На концерте 1972 г.
На концерте 1972 г. | |
---|---|
![]() | |
Живой альбом | |
Выпущенный | 22 января 1973 г. (США) 13 апреля 1973 г. (Великобритания) |
Записано | 8 октября 1972 г. |
Место проведения | Филармонический зал , Нью-Йорк |
Жанр | хиндустани классика |
Длина | 1 : 41 : 59 |
Этикетка | Яблоко |
Продюсер | Джордж Харрисон , Закир Хуссейн , Фил МакДональд |
In Concert 1972 — двойной концертный альбом ситара виртуоза Рави Шанкара и сародии Али Акбара Хана , выпущенный в 1973 году на Apple Records . Он был записан в Филармоническом зале двух классических музыкантов хиндустани Нью-Йорка в октябре 1972 года и является ярким примером знаменитого - джугальбанди стиля игры (дуэта). В сопровождении на табле игрока Аллы Ракхи представление отражает скорбь двух артистов в связи с недавней смертью их почитаемого гуру и отца Хана, Аллауддина Хана . Последний был ответственен за многие инновации в индийской музыке в двадцатом веке, включая диалог «призыв-ответ», который такие музыканты, как Шанкар, Хан и Ракха, популяризировали среди западной публики в 1960-х годах.
В альбом вошли три раги , в том числе « Рага Синдхи Бхайрави », которую Али Акбар Хан ранее интерпретировал на своей знаковой записи 1955 года « Музыка Индии» . Концерт 1972 года получил признание критиков; Кен Хант из журнала Gramophone охарактеризовал его как «иногда тлеющий, иногда пламенный шедевр» и «живое, огнедышащее воплощение одного из величайших партнерств, когда-либо созданных в хиндустани [классической музыке]». [ 1 ]
Концерт 1972 года продюсировали Джордж Харрисон , Закир Хусейн и Фил Макдональд . Это был последний релиз, связанный с Шанкаром, на лейбле Apple Beatles после совместной работы с Харрисоном над Raga и The Concert for Bangladesh . Apple выпустила In Concert 1972 на компакт-диске в 1996 и 2004 годах, воссоединив 50-минутный альбом "Raga Manj Khamaj", который ранее был разделен на две части пластинки .
Фон
[ редактировать ]
Наряду с другими ведущими фигурами в области классической музыки хиндустани, такими как Панналал Гош и Аннапурна Деви , [ 3 ] Али Акбар Хан и Рави Шанкар обучались в Майхар-гаране под руководством отца Хана и Деви, учителя и мультиинструменталиста Аллауддина Хана . [ 4 ] [ 5 ] Известный как «Баба», [ 6 ] последний признан одним из величайших новаторов индийской классической музыки двадцатого века, [ 4 ] [ 7 ] сочинив до 600 музыкальных произведений и отвечая за модернизацию двух важнейших струнных инструментов — ситара и сарода . [ 8 ] Автор Питер Лаваццоли считает, что различные вклады Бабы «сформировали ... большую часть того, что Запад знает как индийскую классическую музыку» через последующие работы Шанкара и Хана. [ 9 ]
Из двух музыкантов Хан, как мастер сародья , первым добился международного признания. [ 10 ] с визитом в Нью-Йорк, кульминацией которого стал выпуск его альбома 1955 года «Музыка Индии: утренние и вечерние раги» . [ 11 ] [ 12 ] Последний был первым альбомом индийской классической музыки. [ 11 ] и его успех привел к тому, что Шанкар записал свой дебютный альбом Three Ragas в Лондоне в следующем году. [ 13 ] Дуэты Шанкара и Хана, известные как джугальбанди , высоко ценились как сольные исполнители, но получили такое же признание, начиная с 1950-х годов. [ 14 ] Музыкальный критик Кен Хант пишет о «тигровом потенциале мужского (сарод) и женского (ситар) диалога» в их комбинации джугальбанди . [ 11 ] Еще одним наследием Бабы было взаимодействие джаваб-савал (призыв и ответ) между сольными инструментами и таблой с двумя ручными барабанами - диалог, который Шанкар, в частности, популяризировал среди западной рок-аудитории благодаря своим выступлениям и табла-игрицы Аллы Ракхи выступлениям . в Монтеррее и Вудстоке в конце 1960-х годов. [ 15 ]

По сравнению с более традиционным музыкальным путем, избранным Ханом, [ 12 ] Шанкар экспериментировал с жанрами, выходящими за рамки индийской классической музыки, и все чаще связывался с западными артистами, включая Джорджа Харрисона и Филипа Гласса . [ 16 ] [ 17 ] Хан родился в Восточной Бенгалии (ныне часть Бангладеш ), и присоединился к Шанкару на сцене Мэдисон-Сквер-Гарден , Нью-Йорк, в августе 1971 года на Концерте для Бангладеш , организованном Харрисоном. [ 18 ] [ 19 ] Чуть больше года спустя, 8 октября 1972 года, Шанкар и Хан были записаны в другом нью-йоркском зале, в Филармоническом зале (ныне Эйвери Фишер ), снова в сопровождении Ракхи. [ 20 ] Шанкар часто комментировал теплый прием, оказанный ему публикой в Америке: [ 21 ] где Нью-Йорк был первым западным городом, принявшим индийскую музыку. [ 22 ] [ 23 ] [ номер 1 ]
Как и на концертах в Бангладеш, это выступление 1972 года было особенным, после смерти Аллауддина Хана в сентябре того же года. [ 1 ] [ 24 ] Будучи их музыкальным гуру , Баба оставался почитаемой фигурой в их жизни. [ 25 ] и человек, которого считали святым в его родном городе Майхар . [ 26 ] [ номер 2 ] В автобиографии Шанкара « Моя музыка, моя жизнь » 1968 года он с восхищением пишет о Бабе, «следующем образе жизни, который представлял собой прекрасное сочетание лучшего из индуизма и ислама », и столь же широком кругозоре в своем музыкальном видении. [выводя] нас за рамки узкой специализации, которая преобладала в нашей музыке». [ 29 ] [ номер 3 ] Последующий дуэт в филармонии стал страстным музыкальным обменом между Шанкаром и Ханом, выступлением, которое, по словам Ханта, «намного превосходит дань уважения, застывшую во времени». [ 1 ]
Запись
[ редактировать ]Друзья, этот вечер мы посвящаем покойному Устаду Аллауддину Хану... Он умер чуть больше месяца [назад], и его потеря для нашей музыки - это нечто, что невозможно исправить, потому что он был величайшим музыкантом, величайшим инструменталистом. что у нас было. [ 33 ] [ 34 ]
- Рави Шанкар, 8 октября 1972 г.
В роли, которую он представил [ 35 ] как посол индийской классической музыки, [ 36 ] Шанкар сначала обратился к нью-йоркской публике, чтобы объяснить, что означает потеря Аллауддина Хана для индийской музыки. [ 1 ] Затем он представил первое произведение « Рага Хем Бихаг » как «одно из творений [Бабы]». [ 33 ] Однако, как и во всех других подборках, ведущие исполнители получили признание композитора. [ 20 ] в соответствии с традицией хиндустани, которая допускает большую импровизацию на основе признанной композиции по сравнению с более структурированной традицией Карнатак . [ 37 ]
Во время концерта аккомпанемент Шанкару и Хану обеспечивали два игрока на тамбуре , которых в титрах альбома зовут Ашока и Сьюзен. [ 38 ] Лавеццоли пишет о давней связи Шанкара со своим игроком на табле, что Ракха был «идеальным партнером», учитывая широкую подготовку барабанщика. [ 39 ] Продолжая попытки Бабы поднять таблу из ее прежнего, второстепенного статуса, Шанкар предоставил барабанам больше места в своих выступлениях. [ 40 ] гарантируя, что табла станет признанным сольным инструментом. [ 41 ]
За вечерней рагой «Хем Бихаг» последовала ночная рага «Мандж Хамадж ». [ 33 ] пьеса, вошедшая в концертный альбом Шанкара 1970 года At the Woodstock Festival . [ 42 ] Последним выбором стала утренняя рага « Синдхи Бхайрави ». [ 33 ] Хан записал эту пьесу как первую сторону альбома Music of India , а Шанкар аналогичным образом включил ее в The Sounds of India , альбом 1957 года, который Лавеццоли описывает как «свой собственный аналог» дебютного релиза Хана. [ 43 ] [ номер 4 ]
Запись в филармоническом зале стала In Concert 1972 и состоит из трех раг, разбросанных по четырем сторонам пластинки , общей продолжительностью более 140 минут музыки. [ 20 ] Двойной альбом, выпущенный Apple Records благодаря дружбе Шанкара с Харрисоном, был спродюсирован Харрисоном в Лондоне в середине сессий его альбома Living in the Material World . [ 48 ] Сопродюсерами Харрисона был сын Ракхи. [ 49 ] Закир Хусейн и звукорежиссер Фил Макдональд . [ 50 ]
Выпускать
[ редактировать ]Apple Records выпущена In Concert 1972 в январе 1973 года в США (как Apple SVBB 3396), [ 51 ] и три месяца спустя в Великобритании (как Apple SAPDO 1002). [ 20 ] Журнал Billboard разместил торговую рекламу Apple со слоганом, начинавшимся так: «Внутри небольшого сообщества блестяще одаренных музыкантов существует еще меньший мир мастеров. Двое из этих мастеров недавно собрались вместе на концерте…» [ 52 ]
Двойной альбом появился одновременно с рядом других релизов Apple. [ 53 ] некоторые из них также устанавливают два рекорда, в случае » Йоко Оно и «Approximately Infinite Universe компиляций «Битлз» 1962–1966 и 1967–1970 годов . [ 54 ] [ 55 ] Несмотря на такой объем выпуска продукции, с этого момента лейбл начал сворачиваться. [ 56 ] In Concert 1972 года стал последним релизом, связанным с Шанкаром, на Apple Records после его Joi Bangla EP Raga . и саундтрека к фильму [ 18 ] и тройной альбом Concert for Bangladesh , выпущенный в 1971 году. [ 57 ]
Переиздание
[ редактировать ]К тому времени, как в апреле 1973 года In Concert 1972 стал доступен в Великобритании, [ 20 ] Шанкар, Харрисон, Ракха и сын Хана, играющий на сароде Аашиш, работали в Лос-Анджелесе над альбомом Shankar Family & Friends . [ 58 ] [ 59 ] Последний, который будет выпущен на Dark Horse Records , [ 60 ] был ремастирован и переиздан в 2010 году как часть бокс-сета Collaborations , [ 61 ] [ 62 ] Шанкара В то же время, когда East Meets West Music переиздала столь же редкий и саундтреков Raga альбом документальных фильмов . [ 63 ] [ 64 ] In Concert 1972 не был включен в эти проекты переиздания, но был выпущен на компакт-диске в рамках кампании Apple по переизданию 1996–97 годов . [ 65 ] Версия на двух компакт-дисках 2004 года воссоединила две половины "Raga Manj Khamaj". [ 66 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]После выпуска Billboard рецензент охарактеризовал трио Шанкара, Хана и Ракхи как «величайший звездный состав исполнителей раги» и предположил, что «пламенная и гипнотическая» музыка альбома может сделать его «лучшим». -продающая рага-запись последних лет». [ 67 ] Record Mirror заявила, что заявление на обложке пластинки о «встрече душ» было уместным, добавив, что выступление показало «некоторые весьма удивительные технические достижения» музыкантов. [ 68 ]
Rough Guides In В путеводителе по мировой музыке упоминается Concert 1972 среди «очень избранных ярких моментов» всех релизов Шанкара, а о концертном альбоме пишется так: «Пиротехника и глубина, записанные в Нью-Йорке, соответствуют ситару и сароду в величайшем джугальбанди хиндустанской музыки». [ 69 ] В статье, написанной вскоре после смерти Али Акбар Хана в июне 2009 года, сайт MusicTraveler описал альбом как «абсолютно завораживающий». [ 70 ] Некоторые комментаторы писали, что игра Хана на сароде превосходила игру его отца. [ 12 ] [ 14 ] чей более эмоциональный темперамент привел к нестабильному качеству его живых выступлений. [ 71 ] Отмечая почтение, оказанное Бабе за его вклад в жанр, Rough Guide отмечает такие сравнения: «Хотя даже шепотом считается непростительным, многие считают [Хана] более возвышенным игроком». [ 72 ]
Рецензируя Apple CD в июне 1997 года, Кен Хант с энтузиазмом написал в журнале Gramophone :
Это живое, огнедышащее воплощение одного из величайших партнерств, когда-либо созданных в классической музыке хиндустани (северной Индии). Их братство сарод-ситар началось под руководством их гуру в 1940-х годах. К 1950-м годам их сочетание прочного, покрытого сталью сарода и изящного ситара было высоко оценено, а в 1972 году их билет, несомненно, стал самым горячим билетом на небесах хиндустани… Два музыканта, изливающие всю свою душу ради своего гуру: это самое краткое описание это то тлеющий, то огненный шедевр. Лишь немногие переиздания «Хиндустани» – или новые релизы – смогут сравниться с его раскаленным творческим потенциалом в этом году». [ 1 ]
После смерти Шанкара в декабре 2012 года Дэвид Фрике из Rolling Stone включил In Concert в одну из пяти рекомендованных записей ситариста, написав: «Эта замечательная запись сделана во время выступления в нью-йоркской филармонии с командой мечты: Али Акбар Хан на сароде. и Алла Ракха на табле. Одна из трех пьес, «Рага – Мандж Хамадж», длится почти час, что позволяет подойти гораздо ближе, чем на большинстве Шанкаров. альбомы того периода, к естественному продолжению и терпеливому исследованию вечера индийской классической музыки». [ 66 ] В своей книге The Ambient Century Марк Прендергаст описывает двойной альбом как «классику» и «один из лучших когда-либо записанных примеров взаимодействия ситара, сарода, таблы и тамбуры». [ 73 ]
Список треков
[ редактировать ]Все подборки Рави Шанкара и Али Акбара Хана.
Сторона первая
- « Рага Хем Бихаг » – 25:17
Вторая сторона
- «Рага Мандж Хамадж (Часть первая)» - 26:16
Сторона третья
- «Рага Мандж Хамадж (Часть вторая)» - 25:06
Сторона четвертая
- « Рага Синдхи Бхайрави » — 25:20
Персонал
[ редактировать ]- Рави Шанкар — ситар
- Али Акбар Хан - Сарод
- Алла Ракха – табла
- Ашока - логотип
- Сьюзен — тамбура
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В интервью журналу Rolling Stone в 1968 году, когда он давал очередную серию концертов в Филармонии, Шанкар выразил удивление тем, что признания было труднее добиться в Великобритании, поскольку эта страна «действительно должна была быть первой, которая была осознавал индийскую музыку из-за ее связи с Индией на протяжении почти 150–160 лет». [ 23 ]
- ↑ Неясность связана с точным годом рождения Аллауддина Хана. [ 27 ] некоторые источники утверждают, что на момент смерти ему было 109 лет. [ 28 ]
- ↑ В том же 1968 году Шанкар увидел Бабу в последний раз. [ 30 ] визит записан в документальном фильме 1971 года «Рага» . [ 31 ] [ 32 ] Позже Шанкар рассказал, что их отношения были трудными после того, как его брак с Аннапурной Деви, дочерью Бабы, начал разваливаться. [ 30 ]
- ↑ Совсем недавно Шанкар адаптировал «Синдхи Бхайрави» для второй части концерта для ситара с оркестром . [ 44 ] его сотрудничество в 1971 году с дирижером Андре Превеном и Лондонским симфоническим оркестром . [ 16 ] Самая популярная утренняя рага индийской музыки. [ 45 ] «Синдхи Бхайрави» также появляется в другом Шанкара-Хана Джугалбанди выступлении в сериале «От заката до рассвета» . [ 46 ] сборник Шанкара, выпущенный в 2000 году. [ 47 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кен Хант, «Обзор: Рави Шанкар Али Акбар Хан, на концерте 1972 года », Граммофон , июнь 1997 г., стр. 116.
- ^ Шанкар, Моя музыка, моя жизнь , с. 65.
- ^ Лавеццоли, стр. 33, 52.
- ^ Jump up to: а б Крейг Харрис, «Аллауддин Хан» , AllMusic (получено 31 октября 2013 г.).
- ^ Мэсси, стр. 142–43.
- ^ Шанкар, Моя музыка, моя жизнь , стр. 58, 60.
- ^ Арнольд, стр. 203–04.
- ^ Лавеццоли, стр. 30–31, 54.
- ^ Лавеццоли, с. 16.
- ^ Лавеццоли, стр. 59–61.
- ^ Jump up to: а б с Кен Хант, «Устад Али Акбар Хан: маэстро Сарода, который играл с Рави Шанкаром и выступал на концерте для Бангладеш» , The Independent , 25 июня 2009 г. (получено 31 октября 2013 г.).
- ^ Jump up to: а б с Уильям Граймс, «Али Акбар Хан, Сарод-виртуоз, умирает в возрасте 87 лет» , The New York Times , 19 июня 2009 г. (получено 31 октября 2013 г.).
- ^ Лавеццоли, с. 61.
- ^ Jump up to: а б Мировая музыка: грубое руководство , с. 76.
- ^ Лавеццоли, стр. 38, 208.
- ^ Jump up to: а б Реджинальд Мэсси, «Некролог Рави Шанкара» , The Guardian , 12 декабря 2012 г. (получено 1 ноября 2013 г.).
- ^ Прендергаст, с. 206.
- ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 187, 190.
- ↑ Реджинальд Мэсси, «Некролог: Али Акбар Хан» , The Guardian , 22 июня 2009 г. (получено 31 октября 2013 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и Кастлман и Подразик, с. 122.
- ^ Шанкар, Моя музыка, моя жизнь , с. 99.
- ^ Лавеццоли, стр. 58, 99.
- ^ Jump up to: а б Сью К. Кларк, «Рави Шанкар: интервью The Rolling Stone » , Rolling Stone , 9 марта 1968 г. (получено 25 ноября 2013 г.).
- ^ Мировая музыка: The Rough Guide , стр. 77, 78.
- ^ Шанкар, Моя музыка, моя жизнь , стр. 58, 65, 85.
- ^ Лавеццоли, стр. 15, 33.
- ^ Мировая музыка: Грубое руководство , стр. 77.
- ^ Лавеццоли, стр. 67–68.
- ^ Шанкар, Моя музыка, моя жизнь , стр. 59, 62.
- ^ Jump up to: а б Шанкар, Рага Мала , с. 221.
- ^ Лавеццоли, с. 184.
- ^ «Говард Уорт обсуждает рагу (2010)» на YouTube (получено 1 ноября 2013 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Буклет, сопровождающий In Concert 1972 года переиздание ( Apple Records , 1996; продюсеры Джордж Харрисон, Закир Хуссейн и Фил Макдональд).
- ^ «Рави Шанкар и Али Акбар Хан на концерте 1972 года» на YouTube (получено 31 октября 2013 г.).
- ^ Мировая музыка: Грубое руководство , стр. 65.
- ^ Лавеццоли, стр. 17, 57.
- ^ Лавеццоли, стр. 3, 21.
- ^ Каслман и Подразик, с. 203.
- ^ Лавеццоли, с. 105.
- ^ Оливия Харрисон, с. 310.
- ^ Лавеццоли, стр. 34, 38, 106.
- ^ «Рави Шанкар на фестивале в Вудстоке » , AllMusic (получено 25 ноября 2013 г.).
- ^ Лавеццоли, стр. 1–2, 59, 61.
- ↑ Авторы альбома: Рави Шанкар: Бокс-сет In Celebration ( Angel / Dark Horse , 1995; продюсеры Джордж Харрисон и Алан Козловски).
- ^ Лавеццоли, стр. 4–5.
- ^ Мировая музыка: Грубое руководство , стр. 78.
- ^ «Рави Шанкар – От заката до рассвета (Сборник раги)» , Discogs (получено 27 ноября 2013 г.).
- ^ Спайзер, стр. 254, 341.
- ^ Лавеццоли, с. 107.
- ^ Каслман и Подразик, стр. 122, 203.
- ^ Спайзер, с. 341.
- ^ Торговая реклама Apple Records , Billboard , 3 февраля 1973 г., стр. 27 (получено 31 октября 2013 г.).
- ^ Шаффнер, с. 158.
- ^ Бэдман, стр. 89, 94–95.
- ^ Каслман и Подразик, стр. 121, 122–23.
- ^ Ленг, с. 140.
- ^ Спайзер, стр. 239–40, 341.
- ^ Бэдман, стр. 94, 98.
- ^ Лавеццоли, с. 195.
- ^ Бэдман, с. 133.
- ↑ Оливия Харрисон, «Бокс-сет Джорджа Харрисона и Рави Шанкара« Сотрудничество »- это труд любви для меня» , Spinner , 18 октября 2010 г. (архивная версия от 2 января 2011 г.; получено 26 октября 2013 г.).
- ^ Дэн Форте, Рави Шанкара и Джорджа Харрисона « Сотрудничество » , Vintage Guitar , февраль 2011 г. (получено 13 августа 2014 г.).
- ↑ Новости: «15.08.10 Raga DVD» , Eastmeetswest.com, 15 августа 2010 г. (архивная версия получена 22 октября 2013 г.).
- ^ Джефф Калисс, «Рави Шанкар Рага: кинопутешествие в душу Индии » , Songlines , 26 ноября 2010 г., стр. 85 (архивная версия от 10 июля 2011 г., дата обращения 18 ноября 2017 г.).
- ^ « Рави Шанкар и Али Акбар Хан на концерте 1972 : Релизы» , AllMusic (получено 26 ноября 2013 г.).
- ^ Jump up to: а б Дэвид Фрике, «От поп-музыки Монтерея до Карнеги-холла: лучшие записи Рави Шанкара» , Rollingstone.com , 13 декабря 2012 г. (получено 26 октября 2013 г.).
- ^ «Обзоры альбомов» , Billboard , 10 февраля 1973 г., стр. 64 (получено 31 октября 2013 г.).
- ^ "Mirrorpick-LPs", Record Mirror , 26 мая 1973 г., стр. 24.
- ^ Мировая музыка: The Rough Guide , стр. 75, 78.
- ↑ MusicTraveler, «Рави Шанкар и Али Акбар Хан – на концерте 1972 года ». Архивировано 11 июля 2012 года в archive.today , 18 сентября 2009 года (получено 14 февраля 2012 года).
- ^ Лавеццоли, с. 53.
- ^ Мировая музыка: The Rough Guide , стр. 76–77.
- ^ Прендергаст, с. 207.
Источники
[ редактировать ]- Элисон Арнольд, Южная Азия: Индийский субконтинент, Часть 1 [ Энциклопедия мировой музыки Garland, Том 5 ], Тейлор и Фрэнсис (Лондон, 2000; ISBN 0-8240-4946-2 ).
- Кейт Бэдман, Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 , Omnibus Press (Лондон, 2001; ISBN 0-7119-8307-0 ).
- Гарри Кастлман и Уолтер Дж. Подразик, Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 , Ballantine Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1976; ISBN 0-345-25680-8 ).
- Оливия Харрисон, Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире , Абрамс (Нью-Йорк, 2011 г.); ISBN 978-1-4197-0220-4 ).
- Питер Лавеццоли, «Рассвет индийской музыки на Западе» , Continuum (Нью-Йорк, 2006 г.); ISBN 0-8264-2819-3 ).
- Саймон Ленг, «Пока моя гитара нежно плачет: Музыка Джорджа Харрисона» , Хэл Леонард (Милуоки, Висконсин, 2006; ISBN 1-4234-0609-5 ).
- Реджинальд Мэсси, Музыка Индии , Abhinav Publications (Нью-Дели, NCT, 1996; ISBN 81-7017-332-9 ).
- Марк Прендергаст, «Век эмбиента: от Малера до Моби – эволюция звука в эпоху электроники» , Блумсбери (Нью-Йорк, 2003 г.); ISBN 1-58234-323-3 ).
- Николас Шаффнер, The Beatles Forever , МакГроу-Хилл (Нью-Йорк, 1978; ISBN 0-07-055087-5 ).
- Рави Шанкар, Моя музыка, моя жизнь , издательство Mandala Publishing (Сан-Рафаэль, Калифорния, 2007; ISBN 978-1-60109-005-8 ).
- Рави Шанкар, Рага Мала: Автобиография Рави Шанкара , Добро пожаловать Дождь (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1999; ISBN 1-56649-104-5 ).
- Брюс Спайзер , The Beatles Solo на Apple Records , 498 Productions (Новый Орлеан, Луизиана, 2005; ISBN 0-9662649-5-9 ).
- Мировая музыка: The Rough Guide (Том 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихий океан) , Rough Guides/Penguin (Лондон, 2000; ISBN 1-85828-636-0 ).