Битлз в Гамбурге

История Битлз |
---|
![]() |
Первоначальный состав The Beatles , Джон Леннон , Пол Маккартни , Джордж Харрисон , Стюарт Сатклифф и Пит Бест , регулярно выступал в разных клубах Гамбурга , Западная Германия , в период с августа 1960 года по май 1962 года; глава в истории группы, которая отточила их исполнительское мастерство, расширила их репутацию и привела к их первой записи, которая привлекла к ним внимание Брайана Эпштейна . В ноябре и декабре 1962 года они играли с Ринго Старром на барабанах.
Агент по бронированию «Битлз» Аллан Уильямс решил отправить группу в Гамбург, когда другая группа, которой он руководил, «Дерри и сеньоры » добилась там успеха. Не имея на тот момент постоянного барабанщика, они наняли Беста за несколько дней до отъезда. После разрыва контракта из-за игры в другом клубе Харрисон был депортирован как несовершеннолетний, а Маккартни и Бест были арестованы и депортированы за попытку поджога.
Битлз впервые встретились с Астрид Кирхерр со шваброй в Гамбурге, которая сыграла важную роль в их принятии битловской стрижки . Во время пребывания в Гамбурге Сатклифф решил покинуть группу, чтобы продолжить обучение. В апреле 1962 года, менее чем через год после ухода из группы, у него произошло кровоизлияние в мозг , в результате которого он скончался.
Гамбург в 1960-е годы
[ редактировать ]Гамбург когда-то был главным морским портом Западной Германии, четвертым по величине в мире, но во время Второй мировой войны в 1943 году половина города была превращена в руины в результате американских и британских бомбардировок . К 1960 году, когда они прибыли, Гамбург, выросший на руинах Второй мировой войны, завоевал по всей Европе репутацию города порока и преступной деятельности. [1] В отличие от экономически депрессивного послевоенного Ливерпуля , Гамбург был богатым городом. [2] С момента окончания войны , в которой Англия и Германия были смертельными врагами, прошло всего 15 лет, когда первая волна британских музыкантов начала омывать берега Гамбургской гавани. Тони Шеридан объяснил сопротивление, с которым эти музыканты столкнулись дома, когда они впервые готовились отправиться в Германию: «Мои родители – все наши родители – они обезумели, когда услышали, что мы едем в Германию… Когда я уехал в любом случае, я разбил матери сердце, приехав в Германию... к врагу... играть рок-н-ролл". [3]
Покидая Ливерпуль
[ редактировать ]Аллан Уильямс, 29-летний ливерпульский бизнесмен и промоутер, отправил свою ведущую группу «Дерри и сеньоры» (позже известную как Хоуи Кейси и сеньоры) [4] в Гамбург, где они пользовались успехом, и хотели послать дополнительную группу. [5] Первоначально он пытался отправить Рори Сторма и «Харрикейнз», но Шторм и его группа были отправлены в лагерь отдыха Батлинс и отклонили предложение Уильямса, как и Джерри и «Кардиостимуляторы» . Уильямс начал продвигать концерты The Beatles в мае 1960 года, после того как они выступили в его клубе Jacaranda в Ливерпуле. [6] и предложил The Beatles забронировать билеты в Гамбург. [7] [8] [9] Он записал их в клуб Indra Бруно Кошмидера в Гамбурге на сезон заказов, начинающийся 12 августа 1960 года, но сказал, что они его не впечатлили как музыкальная группа, и он надеялся найти лучший коллектив, который мог бы следовать за ними. [10] [11] [12]
Поскольку у них не было постоянного барабанщика, Маккартни искал кого-нибудь на эту вакансию, что было сложно, поскольку Леннон позже сказал, что барабанщиков было «немногим и редким», потому что набор барабанов был дорогой вещью. [13] Харрисон видел, как Бест играл с Блэк Джекс в кофейне Casbah Coffee Club. [14] (которым управляла его мать Мона Бест ). Его считали стабильным барабанщиком, игравшим на большом барабане на всех четырех долях такта , что увеличивало ритм. [15] В то время в Ливерпуле он был известен фанаткам как «подлый, угрюмый и великолепный». [16] что убедило Маккартни, что он подойдет группе. [17] После распада «Блэк Джекс» Маккартни попросил Беста поехать в Гамбург, сказав ему, что они будут зарабатывать по 15 фунтов в неделю каждый. [18] [19] У Беста была возможность поступить в педагогический колледж, поскольку он сдал школьные экзамены , в отличие от Леннона, Маккартни и Харрисона, которые провалили большую часть экзаменов, но решили, что игра в Гамбурге будет лучшим карьерным шагом. [20]
Квартал Санкт -Паули в Гамбурге, где располагался клуб «Индра», был хорошо известен как квартал красных фонарей, где можно было найти проституток, и был опасным местом для всех, кто выглядел иначе, чем обычная клиентура. [21] Отец Маккартни, Джим Маккартни, не хотел отпускать своего сына-подростка в Гамбург. [19] но смягчился после визита Уильямса, который сказал ему, что ему «не стоит волноваться». [18] [22] Тётя Леннона, Мими Смит , также не хотела отпускать Леннона в Гамбург, желая, чтобы Леннон продолжил учёбу, но Леннон умилостивил её, преувеличив сумму, которую он заработает. [23] Бест прошел прослушивание в клубе Jacaranda Уильямса 15 августа 1960 года. [24] и на следующий день отправился в Гамбург в составе группы. [25] [26] Позже Уильямс признал, что в прослушивании у Беста не было необходимости, поскольку они не нашли другого барабанщика, желающего поехать в Гамбург, но не сказал Бесту на случай, если он попросит больше денег. [27] Группе должны были платить около 100 фунтов в неделю, что было намного больше, чем платили промоутерам в Ливерпуле. Уильямс возил группу и их оборудование на своем микроавтобусе Austin J4. [28] который был погружен краном на паром в Харвиче 16 августа 1960 года и приземлился в Хук-оф-Холланд .
Все пятеро «Битлз», Уильямс и его жена Берил, ее брат Барри Чанг и « лорд Вудбайн » находились в минивэне вместе с Георгом Штернером (переводчиком Кошмидера и будущим официантом), [29] всего десять человек, в результате чего путешествие было одновременно неудобным и опасным. [30] Поскольку Уильямс не получил разрешения на работу в Германии, их продержали в Харвиче пять часов. [29] Уильямс наконец убедил власти, что они были студентами на каникулах. [31] [32] [33] хотя разрешения на работу были получены позже, после их прибытия в Гамбург. [34] Примечание: «Лорд Вудбайн» и Уильямс управляли стриптиз-клубом под названием New Cabaret Artistes club на Верхней Парламентской улице, 174А в Ливерпуле. Леннон, Маккартни, Харрисон и Сатклифф однажды играли там аккомпанирующую музыку для «Дженис Стриптизерша» в июле 1960 года. [35]
Гамбургские клубы
[ редактировать ]В начале 1960-х годов гамбургская сцена вращалась вокруг Kaiserkeller , Top Ten , Star-Club , Beer-Shop, Mambo, Holle, Wagabond и Pacific Hotel, а также менее популярных клубов, таких как Grannies, The Ice Cream Shop, Чагс и Саша. Репербан . и Гроссе Фрайхайт были украшены неоновыми огнями и плакатами, рекламирующими артистов в клубах В каждом клубе был швейцар, чья работа заключалась в том, чтобы заманивать клиентов внутрь, поскольку напитки были дорогими. [36]
Индра и Кайзеркеллер
[ редактировать ]
«Битлз» прибыли очень рано утром 17 августа 1960 года, но без труда нашли район Санкт-Паули в Гамбурге, поскольку он был очень печально известен. [37] К сожалению, Клуб Индры (64 Великая Свобода) [38] был закрыт, поэтому менеджер соседнего клуба нашел кого-нибудь, кто его открыл, и группа спала на красных кожаных сиденьях в нишах. [39] В тот же вечер группа выступала в клубе, но им сказали, что они могут спать в кладовой «Бэмби Кино» (небольшого кинотеатра), которая была холодной и находилась в очень плохом состоянии. [31] (улица Пола-Розена, 33). [38]
Позже Маккартни рассказывал: «Мы жили за кулисами кинотеатра «Бэмби», рядом с туалетами, и их запах всегда чувствовался. Комната была старой кладовой, там были только бетонные стены и ничего больше. Ни отопления, ни обоев, ничего. немного краски и две двухъярусные кровати с небольшими покрытиями — флаги Юнион Джек — мы замерзли». [40] Леннон вспоминал: «Нас поместили в этот свинарник. Мы жили в туалете, прямо рядом с женским туалетом. Мы поздно ложились спать, а на следующий день нас просыпали звуки киношоу и старые немецкие песни. фраус [женщины] писают по соседству». [31] После пробуждения таким образом группа была вынуждена использовать холодную воду из писсуаров для умывания и бритья. [41] Им платили по 2,50 фунта стерлингов каждый в день, семь дней в неделю, они играли с 8:30 до 9:30, с 10 до 11, с 11:30 до 12:30 и заканчивали вечер, играя с часу до двух часов в зале. утро. [42] Немецкие клиенты сочли название группы комичным, поскольку «Битлз» звучало как нижненемецкое : Piedel , что является инфантильным словом, обозначающим пенис. [43]
Харрисон запомнил Репербан и Гросе Фрайхайт как лучшее, что группа когда-либо видела, поскольку там было так много неоновых огней, клубов и ресторанов, хотя он также сказал: «Весь район был полон трансвеститов, проституток и гангстеров, но я не мог не сказать, что они были зрителями... [44] Гамбург действительно был похож на наше обучение, когда мы учились играть перед людьми». [45]
Лучшему запомнился «Индра» как унылое место, заполненное несколькими туристами, с тяжелыми, старыми, красными занавесками, из-за которых оно казалось убогим по сравнению с более крупным клубом «Кайзеркеллер», также принадлежащим Кошмидеру и расположенным неподалеку, по адресу Große Freiheit, 36. [46] После закрытия «Индры» из-за жалоб на шум «Битлз» выступали в « Кайзеркеллере» , начиная с 4 октября 1960 года. [5] [47]
Спектакли
[ редактировать ]Их игровой график в «Кайзеркеллере» остался таким же, как и в «Индре». [33] Леннон сказал: «Нам приходилось играть часами подряд. Каждая песня длилась двадцать минут и содержала двадцать соло. Это улучшало игру. Не у кого было копировать. Мы играли то, что нам больше всего нравилось, а немцам нравилось». лишь бы это было громко». [31] «Битлз» привыкли просто стоять на месте, когда выступали в Ливерпуле, но Кошмидер выходил на переднюю часть сцены и громко кричал «Mach Schau, mach Schau!» («устроить шоу» или, более идиоматично, «устроить шоу» для клиентов). Харрисон объяснил, что это побудило Леннона «танцевать, как горилла, и мы все столкнулись головами». [48] Вспоминая о тяжелых условиях, которые они пережили, выступая по 8 часов в день, имея мало денег на зарплату, а иногда и ночуя в тесных и убогих жилых помещениях, и все это им приходилось терпеть из любви к рок-н-роллу, Тони Шеридан отметил: с усмешкой: «Мы были как рабы». [49]
Поскольку Бест был единственным, кто изучал немецкий язык в школе, он мог общаться с Кошмидером и клиентурой лучше, чем остальная часть группы. [50] и был приглашен спеть специальный номер под названием « Peppermint Twist » (пока Маккартни играл на барабанах), но Бест жаловался, что ему всегда некомфортно находиться перед сценой. [51] Вилли Лимпински, бизнес-менеджер Кошмидера, решил, что клуб привлечет больше клиентов, если в нем будет постоянно звучать живая музыка. [52]
Уильямс предупредил «Битлз» о конкуренции, с которой они столкнутся, играя в одном клубе с «Харрикейнз» (с участием будущего битла Ринго Старра на барабанах), сказав: «Вам лучше подтянуть носки, потому что приходят Рори Сторм и Харрикейнз. , и ты знаешь, насколько они хороши. Они свалят тебя на шесть». [31] В начале октября 1960 года «Шторм и Харрикейнз» получили возможность отправиться в Гамбург, заменив Дерри и Сеньоров в «Кайзеркеллере». Они прибыли в Гамбург 1 октября 1960 года, договорившись о том, что им будут платить больше, чем Seniors или Beatles. [53] Они играли пять или шесть сетов по 90 минут каждый день, чередуясь с «Битлз». [5] [54] Они были потрясены условиями жизни, в которых приходилось мириться «Битлз» и другим группам, таким как Хоуи Кейси и Seniors (которые спали в одной комнате в задней части отеля «Кайзеркеллер»). [55] поэтому они записались в Гамбургскую миссию моряков . [56]
Насилие и конфликты
[ редактировать ]Сцена «Кайзеркеллера» была сделана из деревянных досок, балансировавших на ящиках из-под пива, поэтому обе группы заключили пари, кто первым ее сломает. [57] После нескольких дней наказания сцены появилась небольшая трещина, и когда Шторм спрыгнул с верха пианино, оно наконец сломалось. [57] Джонни «Гитара» Бирн вспомнил, что, когда Шторм вышел на сцену, он громко треснул и образовал вокруг него V-образную форму. Он исчез в ней, а все усилители и тарелки барабанщика Ринго Старра ускользнули в дыру. Кошмидер был в ярости, и ему пришлось заменить живую музыку музыкальным автоматом. Обе группы перешли дорогу и направились завтракать в кафе Гарольда на Große Freiheit. [58] но за ними последовали швейцары Кошмидера, вооруженные кошами , и в наказание избили их всех. [59]
Хорст Фашер в ночном клубе Кошмидера (род. 1936, Гамбург) был вышибалой , который был чемпионом Западной Германии по боксу в полулегком весе 1959 года, но его карьера оборвалась после того, как он непреднамеренно убил моряка в уличной драке. Позже он стал другом Битлз и защищал их от пьяных клиентов. [60] Леннон время от времени мочился из окна своей квартиры на улицу внизу и часто начинал споры с публикой, так что в конечном итоге один из зрителей выпрыгивал на сцену, чтобы ударить его, но работа Фашера заключалась в защите Леннона и группы. В некоторых случаях в них бросали пивные бутылки. [61] Фашер вспомнил, как Леннон часто приветствовал публику словами «Хайль Гитлер ». [62] и нацистское приветствие: «Он вытаскивал черную расческу и притворялся, что это усы… люди смеялись». [61]
Однажды вечером Леннон пропал на выступлении, и Фашер нашел его в туалете с женщиной. Он прервал разговор тет-а-тет, вылив на них обоих ведро холодной воды, и приказал Леннону выйти на сцену. Леннон был в ярости и жаловался, что не может выйти на сцену мокрый. Фашер огрызнулся: «Мне плевать, ты выходишь на сцену, и меня не волнует, сделаешь ли ты это обнаженным». Спустя некоторое время публика залилась смехом. Фашер побежал посмотреть, что за суматоха, и увидел Леннона, играющего на гитаре, но одетого только в трусы с сиденьем для унитаза на шее. [61] (Позже Эпштейн попросил ливерпульского журналиста Билла Гарри не публиковать фотографии, на которых Леннон идет по Репербану в трусах). [63] Брат Фашера, Фред, пел с группой вокал в песне " Be Bop A Lula ", в то время как он пел с ними в " Hallelujah I Love Her So ", и его союз с Битлз продолжился, поскольку позже он перешел на работу в Star. -Клуб. [61]
Тони Шеридан размышляет о времени, когда он прибыл в Германию, спустя чуть более десяти лет после окончания Второй мировой войны . Он описывает этих подростков и молодых людей, с которыми он столкнулся в ночных клубах Гамбурга: «В те дни это было жестокое место, потому что все дети военного времени (как и я тоже ребенок военного времени)… так что немцы Дети военного времени, у них были проблемы, психологические проблемы и агрессивность, очень агрессивность. Это было очень грубое место, людей пинали, били кровью и кулаками... Однажды я играл на сцене [Кайзеркеллера] и здесь кого-то убивали, и я просто пошел... поднял руки... [закрывая глаза руками], закрылся и просто продолжил играть.... Я ничего не увидел [имитируя игру гитара и пение] Рок-н-ролл, чувак... Будучи музыкантами, легче было остаться в живых, знаешь, потому что, если ты играл, ты нравился людям, потому что музыка нравится всем, даже плохим людям, даже гангстерам. они любят музыку, поэтому все были на нашей стороне». [64]
Исполнительские навыки
[ редактировать ]По словам Маккартни, Сатклифф был «типичным студентом-художником» с плохой кожей и прыщами , но его репутация выросла после того, как он начал носить узкие брюки и темные солнцезащитные очки Ray-Ban . [65] Самым ярким моментом Сатклиффа было пение « Love Me Tender ». Леннон также начал критиковать Сатклиффа; шутил по поводу размеров Сатклиффа и его игры. [66] Хотя в биографиях Битлз Сатклифф часто описывается как человек, выглядящий очень неуютно на сцене и часто играющий спиной к публике, Бест отрицает это, вспоминая, что Сатклифф обычно добродушен и «оживлен» перед публикой. [67]
За время пребывания в Гамбурге «Битлз» неуклонно совершенствовались, и это заметили другие музыканты, находившиеся там в то время. Маккартни вспоминал: «Мы становились все лучше и лучше, и другие группы начали приходить посмотреть на нас. ] оставался рядом, чтобы посмотреть на нас. Песня « What'd I Say » всегда их действительно захватывала». [31] Песня часто исполнялась группой, однажды ее играли в течение 90 минут без перерыва, когда участники группы уходили со сцены, чтобы умыться и выпить, прежде чем вернуться. [68] Сатклифф написал матери письмо, в котором говорилось: «С момента нашего приезда мы улучшились в тысячу раз, и Аллан Уильямс, который сейчас здесь, говорит нам, что в Ливерпуле нет группы, которая могла бы нас затронуть». [31] Тони Шеридан объяснил это такими словами: «Конечно, вначале мы просто копировали [музыку других людей], вы знаете, мы слушали пластинку и снова копировали то, что слышали во время игры на сцене, воспроизводя это и не будучи оригинальными. (...) Но были некоторые из нас, которые хотели большего, поэтому мы добавляли несколько странных аккордов и каждый раз играли их по-разному; каждую песню, которую мы писали, мы играли ее по-другому, так что эта версия My; Бонни, которую вы слышите на пластинке с «Битлз», была лишь одной из двух или трех, которые мы записали в студии… остальные ушли, они потерялись. Так что мы никогда не исполняли одну и ту же песню дважды, и это удерживало нас от падения. от скуки (...) Через некоторое время я обнаружил, что немецкая публика не возражала, если мы кое-что изменили, если мы изменили несколько аккордов, мы пели по-другому и, конечно, раньше мы пели. включайте песню, не две минуты 25 секунд, а раньше мы играли одну песню, иногда по 15 минут, и за 15 минут можно многое сделать с такой песней, как "What'd I Say", поэтому мы меняли музыку, мы делали это специально - это не было случайностью, мы обнаружили, что из старой песни можно сделать что-то оригинальное и аутентичное, делая что-то свое и вкладывая в это свою энергию, свое творчество и в то же время новаторство. время, и, конечно же, вам не будет скучно после игры по восемь часов в сутки в течение нескольких месяцев подряд. [69]
В субботу, 15 октября 1960 года, Уильямс организовал запись для Лу Уолтерса (из Hurricanes) в Akustik Studio, небольшой кабинке на пятом этаже дома 57 по Кирхеналлее (Дом Клокманна). [70] [9] Уильямс попросил Леннона, Маккартни и Харрисона сыграть и спеть гармонии на записи. [71] Бест был в городе и покупал барабанные палочки, поэтому на барабанах играл Старр, барабанщик «Харрикейнз». Это был первый раз, когда Леннон, Маккартни, Харрисон и Старр записывались вместе. [70] Они записали три песни: « Лихорадка », « Сентябрьская песня » и « Летнее время ». [9]
Десять лучших клубов
[ редактировать ]
Клуб Top Ten, бывший Ипподром (Reeperbahn 136), был открыт в 1960 году Питером Экхорном. [72] им управлял Иэн Хайнс, органист. [73] В конце октября 1960 года The Beatles покинули клуб Кошмидера, чтобы работать в клубе Top Ten. [74] поскольку Экхорн предложил группе больше денег, лучшую акустику (с реверберацией и эхом) [75] и немного лучшее место для сна (над самим клубом), хотя тем самым группа разорвала контракт с Кошмидером. [74] [76] Затем Кошмидер сообщил о том, что Харрисон работал ниже установленного законом возраста (хотя он работал в клубе Кошмидера), и 21 ноября 1960 года Харрисон был депортирован. [77] [78] [79] Когда Бест и Маккартни вернулись в кинотеатр «Бэмби» за своими вещами, они обнаружили его почти в полной темноте. В знак оскорбления Кошмидера Маккартни и Бест нашли в своем багаже презерватив , прикрепили его к гвоздю на бетонной стене комнаты и подожгли, чтобы получить свет и собрать свои вещи. [80] Реального ущерба нанесено не было, но Кошмидер сообщил им обоим о попытке поджога. Маккартни: «Однажды вечером мы просто гуляли по Репербану, когда услышали это «та-ти-ти-та», а затем «Komm mit mir!» ('Пойдем со мной!')". [40] Бест и Маккартни провели три часа в полицейском участке Давидваче и были депортированы 1 декабря 1960 года. [40] Леннона Разрешение на работу было отозвано через несколько дней, и он поехал домой поездом, но, поскольку Сатклифф простудился , он остался в Гамбурге. [80] Позже Сатклифф занял деньги у Кирхерр (своей немецкой подруги) на обратный билет в Ливерпуль в начале января 1961 года. [66] Вернувшись в Ливерпуль, никто не связывался друг с другом в течение двух недель, но Бест и его мать неоднократно звонили в Гамбург, чтобы забрать оборудование группы. [81]
Вернувшись в Ливерпуль, 17 декабря 1960 года группа отыграла помолвку в кофейне Casbah Coffee Club, где Час Ньюби заменил Сатклиффа. [82] играл с ними на бас-гитаре на четырех концертах. [83] [84] Ньюби был потрясен значительным улучшением их игры и пения после резидентуры в Гамбурге, а также тем, насколько мощной стала игра Беста на барабанах, заставляющая группу играть сильнее и громче. [85] (Вероятно, именно благодаря Маккартни Бест развил громкий стиль игры на барабанах, поскольку в Гамбурге он часто говорил Бесту: «Включи погромче» = играй как можно громче). [86]
После того, как Харрисону исполнилось 18 лет и иммиграционные проблемы были решены, «Битлз» вернулись в Гамбург, чтобы снова стать резидентом клуба Top Ten Club, играя с 27 марта по 2 июля 1961 года. Чтобы обеспечить их возвращение, Экхорн заплатил марок немецким властям 158 немецких . Это была цена депортации Маккартни и Беста обратно в Ливерпуль прошлой зимой. [87] Коллега-музыкант Тони Шеридан позже вспоминал об условиях жизни в клубе: «Джону, Джорджу, Полу, Стюарту и Питу и мне было поручено открыть шикарную десятку на Репербане. Мы переехали в общежитие над клубом и спали там. На самом деле это было ужасно, теперь я оглядываюсь назад. Мы все сами стирали рубашки и носки, так что здесь пахло китайской прачечной. Но мы прекрасно проводили время, и, боюсь, мы дразнили старушку. который [заботился] о нас». [88]
Сатклифф решил покинуть «Битлз», чтобы сосредоточиться на изучении искусства и быть с Кирхерром, поэтому Маккартни (неохотно) занял место басиста в группе. [89] Позже Сатклифф поступил в Гамбургский колледж искусств под опеку поп-художника Эдуардо Паолоцци . [65] Сатклифф одолжил Маккартни свою бас-гитару Höfner President модели 500/5, но попросил Маккартни не менять струны, поэтому Маккартни был вынужден играть на ней с расположением струн задом наперед, пока он не смог купить специально изготовленную собственную бас-гитару Höfner для левшей. [90] [89] [91] [92] Маккартни купил свою первую бас-гитару Höfner Violin (модель 500/1) в музыкальном магазине Steinway-Haus (Колоннаден, 29) за 30 фунтов стерлингов (что эквивалентно 800 фунтам стерлингов в 2024 году); [93] он не мог позволить себе Fender, поскольку они стоили около 100 фунтов стерлингов (что эквивалентно 2800 фунтам стерлингов в 2024 году). [93] [94] Леннон купил гитару Rickenbacker 325 Capri 1958 года, а Харрисон купил усилитель Gibson. Перед отъездом Сатклиффа [95]
Соответствующие сиреневые куртки, сшитые ближайшим соседом Маккартни в Ливерпуле для использования в качестве сценической одежды, вскоре пришли в негодность, как и все остальные предметы одежды. [31] поэтому группа купила ковбойские сапоги, джинсы, черные кожаные куртки и брюки у Пауля Хундертмарка (Шпильбуденплац, 9) и в ателье на Таденштрассе, 6. [32] Леннон сказал: «Во второй раз у нас было немного больше денег, поэтому мы купили кожаные штаны… мы выглядели как четыре Джина Винсента ». [72]
Звездный Клуб
[ редактировать ]
13 апреля 1962 года «Битлз» выступили на разогреве перед открытием нового клуба. Звездный клуб, открытый Манфредом Вайсследером, вмещал две тысячи человек, а также имел места для сидения в стиле кинотеатра. [96] Когда «Битлз» пригласили выступить там, Нил Аспиналл оставил свою работу и стал постоянным гастрольным менеджером «Битлз», поскольку он зарабатывал больше денег, развозя их, чем зарабатывал, работая бухгалтером . [97] «Битлз» вернулись в Гамбург на самолете, чтобы выступать с 13 апреля по 31 мая 1962 года. [98] По прибытии им сообщили о смерти Сатклиффа. [99]
Ко времени их второго визита в Star-Club с 1 по 14 ноября 1962 года Старр стал барабанщиком группы. Битлз остановились в отеле «Германия» (Детлев-Бремер-штрассе, 8), впервые предоставив роскошные одноместные номера, а затем остановились в отеле «Пасифик» (Нойер Пфердемаркт, 30) для еще одного бронирования с 18 по 31 декабря 1962 года. [40] Харрисон сказал: «Мы вернулись, чтобы выступить в Star-Club, большом и фантастическом месте, потому что там была отличная звуковая система. На этот раз у нас был отель. Я помню, что это было довольно далеко от клуба, на вершине холма. Репербан возвращается в город». [96] Отрывки их последних выступлений были записаны на портативный диктофон партнером Теда «King Size» Тейлора из Dominoes, еще одной группы, игравшей в клубе. Ленты были выпущены на западногерманском Bellaphon лейбле в 1977 году под названием The Beatles: Live! в Star-Club в Гамбурге, Германия; 1962 г. , а затем переиздан в различных форматах и названиях. [96]
Сет-лист в Star-Club (в скобках указан солист): [100]
« Я видел, как она там стояла » (Маккартни)« Переверни Бетховена » (Харрисон)« Хиппи-хиппи-шейк » (Маккартни)« Sweet Little Sixteen » (Леннон)« Одолжи мне свою расческу » (Леннон)«У тебя слишком большие ноги» (Маккартни)« Красные паруса на закате » (Маккартни)« Все пытаются быть моим ребенком » (Харрисон)« Спичечный коробок » (Леннон)"Говорю о тебе" (Леннон)"Шимми Шимми" (Маккартни)« Длинная Высокая Салли » (Маккартни)« Я помню тебя » (Маккартни)« Я сяду и заплачу (над тобой) » (Леннон)«Где ты был всю мою жизнь» (Леннон)« Twist and Shout » (Леннон)« Мистер Мунлайт » (Леннон)« Вкус меда » (Маккартни)« Бесаме Мучо » (Маккартни)«Воспоминания» (Харрисон)« Канзас-Сити » (Маккартни)«Ничего трясется, кроме листьев на дереве» (Харрисон)« Знать ее — значит любить ее » (Харрисон или Леннон)« Маленькая Куини » (Маккартни)« Снова влюбляюсь » (Маккартни)« Спроси меня, почему » (Леннон)«Аллилуйя, я так ее люблю» (менеджер клуба Хорст Фашер)"Be-Bop-A-Lula" (Фред Фашер, брат Хорста)« Пока не появился ты » (Маккартни)" Шейла » (Харрисон) [96]
разврат
[ редактировать ]Маккартни объяснил, что «Битлз» занимались сексом только с девушками из Ливерпуля, но когда они приехали в Гамбург, единственными женщинами, которые слонялись по клубам поздно вечером, были стриптизерши, танцовщицы или проститутки. Харрисон (которому тогда было всего 17) назвал Гамбург «самым непослушным городом в мире». [101] Маккартни сказал: «К тому времени, как вы добрались до Гамбурга, ваша девушка, скорее всего, была стриптизершей, поэтому внезапно связаться с заядлым стриптизером, который, очевидно, знал кое-что о сексе… это было довольно откровение». [102] Джерри Марсден — фронтмен группы Gerry & the Pacemakers — вспоминал, как посетил с Ленноном гамбургский бордель на Гербертштрассе : «Мы заплатили деньги, вошли и сели. Этот парень вышел с самой крупной женщиной, которую мы когда-либо видели в своей жизни. Она выглядела как автобус в бюстгальтере. Мы выбежали из этой двери так быстро, что не услышали, как она закрылась. Я хотела вернуться, чтобы вернуть свои деньги, но Джон сказал: «Нет, нам лучше не создавать проблем». '" [103]
Представление Битлз "Prellies" ( Прелюдин - преемник Первитина ) состоялось в Гамбурге. [104] Поскольку группе приходилось играть часами, Шеридан предложил им Прелюдин, сказав: «Вот что-то, что не даст вам уснуть». [105] Астрид Кирхерр также снабжала Сатклиффа и других «Битлз» прелюдином, который при приеме с пивом вызывал у них чувство эйфории и помогал им не спать до раннего утра. Оглядываясь назад, Харрисон сказал, что вся группа «с пеной изо рта» и иногда не спала несколько дней. [106] Леннон вспоминал: «У официантов всегда были эти таблетки [Прелюдин], поэтому, когда они видели, что музыканты падают от усталости или выпивки, они давали вам таблетку. Вы могли работать почти бесконечно, пока действие таблетки не действовало, и тогда вы». у меня будет еще один». [107] Маккартни сказал, что обычно он брал одну, но Леннон часто брал четыре или пять. [108]
врача Для законного использования Прелудина требовался рецепт , но мать Кирхерра смогла получить его у местного аптекаря , который поставлял препарат, не задавая вопросов. [109] Позже Эпштейн попросил владельца Star-Club Вайсследера не публиковать фотографии, на которых видно, как группа играет с тюбиками Прелюдина. [63] Старр объяснил, что декседрин также был в изобилии в Гамбурге, поскольку известно, что он способствует повышению бодрствования и концентрации внимания, а также снижению утомляемости и аппетита. [110]
Рекордный релиз
[ редактировать ]Первой когда-либо выпущенной записью «Битлз» стал сингл « My Bonnie », сделанный в Гамбурге с Тони Шериданом, который также имел резиденцию в клубе Top Ten. Он нанял группу в качестве своей группы поддержки при записи серии записей для западногерманского лейбла Polydor Records . [111] треки, спродюсированные руководителем группы Бертом Кемпфертом . [112] 22 июня 1961 года Шеридан и Битлз поехали в Гамбург-Харбург (около 30 минут от Гамбурга) в Фридрих-Эберт-Халле (аудитория/зал) и получили за запись 330 немецких марок (около 75 долларов). Кемпферт подписал с группой годовой контракт с Polydor. [113] на первом заседании 22 июня 1961 года. Последующие сеансы записи проводились 23 июня и в мае 1962 года. [95] [114]
31 октября 1961 года Полидор выпустил «My Bonnie» (Mein Herz ist bei dir nur), появившийся в западногерманских чартах под названием «Tony Sheridan and the Beat Brothers» — общее имя, используемое для всех, кто оказался в резервной копии Шеридана. группа. [115] Позже Маккартни объяснил: «Им не понравилось наше название, и они сказали: «Смените на Beat Brothers, это более понятно немецкой аудитории». Мы согласились с этим… это был рекорд». [72] Позже песня была выпущена в Великобритании, 5 января 1962 года. [116] [117] Несколько копий также было выпущено на американском лейбле Decca Records . [118]
Брайан Эпштейн
[ редактировать ], ключевой фигуры в их развитии и коммерческом успехе «Моя Бонни» привлекла к группе «Битлз» внимание Брайана Эпштейна . В сентябре 1961 года у Харрисона была немецкая копия пластинки, которую ему прислал Сатклифф, поскольку он все еще находился в Гамбурге. [119] Харрисон одолжил ее Бобу Вулеру (ди-джею The Cavern Club), который играл ее на различных площадках, когда участники группы одолжили ее ему. [119] 28 октября 1961 года 27-летний Эпштейн, менеджер отдела звукозаписей музыкального магазина NEMS своего отца на Уайтчепел-стрит в Ливерпуле, попросил пластинку 18-летнего мальчика Рэймонда Джонса. Эпштейн не смог найти в своих файлах ничего о «Битлз» или пластинке, но на следующий день две девушки снова запросили его, на этот раз упомянув, что «Битлз» видели играющими в Cavern, клубе на соседней Мэтью-стрит. [120] Алистер Тейлор (помощник Эпштейна) позже сказал, что эта история была выдумана и что он сам использовал имя Джонс, чтобы заказать копии пластинки. [119]
Основатель Mersey Beat Билл Гарри позже опроверг историю о том, что Эпштейн не знал, кто такие «Битлз», поскольку Гарри долгое время разговаривал с Эпштейном о группе (это группа, которую он больше всего продвигал в Mersey Beat ), а Маккартни сказал: « Брайан [Эпштейн] прекрасно знал, кто такие «Битлз», они были на первой странице второго выпуска « Мерси Бит ». [121] Тем не менее, интерес к пластинке в конечном итоге побудил Эпштейна отправиться в Cavern с Тейлором во время обеденного перерыва 9 ноября 1961 года. Поначалу его оттолкнул темный, сырой клуб, но он поздравил их с выступлением. [122]
Партнеры и круг общения
[ редактировать ]Астрид Кирхерр, Клаус Вурманн и Юрген Фоллмер были первыми поклонниками Битлз после того, как услышали игру группы в Кайзеркеллере. Кирхерр, подруга Форманна, поначалу была в ужасе от мысли провести какое-то время в таком грязном районе, но Форманн, несколько раз посмотрев «Битлз» без нее, в конце концов убедил ее тоже приехать. [123] Раньше они слушали только традиционный джаз , The Platters и Нэта Кинга Коула , но рок-н-ролл , который играли Beatles, был для них совершенно новым. [124] [125] Трое друзей посещали «Кайзеркеллер» почти каждый вечер, приходили в 9 часов и садились перед сценой. [21] Кирхерр, которому тогда было 22 года, позже сказал: «Это было похоже на карусель в моей голове, они выглядели совершенно потрясающе... Вся моя жизнь изменилась за пару минут. Все, что я хотел, это быть с ними и знать их». [126] Сатклифф был очарован Киршерром, и Гарри позже написал, что, когда Киршерр вошел, все головы сразу же повернулись в ее сторону. [124] Сатклифф написал другу, что едва мог оторвать от нее взгляд, когда она впервые вошла в клуб, и попытался поговорить с ней во время очередного перерыва, но она уже ушла. [21]
Кирхерр спросила «Битлз», не против ли они позволить ей сфотографировать их во время фотосессии, что их впечатлило, поскольку у других групп были только снимки , сделанные друзьями. На следующее утро Кирхгерр сделал фотографии в ярмарочном парке под названием « Дер Дом », который находился недалеко от Репербана. [127] [126] Кирхерр начала встречаться с Сатклиффом, и в ноябре 1960 года они обручились. [128] [129]
Кирхерру приписывают изобретение прически «мойка » Битлз , хотя лично она с этим не согласна. [130] В 1995 году она рассказала BBC Radio Merseyside: «Все мои друзья в художественной школе бегали с прической, которую вы называете Битлз, и у моего тогдашнего парня, Клауса Вурманна, была такая прическа, и Стюарту [Сатклиффу] она нравилась. очень-очень сильно. Он был первым, у кого хватило смелости убрать брилкрим со своих волос и попросить меня подстричь ему волосы. У Пита [Беста] очень вьющиеся волосы, и это не сработает». [131] [132] После потери сознания и сильных головных болей Сатклифф был доставлен в больницу 10 апреля 1962 года (Кирхерр ехал с ним в машине скорой помощи), но умер до того, как машина скорой помощи добралась до больницы. [133] Три дня спустя Кирхерр встретил «Битлз» в аэропорту Гамбурга и сообщил им, что Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг . [134]
В 1966 году Леннон попросил Вурманна разработать обложку для альбома Битлз Revolver , а также играл на бас-гитаре в сольных записях Леннона, Маккартни, Харрисона и Старра. В 1995 году Воорманн разработал обложку для трехтомных компакт-дисков из серии «Антология Битлз» . В 1999 году Кирхгерр опубликовал книгу под названием « Дни Гамбурга» (двухтомное ограниченное издание), содержащую набор фотографий Кирхгерра и «рисунки на память» Воормана о временах Битлз в Гамбурге. [135]
Спустя годы
[ редактировать ]
The Beatles вернулись в Гамбург в июне 1966 года, остановившись в замке Тремсбюттель (Schlosstraße 10), и отыграли два концерта в Ernst-Merck-Halle 26 и 27 июня. [40] Позже Леннон сказал: «Может быть, я и родился в Ливерпуле, но вырос в Гамбурге». [136]

Леннон позировал перед дверью Jäger-Passage на Wohlwillstraße 22 для фотографии, которая позже была использована на обложках альбомов Rock 'n' Roll и Rock 'n' Roll Sessions . Фотография была сделана Юргеном Фоллмером во время выступления The Beatles в клубе Top Ten. [32] Отдельные участники «Битлз» позже прокомментировали свои воспоминания о Гамбурге, а Леннон размышлял: «Мы пережили гамбургскую сцену и хотели завершить ее. Мы ненавидели возвращаться в Гамбург последние два раза. У нас была такая сцена. Брайан [Эпштейн] ] заставил нас вернуться, чтобы выполнить контракт». У Харрисона остались положительные воспоминания об этом периоде: «Я должен сказать, оглядываясь назад, что Гамбург граничил с лучшими временами Битлз. У нас не было никакой роскоши, у нас не было ни ванных комнат, ни одежды, мы были довольно грязными. , мы ничего не могли себе позволить, но, с другой стороны, мы еще не были знаменитыми, поэтому нам не приходилось бороться с той ерундой, которая приходит со славой». Маккартни был философски настроен: «Гамбург, безусловно, был прекрасным воспоминанием детства. Но я думаю, что со временем все становится только лучше. немного успеха с записями». [96]
Мемориальная площадь Битлз-Плац была построена в Гамбурге в 2008 году на пересечении улиц Репербан и Гроссе Фрайхайт и содержит пять скульптур Битлз из нержавеющей стали. [137] Затраты на строительство составили 550 000 евро (776 000 долларов США), из которых 200 000 евро предоставили спонсоры и доноры. Идея создания мемориала Битлз была инициирована в 2001 году гамбургской радиостанцией Oldie 95. Мэр Гамбурга Оле фон Бойст сказал на открытии: «Пришло время, чтобы Гамбург почтил память этой великой группы». Квадрат при освещении напоминает вращающуюся вертушку. [138] Поскольку участники группы показаны только контурно, фигура барабанщика может быть как Бестом, так и Старром.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Павловский 1990 , с. 24.
- ^ Майлз 1997 , с. 64.
- ^ «Тони Шеридан рассказывает о Гамбурге и The Beatles — июль 2003 года» . Ютуб . 19 февраля 2013 г.
- ^ Гарри, Билл. «В начале... были Хауи Кейси и старшие (ч. 1)» . ПК «Триумф» . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Леннон 2005 , с. 76.
- ^ Леннон 2005 , с. 64.
- ^ The Beatles, DVD Anthology (2003) (Эпизод 1 - 0:38:45) Харрисон говорит о предложении выступить в Гамбурге.
- ^ Шпиц 2005 , с. 202.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарри, Билл. «Пока моя гитара нежно плачет: трагическая история Рори Сторма и ураганов (стр. 4)» . Билл Гарри . Проверено 29 февраля 2008 г.
- ^ Майлз 1997 , с. 56.
- ^ «Фотографии клубов Гамбурга» . Проверено 20 декабря 2007 г.
- ^ Шпиц 2005 , с. 203.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:39:18) Леннон говорит о барабанщиках.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:39:01) Харрисон рассказывает о том, как видел, как Пит Бест играет на барабанах.
- ^ Шпиц 2005 , с. 204.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:39:07) Маккартни говорит о Бесте и его репутации.
- ^ ( Антология Битлз ) DVD 2003 (Эпизод 1 - 0:39:26) Маккартни рассказывает о репутации Беста в Ливерпуле
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майлз 1997 , с. 57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Леннон 2005 , стр. 69–70.
- ^ Шпиц 2005 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шпиц 2005 , с. 221.
- ^ Шпиц 2005 , с. 205.
- ^ Леннон 2005 , стр. 70–71.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:39:31) Харрисон рассказывает о прослушивании Беста.
- ^ ( Антология Битлз ) DVD 2003 (Эпизод 1 — 0:39:49) Харрисон рассказывает о прослушивании с Бестом
- ↑ Мои дни Битлз, Пит Бест Triumphpc.com - Проверено 26 ноября 2007 г.
- ^ Голдсмит (2004) стр. 46
- ^ «ИСТОЧНИК — The Savage Young Beatles — 1960» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кросс 2004 , с. 31.
- ^ «Битлз у Индры (стр. 3)» . Билл Гарри/Mersey Beat Ltd. Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Хиллман, Билл. «Музыкальный клуб Индра (Цитаты взяты из Антологии Битлз )» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хиллман, Билл. «Начало 60-х ~ Часть V: Потрясающие тусовки четверки (Цитаты взяты из Антологии Битлз )» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Хронология... Битлз в Гамбурге» . штатив. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2009 г.
- ^ Вэлланс, Джим. «Разрешения Джона Леннона на работу в Гамбурге» . Джим Вэлланс . Проверено 21 мая 2009 г.
- ^ Маккартни, Пол. «Немного голый» . Билл Гарри/Mersey Beat Ltd. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Харт, Майк. «Гамбург 2 (п1)» . ПК «Триумф» . Проверено 25 мая 2009 г.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 – 0:41:14) Маккартни рассказывает о прибытии в Гамбург.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кросс 2004 , с. 32.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 – 0:41:47) Маккартни рассказывает о том, как спал в клубе в первую ночь.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хиллман, Билл. «Начало 60-х ~ Часть II: Раскопки (Цитаты взяты из Антологии Битлз )» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Павловский 1990 , с. 25.
- ^ Кросс 2004 , с. 33.
- ^ Кросс 2004 , с. 36.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 – 0:43:14) Харрисон рассказывает о гангстерах и проститутках Гамбурга.
- ^ Хиллман, Билл. «Репербан» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Шпиц 2005 , с. 208.
- ^ Майлз 1997 , стр. 57–58.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 – 0:45:48) Харрисон говорит о «Mach schau».
- ^ «Тони Шеридан рассказывает о Гамбурге и The Beatles — июль 2003 года» . Ютуб . 19 февраля 2013 г.
- ^ Леннон 2005 , с. 77.
- ↑ Best и "Peppermint Twist". Архивировано 28 января 1999 г. на Wayback Machine eskimo.com - Проверено 26 ноября 2007 г.
- ^ Гарри, Билл. «В начале... были Хауи Кейси и старшие (стр. 3)» . ПК «Триумф» . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Шпиц 2005 , с. 201.
- ^ Шпиц 2005 , с. 216.
- ^ «Официальный сайт Хауи Кейси» . Хауи Кейси . Проверено 15 мая 2009 г.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:42:17) Старр говорит об условиях жизни.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шпиц 2005 , с. 219.
- ^ Хиллман, Билл. «Начало 60-х ~ Часть V: Потрясающие тусовки четверки (Цитаты взяты из Антологии Битлз )» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Шпитц 2005 , стр. 220–221.
- ^ Гарри, Билл (20 августа 1999 г.). «Человек по имени Хорст» . ПК «Триумф» . Проверено 12 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кроссленд, Дэвид (15 февраля 2006 г.). «Пьянящие дни рок-н-ролла в Гамбурге» . Дер Шпигель . Проверено 14 мая 2009 г.
- ^ Шпиц 2005 , с. 217.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Краскер, Эрик. «Битлз — Исследование мифа 1960 — 1962» . Битлз Ирландия . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ «Тони Шеридан рассказывает о Гамбурге и The Beatles — июль 2003 года» . Ютуб . 19 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майлз 1997 , с. 65.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шпиц 2005 , с. 242.
- ^ Вечер с Питом Бестом, Часть I: Интервью rickresource.com - Дата обращения: 20 января 2007 г.
- ^ Тернер, Доминик (15 февраля 2006 г.). «Джон Леннон (Доминик Тернер)» . Дик де Хир . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ «Тони Шеридан рассказывает о Гамбурге и The Beatles — июль 2003 года» . Ютуб . 19 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сеанс записи Лу Уолтерса. Дата обращения: 29 января 2007 г.
- ^ Билл Гарри (20 августа 1999 г.). «Выпуск №7» . Мерсибит . Проверено 15 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хиллман, Билл. «Музыкальный клуб Top Ten (Цитаты взяты из Антологии Битлз )» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Джефферсон, Мэл. «Гамбург 3» . ПК «Триумф» . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майлз 1997 , стр. 71–72.
- ^ Шпиц 2005 , с. 229.
- ^ Леннон 2005 , с. 93.
- ^ ( Антология Битлз ) DVD 2003 (Эпизод 1 — 0:49:56) Уведомление, в котором Харрисону предлагается покинуть Гамбург.
- ^ Льюисон 1996 , с. 24.
- ^ Майлз 1997 , стр. 72–73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шпиц 2005 , с. 230.
- ^ Шпиц 2005 , с. 231.
- ^ Шпитц 2005 , стр. 4–5.
- ↑ Фотография Часа Ньюба на сайте Beatlesource.com - дата обращения 5 ноября 2007 г.
- ^ Шпиц 2005 , с. 234.
- ^ Шпиц 2005 , с. 5.
- ^ Шпиц 2005 , с. 214.
- ^ Льюисон 1996 , с. 31.
- ^ «Баузер Битлз Четыре (стр. 3)» . Билл Гарри/Mersey Beat Ltd. Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майлз 1997 , стр. 74–75.
- ^ ( Антология Битлз ) DVD 2003 (Эпизод 1 - 0:28:02) Харрисон и Маккартни говорят о первой бас-гитаре Сатклиффа.
- ↑ Чековая книжка Сатклиффа. Архивировано 8 июня 2011 г. на сайте Wayback Machine Liverpoolmuseums.org.uk. Дата обращения: 13 мая 2007 г.
- ^ Президент Сатклиффа Басс rockmine.com - Дата обращения: 9 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Великобритании Данные по инфляции в индексе розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Маккартни3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиллман, Билл. «Концерты: Часть V (Цитаты из Антологии Битлз )» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хиллман, Билл. «Звездный клуб (Цитаты взяты из Антологии Битлз )» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Первая встреча с Джорджем Харрисоном - Merseybeat Triumphpc.com - Проверено 11 февраля 2007 г.
- ^ Льюисон 1996 , с. 69.
- ^ Леннон 2005 , с. 109.
- ^ «Концерт The Beatles в Star-Club в Гамбурге, Германия, 1962 год» . дмБитлз . Проверено 21 мая 2009 г.
- ^ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:43:05) Харрисон говорит о гамбургских женщинах и сексе.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:43:39) Маккартни говорит о гамбургских женщинах и сексе.
- ^ Кинг, Пирс (7 января 2009 г.). «Джон Леннон, сбежавший из гамбургского борделя, раскрывает своего старого соперника из Ливерпуля » Нажмите Креатив. Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 21 мая 2009 г.
- ^ ( Антология Битлз ) DVD 2003 (Эпизод 1: 44:28) Старр и Харрисон говорят о Прелюдинах в Гамбурге.
- ^ «Битлз и Прелюдин» . штатив. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 14 мая 2009 г.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:44:29) Харрисон говорит о наркотиках в Гамбурге.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:45:10) Леннон говорит о наркотиках в Гамбурге.
- ^ Майлз 1997 , стр. 66–67.
- ^ Майлз 1997 , с. 66.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:44:06) Старр говорит о наркотиках в Гамбурге.
- ^ Леннон 2005 , с. 97.
- ^ Льюисон 1996 , с. 42.
- ^ Лучше всего, Пит. «Мои битловские дни» . ПК «Триумф» . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ «Битлз в Гамбурге: 1960-1962» . о. Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 года . Проверено 14 мая 2009 г.
- ^ Шпиц 2005 , с. 250.
- ^ Шпиц 2005 , с. 288.
- ^ «Моя Бонни» / «Святые» 23 апреля 1962. Polydor NH 66833 (Тони Шеридан и братья Бит)
- ^ Паловски (1989), с. 64
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шпиц 2005 , с. 252.
- ^ Хилл 2007 , с. 15
- ^ «Рождение Мерси Бита (стр. 5)» . Билл Гарри/Mersey Beat Ltd. Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ Павловский 1990 , стр. 39–40.
- ^ Павловский 1990 , стр. 25–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шпиц 2005 , с. 222.
- ^ Майлз 1997 , с. 62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шпиц 2005 , с. 223.
- ^ ( Антология Битлз ) DVD 2003 (Эпизод 1 — 0:47:16) Харрисон разговаривает со своими друзьями Кирчерром, Вурманном и Фоллмером.
- ^ Майлз 1997 , стр. 64–65.
- ^ Шпиц 2005 , с. 224.
- ^ Шпиц 2005 , с. 245.
- ^ Интервью Кирхерра в 500-й программе On the Beat на BBC Radio Merseyside , суббота, 26 августа 1995 г.
- ^ Книга "Дни Ливерпуля" на сайте Genesis-publications.com - Дата обращения: 21 мая 2007 г.
- ^ Леннон (2005) стр. 110
- ^ Шпиц 2005 , с. 305.
- ^ Книги Бытия - Дни Гамбурга Genesis-publications.com - Дата обращения: 23 мая 2007 г.
- ^ Хиллман, Билл. «Отголоски Битлз на Репербане (Цитаты взяты из Антологии Битлз )» . Хиллманвеб . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ «Мемориальная площадь Битлз в Гамбурге» . GIC Претория . Проверено 15 мая 2009 г.
- ^ Кох, Дорит (11 сентября 2008 г.). «Наконец-то в Гамбурге появится официальный мемориал Битлз» . eFluxMedia. Архивировано из оригинала 10 ноября 2009 года . Проверено 15 мая 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бест, Пит (1989). БИТЛ! Лучшая история Пита . издательства Plexus Publishing Ltd. ISBN 978-0-85965-077-9 .
- Лучший, Роаг; С уважением, Пит; Лучший, Рори (2003). Битлз: Истинное начало . Книги Томаса Данна . ISBN 978-0-312-31926-7 .
- Кросс, Крейг (2004). День за днём, песня за песней, запись за записью . iUniverse . ISBN 978-0-595-31487-4 . [ самостоятельный источник ]
- Гарри, Билл (2001). Энциклопедия Beatles (изд. Rev Upd). Издательство Девы . ISBN 978-0-7535-0481-9 .
- Хилл, Тим (2007). Потом была музыка: Битлз . Трансатлантическая пресса. стр. 10–381. ISBN 978-0-9545267-7-1 .
- Дэвис, Хантер (2004). Битлз . WW Нортон и компания . ISBN 978-0-393-31571-4 .
- Кирхерр, Астрид ; Воорманн, Клаус (1999). Гамбургские дни . Публикации Бытия . ISBN 978-0-904351-73-6 .
- Ли, Спенсер (1998). Drummed Out!: Увольнение Пита Беста . Нортдаун Паблишинг Лтд. ISBN 978-1-900711-04-3 .
- Леннон, Синтия (2005). Джон . Ходдер и Стоутон . ISBN 978-0-340-89512-2 .
- Льюисон, Марк (1996). Полная хроника Битлз . Хроника Пресс. ISBN 978-1-85152-975-9 .
- Майлз, Барри (1997). Через много лет . Винтаж — случайный дом . ISBN 978-0-7493-8658-0 .
- Павловский, Гарет Л. (1990). Как они стали Битлз . McDonald & Co (Publishers) Ltd. ISBN 978-0-356-19052-5 .
- Шпиц, Боб (2005). Битлз – Биография . Литтл, Браун и компания . ISBN 978-0-316-80352-6 .
- Битлз (2003). Антология Битлз (DVD) . Apple записывает . ASIN: B00008GKEG.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- The Jets и начало. Архивировано 17 января 2020 года в Wayback Machine.
- Гамбургские записи The Beatles на пластинках
- Фотографии Quarrymen и The Beatles в Гамбурге. Архивировано 26 мая 2009 года в Wayback Machine.
- Фотографии сделаны Робертом Уитакером из группы «Битлз» в Гамбурге.
- Интервью с Джеймсом МакГратом о чернокожем сообществе Ливерпуля включает обсуждение лорда Вудбайна и The Beatles в Гамбурге.
- Статья о Бэмби Кино на Keenwood Blogspot