Танпура
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|




Танпура санскрит ( Индийского : तंबूरा , латинизированный : Taṃbūrā ; также называемый тамбура , танпури , тамбура или танпура с длинной шеей ) — щипковый четырехструнный инструмент , родом из субконтинента , встречающийся в различных формах в индийской музыке . [ 1 ] Визуально танпура напоминает упрощенный ситар или аналогичный инструмент, похожий на лютню , и также изготавливается из тыквы или тыквы .
Танпура не воспроизводит мелодию , а скорее создает медитативную атмосферу, поддерживая и поддерживая выступление другого музыканта или вокалиста, а также музыкантов, сопровождающих танцевальное представление. Четыре струны инструмента настроены на определенные ноты заданной гаммы или музыкальной тональности , обычно это пятая ( Па ; Сольфеж , «Со») и основная тоника ( Са ; «До»). Струны обычно настроены по схеме 5-8-8-1. Таким образом, одна из трех струн, настроенных на тонику, находится на октаву ниже остальных, что добавляет больше резонанса и глубины окружающему гулу.
Благодаря непрерывному ритмическому перебору струн танпура создает постоянный гармонический бурдона или дрона эффект . Уникально то, что танпура не играется в определенном ритме с солистом, перкуссионистом или каким-либо другим известным музыкантом; Точное время перебора четырех струн в непрерывном цикле является определяющим фактором результирующего звука, и он воспроизводится неизменно на протяжении всего выступления. Танпурист должен сохранять верность своему ритму на протяжении всего произведения, которое в некоторых случаях может длиться более часа, поскольку его гул имеет решающее значение для всей музыкальной основы выступления. мелодия раги ( Повторяющийся цикл последовательного перебора струн создает звуковое полотно, на котором рисуется или другого произведения). Последовательность перещипывания струн обычно (в зависимости от высоты тона) 5-8-8-1, при этом четвертой и последней защипанной струне дается небольшой «отдых», обычно две-три секунды, перед повторением цикла. Комбинированный звук всех струн – каждая струна представляет собой основной тон со своим собственным спектром. обертоны – поддерживают и смешиваются с внешними тонами, исполняемыми или играемыми солистом.
Северной и Центральной Индии Музыканты хиндустани предпочитают термин танпура (часто используемый в контексте таких языков, как бенгали , гуджарати , хинди , синдхи , пенджаби и т. д.), тогда как музыканты юга и карнатика обычно предпочитают тамбуру (например, в каннаде , малаялам , тамильский или телугу ); Танпури — уменьшенный вариант инструмента, иногда используемый для сопровождения солистов-инструменталистов.
История
[ редактировать ]Танпуры составляют основу ансамбля и, по сути, самой музыки, поскольку танпура создает акустический динамический эталонный аккорд, из которого раги (мелодические лады) черпают свой отличительный характер, цвет и аромат. Стивен Славек отмечает, что к концу 16 века танпура «полностью развилась в своей современной форме» и ее можно было увидеть на миниатюрных картинах Великих Моголов. Славек далее предполагает, что из-за структурного сходства ситар и танпура имеют общую историю. [ 2 ]
Электронная танпура , небольшая коробочка, имитирующая звук танпуры, иногда используется в исполнениях современной индийской классической музыки вместо танпуры, хотя эта практика вызывает споры.
Создатели Танпуры
[ редактировать ]Семья производителей ситара из Мираджа [ 3 ] считается лучшим производителем танпур в мире. [ 4 ] Семья готовит танпуры на протяжении более семи поколений, начиная с 1850 года. [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]Форма корпуса танпуры чем-то напоминает ситар, но у нее нет ладов – струны всегда натянуты на полную длину. Одна или несколько танпур могут использоваться для сопровождения вокалистов или инструменталистов. Он имеет четыре или пять (реже шесть) металлических струн, которые перебираются одна за другой по регулярному рисунку для создания гармонического резонанса на основных нотах тональности .
Бридж и струны
[ редактировать ]звук Богатый обертонами и слышимое движение во внутренних резонансах тона достигаются за счет применения принципа Дживари , который создает продолжительный «жужжащий» звук, в котором определенные гармоники будут резонировать с сфокусированной ясностью. Чтобы добиться этого эффекта, струны проходят через подставку в форме стола с изогнутой вершиной , передняя часть которой плавно отклоняется от поверхности струн. Когда струна передергивается, она периодически соприкасается с подставкой. Когда струна движется вверх и вниз, нисходящая волна коснется дальней точки изгиба моста, и по мере того, как энергия движения струны постепенно уменьшается, эти точки контакта струны с мостом также постепенно смещаются. , являющаяся сложной функцией амплитуды, кривизны подставки, высоты тона, натяжения струны и времени. Когда струна перещипана, она имеет большую амплитуду. По мере того как энергия движения струны постепенно уменьшается, точка контакта струны с мостом медленно ползет вверх по склону моста. В зависимости от масштаба, напряжения и высоты тона это может занять от трех до десяти секунд.
Этот динамический процесс можно точно настроить, используя хлопчатобумажную нить между струной и подставкой: смещая нить, последовательность скользящего контакта смещается в другое положение на подставке, изменяя гармонический состав. Каждая струна производит свой собственный каскадный диапазон гармоник и в то же время создает определенный резонанс. Согласно этому принципу, танпуры тщательно настраиваются для достижения определенного тонального оттенка относительно тональных характеристик раги. Эти более тонкие аспекты настройки напрямую связаны с тем, что индийские музыканты называют рагой Сваруп , и речь идет о том, насколько характерные интонации являются важными, определяющими аспекты конкретной раги. [ 6 ] Особая конструкция танпуры, в которой хлопчатобумажная нить выступала в качестве переменной фокусной точки, позволила исследовать множество гармонических отношений, возникающих в результате тонкого гармонического взаимодействия во времени четырех струн. [ нужна ссылка ]
Размеры и настройки
[ редактировать ]Танпуры бывают разных размеров и высоты тона: более крупные «самцы», меньшие «женщины» для вокалистов, а еще меньшая версия используется для сопровождения ситара или сарода , называемая танпури . Они играют на октаве, чтобы не заглушить нижние регистры солиста.
Вокалисты-мужчины используют самые большие инструменты и выставляют тоническую ноту ( Sa ), часто на уровне D, C ♯ или ниже, некоторые опускаются до си-бемоль; певицы обычно на квинту выше, хотя эти тонизирующие ноты могут варьироваться в зависимости от предпочтений певца, поскольку в индийских классических музыкальных системах не существует абсолютного и фиксированного эталона высоты тона. Одна певица может брать «са» на F, другая на A, Ситары настраиваются в основном на C ♯ , сародии на C, сарангии больше варьируются между D и F ♯ , а бансурии в основном играют на E.
У самца танпуры длина открытой струны составляет около одного метра; самка составляет три четверти самца. Стандартный строй — 5-8-8-1 (со до'до'до) или, в индийском саргаме , Па-са-са-Са. В рагах, в которых отсутствует пятый тон па, первая струна настраивается до натуральной четвертой: 4-8-8-1 или Ма-са-са-Са. Некоторые раги, в которых отсутствуют Па и шуддха Ма, такие как Марва или Хиндол , требуют менее распространенной настройки с шуддха Дха (старший 6-й), ДГК-са-са-СА или 6-8-8-1 или с 7-м, NI. -ссС. [ 7 ] К пятиструнному инструменту можно добавить седьмую ступень или НИ (мажорную или минорную седьмую): ПА-НИ-са-са-СА (5-7-8-8-1) или МА-НИ-са-са- СА (4-7-8-8-1). В гармонической фактуре общего звука четко различимы как минорная, так и мажорная 7-я гармоника, поэтому при настройке Ni - струн на эти гармоники результирующий звук будет совершенно гармоничен.
Обычно октавные струны изготавливаются из стальной проволоки, а тоники, 4-й или 5-й струны, из латунной или бронзовой проволоки. Если струна будет настроена на шестую или седьмую ступень, вместо нее рекомендуется использовать стальную струну.
Варианты
[ редактировать ]Танпуры выполнены в двух разных стилях:
- Стиль Мирадж : любимая форма танпуры исполнителей хиндустани. Обычно он имеет длину от трех до пяти футов, с резной округлой резонирующей пластиной ( табли ) и длинной полой прямой шейкой, в сечении напоминающей закругленную заглавную букву D. Круглая нижняя камера, с которой соединяются табли, пятка, кусок и шейка ( дандх ) вырезаются из выбранной и сушеной тыквы ( тумба ). Используемая древесина — тун или тик ; мосты обычно вырезаются из одного куска кости.
- Стиль Танджор : это южноиндийский стиль тамбуры, широко используемый исполнителями Карнатика. Он имеет несколько иную форму и стиль оформления, чем Мирадж, но в остальном почти такого же размера. Обычно тыква не используется, а сферическая часть выдолблена из цельного куска дерева. Шея несколько меньшего диаметра. джек-дерево Повсюду используется ; Мосты обычно вырезаются из цельного куска палисандра . Часто высверливают две розетки и украшают их инкрустацией.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (12 марта 2017 г.). «Тамбура: 5 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Стивен Славек (1987). Техника Ситара в формах Нибадхи . Мотилал Банарсидасс. стр. 8–. ISBN 978-81-208-0200-1 .
- ^ Мудгал, Шубха (4 октября 2014 г.). «Музыкальный дом Мираджкара» . Livemint.com . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Какодкар, Приянка (15 июля 2018 г.). «Наследие производителей ситар Мираджа выходит в Интернет, чтобы выжить» . Таймс оф Индия . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Некоторые даже изготавливают древние инструменты, такие как Таус – Фотогалерея» . Фотогалерея.indiatimes.com . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «ОСНОВЫ ТРЯПКИ» . чандраканта . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ «Рага Марва» . ККСонги . Проверено 14 января 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Ашок Дамодар Ранаде (1 января 1990 г.). Ключевые слова и понятия: классическая музыка хиндустани . Промилла. ISBN 978-81-85002-12-5 . Источником Сангита Париджата является Ахобал Пандит, перевод Калинд-Хатваса, Сангит Карьялая, 1971 г.
- Вим ван дер Меер - Джоп Бор: Зов Кокилы, исторические и современные аспекты индийской музыки; Мартинус Нийхофф / Гаага, 1982 г., ISBN 90 247 9079 4
- Музыка хиндустани, 13-20 вв., редакторы: Джоп Бор, Франсуаза Дельвуа, Джейн Харви и Эмми те Ниженхейс; Кодартс, Манохар, 2010 г.
- Назир Али Джайразбхой (1995). Раги североиндийской музыки: их структура и эволюция . Популярный Пракашан. ISBN 978-81-7154-395-3 .
- О некоторых индийских струнных инструментах (1921 г.) сэр К.В. Раман, FRS, MA, D.Sc. (Достопочтенный), профессор физики Палита в Калькуттском университете, лауреат Нобелевской премии, 1930 г.
- За пределами Сваямбху Гандхара: анализ воспринимаемых нот танпуры . Паритош К. Пандья. Институт фундаментальных исследований Тата , Мумбаи [ дата отсутствует ]
- Аудио-сэмплы танпуры разной высоты тона , Glorian.bandcamp.com
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Некоторые размышления об использовании Электронной Танпуры и тонкостях настройки Танпуры . Medieval.org, Мартин Спэнек, 2003.