Пятый Битл
Пятый Битлз — неофициальное название, которое применялось к людям, которые когда-то были членами Битлз или имели тесную связь с Джоном Ленноном , Полом Маккартни , Джорджем Харрисоном и Ринго Старром . Заявления о «пятых битлах» впервые появились в прессе сразу после прихода группы к мировой известности в 1963–64 годах. Участники высказали свои собственные взгляды на то, кого следует описывать в заголовке:
- Маккартни дважды сказал, что «если кто и был пятым Битлом», так это менеджер Брайан Эпштейн (в интервью BBC в 1997 году ). [1] и продюсер Джордж Мартин (в мемориальном посте 2016 года). [2]
- Харрисон заявил на вступлении Битлз в Зал славы рок-н-ролла в 1988 году , что было только два «пятых Битлз»: Дерек Тейлор , менеджер по связям с общественностью Битлз, и Нил Аспиналл , их гастрольный менеджер, ставший бизнес-руководителем. [3]
Этот термин возник в 1964 году благодаря американскому диск-жокею Мюррею К. , который провозгласил себя «пятым битлом» из-за большого количества рекламы и освещения, которое он предоставил группе в своей радиопрограмме. Среди других, которых называют «пятыми битлами», - их первоначальный барабанщик Пит Бест , басист Стюарт Сатклифф и клавишник Билли Престон . [4]
Ранние участники группы
[ редактировать ]Стюарт Сатклифф
[ редактировать ]Стюарт Сатклифф [5] был первым басистом группы «Битлз», состоящей из пяти человек. Он играл с группой в основном во время их клубной деятельности в Гамбурге , Западная Германия . Когда группа вернулась в Ливерпуль в 1961 году, Сатклифф остался в Гамбурге. Вскоре после этого он умер от кровоизлияния в мозг . Вместо того, чтобы заменить его новым участником, Пол Маккартни перешел с ритм-гитары (вместе с Ленноном ) на бас, и группа продолжила работу в составе четырех человек.
Сатклифф был опытным художником, но по сравнению с другими «Битлз» его музыкальные способности были описаны как «неадекватные». [6] и его участие в группе было главным образом следствием его дружбы с Ленноном. Вклад Сатклиффа оказал важное влияние на развитие имиджа группы; Сатклифф был первым, кто носил то, что позже стало известно как прическа Битлз , и попросил свою девушку Астрид Кирхерр подстричься, подражая прическе друга Клауса Вурманна .
Пит Бест
[ редактировать ]Пит Бест был первым барабанщиком группы «Битлз». [7] Он играл с группой во время их клубной деятельности как в Ливерпуле , так и в Гамбурге, Западная Германия. В состав группы в этот период входили Бест; басист Стюарт Сатклифф; и гитаристы Маккартни, Харрисон и Леннон. Бест продолжал выступать с группой до середины августа 1962 года, когда его уволили и заменили Ринго Старром. Первым официальным релизом «Битлз», включавшим выступления Беста, была «Антология 1» в 1995 году, после чего он прокомментировал: «Многие люди претендовали на звание пятого «Битлз». Я был четвертым, и теперь я получаю за это признание». [8]
Временные члены
[ редактировать ]Час Ньюби
[ редактировать ]Когда «Битлз» впервые вернулись из Западной Германии в 1960 году, им не хватало бас-гитариста. Пит Бест предложил Чеса Ньюби. Ньюби играл в Black Jacks (группа Пита Беста), а сейчас учился в университете, но был в отпуске и поэтому согласился сыграть с Beatles. Он выступал с ними на четырех выступлениях в декабре 1960 года (17 декабря, Casbah Club, Ливерпуль; 24 декабря, Grosvenor Ballroom, Liscard; 27 декабря, Litherland Town Hall ; 31 декабря, Casbah Club). Леннон попросил его поехать в Западную Германию во второй тур группы «Битлз». [9] но он решил вернуться в университет, и после того, как Леннон и Харрисон отказались перейти на бас-гитару, Маккартни, который ранее играл на гитаре и фортепиано, неохотно стал басистом группы.
Джимми Никол
[ редактировать ]Джимми Никол играл на барабанах на первых восьми концертах мирового турне The Beatles 1964 года . Старр заболел, и вступительную часть тура чуть не отменили. Вместо того, чтобы отменить концерт, менеджер «Битлз» Брайан Эпштейн нанял Никола, чтобы тот поддержал его, пока Старр не выздоровеет. Николь выступал с группой в начале июня в Дании , Нидерландах , Гонконге и Австралии. Никол максимально использовал свое время, раздавая автографы и давая интервью. Старр вернулся в группу 14 июня в Мельбурне .
Бизнес, менеджмент и производство
[ редактировать ]
Брайан Эпштейн
[ редактировать ]Брайан Эпштейн, менеджер группы с 1961 года до своей смерти в 1967 году, сыграл важную роль в восхождении Битлз к мировой известности. Эпштейн «открыл» группу в Ливерпуле, увидел их потенциал и никогда не колебался в своей вере и преданности им. Он намеренно ограничил свой надзор за группой, ограничившись деловыми вопросами и публичным имиджем, и предоставил группе свободу творчества в их музыке. Эпштейн также упорно добивался контракта на запись группы в Лондоне в решающий момент их карьеры, борясь с их восприятием как провинциальных «северных» музыкантов.
Смерть Эпштейна, по сути, ознаменовала начало распада «Битлз», как позже признался Леннон. Поскольку он не имел творческого отношения к группе, Эпштейна лишь изредка называли «пятым битлом», но с годами он и продюсер Джордж Мартин были признаны двумя членами внутреннего круга, которые наиболее глубоко повлияли на карьеру группы. В интервью 1990-х годов, описывающем участие Эпштейна в восхождении группы к славе, Мартин заявил: «Он пятый Битлз, если он когда-либо существовал». [10]
Когда в 1965 году «Битлз» вручили свои награды MBE , Харрисон сказал, что пятую медаль следует вручить Эпштейну, поскольку «MBE на самом деле означает «мистер Брайан Эпштейн » ». [11] Маккартни резюмировал важность Эпштейна для «Битлз», когда в 1997 году давал интервью для документального фильма BBC об Эпштейне. Он заявил: «Если кто и был пятым Битлом, так это Брайан». [1] [12]
В 2013 году Эпштейн стал героем графического романа Пятый битл» « Вивека Тивари . Книга была выпущена в ноябре и несколько недель продержалась в The New York Times списке бестселлеров , не достигнув ни одной строчки. 1 на третьей неделе выпуска. [13]
Джордж Мартин
[ редактировать ]Джордж Мартин продюсировал почти все записи Битлз (за исключением альбома Let It Be , спродюсированного Филом Спектором , песен « Real Love » и « Free as a Bird », спродюсированных Джеффом Линном и « Now and then », спродюсированных его сыном Джайлсом Мартином ) и написал инструментальную партитуру к фильму «Жёлтая подводная лодка» и альбом саундтреков, а также аранжировки для струнных и духовых (и даже некоторых вокальных) аранжировок почти для всех их песен (за знаменитым исключением, воспроизведённым Спектором на альбоме Let It Be и « She's Leaving Home », аранжировку которой сделал Майк Леандер ). Его аранжировка струнного октетного сопровождения « Элеоноры Ригби » получила широкое признание.
Обширное музыкальное образование Мартина (которое он получил в Музыкальной школе Гилдхолла ) и тщательное руководство в студии часто считают фундаментальным вкладом в творчество Битлз. Писатель Ян Макдональд отметил, что Мартин был одним из немногих продюсеров звукозаписи в Великобритании в то время, кто обладал той чувствительностью, которая была необходима «Битлз» для развития своего таланта в написании песен и записи. Игра Мартина на фортепиано также присутствует в нескольких их треках, включая « Misery » и « In My Life ». Сам Мартин отверг претензии на то, что он «пятый Битлз». [14] менеджеру Битлз Брайану Эпстайну .
Леннон преуменьшил важность Мартина для музыки Битлз. В своем интервью 1970 года Яну Веннеру Леннон сказал: «[Дик Джеймс] еще один из тех людей, которые думают, что они создали нас. Это не так. Я хотел бы послушать музыку Дика Джеймса, и я хотел бы послушай музыку Джорджа Мартина, пожалуйста, просто сыграй мне немного». [15] В письме Полу Маккартни в 1971 году Леннон написал: «Когда люди задают мне вопросы о том: «Что на самом деле сделал для вас Джордж Мартин?», у меня есть только один ответ: «Чем он занимается сейчас?» Я заметил, что у тебя нет на это ответа! Это не оскорбление, это правда». [16] Леннон написал, что Мартин слишком высоко оценил музыку Битлз. Комментируя конкретно « Revolution 9 », Леннон сказал: «Заявление Мартина о том, что он «рисовал звуковую картину», является чистой галлюцинацией. Спросите любого из других людей, участвовавших в этом. Окончательный монтаж Йоко и я сделали одни». [16] Отдавая дань уважения Мартину после его смерти, Маккартни сказал: «Если кто-то и заслужил титул пятого Битла, так это Джордж. С того дня, как он дал The Beatles наш первый контракт на запись, до того момента, когда я видел его в последний раз, он был самый щедрый, умный и музыкальный человек, которого я когда-либо имел удовольствие знать». [17] Джулиан Леннон без вопросов называл его «Пятым Битлом». [18]
Нил Аспиналл
[ редактировать ]Одноклассник Маккартни и Харрисона и близкий друг Пита Беста (на самом деле он жил в доме Беста и был отцом его младшего брата Роуга), Аспиналл присоединился к «Битлз» в качестве их гастрольного менеджера , который включал в себя возить свой старый фургон Commer на концерты и обратно. , и днем и ночью. После того, как Мэл Эванс начал работать в «Битлз», Аспиналл был назначен их личным помощником и в конечном итоге дошел до должности генерального директора Apple Corps (должность, которую он занимал до 10 апреля 2007 года).
Аспиналл на протяжении многих лет участвовал в судебных делах от имени Apple (включая дела против тогдашнего менеджера Beatles Аллена Кляйна , их лейбла EMI и дело против Apple Computer ). Он курировал маркетинг музыки, видео и мерчандайзинг группы. Аспиналл также временно работал менеджером группы после смерти Эпштейна.
Хотя Аспиналл и не был музыкантом, он также внес незначительный вклад в несколько записей Битлз. Он играл на тамбуре в « Внутри тебя без тебя », на губной гармошке в « Быть во благо мистера Кайта! », немного на перкуссии в « Magical Mystery Tour », а также был среди многих участников, исполнявших припев в « Yellow Submarine ». . В январе 1988 года, принимая включение «Битлз» в Зал славы рок-н-ролла , Харрисон назвал Аспиналла одним из двух человек, достойных титула «Пятый битл», вторым был Дерек Тейлор. [19]
Дерек Тейлор
[ редактировать ]Журналист Daily Express Дерек Тейлор [20] впервые встретился с группой после обзора их сценического выступления. Вместо ожидаемого негативного отзыва о рок-н-ролльной группе Тейлор дал их выступлению высшую оценку. Приглашенный познакомиться с лагерем Битлз, он вскоре стал доверенным лицом и получил о них свою долю эксклюзивов.
В конце концов, Эпштейн уволил его с работы в газете, который поручил ему отвечать за пресс-релизы «Битлз» и обеспечивать связь со СМИ для себя и группы. Он также стал личным помощником Эпштейна.
К 1968 году он стал пресс-атташе Apple Corps . Будучи VIP-персоной в Apple, Тейлор сыграл важную роль в взлетах и падениях компании, приняв или обеспечив соблюдение многих важных деловых и личных решений для «Битлз» и сотрудников Apple, а также стал свидетелем многих ключевых моментов в последние дни обоих. В январе 1988 года, принимая включение «Битлз» в Зал славы рок-н-ролла, Харрисон назвал Тейлора одним из двух человек, достойных титула «Пятый битл», вторым был Нил Аспиналл. [19]
Музыкальные участники
[ редактировать ]Во время существования Битлз (в частности, 1960–70 и проект «Антология» ) несколько музыкантов записывались с Битлз в более ограниченном качестве: либо на альбоме Битлз, либо на альбоме другого исполнителя с участием двух или более участников Битлз. Следовательно, таких артистов можно было бы назвать «Пятыми битлами» за один или два трека. Среди художников:
Тони Шеридан
[ редактировать ]Тони Шеридан [21] использовали различные резервные группы во время выступлений в Гамбурге в период с 1960 по 1963 год. В 1961 году «Битлз» (в составе Леннона, Маккартни, Харрисона и Беста), которые познакомились с Шериданом во время их первого визита в Гамбург в 1960 году, работали с ним над своим вторым. Когда немецкий Polydor агент Берт Кемпферт увидел эту пару на сцене, он предложил им сделать несколько записей вместе. (В тот период Шеридан был самым громким именем, а его группой поддержки были «Битлз».) В 1962 году, после серии синглов (первый из которых « My Bonnie »/« The Saints » занял пятое место в чарте Хит -парад ), Полидор выпустил альбом My Bonnie по Германии. Слово «Битлз» было сочтено слишком похожим на немецкое «Pidels» (произносится как « пидлс» ), множественное число жаргонного термина, обозначающего « пенис» , поэтому альбом был приписан «Тони Шеридану и The Beat Brothers». После того, как The Beatles приобрели известность, альбом был переиздан в Великобритании с измененным названием на «Тони Шеридан и The Beatles».
Энди Уайт
[ редактировать ]Энди Уайт играл на барабанах во время выпуска в США песни " Love Me Do ", которая стала первым синглом Битлз в США. Рон Ричардс , помощник продюсера Джорджа Мартина , отвечал за запись 11 сентября 1962 года. В июне группа записала «Love Me Do» с Бестом, а затем второй раз в начале сентября с новым участником Старром, который только что был записан. в группе три недели, прежде чем решил записать ее в третий раз. Ричардс пригласил опытного сессионного барабанщика Уайта для игры на барабанах для этой записи, а Старр играл на бубне. Уайт и Старр также играли на ударных в песне " PS I Love You " во время этой сессии: Уайт был на барабанах, а Старр на маракасах. [22]
Билли Престон
[ редактировать ]Помимо Шеридана, американский пианист Билли Престон [23] был единственным артистом, получившим совместное признание на сингле Beatles за свою игру в « Get Back ». На альбоме Let it Be , где использованы выступления Престона, используется список песен «с Билли Престоном». Престон также играл на органе в песнях « Let It Be », « Something » и « I Want You (She’s So Heavy) », а также Fender Rhodes на электрическом пианино в песнях « Don’t Let Me Down », «One After 909», «Dig A». Пони», «У меня такое чувство» и «Вернись». Престон впервые встретился с «Битлз» в 1962 году, но его заявление о «Пятом битле» возникло в январе 1969 года, когда Харрисон пригласил его присоединиться к ним для записи, чтобы разрядить напряженность в группе. [24] Леннон предложил Престону присоединиться к «Битлз», даже используя термин «Пятый битл». [25] но эта идея была отвергнута Маккартни. Чтобы отличить Престона от споров о том, кто является Пятым Битлом, ему иногда дают уникальный титул «Черный Битл». [26]
Эрик Клэптон
[ редактировать ]Первоначально в « While My Guitar Gally Weeps » было только одно гитарное соло, исполненное Джорджем Харрисоном. Харрисон подумал, что это звучит слабо, и позвал Эрика Клэптона, чтобы тот исполнил в песне соло-гитару. [27] Было решено полностью вырезать один куплет и добавить еще одно гитарное соло ближе к концу песни с участием Клэптона. Когда Харрисон ненадолго покинул группу в январе 1969 года, Леннон предложил пригласить Клэптона заменить его. После распада «Битлз» Клэптон стал одним из немногих музыкантов, появившихся на сольных записях каждого из четверых.
Другие
[ редактировать ]
- Клаус Вурманн играл на бас-гитаре с «Битлз» в гамбургских клубах после того, как Стю Сатклифф уехал, чтобы вернуться в художественную школу в Гамбурге. Воорманн также разработал обложку альбома Revolver . Когда Маккартни ушел во время разрыва, Вурманн обсуждался как замена. После распада и до 1976 года Вурманн играл почти на каждом сольном альбоме, записанном Ленноном, Харрисоном и Старром. [28]
- Подобно Вурманну и Престону, американский барабанщик Джим Келтнер в 1970-е годы считался потенциальным «пятым битлом». [29] После игры на барабанах на альбоме Леннона Imagine Харрисона в 1971 году Келтнер выступил (вместе со Старром) на концерте для Бангладеш и в течение следующих двух десятилетий играл на многих альбомах бывших участников. [29] сформировав дружбу на всю жизнь с Харрисоном. Он был одним из «Sideburys», поддерживающих супергруппу Харрисона Traveling Wilburys , гастролировал в составе первой группы Старра All-Starr Band в 1989 году. [29] и участвовал в записи последнего альбома Харрисона Brainwashed .
- Американский певец и автор песен Гарри Нильссон был назван «Американским Битлом» публицистом Битлз Дереком Тейлором . [30] Второй альбом Нильссона включал кавер на « You Can't Do That », в котором были отсылки к семнадцати песням из каталога «Битлз». [31] Нильссон был давним соратником группы «Битлз» и близким другом Джона Леннона и Ринго Старра. [30] Когда на пресс-конференции 1968 года их спросили, кто их любимые современные артисты, Леннон и Маккартни ответили: «Нильссон». [32]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Мюррей К , диск-жокей из Нью-Йорка, который был первым человеком, которого назвали этим термином. Джордж Харрисон должен был в шутку окрестить его «пятым Битлом». [33]
- Джордж Бест , звездный футболист 1960-х годов, имел ту же фамилию, что и Пит Бест, и образ жизни знаменитости. окрестила Беста «Пятым битлом» и «О Квинто Битлом» Португальская пресса после того, как он дважды забил за «Манчестер Юнайтед» в победе со счетом 5–1 на стадионе «Эштадиу да Луш» над «Бенфикой» в Кубка европейских чемпионов 1965–66 четвертьфинале , главным образом благодаря его прическа «швабра» в стиле Битлз. [34] [35] Бест получил статус суперзвезды, и по возвращении в Англию пресса окрестила его «Эль Битл». [36]
- Джимми Тарбака , ливерпульского комика, который был одноклассником Джона Леннона, в шутку называли «Пятым битлом», так как он прославился примерно в то же время, подражал их прическе и одежде и имел такой же акцент. [37]
- В одной из пародий в от 11 февраля 1984 года выпуске Saturday Night Live сыграл Кларенса Уокера, недовольного саксофониста, который утверждал , Эдди Мерфи что был пятым битлом, прежде чем другие участники выгнали его из группы в 1963 году. [38]
- В сериала «Симпсоны эпизоде » « Лиза-вегетарианка » Апу оказывается старым другом приглашенных звезд Пола и Линды Маккартни, когда он был их гидом во время их знаменитой поездки в Индию , и утверждает, что когда-то он был известен как «пятый Битлз», чтобы на что Пол саркастически отвечает: «Конечно, Апу», закатывая глаза. [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б brianepstein.com: комментарии Маккартни о пятом «Битле» . Проверено 12 марта 2007 г.
- ^ «Пол Маккартни» . веб.facebook.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Дю Нойе, Поль (2012). Ливерпуль – чудесное место: от пещеры к культурной столице . Вирджин Диджитал. п. 43. ИСБН 978-0753512692 .
- ^ Бейтс, Клэр (9 марта 2019 г.). «Кто больше всего заслужил титул «пятого битла»?» . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ «Чествование работы «Пятого битла» Стюарта Сатклиффа» . Звезда Сент-Хеленс . 13 сентября 2012 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
Человека, которого называют Пятым Битлом, который «влюбился в искусство» в гимназии Прескота, выставят работы на благотворительной выставке. ...
- ^ Вечер с Питом Бестом, Часть I: Интервью . Проверено 20 января 2007 г.
- ^ « Правдивая история Пита Беста «Пятый битл»» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 2 сентября 2003 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
- ^ Хамфрис, Патрик; Доггет, Питер (2010). Битлз: музыка и миф . Омнибус Пресс. ISBN 978-0-85712-361-9 . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ «История Чеса Ньюби, игравшего с «Битлз» в Ливерпуле» . Абсолютный классический рок . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Роуэн, Терри (31 марта 2015 г.). Антология Пенни Лейн . Лулу.com. ISBN 978-1-105-58230-1 .
- ^ Майлз, Барри (2001). Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. п. 197. ИСБН 0-7119-8308-9 .
- ^ «Брайан Эпштейн играет на открытии в Ливерпуле» . «Дейли телеграф» . Лондон. 27 августа 2012 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
Сэр Пол Маккартни сказал о нем: «Если кто и был Пятым Битлом, так это Брайан».
- ^ «ГРАФИЧЕСКИЕ КНИГИ В ТВЕРДОМ ПЕРЕПЕТЛЕ» . Нью-Йорк Таймс . 17 декабря 2013 года . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ «Джордж Мартин: Возвращение «Пятого битла»» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 19 февраля 2007 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
Сэра Джорджа Мартина часто называют «Пятым битлом». ...
- ^ «Интервью The Rolling Stone: Джон Леннон (текст и подкаст)» . Imaginepeace.com . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уиллман, Крис (8 октября 2012 г.). « Письма Джона Леннона показывают горечь как по отношению к Джорджу Мартину, так и к Маккартни» . Yahoo! Музыка . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ «Entertainment Live: дань уважения сэру Джорджу Мартину» . Новости Би-би-си . 9 марта 2016 года . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Леннон, Джулиан (9 марта 2016 г.). «Так грустно слышать новости о кончине Джорджа…» Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 22 декабря 2020 г. - через Facebook.
- ^ Перейти обратно: а б О'Делл, Крис; с Кетчем, Кэтрин (2009). Мисс О'Делл: Мои тяжелые дни и долгие ночи с The Beatles, The Stones, Бобом Диланом, Эриком Клэптоном и женщинами, которых они любили . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пробный камень. п. 122 . ISBN 978-1-4165-9093-4 .
- ^ Голдшер, Алан (2010). Пол нежить . Галерея Книги. п. 104 . ISBN 978-1439177921 .
- ^ Бун, Брайан (2011). Я люблю рок-н-ролл (за исключением случаев, когда я его ненавижу): чрезвычайно важные сведения о песнях и группах, которые вы любите, ненавидите, любите ненавидеть и ненавидите любить . Перигей Трейд. ISBN 978-0399536793 .
- ^ Джордан, Крис (23 мая 2008 г.). « Пятый битл» Энди Уайт все еще держит ритм» . myCentralJersey.com . Проверено 7 января 2010 г.
- ^ «Умер автор песен, «Пятый битл» Билли Престон» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 6 июня 2006 г. Проверено 23 сентября 2012 г.
Названный «Пятым битлом», Престон также работал с другими музыкантами, включая Rolling Stones, Эрика Клэптона и Sly and the Family Stone.
- ^ Симпсон, Дэйв (22 октября 2014 г.). «Малоизвестные музыканты, стоящие за некоторыми из самых известных моментов в музыке» . theguardian.com . Проверено 30 мая 2019 г.
- ↑ The Beatles – A/B Road: The Complete Get Back Sessions, 24 января
- ^ Мартин, Филип (2001). Искусственный южанин: двусмысленности и песни о любви . Университет Арканзаса Пресс. п. 76. ИСБН 1557287163 .
- ^ Адамсон, Нэнси (11 августа 2002 г.). «Рецензия на книгу: Новая книга викторин о рок-н-ролле попала в приятную ноту» . Midland Reporter-Telegram .
- ^ Ингхэм, Крис (2009). Грубый путеводитель по Битлз . Грубые гиды. п. 310. ИСБН 978-1848365254 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эдер, Брюс. «Джим Келтнер» . Вся музыка . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Феннесси, Шон (6 августа 2013 г.). «Деконструкция Гарри: Вспоминая Гарри Нильссона: американского битла, грязно пьяного и великого потерянного музыкального гения 1970-х» . Грантленд . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «Когда Гарри Нильссон перепел сразу 17 песен Битлз» . Faroutmagazine.co.uk . 9 сентября 2022 г. Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «Гарри Нильссон не получил похвалы от The Beatles» . Faroutmagazine.co.uk . 5 августа 2023 г. Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «1922–1982: Мюррей Кауфман» . Rollingstone.com . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ «Официальный веб-сайт Манчестер Юнайтед» . Манчестер Юнайтед . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ «Рождение Эль Битла – Премьер-лига – Футбол» . Независимый . Великобритания. 7 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 г. Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ "Рождение Эль Битла" . Независимый . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Кемби, Ди (2007). Я готов к крупному плану – с кем угодно! . АвторДом. ISBN 978-1425977825 .
- ^ Лифтон, Дэйв (16 декабря 2019 г.). «Как Эдди Мерфи стал пятым битлом» . Абсолютный классический рок . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ « Симпсоны : «Лиза Вегетарианка» (Часть 3 из 3)» . youtube.com . Проверено 7 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Пошаговый взгляд на то, что сделало Джорджа Мартина пятым битлом» ( The New York Times ; 15 марта 2016 г.).