Клаус Форманн
Клаус Форманн | |
---|---|
![]() Воорманн в 2018 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Клаус Отто Вильгельм Вурманн |
Рожденный | Берлин , Германский Рейх | 29 апреля 1938 г.
Источник | Гамбург , Германия |
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструмент |
|
Годы активности | 1960 – настоящее время |
Этикетки | |
Ранее из |
|
Веб-сайт | бригадир |
Клаус Отто Вильгельм Вурманн (родился 29 апреля 1938 года) — немецкий художник , музыкант и продюсер.
Вурманн был басистом Манфреда Манна с 1966 по 1969 год и выступал в качестве сессионного музыканта на множестве записей, включая « You’re So Vain » Карли Саймон , альбом Лу Рида Transformer и на многих записях бывшего участники Битлз . В качестве продюсера Форманн работал с группой Trio над их мировым хитом « Da Da Da ».
Связь Форманна с «Битлз» началась еще во время их пребывания в Гамбурге в начале 1960-х годов. Он жил в лондонской квартире группы с Джорджем Харрисоном и Ринго Старром после того, как Джон Леннон и Пол Маккартни переехали жить к своим партнерам. Он разработал обложку их альбома Revolver 1966 года . [ 1 ] за что он получил премию Грэмми . Он также оформил графику для нот песен из «Револьвера» . После распада группы распространились слухи о создании группы под названием The Ladders, в которую вошли Леннон, Харрисон, Старр и Вурманн. Этого не произошло; тем не менее, все четыре потенциальных Ladders (плюс Билли Престон ) исполнили трек Старра « I'm the Greatest », а Вурманн действительно играл на сольных альбомах Леннона, Харрисона и Старра, а также некоторое время был участником группы Plastic. Группа Оно . [ 1 ] В 1990-х годах он разработал обложку для альбомов The Beatles Anthology .
В 2009 году Вурманн выпустил свой дебютный сольный альбом A Sideman's Journey , в котором участвовали два оставшихся в живых «Битлз», Маккартни и Старр, выступившие под названием «Voormann and Friends».
Воорманн создавал обложки для многих групп, включая The Beatles, The Dirty Knobs , Harry Nilsson , The Bee Gees , Wet Wet Wet и Turbonegro .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Клаус Отто Вильгельм Вурманн [ 2 ] родился в Берлине , Германия, и вырос в пригороде северного Берлина. Его отец был врачом, а Клаус был одним из шести братьев. В интервью Talking Germany , вышедшем в эфир в июле 2010 года, Воорманн рассказал о своей дислексии. [ 3 ]
Семья Воорманн интересовалась искусством, классической музыкой и книгами, с чувством истории и традиций. Его родители решили, что вместо изучения музыки Клаусу лучше всего будет изучать коммерческое искусство в Берлине, в Meisterschule für Grafik und Buchgewerbe. Позже он переехал в Гамбург, чтобы учиться в Meisterschule für Gestaltung. Однако, прежде чем закончить образование в области графического искусства , Воорманн начал работать коммерческим художником, графическим дизайнером и иллюстратором, проведя восемь месяцев в Дюссельдорфе, работая для журналов. [ 4 ]
Именно в Гамбурге Воорманн впервые встретил Астрид Кирхерр . Однажды, после ссоры с ней и Юргеном Фоллмером , Воорманн бродил по Репербану в районе Санкт-Паули в Гамбурге и услышал музыку, доносившуюся из клуба Кайзеркеллер . Он посетил выступление Rory Storm and the Hurricanes . Следующей группой, которая выступила, были «Битлз». Выступления лишили Ворманна дара речи. Он никогда раньше не слышал рок-н-ролл , раньше слушал только традиционный джаз , Нэта Кинга Коула и The Platters . [ 5 ] Воорманн пригласил Кирхерра и Фоллмера посмотреть спектакли на следующий день. Присоединившись к выступлению Voormann, трио решило проводить как можно больше времени рядом с группой и погрузиться в музыку. [ 6 ]
Район Санкт-Паули был опасным районом города, где противозаконное поведение было обычным явлением. Это был район, где работали проститутки, и любой, кто отличался от обычной клиентуры, подвергался риску насилия. Как трио, Воорманн, Кирхерр и Фольмер выделялись в «Кайзеркеллере», одетые в замшевые пальто, шерстяные свитера, джинсы и туфли с круглым носком, тогда как большинство клиентов носили Тедди прически с зализанными назад волосами и носили черные кожаные куртки и остроконечные ботинки. . [ 7 ] Во время перерыва Вурманн попытался поговорить (на ломаном английском) с Ленноном и вручил Леннону смятый конверт для пластинки, который он сам спроектировал. Леннон не проявил особого интереса и предложил поговорить со Стю Сатклиффом , который, по словам Леннона, был «здесь художником». [ 7 ]
Сатклифф был очарован этим трио, которое, по его мнению, выглядело как «настоящая богема ». Позже он написал, что едва мог отвести от них взгляд и хотел поговорить с ними во время очередного перерыва, но они уже покинули клуб. [ 7 ] В конце концов Сатклиффу удалось встретиться с ними, и он узнал, что все трое посещали Meisterschule für Mode, которая была гамбургским эквивалентом ливерпульского художественного колледжа, который посещали и Сатклифф, и Леннон. Леннон окрестил трио Exies , в шутку по поводу их привязанности к экзистенциализму . [ 5 ]
В то время Воорманн была в отношениях с Кирхерр и жила недалеко от дома ее родителей из высшего сословия в районе Альтона в Гамбурге. Спальня Кирхгерра, вся в черном, включая стены и мебель, была оформлена специально для Вурманна. После визитов к Кайзеркеллеру их отношения стали чисто платоническими , поскольку Астрид начала встречаться с Сатклиффом, который был ею очарован. Тем не менее, она всегда оставалась близким другом Вурманна. [ 8 ]
Переезд в Лондон и присоединение к Битлз.
[ редактировать ]В начале 1960-х Воорманн решил покинуть Германию и переехать в Лондон. Джордж Харрисон пригласил его жить в квартире на Грин-стрит в лондонском районе Мейфэр , которую раньше делили все четыре участника «Битлз»: Леннон переехал жить к своей жене Синтии Леннон , а Маккартни переехал жить на чердак дома родители его девушки Джейн Эшер . Воорманн какое-то время жил с Харрисоном и Ринго Старром , прежде чем нашел работу рекламным художником и снял собственную квартиру. Он вернулся в Гамбург в 1963 году, где основал группу под названием Paddy, Klaus & Gibson с Пэдди Чемберсом на гитаре и вокале, Воорманном на басу и вокале и Гибсоном Кемпом на барабанах. [ 9 ]
В 1965 году Ворманн вернулся в Лондон, и Леннон попросил его разработать обложку для альбома Revolver . Воорманн имел в виду стиль «коллажа для вырезок». Обложка получила премию Грэмми за лучшую обложку альбома в области графики . На крупной в галерее Тейт Британия выставке работ позднего викторианского художника Обри Бердсли (4 марта – 25 мая 2020 г.) была представлена обложка револьвера , чтобы показать, как в 1960-х годах возродился интерес к монохромному стилю Бердслея, написанному пером и тушью. [ 10 ] Позже Воорманн разработал обложку для сингла Харрисона 1988 года « When We Was Fab », которая включала изображение Харрисона с обложки Revolver вместе с обновленным рисунком в том же стиле.
Примерно в то же время Вурманн был нанят для разработки обложки для Bee Gees 1st , на которой все пять участников группы стояли над красочным психоделическим коллажем, нарисованным Вурманном. В следующем году работа Ворманна украсила обложку американского издания альбома Bee Gees Idea . В 1973 году Воорманн создал обложку и буклет для альбома Старра Ringo , на котором он также играл на бас-гитаре.

В 1966 году Воорманн стал членом группы «Манфред Манн» . [ 11 ] отклонив предложения Холлис и Муди Блюз , [ 12 ] [ 13 ] хотя Вурманн действительно заменял Эрика Хейдока в нескольких телевизионных выступлениях Холлис. Воорманн упоминает о своих переговорах с группой в своей автобиографии Warum spielst Du Imagine nicht auf dem weißen Klavier, John? ( Почему бы тебе не сыграть «Imagine» на белом пианино, Джон? ). Вурманн играл на бас-гитаре и флейте у Манфреда Манна с 1966 по 1969 год, появляясь во всех их британских хитах, от « Just Like a Woman » (июль 1966 года) до их последнего сингла «Ragamuffin Man» (апрель 1969 года), включая международный хит 1968 года « The Могучий Куинн ». [ 11 ]
После этого Воорманн стал сессионным музыкантом , играя в сольных проектах Лу Рида , Карли Саймон , Джеймса Тейлора и Гарри Нильссона , среди других. Он был участником Йоко Оно и Леннона группы Plastic Ono Band вместе с Оно, Аланом Уайтом и Эриком Клэптоном , играя на их альбоме Live Peace в Торонто 1969 года , записанном в Торонто 13 сентября того же года, до распада Битлз. . [ 14 ]
После распада «Битлз» ходили слухи о том, что они преобразуются в «Лестницы» с Вурманном на басу вместо Пола Маккартни , но этот план так и не был реализован. [ 15 ] Этот состав (Фурманн, Леннон, Харрисон и Старр) действительно выступил на песне Старра 1973 года « I'm the Greatest ». [ 1 ] В середине 1970-х Вурманн был избранным басистом трех бывших «Битлз», играя на альбомах Леннона John Lennon/Plastic Ono Band (1970), Imagine (1971), Some Time in New York City (1972), Walls and Bridges ( 1974) и Рок-н-ролл (1975); Харрисона «Все должно пройти» (1970), «Жизнь в материальном мире» (1973), «Темная лошадка» (1974) и «Дополнительная текстура (прочитайте все об этом)» (1975); Старра и «Ринго» (1973), «Спокойной ночи, Вена» (1974) и «Ротогравюра» Ринго (1976). [ 16 ] Он играл на басу на концерте Харрисона «Концерт для Бангладеш », на котором также присутствовал Старр, в августе 1971 года. В том же году Леннон сказал в интервью, что, хотя «Битлз» распались, «если бы вы сказали, что Джордж, Ринго и Джон имели представление может, отыграет пару концертов, тогда Клаус будет нашим человеком, который будет играть с нами». [ 15 ]
Работа в студии в Лос-Анджелесе.
[ редактировать ]В 1971 году Воорманн переехал в Лос-Анджелес. Он играл в группе Харрисона на Концерте для Бангладеш в Нью-Йорке , проходившем в Мэдисон-Сквер-Гарден в августе 1971 года. Харрисон представил его публике, сказав: «Есть кто-то на басу, о котором многие люди слышали, но никогда не видели». он – Клаус Форманн». [ 17 ]
Вернуться в Германию
[ редактировать ]В 1979 году Форманн вернулся в Германию; у него была эпизодическая роль фон Шницеля-дирижера в экранизации 1980 года «Попай» . Он продюсировал три студийных альбома и концертный альбом немецкой группы Trio , а также их всемирно известный сингл «Da Da Da». После распада трио в 1986 году Воорманн спродюсировал первый сольный альбом их певца Стефана Реммлера и сыграл на бас-гитаре в некоторых песнях альбома. В следующем году он спродюсировал сингл бывшего барабанщика Trio Питера Беренса .
Полупенсионный
[ редактировать ]Ворманн ушел из музыкального бизнеса в 1989 году, решив проводить больше времени со своей семьей. Он живет у Штарнбергского озера , [ 18 ] под Мюнхеном со своей второй женой Кристиной и двумя детьми 1989 и 1991 годов рождения. Время от времени он появляется в телевизионных программах. попросила Вурманна В 1995 году Apple Records разработать обложки для альбомов The Beatles Anthology . Обложки он рисовал вместе со своим другом, коллегой-художником Альфонсом Кифером. В фильме 1994 года «Backbeat» о гамбургских днях «Битлз» Воорманна сыграл немецкий актер Кай Визингер . В 2000 году Воорманн также разработал обложку для Me Rio , дебютного альбома записывающегося исполнителя Enja Records Ажара Камаля, на которую повлиял его дизайн для Revolver .
29 ноября 2002 года Воорманн играл на бас-гитаре в песне « All Things Must Pass » на концерте Джорджа , проходившем в лондонском Королевском Альберт-Холле . В интервью писателю Саймону Ленгу он описал Харрисона не только как «действительно великого гитариста», но и как «лучшего друга, который у меня когда-либо был». [ 19 ]
В апреле 2003 года Воорманн разработал обложку «Scandian Leather» для норвежской группы Turbonegro . В октябре того же года он опубликовал свою автобиографию « Warum spielst du Imagine nicht auf dem weißen Klavier, John?». Erinnerungen an die Beatles und viele andere Freunde (« Почему бы тебе не сыграть «Представь» на белом пианино, Джон?: Воспоминания о Битлз и многих других друзьях» ); в книге особое внимание уделяется 1960-м и 1970-м годам и рассказывается о тесной дружбе Вурманна с «Битлз» и другими музыкантами и артистами, а также о его личной жизни. BBC « Документальный фильм Стюарт Сатклифф: Потерянный битл» , вышедший в эфир в 2005 году, содержит интервью с Вурманном и показывает рисунки «Битлз», сделанные им в Гамбурге. В том же году была опубликована его книга «Четыре истории трека» , в которой изложен его опыт общения с «Битлз» во времена Гамбурга, истории, рассказанные на английском и немецком языках, а также сделанные им фотографии. В 2007 году он разработал обложку для альбома Timeless группы Wet Wet Wet .
Вернись
[ редактировать ]
7 июля 2009 года Ворманн выпустил свой первый сольный альбом A Sideman's Journey . Он был приписан «Voormann & Friends», и в нем участвовали Маккартни, Старр, Юсуф Ислам (ранее известный как Кэт Стивенс ), Дон Престон , доктор Джон , The Manfreds , Джим Келтнер , Ван Дайк Паркс , Джо Уолш и многие другие. Альбом был доступен в ограниченном количестве аудио-CD, виниловых пластинок и роскошных бокс-сетах с оригинальной (и подписанной) графикой Voormann; и включал новые версии старых песен, таких как « My Sweet Lord », «All Things Must Pass», « Blue Suede Shoes », « You’re Sixteen » и Боба Дилана «Quinn the Eskimo (The Mighty Quinn)» бонусный DVD Making of a Sideman's Journey . Вместе с альбомом был выпущен .
30 июня 2010 года франко-немецкая телекомпания ARTE выпустила 90-минутный документальный фильм под названием « Все, что вам нужно — это Клаус» , в который вошли кадры с сессий «Voormann & Friends», а также кадры интервью с Вурманном и некоторыми из артистов, с которыми он работал. сотрудничал в своей легендарной карьере.
Искусство
[ редактировать ]В 2014 году Воорманн оформил обложку альбома Music Life японской рок-группы Glay ; изображение, изображающее лицо каждого участника группы, сильно напоминает обложку к The Beatles' Revolver . [ 20 ]
В 2016 году Форманн создал графический роман, основанный на своем опыте записи Revolver , назвав его Revolver 50. Birth of an Icon . [ 21 ] В 2017 году он разработал обложку для роскошного бокс-сета As You Were , дебютного сольного альбома Лиама Галлахера . Он также сделал сюрреалистический карандашный рисунок Mad талисмана журнала Альфреда Э. Ноймана для декабрьского номера издания 2017 года.
Воорманн разработал обложку и эскиз буклета альбома ¡Spangled! , Габи Морено и Ван Дайк Паркс, выпущенный в 2019 году. [ 22 ]
В 2020 году Вурманн сделал обложку для Wreckless Abandon , альбома группы Майка Кэмпбелла The Dirty Knobs.
С Манфредом Манном
[ редактировать ]Одиночные игры
[ редактировать ]- «Как женщина» / «Я хочу быть богатым» ( Фонтана / Меркьюри / Philips ) (1966)
- «Когда меня полюбят»/«Нужно ли тебе это делать» ( Capital / United Artist ) (1966)
- «Двуквартирный пригородный мистер Джеймс» / «Утро после вечеринки» (Фонтана) (1966) Великобритания
- «Двуквартирный пригородный мистер Джеймс» / «Каждый день» (Mercury/Philips) (1966) США/Австралия
- «Ты моя девушка» / «Кассовый розыгрыш» (Фонтана) (1967)
- «Ха! Ха! Сказал клоун» / «Чувствую себя так хорошо» (Фонтана) (1967)
- «Сладкий горошек» / «Один путь» (Фонтана) (1967)
- «Прощай, папа» / «Самый смешной концерт» (Фонтана) (1967)
- «Могучий Куинн» / «По просьбе-Эдит Гарви» (Фонтана / Меркьюри) (1968)
- "(Тема из) Up the Junction"/"Сонная лощина" (Фонтана/Меркурий) (1968)
- «Меня зовут Джек»/«Есть мужчина» (Фонтана/Меркурий) (1968)
- «Лис в бегах»/«Слишком много людей» (Фонтана/Меркурий) (1968)
- "Человек-оборванец"/"Сторона Б" (Фонтана/Меркурий) (1969)
Альбом
[ редактировать ]- Симпатичный фламинго (United Artist) (1966) США
- Как есть (Фонтана) (1966) Великобритания
- Up The Junction (Фонтана/Меркурий) (1968) Великобритания/США - саундтрек к фильму
- Могучий Гарви! (Фонтана) (1968) Великобритания
- Могучий Куинн (Меркурий) (1968) США
Сотрудничество
[ редактировать ]- Бесстрашный (A&M Records, 1976)
- Прямо вверх (Apple Records, 1971)
- Братья Кейт (Asylum Records, 1975)
- Ваше место или мое (отчеты 20-го века, 1975)
- Рожденный, чтобы быть с тобой (отчеты Фила Спектора, 1975)
- Замедлите мир (Epic Records, 1976)
- Ветер перемен (A&M Records, 1972)
- Отрыв (Columbia Records, 1975)
- Все должно пройти (Apple Records, 1970)
- Жизнь в материальном мире (Apple Records, 1973)
- Темная лошадка (Apple Records, 1974)
- Дополнительная текстура (прочитайте все об этом) (Apple Records, 1975)
- Би Би Кинг в Лондоне (ABC Records, 1971)
- Представьте себе (Apple Records, 1971)
- Стены и мосты (Apple Records, 1974)
- Рок-н-ролл (Apple Records, 1975)
- Это то, чего вы хотите? (Apple Records, 1969)
- Движение (Reprise Records, 1976)
- Мария Малдаур (Reprise Records, 1973)
- Маленькие преступники (Reprise Records, 1977)
- Нильссон Шмильссон (RCA Victor, 1971)
- Сын Шмильссона (RCA Records, 1972)
- Кошечки (RCA Victor, 1974)
- Дуэт на Mon Dei (RCA Victor, 1975)
- Песочный человек (RCA Виктор, 1976)
- ...Так оно и есть (RCA Victor, 1976)
- Флэш Гарри (Mercury Records, 1980)
С Йоко Оно
- Летайте (Apple Records, 1971)
- Кланг Янки-Жнеца (Warner Bros. Records, 1975)
- Ободряющие слова (Apple Records, 1970)
С Лу Ридом
- Трансформатор (отчеты RCA, 1972)
- Марта Ривз (MCA Records, 1974)
- Стефан Реммлер (Mercury Records, 1986)
- Лото (Mercury Records, 1988)
- Поехали (Mercury Records, 1993)
- Леон Рассел (A&M Records, 1970)
- Никаких секретов (Elektra Records, 1972)
- Горячие пирожки (Elektra Records, 1974)
- Играя в опоссума (Elektra Records, 1975)
- Другой пассажир (Elektra Records, 1976)
Со Сплинтером
- Место, которое я люблю (Dark Horse Records, 1974)
- Ринго (Apple Records, 1973)
- Спокойной ночи, Вена (Apple Records, 1974)
- Ротогравюра Ринго (Polydor Records, 1976)
- Безответный (Columbia Records, 1975)
- Лондонские сессии Howlin 'Wolf (Chess Records, 1971)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ши 2002 , с. 59.
- ^ «Запись и ремиксы Revolver, страница 6» . 28 октября 2022 г.
- ^ Крейвен, Питер (11 июля 2010 г.). «Клаус Форманн, графический дизайнер и музыкант» . Немецкая волна . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ «Биография» . Форманн. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шпиц 2005 , с. 222.
- ^ Шпиц 2005 , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б с Шпиц 2005 , с. 221.
- ^ Шпиц 2005 , с. 224.
- ^ «Пэдди, Клаус и Гибсон» . iheartklaus.com . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Лонг, Молли (4 марта 2020 г.). «Обри Бердслей: изображение декаданса и гротеска в Британии 1890-х годов» . Неделя дизайна . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Группа Манфреда Манна 1966–1969» . iheartklaus.com . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Хиндли, Филип (20 февраля 2011 г.). «Фактотумы» . manchesterbeat.com. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Морли, Пол (4 сентября 2009 г.). «Клаус Вурман» . Хранитель . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ «Пластик Оно Бэнд» . iheartklaus.com . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ингхэм 2003 , с. 310.
- ^ Родригес 2010 , стр. 83–84 .
- ^ «Джордж Харрисон» . iheartklaus.com . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Папа, Манфред (3 октября 2010 г.). «Старый друг Битлз» (на немецком языке). «Новая Цюрхер Цайтунг АГ» . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Ленг 2006 , с. 317.
- ^ «Старый друг Битлз» (на японском языке). natalie.mu. 15 октября 2014 года . Проверено 20 октября 2014 г.
- ^ «Клаус Форманн» . Ламбиек.нет . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ "None such Records ¡Spangled!" . Официальный сайт None such Records . Проверено 27 мая 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ингхэм, Крис (2003). Грубый путеводитель по Битлз . Rough Guides Ltd. ISBN 978-1-84353-140-1 .
- Ленг, Саймон (2006). Пока моя гитара тихо плачет: Музыка Джорджа Харрисона . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. ISBN 978-1-4234-0609-9 .
- Леннон, Синтия (2006). Джон . Ходдер и Стоутон. ISBN 978-0-340-89512-2 .
- Майлз, Барри (1997). Через много лет . Винтаж-Рэндом Хаус. ISBN 978-0-7493-8658-0 .
- Родригес, Роберт (2010). Часто задаваемые вопросы о Великолепной четверке 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980 . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-4165-9093-4 .
- Ши, Стюарт (2002). Самые разыскиваемые рок-н-роллы: 10 лучших книг с отстойными текстами, вопиющим эго и другими странностями . Брасси. ISBN 978-1-57488-477-7 .
- Шпиц, Боб (2005). Битлз – Биография . Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-316-80352-6 .
- Воорманн, Клаус (2003). Почему бы тебе не сыграть Imagine на белом пианино, Джон? . Издательство Хейне. ISBN 978-3-453-87313-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Интервью Клауса Форманна
- Книга «Дни Гамбурга» с невидимыми изображениями Астрид Кирхерр и Клауса Форманна и предисловием Джорджа Харрисона
- Клауса Форманна Дискография на Discogs
- 1938 рождений
- Живые люди
- Контрабасисты 20-го века
- Бас-гитаристы 20-го века
- Контрабасисты XXI века
- Бас-гитаристы XXI века
- Художники обложек альбомов и концертных афиш
- Художники из Берлина
- Немецкие автобиографы
- Немецкие бас-гитаристы
- Немецкие художники комиксов
- Немецкие контрабасисты
- Немецкие эмигранты в Англии
- Немецкие эмигранты в США
- Немецкие графические дизайнеры
- Немецкие писатели-графики
- Немецкие иллюстраторы
- Немецкие художники-мужчины
- Немецкие рок-бас-гитаристы
- Немецкие сессионные музыканты
- Лауреаты премии Грэмми
- Немецкие бас-гитаристы мужского пола
- Мужчины-контрабасисты
- Члены Манфреда Манна
- Музыканты из Берлина
- Музыканты из Гамбурга
- Участники группы Plastic Ono Band
- Битлз