Битлз в клубе Cavern
История Битлз |
---|
![]() |
Клуб Cavern на Мэтью-стрит, 10 в Ливерпуле стал местом, где началась популярность Битлз в Великобритании. Джона Леннона , Пола Маккартни , Джорджа Харрисона и Пита Беста впервые увидел Брайан Эпштейн в клубе . В конце концов Эпштейн стал их менеджером и обеспечил им контракт на запись. Беста заменил Ринго Старр 16 августа 1962 года , что расстроило многих поклонников Битлз. После насмешек «Пит навсегда, Ринго никогда!» один взволнованный фанат ударил Харрисона головой в клубе.
Cavern Club был третьим клубом, которым управлял Алан Ситнер, который первоначально открылся 16 января 1957 года как клуб только для джаза и был стилизован под парижский клуб Le Caveau . «Карьеристы» впервые выступили в клубе 7 августа 1957 года. [ 1 ] но к 9 февраля 1961 г. [ 2 ] когда группа впервые выступила там под новым названием «Битлз», клуб принадлежал Рэю Макфоллу . Cavern Club постепенно стал синонимом развивающегося музыкального жанра Merseybeat , быстро став самым известным клубом в Великобритании. [ 3 ] По словам постоянного ди-джея клуба Боба Вулера , в период с 1961 по 1963 год «Битлз» выступили в клубе 292 раза. [ 4 ] кульминацией стало последнее появление на концерте 3 августа 1963 года — через месяц после того, как группа записала « She Loves You », и за шесть месяцев до их первой поездки в Соединенные Штаты. [ 5 ]
Клуб еще несколько раз переходил из рук в руки, прежде чем в конечном итоге был снесен, чтобы построить подземный вентиляционный канал железной дороги, а затем использовать его в качестве автостоянки. Копия клуба была построена на «75 процентах первоначального участка» в 1984 году. [ 6 ] построен из 15 000 кирпичей, найденных на месте первоначального клуба. 16 января 1997 года возле The New Cavern Club была открыта скульптура Леннона, а 14 декабря 1999 года Маккартни выступил там, дав свой последний концерт 20-го века и рекламируя свой альбом Run Devil Run .
Фон
[ редактировать ]Клуб, принадлежавший Ситнеру, первоначально открылся 16 января 1957 года как клуб, посвященный только джазу, и был одним из трех джаз-клубов, которыми он управлял. [ 7 ] Он стилизовал клуб по образцу парижского заведения Le Caveau, поскольку французский клуб также представлял собой подвал. [ 8 ] [ 9 ] Пещера представляла собой арочный кирпичный подвал под семиэтажным фруктовым складом. Ранее он использовался как винный погреб и как бомбоубежище во время Второй мировой войны . [ 6 ] Из-за своего расположения под землей в нем было сыро и очень жарко, когда клуб был полон. [ 10 ]
В начале августа 1957 года, играя в гольф в гольф-клубе Чайлдволл вместе с отцом Ситнера, доктором Джозефом Ситнером, Найджел Уолли — друг Леннона, который был учеником профессионального гольф-клуба в гольф-клубе Ли Парк — спросил доктора Ситнера, если его сын заказал бы Quarrymen в The Cavern Club на Мэтью-стрит в Ливерпуле. [ 11 ] Доктор Ситнер предложил группе сначала поиграть в гольф-клубе, чтобы оценить свой талант. [ 12 ] Группа расположилась в вестибюле гольф-клуба на нижнем этаже и была удивлена, когда около ста человек пришли послушать. [ 13 ] Спектакль имел успех, и позже была роздана шляпа, которая собрала почти 15 фунтов стерлингов; в то время платили значительно больше, чем другим группам. [ 14 ] Алан Ситнер позвонил Уолли неделю спустя и предложил группе перерыв 7 августа, играя в скиффл между выступлениями трех скифл-групп в клубе: [ 15 ] Skiffle Group Рона Маккея, Skiffle Group Dark Town и Skiffle Group Deltones. [ 16 ]
Перед своим первым выступлением в Cavern Club группа поспорила между собой по поводу сет-листа, поскольку рок-н-ролльные песни в клубе не допускались, но скиффл допускался. Начав с песни скиффл, Леннон велел остальным начать играть « Don’t Be Cruel » Элвиса Пресли . Игрок на банджо Род Дэвис предупредил Леннона, что публика «съест тебя заживо», что Леннон проигнорировал, начав песню сам, что заставило остальных присоединиться. На полпути Ситнер протиснулся сквозь аудиторию и вручил Леннону записку. который гласил: «Прекратите чертов рок-н-ролл». [ 17 ] В 1959 году Ситнер продал клуб бухгалтеру Макфоллу за 2750 фунтов стерлингов. [ 18 ] В 1960 году Quarrymen изменили свое название сначала на Silver Beetles, а затем на Beatles, прежде чем они впервые обосновались в Гамбурге. [ 19 ]
История The Beatles с Cavern Club также рассматривается в двух документальных фильмах: « Я был там: когда The Beatles играли в Cavern» (2011), [ 20 ] режиссер Джон Пайпер; и «Старая добрая Фреда» (2013), режиссер Райан Уайт. (См. примечание ниже в «Эпштейне».)
Эпштейн и пещера
[ редактировать ]Имя «Битлз» было впервые замечено Эпштейном в первом выпуске журнала Билла Гарри «Mersey Beat» (который Эпштейн успешно продавал в своем музыкальном магазине NEMS), на многочисленных плакатах в Ливерпуле и на первой полосе второго выпуска « Mersey Beat» . [ 21 ] прежде чем спросить журналиста Гарри, кто они такие. [ 22 ]
The Beatles, в состав которых тогда входили Леннон, Маккартни, Харрисон и Бест, должны были дать концерт в обеденное время в The Cavern Club 9 ноября 1961 года. [ 23 ] в рамках резиденции по цене 3 фунта 15 шиллингов за концерт. [ 9 ] [ 24 ] По словам Ситнера, Эпштейн ранее уже несколько раз посещал клуб по субботам вечером, однажды попросив Ситнера забронировать группу на вечеринку по случаю его двадцать первого дня рождения. [ 25 ] Эпштейн попросил Гарри организовать для Эпштейна и его помощника Алистера Тейлора просмотр выступления Битлз, поэтому Эпштейну и Тейлору разрешили войти в клуб без очереди, а приветственное сообщение было объявлено по системе громкой связи клуба Вулером, резидентом. диджей. [ 26 ] Позже Эпштейн рассказал о выступлении:
Меня сразу поразила их музыка, их ритм и их чувство юмора на сцене — и даже потом, когда я встретил их, я снова был поражен их личным обаянием. И именно там, собственно, все и началось. [ 27 ]
После выступления Эпштейн и Тейлор пошли в гримерку, которую он позже назвал «большой, как шкаф для метел», чтобы поговорить с ними. [ 28 ]
Битлз, которые были постоянными клиентами NEMS, сразу узнали Эпштейна, но прежде чем Эпштейн успел поздравить их с выступлением, Харрисон сказал: «И что привело сюда мистера Эпштейна?» [ 29 ] Эпштейн ответил: «Мы просто зашли поздороваться. Мне понравилось ваше выступление». Он представил Тейлора, который просто кивнул в знак приветствия, а затем сказал: «Молодец, тогда до свидания» и ушел. [ 30 ] Эпштейн и Тейлор пошли в ресторан Peacock's в Хакинс-Хей на обед, и во время еды Эпштейн спросил Тейлора, что он думает о группе. Тейлор ответил, что, честно говоря, он считает их «совершенно ужасными», но в них было что-то «замечательное». Эпштейн долго ждал, прежде чем сказать что-нибудь дальше, и в конце концов сказал: «Я думаю, они потрясающие!» Позже, когда Эпштейн оплачивал счет, он схватил Тейлора за руку и сказал: «Как ты думаешь, мне следует с ними справиться?» [ 31 ]
«Битлз» должны были выступать в клубе в течение следующих трех недель, и Эпштейн всегда был рядом и наблюдал за ними. Эпштейн связался с Алланом Уильямсом (их предыдущим промоутером/менеджером), чтобы подтвердить, что Уильямс больше не имеет с ними никаких связей, но Уильямс посоветовал Эпштейну «не трогать их чертовым шестом баржи [чтобы держаться подальше]» из-за процента концертов. группа отказалась платить ему во время игры в Гамбурге. [ 32 ] [ 33 ] Позже Эпштейн подписал контракт с певицей Силлой Блэк , которая работала в клубе продавщицей шляп. [ 34 ] Концерт The Beatles был записан в клубе 22 августа 1962 года на канале Granada Television . [ 35 ] и их продюсер из EMI позже Джордж Мартин подумали записать их там вживую, назвав планируемый альбом Off The Beatle Track , но вскоре поняли, что в клубе ужасная акустика. [ 36 ]

Эпштейн также нанял секретаря «Битлз» Фреду Келли , чьи воспоминания о нем, «Каверне» и «Битлз» за время существования группы подробно описаны в документальных фильмах, упомянутых выше. [ 37 ] и в документальном фильме 2013 года « Старая добрая Фреда» .
Дресс-код
[ редактировать ]Хотя у Эпштейна не было опыта управления артистами, он ясно дал понять, что хочет изменить ранний дресс-код и поведение Битлз на сцене, когда они носили синие джинсы и кожаные куртки, курили, ели и ругались, останавливались и начинали. песни, когда им хотелось, делали вид, что бьют друг друга, и поворачивались спиной к публике. [ 38 ] Эпштейн положил конец их поведению, настаивая на том, чтобы они носили более подходящую одежду, а позже предложил знаменитый синхронный поклон в конце выступления. [ 39 ] [ 40 ] Эпштейн: «Сначала я призывал их отказаться от кожаных курток и джинсов и не позволял им появляться в джинсах через некоторое время, а затем, после этого шага, я заставил их надеть свитера». сцене, а потом, очень неохотно, в конце концов, устраивает». [ 41 ]
Маккартни был первым, кто согласился с идеями Эпштейна, полагая, что это произошло благодаря обучению Эпштейна RADA . [ 40 ] [ 42 ] Леннон был против идеи костюмов и галстуков, но позже сказал: «Да, чувак, хорошо, я надену костюм. Я надену чертов воздушный шарик, если кто-то собирается мне заплатить». [ 43 ] По словам Маккартни, «статус концертов вырос, и хотя зарплата выросла лишь немного, она все же выросла», и что группа «теперь играет на лучших местах». [ 44 ] Эпштейн подтолкнул Макфолла поднять гонорар группы за концерт в клубе с прежних 3,15 шиллингов до 10 фунтов. [ 45 ] Еще одним улучшением было то, что группа стала гораздо более организованной; иметь единый концертный дневник, в котором можно записывать заказы, вместо того, чтобы использовать чей-либо дневник, который был под рукой. [ 44 ]
Всемирный интерес
[ редактировать ]Во время своей сессии «Добро пожаловать домой» в The Cavern в июне 1962 года «Битлз» дали то, что Вулер назвал «одним из своих лучших выступлений за всю историю», вызвав «лихорадочную реакцию», которая, по словам Вулера, была равна «битломании», которая разразилась. через несколько месяцев вышел по всей стране. [ 46 ] Популярность Cavern Club росла; быстро становится самым известным клубом Британии. [ 46 ]
«Битлз» Пресс-атташе Тони Бэрроу написал книгу « На сцене в пещере» , используя псевдоним Алистер Гриффин. Книга «На сцене в пещере», включающая текст, а также фотографии толпы и выступлений в клубе, была отмечена на вечеринке по случаю запуска в клубе «Пещера» в августе 1964 года. В книге Бэрроу подробно описал сцена в клубе Cavern в период его расцвета. «Даже в тот вечер, когда не было заявлено о выступлении «Битлз», была большая вероятность обнаружить Пола, Джорджа или кого-то из других мальчиков, подпирающих стойку кока-бара The Cavern и болтающих с группами фанатов», Бэрроу рассказывает читателям о «На сцене в пещере». «А если бы вы заглянули во время обеденного перерыва, Силия Блэк сдала бы ваше пальто в гардероб или налила бы вам тарелку томатного супа». На сцене в пещере» был опубликован издательством Panther Books и переиздан в 1984 году с дополнительными изображениями и текстом времен Cavern Club. В это время Бэрроу также писал для The Beatles Monthly Book, используя псевдоним Фредерик Джеймс. Была организована «поездка в Гамбург из пещеры», включающая посещение The Star-Club, где «Битлз» были постоянной группой. [ 46 ]
Международное внимание к The Cavern Club стало постоянным: телекамеры, радиовещатели и представители прессы со всей Европы посещали клуб, а также репортеры из американских журналов Time , Life и Newsweek . [ 46 ] Его также посетили многочисленные международные знаменитости, в том числе Чет Аткинс , Анна Нигл и Артур Фидлер . [ 46 ] Когда The Cavern разросся и включил в себя прилегающие помещения, а также были построены студия звукозаписи и новая сцена, возник большой международный спрос на то, что клуб продавал под названием «Beatleboard» (кусочки дерева от старой сцены, где «Битлз» выступали так много раз). ), что обработка заказов заняла четыре месяца. [ 46 ]
Список появлений в Пещере (сокращенный)
[ редактировать ]По словам DJ Wooler, [ 4 ] За два с половиной года, начавшиеся с момента их первого выступления в этом клубе в феврале 1961 года, «Битлз» в общей сложности выступили в клубе 292 раза. [ 6 ] хотя автор Барри Майлз в своей книге «Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз» утверждает, что это было 275 раз. [ 16 ] Их последнее выступление в клубе состоялось 3 августа 1963 года. [ 47 ] Во время своего пребывания в клубе «Битлз» также проживали в Гамбурге.
Дата | Событие |
---|---|
21 февраля 1961 г. | «Битлз» впервые выступили. Будучи джаз-клубом, он экспериментировал с разрешением рок-н-ролла только во время обеда. [ 48 ] |
21 марта 1961 г. | Второе появление Битлз. Вторник стал «Ночью гостей в синих джинсах». На вечере выступили Дейл Робертс и The Jay Walkers, The Remo Four и The Beatles. [ 48 ] |
14 июля 1961 г. | Сессия The Beatles "Welcome Home" (после их первой резиденции в Гамбурге), в которой также участвовали Джонни Сэндон , The Remo Four и джаз-бэнд The White Eagles. [ 48 ] |
25 июля 1961 г. | Еще один «Гостевой вечер в синих джинсах», когда «Битлз» выступили с Gerry & The Pacemakers и Remo Four. [ 48 ] |
2 августа 1961 г. | Первый из длинной серии выступлений Битлз. [ 48 ] |
1 сентября 1961 г. | Во время традиционного джазового вечера «Битлз» выступали в антракте как единственная рок-группа. [ 48 ] |
23 декабря 1961 г. | Во время ночной сессии, включавшей джаз, «Битлз» выступали вместе с Gerry & the Pacemakers и Johnny Sandon and the Searchers . [ 48 ] |
28 февраля 1962 г. | The Beatles появились вместе с Gerry & the Pacemakers и Johnny Sandon and the Searchers. [ 49 ] |
5 апреля 1962 г. | Вечер фан-клуба The Beatles, на котором также выступила группа Four Jays. [ 49 ] |
7 апреля 1962 г. | Между двумя выступлениями Saints Jazz Band Битлз дали двухчасовое выступление. [ 49 ] |
9 июня 1962 г. | Сессия The Beatles "Welcome Home" после их второй резиденции в Гамбурге. [ 49 ] |
1 июля 1962 г. | Первый вечер в Пещере без джаза. Выступают The Beatles, Swinging Blue Jeans , Джин Винсент и Sounds Incorporated . [ 50 ] |
1 августа 1962 г. | The Beatles, с Gerry & the Pacemakers и Merseybeats . [ 49 ] |
28 августа 1962 г. | Очередной «Гостевой вечер в синих джинсах». «Битлз» выступили вместе с первой группой из Бирмингема, Джерри Левеном и Мстителями. [ 49 ] |
9 сентября 1962 г. | The Beatles с Билли Дж. Крамером и группой Coasters, а также новым певцом Клинтоном Фордом . [ 49 ] |
12 сентября 1962 г. | Лондонская певица Симона Джексон выступала с группой «Битлз» в качестве аккомпанирующей группы. [ 51 ] |
12 октября 1962 г. | The Beatles выступают вместе с Литтл Ричардом . [ 49 ] |
5 декабря 1962 г. | «Битлз» и «Джерри и кардиостимуляторы». [ 49 ] |
20 января 1963 г. | The Beatles, Dennisons, Swinging Blue Jeans и Merseybeats. [ 49 ] |
3 февраля 1963 г. | «Марафон ритм-н-блюза» в Cavern: The Beatles, The Hollies , Merseybeats, The Fourmost , Swinging Blue Jeans и Kingsize Taylor and the Dominoes . [ 49 ] |
12 апреля 1963 г. | в Cavern Сессия Страстной пятницы , которую возглавляют The Beatles и в которой участвуют еще семь местных групп, в том числе Road Runners, Faron's Flamingos и Dennisons. [ 49 ] |
3 августа 1963 г. | Битлз делают свое последнее и 292-е выступление в клубе. они получили гонорар в размере 300 фунтов стерлингов. За выступление [ 49 ] |
Нью-Пещера Клуб
[ редактировать ]
3 августа 1963 года, через месяц после записи «She Loves You», «Битлз» выступили в клубе в последний раз. [ 47 ] Макфолл руководил клубом до 1965 года, прежде чем закрыть его из-за банкротства. [ 6 ] Фанаты клуба были возмущены закрытием и забаррикадировались внутри. [ 52 ] Клуб переходил из рук в руки еще несколько раз, прежде чем в конечном итоге был снесен в 1973 году, чтобы построить подземный железнодорожный вентиляционный канал, а затем использовать его в качестве автостоянки. [ 6 ] Копия клуба была построена на «75 процентах первоначального участка» в 1984 году. [ 6 ] и предположительно построен из 15 000 кирпичей, найденных на месте первоначального клуба. [ 8 ] [ 53 ]
16 января 1997 года возле клуба New Cavern была открыта скульптура Леннона. 14 декабря 1999 года Маккартни выступил в клубе, дав свой последний концерт 20-го века и опубликовав свой альбом Run Devil Run . [ 6 ] с аккомпанирующими музыкантами Дэвидом Гилмором , Миком Грином , Яном Пейсом и Питом Вингфилдом . [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Льюисон 2005 , стр. 14–15.
- ^ Beatlesbible.com. (получено 12 октября 2011 г.)
- ^ Заметка о первом появлении Битлз в The Cavern Club
- ^ Jump up to: а б Девитт 1985 , с. 74.
- ^ Льюисон 2005 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ингхэм 2003 , с. 314.
- ^ Брокен 2010 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Кослетт, Пол (18 января 2007 г.). «Пещере исполняется 50 лет» . Би-би-си . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Хантер (13 сентября 1968 г.). "Битлз". Жизнь . п. 103.
- ^ Винер 1994 , с. 10.
- ^ Хилл 2009 , с. 10.
- ^ Шпиц 2005 , с. 59.
- ^ Тиссен, Брюс Л. «Прежде, чем они стали Битлз» . Призрачная платная будка . Проверено 29 июня 2008 г.
- ^ Шпиц 2005 , с. 60.
- ^ Шпиц 2005 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Майлз 2002 .
- ^ Шпиц 2005 , с. 65.
- ^ Брокен 2010 , с. 77.
- ^ Хилл 2009 , с. 13.
- ^ «Я был там: Когда Битлз играли в пещере (2011)» . IMDB . Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Шпитц 2005 , стр. 264–265.
- ^ Майлз 1997 , стр. 84–88.
- ^ Франкель, Гленн (26 августа 2007 г.). «Человек из ниоткуда (с. 1)» . Вашингтон Пост . Проверено 19 апреля 2008 г.
- ^ Коулман 1984 .
- ^ Брокен 2010 , с. 73.
- ^ Шпитц 2005 , стр. 266–268.
- ^ «Мистер Брайан Эпштейн» . Весна! . Проверено 16 мая 2011 г.
- ↑ DVD «Антология Битлз» (2003) (Эпизод 1 — 0:57:59). Эпштейн о своей первой встрече с «Битлз».
- ^ Шпиц 2005 , с. 268.
- ^ Шпитц 2005 , стр. 268–269.
- ^ Шпиц 2005 , с. 269.
- ^ Майлз 1997 , с. 75.
- ^ Франкель, Гленн (26 августа 2007 г.). «Человек из ниоткуда (с. 3)» . Вашингтон Пост . Проверено 19 апреля 2008 г.
- ^ Ингхэм 2003 , с. 382.
- ^ Кросс 2004 , с. 78.
- ^ Кросс 2004 , с. 491.
- ^ Ицкофф, Дэйв (1 сентября 2013 г.). «По длинной и извилистой дороге» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Мякеля 2004 , стр. 65.
- ^ Шпитц 2005 , стр. 279–280.
- ^ Jump up to: а б Ройланс и др. 2000 , с. 66.
- ^ «Честно говоря: Брайан Эпстайн (время: 04.58)» . Би-би-си . 23 марта 1964 года . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Майлз 1997 , с. 96.
- ^ Франкель, Гленн (26 августа 2007 г.). «Человек из ниоткуда (с. 4)» . Вашингтон Пост . Проверено 19 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Ройланс и др. 2000 , с. 67.
- ^ Кросс 2004 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гарри 2000a , стр. 242–244.
- ^ Jump up to: а б Коулман 1989 , с. 720.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гарри 2000а , с. 241.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гарри 2000а , с. 242.
- ^ Винер 1994 , с. 16.
- ^ «Браузер Beatles, часть 2 (стр. 1)» . Билл Гарри/Mersey Beat Ltd. Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ Кросс 2004 , с. 163.
- ^ Гарри 2002 , с. 95.
- ^ «Пол Маккартни – Концерт в The Cavern Club» . Амазонка. 19 июня 2001 года . Проверено 18 июля 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- С уважением, Пит; Донкастер, Патрик (1989). БИТЛ! Лучшая история Пита . Издательство Плексус . ISBN 978-0-85965-077-9 .
- Брокен, Майкл (2010). Другие голоса: скрытые истории популярных музыкальных сцен Ливерпуля 1930-1970-х годов . Издательство Эшгейт . ISBN 978-0-7546-6793-3 .
- Коулман, Рэй (1984). Джон Уинстон Леннон: 1940-66 . Сиджвик и Джексон . ISBN 978-0-283-98942-1 .
- Коулман, Рэй (1989). Брайан Эпштейн: человек, создавший The Beatles . Книги викингов . ISBN 978-0-670-81474-9 .
- Коулман, Рэй (1995). Леннон: Полная биография . Панские книги . ISBN 978-0-330-34568-2 .
- Кросс, Крейг (2004). День за днём, песня за песней, запись за записью . iUniverse . ISBN 978-0-595-31487-4 .
- Девитт, Ховард А. (1985). Битлз: Нерассказанные истории . Книги Горизонта. ISBN 978-0-938840-03-9 .
- Хилл, Тим (2009). Битлз: Тогда была музыка . Трансатлантическая пресса. ISBN 978-0-9545267-7-1 .
- Гарри, Билл (2000a). Энциклопедия Битлз: переработанная и обновленная . Издательство Девы. ISBN 978-0-7535-0481-9 .
- Гарри, Билл (2000b). Полная энциклопедия Битлз . Книги МДФ. ISBN 978-1-56731-403-8 .
- Гарри, Билл (2002). Энциклопедия Пола Маккартни . Девственные книги . ISBN 978-0-7535-0716-2 .
- Ингхэм, Крис (2003). Грубый путеводитель по «Битлз» . Грубые гиды . ISBN 978-1-84353-140-1 .
- Леннон, Синтия (2006). Джон . Ходдер и Стоутон . ISBN 978-0-340-89512-2 .
- Льюисон, Марк (1990). Полное собрание записей Beatles: официальная история лет Abbey Road . Хэмлин . ISBN 978-0-600-55784-5 .
- Льюисон, Марк (2005). Полная хроника Битлз . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN 978-1-851-52975-9 .
- Мякеля, Янне (2004). Джон Леннон представлял: культурная история рок-звезды . Издательство Питера Лэнга . ISBN 978-0-8204-6788-7 .
- Майлз, Барри (1997). Через много лет . Случайный дом . ISBN 978-0-7493-8658-0 .
- Майлз, Барри (2002). Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз (электронная книга) . Музыкальные продажи ООО ISBN 978-0-85712-000-7 .
- Майлз, Барри ; Чарльзуорт, Крис (2002). Дневник «Битлз» . Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-9196-5 .
- Ройланс, Брайан; Куэнс, Джулиан; Краск, Оливер; Милишич, Роман, ред. (2000). Антология Битлз . Книги летописи . ISBN 978-0-8118-2684-6 .
- Шпиц, Боб (2005). Битлз: Биография . Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания . ISBN 978-0-316-80352-6 .
- Винер, Аллен Дж. (1994). «Битлз»: Полное руководство по записи . Адамс Медиа Корпорация. ISBN 978-1-55850-414-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- DVD с антологией Битлз (DVD). Джефф Вонфор. Все регионы: Apple Corps . B00006GEMA.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка )