Дон Эллис
Дон Эллис | |
---|---|
![]() Эллис в DownBeat 1968 года. рекламе | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Дональд Джонсон Эллис |
Рожденный | Лос-Анджелес, Калифорния, США | 25 июля 1934 г.
Умер | 17 декабря 1978 г. Голливуд, Калифорния, США | ( 44 года
Жанры | Джаз , биг-бэнд , авангард , джаз-фьюжн |
Род занятий | Музыкант, композитор, аранжировщик |
Инструмент(ы) | Труба, барабаны |
Годы активности | 1956–1978 |
Этикетки | CBS , Candid , Atlantic , Pacific Jazz , MPS |
Дональд Джонсон Эллис (25 июля 1934 — 17 декабря 1978) — американский джазовый трубач, барабанщик, композитор и руководитель оркестра. Он наиболее известен своими обширными музыкальными экспериментами, особенно в области тактовых размеров . Позже в своей жизни он работал композитором для фильмов, написав музыку к фильмам « Французская связь» 1973 года 1971 года и «Семёрка» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эллис родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния , 25 июля 1934 года. Его отец был методистским священником, а мать — церковной органисткой. Он учился в Западной средней школе в Миннеаполисе, Миннесота. После посещения концерта биг-бэнда Томми Дорси он впервые увлекся джазом. Другими ранними вдохновителями были Луи Армстронг и Диззи Гиллеспи . В 1956 году он окончил Бостонский университет по специальности музыкальная композиция. [ 1 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Первая работа Эллиса была в группе покойного Гленна Миллера , которой тогда руководил Рэй МакКинли . Он оставался с группой до сентября 1956 года, когда присоединился к Симфоническому оркестру Седьмой армии США и Солдатской шоу-компании. Эллис был переведен во Франкфурт , Германия, для прохождения службы. В армейском оркестре Эллис познакомился с пианистом Седаром Уолтоном и саксофонистами Эдди Харрисом и Доном Мензой . В этой группе у Эллиса появилась первая возможность сочинять и аранжировать для биг-бэнда.
Через два года Дон Эллис покинул армейский оркестр и переехал в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке . Ему удалось найти некоторую работу, но в основном в танцевальных группах и других местных работах. Он некоторое время гастролировал с руководителем оркестра Чарли Барнетом и Мейнарда Фергюсона. Он оставался с Фергюсоном девять месяцев. весной 1959 года присоединился к группе [ 2 ]
Нью-йоркский авангард
[ редактировать ]сцене Нью-Йорка Вскоре после этого Эллис стал участвовать в авангардной джазовой . Он появился на альбомах Чарльза Мингуса , Эрика Долфи и Джорджа Рассела , проработав в этом секстете два года. Под своим именем Эллис провел несколько сессий с небольшими группами в период с 1960 по 1962 год, в которых участвовали, среди прочих, Джейки Байард , Пол Блей , Гэри Пикок , Рон Картер , Чарли Персип и Стив Сваллоу . Последний, Essence , был записан в середине июля 1962 года.
3 июня 1962 года Эллис исполнил джазовую литургию Evensong , написанную Эдгаром Саммерлином . Выступление состоялось на Первом международном джазовом фестивале в Вашингтоне, округ Колумбия, и транслировалось на канале Look Up and Live 12 августа 1962 года. Эллис выступал вместе с Лу Глакиным на трубе, Дж. Р. Монтероузом на тенор-саксофоне, Эриком Долфи на флейте, Слайдом Хэмптоном. на тромбоне, Дик Либ на бас-тромбоне, Барри Гэлбрейт на гитаре, Рон Картер на басу и Чарли Персип на барабанах. [ 3 ]
Европа и Америка
[ редактировать ]В октябре 1962 года Эллис отправился в Польшу, чтобы принять участие в Джазовом Джамбори 1962 года в Варшаве ; его выступление в квартете было частично задокументировано на 10-дюймовом EP, предназначенном только для Польши. Эллис описал свой опыт в статье под названием «Варшавский дневник» , которая была напечатана в номере журнала DownBeat от 3 января 1963 года . [ 4 ] В декабре Эллис принял участие в джазовом семинаре NDR в Гамбурге , Германия . [ 5 ] а в начале 1963 года отправился в Стокгольм , Швеция . Находясь там, он стал широко известен своими экспериментами с хеппенингами , похожими на те, которые используют члены арт-движения Флюксус . [ 6 ]
Вернувшись в Нью-Йорк, Эллис сформировал Improvisational Workshop Orchestra, который дал свое дебютное выступление 10 февраля 1963 года в Five Spot . [ 7 ] (Еще одна кассета той же группы указана в Коллекции Дона Эллиса как записанная 9 февраля. [ 8 ] но это может быть репетиционная запись.) Качество выступления было похоже на то, которое Эллис давал в Швеции: использовались необычные художественные приемы, например, исполнители использовали карты для определения порядка событий, а музыканты использовали свои инструменты для интерпретации работ художника. Были использованы некоторые необычные музыкальные элементы, такие как использование арабских ритмов и гамм, а также шарканье ногами. [ 7 ]
Новые ритмы и третий поток
[ редактировать ]В 1964 году Эллис начал аспирантуру по этномузыкологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе , где учился у индийского музыканта Харихара Рао . Вдохновленный Рао, Эллис стремился реализовать нечетные метры в импровизированном западном контексте и (вместе с Рао) стал соавтором статьи 1965 года «Введение в индийскую музыку для джазового музыканта». [ 9 ] В это время Эллис ненадолго сформировал первую версию своего биг-бэнда, но распустил ее, когда получил грант Рокфеллера на работу в SUNY Buffalo в течение года. [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ]
Находясь в Нью-Йорке, Эллис участвовал в нескольких «Третьего потока» проектах . Живое выступление 8 февраля 1964 года в Линкольн-центре было снято для Бернстайна Леонарда серии «Концерты для молодежи» . Вместе с другими джазовыми музыкантами он выступал вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Ларри Остина «Импровизациях для оркестра и джазовых солистов» Гюнтера Шуллера (1961) и «Путешествие в джаз» (1962). Более поздняя запись пьесы Остина с участием Эллиса, басиста Барре Филлипса , барабанщика Джо Кокуццо и Нью-Йоркского филармонического оркестра (режиссер Бернстайн) была выпущена на альбоме под названием «Леонард Бернстайн проводит музыку нашего времени» (1965).
В ноябре 1967 года первая симфония Эллиса «Контрасты для двух оркестров и трубы» дебютировала Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Зубина Меты . [ 7 ]
Джазовый секстет хиндустани
[ редактировать ]Вернувшись на Западное побережье, Эллис сформировал The Hindustani Jazz Sextet , который исследовал некоторые концепции, которые он изучил в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Секстет обычно считается первой группой такого рода в Америке. Секстет был сосредоточен на Эллисе и его наставнике Харихаре Рао , который играл на ситаре и табле , но также в него входили вибрафонист Эмиль Ричардс , барабанщик Стив Боханнон , басисты Чак Доманико и Рэй Неаполитан , а также пианист Дэйв Маккей . По крайней мере, в одном выступлении также участвовал саксофонист Гейб Бальтазар . Группа исполняла в основном оригинальные композиции с такими названиями, как «Sweet Nineteen», «Turks Works» и «Bombay Bossa Nova».
Секстет стал довольно известен в Лос-Анджелесе, несмотря на отсутствие коммерческих записей. Возможно, самым большим достижением группы стала композиция Эллиса «Synthesis», в которой секстет выступал вместе с Стэна Кентона неофоническим оркестром . Концерт состоялся в феврале 1966 года в Музыкальном центре Лос-Анджелеса.
14 июля того же года Секстет выступил в Билла Грэма Fillmore Auditorium , на разогреве у Grateful Dead и Big Brother and the Holding Company . [ 12 ] Это последняя известная деятельность Секстета до 1971 года, когда группа (с Милчо Левиевым , Ральфом Хамфри и Деннисом Паркером, образующими ритм-секцию) отыграла несколько концертов в Donte's в Северном Голливуде. [ нужна ссылка ] Но побочный проект Эллиса, мастер-оркестр, к этому времени уже два года работал над другим материалом.
Оркестр Дона Эллиса
[ редактировать ]Помимо работы с джазовым секстетом Hindustani , Эллис продолжал писать аранжировки и репетировать для оркестра Дона Эллиса. Эта группа, проводившая репетиции и мастер-классы, выступала каждый понедельник вечером в течение почти года. [ 13 ] сначала в клубе Club Havana (клуб) , а затем переехали в клуб Bonesville в Голливуде, где они начали приобретать значительное количество поклонников. [ 14 ] Группа начала зарабатывать деньги, взимая небольшую плату за вход на репетиции, и начала кампанию по написанию писем, чтобы обеспечить группе место на джазовом фестивале в Монтерее 1966 года . Кампания в конечном итоге увенчалась успехом, и группа должна была выступить в сентябре того же года. [ 15 ]
Оркестр Дона Эллиса отличался от большинства других больших групп по нескольким причинам; наиболее очевидно в его инструментах (обсуждаемых ниже), но также и во включении Эллисом индийских музыкальных элементов в сочинения современных биг-бэндов. Опираясь на свой композиторский и аранжировочный опыт, а также на изучение индийской музыки, Эллис начал писать музыку на основе джаза с тактовыми размерами, которые он изучал у Рао. Они включали не только 5/4, 7/8 и 9/4, но и более сложные ритмические циклы, такие как 19/8 и 27/16. В будущем Эллис будет использовать гораздо более сложные счетчики, а также сложные подразделения более стандартных счетчиков. Многие из этих более сложных циклов были вдохновлены более поздним интересом Эллиса к восточноевропейской народной музыке, например, Греции и Болгарии .
также сделала для Эллиса специальную трубу Компания Holton , которую он получил в сентябре 1965 года. [ 16 ] Его дополнительный (четвертый) клапан позволял воспроизводить четверти тона . Некоторые утверждают, что источником вдохновения для этого могли быть его исследования индийской музыки, которая включает в себя изогнутые звуки, которые некоторые этномузыкологи называют «микротонами». Однако, вероятно, это было скорее результатом предыдущего увлечения Эллиса авангардной классической музыкой , в которой многие композиторы экспериментировали с западной тональностью и интервалами, особенно Гарри Партч , с которым Эллис, как известно, встречался и обсуждал идеи. [ 17 ]
Все эти необычные элементы в совокупности создали музыкальное впечатление, непохожее ни на что, что публика Монтерея когда-либо видела. Оркестр получил бурные аплодисменты и овации по завершении своей первой мелодии, названной «33 222 1 222» в соответствии с его подразделением из 19 человек. Группа продолжила играть мелодии в 7, 9 и 27, а также еще пара стандартных метров. Части концерта были выпущены на Pacific Jazz в следующем году. Переиздание компакт-диска 1998 года включает несколько других мелодий с концерта; Примечания к компакт-диску также показывают, что один номер, «Концерт для трубы», на самом деле был записан месяцем позже на «Пасифик Джазовом Фестивале» в Коста Меса. (Исполнение этой мелодии в Монтерее, очевидно, не соответствовало стандартам Эллиса и продюсера альбома Ричарда Бока.)
После этого успешного выступления группа выступила на Тихоокеанском джазовом фестивале в октябре 1966 года и в Shelly's Manne Hole в марте 1967 года, выпустив отрывки из каждого из них на альбоме 1967 года Live in 3 2/3 4 Time (Pacific Jazz).
Колумбия отчеты
[ редактировать ]Примерно в это же время Columbia Records продюсер по отделу кадров и специалист Джон Хаммонд попытался завербовать группу для работы на лейбле. С группой был подписан контракт, и в сентябре 1967 года она находилась в студии для записи Electric Bath , которая была выпущена в следующем году и получила широкое признание, была номинирована на премию Грэмми, выиграла награду Down Beat «Альбом года» 1968 года, достигнув №1. 8 место в джазовых чартах Billboard . Песня «Indian Lady» стала одной из самых популярных мелодий группы. В песне "Open Beauty" Эллис исполнил соло на трубе echoplex , инновационное сочетание акустических инструментов и электронных технологий. Эллис продолжит разработку «электронной трубы» в течение следующих пяти лет (см. Ниже).
В феврале 1968 года оркестр Дона Эллиса вернулся в студию, чтобы записать второй альбом, который впоследствии стал Shock Treatment . Однако возникли недопонимания, и альбом был выпущен с плохими редакциями и плохими альтернативными вариантами, которые Эллис не одобрил. По словам самого Эллиса:
«После завершения работы над альбомом я выполнил микширование и монтаж здесь, в Калифорнии, а затем отправил готовый продукт в Нью-Йорк. И только когда альбом был уже выпущен, я услышал прессинг. К своему ужасу, я обнаружил, что , без моей консультации, весь альбом был переделан - использованы бракованные мастеры и неутвержденные дубли (не те, которые я отбирал и редактировал), в альбоме были неправильные мелодии, делались несанкционированные склейки, нарушавшие музыкальное течение. некоторых из композиции (биты даже отсутствовали в тактах), целые фрагменты были вырезаны, некоторые из них были яркими моментами альбома. Поэтому примечания, сделанные к оригинальному альбому, не согласуются с тем, что на самом деле есть на альбоме. , обращая внимание на соло и яркие моменты, которых нет [...] Кроме того, на куртке указан не тот персонал.
Когда я узнал о случившемся, я, естественно, встревожился и попросил Columbia переделать альбом. Они любезно согласились, и я смог вернуть альбом в его первоначальную форму, за исключением того, что я оставил Mercy Maybe Mercy, который особенно понравился моему продюсеру, вместо Zim, который, я надеюсь, появится в будущем альбоме». [ 18 ]
В конце 1968 года оркестр несколько раз возвращался в студию, чтобы записать песни для альбома, который впоследствии стал «Осенью» . В альбом вошёл двадцатиминутный опус «Вариации для трубы», демонстрирующий виртуозную игру Эллиса на трубе. Также на пластинке была "Pussy Wiggle Stomp", песня, которая пришла на смену "Indian Lady" и стала фирменной мелодией оркестра. Вторая сторона пластинки содержала две длинные мелодии с концерта в Стэнфордском университете в августе 1968 года. Треки примечательны раскрытием современного живого звука группы Эллиса, который был гораздо более хриплым, чем любая из их предыдущих концертных записей.
В начале 1969 года оркестр вернулся в студию Columbia Studios, чтобы записать The New Don Ellis Band Goes Underground , сборник из нескольких поп-песен (в аранжировке Эллиса) и некоторых оригиналов Эллиса. В альбоме участвует вокалистка Патти Аллен в песнях Лоры Найро , The Isley Brothers и Sly Stone ; в него также входит "Bulgarian Bulge", композиция, основанная на болгарской народной мелодии в размере 33/16.
Энергичные живые выступления группы, такие как в Стэнфорде, привели к росту ее популярности среди студентов колледжей. В июне 1970 года оркестр выступил в течение трех вечеров в зале Билла Грэма «Филлмор Вест» , выступая на разогреве у Quicksilver Messenger Service и Леона Рассела . Получившаяся запись была превращена в двойной LP и выпущена лейблом Columbia в конце 1970 года. "Live at Fillmore" стал счастливым возвращением к оригинальному материалу и даже включал один кавер Beatles , весьма экспериментальную версию " Hey Jude ", а также еще одна версия "Pussy Wiggle Stomp".
Примерно в это же время популярность Эллиса среди педагогов также росла; копии чартов его группы публиковались и исполнялись многими биг-бэндами средней школы и колледжа. Соответственно, Эллис преподавал во многих клиниках и играл со многими школьными оркестрами.
В мае 1971 года Эллис добавил к оркестру струнный квартет. Он также нанял болгарского пианиста-виртуоза Милчо Леваева , который умел свободно импровизировать в таких размерах, которые поначалу напугали бы большинство американских импровизаторов. Он был важным активом для группы Эллиса и оставался с Эллисом пять лет. Оркестр был записан в конце мая на Basin Street West в Сан-Франциско. Получившийся в результате альбом Tears of Joy стал еще одним концертным двойным LP и был выпущен в конце 1971 года. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Экзотические ритмы Дона Эллиса (май 2002 г.), диссертация, поданная в Институт Пибоди Университета Джона Хопкинса для частичного выполнения требований для получения степени доктора музыкальных искусств. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] В альбом вошла композиция под названием "Strawberry Soup", которая стала предметом нескольких докторских диссертаций из-за своей метрической сложности, простой темы и сложных вариаций, а также чистого тембрального спектра, который она охватывает.
Французская связь
[ редактировать ]Примерно в это же время к Эллису обратился кинорежиссер Уильям Фридкин с просьбой написать музыку к его фильму «Французские связи» . Эллис принял проект и написал музыку для исполнения своим собственным оркестром. Позже Эллис получил за этот проект премию «Грэмми» («Лучшая инструментальная аранжировка»), и в 1975 году его попросили написать музыку к продолжению фильма « Французская связь II» .
Последний альбом Эллиса для Columbia, Connection , был записан в августе 1972 года. В альбом вошли «The The Theme from 'The French Connection'», сокращенная версия музыки Эллиса к фильму, и «Chain Reaction», тур де сил 13/8 от давний участник Хэнк Леви . Наряду с этими яркими моментами представлены аранжировки нескольких поп-песен таких исполнителей, как Кэрол Кинг , Yes , Эндрю Ллойд Уэббер и The Carpenters . Договоренности, как правило, были насмешливыми; часто Эллис аранжировал их размерами, отличными от оригинала, или аранжировал мелодию в юмористической форме. На этом альбоме нет певца.
Независимо от того, что вдохновило Эллиса на либеральные интерпретации популярного материала, Connection стал последним альбомом оркестра для Колумбии.
МПС отчеты
[ редактировать ]В 1973 году оркестр записал Soaring сборник оригиналов « ». Милчо Леваев представил «Сладку Питку», основанную на болгарской народной песне. Мелодия Хэнка Леви из альбома "Whiplash" позже была использована в одноименном фильме . Пластинка была выпущена лейблом MPS Records , который также выпустит следующий альбом Эллиса Haiku . Пластинка, в которой участвуют Милчо Леваев , басист Рэй Браун , барабанщик Джон Герин и большой струнный оркестр, состоит из десяти песен, каждая из которых основана на японском стихотворении хайку . Альбом расслабленный и интроспективный. Haiku предположительно был записан в конце 1973 года и выпущен в 1974 году.
Середина 1970-х: The Organic Band и проблемы с сердцем.
[ редактировать ]В 1974 году Эллис увлекся музыкой Бразилии , даже изучил португальский, чтобы лучше общаться с местными музыкантами. [ 29 ] Примерно в это время он руководил концертной группой под названием Organic Band, которая представляла собой урезанную версию оркестра, не имевшую электронных инструментов или модификаций (за исключением усиления). В состав группы также входил вокальный квартет.
Эти занятия были отложены, когда у Эллиса начались проблемы со здоровьем: он почувствовал «запыхание после [прохождения] одного лестничного пролета». Он лег в больницу в Нью-Йорке, где врач диагностировал у него митральный стеноз , состояние, из-за которого его сердце билось в странном ритме. Ему прописали лекарства, и он отправился домой в Лос-Анджелес. Вскоре после этого он снова начал чувствовать себя странно и обратился в местную больницу, где ему повторно диагностировали дефект межпредсердной перегородки . Было проведено еще несколько тестов, и, наконец, был поставлен третий диагноз: кардиомиопатия . Эллису прописали еще лекарства, но его состояние ухудшилось, и у него началась фибрилляция желудочков . однажды рано утром в мае 1975 года [ 30 ] Позже Эллис описал, как находился на грани смерти, когда врачи пытались спасти его жизнь: «Я знаю, это звучит странно, но это был удивительно красивый опыт, возможно, высший кайф». [ 31 ]
Поздняя карьера
[ редактировать ]К 1976 году Эллис вернулся в строй, хотя эта деятельность мало задокументирована. 3 декабря 1976 года оркестр Дона Эллиса выступил в Ширли Маклейн телевизионном специальном выпуске под названием «Куда мы идем отсюда?» Оркестр исполнил аранжировку Эллиса на песню « Sweet Georgia Brown », переименованную в «Sweet Shirley MacLaine». Аранжировка включала соло Арта Пеппера , хор чечеточников и возвращение электрофонической трубы.
В 1977 году Эллис подписал контракт с Atlantic Records , которая пообещала профинансировать предстоящую поездку оркестра для выступления группы на джазовом фестивале в Монтрё в Монтрё , Швейцария, в обмен на живую запись этого выступления. Однако звукозаписывающая компания попросила Дона сначала записать аранжировки двух песен из «Звездных войн» . Песни « Звездные войны (основное название) » и « Тема принцессы Леи » должны были быть выпущены как сингл со скоростью 45 об / мин . В июне звукозаписывающая компания попросила Дона записать целый альбом материала, чтобы иметь возможность продать альбом на случай, если сингл станет хитом. Дону пришлось сделать это до того, как его группа уедет выступать в Монтрё примерно через неделю. Кроме того, песни, которые должны были войти в этот альбом, не могли быть дубликатами того, что позже появится на концертном альбоме.
Эллису помогли другие композиторы и аранжировщики Томми Виг и Курт Берг , но в основном он написал все самостоятельно. Альбом был собран и выпущен как Music from Other Galaxies and Planets ; всем песням были присвоены новые названия, связанные с космосом, такие как «Меч Ориона» и «Криптон».
Выступление группы в Монтрё было хорошо встречено, а последующий альбом достиг 48-го места в джазовых чартах Billboard . Это должен был быть последний альбом Эллиса в качестве лидера, хотя он появлялся на альбомах Ника Гилдера (« Вы знаете, кто вы ») и Томми Вига ( 1978 ).
Последнее известное публичное выступление Эллиса состоялось 21 апреля 1978 года в Вестсайдском зале в Сенчури-Сити . После этого врач посоветовал ему воздержаться от гастролей и игры на трубе, потому что это слишком нагружало его сердце. 17 декабря 1978 года, после просмотра концерта Джона Хендрикса , у Эллиса случился смертельный сердечный приступ в его доме в Северном Голливуде, где с ним жили его родители. Предположительно, у него была сердечная аритмия . Ему было 44 года. Эллис был похоронен в районе Шелтеринг-Хиллз Мемориального парка Форест-Лоун в Голливудских холмах , Калифорния.
Наследие
[ редактировать ]Эллис имел сильное влияние на тех, с кем работал. Бывший помощник Стю Блумберг выразил благодарность Эллису за то, что он подготовил его к особенностям нетрадиционной музыки в саундтреках к фильмам. Тенор-саксофонист Джим Снодграсс заметил: «Я думаю, что во многих отношениях Дон был учителем. Его музыка научила меня одной вещи: я мог играть все, что мне было абсолютно необходимо». Такие музыканты, как Том Скотт , Джон Клеммер , Гленн Феррис , Милчо Левиев и некоторые другие, сделали плодотворную сольную карьеру. Другие, такие как Ральф Хамфри и Фред Селден, сделали успешную карьеру в качестве музыкантов, сессионных музыкантов или преподавателей. Эллис был ярым либертарианцем . По мнению некоторых его учеников, это возникло из-за его непредубежденности к музыке других культур. [ нужна ссылка ]
Большинство альбомов Эллиса были переизданы на компакт-дисках. Columbia Records, первоначально выпустившая семь альбомов Эллиса, переиздала Electric Bath (самый продаваемый альбом Эллиса) только в 1997 году; остальные были сданы в аренду другим компаниям для перевыпуска. Сегодня, благодаря таким лейблам, как Koch Jazz , Wounded Bird и Mighty Quinn Productions , почти все его альбомы переизданы на компакт-дисках и легко доступны.
Эллис также написал множество статей и несколько книг. В «Новой книге ритмов» (1972) представлены методы тренировок и исполнения в необычных размерах, а также имеется сопутствующая пластинка / кассета под названием « Новые ритмы» . Его вторая книга «Четверть тона» , опубликованная в 1975 году, представляет собой теоретическое руководство по использованию четвертных тонов. Обе книги содержательны и содержат обширную историческую и культурную информацию по своим предметам. «Кварталы тона» также предоставляют читателям этюды и упражнения. Обе книги трудно найти, поскольку они, по-видимому, не печатались с момента их первых изданий.
Библиотека и коллекция Дона Эллиса находятся в Архиве этномузыкологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. До этого (с 1981 по 2000 год) он размещался в Истфилд-колледже , входящем в состав округа общественных колледжей округа Даллас , DCCCD в Меските , штат Техас . Наряду с сочинениями, инструментами и другими предметами он получил премию «Грэмми» за лучшую музыку к фильму «Французские связи» 1971 года. [ 11 ]
Оркестровый инструментарий
[ редактировать ]Заинтересованность Эллиса в расширении возможностей инструментов биг-бэнда очевидна даже в его первом релизе Orchestra, «Live at Monterey» 1966 года . Вдохновленный своим опытом работы с латиноамериканскими группами, [ 13 ] Эллис расширил свою ритм-секцию до двух ударных установок, трех контрабасов, как минимум двух вспомогательных перкуссионистов, фортепиано и органа. В песне «Турецкая баня» из альбома Electric Bath (1967) басист Рэй Неаполитан играет на ситаре. Его духовые секции часто были довольно типичными, хотя позже он добавил тубу и валторну, чтобы дополнить духовую секцию, а иногда заставлял саксофонистов дублировать такие инструменты, как флейта , гобой , кларнет и сакселло .
В 1967 году Эллис начал экспериментировать с электроникой. Его пианист начал использовать Fender-Rhodes электрическое пианино , клавинет и электрический клавесин . Сам Эллис начал использовать то, что он называл «электронной трубой»; то есть труба, звук которой усиливался и часто направлялся через различные процессоры эффектов. Впервые это нововведение появилось в песне «Open Beauty» из альбома «Electric Bath » 1967 года , в которой Эллис исполняет расширенное соло, а его труба обрабатывается через эхоплекс . Эллис также несколько раз использовал кольцевой модулятор , который построил для него Том Оберхейм . [ 32 ]
В 1968 году Эллис заменил своих контрабасистов одним электрическим басистом: сначала Джо Джулианом, затем Деннисом Паркером и, наконец, Дэйвом МакДэниелом. Он также нанял гитариста Джея Грейдона , который оставался в группе несколько лет.
В 1971 году во время тура Tears of Joy Эллис добавил в свою группу струнный квартет. Инструменты были усилены с помощью недавно разработанных звукоснимателей производства Barcus-Berry, так что их можно было слышать поверх духовых инструментов и саксофонов. Эти новые тембры предоставили Эллису источник творческих возможностей. Как он объяснил: «Люди проводят целые вечера, слушая духовой квинтет, духовой или струнный квартет, поэтому я рассудил, что наличие ВСЕХ из них в контексте биг-бэнда должно дать нам фантастическое разнообразие цветов, из которых можно рисовать». [ 33 ]
Альбом 1974 года Haiku был записан с участием джазового квартета при поддержке струнного оркестра. Из-за размера группы она, вероятно, никогда не задумывалась как замена Оркестра Дона Эллиса в качестве гастрольной группы.
"Organic Band" Эллиса, гастролировавшая весной и летом 1974 года, сократила численность группы с 21 или 22 до 15. Духовая секция была сокращена более чем вдвое, струнный квартет был удален, добавлен вокальный квартет и никакой электроники (за исключением для усиления) использовались для изменения звучания группы.
После сердечного приступа Эллис ненадолго вернулся к электрофонической трубе и продолжил использовать синтезаторы и электронные клавишные. Струнный квартет, оплот с 1971 года, остался рядом с духовыми. Он также начал играть на двух новых инструментах, супербоне и жар-птице , которые представляли собой комбинацию клапанного тромбона и трубы соответственно. Обоих также играл Мейнард Фергюсон .
Дискография
[ редактировать ]Год | Альбом | Запись | Этикетка | Примечания |
---|---|---|---|---|
1960 | Новые звуки 60-х | Студия | Энрика | Неизданный (банкротство лейбла) |
1960 | ... Как проходит время ... | Студия | 1960, Откровенный | |
1961 | Из ниоткуда | Студия | 1988, Откровенный | |
1961 | Новые идеи | Студия | 1961, Нью-Джаз
1971, Престиж |
|
1962 | Сущность | Студия | 1962, Тихоокеанский джаз
2013, Свежий звук |
|
1962 | Джазовый Джамбори 1962 года | Студия | 1962, Польские Награнья Муза
2013, Польское радио |
|
1966 | Выступление хиндустанского джазового секстета в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе | Жить | 2022, Сонная ночь | |
1966 | Оркестр Дона Эллиса «Живет» в Монтерее! | Жить | 1967, Тихоокеанский джаз | |
1967 | Живите в 3⅔/4 времени | Жить | 1967, Тихоокеанский джаз | |
1967 | Части восьмерки. В прямом эфире в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе | Жить | 2006, Раненая птица | |
1967 | Электрическая ванна | Студия | 1967, Колумбия | |
1967 | Контрасты для двух оркестров и трубы | Жить | Неизданный
Дирижёр: Зубин Мета. | |
1968 | Шоковая терапия | Студия | 1968, Колумбия
2001, Кох |
|
1968 | Живите в Европе, 1968 год. | Жить | 2022, Сонная ночь | |
1968 | Осень | Студия | 1968, Колумбия
2007, Раненая птица |
|
1969 | Новая группа Дона Эллиса уходит в подполье | Студия | 1969, Колумбия
2006, Раненая птица |
|
1969 | Луна Ноль Два | Саундтрек | 1998, ГСБ | 1 трек выпущен в The Hammer Film Music Collection, Vol. 1 |
1970 | Дон Эллис в Филлморе | Жить | 1970, Колумбия
2005, Раненая птица |
|
1970 | Басин-стрит, 1970 год. | Жить | 2023, Сонная ночь | |
1971 | Слёзы радости | Жить | 1971, Колумбия
2005, Раненая птица |
|
1971 | Французская связь | Саундтрек | 2001, Ежемесячник оценки фильмов
2016, Ла-Ла Ленд |
|
1972 | Уолла Уолла | Жить | 2024, Сонная ночь | |
1972 | Связь | Студия | 1972, Колумбия
2005, Раненая птица |
|
1972 | Бомбардировщик из Канзас-Сити | Саундтрек | Неизданный | |
1972 | Новые ритмы | Студия | 1972, ЭМЕ | Выпущено вместе с «Новой книгой ритмов». |
1973 | Парящий | Студия | 1973, МПС | |
1973 | Хайку | Студия | 1973, МПС | |
1973 | Семь-Ups | Саундтрек | 2007, Вход | |
1975 | Французская связь II | Саундтрек | 2001, Ежемесячник оценки фильмов
2016, Ла-Ла Ленд |
|
1975 | Смертельная башня | Саундтрек | 2010, Ежемесячник оценки фильмов | Выпущено в TV Omnibus, Vol. 1 (1962–1976) |
1977 | Музыка из других галактик и планет | Студия | 1977, Атлантика
2006, Раненая птица |
|
1977 | Руби | Саундтрек | Неизданный | |
1977 | Выкуп | Саундтрек | Неизданный | |
1977 | В прямом эфире в Монтрё | Жить | 1978, Атлантика
2002, Кох |
|
1978 | Естественные враги | Саундтрек | Неизданный | |
1978 | Живите в Индии (Потерянные ленты, Том 1) | Жить | 2010, «Сонная ночь» | |
1978 | Потерянные ленты, Том. 2 | Студия | 2018, Сонная ночь | |
1978 | Потерянные ленты, Том. 3 | Студия | 2021, Сонная ночь | |
Электрическое сердце | Документальный фильм | 2007, Достопримечательности и звуки |
Как помощник
[ редактировать ]- Мейнард Фергюсон играет джаз ради танцев (рулетка, 1959)
- Ньюпорт-сюита (Рулетка, 1960)
- Мейнард '64 (Рулетка, 1963)
- Секстет Джорджа Рассела в KC (Decca, 1961)
- Искатели Stratus (Риверсайд, 1961)
- Внешний вид (Риверсайд, 1962)
С другими
- Чарльз Мингус , Династия Мингус (Колумбия, 1959)
- Фрэнк Заппа , Absolutely Free (Verve, 1967) — труба в песне « Brown Shoes Don’t Make It »
Библиография
[ редактировать ]- Новая книга ритмов (Ellis Music Enterprises, 1972)
- Четверть тона: текст с музыкальными примерами, упражнениями и этюдами (Harold Branch Publishing, Inc., 1975)
- Ритм: новая система ритма, основанная на древних индуистских методах. [неопубликовано] (Objective Music Company, Inc., 1977)
Соавторы
[ редактировать ](это неполный список)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перо, Леонард. От Сатчмо до Майлза . Нью-Йорк: Штейн и Дэй, 1972, 214.
- ^ Перо, 215.
- ^ Кордова, Дерик (2017). Литургический джаз: происхождение поджанра в музыке Эдгара Э. Саммерлина (PDF) . Шампейн-Урбана, Иллинойс: Университет Иллинойса. стр. 108–109. Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2018 г. Проверено 25 февраля 2018 г.
- ^ Эллис, Дон. Варшавский дневник . Даун Бит , 3 января 1963 года.
- ^ Фрон, Майкл. «Мастер-классы, мастер-классы теле- и радиоконцертов НДР» . Архивировано из оригинала 3 марта 2006 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
- ^ Перо, 218
- ^ Jump up to: а б с д Агостинелли, Энтони. «Дон Эллис: Человек нашего времени», опубликованный в Jazz Research Papers: 1984 . Публикации NAJE: Манхэттен, Канзас, 1984.
- ^ Коллекция Дона Эллиса: 7-дюймовые катушки. Архивировано 9 марта 2012 года в Wayback Machine . По состоянию на 18 ноября 2007 г.
- ^ Эллис, Дон и Харихар Рао. «Введение в индийскую музыку для джазового музыканта». Журнал «Джаз» , апрель 1965 года.
- ^ Эллис, Дон. Новая книга ритмов . Ellis Music Enterprises: Голливуд, 1972, 6.
- ^ Jump up to: а б Фенлон, Шон. Экзотические ритмы Дона Эллиса . Дисс. Институт Пибоди Университета Джонса Хопкинса, 2002 г.
- ^ «Сессии Дона Эллиса» . Судный деньcreativeenterprises.com. 14 июля 1966 г. Проверено 7 августа 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б новая книга ритмов , 7.
- ^ Перо, 219
- ^ Перо, 220.
- ^ Эллис, Дон. Четверть тона: текст с музыкальными примерами, упражнениями и этюдами . Издательство Гарольда Бранч: Плейнвью, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 1975, с. 17
- ↑ Дон Эллис разговаривает в Берлине. Архивировано 17 ноября 2007 года в Wayback Machine с Роном Симмондсом.
- ^ Эллис, Дон. «Аккорды и диссонансы». Даун Бит , 31 октября 1968 года.
- ^ «Дон Эллис «живет» на Бэйсин-стрит-Уэст, 29 мая 1970 года» . Californiarevealed.org . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Дон Эллис «живет» на Бэйсин-стрит-Уэст, 26 мая 1971 года» . Californiarevealed.org . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Дон Эллис «живет» на Бэйсин-стрит-Уэст, 29 мая 1970 года» . Calisphere.org . 29 мая 1970 года . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ Эллис, Дон (25 мая 1971 г.). «Дон Эллис «живет» на Бэйсин-стрит-Уэст, 25 мая 1971 года» . Архив.орг . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Слёзы радости» . Donellismusic.com . 7 марта 2014 года . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Ночной ритм — слезы радости, оркестр Дона Эллиса» . Куво.орг . 17 октября 2021 г. Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Коллекция Дона Эллиса, 2000.02 | Архив этномузыкологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе» . Веб-архив.org . 7 марта 2016 г. Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Диссертация Дона Эллиса» . Donellismusic.com . 7 марта 2014 года . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Создатель: Эллис, Дон / Учреждение, участвующее в содействии: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Архив этномузыкологии / Собрано из (только для редакторов): Калифорнийская цифровая библиотека — Результаты поиска Umbra Поиск по истории афроамериканцев» . Umbrasearch.org . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Дон Эллис: Джазовый оркестр Хиндустани вживую в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе» . Веб.архив.org . 25 ноября 2023 г. . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ Уиллард, Патрисия. «Это интервью Дона Эллиса». ДаунБит , 31 января 1974 года.
- ^ «Дон Эллис - Что-нибудь случилось» . Handofgord.com. 11 мая 1975 г. Проверено 7 августа 2013 г.
- ^ Хекман, Дон. «Дон Эллис: Самый живой и здоровый». Даун Бит , 27 января 1977 года.
- ^ Оберхейм, Том. «Стенограмма сессии: Том Оберхейм» . Музыкальная Академия Ред Булл . Проверено 10 августа 2011 г.
- ^ Эллис, Дон. Аннотации на вкладыше «Слезы радости», Columbia CG 30927, 1971 г.
- ^ Меронук, Джереми (1 декабря 2015 г.). Что такое хип? Давид Гарибальди: его музыкальная жизнь, его влияние и его вклад . Диссертации, диссертации, профессиональные статьи и основные положения UNLV (диссертации). дои : 10.34917/8220142 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция Дона Эллиса, 2000.02, в Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. архиве этномузыкологии
- Краткое описание и авторство Дона Эллиса. Архивировано 19 января 2012 г. в Wayback Machine Джоном Виззуси на домашней странице home.earthlink.net/~centralhsd.
- Веб-архив Дона Эллиса на фан-странице mattendahl.com
- Дон Эллис на IMDb
- 1934 рождения
- 1978 смертей
- Джазовые композиторы 20 века
- Трубачи 20-го века
- Американские композиторы музыки к фильмам
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые трубачи
- Артисты Atlantic Records
- Руководители биг-бэндов
- Исполнители Candid Records
- Артисты Columbia Records
- Экспериментальные музыканты биг-бэнда
- Лауреаты премии Грэмми
- Модальные джазовые трубачи
- Исполнители MPS Records
- Музыканты из Лос-Анджелеса
- Пост-боп-трубачи
- Прогрессивные музыканты биг-бэнда
- Музыканты армейского оркестра США
- Американские композиторы 20-го века