboard охарактеризовал выступления артистов как «их лучшую музыку за всю историю» и прокомментировал вероятность выхода концертного альбома с концертов: «Здесь нет никакой политики. Речь идет о голодающих детях и, на этот раз, помощи через 35 музыкантов, которые должны представлять чувства любого, кто любит их музыку». [ 132 ]
Выбор песен Дилана, особенно «апокалиптическая» «A Hard Rain's A-Gonna Fall», [ 114 ] было обнаружено, что они приобрели новую актуальность в контексте начала 1970-х годов. [ 133 ] – эти слова сделали «еще более пугающими с течением лет», считает Rolling Stone . [ 134 ] В том же издании говорится о вкладе Старра: «Видеть, как Ринго Старр играет на барабанах и поет на сцене, доставляет радость, которая до сих пор является одним из самых счастливых чувств на земле». [ 129 ] Была также отмечена роль Рави Шанкара как зачинщика концертов и истинного совести шоу ЮНИСЕФ. [ 13 ] [ 120 ] В музыкальном плане, как заметил The Village Voice , пара Шанкара и Али Акбар Хана была «почти такой же уникальной, как смесь Дилана и Харрисона». [ 116 ]
В более широком контркультурном контексте того времени, когда разочарование росло с каждым рок-событием после Вудстока , [ 116 ] [ 129 ] комментаторы рассматривали концерты как, по словам журнала Rolling Stone , «краткое яркое возрождение всего лучшего, что было в шестидесятых». [ 135 ] В 1981 году NME критик Боб Воффинден сравнил это с «новым открытием веры», добавив: «Харрисон вернул рок-музыку в нужное русло». [ 136 ]
Среди биографов Харрисона Алан Клейсон описывает период 1971–72 годов, посвященный концертам и связанным с ними релизам, как «Момент Джорджа Харрисона». [ 137 ] в то время как Гэри Тиллери заявляет: «Концерт для Бангладеш закрепил статус Харрисона как чего-то большего, чем просто крупная знаменитость ... Он изменил восприятие записывающихся артистов, дав понять, что они тоже могут быть хорошими гражданами мира - готовыми отбросить свое эго и зарплаты, чтобы помочь страдающим людям». [ 138 ] По словам Ниаза Алама , написавшего в Dhaka Tribune : «Только благодаря художественным достоинствам, отраженным в фильме и пластинке, «Концерт для Бангладеш», возможно, лучше, чем Вудсток, демонстрирует лучшее из своей эпохи с точки зрения музыки, оптимизма и добрая воля». [ 139 ]
Последствия
[ редактировать ]Деньги, которые мы собрали, были второстепенными. Главное, мы распространили информацию и помогли положить конец войне... Что мы действительно показали, так это то, что музыканты и люди более гуманны, чем политики. [ 140 ]
– Джордж Харрисон, 1992 г.
В политическом плане, как бангладешский историк Фарида Маджид , «теплота, забота и доброжелательность» концертов в августе 1971 года «отозвались эхом по всему миру». заметила [ 74 ] вдохновляя добровольцев обращаться к ЮНИСЕФ и предлагать свою помощь, а также собирать частные пожертвования в фонд помощи пострадавшим Бангладеш. [ 19 ] [ 141 ] Хотя альтруистический дух вскоре снова угаснет, Концерт для Бангладеш неизменно рассматривается как источник вдохновения и образец для последующих рок-благотворительных мероприятий, от Live Aid and Farm Aid 1985 года до Концерта для Нью-Йорка и Live 8 в двадцать первом году. век. [ 2 ] [ 5 ] [ 54 ] В отличие от более поздних концертов, которые выиграли от постоянного освещения в средствах массовой информации идей, которые они поддерживали, проект Харрисона-Шанкара был ответственен за выявление проблемы и представление о тяжелом положении Бангладеш в сознании основного западного общества. [ 16 ] По словам Гэри Тиллери: «Из-за того, что шоу позиционируется как гуманитарная акция, все описания шоу включали краткое изложение катастрофы в Южной Азии. даже не знал об этом неделю назад. Трагедия в Бангладеш вышла на первый план как международная проблема». [ 142 ] Одним из этих разоблачений было то, что Америка поставляла оружие и финансовую помощь пакистанской армии, возглавляемой генералом Яхья Ханом . [ 143 ]
Музыкальный биограф Харрисона Саймон Ленг считает дружбу ключевым фактором успеха двух шоу ЮНИСЕФ, как в объединении всех участников на сцене, так и в любви, с которой зрители и музыкальные критики отнеслись к этому событию. [ 144 ] Клаус Форманн, близкий друг Харрисона с 1960 года, также часто отмечал это качество. [ 17 ] [ 72 ]
Дружба продолжалась на следующих, значительно более прибыльных этапах проекта помощи Бангладеш. [ 136 ] [ 145 ] поскольку соответствующий концертный альбом и фильм-концерт были подготовлены к выпуску. [ 66 ] Харрисон заверил всех основных исполнителей, что их появление будет удалено из этих выпусков, если мероприятие окажется «паршивым». [ 146 ] чтобы избавить кого-либо от риска возможного затруднения. [ 65 ] Разослав 1 сентября персональные благодарственные письма всем участникам, [ 147 ] Билли Престона он также выразил свою благодарность, приняв участие в записи первого альбома на A&M Records той осенью и подарив новую песню Джесси Эду Дэвису. [ 148 ] [ 149 ]
Примерно в то же время ходили слухи о возможном повторении нью-йоркских концертов, которые состоятся на лондонском стадионе «Уэмбли» в начале октября. [ 57 ] [ 150 ] Харрисон и Кляйн отвергли эту идею, но английская версия Концерта для Бангладеш все же состоялась в The Oval на юге Лондона 18 сентября. [ 57 ] Под названием «Прощай, лето – рок-концерт в помощь голодающим в Бангладеш». [ 139 ] в него вошли выступления The Who , The Faces , Mott the Hoople , America , Lindisfarne и Quintessence . [ 57 ] [ номер 12 ] Беженцы из Бангладеш также были одним из нескольких благотворительных проектов, поддержанных на фестивале Уили , проходившем недалеко от Клактона-он-Си в Эссексе в конце августа. [ 139 ] 22 сентября Джордж и Патти Харрисон прибыли домой в Великобританию, когда микширование грядущего концертного альбома было завершено, и Харрисон должен был встретиться с Патриком Дженкиным из Британского казначейства , чтобы разобраться с непредвиденным препятствием, связанным налога на покупку с взиманием . альбом. [ 150 ] [ 152 ] Это была одна из многих проблем, которые препятствовали реализации проекта Харрисона в Бангладеш после шоу в Мэдисон-Сквер-Гарден. [ 153 ] [ 154 ] и британский политик якобы говорил ему: «Извините! Это все очень хорошо для ваших высоких идеалов, но Британия в равной степени нуждается в деньгах!» [ 155 ] [ номер 13 ]
5 июня 1972 года в знак признания их «новаторских» усилий по сбору средств для беженцев из Бангладеш Джордж Харрисон, Рави Шанкар и Аллен Кляйн были совместно удостоены награды ЮНИСЕФ «Ребенок - отец человека». [ 157 ] В декабре 2008 года, через семь лет после смерти Харрисона, BBC сообщила, что в Высоком суде Бангладеш предпринимаются шаги по официальному признанию и уважению Харрисона как героя за его роль в беспокойном рождении нации. [ 158 ]
В 2003 году автор Билл Гарри оплакивал отсутствие признания Харрисона в британской системе наград за постановку Концерта для Бангладеш. Гарри сказал, что, учитывая влияние этого события и другой благотворительной деятельности Харрисона, а также то, как его компания HandMade Films «фактически возродила британскую киноиндустрию», было «трудно приравнять» его статус MBE (который он получил в 1965 году как член группы «Битлз») с рыцарскими званиями или другими высшими орденами, щедрыми на таких людей, как Боб Гелдоф , комиков, поп-звезд и других деятелей музыкального бизнеса. [ 1 ] [ номер 14 ]
Фонды и споры
[ редактировать ]Два шоу в Мэдисон-Сквер-Гарден собрали 243 418,50 долларов США, которые были переданы на управление ЮНИСЕФ 12 августа 1971 года. [ 57 ] К декабрю Capitol Records чек представила Apple Corps на сумму около 3 750 000 долларов за предварительную продажу концертного альбома Concert for Bangladesh . [ 160 ] [ 161 ]
Если не считать жалоб на высокую розничную цену набора из трех пластинок, особенно в Великобритании. [ 162 ] – в результате отказа правительства отменить дополнительный налоговый сбор – вскоре вокруг сбора средств для проекта возникли разногласия. [ 2 ] Самое главное, Кляйн не смог заранее зарегистрировать это мероприятие в качестве пособия ЮНИСЕФ. [ 163 ] [ 164 ] отказало ему в освобождении от налогов . и впоследствии правительство США [ 150 ] В результате большая часть денег хранилась на счете Службы внутренних доходов условном в течение десяти лет. [ 163 ] [ 165 ] В интервью Дереку Тейлору для его автобиографии в конце 1970-х годов Харрисон назвал эту цифру между 8 и 10 миллионами долларов. [ 65 ] До этого, в начале 1972 года, журнал New York сообщил, что часть доходов осталась неучтенной и попала на счета Кляйна. [ 129 ] [ 136 ] Кляйн в ответ подал на журнал в суд о возмещении ущерба в размере 150 миллионов долларов. [ 166 ] и хотя позже иск был отозван, обвинения вызвали нежелательную критику в то время, когда также задавались вопросы о неэффективном управлении Кляйном финансами Битлз. [ 167 ] [ 168 ] В том году около 2 миллионов долларов было отправлено беженцам через ЮНИСЕФ до того, как IRS начала проверку Apple; наконец, в 1981 году по итогам ревизии к этой сумме было добавлено 8,8 миллиона долларов. [ 3 ] [ кол. 15 ]
К июню 1985 года, согласно статье в Los Angeles Times , в Бангладеш было отправлено в качестве помощи почти 12 миллионов долларов. [ 6 ] Примерно в это же время, по словам музыкального журналиста Микала Гилмора , Харрисон дал Гелдофу «дотошный совет», чтобы гарантировать, что примерно 50 миллионов фунтов стерлингов Live Aid дойдут, как и предполагалось, до жертв голода в Эфиопии . [ 2 ] В интервью, посвященном выпуску компакт-диска The Concert for Bangladesh в 1991 году , Харрисон сказал, что в начале 1970-х годов от концерта, сопутствующего альбома и фильма было собрано 13,5 миллионов долларов. Он добавил, что, хотя эта цифра бледнеет по сравнению с такими проектами, как Live Aid, «вы должны помнить, что это было в то время, когда никто не знал о такого рода благотворительных концертах, ничего подобного, конечно, не было. и, конечно, тогда 13,5 миллионов долларов были, вероятно, намного больше, чем они стоят сейчас». [ 172 ]
Выступая в 1990-х годах, Харрисон сказал об усилиях по оказанию помощи Бангладеш: «Теперь все улажено, и ООН сама владеет правами на это, и я думаю, что было заработано около 45 миллионов долларов». [ 173 ] Продажи DVD и компакт-дисков Концерта 1971 года для Бангладеш продолжают приносить пользу делу. [ 174 ] теперь известный как Фонд Джорджа Харрисона для ЮНИСЕФ. [ 175 ] [ 176 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Концерт для Бангладеш высмеивали в двух эпизодах «Симпсонов» : « Как отец, как клоун » и « Я с Купидоном ». В первом случае Красти проигрывает альбом, будучи гостем в доме Симпсонов. [ 177 ] "I'm with Cupid" Апу В сборнике пластинок есть "Концерт против Бангладеш " с изображением грибовидного облака на обложке. [ 178 ] отражая современное ядерное соперничество между Индией и Пакистаном в регионе. [ 179 ]
В июльском номере журнала National Lampoon за 1974 год («Десерт») высмеивали Тома Уилкса оригинальный дизайн обложки для «Концерта для Бангладеш» , используя шоколадную версию голодающего ребенка, голову которого откусили. [ 180 ] За два года до этого команда National Lampoon официально подделала гуманитарную роль Харрисона в своем треке «The Concert in Bangla Desh» из альбома Radio Dinner . [ 181 ] В скетче два бангладешских комика (которых играют Тони Хендра и Кристофер Гест ) выступают перед голодающими беженцами, пытаясь собрать миску риса, чтобы «Джордж Харрисон» мог объявить голодовку . [ 181 ] [ 182 ]
Шумы толпы с концерта для Бангладеш были вставлены Aerosmith в кавер-версию песни « Train Kept A-Rollin' продюсером Джеком Дугласом » . [ 183 ] Некоторые кадры с концертов 1971 года, сделанные фотографом Барри Файнштейном , были использованы на обложках последующих альбомов участвующих артистов, в частности, сборников Bob Dylan's Greatest Hits Vol. II и История Эрика Клэптона . [ 136 ] [ 184 ]
Сам Харрисон воплотил концепцию благотворительного шоу в кино в комедии HandMade « Вода» 1985 года . [ 185 ] На так называемом Концерте Каскары он, Старр, Клэптон, Джон Лорд и другие неожиданно появляются на сцене, предположительно перед Генеральной Ассамблеей ООН , исполняя песню «Freedom». [ 186 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Примерно в это же время раздался телефонный звонок Мику Джаггеру , который был вынужден отклонить приглашение Харрисона выступить из-за шаткого положения Rolling Stones как налоговых изгнанников во Франции. [ 13 ] [ 29 ]
- ↑ Леннон вскоре предложил другую версию событий, обвинив менеджера Аллена Кляйна в распространении ложных слухов, но при этом придумав собственную историю, которая, казалось, была более убедительной против него самого: «Мне просто не хотелось этого. Мы были на Виргинских островах , и я определенно не собирался репетировать в Нью-Йорке, затем возвращаться на Виргинские острова, затем возвращаться в Нью-Йорк и петь». [ 57 ]
- ↑ В ноябре 1971 года в интервью Крису Чарльзворту из Melody Maker Маккартни сказал, что его решение было частично основано на участии Кляйна. По словам Маккартни, воссоединение Битлз было бы «историческим событием», заслуга в котором «присвоилась бы Кляйну». [ 60 ]
- ↑ Одна из таких неофициальных репетиций состоялась в гостиничном номере Харрисона, где он и гитарист Питер Фрэмптон пробежали весь сет - мера, как позже понял Фрэмптон, была предпринята Харрисоном, чтобы скрыть растущую вероятность неявки Клэптона на мероприятие. [ 67 ]
- ↑ Уилкс также разработал обложку с изображением сингла "Bangla Desh", лицевая сторона которой состояла из коллажа из газетных заголовков, посвященных сорванным попыткам Бангладеш получить международное признание. [ 81 ]
- ↑ В своем интервью для документального фильма Мартина Скорсезе 2011 года «Жизнь в материальном мире » Клаус Вурманн рассказывает о масштабах испытаний, которые Харрисону пришлось пережить в тот день, когда он столкнулся с первым аншлагом из 20 000 зрителей: «Он действительно поднялся туда и поговорил с аудитория – я думаю, что это был первый раз, когда он сделал это… он знал, что это будет снято, это будет использовано, говорить с аудиторией очень, очень сложно…» [ 72 ]
- ↑ Точно так же в своем обзоре концерта для The New York Times Майк Джан написал о «двух отрывках индийской музыки» в исполнении Шанкара и Хана: «дневная рага и композиция». [ 92 ]
- ↑ Авторы Beatles отмечают, что "It Don't Come Easy" превзошла по популярности синглы бывших товарищей по группе Старра в этот период. [ 99 ] » Леннона – а именно, « Власть народу , «Бангла Деш» Харрисона, « Другой день » и « Заднее сиденье моей машины » Маккартни. [ 100 ] [ 101 ] Как и «Это то, как Бог это планировал», хит Старра был первоначально спродюсирован Харрисоном в Лондоне. [ 102 ]
- ↑ В последующем интервью Хэм заявил, что Харрисон обратился к нему по поводу исполнения "Here Comes the Sun" только за день до концерта, и что два гитариста никогда не репетировали песню вместе. [ 106 ]
- ↑ Дилан ненадолго вернулся к написанию песен протеста , однако, впервые с 1963–64 годов, с неальбомным синглом « George Jackson ». [ 123 ] [ 124 ] Он записал эту песню в Нью-Йорке в ноябре 1971 года, снова с Расселом. [ 125 ]
- ↑ Отряд из 100 охранников и полиции Нью-Йорка затем избил толпу дубинками, в ходе чего контркультуры деятеля Уэйви Грейви предположительно ударили сзади после того, как он показал полицейским, что у него действительно есть действующий билет. тяжелобольного [ 127 ]
- ↑ Мероприятие привлекло около 40 000 фанатов и собрало на эти цели 15 000 фунтов стерлингов. [ 151 ]
- ↑ Австралийская версия Концерта для Бангладеш прошла в Myer Music Bowl в Мельбурне 20 апреля 1975 года. В нем приняли участие Daddy Cool , Ayers Rock , Phil Manning и AC/DC . [ 156 ]
- ^ Джеффри Кэннон в обновлении 2019 года, сопровождающем переиздание на Rock's Backpages его в Guardian обзора концертного альбома Concert for Bangladesh 1972 года, сказал, что отсутствие государственного признания Харрисона было «необъяснимым», учитывая, что Маккартни был посвящен в рыцари в 1997 году и Шанкар был удостоен индийского эквивалента в 2001 году. [ 159 ]
- ^ Действия Кляйна по проекту в Бангладеш и подозрения в финансовых нарушениях с его стороны, [ 169 ] было одной из главных причин, по которой Харрисон, Леннон и Старр решили не продлевать его управленческий контракт в марте 1973 года. [ 170 ] В своем иске против Кляйна в ноябре того же года они, среди ряда других жалоб, сослались на его неспособность заранее обеспечить официальный статус благотворительного мероприятия. [ 171 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гарри, с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Новая энциклопедия рок-н-ролла Rolling Stone , стр. 419.
- ^ Интервью с Чарльзом Дж. Лайонсом и Кофи Аннаном в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
- ^ Перейти обратно: а б с Родригес, с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Джонстон, «Бангладеш: выгода, которой почти не было», Los Angeles Times , 2 июня 1985 г., стр. Р3.
- ^ Перейти обратно: а б Оливия Харрисон, с. 286.
- ^ Лавеццоли, стр. 186–87.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шаффнер, с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с Лавеццоли, с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с д Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Клейсон, с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с Грин, с. 186.
- ^ Примечания на вкладыше, буклет к переизданию The Concert for Bangladesh (Sony BMG, 2005; продюсеры Джордж Харрисон и Фил Спектор), стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленг, с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Салливан, «Концерт Джорджа Харрисона для Бангладеш показал проблемы с наркотиками для Эрика Клэптона, страх сцены для Боба Дилана» , spinner.com, 1 августа 2011 г. (архивная версия получена: 12 октября 2013 г.).
- ^ Джордж Харрисон, стр. 220, 248.
- ^ Перейти обратно: а б Клейсон, с. 317.
- ^ Бэдман, стр. 37–38.
- ^ Ленг, стр. 108, 110.
- ^ Перейти обратно: а б с Лавеццоли, с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Харрисон, с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Спайзер, с. 240.
- ↑ Марк Даммет, «Война в Бангладеш: статья, изменившая историю» , BBC News Online , 16 декабря 2011 г. (получено 4 сентября 2012 г.).
- ↑ Зара Хайдер, «Освещение в СМИ и война 1971 года» , The Daily Star , 15 декабря 2015 г. (получено 13 января 2016 г.).
- ^ Грин, с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джордж Харрисон, с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Клейсон, с. 309.
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Харрис, «Тихий шторм», Mojo , июль 2001 г., стр. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэдингер и Пасха, с. 435.
- ^ Ленг, стр. 111, 115.
- ^ Перейти обратно: а б с О'Делл, стр. 195–96.
- ^ Джордж Харрисон – Своими словами , superseventies.com (получено 15 марта 2013 г.).
- ^ О'Делл, стр. 196–97.
- ^ Родригес, с. 50.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 42, 123.
- ^ Перейти обратно: а б О'Делл, стр. 197.
- ^ Джордж Харрисон, пластина XXXI, стр. 399.
- ^ Бэдман, с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Ленг, с. 112.
- ^ Джордж Харрисон, с. 220.
- ^ Интервью с Кофи Аннаном в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
- ^ Перейти обратно: а б Ленг, с. 114.
- ^ Бэдман, стр. 39–40.
- ^ Перейти обратно: а б Кастлман и Подразик, с. 103.
- ^ Лавеццоли, с. 190.
- ^ Лавеццоли, стр. 51, 190.
- ^ Перейти обратно: а б с Тиллери, с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Клейсон, с. 310.
- ^ Клейсон, стр. 309, 310.
- ^ Перейти обратно: а б Ленг, с. 116.
- ^ Клейсон, стр. 308–09.
- ^ Перейти обратно: а б Нил Альперт, «Концерт Джорджа Харрисона для Бангладеш» , Gadfly Online , 3 декабря 2001 г. (архивировано из оригинала 3 марта 2012 г., получено 14 мая 2012 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с д Клейсон, с. 311.
- ^ Йоко Оно, «Нью-Йорк» , буклет к бокс-сету «Антологии Джона Леннона» (EMI Records, 1998; продюсеры Йоко Оно и Роб Стивенс).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бадман, с. 45.
- ^ Тиллери, с. 97.
- ^ Воффинден, с. 49.
- ^ Бэдман, с. 54.
- ^ Грин, с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бадман, с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Оливия Харрисон, с. 288.
- ^ Хейлин, с. 327.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж Харрисон, с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с Спайзер, с. 241.
- ^ «Питер Фрэмптон» . Интервью записывающихся артистов . Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 122.
- ^ Ленг, стр. 111–12.
- ^ Гарри, с. 133.
- ^ Спайзер, стр. 240–41.
- ^ Перейти обратно: а б с Интервью Клауса Форманна на DVD «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» , 2011 г. (режиссер Мартин Скорсезе; продюсеры Оливия Харрисон, Найджел Синклер и Мартин Скорсезе).
- ^ О'Делл, с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленг, с. 119.
- ^ Клейсон, стр. 310, 311.
- ^ Ленг, стр. 118, 120.
- ^ Грин, стр. 188, 191.
- ^ Перейти обратно: а б с д Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 146.
- ↑ Мэтт Гурвиц, «Интервью с Томом Уилксом», Goldmine , 12 ноября 2004 г.
- ^ Спайзер, стр. 226, 245.
- ^ Спайзер, стр. 235–36.
- ^ Ян, Майк (1 августа 1971 г.). «Стивен Стиллз играет в саду на своем первом сольном концерте здесь» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Циммер, Дэйв (1984). Кросби, Стиллз и Нэш: Биография . стр. 52–53. ISBN 9780786726110 .
- ^ Ленг, с. 115.
- ^ Доггетт, с. 173.
- ^ Хейлин, стр. 308–09.
- ^ Соунс, стр. 266–67.
- ^ Интервью с Яном Веннером в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
- ^ Лавеццоли, стр. 190–91.
- ^ Лавеццоли, с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэдингер и Пасха, с. 436.
- ^ Майк Ян, «Джордж Харрисон и др.: Концерт для Бангла Деш, Мэдисон-Сквер-Гарден, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк», The New York Times , 2 августа 1971 г.; доступно на Rock's Backpages ( требуется подписка ; получено 20 марта 2013 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с Клейсон, с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б Лавеццоли, с. 192.
- ^ Каслман и Подразик, стр. 195–96.
- ^ Перейти обратно: а б с Шаффнер, с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клейсон, с. 313.
- ^ Воффинден, стр. 45, 47.
- ^ Перейти обратно: а б Родригес, стр. 29, 42.
- ^ Шаффнер, с. 140.
- ^ Воффинден, с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Спайзер, с. 243.
- ^ Ленг, стр. 117–18.
- ^ Перейти обратно: а б Мэдингер и Пасха, с. 438.
- ↑ Брюс Эдер, «Леон Рассел Леон Live » , AllMusic (получено 20 мая 2012 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Матовина, г. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клейсон, с. 314.
- ^ Ленг, с. 121.
- ^ Хейлин, с. 329.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 122–23.
- ^ Перейти обратно: а б О'Делл, с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэдингер и Истер, стр. 436–37.
- ^ Клейсон, стр. 312–13.
- ^ Перейти обратно: а б Ленг, с. 118.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 121–22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дон Хекман, «Событие закончилось пиршеством любви». Архивировано 19 января 2015 года в Wayback Machine , Village Voice , 5 августа 1971 года (получено 14 мая 2012 года).
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 121, 122.
- ^ Перейти обратно: а б О'Делл, с. 202.
- ^ Введение Рави Шанкара, буклет к переизданию The Concert for Bangladesh (Sony BMG, 2005; продюсеры Джордж Харрисон и Фил Спектор), стр. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бадман, с. 44.
- ^ Лавеццоли, стр. 192–93.
- ^ Хейлин, стр. 330, 335.
- ^ Новая энциклопедия рок-н-ролла Rolling Stone , стр. 291.
- ^ Чарльз Шаар Мюррей, «Джордж Харрисон и др.: Концерт для Бангла Деш », Mojo , март 2002 г.; доступно на Rock's Backpages ( требуется подписка ; получено 10 июня 2013 г.).
- ^ Хейлин, стр. 330–31.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Рон Розенбаум, «Кто ударил клоуна дубинкой?» Архивировано 26 декабря 2010 года в Wayback Machine , The Village Voice , 12 августа 1971 года (получено 14 мая 2012 года).
- ^ Соунс, с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шаффнер, с. 148.
- ^ Воффинден, стр. 51, 52.
- ^ Клейсон, с. 327.
- ^ Боб Глассенберг, «Харрисон и друзья устроили суперконцерт в пользу помощи Пакистану» , Billboard , 14 августа 1971 г., стр. 18 (получено 31 октября 2013 г.).
- ^ Спайзер, с. 244.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 121.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 121, 154.
- ^ Перейти обратно: а б с д Воффинден, с. 51.
- ^ Клейсон, с. 318.
- ^ Тиллери, с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с Нияз Алам, «Все концерты для Бангладеш» , Dhaka Tribune , 28 ноября 2019 г. (получено 1 февраля 2021 г.).
- ^ Грин, стр. 193–94.
- ^ Лавеццоли, с. 194.
- ^ Тиллери, с. 99.
- ^ Лавеццоли, стр. 189, 194.
- ^ Ленг, с. 120.
- ^ Клейсон, с. 315.
- ^ Бэдман, с. 79.
- ^ Оливия Харрисон, с. 294.
- ^ Каслман и Подразик, стр. 106, 112.
- ^ Родригес, с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с Клейсон, с. 316.
- ↑ Мартин Уильямсон, «Овал, наркотики и рок-н-ролл» , ESPNcricinfo , 5 октября 2007 г. (дата обращения: 20 декабря 2019 г.).
- ^ Бэдман, стр. 49, 50.
- ^ Воффинден, стр. 51–52.
- ^ Клейсон, стр. 315–16.
- ^ Бэдман, с. 50.
- ^ "AC/DC" , Только Мельбурн (получено 20 декабря 2019 г.).
- ^ Бэдман, с. 74.
- ^ «Движение «Бангладешского героя Битла»» , BBC News Online , 11 декабря 2008 г. (получено 14 мая 2012 г.).
- ↑ Джеффри Кэннон, «Джордж Харрисон и друзья: Концерт для Бангладеш (Apple)», The Guardian , 4 января 1972 г.; доступен на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Бэдман, с. 58.
- ^ Гарри, с. 136.
- ^ Карр и Тайлер, с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Лавеццоли, с. 193.
- ^ Сучер, стр. XII, 200.
- ^ Воффинден, с. 52.
- ↑ Джей Кокс, «Sweet Sounds» , Time , 17 апреля 1972 г. (получено 12 декабря 2006 г.).
- ^ Клейсон, стр. 332–33.
- ^ Бэдман, с. 72.
- ^ Родригес, с. 137.
- ^ Доггетт, стр. 192–93.
- ^ Доггетт, с. 212.
- ^ Гарри, с. 137.
- ^ Хантли, с. 82.
- ^ Ингхэм, с. 133.
- ^ Возвращение к концерту для Бангладеш .
- ^ «Фонд Джорджа Харрисона для ЮНИСЕФ просит: «Помогите нам спасти несколько жизней»: Концерт в честь 40-летия Бангладеш» , ЮНИСЕФ , 13 октября 2011 г. (получено 30 октября 2013 г.).
- ^ Ричмонд и Коффман, с. 67.
- ^ Гарри, с. 344.
- ↑ Бенджамин Робинсон, «Я с Купидоном/AABF11» , Архив Симпсонов, 21 сентября 1999 г. (архивная версия получена 5 декабря 2015 г.).
- ^ Марк Саймонсон, « Национальный пасквиль № 52 - Десерт». Архивировано 23 июля 2008 г. на Wayback Machine , markverylarge.com (получено 15 октября 2012 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Родригес, стр. 96–97.
- ↑ Марк Симонсон, « Ужин по радио National Lampoon Radio (1972)». Архивировано 25 ноября 2010 года на Wayback Machine , markverylarge.com (получено 21 октября 2012 года).
- ^ Грег Прато, «Поезд Aerosmith продолжает катиться» , AllMusic (получено 15 октября 2012 г.).
- ^ Интервью с Барри Файнштейном в «Возвращение к Бангладеш» .
- ^ Бэдман, с. 351.
- ^ Ленг, с. 239.
Источники
[ редактировать ]- Кейт Бэдман, Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 , Omnibus Press (Лондон, 2001; ISBN 0-7119-8307-0 ).
- Рой Карр и Тони Тайлер, The Beatles: An Illustrated Record , Trewin Copplestone Publishing (Лондон, 1978; ISBN 0-450-04170-0 ).
- Гарри Кастлман и Уолтер Дж. Подразик, Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 , Ballantine Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1976; ISBN 0-345-25680-8 ).
- Алан Клейсон, Джордж Харрисон , Sanctuary (Лондон, 2003; ISBN 1-86074-489-3 ).
- DVD «Возвращение к Бангладеш с Джорджем Харрисоном и друзьями» , Apple Corps, 2005 (режиссер Клэр Фергюсон; продюсеры Оливия Харрисон, Джонатан Клайд и Джо Хьюман).
- Питер Доггетт, «Ты никогда не даешь мне свои деньги: The Beatles после распада» , It Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2011; ISBN 978-0-06-177418-8 ).
- Редакторы журнала Rolling Stone , Харрисон , Rolling Stone Press/Simon & Schuster (Нью-Йорк, 2002 г.); ISBN 0-7432-3581-9 ).
- Джошуа М. Грин, «А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона» , John Wiley & Sons (Хобокен, Нью-Джерси, 2006; ISBN 978-0-470-12780-3 ).
- Джордж Харрисон, «Я, моя» , Chronicle Books (Сан-Франциско, Калифорния, 2002; ISBN 0-8118-3793-9 ).
- Оливия Харрисон, Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире , Абрамс (Нью-Йорк, 2011 г.); ISBN 978-1-4197-0220-4 ).
- Билл Гарри, Энциклопедия Джорджа Харрисона , Virgin Books (Лондон, 2003; ISBN 978-0753508220 ).
- Клинтон Хейлин, Боб Дилан: За тенями (издание, посвященное 20-летию) , Фабер и Фабер (Лондон, 2011; ISBN 978-0-571-27240-2 ).
- Эллиот Дж. Хантли, Мистический: Джордж Харрисон – После распада Битлз , Guernica Editions (Торонто, Онтарио, 2006; ISBN 1-55071-197-0 ).
- Крис Ингэм, The Rough Guide to the Beatles , Rough Guides/Penguin (Лондон, 2006; 2-е изд.; ISBN 978-1-84836-525-4 ).
- Питер Лавеццоли, «Рассвет индийской музыки на Западе» , Continuum (Нью-Йорк, 2006 г.); ISBN 0-8264-2819-3 ).
- Саймон Ленг, Пока моя гитара нежно плачет: Музыка Джорджа Харрисона , Хэла Леонарда (Милуоки, Висконсин, 2006; ISBN 1-4234-0609-5 ).
- Чип Мэдингер и Марк Истер, «Восемь рук, чтобы держать тебя: сборник соло Beatles» , 44.1 Productions (Честерфилд, Миссури, 2000; ISBN 0-615-11724-4 ).
- Дэн Матовина, Без тебя: Трагическая история Бэдфингера , Книги Фрэнсис Гловер (2000; ISBN 0-9657122-2-2 ).
- Крис О'Делл с Кэтрин Кетчем, Мисс О'Делл: Мои тяжелые дни и долгие ночи с The Beatles, The Stones, Бобом Диланом, Эриком Клэптоном и женщинами, которых они любили , Touchstone (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2009; ISBN 978-1-4165-9093-4 ).
- Рэй Ричмонд и Антония Коффман (редакторы), «Симпсоны: Полный путеводитель по нашей любимой семье» , HarperPerennial (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1997; ISBN 978-0-00-638898-2 ).
- Роберт Родригес, «Великолепная четверка: часто задаваемые вопросы 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980» , Backbeat Books (Милуоки, Висконсин, 2010; ISBN 978-1-4165-9093-4 ).
- Николас Шаффнер, The Beatles Forever , МакГроу-Хилл (Нью-Йорк, 1978; ISBN 0-07-055087-5 ).
- Стэн Сучер, Детка, ты богатый человек: судимся с «Битлз» ради развлечения и прибыли , Университетское издательство Новой Англии (Ливан, Нью-Хэмпшир, 2015; ISBN 978-1-61168-380-6 ).
- Говард Соунс, «Вниз по шоссе: жизнь Боба Дилана» , Doubleday (Лондон, 2001; ISBN 0-385-60125-5 ).
- Брюс Спайзер , The Beatles Solo на Apple Records , 498 Productions (Новый Орлеан, Луизиана, 2005; ISBN 0-9662649-5-9 ).
- Гэри Тиллери, Мистик рабочего класса: духовная биография Джорджа Харрисона , Quest Books (Уитон, Иллинойс, 2011; ISBN 978-0-8356-0900-5 ).
- Боб Воффинден, The Beatles Apart , Proteus (Лондон, 1981; ISBN 0-906071-89-5 ).