Шамбху Дас
Шамбху Дас | |
---|---|
Рожденный | 1934 Бенарес , Индия |
Жанры | Классика хиндустани , индийский джаз |
Род занятий | Музыкант, педагог |
Инструмент | Ситар |
Веб-сайт | шамбхуды |
Шамбху Дас (род. 1934) — индийский классический музыкант и педагог. Он наиболее известен своим давним сотрудничеством с Рави Шанкаром , от имени которого Дас выступал в качестве посла индийской музыки в Канаде с начала 1970-х годов, а также дружбой с Джорджем Харрисоном из группы «Битлз» , которому Дас помогал преподавать игру на ситаре в 1966 году. помощь в погружении Харрисона в индийскую культуру помогла вдохновить направление карьеры Битлз и, благодаря популярности и влиянию группы, направление контркультуры 1960-х годов. . В 1970 году Дас основал факультет индийской музыки в Йоркском университете Торонто , где преподавал четыре года.
Дас нанял индийских музыкантов и сыграл на ситаре на сольном альбоме Харрисона Wonderwall Music 1968 года , который частично был записан в Бомбее. Время от времени он сопровождал Шанкара на его концертах и выступал по всей Северной Америке, Европе и Индии. С 1990-х годов работа Даса все больше опиралась на связь между музыкой и медитацией как средством физического и духовного исцеления. В начале 2000-х он сформировал индийский джазовый ансамбль «Шанти». 24-часовой концерт на ситаре, который он дал в Торонто в октябре 2004 года в помощь пострадавшим от наводнений в Индии и Бангладеш, занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое продолжительное выступление на ситаре без перерыва.
Ранние годы и музыкальное обучение
[ редактировать ]Дас родился в священном для индуистов городе Бенаресе , в северном индийском штате Уттар-Прадеш . [ 1 ] Он был воспитан в бенгальских индуистских традициях. Его отец был ресторатором, который поставлял еду союзным войскам во время Второй мировой войны . Дас говорит, что его первым воспоминанием о том, как он услышал индийскую классическую рагу, было выступление шенаиста возле храма. [ 2 ]
Впервые Дас научился игре на ситаре у репетитора по музыке, который посетил его дом. Затем он поступил в Теософский колледж, где его обучение продолжилось под руководством братьев Дагар . [ 2 ] Он также изучал таблу и вокальную технику. [ 3 ] Во время концерта, проходившего в колледже, Дас встретил Рави Шанкара , которого Дас попросил принять его в качестве ученика игры на игре на игре на игре на игре на игре на инструменте. [ 2 ] Он учился в Индуистском университете Бенареса , получив степень магистра музыки в 1959 году. [ 4 ] В том же году Дас присоединился к Шанкару в Бомбее. [ 5 ] где он стал частью семьи Шанкара, иногда сопровождал своего гуру на концертах, а также служил его личным помощником. [ 2 ] Он изучал ситар под руководством Шанкара в строгой традиции гуру-шишья. [ 6 ] в котором Шанкар тренировался под руководством Аллауддина Хана . [ 7 ]
Музыкальная школа Киннара
[ редактировать ]К началу 1960-х годов Дас был одним из самых продвинутых учеников или протеже Шанкара, наряду с Шамимом Ахмедом Ханом , Картиком Кумаром и Амиё Дас Гуптой. [ 8 ] Он был среди музыкантов, выбранных для преподавания инструментальных классов, когда Шанкар основал свою музыкальную школу Киннара в Бомбее. [ 9 ] открывшийся в июле 1962 года. [ 10 ] В школе проводились сольные концерты и постановки оркестровых произведений Шанкара, таких как « Нава Раса Ранга» в 1964 году, в исполнении учителей и учеников. [ 11 ]
В сентябре 1966 года Дас помогал обучать игре на ситаре Джорджу Харрисону из группы «Битлз» . [ 12 ] После того, как фанаты и пресса узнали о присутствии Харрисона в Бомбее, что вызвало сцены битломании возле его отеля, [ 3 ] Дас сопровождал Шанкара и Харрисона на озеро Дал в Кашмире. [ 13 ] где продолжилось обучение Харрисона. [ 14 ] Он и Дас подружились, поскольку большая часть музыкального образования Харрисона заключалась в изучении индийских гамм. [ 15 ] задача, которую Шанкар делегировал Дасу. [ 16 ] Во время визита Харрисона Дас сопровождал его в Бенарес и другие места, имеющие культурное значение. [ 17 ] [ 18 ] [ номер 1 ] Там Харрисон воочию увидел аспекты индуистской культуры и религиозности, которые повлияли на его работу с «Битлз», включая их альбом 1967 года «Sgt. Группа Pepper's Lonely Hearts Club Band и повлияла на направление контркультуры 1960-х годов на Западе. [ 15 ] [ 20 ] [ 21 ]
Когда Шанкар переехал в Лос-Анджелес в 1967 году и открыл там филиал школы Киннара, [ 22 ] Дас взял на себя управление бомбейской школой. [ 23 ] В январе 1968 года он играл на ситаре на альбоме Харрисона Wonderwall Music , который был записан на студии HMV Studios в Бомбее. Дас нанял для сессий других местных музыкантов. [ 24 ] группы Beatles который также продюсировал би-сайд " The Inner Light " 1968 года. [ 25 ] Он появился в фильме Рага . [ 26 ] документальный фильм о Шанкаре, включающий сцены, снятые в 1967–68 годах в двух центрах Киннары. [ 27 ] [ 28 ] В интервью в 2005 году Дас рассказал The New Indian Express , что он вспоминает, как посетил Ченнаи (бывший Мадрас) в 1968 году, чтобы снимать там сцены для «Раги» . [ 29 ]
Джеффри Купчик написал в журнале Popular Music History , В 2013 году этномузыколог что вклад Даса в музыкальное и духовное развитие Харрисона, а также его значительное влияние на западную культуру, возможно, были упущены из виду, поскольку историки склонны сосредотачиваться только на устойчивой связи между Харрисоном и Шанкар. [ 30 ] Он описал дружбу Даса и Харрисона как «отношения, которые историкам популярной музыки еще предстоит полностью изучить». [ 31 ]
Торонто
[ редактировать ]В 1970 году Шанкар организовал переезд Даса в Канаду. [ 31 ] способствовать продвижению индийской классической музыки в Северной Америке посредством программы лекций, публичных выступлений и частных занятий. [ 3 ] С 1970 по 1974 год Дас преподавал в Йоркском университете в Торонто. [ 32 ] где он стал соучредителем Департамента индийской музыки. [ 3 ] [ номер 2 ] Затем он преподавал технику игры на ситаре и вокале в частной музыкальной школе «Сангит». [ 9 ]
Продолжая общение со своим гуру, Дас помог организовать концерты Шанкара в Канаде. [ 32 ] Он также выступал в качестве бизнес-менеджера Шанкара, договариваясь о гонорарах за частные концерты для таких знаменитостей, как Питер Селлерс . [ 34 ] В августе 1976 года Дас играл на тамбуре на сольном концерте Шанкара от заката до рассвета в соборе Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке, концерте, посвященном двадцатой годовщине его первого публичного выступления в США. [ 35 ] [ номер 3 ] Сам Дас давал концерты в Индии, Северной Америке и Европе, а также выступал на CBC . телевидении и радио [ 3 ]
В 1994 году Дас сделал две кассетные записи под названием «Дхьянам» и «Шанти Вани» музыкальных произведений , предназначенные для сопровождения практики йоги и медитации . Эти две коллекции были одобрены Шри Чинмоем из Центра медитации ООН в Нью-Йорке и стали популярными среди практикующих по всей Канаде и Соединенным Штатам. [ 3 ] В 1996 году Дас опубликовал книгу «Музыка и медитация» , написанную совместно с Сампрасадом Маджумдаром. Книга была направлена на дальнейшее понимание связи между индийской классической музыкой и медитацией с использованием ведических мантр . [ 3 ] Он представил музыкально-духовную концепцию под названием DH3M (метод глубокой музыкальной медитации под гипнозом), которую Дас пропагандировал как лекарство от психологической и физической боли. [ 37 ] В книге он описывает DH3M как «сочетание западной науки и восточной мудрости, древней философии и сотрудничества небесной музыки». [ 38 ]
В начале 2000-х Дас сформировал группу Shanti, индийский джазовый ансамбль. [ 2 ] Название было взято от санскритского слова «мир», поскольку музыка группы была призвана «вызвать чувство внутреннего божественного покоя». [ 39 ] В 2003 году ансамбль из десяти человек включал в себя три ситара, тамбуру, две таблы, электроклавиш, саксофон-сопрано , электрогитару, бас-гитару и вокал. [ 39 ] Дас выразил благодарность Харрисону и проекту Wonderwall Music , вдохновившим его на движение к индо-джазу. [ 2 ] [ номер 4 ]
В 2004 году Дас отреагировал на инициативу премьер-министра Онтарио Далтона МакГинти по оказанию гуманитарной помощи гражданам Индии, Бангладеш и Непала после того, как регион подвергся разрушительным наводнениям. [ 40 ] 8–9 октября Дас провел 24-часовой марафон на ситаре в Университета Торонто. аудитории Уильяма Ду [ 41 ] для повышения осведомленности и финансирования пострадавших в Индии и Бангладеш. [ 42 ] Дас преодолел плохое здоровье и завершил дневное выступление; как было оговорено заранее, [ 40 ] он покидал сцену только на перерывы в туалет, во время которых его место занимал один из его учеников. [ 41 ] Выступление было признано Книгой рекордов Гиннеса самым продолжительным концертом на ситаре. [ 41 ] В сентябре 2005 года Федерация бангладешских ассоциаций в Северной Америке (FOBANA) вручила ему награду за «выдающийся вклад в продвижение бенгальской культуры среди нового поколения». [ 9 ]
После дебюта работы в Чикаго в 2007 году Дас представил « поисках мира – музыка и медитация» сочетание выступления и лекции, в Ченнаи в феврале 2008 , . года В включены аспекты классической хиндустани, фьюжн и индо-джаза, сопровождаемые видеопроекцией сцен из Бенареса и Ганга . [ 43 ]
Газета Toronto Star назвала Даса «одним из самых выдающихся музыкантов Индии». [ 44 ] Когда в 2010 году в интервью канадской газете National Post его спросили , почему он никогда не пытался стать коммерческим артистом, Дас ответил: «Я люблю выступать, но я не уверен, что то, что я могу предложить, так же хорошо или лучше, чем мои гуру... Если работа моего гуру — это работа из золота, возможно, я смогу сравнить свой стиль с серебром, с несколькими проблесками золота, которые я получил от своего учителя». [ 2 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]С конца 1970-х годов Дас жил со своей семьей в Скарборо на востоке Торонто. [ 2 ] В 1992 году его единственный сын погиб в автокатастрофе. В результате этой потери Дас вернулся в Индию и жил там в монастырях, период размышлений и восстановления сил, который позже, в 1990-х годах, привел к его записям и книге, основанным на медитации. [ 3 ]
Через несколько лет после возвращения в Торонто Дас перенес серьезный сердечный приступ . Шанкар убедил его возобновить свою страсть к музыке. [ 3 ] чей сын Шубхо также умер в 1992 году и у которого в это время начались серьезные проблемы с сердцем. [ 45 ] [ 46 ]
По словам Купчика, который брал интервью у Даса в его доме в Торонто в 2003 году, Дас в то время собирался написать автобиографию. [ 47 ] Что касается заявленного желания Даса, чтобы он получил более широкое признание за его вклад в знакомство Харрисона с индийской культурой, Купчик сказал, что, а не оппортунизм со стороны Даса, такой отчет был бы скорее «способом подтверждения его собственной идентичности». [ 6 ] [ кол. 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно истории, прилагаемой к памятным вещам, связанным с Индией, выставленным на выставке For George 2009 в Ливерпуле , родном городе Харрисона в Великобритании, Харрисон был так благодарен Дасу, что подарил ему свой ситар. [ 19 ]
- ^ Йоркский университет принял полную программу обучения по «мировой музыке». Почетный профессор университета Р. Стерлинг Беквит, который инициировал программу с момента своего прибытия туда в 1969 году, вспоминал, как обсуждал с Шанкаром идею введения прикладных исследований индийской музыки: «Он был заинтригован и порекомендовал своего ученика по игре на ситаре Шамбху Даса, который, как выяснилось, , уже жил в Торонто». [ 33 ]
- ↑ Концерт вошел в концертный альбом под названием Nine Decades Vol. IV: Ночь у Иоанна Богослова , [ 36 ] Фонда Рави Шанкара музыкальным лейблом East Meets West в 2014 году. [ 35 ]
- ↑ По мнению Купчика, работа с Харрисоном над Wonderwall Music в 1968 году также вдохновила Даса на последующие набеги на «соединение духовно-музыкальных аспектов индийской и западной музыки в более явно эсхатологическом ключе». [ 38 ]
- ↑ Купчик добавил, что, если бы Дас искал большего признания в «историографии Битлз» в 2003 году, его авторитет с тех пор повысился благодаря подвигу в Книге рекордов Гиннеса 2004 года и его международному концертному графику. [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стив Тернер, Beatles '66: Год революции , Ecco (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2016; ISBN 978-0-06-247558-9 ), с. 326.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джеффри Кларфилд, «Достаточно хорош, чтобы учить Битлз, но не для записи» , National Post , 15 ноября 2010 г., стр. A12 (получено 3 февраля 2019 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сотрудники «Таймс оф Индия», «Шамбху Дас устанавливает мировой рекорд», «Таймс оф Индия» , 29 июля 2005 г.; доступно на сайте shambhudas.com .
- ^ Аджит Джайн, «Аудиенции Shambhu Das Regales в Монтеррее», India Abroad (издание Торонто), 2 ноября 2007 г., стр. 1; доступно на сайте shambhudas.com .
- ^ Тернер, с. 321.
- ^ Jump up to: а б Джеффри В. Купчик, «Многоголосность и забытые пословицы (и личности): Рави Шанкар, Джордж Харрисон и Шамбху Дас», Popular Music Journal , апрель 2013 г. (том 8, № 1), стр. 81; доступно на сайте academia.edu (получено 6 февраля 2019 г.).
- ^ Питер Лавеццоли, Рассвет индийской музыки на Западе , Continuum (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2006; ISBN 0-8264-2819-3 ), с. 51.
- ^ Рави Шанкар, Рага Мала: Автобиография Рави Шанкара , Добро пожаловать дождь (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1999; ISBN 1-56649-104-5 ), с. 170.
- ^ Jump up to: а б с «Биография Шамбху Даса» , shambhudas.com (получено 5 февраля 2019 г.).
- ^ Шанкар, с. 168, 70.
- ^ Шанкар, с. 171–72.
- ^ Шанкар, с. 192–93.
- ^ Тернер, стр. 325–26.
- ^ Лавеццоли, с. 177.
- ^ Jump up to: а б Нил Спенсер, «Восточное восстание», специальное ограниченное издание Mojo : 1000 дней, которые потрясли мир (Психоделические Битлз - с 1 апреля 1965 г. по 26 декабря 1967 г.) , Emap (Лондон, 2002 г.), стр. 78.
- ^ Алан Клейсон, Джордж Харрисон , Святилище (Лондон, 2003; ISBN 1-86074-489-3 ), с. 206.
- ^ Клейсон, стр. 206–07.
- ^ Купчик, стр. 76, 79.
- ↑ Кэти Хикокс, «Ливерпульская выставка Джорджа Харрисона удивляет фанатов» , Beatle News , 22 августа 2009 г. (получено 5 февраля 2019 г.).
- ^ Пол Оливер, Индуизм и 1960-е: рост контркультуры , Bloomsbury Academic (Лондон, 2014; ISBN 978-1-47253-155-1 ), стр. 65–66.
- ^ Купчик, стр. 87–88.
- ^ Шанкар, с. 162, 196.
- ^ Билл Гарри, Энциклопедия Джорджа Харрисона , Virgin Books (Лондон, 2003; ISBN 978-0-7535-0822-0 ), с. 61.
- ^ Клейсон, с. 235.
- ^ Лавеццоли, стр. 182–84.
- ^ Кредиты, DVD «Рага: кинопутешествие в душу Индии» , «Восток встречает Запад» / Apple Films , 2010 (продюсер и режиссер Ховард Уорт; переиздание, продюсеры Шьяма Прия и Кэт Селебреззе).
- ^ Лавеццоли, стр. 184.
- ^ Говард Томпсон, «Экран: Рави Шанкар; документальный фильм «Рага» в кинотеатре Карнеги» , The New York Times , 24 ноября 1971 г., стр. 23 (получено 26 августа 2015 г.).
- ^ К. Правин Кумар, «Шамбу Дас: «Жители Запада наслаждаются музыкой Карнатика»», The New Indian Express , 21 января 2005 г.; доступно на сайте shambhudas.com .
- ^ Cupchick, стр. 68–70.
- ^ Jump up to: а б Купчик, с. 83.
- ^ Jump up to: а б Купчик, с. 70.
- ↑ Эндрю Тимар, «Роль мирового класса York Music» , The Whole Note , 24 февраля 2016 г. (получено 4 февраля 2019 г.).
- ^ Клейсон, с. 340.
- ^ Jump up to: а б «Ночной концерт Рави Шанкара 1976 года на тему East Meets West Music» , Незаконченная сторона, 16 июля 2014 г. (получено 4 февраля 2019 г.).
- ^ «Девять десятилетий, том 4: Ночь в Св. Иоанне Богослове» , Eastmeetswestmusic.com (получено 4 февраля 2019 г.).
- ^ Купчик, стр. 69, 86.
- ^ Jump up to: а б Купчик, с. 86.
- ^ Jump up to: а б Барри Профет, «Восток встречается с Западом в Харборфронт», М(а)гизоне , осень 2003 г.; доступно на shambhudas.com (получено 5 февраля 2019 г.).
- ^ Jump up to: а б Аджит Джайн, «Наводнения в Индии сместили МакГинти», India Abroad , 27 августа 2004 г., стр. 6; доступно на сайте shambhudas.com .
- ^ Jump up to: а б с Аджит Джайн, «Шамбху Дас попал в Книгу рекордов Гиннеса», India Abroad (издание в Торонто), 5 августа 2005 г., стр. 1; доступно на сайте shambhudas.com .
- ^ Купчик, с. 82сн.
- ↑ Лалитаа Кришнан, « Подавленный, эмоциональный », The Hindu , 7 марта 2008 г. (получено 16 февраля 2019 г.).
- ^ Концертная программа Дакшины на 28 февраля 2008 г., Malayalee Club, Ченнаи; доступно на shambhudas.com (получено 5 февраля 2019 г.).
- ^ Шанкар, с. 257, 263, 324.
- ^ Лавеццоли, с. 197.
- ^ Купчик, стр. 71, 76.
- ^ Купчик, с. 82.
- Индийские классические музыканты-мужчины
- Ситаристы
- Музыканты из Варанаси
- Ученики Рави Шанкара
- Хиндустанские инструменталисты
- Бенгальские индуисты
- Индийские эмигранты в Канаде
- Битлз и Индия
- Индийские музыканты 20-го века
- Индийские музыканты XXI века
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины 21 века