Музыкальный фестиваль Рави Шанкара из Индии
Экскурсия Рави Шанкара | |
![]() | |
Дата начала | 23 сентября 1974 г. |
---|---|
Дата окончания | середина октября 1974 г. |
Рави Шанкара Хронология концертов |
Музыкальный фестиваль Рави Шанкара из Индии | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 6 февраля 1976 г. | |||
Записано | Август-сентябрь 1974 г. | |||
Студия | ФПШОТ , Оксфордшир | |||
Жанр | Индийская классика , классика хиндустани | |||
Длина | 47 : 23 | |||
Этикетка | Темная лошадка | |||
Продюсер | Джордж Харрисон | |||
Рави Шанкар (на Dark Horse Records ) хронология | ||||
|
Музыкальный фестиваль Рави Шанкара из Индии представлял собой ревю индийской классической музыки под руководством ситариста и композитора Рави Шанкара , предназначенный для западной концертной публики и проведенный в 1974 году. Его презентация была первым проектом Благотворительного фонда «Материальный мир» , созданного в прошлом году бывшим - Битлз Джордж Харрисон . Харрисон, давний поборник индийской музыки, также спродюсировал одноименный студийный альбом оркестра Music Festival, который был выпущен в 1976 году на его Dark Horse лейбле . И формат компакт-диска с альбомом «Музыкальный фестиваль Рави Шанкара из Индии» , и DVD с их выступлением в Королевском Альберт-холле в Лондоне были впервые выпущены в бокс-сете Шанкара-Харрисона «Сотрудничество» 2010 года .
В число шестнадцати участников Музыкального фестиваля Шанкара из Индии входили Харипрасад Чаурасия , Шивкумар Шарма , Алла Ракха , ТВ Гопалкришнан , Л. Субраманиам , Султан Хан и Лакшми Шанкар . Благодаря их участию некоторые музыканты начали успешную международную карьеру, и все они признаны одними из лучших представителей индийской классической музыки конца двадцатого века. Ансамбль выступал в Европе в сентябре и октябре 1974 года, а затем отправился в тур по Северной Америке с Харрисоном и его группой в последние два месяца года.
Предыстория и концепция
[ редактировать ]
Хотя он сочинял и исполнял оркестровые произведения в Индии, будучи музыкальным руководителем Всеиндийского радио с 1949 по 1956 год, [ 1 ] Единственный подобный проект Рави Шанкара для западной публики был во время его турне по Америке со своим оркестром Festival from India в 1968 году. [ 2 ] В туре приняли участие такие музыканты, как Шивкумар Шарма , Джитендра Абхишеки и Палгхат Рагху . [ 3 ] Шанкара по джагалбанди с постоянным партнером Сародья Али Акбар Ханом , присоединившимся к ансамблю на их концертах в Калифорнии. [ 4 ] [ 5 ] План проведения более крупного музыкального фестиваля в Индии сформировался в январе 1974 года. [ 6 ] когда его друг Джордж Харрисон посетил Шанкара в его родном городе Бенарес . [ 7 ] Харрисон присутствовал на религиозной церемонии в честь нового дома Шанкара, Хеманганы, на берегу реки Ганг в Бенаресе, после чего предложил Шанкару собрать оркестр для концертных туров по Европе и Соединенным Штатам. [ 8 ] По словам Харрисона, Музыкальный фестиваль был тем, что он сам хотел провести «примерно с 1967 года». [ 9 ] Он был особенно вдохновлен после того, как услышал оркестровую пьесу Шанкара Nava Rasa Ranga в Бомбее, где Харрисон записал часть своего сольного альбома 1968 года Wonderwall Music . [ 6 ]
созданного Харрисоном « Семья и друзья Шанкара» , записанного в 1973 году, В отличие от кросс-культурного проекта, [ 10 ] В центре внимания нового сотрудничества было прославление традиционных аспектов индийской классической музыки как на концертах в исполнении оркестра Музыкального фестиваля, состоящего из шестнадцати человек, так и в студии. [ 11 ] Шанкар выступал в роли композитора и дирижера, а не музыканта, и играл на ситаре только в своих знаменитых рагах во время живых выступлений . Презентация Музыкального фестиваля стала первым проектом, предпринятым Харрисоном под эгидой его Благотворительного фонда «Материальный мир» , одной из целей которого было «спонсировать разнообразные формы художественного самовыражения и поощрять исследование альтернативных жизненных взглядов и философий». . [ 12 ]
Музыканты
[ редактировать ]Шанкар собрал для проекта впечатляющий состав участников, которых десятилетия спустя он назовет «этими замечательными музыкантами, которые теперь стали суперзвездами». [ 9 ] Со многими музыкантами у него уже была музыкальная история. [ 13 ] Почти все они являются одними из лучших исполнителей индийской классической музыки. [ 14 ] - флейтист Харипрасад Чаурасия , табла легенда Алла Ракха , талантливый телеведущий Гопалкришнан по мридангаму и вокалу, южноиндийский скрипач-виртуоз Л. Субраманиам , саранги мастер Султан Хан , сантура пионер Шивкумар Шарма и Гопал Кришан , которым приписывают появление вичитры. вина в этом музыкальном жанре. Ситарист и ударник, Харихар Рао был студентом Шанкара в 1950-х годах, прежде чем получил стипендию Фулбрайта и занял должность на этномузыкологии факультете Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). [ 15 ]
Приглашённой певицей снова стала Лакшми Шанкар . [ 16 ] Невестка Шанкара и известная вокалистка хиндустани . [ 17 ] Как и Шарма, Ракха и Лакшми были среди участников ревю Шанкара 1968 года. [ 4 ] Впервые в один из своих проектов Шанкар пригласил свою племянницу Виджи (дочь Лакшми), которая присоединилась к своей тете Камале Чакраварти в качестве второй вокалистки Лакшми. [ 18 ]
Репетиции и запись
[ редактировать ]Шанкар и Харрисон снова встретились летом 1974 года в Англии, где Харрисон организовал дом в лондонском районе Белгравия для Шанкара и его партнера Чакраварти, в то время как другие музыканты разместились в отеле Imperial в Хенли-на-Темзе , на западе. Лондона. [ 19 ] Харрисон каждый день забирал персонал оркестра из отеля на лимузине «Мерседес», ранее принадлежавшем Джону Леннону и Йоко Оно . [ 18 ] Позже он вспоминал забавное зрелище Ракхи и других традиционно одетых индийских музыкантов, когда они выходили из машины по прибытии в его дом в Хенли, Фрайар Парк . [ 6 ]
Шанкар сочинил новый материал специально для Музыкального фестиваля и записал его, используя 16-трековую домашнюю студию Харрисона FPSHOT . [ 20 ] Называя себя «импровизатором по натуре», Шанкар каждый день в течение трех недель покидал Лондон и направлялся на запад по автостраде М4 . [ 9 ] во время которого он писал музыку, которую в тот день исполняли с музыкантами в большой гостиной Фрайар Парка. [ 21 ] Харрисон так отметил этот процесс: «Это было потрясающе, потому что он сидел там и говорил одному человеку: «Вот где ты играешь», а другому: «И ты делаешь это» и «Ты делаешь то». и они все такие: «Что? «Хорошо, раз, два, три…» И вы думаете: «Это будет катастрофа» — и это будет самое удивительное». [ 6 ] Главным звукорежиссером на сессиях и постоянным инженером Харрисона в FPSHOT в этот период был племянник Шанкара Кумар. [ 22 ] с Филом Макдональдом, ассистирующим в "Raga Jait" и "Naderdani". [ 23 ] Кумар Шанкар присоединился к актерскому составу для рекламных фотографий, сделанных Клайвом Эрроусмитом в доме и на территории. [ 24 ] [ 25 ]
Оркестр также репетировал свои предстоящие живые выступления в Friar Park. [ 26 ] В середине процесса, 6 сентября, Харрисон провел пресс-конференцию в Лондоне и объявил о планах музыкального фестиваля Рави Шанкара из Индии в туре по Европе, который продлится до октября. [ 27 ] Последует тур по Северной Америке в качестве хэдлайнеров. [ 28 ] [ 29 ] к чему Харрисон, как главная достопримечательность, становился все более неподготовленным, такова была его преданность этому проекту, и после того, как он уже потратил несколько месяцев своего времени на «Место, которое я люблю , » Сплинтера еще один проект Dark Horse. [ 30 ]
История выступлений
[ редактировать ]
Программа концертных выступлений была разделена на две отдельные части. [ 31 ] Шанкар объяснил тогда:
Первая часть представляет собой панораму, изображающую основные этапы эволюции классической и традиционной индийской музыки, начиная с ведических гимнов и музыки средневекового периода и заканчивая современностью, кратко затрагивая все промежуточные этапы. такие формы, как алап , дхрупад , дхамар , кьял , таппа , тарана и чатуранга ... Вторая часть начинается с полуклассических форм, таких как бхаджан преданности и романтический и эротические тумри , газели , дадра и т. д. и заканчиваются очень живым и земным народным стилем. [ 31 ]
В соответствии с названием фестиваля, были представлены народные традиции всех регионов Индии. [ 31 ] это было первое выступление индийского оркестра в Европе. [ 32 ] Столь же всеобъемлющими и познавательными были Насима Хана к аннотации студийному альбому «Музыкальный фестиваль Рави Шанкара из Индии» , служащие вводным путеводителем по широкому спектру индийских музыкальных инструментов представленных . Однако альбом будет выпущен намного позже европейского турне, в связи с выпуском Shankar Family & Friends в сентябре 1974 года. [ 32 ]
Выступление в Королевском Альберт-Холле 23 сентября стало вечером открытия Музыкального фестиваля. [ 33 ] после чего тур продолжился в Париже, Брюсселе, Франкфурте, Мюнхене и Копенгагене. [ 34 ] Харрисон вышел на сцену в Лондоне и признался, что «очень нервничает… мы отстаем от графика». [ 35 ] прежде чем представить Шанкара публике. [ 36 ] Концерт в Королевском Альберт-Холле был снят Стюартом Купером . [ 37 ] Харрисона Apple Films который недавно руководил постановкой «Маленький Малкольм» . [ 38 ]
Короткий европейский тур завершился в октябре. Затем оркестр сократили до шестнадцати человек – за исключением шехнаи ветерана Ананта Лала и Камалы Чакраварти – для громкого тура Шанкара и Харрисона по Соединенным Штатам и Канаде , который начался в Ванкувере в Тихоокеанском Колизее 2 ноября. [ 39 ] Четыре дня спустя тур состоялся в Сан-Франциско. [ 40 ] где некоторые индийские музыканты также были приглашены выступить в Stone House, историческом здании в Фэрфаксе в округе Марин . [ 41 ] Отдельные исполнения Султана Хана и Харипрасада Чаурасии с этого неформального концерта были выпущены на альбомах Sarangi: The Music of India (1988). [ 42 ] [ 43 ] и Вену (1989). [ 44 ] [ номер 1 ]
Ансамбль Шанкара столкнулся с враждебной публикой в Северной Америке. [ 46 ] кому было больше интересно слушать музыку Харрисона [ 47 ] [ 48 ] во время того, что в 1974 году было первым туром бывшего битла по стране после визита группы в 1966 году. [ 49 ] [ 50 ] Автор Питер Лавеццоли считает этот результат «неудачным», поскольку Шанкар «собрал выдающуюся группу музыкантов». [ 51 ] Биограф Харрисона Саймон Ленг описывает оркестр как «величайшую коллекцию индийских музыкантов, когда-либо гастролировавших по Америке». [ 52 ] Хотя в этом туре Шанкар был сосредоточен на продвижении семьи и друзей Шанкара , [ 53 ] отрывки из программы музыкального фестиваля, такие как «Надердани», были адаптированы для американской и канадской публики. [ 54 ] Комментируя отсутствие должного внимания к оркестру на некоторых концертах, барабанщик Джим Келтнер позже сказал: «Эти люди увидели что-то особенное». [ 55 ]
Выпуск альбома
[ редактировать ]Dark Horse Records выпустили альбом Ravi Shankar's Music Festival из Индии в феврале 1976 года (март в Великобритании). [ 56 ] через полтора года после записи. На обложке изображено групповое фото всех участников, сделанное Эрроусмитом под большим кедром на территории Фрайар-парка. На задней обложке была репродукция туристического плаката Музыкального фестиваля, разработанного Яном Стюардом . [ 23 ] который создал обложку для двойного альбома Festival from India 1968 года , среди других работ Шанкара. [ 57 ]
Dark Horse сняли рекламный фильм для альбома. В фильм вошли кадры, на которых Харрисон за кадром озвучил Шанкар, обсуждающий его роль, а также вращающийся конверт с пластинкой, сопровождаемый отрывками музыки из альбома. [ 58 ] Релиз совпал с концертом Шанкара в соборе Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке – сольным концертом от рассвета до заката, посвященным двадцатилетию выступлений артиста на Западе. [ 59 ]
Также в марте 1976 года калифорнийский телеканал KCET транслировал 30-минутную программу под названием « Музыкальный фестиваль Рави Шанкара» с Джорджем Харрисоном и Доном Эллисом . [ 37 ] Продюсировал Тейлор Хэкфорд и снимал в Лос-Анджелесе в 1975 году, ведущим шоу был Дон Эллис . [ 60 ] пионер индийского джаза [ 61 ] который изучал индийскую музыку под руководством Харихара Рао в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. [ 15 ] [ номер 2 ] В ходе программы Харрисон обсудил проект музыкального фестиваля и представил отрывки из выступления оркестра в Королевском Альберт-Холле. [ 37 ] Уже полностью просмотрев фильм с лондонского концерта, Эллис охарактеризовал его как «одно из самых необычных музыкальных событий, которые я когда-либо слышал». [ 63 ]
Рассказывая об альбоме, записанном в 1974 году, в своей книге «Рассвет индийской музыки на Западе» , Лавеццоли признает десятиминутную «Raga Jait» одним из самых ярких моментов сета. [ 11 ] В интервью журналу Rolling Stone в 1979 году Харрисон назвал альбом и Shankar Family & Friends одними из своих любимых из всех релизов Dark Horse. [ 64 ]
Переиздание и наследие
[ редактировать ]Поскольку альбом давно распродан, отрывки из музыкального фестиваля Рави Шанкара из Индии появились в бокс-сете, составленном Харрисоном, «Рави Шанкар: In Celebration» (1996). [ 65 ] выпущен Dark Horse и Angel Records . [ 66 ] В бокс-сет также вошла ранее не издававшаяся "Ta Na Tom", еще одна пьеса, записанная персоналом музыкального фестиваля в Friar Park. [ 67 ] Алан Козловски, который помог составить бокс-сет: [ 68 ] рассмотрел включение треков с музыкального фестиваля из Индии в число «призов», предлагаемых сборником. [ 65 ] В своем обзоре In Celebration Брюс Эдер из AllMusic особо похвалил четвертый диск, который содержит несколько совместных работ Шанкара с Харрисоном, написав: «Начиная с вступительной песни «Vandana», он вовлекает нас в царство музыки, которая настолько возвышенна. прекрасен тем, что по сравнению с ним все, что было до него, во всем его украшенном драгоценностями великолепии, кажется почти простым и бледным». [ 69 ]
В 2010 году «Музыкальный фестиваль Рави Шанкара из Индии» был переиздан на компакт-диске как часть бокс-сета « Сотрудничество Шанкара-Харрисона» , что совпало с празднованием 90-летия Шанкара. [ 70 ] [ 71 ] В своей статье для AllMusic Ричи Унтербергер считает Collaborations «обильным собранием некоторых из наиболее доступных записей Шанкара», которое имеет «ценность не только для любителей Битлз [благодаря участию Харрисона], но и для более широких ценителей традиционной индийской музыки». Унтербергер описывает студийный альбом Music Festival from India как предлагающий «более разнообразную группу аранжировок, чем можно услышать на многих индийских записях» и «настроение, [которое] в основном представляет собой благочестивое смирение, перемежающееся с некоторой сдержанной, радостной шумностью». ". [ 72 ]
Редактор PopMatters Сачин Митал считает альбом «живым и ориентированным на инструменты» и так пишет о его музыкальном содержании: «Бхаджан — это радостное пение Кришне, Гопалу и Говинду, а в «Надердани» есть… ситар, вызывающий игривость». с мастерской точностью «Дехати» представляет собой демонстрацию ударных инструментов, когда игроки на табле создают двухминутный призыв и ответ ближе к концу». [ 36 ] Отмечая «большую целостность» бокс-сета 2010 года, Джо Марчезе из The Second Disc пишет о музыкальном фестивале Рави Шанкара в Индии : «Звук альбома экзотичен, но сразу завораживает. Большая часть музыки радостная, например, «Naderdani». », описанный как «современная композиция для голоса и инструментов». [ 73 ] В статье для журнала Goldmine Джиллиан Гаар находит альбом «завораживающим», с «женским вокалом, обладающим сверхъестественной способностью имитировать ситар (или наоборот)». [ 74 ]
Нари — мультимедийный проект певицы и скрипачки Джинджер Шанкар, вышедший в 2015 году. [ 75 ] (дочь Виджи и Л. Субраманиума и внучка Лакшми), [ 76 ] частично был вдохновлен Музыкальным фестивалем 1974 года и туром по Северной Америке с Харрисоном. [ 77 ] Она сказала, что создала проект, полагая, что Лакшми и Виджи заслуживают большего признания за свою роль в популяризации индийской музыки на Западе. [ 77 ]
Музыкальный фестиваль из Индии – Концерт в Королевском Альберт-Холле, DVD
[ редактировать ]Сотрудничество ознаменовало собой первый выпуск фильма-концерта Стюарта Купера о музыкальном фестивале в Индии. [ 37 ] [ 78 ] выпущен на DVD как четвертый диск из бокс-сета. [ 72 ] Фильм был снят в Королевском Альберт-Холле в понедельник, 23 сентября 1974 года. [ 78 ] Текст в начале раздела «фильм-концерт» на DVD объясняет, что потребовалась значительная реставрация как видеоматериалов, так и аудио. [ 79 ] за последним наблюдают продюсер Пол Хикс и дочь Шанкара Анушка Шанкар . [ 80 ] Поскольку некоторые кадры 35-летней давности Купера были уничтожены или затеряны, [ 79 ] остальная часть звука концерта включена в отдельный раздел «концертное аудио». [ 81 ] В своем обзоре для Goldmine Гаар пишет, что вместе со студийным альбомом Музыкального фестиваля на концертном DVD представлены как «самая традиционная индийская музыка», так и «самые мощные выступления» на Collaborations . [ 74 ]
Краткое содержание фильма
[ редактировать ]Фильм открывается изображением большого красного символа Ом на желтом листе, который служит фоном для сцены Альберт-холла. Затем Джордж Харрисон идет и кратко и тепло знакомится с Рави Шанкаром, после чего начинается выступление на Музыкальном фестивале из Индии.
Сцена оборудована двумя большими стойками; первый в форме квадрата, второй, несколько более приподнятый, чем первый, изогнут за ним полумесяцем. На квадратном возвышении слева направо сидят певцы Виджи Шанкар, Лакшми Шанкар и Камала Чакраварти, а на бансури сразу за ними - перкуссионист Харихар Рао и игрок Харипрасад Чаурасия. Вдоль платформы в форме полумесяца (слева направо) расположены три смычковых музыканта: Л. Субраманиам, Сатьядев Павар и Султан Хан; Анант Лал, он Шенаи; затем четыре барабанщика, ТВ Гопалкришнан, Алла Ракха, Риджрам Десад и Камалеш Майтра , двое последних частично окружены своими тарангами (кругами) из ручных барабанов. Завершает кольцо музыкантов вдоль этого изогнутого стояка ситарист Картик Кумар ; Гопал Кришан, за поднятой вичитра виной; и, наконец, Шивкумар Шарма, стоящий за большим сантуром, похожим на клавесин. Шанкар дирижирует оркестром, стоя прямо перед первым стоящим, спиной к публике.
В середине фильма сцена очищается от всех музыкантов, за исключением четырех участников оркестра и Шанкара, который теперь играет на ситаре в последующей раге. После обычного медленного алапа ситар Шанкара обменивается музыкальными фразами с таблой Ракхи при поддержке Кумара и Рао, оба на ситаре, и Виджи Шанкара, играющего на тамбуре. Затем весь ансамбль возвращается для дальнейших вокальных и оркестровых произведений под управлением Шанкара, как и раньше.
Бонусная функция
[ редактировать ]Бонусный фильм DVD режиссера Дэвида Кью: [ 82 ] показывает Хикс и Анушку Шанкар за работой над миксом пьес, выпущенных в разделе фильмов-концертов. [ 83 ] Они присоединились там, в StudioWest, [ 82 ] в Сан-Диего самим Шанкаром и вдовой Харрисона Оливией , что позволило 90-летнему Шанкару внести свой вклад. [ 83 ] В какой-то момент Анушка игриво прикрывает глаза отца – кажется, в ответ на его реакцию, когда он увидел себя на экране, выступавшим примерно четыре десятилетия назад. [ 36 ]
Список треков
[ редактировать ]Студийный альбом
[ редактировать ]Все песни Рави Шанкара.
Сторона первая
- «Вандана» — 2:44
- «Дхамар» - 5:23
- «Тарана/Чатуранг» — 5:33
- «Рага Джайт» - 9:48
Вторая сторона
- «Каджри» – 4:51
- «Бхаджан» - 3:56
- «Надердани» – 4:43
- «Дехати» – 10:09
DVD "Фильм-концерт"
[ редактировать ]- «Введение Джорджа Харрисона»
- «Гимны из Вед»
- «Таппа (Рага Кхамадж)»
- «Тарана (Рага Кирвани)»
- "Рага Джайт"
- «Виламбит Гат, Друт Гат и Джала (Рага Яман Калян)»
- "Надердани"
- «Кришна Кришна Бхаджан (по мотивам Раги Панчам-се-гара)»
- "Дехати"
DVD "Концертное аудио"
[ редактировать ]- «Введение музыкантов»
- "Вандана"
- «Алап / Ноом / Тоом Джор (Рага Абхоги)»
- «Дхамар (Рага Васанта в Тала Дхамаре)»
- «Хьял (Рага Кедара в Тала Тинал)»
- «Тарана (Рага Кирвани в Тала Эктал)»
- «Чатуранг (Рага Яман Калян в Тала Тинал)»
- "Каджри"
- «Паллави (Тани Авартанам / Рага Билахари в Тала Адитала)»
- «Тумри (Мишра Пилоо в Тала Джат)»
- «Рага Мала (Гирлянда раг, по мотивам Раги Кхамаджа в Тала Тинале)»
Персонал
[ редактировать ]- Рави Шанкар – режиссура, аранжировка; ситар (только DVD)
- Лакшми Шанкар — вокал, свармандал
- Алла Ракха – табла
- ТВ Гопалкришнан — вокал, мридангам , кханджира
- Харипрасад Чаурасия – бансури
- Картик Кумар — ситар
- Султан Хан – саранги
- Шивкумар Шарма — сантур , канун, бэк-вокал
- Гопал Кришан — вичитра вина , бэк-вокал
- Л. Субраманиам - южноиндийская скрипка
- Сатьядев Павар – североиндийская скрипка
- Риджрам Десад – пакавай , мадал-таранг , дхолки , нагада , худук , дафф
- Камалеш Майтра – табла-таранг , дугги-таранг , сарод , мадал , эктара
- Анант Лал — шенай
- Харихар Рао — картал , манджира , дхолак , губгубби , бэк-вокал; ситар (только DVD)
- Камала Чакраварти — тамбура , бэк-вокал
- Виджи Шанкар — тамбура, бэк-вокал
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эти два альбома , сопродюсированные музыкантом и этномузыковедом Микки Хартом , были переизданы в 2011 году как часть его 25-дисковой Smithsonian Folkways . коллекции [ 45 ]
- ↑ Трубач и композитор, Эллис вместе с Рао в 1964 году сформировал хиндустанский джазовый секстет. В секстет также входил перкуссионист Эмиль Ричардс , который играл в гастрольной группе Харрисона 1974 года и с оркестром Шанкара, когда два ансамбля выступали вместе. [ 62 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лавеццоли, стр. 50.
- ^ Шанкар, с. 203–04, 324.
- ^ «Отрывки из разговора между Равиджи, Сатишем и Шаши Вьясом, июнь 2007 г.» , Фонд Рави Шанкара (получено 9 февраля 2012 г.).
- ^ Jump up to: а б Стивен М. Х. Брейтман, «Поп-звуки из Индии, греческий рок: Рави Шанкар, Греческий театр, Лос-Анджелес», Van Nuys News , 30 июня 1968 года; доступен на Backpages Rock (требуется подписка).
- ↑ Штатный автор, «Шанкар, индейцы будут играть на фестивале» , The Stanford Daily , 5 июля 1968 г., стр. 6 (получено 25 августа 2015 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Оливия Харрисон, с. 302.
- ^ Ленг, стр. 148, 165.
- ^ Шанкар, с. 223.
- ^ Jump up to: а б с Сотрудничество , с. 15.
- ^ Родригес, с. 237.
- ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 195.
- ^ Сотрудничество , с. 32.
- ^ Шанкар, с. 113, 222–23.
- ^ Родригес, с. 238.
- ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 294–95.
- ^ Ленг, с. 138.
- ↑ Манджари Синха, «Нестареющая артистка, вневременное очарование…» , The Hindu , 24 марта 2006 г. (получено 19 августа 2014 г.).
- ^ Jump up to: а б Шанкар, с. 224.
- ^ Шанкар, с. 224, 268–69.
- ^ Мэдингер и Истер, стр. 442, 443.
- ^ Шанкар, с. 224, 305.
- ^ Ленг, с. 146.
- ^ Jump up to: а б Авторы на обложке: пластинка Рави Шанкара Music Festival from India ( Dark Horse Records , 1976; продюсер Джордж Харрисон).
- ^ Оливия Харрисон, стр. 304–07, 397.
- ^ Джордж Харрисон, пластина XXXIX.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 442.
- ^ Бэдман, с. 131.
- ^ Ленг, стр. 147–48.
- ^ Шанкар, с. 223, 225.
- ^ Оливия Харрисон, с. 335.
- ^ Jump up to: а б с Сотрудничество , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Ленг, с. 148.
- ^ Терри Стонтон, «Рави Шанкар и Джордж Харрисон – Сотрудничество» , Record Collector , декабрь 2010 г., стр. 82 (получено 16 августа 2014 г.).
- ^ Бэдман, с. 133.
- ^ Фильм-концерт, «Введение Джорджа Харрисона», Музыкальный фестиваль из Индии - DVD «Концерт в Королевском Альберт-Холле» ( Dark Horse Records , 2010; продюсер Оливия Харрисон; режиссер Стюарт Купер).
- ^ Jump up to: а б с Сачин Митал, «Рави Шанкар и Джордж Харрисон: сотрудничество» , PopMatters , 19 октября 2010 г. (получено 19 августа 2014 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Пипер, стр. 171.
- ^ Майкл Симмонс, «Плач по тени», Mojo , ноябрь 2011 г., стр. 84, 85.
- ^ Мэдингер и Истер, стр. 445, 447.
- ^ Бэдман, с. 137.
- ^ Примечания на вкладыше, компакт-диск «Саранги: Музыка Индии» ( Rykodisc , 1988; продюсеры Микки Харт и Закир Хуссейн).
- ^ «Саранги: Музыка Индии» , Smithsonian Folkways (получено 6 августа 2016 г.).
- ^ Трагер, с. 328.
- ^ «Вену» , Smithsonian Folkways (получено 6 августа 2016 г.).
- ^ «Коллекция Микки Харта» , Smithsonian Folkways (получено 6 августа 2016 г.).
- ^ Оливия Харрисон, стр. 298–99.
- ^ Шанкар, с. 227.
- ^ Родригес, с. 59.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 419.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 34, 44, 126, 128.
- ^ Лавеццоли, с. 196.
- ^ Ленг, с. 168.
- ^ Родригес, стр. 198, 237.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 447.
- ^ Лавеццоли, с. 205.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 193.
- ^ Шанкар, с. 204, 231.
- ^ Пипер, стр. 172.
- ^ Шанкар, с. 228.
- ^ Пипер, стр. 171–72.
- ^ Мировая музыка: The Rough Guide , стр. 111, 114.
- ^ Лавеццоли, стр. 301–02.
- ^ «Интервью Дона Эллиса с Джорджем Харрисоном для KCET, Лос-Анджелес – сентябрь 1974 г.» , YouTube , 18 февраля 2016 г. (получено 27 июня 2016 г.).
- ↑ Мик Браун, «Интервью с Джорджем Харрисоном», Rolling Stone , 19 апреля 1979 г.; доступен на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Jump up to: а б Хайди Уолесон, «Ангельский набор прославляет Рави Шанкара: ситариста, названного «крестным отцом мировой музыки»» , Billboard , 23 декабря 1995 г., стр. 17, 63 (получено 19 августа 2014 г.).
- ^ Бэдман, с. 551.
- ^ Буклет, сопровождающий Рави Шанкара: бокс-сет In Celebration (Angel/Dark Horse, 1995; продюсеры Джордж Харрисон и Алан Козловски; дизайн упаковки Рик Уорд/The Team Design Consultants), стр. 50.
- ^ Шанкар, с. 305.
- ^ Брюс Эдер, «Рави Шанкар Рави Шанкар: на празднике » , AllMusic (получено 19 августа 2014 г.).
- ↑ Эван Шлански, «Отношения Джорджа Харрисона и Рави Шанкара, исследованные в ходе сотрудничества » , американский автор песен , 12 августа 2010 г. (получено 15 августа 2014 г.).
- ↑ Шон Майклс, «Совместная работа Джорджа Харрисона и Рави Шанкара будет переиздана» , Guardian.co.uk , 18 августа 2010 г. (получено 19 августа 2014 г.).
- ^ Jump up to: а б Ричи Унтербергер, « Сотрудничество Джорджа Харрисона и Рави Шанкара » , AllMusic (получено 18 августа 2014 г.).
- ↑ Джо Марчезе, «Обзор: Рави Шанкар и Джордж Харрисон, «Сотрудничество»» , The Second Disc , 8 ноября 2010 г. (получено 19 августа 2014 г.).
- ^ Jump up to: а б Джиллиан Г. Гаар, «Сет Шанкара и Харрисона увенчался успехом в перекрестной апелляции» , Goldmine , 31 января 2011 г. (получено 4 августа 2015 г.).
- ^ «О программе» , songofnari.com (получено 6 августа 2016 г.).
- ↑ Дипали Дхингра, «Моя мать помогла принести индийскую музыку на Запад: Джинджер Шанкар» , Mid-Day , 22 февраля 2015 г. (получено 6 августа 2016 г.).
- ^ Jump up to: а б Кэти Бут, «Вы слышали о Джордже Харрисоне и Рави Шанкаре. Теперь послушайте малоизвестную историю Лакшми Шанкар и ее дочери Виджи» , Women in the World / nytimes.com , 20 мая 2016 г. (получено 6 августа 2016 г.).
- ^ Jump up to: а б Задняя обложка, бокс-сет Collaborations ( Dark Horse Records , 2010; продюсер Оливия Харрисон).
- ^ Jump up to: а б Фильм-концерт, вступительный текст, Музыкальный фестиваль из Индии - Концерт в Королевском Альберт-Холле, DVD ( Dark Horse Records , 2010; продюсер Оливия Харрисон; режиссер Стюарт Купер).
- ^ «Бокс-сет для сотрудничества» > Авторы альбома , georgeharrison.com (получено 18 августа 2014 г.).
- ^ Оливия Харрисон, « Бокс-сет Джорджа Харрисона и Рави Шанкара «Сотрудничество» - это для меня труд любви» « . Архивировано из оригинала 2 января 2011 года . Проверено 19 августа 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) , Spinner , 18 октября 2010 г. (архивная версия получена 19 августа 2014 г.). - ^ Jump up to: а б Бонусный фильм, авторы, Музыкальный фестиваль из Индии – DVD «Концерт в Королевском Альберт-Холле» ( Dark Horse Records , 2010; продюсер Оливия Харрисон; режиссер Стюарт Купер).
- ^ Jump up to: а б Дэн Форте, Рави Шанкара и Джорджа Харрисона « Сотрудничество » , Vintage Guitar , февраль 2011 г. (получено 16 августа 2014 г.).
Источники
[ редактировать ]- Кейт Бэдман, Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 , Omnibus Press (Лондон, 2001; ISBN 0-7119-8307-0 ).
- Collaborations , книга, сопровождающая бокс-сет Collaborations ( Dark Horse Records , 2010; продюсер Оливия Харрисон; дизайн упаковки Дрю Лоример и Оливия Харрисон).
- Редакторы журнала Rolling Stone , Харрисон , Rolling Stone Press/Simon & Schuster (Нью-Йорк, 2002 г.); ISBN 0-7432-3581-9 ).
- Джордж Харрисон, «Я, моя» , Chronicle Books (Сан-Франциско, Калифорния, 2002; ISBN 0-8118-3793-9 ).
- Оливия Харрисон, Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире , Абрамс (Нью-Йорк, 2011 г.); ISBN 978-1-4197-0220-4 ).
- Питер Лавеццоли, Рассвет индийской музыки на Западе , Continuum (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2006; ISBN 0-8264-2819-3 ).
- Саймон Ленг, «Пока моя гитара нежно плачет: Музыка Джорджа Харрисона» , Хэл Леонард (Милуоки, Висконсин, 2006; ISBN 1-4234-0609-5 ).
- Чип Мэдингер и Марк Истер, «Восемь рук, чтобы держать тебя: сборник соло Beatles» , 44.1 Productions (Честерфилд, Миссури, 2000; ISBN 0-615-11724-4 ).
- Йорг Пипер, The Solo Beatles Film & TV Chronicle 1971–1980 , Premium Förlag (Стокгольм, 2012; ISBN 978-1-4092-8301-0 ).
- Роберт Родригес, «Великолепная четверка: часто задаваемые вопросы 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980» , Backbeat Books (Милуоки, Висконсин, 2010; ISBN 978-1-4165-9093-4 ).
- Рави Шанкар, Рага Мала: Автобиография Рави Шанкара , Добро пожаловать Дождь (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1999; ISBN 1-56649-104-5 ).
- Оливер Трейгер, Американская книга мертвых: Полная энциклопедия Grateful Dead , Fireside (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1997; ISBN 978-0-684-81402-5 ).
- Мировая музыка: The Rough Guide (Том 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихий океан) , Rough Guides/Penguin (Лондон, 2000; ISBN 1-85828-636-0 ).