Планета Волны
Планета Волны | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 17 января 1974 г. | |||
Записано | 2, 5, 6, 8, 9 и 14 ноября 1973 г. | |||
Студия | Village Recorder , Западный Лос-Анджелес, Калифорния | |||
Жанр | Корни рок | |||
Длина | 42 : 12 | |||
Этикетка | убежище | |||
Продюсер | Роб Фрабони | |||
Боба Дилана Хронология | ||||
| ||||
группы Хронология | ||||
|
Planet Waves — четырнадцатый студийный альбом американского певца и автора песен Боба Дилана , выпущенный 17 января 1974 года на лейблах Asylum Records в США и Island Records в Великобритании.
В работе над альбомом Дилана поддерживают давние соавторы The Band , с которыми он отправился в большой реюнион-тур (задокументированный на концертном альбоме Before the Flood ) после его выпуска. Благодаря успешному туру и широкой огласке, Planet Waves стал хитом, на короткое время заняв первое место США Billboard в чартах (впервые для артиста) и седьмое место в Великобритании. Отзывы в целом были положительными; Критики не были так негативно настроены, как к некоторым недавним на тот момент альбомам Боба Дилана (а именно, «Self Portrait» и «Dylan» альбома ), но все еще не были в восторге от непринужденного рока , но, тем не менее, он был сочтен улучшением по сравнению с этими альбомами.
Первоначально альбом должен был называться Ceremonies of the Horsemen , что является отсылкой к песне « Love Minus Zero/No Limit » из альбома 1965 года Bringing It All Back Home ; релиз был отложен на две недели, когда Дилан в последнюю минуту решил изменить название. Другое, более раннее, рабочее название — « Свадебная песня» .
произведение искусства
[ редактировать ]Обложку нарисовал сам Дилан. С правой стороны обложки написана фраза «Чугунные песни и факельные баллады», очевидно, сигнализирующая о собственной концепции Дилана об альбоме. Слева написано «Moonglow», что иногда интерпретируется как подзаголовок. [ 1 ] Оригинальная обложка альбома написана от руки, с левой стороны имеется длинное бессвязное эссе. В центре указаны имена исполнителей, хотя фамилия Ричарда Мануэля написана с ошибкой «Руководство». Первоначальный выпуск также включал вкладыш, в котором, как сообщается, были приведены выдержки из личных дневников Дилана.
Запись
[ редактировать ]Летом 1973 года Робби Робертсон , ведущий гитарист группы, переехал в Малибу , штат Калифорния, недалеко от резиденции Дилана. [ 2 ] По словам Робертсона, идея сотрудничества с Диланом возникла из разговора, который состоялся где-то после 28 июля, когда группа выступала перед сотнями тысяч людей в Summer Jam в Уоткинс-Глене в северной части штата Нью-Йорк. По словам Робертсона, после долгих обсуждений этого опыта идея снова отправиться в турне "показала, что действительно имеет смысл". «Это была хорошая идея, своего рода шаг в прошлое... Остальные ребята из группы приехали [в Малибу], и мы сразу приступили к работе».
Дилан не гастролировал с 1966 года, когда группа сопровождала его в составе The Hawks. Тем временем он несколько раз играл с группой, последний раз на новогоднем концерте 1971/1972 года, который был тепло принят публикой. Когда Дилан присоединился к группе для пробного выступления в доме Робертсона в сентябре 1973 года, он был удовлетворен результатами, достаточными для продолжения гастрольных планов.
"Мы сели и играли четыре часа и наиграли невероятное количество мелодий", - вспоминает Робертсон. «Боб просил нас сыграть определенные наши мелодии, а затем мы делали то же самое, а затем придумывали те, которые нам особенно хотелось бы исполнить».
Дилан уехал в Нью-Йорк В октябре , чтобы сочинить новый материал для сессий альбома, запланированных на ноябрь. У него уже было три песни («Forever Young», «Nobody 'Cept You» и «Never Say Goodbye»), которые он записал в июне, а когда он вернулся в Малибу после двадцати дней в Нью-Йорке, у него было еще шесть.
В пятницу, 2 ноября, Дилан и группа провели сессию в Village Recorder Studio A в Лос-Анджелесе , Калифорния. Инженер Роб Фрабони вспоминает, что это мероприятие было довольно непринужденным и неформальным, это была возможность «настроиться и почувствовать студию». Барабанщик Левон Хелм даже не присутствовал, так как он все еще был в пути, направляясь в Лос-Анджелес с восточного побережья. Тем не менее, сессия была посвящена всем трем песням, записанным в демо в июне, и Дилану и группе удалось записать полные дубли "Forever Young" и "Nobody 'Cept You", а также основной дубль "Never Say Goodbye".
Когда Дилан и группа вновь собрались в Village Recorder в следующий понедельник, 5 ноября, в присутствии Левона Хелма, они предприняли еще одну попытку спеть "Nobody 'Cept You". Робертсон отказался от педали вау-вау, использовавшейся во время сессии 2 ноября, и удовлетворительный дубль был завершен и отмечен для возможного включения. Также были завершены основные дубли для «You Angel You» и «Going, Going, Gone».
«Forever Young» заняла часть сессии в понедельник, но результаты не удовлетворили Дилана. Он вернулся к ней еще на три сессии, так как это оказалась самая сложная песня для записи.
На следующий день, 6 ноября, Дилан и группа записали мастер-версии еще трех песен: «Hazel», «Something There Is About You» и «Tough Mama».
Они снова собрались через два дня, 8 ноября, исполнив три дубля "Going, Going, Gone" перед записью "On A Night Like This". Попытки первого не заменили мастер-дубль с 5-го, но мастер-дубль второго был успешно записан. Затем сессия закончилась песней "Forever Young".
После нескольких фальстартов Дилан и группа исполнили то, что в конечном итоге стало одним из двух мастер-копий "Forever Young". Однако Дилан чуть не отказался от выступления, услышав пренебрежительную критику со стороны одного конкретного посетителя.
«Мы сделали только один [полный] дубль медленной версии «Forever Young», — вспоминает Фрабони. «Этот дубль был настолько захватывающим, настолько мощным, таким непосредственным, что я не мог с этим справиться. Когда все пришли, никто ничего не сказал. Я перемотал кассету и воспроизвел ее, и все прослушали ее от начала до конца, и затем, когда все закончилось, все просто вышли из комнаты. Никаких внешних обсуждений. Все просто ушли. Там сидел только [друг], и я был так ошеломлен, что сказал: «Пойдем прогуляемся». .' Мы пошли прогуляться, вернулись, и я сказал: «Давай послушаем это еще раз». Мы потратили на это минуту или две, я снова был настолько загипнотизирован этим, что даже не заметил, как Боб вошел в комнату... Итак, когда мы собирали мастер-ролик, я готовился поместить его ] на основном ролике. Я даже не спросил. И Боб сказал: «Что ты с этим делаешь?» И я вскочил и сказал: «Что ты имеешь в виду, говоря, что ты не собираешься это использовать?» Ты сумасшедший! Почему? Ну,... во время записи... [друг детства Дилана] Лу Кемп и эта девушка подошли к нему, и она сказала ему: «Да ладно, Боб, что, ты стал мягким в старости? ' На основании ее комментария он хотел оставить [эту версию] не для протокола». [ 3 ]
Фрабони защищал запись, и когда он отказался уступить, Дилан передумал и позволил ему включить ее в альбом. Фрабони также убедил Дилана сделать свои первые вокальные наложения для альбома. [ 4 ] (Хотя в группе было три постоянных вокалиста — Ричард Мануэль , Рик Данко и Хелм — ни один из них не поет на альбоме.)
9 ноября Дилан провел, по его замыслу, заключительную сессию альбома. С точки зрения Фрабони, у Дилана уже был идеальный вариант "Forever Young" предыдущего дня, но Дилан все же попробовал другую, акустическую аранжировку, которая в конечном итоге была отклонена. В тот день Дилан сказал Фрабони: «Я носил эту песню в голове пять лет, но так и не записал ее, и теперь, когда я прихожу ее записывать, я просто не могу решить, как это сделать». [ 3 ]
Последней песней, записанной 9-го числа, была новая композиция под названием «Wedding Song», которую Дилан закончил во время сессий. "Nobody 'Cept You" изначально планировался как заключительный номер альбома, но из-за отсутствия удовлетворительного исполнения он был опущен и заменен "Wedding Song" (запись "Nobody 'Cept You" от 2 ноября в конечном итоге была выпущена в 1991 году на лейбле "Nobody 'Cept You"). Серия The Bootleg, тома 1–3 (редкие и неизданные), 1961–1991 гг. ). Хотя материала было достаточно, чтобы заполнить альбом, Дилан решил провести еще одну сессию. 14-го числа группу снова вызвали для записи двух песен. Первой была еще одна аранжировка "Forever Young", на этот раз с Хельмом на мандолине и Данко на скрипке. Эта новая версия "Forever Young" станет вторым из двух мастер-версий песни, и оба они будут включены в альбом.
Второй песней, записанной 14-го числа, была «Dirge» (или «Dirge For Martha», как было отмечено на коробке с кассетой). «Боб вышел и играл на пианино, пока мы микшировали [альбом]. Внезапно он вошел и сказал: «Я бы хотел попробовать «Dirge» на пианино»... Мы поставили и он сказал Робби: «Может быть, ты мог бы сыграть на ней на гитаре». Они сделали это один раз: Боб играл на пианино и пел, а Робби играл на акустической гитаре. Второй раз был удачный вариант».
Песни
[ редактировать ]Критик Билл Вайман описал Planet Waves через Salon.com как «запасной, но искаженный сборник песен». В целом они посвящены домашним темам, а некоторые треки кажутся простыми песнями о любви, особенно вступительные песни «On A Night Like This» и «You Angel You» (которые Дилан в 1985 году назвал «фиктивными текстами»). Однако, как отмечает музыкальный критик Тим Райли , многие песни приобретают более мрачный подтекст, а тексты предполагают «смерть («Dirge»), самоубийство («Going, Going, Gone», песня, которая не обыгрывает идею ), и кирпичная стена, с которой сталкивается любовь, когда собственничество превращается в одержимость (преувеличенные противоречия «Свадебной песни»)». [ 5 ] В отличие от «устоявшихся проповедей» «Нэшвилл Скайлайн» и «Новое утро» , «Планетные волны» «наполнены более чем одним оттенком романтики: уловками, подозрительностью, ненавистью к себе («Паунья», «Крутая мама») и памятью («Паунья», «Крутая мама») «Something There Is About You») противостоит беззаботному празднованию («В такую ночь»)». [ 5 ]
Многие критики уделяли выступлениям на Planet Waves много внимания, возможно, больше, чем самим песням. Дилан и группа выступали неоднократно, особенно во время турне в 1966 году и во время сессий "Basement Tapes" 1967 года, но на момент Planet Waves очень выпуска немногие из этих выступлений были официально выпущены.
«Завершающая подача группы к «Going, Going, Gone» — это чудо точной ансамблевой игры», — пишет Райли. «Робертсон задыхается при входе в гитару, как будто на его шее внезапно затянулась петля, и создается ощущение, что эти парни могут следить за Диланом во сне». [ 5 ] Райли также пишет, что «'Tough Mama' - это трек, который демонстрирует лучшее исполнение на Planet Waves , и его стиль письма показывает, что Дилан все еще может бросить вызов самому себе». [ 5 ] Клинтон Хейлин также выделил выступления Дилана, отметив, что в "Tough Mama" был "один из его самых непристойных вокалов". [ 3 ]
Cash Box сказал о "Something About You", что в нем "сильный текст, прекрасная поддержка со стороны группы и обычное уникальное вокальное исполнение Боба". [ 6 ] Record World назвал это «несколько милым (для Дилана) наблюдением на такие разнообразные темы, как Дулут , Рут и правда». [ 7 ]
Вероятно, самая известная песня на Planet Waves , "Forever Young", изначально была написана для его детей, и демо-запись июня 1973 года (выпущенная на Biograph в 1985 году) ясно показывает это. По описанию Хейлина, эта песня представляет собой «попытку написать что-то гимнистое и проникновенное, что говорило бы об отце в нем». [ 3 ] Хотя на альбоме были выпущены две разные версии, большинство критиков и слушателей отдают предпочтение «красивому медленному вальсу выступления». [ 3 ] записан 8 ноября как основная запись. Это не вальс, это размер 4/4. Формально эта песня является пассакальей , как и «Something There Is About You».
« Dirge », «его самая извращенная песня после аварии», пишет Хейлин, «представляет собой совершенно удивительный катарсис со стороны Дилана. Поскольку рассказчик выражает скрытую ненависть к «потребности, которая была выражена» ее присутствием, он заключает в себе всю двойственность, которую этот популярный артист испытывал как по отношению к музе, так и к публике». [ 3 ] Критики также особо отметили игру Дилана на фортепиано, высоко оценив запись.
Завершающим номером Planet Waves является «Свадебная песня», и на протяжении многих лет ряд критиков называли ее автобиографической. «Все начинается с того, что рассказчик пытается убедить свою возлюбленную, что он любит ее «больше, чем саму жизнь», - пишет Хейлин. «Однако внимание начинает меняться, когда он сообщает ей: « Мы не можем восстановить то, что ушло во время наводнения. Пять месяцев спустя, в июне 1974 года, Дилан выпустит свой первый концертный альбом и назовет его « Before the Flood» , очевидно, имея в виду концертные репризы из его материала 60-х. К шестому куплету мы подошли к сути песни — голосу певца. заявление о том, что в его обязанности никогда не входило « переделывать мир в целом », и что он не намерен « выдвигать боевые обвинения », потому что он любит ее «больше всего этого». [ 3 ] Многие критики [ ВОЗ? ] отвергли подобные утверждения об автобиографическом содержании, что сделало "Свадебную песню" одним из наиболее обсуждаемых номеров. [ нечеткий ] на Планетных волнах .
Прием
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Путеводитель по рекордам Кристгау | А- [ 9 ] |
Энциклопедия популярной музыки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Развлечения Еженедельник | С+ [ 11 ] |
МузыкаHound Rock | 3.5/5 [ 12 ] |
Путеводитель по альбомам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Том Халл | B+ [ 14 ] |
Planet Waves стал первым «настоящим» альбомом Дилана за три с половиной года. После запланированного тура (его первого с 1966 года и при поддержке той же группы, которая поддерживала его в том легендарном туре), освещение в СМИ было огромным. Asylum Records планировали выпустить Planet Waves в тот же день, когда начался тур, но изменение названия альбома (с Ceremonies of the Horsemen ) и замена в последнюю минуту аннотаций (также написанных Диланом) отодвинули дату выпуска на две недели назад. .
Planet Waves будет поставлять золото, возглавив Billboard чарты альбомов на основе предварительных заказов, но к концу 1974 года было продано скромные 600 000 копий, а после того, как были сделаны первоначальные заказы, было продано только 100 000 экземпляров. Цифры оказались неожиданностью, учитывая огромный успех тура; По оценкам, примерно от десяти миллионов претендентов на билеты было отправлено чеков и денежных переводов на сумму 92 миллиона долларов.
Критика в целом была положительной, хотя и немного приглушенной. В конечном итоге консенсус оказался достаточно сильным, чтобы обеспечить Planet Waves 18-е место в The Village Voice в проведенном критиков Pazz & Jop 1974 году. опросе , Дилан советует нам взять эту смазку и заглушить ее", - написал критик Роберт Кристгау . «Конечно, он домашний, но его версия супружеской любви совсем не самодовольная, и это проявляется как в текстах, так и в звучании самой пластинки. Иногда блаженно, но иногда это звучит как музыка бродячей кошки — тощая, дерзкая и кричал вверх по лестнице».
Эллен Уиллис из The New Yorker написала: « Planet Waves не похож на все другие альбомы Дилана: он откровенно личный… Я думаю, что тема Planet Waves — это то, чем кажется — эстетическая и практическая дилемма Дилана и его огромный эмоциональный долг». Саре » . [ 15 ]
В туре были исполнены только «Tough Mama», «Something There is About You», «Forever Young» и «Wedding Song» (а также сольное акустическое исполнение отрывка «Nobody 'Cept You») и По ходу тура песни с альбома были удалены из сет-листа. К концу тура осталась только «Forever Young». Тем временем Дилан и группа профессионально записали многие выступления, планируя свой следующий релиз. Ни одна из песен Planet Waves не была включена в последующий концертный альбом ( Before the Flood ), и в последние годы исполнялись только «Forever Young», «Hazel» и «Tough Mama».
Список треков
[ редактировать ]Все треки написаны Бобом Диланом. [ 16 ]
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | « В такую ночь » | 2:57 |
2. | « Иду, иду, ухожу » | 3:27 |
3. | «Крутая мама» | 4:17 |
4. | "Хейзел" | 2:50 |
5. | "Что-то есть в тебе" | 4:45 |
6. | " Вечно молодой " | 4:57 |
Общая длина: | 23:13 |
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | "Вечно молодой" | 2:49 |
2. | « Погребальная песнь » | 5:36 |
3. | "Ты, ангелочек" | 2:54 |
4. | «Никогда не говори прощай» | 2:56 |
5. | «Свадебная песня» | 4:42 |
Общая длина: | 18:57 |
Персонал
[ редактировать ]- Боб Дилан — гитара , фортепиано , [ 4 ] губная гармошка , вокал , обложка
- Рик Данко — бас-гитара
- Левон Хелм — ударные , мандолина
- Гарт Хадсон — орган Лоури , аккордеон
- Ричард Мануэль — фортепиано, ударные
- Робби Робертсон — гитара
- Кен Лаубер — конга (7)
Технический
- Роб Фрабони — производство , инжиниринг
- Дэвид Гар, Джоэл Бернштейн — фотография
- Нэт Джеффри — помощник инженера
- Робби Робертсон - специальная помощь
Графики
[ редактировать ]Год | Диаграмма | Пик |
---|---|---|
1974 | Рекламный щит 200 | 1 |
Таблица испанских альбомов [ 17 ] | 6 |
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Великобритания ( BPI ) [ 18 ] | Серебро | 60,000 ^ |
США ( RIAA ) [ 19 ] | Золото | 500,000 ^ |
^ Данные о поставках основаны только на сертификации. |
В популярной культуре
[ редактировать ]Этот альбом упоминается в шестой части «Невероятных приключений Джоджо» , «Каменный океан» , где присутствует персонаж, обладающий силой под названием «Планетные волны».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Случайная встреча с планетными волнами» . Стереофил.com. 24 июня 2010 года . Проверено 5 марта 2012 г.
- ^ Ньюман, Мартин Алан (2021). Малибу Боба Дилана . Хиббинг, Миннесота: EDLIS Café Press. ISBN 9781736972304 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хейлин, Клинтон (2003). Боб Дилан: Возвращение за тенями , с. 354-57. ХарперКоллинз. ISBN 0-06-052569-X .
- ^ Jump up to: а б Хейлин, Клинтон (1997). Боб Дилан: Сеансы записи, 1960–1994 , стр. 95–99. Макмиллан. ISBN 0-312-15067-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Райли, Тим (обновленное издание 1999 г.). Жесткий дождь: комментарий Дилана , стр. 214–17. Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80907-9 .
- ^ «Обзоры записей CashBox» (PDF) . Денежный ящик . 13 апреля 1974 г. с. 20 . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Хиты недели» (PDF) . Рекордный мир . 13 апреля 1974 г. с. 1 . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Обзор AllMusic
- ^ Кристгау, Роберт (1981). «Руководство для потребителей 70-х: D» . Путеводитель Кристгау: Рок-альбомы семидесятых . Тикнор и Филдс . ISBN 089919026X . Получено 24 февраля 2019 г. - через robertchristgau.com.
- ^ Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195313734 .
- ^ «Дискография Боба Дилана» . Развлекательный еженедельник . 29 марта 1991 года . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ Графф, Гэри; Дурхгольц, Дэниел, ред. (1999). MusicHound Rock: Основное руководство по альбомам (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Пресса для видимых чернил. п. 371 . ISBN 1-57859-061-2 .
- ^ Брэкетт, Натан; Хоард, Кристиан, ред. (2004). Путеводитель по новому альбому Rolling Stone . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: У камина. п. 262. ИСБН 0-7432-0169-8 . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Халл, Том (21 июня 2014 г.). «Заметки Rhapsody Streamnotes: 21 июня 2014 г.» . tomhull.com . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Цитируется по Heylin (2003), с. 357.
- ^ «Все еще в дороге: сеансы записи 1973 года» .
- ^ Салаверри, Фернандо (2005). Просто хиты: год за годом, 1959–2002 гг . Автор-Фонд СГАЭ. ISBN 84-8048-639-2 .
- ^ «Сертификаты британских альбомов – Боб Дилан – Planet Waves» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ «Сертификаты американских альбомов – Боб Дилан – Planet Waves» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Проверено 14 октября 2020 г.