Brother (альбом Лона и Деррека Ван Итона)
Брат | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 22 сентября 1972 г. (США) 9 февраля 1973 г. (Великобритания) | |||
Записано | Октябрь 1971 г. – середина 1972 г. | |||
Студия | Apple Studios , Лондон; Студия Abbey Road , Лондон; Белл-Саунд, Нью-Йорк | |||
Жанр | Поп-рок , поп-соул | |||
Этикетка | Яблоко | |||
Продюсер | Клаус Вурманн , Джордж Харрисон | |||
Лона и Деррека Ван Итонов Хронология | ||||
| ||||
Синглы от брата | ||||
|
Brother — дебютный альбом американского поп-рок-дуэта Lon & Derrek Van Eaton . Он был выпущен на Beatles лейбле Apple . в сентябре 1972 года в США и в феврале 1973 года в Великобритании Он включает в себя сингл «Sweet Music», спродюсированный Джорджем Харрисоном , а также спродюсированный Клаусом Вурманном , другом и давним соратником Битлз. После выпуска альбом получил положительные отзывы музыкальных критиков, но не имел коммерческого успеха. журнала Rolling Stone Критик Стивен Холден назвал его «потрясающе впечатляющим первым альбомом». [ 1 ]
Brother был единственным альбомом Ван Итонов для Apple, после чего дуэт некоторое время записывался на A&M Records . Альбом был переиздан на компакт-диске в 2012 году с девятью бонус-треками, включая отрывки из сессий и альтернативный микс "Sweet Music".
Фон
[ редактировать ]В марте 1971 года [ 2 ] Лон и Деррек Ван Итон покинули группу Jacobs Creek, с которой они записали одноименный альбом для CBS Records в 1969 году. [ 3 ] [ 4 ] Затем два брата сосредоточились на написании песен и записали серию демо на паре стандартных магнитофонов дома, в арендованном доме на Норт-Эрмитаж-авеню в Трентоне, штат Нью-Джерси . [ 2 ] Под руководством вокала младшего брата Деррека. [ 5 ] Ван Итоны пели и играли на всех инструментах в записях, используя различные поверхности дома для воспроизведения звуков барабанов. [ 6 ] Их менеджер Робин Гарб отправил семь песен в отделы A&R различных звукозаписывающих компаний . [ 7 ] одним из которых был нью-йоркский офис « Битлз » лейбла Apple , которым руководил Аллан Стеклер. [ 8 ] Джордж Харрисон прослушал запись, и ему понравилось то, что он услышал, как и Джону Леннону . [ 3 ] [ 8 ]
В июне 1971 года Apple написала Гарбу, чтобы сообщить ему об интересе Харрисона к демоверсиям. Две недели спустя, [ 7 ] братьям позвонил Харрисон и предложил им записаться для лейбла; [ 8 ] затем они встретились с ним, когда он был в Нью-Йорке на концерте для Бангладеш . [ 8 ] [ 5 ] 19 сентября Ван Итоны и Гарб вылетели в Лондон. [ 2 ] а 30 сентября они посетили вечеринку по случаю открытия отремонтированной Apple Studios на Сэвил-Роу в компании Харрисона, басиста Клауса Вурманна и Пита Хэма из группы Apple Badfinger . [ 9 ] Братья стали первыми артистами, записавшимися на новом объекте. [ 8 ] [ 10 ] и один из последних актов, подписанный Apple Records. [ 3 ]
Запись
[ редактировать ]Лондон
[ редактировать ]Харрисон был занят своим благотворительным проектом в Бангладеш во второй половине 1971 года и на протяжении большей части 1972 года, и поэтому доверил развитие Ван Итонов Вурманну, давнему другу Битлз. [ 11 ] В ноябре 1971 года журнал Billboard объявил, что Воорманн будет выпускать релизы братьев для Apple. [ 12 ] Однако Харрисон спродюсировал их первую запись - "Sweet Music". [ 13 ] который он обозначил как их дебютный сингл. [ 8 ] [ номер 1 ]
Работая в студии Abbey Road , Харрисон пригласил ряд известных друзей сыграть в «Sweet Music»: Питер Фрэмптон присоединился к Van Eatons на третьей акустической гитаре, [ 14 ] а Ринго Старр и Джим Гордон играли на барабанах. [ 7 ] Помимо Майка Хагга на фисгармонии , Лон и Деррек играли на всех остальных инструментах трека. [ 3 ] включая электрическое пианино, бас-гитару и тенор-саксофон . [ 15 ] [ номер 2 ] Инженером звукозаписи был Фил Макдональд . [ 16 ] который работал с Битлз, а затем с Харрисоном над его сольным альбомом 1970 года All Things Must Pass . [ 17 ] Результат напоминал трек Харрисона All Things Must Pass " Isn't It a Pity ". [ 5 ] [ 7 ] Музыкальный журналист Джей Люстиг описывает "Sweet Music" как "мечтательную утопическую балладу". [ 4 ] в то время как биограф Beatles Роберт Родригес называет его «прекрасным синглом, звучащим в стиле Харрисона». [ 18 ]
Затем братья записывались в Apple Studios с Вурманном. [ 19 ] и участие Старра в некоторых песнях. [ 8 ] Джефф Эмерик , управлявший студией, [ 20 ] был инженером звукозаписи на первых сессиях там. Позже он писал о Ван Итонах: «Их проблема заключалась в том, что они не могли передать ощущения от демонстрационной ленты, благодаря которой они в первую очередь заключили контракт со звукозаписывающей компанией… на языке студий звукозаписи это явление известно как «погоня». демо». [ 21 ] Эмерик также напомнил, что они с Воорманном не ладили. [ 22 ] Эмерик вскоре покинул проект, и его заменил другой звукорежиссер Apple. [ 22 ] [ номер 3 ] В титрах альбома Джон Миллс указан как звукоинженер всех треков, записанных в Apple Studios. [ 16 ]
В 2010 году Лон вспоминал, что процесс записи Brother был гораздо более благоприятным для создания музыки, чем когда они записывали свой альбом с Jacobs Creek в Нью-Йорке, где « Саймон и Гарфанкел имели студию по своему желанию, поэтому иногда, даже если мы записывали, они могли решить, что им нужно прийти и выгнать нас. Студии Apple были буквально предоставлены нам самим». [ 4 ] Для песни «Warm Woman» было использовано оригинальное демо братьев, а не новая студийная запись. [ 16 ]
Нью-Йорк
[ редактировать ]Сингл "Sweet Music" был выпущен в Америке накануне выхода альбома. [ 25 ] 6 марта 1972 г. (как Apple 1845). [ 26 ] На стороне B была "Песня песней". [ 27 ] спродюсирован Voormann и записан в Apple. [ 5 ] "Sweet Music" получила весьма положительные отзывы; [ 25 ] Журнал Record World написал, что это «зажигательная баллада, которая сделает их непосредственными претендентами на чарты», и добавил: «Продюсер Джорджа Харрисона не может быть лучше. Как раз то, что нужно для сегодняшнего рынка». [ 28 ] Однако сингл не смог транслироваться по радио и не имел коммерческого успеха. [ 18 ] Харрисон был сбит с толку этим. [ 29 ] заявив в телеграмме маркетинговому персоналу Apple: «Что за !!!!!, в чем дело? «Sweet Music» — хит № 1!» [ 6 ] [ 7 ] В ответ на жалобы Харрисона на отсутствие продвижения сингла со стороны Apple, братьев вызвали в офис Аллена Кляйна в Нью-Йорке и спросили, чем компания может им помочь. По воспоминаниям Лона: «Мы не знали, что сказать. Мы попросили больше студийного времени». [ 13 ]
Дальнейшие сессии Brother проходили в Bell Sound в Нью-Йорке. [ 19 ] Среди музыкантов на этих записях были Энди Ньюмарк , барабанщик, [ 8 ] и Ти Джей Тиндалл , [ 16 ] ведущий гитарист Edison Electric Band и еще один музыкант из Трентона. [ 30 ] В альбоме были использованы четыре песни с сессий Bell Sound, заменив три трека, записанные в Лондоне. [ 19 ]
Выпускать
[ редактировать ]Brother был выпущен 22 сентября 1972 года в США под каталожным номером Apple SMAS 3390. [ 31 ] В него вошли "Sweet Music" и десять других песен, написанных Ван Итонами. [ 16 ] Apple предоставила для пластинки роскошное оформление. [ 14 ] Фото братьев на обложке сделал фотограф Клайв Эрроусмит . [ 16 ] Воорманн, признанный художник и дизайнер, [ 32 ] создали новинку -вставку зоотроп . [ 29 ] При установке на проигрыватель вставка создавала движущиеся изображения братьев. [ 14 ] показывая им игру на гитаре и барабанах. [ 6 ] Реклама альбома Apple содержала слоган «С хорошими вибрациями от Ринго Старра, Джорджа Харрисона, Клауса Вурманна, Майка Хагга, Джима Гордона и Ти Джей Тиндалла». [ 33 ]
Brother постигла та же коммерческая судьба, что и "Sweet Music", и он не попал в чарты. [ 8 ] [ 29 ] Братья объяснили это неадекватным продвижением релиза со стороны Apple; [ 34 ] автор Стэн Сучер приводит его коммерческий провал как «показательный пример», демонстрирующий неэффективное управление лейблом Кляйном в начале 1970-х. [ 7 ] Альбом был выпущен в Великобритании 9 февраля 1973 года (как Apple SAPCOR 25). [ 31 ] "Sweet Music" там не выпускался синглом. [ 19 ] Apple выпустила сингл "Warm Woman" в Великобритании 9 марта. [ 35 ] К тому времени Van Eatons и Badfinger были единственными артистами, у которых все еще был контракт с Apple Records, не считая отдельных бывших Beatles и Йоко Оно . [ 36 ] [ 37 ] Поскольку лейбл находится в упадке, [ 38 ] Харрисон помог братьям переехать в Лос-Анджелес, где они позже записались на A&M Records . [ 6 ] [ 8 ]
Переиздание
[ редактировать ]Brother не выпускался почти 40 лет после закрытия Apple в середине 1970-х годов. [ 39 ] В октябре 2010 года «Sweet Music» была включена в сборник Apple Come and Get It: The Best of Apple Records . [ 40 ] но Brother был одним из альбомов, исключенных из кампании по переизданию, в результате которой был создан сборник. [ 19 ] В тогдашнем интервью Лон сказал, что его неоднократно спрашивали, будет ли альбом выпущен на компакт-диске, и что «я мечтал наконец увидеть, как это произойдет». [ 14 ] Наконец, 25 июня 2012 года Brother был переиздан на Cherry Red Records . лейбле RPM [ 41 ] [ 42 ] которая лицензировала записи у Apple. [ 34 ]
В переиздание добавлено девять бонус-треков, в том числе би-сайд 1972 года "Song of Songs", различные демо и сессионные отрывки, а также ремикс на "Sweet Music". [ 19 ] [ 34 ] Одна из песен, «The Sea», включает в себя струнную аранжировку композитора Джона Тавенера . [ 43 ] с которым Старр подписал контракт с Apple Records в начале 1970-х. [ 44 ] Историк Apple Стефан Гранадос предоставил примечания к буклету компакт-диска. [ 34 ] Дальнейшие ранее неизданные записи времен Ван Итонов с Apple были включены в их выпуск Anthology 1968–2012, выпущенный в конце 2012 года . [ 41 ] [ 45 ]
Критический прием
[ редактировать ]Современные обзоры
[ редактировать ]Брат получил положительные отзывы музыкальных критиков. [ 13 ] [ 29 ] Billboard Рецензент сказал, что способности братьев как вокалистов и авторов песен «блестят» независимо от именитых авторов альбома. Рецензент выделил "Sunshine" среди лучших песен, назвав ее "прекрасным роком с возможностями хита". [ 46 ]
Стивен Холден из Rolling Stone написал: «Этот ошеломляюще впечатляющий первый альбом… демонстрирует больше энергии, хорошего настроения и явного музыкального таланта, чем любая дебютная рок-пластинка, которую я слышал в этом году. Неудивительно, что Apple подписала с братьями пятерку». Годовой контракт просто на основе самодельной ленты». [ 6 ] Он восхищался диапазоном и универсальностью пения Деррека и сказал, что «совместный талант Ван Итонов делает их гораздо большим, чем эквивалент бесстрашного Тодда Рандгрена или Гарри Нильссона ». Холден нашел музыку альбома «откровенно производной», на которую оказали наиболее очевидное влияние Стиви Уандер , The Rolling Stones , Джордж Харрисон и Пол Маккартни , однако она была «настолько высокого уровня, что отдавала дань уважения ее источникам». а не просто пародировать или сдирать их». [ 1 ]
Ретроспективная оценка и наследие
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Коллекционер пластинок | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Роберт Родригес описывает Ван Итонов как, возможно, наиболее близких к тому, кого Apple Records подошла к выполнению своего первоначального обещания «вырвать неизвестных из безвестности» и представить их как успешных записывающихся исполнителей, поскольку братья привлекли внимание лейбла скорее через демо-запись. чем через какую-либо личную связь с членом круга Битлз. [ 5 ] 2012 года переиздания Brother для AllMusic В обзоре Ричи Унтербергер отмечает сходство звучания Van Eatons со звучанием Badfinger и McCartney и описывает альбом как «в целом приятно безобидный». [ 34 ] Орегано Рэтбоун из Record Collector говорит, что Brother заслуживает «особого упоминания» среди многих альбомов Apple, которые не смогли добиться успеха, поскольку он «не только привлекает основных коллекционеров Apple своими винтажными продюсерскими клише Abbey Road … и страстной, Badfingeresque основой музыки». сладкая выдержка, но также гордится тем, что является парадигмой поп-соула 70-х ». Рэтбоун восхищается «ярким, душевным» исполнением «Теплой женщины» и считает, что «Больше, чем слова» предвосхищают «избитую, неблагополучную большую звезду Sister Lovers ». [ 43 ]
В статье для The Arts Desk Кирон Тайлер говорит, что "Sweet Music" - "выдающийся" альбом, который на тот момент "воплотил в жизнь мечту каждого начинающего музыканта". По его описанию, Brother «сочетает в себе поп-музыку в стиле Харрисона с простоватостью пост- группы и является неотъемлемой частью мозаики Битлз». [ 47 ] В статье для веб-сайта переизданий The Second Disc Джо Марчезе также рассматривает "Sweet Music" как "центральную часть" и выделяет "The Sea" среди бонус-треков как "увлекательное сотрудничество" с Тавенером. Марчезе описывает переиздание как давно назревшее и «знаковое издание, которое заполняет серьезный пробел в всегда готовом каталоге Apple». [ 19 ] Среди других рецензий на переиздание 2012 года Джон Блейни из Shindig! восхищался высоким качеством «милого, высокого вокала» братьев, а Алан Джонс написал в Music Week : «Это альбом, который очень хорошо пережил почти 40 лет. Стилистически охватывающий поп, рок и R&B Brother , не менее впечатляюще…» [ 39 ]
В 2015 году журнал Rolling Stone включил Brother в свой список «20 рок-альбомов, полюбившихся журналом Rolling Stone в 1970-х, о которых вы никогда не слышали». Гэвин Эдвардс сказал, что альбом продемонстрировал «битлескский уровень музыкального мастерства» Ван Итонов, и повторил утверждение Холдена 1972 года о том, что это «может быть просто идеальный студийный альбом». [ 48 ]
Список треков
[ редактировать ]Все песни написаны Лоном и Дерреком Ван Итонами.
Оригинальный выпуск
[ редактировать ]Сторона первая
- «Теплая женщина» — 3:01
- «Солнечная песня» - 3:57
- «Больше, чем слова» - 2:16
- «Услышь мой крик» - 3:00
- «Без Господа» - 1:37
- «Сладкая музыка» - 3:41
Вторая сторона
- «Помогите нам всем» - 2:53
- «Может быть, есть еще один» - 2:42
- «Кольцо» – 2:24
- «Солнечный свет» - 3:48
- «Другая мысль» - 3:41
переиздание 2012 г.
[ редактировать ]Треки 1–11 на первой и второй сторонах оригинального альбома со следующими бонус-треками:
- "Дом, дорогой дом" [отрывок из альбома]
- "Море" [отрывок из альбома]
- «Песня песен»
- "Другая мысль" [Версия 2, отрывок из альбома]
- "Сладкая музыка" [ремикс]
- "Livin'" [отрывок из альбома]
- "Не могу дождаться" [отрывок из альбома]
- «Воскресение» [демо]
Персонал
[ редактировать ]- Лон Ван Итон — вокал, фортепиано, электро- и акустическая гитары, саксофон, ударные, аранжировки для валторны и струнных
- Деррек Ван Итон — вокал, бас, флейта, акустическая гитара, ударные
- Ринго Старр — ударные (6, 11)
- Питер Фрэмптон — акустическая гитара (6)
- Клаус Форманн — бас (11), дизайн обложки
- Майк Хагг — фисгармония (6)
- Джим Гордон — ударные (6)
- Ти Джей Тиндалл — электрогитара (4, 9, 11)
- Пол Гланц — орган (4, 7, 9)
- Энди Ньюмарк — ударные (4, 7, 9)
- Алексис Гевара – конги (4, 9)
- Ричард Дэвис — бас-гитара (7)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Когда братья впервые прибыли в Великобританию и были отвезены в дом Харрисона, Фрайар Парк , он ждал их на своей лужайке, играя «Sweet Music» на гитаре. [ 4 ]
- ↑ Харрисон также играл на гитаре, когда они репетировали песню в студии. Он предложил добавить аккорд E7, чтобы ввести припев, что Лон позже назвал «очень хорошей музыкальной идеей, и с тех пор мы так и поступили». [ 14 ]
- ↑ Эмерик считал, что, будучи соратником Пола Маккартни больше, чем других бывших «Битлз», он часто подвергался маргинализации в иерархии Apple. [ 23 ] Ранее в 1971 году записи Эмерик с Badfinger были отклонены Стеклером в Нью-Йорке для выпуска, что привело к тому, что Харрисон заменил его на посту продюсера третьего альбома группы Straight Up . [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Холден, Стивен (23 ноября 1972 г.). Лон и Деррек Ван Итон « Брат ». Роллинг Стоун .
- ^ Jump up to: а б с Дэвис, Энди (октябрь 2010 г.). Лон и Деррек Ван Итон « Брат ». Apple Records .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д Дэвис, Энди (2010). Приходите и получите: лучшее из Apple Records (примечания на обложке компакт-диска). Различные художники. Apple Records / ЭМИ . п. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Люстиг, Джей (7 декабря 2010 г.). «Длинная и извилистая дорога Лона Ван Итона ведет в Бордентаун» . Нью-Джерси.com . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Родригес 2013 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с д и Маринуччи, Стив (9 октября 1997 г.). «Интервью с Лоном и Дерреком Ван Итонами» . Страница Битлз Эббейрда . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сучер 2015 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Спайзер 2005 , с. 344.
- ^ Родригес 2010 , с. 84.
- ^ Бэдман 2001 , с. 50.
- ^ Родригес 2010 , стр. 51, 85, 93.
- ^ «Лондонские студии как мировые центры звукозаписи» . Рекламный щит . 13 ноября 1971 г. с. Л-6 . Проверено 23 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Сучер 2015 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с д и Бего, Марк (2 октября 2010 г.). «Лон Ван Итон: Жизнь с The Beatles на Apple Records» . Неправильное. Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Авторы альбома (1972). Брат (LP). Лон и Деррек Ван Итон . Apple Records .
- ^ Спайзер 2005 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б Родригес 2010 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Марчезе, Джо (1 августа 2012 г.). «Еще один кусочек яблока: «Брат» Лона и Деррека Ван Итонов с Джорджем Харрисоном и Ринго Старром, переизданный и рецензированный» . Второй диск . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Доггетт 2011 , с. 192.
- ^ Эмерик и Мэсси 2006 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б Эмерик и Мэсси 2006 , с. 331.
- ^ Матовина 2000 , с. 134.
- ^ Матовина 2000 , с. 125, 133.
- ^ Jump up to: а б Родригес 2013 , стр. 123–24.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , стр. 112, 306.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , стр. 112.
- ^ «Рекордные мировые синглы». Рекордный мир . 18 марта 1972 г. с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Родригес 2013 , с. 124.
- ^ Уоррен, Брюс (27 января 2016 г.). «Покойся с миром, гитарист Sound of Philly Ти Джей Тиндалл» . WXPN . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Каслман и Подразик 1976 , стр. 116–17.
- ^ Родригес 2010 , с. 85.
- ^ Реклама (Apple Records). Национальный пасквиль . Ноябрь 1972 г. с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Унтербергер, Ричи. Лон и Деррек Ван Итон « Брат » . Вся музыка . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Каслман и Подразик 1976 , с. 307.
- ^ Матовина 2000 , с. 182.
- ^ Родригес 2010 , с. 139.
- ^ Ленг 2006 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б «Брат – Cherry Red Records» . Черри Ред Рекордс . 2012 . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. «Различные артисты приходят и получают: лучшее из Apple Records » . Вся музыка . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Родригес 2013 , с. 125.
- ^ "Брат" . Лон и Деррек. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Рэтбоун, орегано (август 2012 г.). «Лон и Деррек Ван Итон – Брат» . Коллекционер пластинок . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Доггетт 2011 , стр. 140–41.
- ^ Рэтбоун, орегано (декабрь 2012 г.). «Лон и Деррек – Антология 1968–2012» . Коллекционер пластинок . Проверено 30 октября 2017 г.
- ^ Овенс, Дон (режиссер диаграмм и обзоров) (7 октября 1972 г.). «Обзоры альбомов Billboard» . Рекламный щит . п. 58 . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Тайлер, Кирон (24 июня 2012 г.). «Переиздание компакт-дисков еженедельно: Vanguard Records, Тони Блэкберн, Лон и Деррек Ван Итон» . Отдел искусств . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Эдвардс, Гэвин (11 июня 2015 г.). «Лон и Деррек Ван Итон, «Брат» » . Rollingstone.com . Проверено 29 октября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Бэдман, Кейт (2001). Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 гг . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-8307-6 .
- Каслман, Гарри; Подразик, Уолтер Дж. (1976). Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0-345-25680-8 .
- Доггетт, Питер (2011). Ты никогда не отдаешь мне свои деньги: Битлз после распада . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: It Books. ISBN 978-0-06-177418-8 .
- Эмерик, Джефф; Мэсси, Ховард (2006). Здесь, там и повсюду: Моя жизнь при записи музыки Битлз . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Gotham Books. ISBN 978-1-59240-269-4 .
- Ленг, Саймон (2006). Пока моя гитара тихо плачет: Музыка Джорджа Харрисона . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. ISBN 978-1-4234-0609-9 .
- Мэдингер, Чип; Пасха, Марк (2000). Восемь рук, которые будут держать вас: Сборник соло Beatles . Честерфилд, Миссури: 44.1 Productions. ISBN 0-615-11724-4 .
- Матовина, Дэн (2000). Без тебя: Трагическая история Бэдфингера . Сан-Матео, Калифорния: Книги Фрэнсис Гловер. ISBN 0-9657122-2-2 .
- Родригес, Роберт (2010). Часто задаваемые вопросы о Великолепной четверке 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980 . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-4165-9093-4 .
- Родригес, Роберт (2013). Соло в 70-е: Джон, Пол, Джордж, Ринго: 1970–1980 . Даунерс-Гроув, Иллинойс: Parading Press. ISBN 978-0-9892555-0-9 .
- Сучер, Стэн (2015). Детка, ты богатый человек: судись с «Битлз» ради развлечения и прибыли . Ливан, Нью-Хэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 978-1-61168-380-6 .
- Спайзер, Брюс (2005). Соло The Beatles на Apple Records . Новый Орлеан, Луизиана: 498 производств. ISBN 0-9662649-5-9 .