Jump to content

Возвращение к шоссе 61

Возвращение к шоссе 61
Фотография Дилана, сидящего в синей куртке, а позади него стоит человек с камерой.
Студийный альбом
Выпущенный 30 августа 1965 г. ( 30.08.1965 )
Записано 16 июня - 4 августа 1965 г.
Студия Колумбия Студия А , Нью-Йорк
Жанр
Длина 51 : 26
Этикетка Колумбия
Продюсер
Боба Дилана Хронология
Вернем все это домой
(1965)
Возвращение к шоссе 61
(1965)
Блондинка на блондинке
(1966)
Возвращение к синглам с шоссе 61
  1. « Как катящийся камень »
    Релиз: 20 июля 1965 г.
  2. " Из Бьюика 6 "
    Релиз: 7 сентября 1965 г.
  3. « Возвращение к шоссе 61 »
    Релиз: 21 декабря 1965 г.
  4. « Приблизительно Королева Джейн »
    Релиз: 14 февраля 1966 г.

Highway 61 Revisited — шестой студийный альбом американского певца и автора песен Боба Дилана , выпущенный 30 августа 1965 года на лейбле Columbia Records . Дилан продолжил музыкальный подход своего предыдущего альбома Bringing It All Back Home (1965), используя рок-музыкантов в качестве аккомпанирующей группы на каждом треке альбома, что еще больше отклонялось от его преимущественно акустического фолк- звучания, за исключением заключительного трека, 11. Минутная баллада « Desolation Row ». Критики сосредоточили внимание на новаторском способе, которым Дилан сочетал динамичную, основанную на блюзе музыку с тонкостью поэзии, создавая песни, отражающие политический и культурный климат современной Америки. Автор Майкл Грей утверждал, что в важном смысле 1960-е «начались» с этого альбома. [2]

В альбом , которому предшествовал хит-сингл « Like a Rolling Stone », вошли песни, которые Дилан продолжал исполнять вживую на протяжении всей своей долгой карьеры, включая « Ballad of a Thin Man » и заглавный трек . Он назвал альбом в честь главной американской автомагистрали , которая соединяла его родной город Дулут, штат Миннесота , с южными городами, известными своим музыкальным наследием, включая Сент-Луис , Мемфис , Новый Орлеан и блюзовый район Дельта в Миссисипи .

Highway 61 Revisited занял 3-е место в чарте Billboard Top LP в США и 4-е место в чарте альбомов Великобритании . Положительно принятый при выпуске, альбом с тех пор был описан как одна из лучших работ Дилана и один из величайших альбомов всех времен, заняв 4-е место в Stone Rolling » журнала списке « 500 величайших альбомов всех времен в 2003 году и переместившись на четвертое место. . 18 в версии 2020 года. Он занял 26-е место в третьем издании « » Колина Ларкина ( 1000 лучших альбомов всех времен » Роберта Димери 2000) и был включен в список «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть (2010). a Rolling Stone» вошла в десятку лучших хитов в нескольких странах и заняла 4-е место в списке журнала Rolling Stone « 500 величайших песен всех времён » в 2021 году. Две другие песни, «Desolation Row» и «Highway» 61 Revisited» заняли 187-е и 373-е места соответственно в списке 2010 года.

Дилан и шоссе 61

[ редактировать ]

В своих мемуарах «Хроники: Том первый » Дилан описал родство, которое он чувствовал с маршрутом, который послужил названием его шестого альбома: « Шоссе 61 , главная магистраль кантри-блюза, начинается там, где я начал. Я начинал с нее, всегда был на ней и мог пойти куда угодно, даже в глубь страны Дельты. Это была та же самая дорога, полная тех же противоречий, тех же городов с одной лошадью, тех же духовных предков... Это было мое место во вселенной, я всегда чувствовал, что оно у меня в крови». [3]

Когда он рос в 1950-х годах, шоссе 61 США простиралось от границы Канады и США на крайнем северо-востоке Миннесоты (переименованной в 1991 году в MN-61 ), через Дулут, где родился Дилан, вдоль реки Миссисипи до Нового Орлеана . По пути маршрут проходил возле мест рождения и домов таких влиятельных музыкантов, как Мадди Уотерс , Сон Хаус , Элвис Пресли и Чарли Паттон . «Императрица блюза» Бесси Смит умерла, получив серьезные травмы в автокатастрофе на шоссе 61. Критик Марк Полиццотти отмечает, что блюза легенда Роберт Джонсон якобы продал свою душу дьяволу на перекрестке шоссе с Рут. 49 . [4] Шоссе также было предметом нескольких блюзовых записей, в частности Рузвельта Сайкса «Highway 61 Blues» Фреда Макдауэлла из Миссисипи (1964). (1932) и «61 Highway» [5]

Дилан сказал, что ему пришлось преодолеть сопротивление Columbia Records, чтобы дать альбому такое название. Он сказал биографу Роберту Шелтону : «Я хотел назвать этот альбом «Highway 61 Revisited» . Никто этого не понял. Мне пришлось подниматься по чертовой лестнице, пока, наконец, слово не упало и не сказало: «Пусть он называет его так, как он хочет». ." [6] Майкл Грей сказал, что название альбома отражает настойчивость Дилана в том, что его песни основаны на блюзе: «Действительно, название альбома Highway 61 Revisited объявляет, что нас ждет долгое возвращение, поскольку это очень длинный путь, пройденный блюзом. Многие блюзмены был там до [Дилана], записывал все версии блюза под названием «Highway 61». [7]

В мае 1965 года Дилан вернулся из турне по Англии, чувствуя себя утомленным и неудовлетворенным своим материалом. Он сказал журналисту Нату Хентоффу : «Я собирался бросить петь. Я был очень истощен» и добавил: «[мне] очень утомительно, когда другие люди говорят вам, как сильно они вас ценят, если вы сами вас не цените». [8]

В результате своего недовольства Дилан написал 20 страниц стихов, которые позже назвал «длинным куском рвоты». [9] Он сократил это до песни с четырьмя куплетами и припевом — «Like a Rolling Stone». [10] Он сказал Хентоффу, что написание и запись песни смыли его неудовлетворенность и вернули ему энтузиазм к созданию музыки. [8] Описывая этот опыт Роберту Хилберну в 2004 году, почти 40 лет спустя, Дилан сказал: «Как будто призрак пишет такую ​​песню… Вы не знаете, что это значит, но призрак выбрал меня, чтобы написать эту песню». [11]

«Highway 61 Revisited» был записан в два блока сессий записи, которые проходили в студии Columbia A, расположенной на Седьмой авеню в центре Манхэттена . [12] Первый блок, 15 и 16 июня, был спродюсирован Томом Уилсоном , в результате чего вышел сингл "Like a Rolling Stone". [13] 25 июля Дилан исполнил свой скандальный электрический сет на фольклорном фестивале в Ньюпорте , где часть публики освистала его выступление. [14] Через четыре дня после Ньюпорта Дилан вернулся в студию звукозаписи. С 29 июля по 4 августа он и его группа завершили запись Highway 61 Revisited , но под руководством нового продюсера Боба Джонстона . [15]

Запись сеансов, 15–16 июня.

[ редактировать ]
Эл Купер сидит
Импровизированный органный рифф Эла Купера на "Like a Rolling Stone" был описан как "один из величайших моментов счастливой случайности в поп-музыке". [16]

На первой записи 15 июня Дилана поддерживали Бобби Грегг на барабанах, Джо Мачо-младший на басу, Пол Гриффин на фортепиано и Фрэнк Оуэнс на гитаре. [17] На роль соло-гитары певец нанял Майкла Блумфилда из группы Paul Butterfield Blues Band . [18] Музыканты начали сессию с записи быстрой версии « It Takes a Lot to Laugh, It Takes a Train to Cry » и песни «Sitting on a Barbed Wire Fence», которая не вошла в альбом. [19] Затем Дилан и его группа попытались записать "Like a Rolling Stone"; [20] на этом раннем этапе в аккомпанементе доминировало фортепиано Дилана, размер которого составлял 3/4. [21] "Barbed Wire Fence", быстрая версия "It Takes a Lot to Laugh" и ранний вариант "Like a Rolling Stone" в конечном итоге были выпущены в томах 1–3 серии The Bootleg Series (редкие и неизданные) 1961–1991 гг . [22]

В студию «А» музыканты вернулись на следующий день, посвятив почти всю сессию записи «Like a Rolling Stone». На этом мероприятии присутствовал Эл Купер , молодой музыкант, которого Уилсон пригласил для наблюдения, но который хотел играть на сессии. [23] Куперу удалось присутствовать на заседании; Несмотря на то, что Купер никогда раньше не играл на электрооргане, он импровизировал органный рифф , который, как утверждали такие критики, как Грейл Маркус и Марк Полиццотти, является ключевым элементом записи. [24] [25] В конечном итоге четвертый дубль был выбран в качестве основного, но Дилан и группа записали еще одиннадцать дублей. [26]

Запись сеансов, 29 июля – 4 августа.

[ редактировать ]

Чтобы создать материал для «Возвращение к шоссе 61» , Дилан провел месяц, работая в своем новом доме в колонии художников Бердклифф в Вудстоке на севере штата Нью-Йорк. [27] Когда он вернулся в студию А 29 июля, его поддерживали те же музыканты, за исключением того, что Харви Брукс заменил Джо Мачо на басу, а его продюсер сменился с Тома Уилсона на Боба Джонстона. [28] [а 1]

Маккой держит микрофон на сцене
Случайный визит сессионного музыканта из Нэшвилла Чарли Маккоя в Нью-Йорк привел к тому, что гитарные партии сопровождали "Desolation Row", последний трек на альбоме. [29]

Их первая совместная сессия была посвящена трем песням. После записи нескольких дублей « Tombstone Blues », «It Takes a Lot to Laugh» и « Positively 4th Street » были успешно записаны мастер-классы. [30] "Tombstone Blues" и "It Takes a Lot to Laugh" были включены в финальный альбом, но "Positively 4th Street" был выпущен как сингл. В конце сессии 29 июля Дилан попытался записать "Desolation Row" в сопровождении Эла Купера на электрогитаре и Харви Брукса на басу. Барабанщика не было, так как барабанщик ушел домой. [31] Эта электрическая версия была выпущена в 2005 году на The Bootleg Series Vol. 7 . [32]

30 июля Дилан и его группа вернулись в студию А и записали три песни. Мастер-версия «From a Buick 6» была записана и позже включена в финальный альбом, но большая часть сессии была посвящена « Can You Please Crawl Out Your Window? » Дилан был недоволен результатами и отложил песню на потом. более поздняя дата; в конце концов он был перезаписан с Hawks в октябре. [33]

После того, как Дилан и Купер провели выходные в Вудстоке, составляя таблицы аккордов для песен, [34] занятия возобновились в Студии А 2 августа. [35] [36] «Highway 61 Revisited», « Just Like Tom Thumb's Blues », « Queen Jane Approximately » и «Ballad of a Thin Man» были успешно записаны и для альбома были выбраны мастера. [37] [38] [39]

Последняя сессия состоялась 4 августа, снова в Студии А. Большая часть сессии была посвящена завершению «Desolation Row». Джонстон рассказал, что музыкант из Нэшвилла Чарли Маккой был в Нью-Йорке и пригласил Маккоя сыграть на гитаре на сессии. [29] По некоторым данным, было записано семь дублей "Desolation Row", а шесть и семь дублей были склеены вместе для основной записи. [40]

Получившийся в результате альбом Highway 61 Revisited был описан как «первый чисто рок-альбом Дилана». [41] реализация его желания оставить свой старый музыкальный формат позади и уйти от своих полностью акустических первых четырех альбомов и полуакустического, полуэлектрического пятого альбома Bringing It All Back Home . Режиссер-документалист Д.А. Пеннебейкер , снимавший Дилана во время его акустического турне по Великобритании в мае 1965 года, сказал: «Я не знал, что он собирается оставить акустику. Я знал, что его это немного увлекло». [42]

Сторона первая

[ редактировать ]

"Как катящийся камень"

[ редактировать ]

«Highway 61 Revisited» открывается песней « Like a Rolling Stone », которую называют революционной в сочетании с электрогитарными аккордами, органными аккордами и голосом Дилана, «одновременно таким молодым, таким рычащим… и таким циничным». [44] Майкл Грей охарактеризовал "Like a Rolling Stone" как "хаотическую смесь блюза, импрессионизма, аллегорий и невероятной прямоты: "Каково это?"" [44] Полиццотти говорит, что композиция примечательна тем, что избегает традиционных тем популярной музыки, таких как романтика, вместо этого выражая негодование и жажду мести. [45] [46] Было высказано предположение, что Мисс Одинокая, центральная героиня песни, основана на Эди Седжвик , светской львице и актрисе на «Фабрики» сцене поп-артиста Энди Уорхола . [47] Критик Майк Маркузи сказал, что композиция «наверняка является эпизодической ролью Дилана», и что ее острота становится очевидной, когда понимаешь, что «она поется, по крайней мере частично, самому певцу: это он «не знает направления домой». [48] "Like A Rolling Stone" занял второе место в Billboard Hot 100 . Летом 1965 года [49] и вошел в десятку лучших в Австралии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии и Великобритании. [50] [51]

"Надгробный блюз"

[ редактировать ]

В динамичной двухаккордной блюзовой песне « Tombstone Blues », исполняемой соло-гитарой Майкла Блумфилда, используется парад исторических персонажей — преступника Белль Старр , библейской соблазнительницы Далилы , Джека-Потрошителя (представленного в этой песне как успешный бизнесмен). , Иоанн Креститель (описанный здесь как мучитель) и блюзовая певица Ма Рейни , которую Дилан с юмором предлагает разделить спальный мешок с композитором Бетховеном , чтобы набросать абсурдистский взгляд на современную Америку. [52] Хотя можно выдвинуть и другие интерпретации: там, где когда-то процветало творчество, воплощенное в достижениях Ма Рейни и Бетховена, теперь наблюдается отупление патриотической военной музыки. По мнению критиков Марка Полиццотти и Энди Гилла, реальностью, стоящей за песней, является эскалация войны во Вьетнаме ; оба писателя слышат, что «царь филистимлян», который отправляет своих рабов «в джунгли», является отсылкой к президенту Линдону Б. Джонсону . [52] [53]

«Чтобы смеяться, нужно много, а чтобы плакать, нужен поезд»

[ редактировать ]

29 июля 1965 года Дилан и его группа возобновили запись « Чтобы смеяться, нужно много, а чтобы плакать, нужен поезд ». [55] Тони Гловер , наблюдавший за записью, вспомнил, что Дилан переделывал песню за фортепиано, пока другие музыканты делали обеденный перерыв. [56] Критик Шон Иган пишет, что, замедлив темп, Дилан превратил песню из «невыносимо умного номера в медленный, нежный, чувственный гимн». [57] Гилл отмечает, что в текстах раскрывается талант певца заимствовать старые блюзовые номера, адаптируя строки «Разве облака не кажутся одинокими, сияя над морем / Разве моя девушка не выглядит хорошо, когда она идет за мной» из «Solid Road» » блюзменов Брауни МакГи и Лероя Карра . [54]

«От Бьюика 6»

[ редактировать ]

Критик AllMusic Билл Яновиц описывает " From a Buick 6 " как "хриплый, быстрый блюз", который исполняется "почти безрассудно". [58] Песня открывается малым кадром , похожим на начало «Like a Rolling Stone». [59] Частично основан на Sleepy John Estes песне 1930 года « Milk Cow Blues ». [58] гитарная партия создана по образцу старых блюзовых риффов Роберта Джонсона, Чарли Паттона и Большого Джо Уильямса . [60] Роберт Шелтон воспринимает эту песню как «земную дань уважения еще одной фанк-матери-земле». [60] тогда как для Хейлина он близок к присадочному материалу; он утверждает, что только благодаря игре музыкантов Дилан может «убедить нас, что он делает больше, чем просто перечисляет количество способов, которыми эта «кладбищная женщина» является одновременно спасителем и дарителем смерти». [61]

«Баллада о худом человеке»

[ редактировать ]

" Ballad of a Thin Man " звучит под звуки фортепиано Дилана, которое контрастирует с "жуткими органными риффами" в исполнении Эла Купера. [62] Маркизи описывает эту песню как одну из «самых чистых песен протеста, когда-либо исполнявшихся», поскольку она смотрит на средства массовой информации и их неспособность понять как певца, так и его творчество. Он пишет, что песня стала гимном группы, «испытывающей отвращение к старому, взволнованной новым… воодушевленной открытием других, разделяющих их чувства», с припевом «Что-то здесь происходит / Но ты Я не знаю, что это. А вы, мистер Джонс?» олицетворение «модной исключительности» растущей контркультуры . [62] Роберт Шелтон описывает главного героя песни, мистера Джонса, как «один из величайших архетипов Дилана», характеризуя его как « обывателя … поверхностно образованного и воспитанного, но не очень умного в важных вещах». [60]

Вторая сторона

[ редактировать ]

"Приблизительно Королева Джейн"

[ редактировать ]

Полиццотти в своем исследовании « Highway 61 Revisited » пишет, что вступительный трек « Queen Jane Approximately » со второй стороны похож на «Like a Rolling Stone», но песня предлагает «легкую симпатию и даже утешение в место беспощадного издевательства». [63] Песня структурирована как серия четверостиший ABAB , где за каждым куплетом следует припев, который представляет собой просто повторение последней строки каждого куплета: «Разве ты не придешь ко мне, Королева Джейн?». [64] Гилл называет эту песню «наименее интересным треком» на шоссе 61 , но хвалит фортепиано, поднимающееся по гамме во время перерыва на губной гармошке, как напоминание об «удушающей природе существования высшего класса». [65] Другие предполагают, что песня адресована Джоан Баэз и фолк-движению, которое Дилан в значительной степени оставил позади. «Queen Jane Approximately» была выпущена как B-сторона сингла Дилана « One of Us Must Know (Sooner or Later) » в начале 1966 года. [66]

"Возвращение к шоссе 61"

[ редактировать ]

Дилан начинает заглавную песню своего альбома « Highway 61 Revisited » со слов «О, Бог сказал Аврааму: «Убей меня, сына»/Эйб говорит: «Чувак, ты, должно быть, меня подставляешь». [67] Как отметил Гилл, Авраам — это имя отца Дилана, что делает певца сыном, которого Бог хочет убить. [68] Гилл отмечает, что эта песня, прославляющая центральное место в истории блюза, вполне уместна и является «хриплым блюзовым буги». [68] Он отмечает, что масштаб песни расширяется, превращая шоссе в дорогу безграничных возможностей, населенную сомнительными персонажами и кульминацией которой становится промоутер, который «серьезно рассматривает возможность проведения Третьей мировой войны на шоссе 61». [68] Песня акцентируется звуком свистка сирены , который Дилан в примечаниях к альбому называет «Полицейской машиной». [69] "Highway 61 Revisited" был выпущен как сторона B его песни "Can You Please Crawl Out Your Window?" сингл 30 ноября 1965 года. [70]

"Как блюз Тома Тамба"

[ редактировать ]

« Just Like Tom Thumb's Blues » состоит из шести куплетов и без припева. [71] В текстах описывается кошмарный опыт в Хуаресе , Мексика, где, по словам Шелтона, «наш антигерой спотыкается среди болезней, отчаяния, шлюх и святых». [72] Он борется с коррумпированными властями, алкоголем и наркотиками, прежде чем решает вернуться в Нью-Йорк. [72] [73] [74] В этой песне критики услышали литературные отсылки к « Малкольма Лоури » Под вулканом , » Эдгара Аллана По « Убийствам на улице Морг и » Джека Керуака «Ангелам отчаяния . [72] [75] [76] Бэк-музыканты, Бобби Грегг на барабанах, Майк Блумфилд на электрогитаре и два пианиста, Пол Гриффин на фортепиано и Эл Купер на Hohner Pianet , создают настроение, которое, по мнению Гилла, идеально дополняет «расслабленный тон» текстов. [37] [77] Хейлин отмечает, что Дилан очень старался - шестнадцать дублей - чтобы добиться желаемого эффекта, с текстами, которые тонко «[обходят] грань разума». [35]

"Ряд отчаяния"

[ редактировать ]

Дилан завершает Highway 61 Revisited единственным акустическим исключением в своем рок-альбоме. Гилл охарактеризовал « Ряд отчаяния » как «11-минутную эпопею энтропии, которая принимает форму парада гротесков и странностей в стиле Феллини с участием огромного количества знаковых персонажей». К ним относятся исторические знаменитости, такие как Альберт Эйнштейн и Нерон , библейские персонажи Ной , Каин и Авель , шекспировские фигуры Офелии и Ромео , заканчивая литературными титанами Т.С. Элиотом и Эзрой Паундом . [78] Песня начинается с сообщения о том, что «они продают открытки с повешением», и добавляется: «Цирк в городе». [80] Полиццотти связывает эту песню с линчеванием трех чернокожих работников цирка в Дулуте, штат Миннесота , где родился Дилан, и описывает «Desolation Row» как ковбойскую песню, «Дом на хребте» пугающей территории середины шестидесятых. Америка". [79] В предпоследнем куплете пассажиры Титаника кричат : « На какой ты стороне? » [81] Шелтон предполагает, что Дилан спрашивает: «Какая разница, на чьей ты стороне, если ты плывешь на Титанике ?» и таким образом высмеивает «простодушную политическую приверженность». [81]

Outtakes и передовой край

[ редактировать ]

Первым неальбомным отрывком из сессий Highway 61 Revisited стал сингл "Positively 4th Street". [82] хотя в раннем выпуске сингла Columbia Highway 61 , «Can You Please Crawl Out Your Window?». по ошибке использовала еще один отрывок из [83] "Crawl Out Your Window" впоследствии был перезаписан с The Hawks в октябре и выпущен как сингл в ноябре 1965 года. [33] Columbia случайно выпустила альтернативную версию «From a Buick 6» в раннем издании Highway 61 Revisited , и эта версия продолжала появляться в японском выпуске в течение нескольких лет. [61] Другие отрывки, официально выпущенные в период с 1991 по 2005 год, включают альтернативные версии «Like a Rolling Stone» и «It Takes a Lot to Laugh, It Takes a Train to Cry», а также ранее не издававшуюся песню «Sitting on a Barbed Wire Fence». о томах 1–3 серии The Bootleg Series (редкие и неизданные) 1961–1991 гг ., [22] а также альтернативные дубли "Desolation Row", "Highway 61 Revisited", "Just Like Tom Thumb's Blues", "Tombstone Blues" и "Чтобы смеяться, нужно много, а чтобы плакать, нужен поезд" из серии The Bootleg. Том 7 . [32] Отрывки из нескольких разных версий "Like a Rolling Stone" появились на Highway 61 . интерактивном компакт-диске [84] выпущен в феврале 1995 года. [85]

В 2015 году Дилан выпустил 12-й том своей серии Bootleg The Cutting Edge в трёх разных форматах. 18 дисков Коллекционное издание из было описано как включающее «все ноты, записанные во время сессий 1965–1966 годов, все альтернативные дубли и альтернативные тексты». [86] 18 компакт-дисков содержат все дубли каждой песни, записанные в студии во время сессий Highway 61 Revisited с 15 июня по 4 августа 1965 года. [87]

Отрывки из альбома " Highway 61 Revisited" с первой записи в Нью-Йорке, состоявшейся 15 и 16 июня 1965 года, включают: десять дублей "It Takes A Lot To Laugh, It Takes A Train To Cry", шесть дублей "Sitting On A". Забор из колючей проволоки» и пятнадцать дублей «Like A Rolling Stone». Кроме того, The Cutting Edge содержит четыре инструментальных "основных" трека, взятых из Take Four, который стал выпущенным "главным дублем" "Like A Rolling Stone": Guitar (Mike Bloomfield); вокал, гитара (Боб Дилан), фортепиано и бас; барабаны и орган. [87]

Треки со второй сессии записи в Нью-Йорке, проходившей с 29 июля по 4 августа 1965 года, включают семь дублей "It Takes A Lot To Laugh, It Takes A Train To Cry", шестнадцать дублей "Tombstone Blues", двенадцать дублей "Tombstone Blues". «Позитивно четвертая улица», пять дублей «Из Бьюика 6», семнадцать дублей «Можете ли вы, пожалуйста, выползти из окна?», девять дублей «Возвращение к шоссе 61», шестнадцать дублей «Как блюз Тома Тамба», семь дублей «Королевы Джейн примерно»» и восемь дублей «Desolation Row». [87]

Описывая процесс прослушивания этих многочисленных альтернативных версий, Крис Джерард написал в PopMatters : «Тот факт, что эти версии не приближаются к величию окончательных записей, является именно тем. Это работа в стадии разработки. Это экскурсия по творчеству». процесс, который привел к созданию этих знаковых альбомов». [88]

Оформление и упаковка

[ редактировать ]

Обложка была сфотографирована Дэниелом Крамером за несколько недель до начала записи. Крамер запечатлел Дилана сидящим на крыльце квартиры своего менеджера Альберта Гроссмана , расположенной в Грамерси-парке , Нью-Йорк, поместив друга Дилана Боба Нойвирта позади Дилана, «чтобы придать квартире дополнительный цвет». [89] [90] Видна только нижняя половина Нойвирта, и он держит камеру. Дилан носит мотоциклетную футболку Triumph под сине-фиолетовой шелковой рубашкой, а Ray-Ban . в правой руке держит солнцезащитные очки [89] Фотограф Крамер в 2010 году так прокомментировал выражение лица певца: «Он враждебен, или это враждебное настроение. Он почти бросает вызов мне, вам или тому, кто на это смотрит: «Что ты собираешься с этим делать, бастер » ? [91]

Как и в случае с тремя предыдущими альбомами, Дилан внес свои собственные сочинения на заднюю обложку « Highway 61 Revisited » в форме свободной сюрреалистической прозы: «В медленном поезде время не мешает, а на арабском перекрестке ждет Белая Куча, человек из газеты и за ним сотня неизбежных людей, сделанных из твердой скалы и камня». [69] Один критик указал на близкое сходство этих заметок с « Потоком сознания » экспериментального романа «Тарантул» , который Дилан писал в 1965 и 1966 годах. [57]

Прием и наследие

[ редактировать ]
Ретроспективные профессиональные обзоры
Оценки по отзывам
Источник Рейтинг
Вся музыка [92]
Чикаго Трибьюн [93]
Энциклопедия популярной музыки [94]
Развлечения Еженедельник А+ [95]
Дискография Великого рока 10/10 [96]
Музыкальная история [ нужна ссылка ]
МузыкаHound Rock 5/5 [97]
Путеводитель по альбомам Rolling Stone [98]
Sputnikmusic 5/5 [99]
Том Халл А [100]

В британской музыкальной прессе первые рецензии на Highway 61 выражали одновременно недоумение и восхищение пластинкой. Критик New Musical Express Аллен Эванс написал: «Еще один набор песен-посланий и песен-историй, исполненных Диланом в той монотонной и немелодичной манере, которая становится весьма захватывающей, когда вы слушаете». [101] В разделе обзора пластинки Melody Maker анонимный критик прокомментировал: «Шестая пластинка Боба Дилана, как и все остальные, довольно непонятна, но, тем не менее, это абсолютный нокаут». [102] Английский поэт Филип Ларкин , рецензируя альбом для The Daily Telegraph , писал, что пластинка «хорошо вознаграждена» его: «Каркающий, насмешливый голос Дилана, вероятно, хорошо подходит к его материалу... и его гитара приспосабливается к року». («Шоссе 61») и баллада («Куин Джейн»). Есть марафон «Desolation Row», в котором есть очаровательная мелодия и загадочные, возможно, недоделанные слова». [103]

В сентябре 1965 года американский отраслевой журнал Billboard также похвалил альбом и предсказал ему большие продажи: «Судя по его хиту-синглу «Like a Rolling Stone», у Дилана есть лучший победитель в этом пакете альбомов. его необычный коммерческий материал». [104] Альбом занял третье место в США Billboard Top LP . чарте лучших альбомов [49] и номер четыре в британских чартах альбомов. [105] В США шоссе 61 было признано золотым рекордом в августе 1967 года. [106] и платина в августе 1997 года. [107] Для журнала Stereo Review в марте 1969 года Роберт Кристгау включил Highway 61 Revisited в свою пьесу «Краткая и счастливая история рока», включающую рекомендованную им рок-библиотеку из 25 альбомов. [108] По существу, он сказал, что Дилан проявил хороший вкус в аккомпанировании музыкантам, но его рок-стиль «имел ощущение свободы, почти приклеенной, в отличие от жестких аранжировок, которые стали типичными». Несмотря на то, что он заметил недостатки в музыке и текстах, он пришел к выводу, что оба они «великолепны» и «полезны». О влиянии музыки на тот момент Кристгау добавил:

Когда Дилан начал писать «поэтические» песни в начале шестидесятых, он вдохновил на множество ужасных высказываний, но он также вдохновил возрождение написания песен, которое процветает до сих пор. Когда он пел рок, он узаконивал его в фольклорном сообществе. Опытные гитаристы и требовательные поклонники этого сообщества неизбежно повышали качество (а также и претензии) музыки. [108]

«Возвращение к шоссе 61» остается одной из самых популярных работ Дилана. Биограф Энтони Скадуто хвалит его богатые образы и описывает его как «один из самых блестящих поп-альбомов, когда-либо созданных. Как рок, он проникает в самую суть музыки - жесткий бит без излишеств, без застенчивости». [109] Майкл Грей называет Highway 61 «революционным и потрясающим, не только из-за своей энергии и размаха, но и из-за своего видения: сочетание радикальной, электрической музыки… с текстами, которые были на световые годы впереди всех остальных; здесь Дилан объединяет силу блюзового стиля». рок-н-ролл с силой поэзии. Вся рок-культура, весь мир поп-рока после Битлз , и, в некотором смысле, 1960-е годы начались здесь». [2] По мнению критика PopMatters Хэнка Калета, этот альбом стал самой «возбуждающей» рок-н-ролльной пластинкой за всю историю и «одним из немногих альбомов (включая «Rubber Soul» и «Revolver» Битлз ), которые дали грамотным рокерам зеленый свет для создания своего рода интеллектуальная, исследующая рок-музыка, которой раньше не существовало». [110] «Эта плодотворная классика фолк-рока» продемонстрировала «кипящую, не совсем неконтролируемую вокальную подачу Дилана и грубую инструментальную атаку», а также его «превращение из фолк-певца в рок-н-ролльщика». ", - написал Сэм Сазерленд в журнале High Fidelity . [111] Музыкальный журналист Гэри Графф указывает на «Highway 61 Revisited» , а также на следующий альбом Дилана «Blonde on Blonde» (1966) и группы Beach Boys » «Pet Sounds (1966), как на возможные отправные точки эры альбомов , поскольку каждый из них представлял собой «сплоченное и концептуальное произведение». это совокупность работ, а не просто несколько хит-синглов... с дополнительными треками». [112]

Дилан играет на гитаре на сцене
Постоянно гастролировал с момента начала своего тура Never Ending Tour в июне 1988 года. [113] Дилан исполнил «Like a Rolling Stone» более 2000 раз на концертах. [114]

Среди современников Дилана Фила Окса произвело впечатление на «Шоссе 61» , который объяснил: «Это та музыка, которая сеет семя в вашем сознании, а затем вам приходится слушать ее несколько раз. И по мере того, как вы ее проходите, вы начинаете слышать все больше и больше». Он сделал что-то такое, что оставило все поле позади него». [115] В 2003 году журнал Rolling Stone охарактеризовал Highway 61 как «один из тех альбомов, которые изменили всё», и поместил его на четвёртое место в своём списке « 500 величайших альбомов всех времён ». [116] Он сохранил рейтинг в пересмотренном списке 2012 года. [117] и был переведен на восемнадцатую позицию в 2020 году. [118] В 2010 году » журнала Rolling Stone в списке « 500 величайших песен всех времён «Highway 61 Revisited», «Desolation Row» и «Like a Rolling Stone» заняли 373-е место. [119] номер 187, [120] и номер один соответственно. [43] В 2021 году "Like a Rolling Stone" снова занял 4-е место. [121] и "Desolation Row" снова занял 83-е место. [122] В 2012 году «100 лучших альбомов всех времен» книга назвала Highway 61 Revisited величайшим альбомом всех времен. [123] Альбом был включен в «Базовую библиотеку пластинок» записей 1950-х и 1960-х годов, опубликованную в « Справочнике записей Кристгау: Рок-альбомы семидесятых » (1981). [124] - и в «1001 альбоме Роберта Димери, который вы должны услышать, прежде чем умереть» . [125] Он занял 26-е место в третьем издании списка Колина Ларкина ( 1000 лучших альбомов всех времен 2000). [126] В 2002 году он был занесен в Зал славы Грэмми . [127]

Большинство песен на Highway 61 Revisited в той или иной степени оставались важными для живых выступлений Дилана с 1965 года. Согласно его веб-сайту, он играл "Like a Rolling Stone" более 2000 раз, "Highway 61 Revisited" - более 1700 раз. , "Ballad of a Thin Man" более 1000 раз, а большинство других песен - от 150 до 500 раз. [114]

Влияние песен на Highway 61 Revisited можно услышать во многих кавер-версиях. «Like a Rolling Stone» была записана артистами, в том числе группой Rolling Stones , для их концертного альбома Stripped . [128] Дэвид Боуи и Мик Ронсон в фильме «Небеса и Халл » [129] Джонни Уинтер о Raisin' Cain , [130] и Джими Хендрикс на поп-фестивале в Монтерее . [131] My Chemical Romance Версия «Desolation Row» группы была показана в фильме «Хранители» в 2009 году. [132] Песня также была исполнена группой Grateful Dead в их альбоме Postcards of the Hanging . [133] "Just Like Tom Thumb's Blues" записали Джуди Коллинз , Линда Ронштадт , Нина Симон и Нил Янг . [74] Заглавный трек исполнил Пи Джей Харви . [134] Карен О [135] и Билли Джоэл . [136]

Список треков

[ редактировать ]

Все песни написаны Бобом Диланом. Тайминги указаны для стереомикса – мономикс составляет почти на 3 минуты меньше, причем большая часть разницы приходится на A3, B1 и B3.

Сторона первая
Нет. Заголовок Записано Длина
1. « Как катящийся камень » 16 июня 1965 г. 6:13
2. " Надгробный блюз " 29 июля 1965 г. 5:56
3. « Чтобы смеяться, нужно много, чтобы плакать, нужен поезд » 29 июля 1965 г. 4:09
4. " Из Бьюика 6 " 30 июля 1965 г. 3:19
5. « Баллада о худом человеке » 2 августа 1965 г. 5:58
Общая длина: 25:35
Вторая сторона
Нет. Заголовок Записано Длина
1. « Приблизительно Королева Джейн » 2 августа 1965 г. 5:31
2. « Возвращение к шоссе 61 » 2 августа 1965 г. 3:30
3. " Так же, как блюз Тома Тамба " 2 августа 1965 г. 5:32
4. « Ряд отчаяния » 4 августа 1965 г. 11:21
Общая длина: 25:54

Персонал

[ редактировать ]

Адаптировано из аннотаций. [69] [84] [а 2] [137]

Производство
График (1965–2020 гг.) Пик
позиция
Таблица немецких альбомов [138] 28
Таблица греческих альбомов [139] 2
Чарт альбомов Великобритании [140] 4
США Billboard Лучшие пластинки [141] 3

Сертификаты

[ редактировать ]
Область Сертификация Сертифицированные подразделения /продажи
Канада ( Музыка Канады ) [142] Золото 50,000 ^
Великобритания ( BPI ) [143] Золото 100,000 ^
Великобритания ( BPI ) [144] Платина 300,000
США ( RIAA ) [145] Платина 1,000,000 ^

^ Данные о поставках основаны только на сертификации.
Показатели продаж и потоковой передачи основаны только на сертификации.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Полиццотти пишет, что Уилсон и Дилан поссорились во время записи "Like a Rolling Stone", возможно, из-за заметного места органа Купера в миксе. ( Полиццотти, 2006 , стр. 78) На вопрос Яна Веннера в 1969 году о смене продюсеров Дилан дал невозмутимый ответ: «Все, что я знаю, это то, что однажды я записывался, и Том всегда был рядом — у меня не было никаких есть основания думать, что его там не будет — и однажды я поднял глаза и увидел Боба [ смеется ]». (Веннер, Ян. «Интервью с Яном С. Веннером», Rolling Stone , 29 ноября 1969 г., в Котте, 2006 г. , стр. 142)
  2. Возвращение к шоссе 61 — откройте для себя: в примечаниях к обложке среди сотрудников не указан Сэм Лэй, но есть Heylin 1995 , стр. 39 делает.
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мелисса Урсула Доун Голдсмит (22 ноября 2019 г.). Слушайте классический рок! Знакомство с музыкальным жанром . АВС-КЛИО. п. 102. ИСБН  978-1-4408-6579-4 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грей 2006 , с. 321
  3. ^ Дилан 2004 , стр. 240–241
  4. ^ Полиццотти 2006 , стр. 24–25
  5. ^ Грей 2006 , стр. 318–319.
  6. ^ Шелтон 1986 , с. 360
  7. ^ Грей 2006 , с. 66
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хентофф, Нат. Playboy , март 1966 г., перепечатано в Cott 2006 , стр. 97
  9. ^ Дилан дал интервью Марвину Бронштейну, CBC, Монреаль, 20 февраля 1966 г. Цитируется Marcus & 2005 (1) , стр. 70
  10. ^ Шелтон 1986 , стр. 319–320.
  11. ^ Хилберн, Роберт. Guitar World Acoustic , февраль 2006 г., цитируется в Polizzotti 2006 , стр. 32–33.
  12. ^ Полиццотти 2006 , с. 45
  13. ^ Хейлин 1996 , стр. 75–77.
  14. ^ Хейлин 1996 , стр. 77–78.
  15. ^ Хейлин 1996 , стр. 78–80.
  16. ^ Полиццотти 2006 , с. 50
  17. ^ Маркус и 2005 (2)
  18. ^ Маркус и 2005 (1) , с. 110
  19. ^ Бьорнер 2010
  20. ^ Маркус и 2005 (1) , с. 234
  21. ^ Маркус и 2005 (1) , с. 1
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болди 1991 г.
  23. ^ Маркус и 2005 (1) , с. 104
  24. ^ Полиццотти 2006 , с. 53
  25. ^ Маркус и 2005 (1) , стр. 215–218.
  26. ^ Бьорнер и 2012 (1)
  27. ^ Хейлин 2003 , с. 206
  28. ^ Полиццотти 2006 , с. 78
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полиццотти 2006 , стр. 141–142
  30. ^ Бьорнер и 2012 (2)
  31. ^ Полиццотти 2006 , с. 140
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Городецкий 2005г.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грей 2006 , стр. 117–118.
  34. ^ Хейлин 1996 , с. 79
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейлин 2009 , с. 259
  36. ^ Ирвин 2008 , с. 178
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полиццотти 2006 , с. 145
  38. ^ Ирвин 2008 , стр. 163–190
  39. ^ Хейлин 1995 , с. 40
  40. ^ Бьорнер и 2012 (3)
  41. ^ Белл 2012 , с. 412
  42. ^ Белл 2012 , с. 400
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 500 величайших песен журнала Rolling Stone: «Like a Rolling Stone»
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грей 2006 , с. 413
  45. ^ Полиццотти 2006 , с. 33
  46. ^ Трагер 2004 , стр. 378–379.
  47. ^ Bell 2012 , стр. 384–385.
  48. ^ Marqusee 2005 , с. 165
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Возвращение к шоссе 61: награды
  50. ^ Мировые хиты (1965-10-09) , с. 36
  51. ^ Мировые хиты (1965-12-25) , с. 34
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилл 1998 , стр. 84–85.
  53. ^ Полиццотти 2006 , стр. 67–68
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилл 1998 , с. 85
  55. ^ Уильямс 1990 , стр. 156–163.
  56. ^ Хейлин 2003 , с. 221
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иган 2010 , с. 60
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Яновиц (1)
  59. ^ Гилл 1998 , с. 86
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шелтон 1986 , с. 280
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейлин 2009 , с. 252
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маркизи 2005 , стр. 169–171.
  63. ^ Полиццотти 2006 , с. 113
  64. ^ Уильямс 1990 , стр. 166–167.
  65. ^ Гилл 1998 , с. 87
  66. ^ Крогсгаард 1991 , стр. 51.
  67. Боб Дилан вновь посетил шоссе 61.
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гилл 1998 , стр. 87–88.
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Еще раз о шоссе 61: откройте для себя: примечания к вкладышу
  70. ^ Крогсгаард 1991 , стр. 49.
  71. ^ Уильямс 1990 , стр. 160, 167.
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шелтон 1986 , с. 282
  73. ^ Marqusee 2005 , с. 204
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Яновиц (2)
  75. ^ Ирвин 2008 , стр. 165–170
  76. ^ Трагер 2004 , стр. 348–350.
  77. ^ Гилл 1998 , с. 88
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилл 1998 , с. 89
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полиццотти 2006 , стр. 139–141
  80. ↑ « Ряд отчаяния» Боба Дилана
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шелтон 1986 , с. 283
  82. ^ Уильямс 1990 , стр. 158–159.
  83. ^ Хейлин 2009 , с. 253
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейлин 1995 , с. 39
  85. ^ Уиллман 1995
  86. ^ «Боб Дилан - На переднем крае 1965–1966: Серия бутлегов, том 12 » . Боб Дилан. 24 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 года . Проверено 22 июля 2016 г.
  87. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Боб Дилан: Передовой край 1965–1966: Серия бутлегов, том 12: Коллекционное издание» . BobDylan.com. Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 года . Проверено 24 января 2018 г.
  88. ^ Джерард, Крис (9 ноября 2015 г.). «Серия бутлегов, том 12: На переднем крае 1965–1966» . PopMatters.com. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 22 июля 2016 г.
  89. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полиццотти 2006 , стр. 5–7
  90. ^ Уильямс, Алекс (14 мая 2024 г.). «Дэниел Крамер, сфотографировавший восхождение Боба Дилана, умер в возрасте 91 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 15 мая 2024 г.
  91. ^ Иган 2010 , с. 56
  92. ^ Эрлевин (1)
  93. ^ Кот, Грег (25 октября 1992 г.). «Дилан сквозь годы: попадания и промахи» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 года . Проверено 10 января 2017 г.
  94. ^ Ларкин, Колин (2011). «Боб Дилан». Энциклопедия популярной музыки (5-е изд.). Омнибус Пресс . ISBN  978-0857125958 .
  95. ^ Фланаган 1991
  96. ^ Стронг, Мартин С. (2004). Дискография Великого рока . Нью-Йорк: Кэнонгейт. п. 461. ОЛ   18807297М .
  97. ^ Графф, Гэри; Дурхгольц, Дэниел, ред. (1999). MusicHound Rock: Основное руководство по альбомам (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Пресса для видимых чернил. п. 369 . ISBN  1-57859-061-2 .
  98. ^ Брэкетт 2004 , стр. 262–263.
  99. ^ Фишер, Тайлер (20 августа 2006 г.). «Боб Дилан — Возвращение к шоссе 61 (обзор альбома 3)» . Спутникмузыка . Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 11 января 2017 г.
  100. ^ Халл, Том (21 июня 2014 г.). «Заметки Rhapsody Streamnotes: 21 июня 2014 г.» . tomhull.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2020 г.
  101. ^ Эванс 1965 , с. 8
  102. ^ Обзоры LP (Melody Maker) , с. 12
  103. ^ Ларкин 1985 , с. 151
  104. ^ Обзоры альбомов , с. 76
  105. ^ Боб Дилан: 75 лучших релизов - альбомы
  106. ^ Marqusee 2005 , с. 222
  107. ^ Августовские сертификаты RIIA , с. 44
  108. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кристгау, Роберт (март 1969 г.). «Краткая и счастливая история рока» . Стереообзор . Архивировано из оригинала 16 декабря 2019 года . Получено 7 января 2020 г. - через robertchristgau.com.
  109. ^ Срок действия истек в 2001 г. , стр. 221–222
  110. ^ Калет 2004 .
  111. ^ Сазерленд, Сэм (октябрь 1984 г.). «Популярный компакт-диск: «Возвращение к шоссе 61»; антология Марвина Гэя». Высокая точность . п. 56.
  112. ^ Графф, Гэри (22 сентября 2016 г.). «Брайан Уилсон празднует 50-летие знакового альбома Pet Sounds» . Ежедневная Трибьюн .
  113. ^ Хейлин 1996 , с. 297
  114. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Песни (Bobdylan.com)
  115. ^ Гилл 1998 , стр. 81.
  116. ^ 500 величайших альбомов журнала Rolling Stone
  117. ^ Полный список 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времен» . . Роллинг Стоун . 2012. Архивировано из оригинала 8 августа 2019 года . Проверено 23 сентября 2019 г.
  118. ^ «Highway 61 Revisited» занял 18-е место среди лучших альбомов журнала Rolling Stone . Роллинг Стоун . Проверено 15 февраля 2021 г.
  119. ^ 500 величайших песен журнала Rolling Stone: "Возвращение к шоссе 61"
  120. ^ 500 величайших песен журнала Rolling Stone: "Desolation Row"
  121. ^ «Like a Rolling Stone заняла 4-е место в списке 500 величайших песен журнала Rolling Stone» . Роллинг Стоун . Проверено 20 ноября 2021 г.
  122. ^ «Ряд отчаяния № 83» . Роллинг Стоун . Проверено 20 ноября 2021 г.
  123. ^ Кресвелл 2012 , с. 12
  124. ^ Кристгау, Роберт (1981). «Базовая библиотека пластинок: пятидесятые и шестидесятые годы» . Путеводитель Кристгау: Рок-альбомы семидесятых . Тикнор и Филдс . ISBN  0899190251 . Получено 16 марта 2019 г. - через robertchristgau.com.
  125. ^ Димери 2010 , с. 81
  126. ^ Колин Ларкин , изд. (2006). 1000 лучших альбомов всех времен (3-е изд.). Девственные книги . п. 46. ​​ИСБН  0-7535-0493-6 .
  127. ^ «Буква H Зала славы Грэмми» . Грэмми . Проверено 20 августа 2021 г.
  128. ^ Парижанин
  129. ^ Хейбуцкий
  130. ^ Рульманн
  131. ^ Унтербергер
  132. ^ Эрлевин (2)
  133. ^ Ланкфорд
  134. ^ «50 лучших каверов Боба Дилана всех времен :: Музыка :: Списки :: Вставить» . Pastemagazine.com. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 июля 2016 г.
  135. ^ «Новая Карен О - «Возвращение к шоссе 61» (премьера в стереогамме)» . Стереогум. 25 октября 2007. Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года . Проверено 22 июля 2016 г.
  136. ^ Эрлевин, Томас (10 апреля 2015 г.). « Моя жизнь — Билл Джоэл» . allmusic.com. Архивировано из оригинала 7 июля 2016 года . Проверено 22 июля 2016 г.
  137. ^ Серия "Бутлег", Том. 12: Боб Дилан 1965–1966, Лучшее на переднем крае (буклет). Боб Дилан . Колумбия / Наследие . 2015. с. 56. 88875124422. {{cite AV media notes}}: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка )
  138. ^ «Боб Дилан — Возвращение к шоссе 61» . .charts.nz . Хунг Медиен. Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 года . Проверено 30 августа 2019 г.
  139. ^ «Официальные чарты IFPI – Таблица продаж топ-75 альбомов (комбинированная) – Неделя: 49/2020» . IFPI Греция . Архивировано из оригинала 14 декабря 2020 года . Проверено 14 декабря 2020 г.
  140. ^ «Чарт альбомов Великобритании — 27 ноября 1965 г.» . Чарт альбомов Великобритании . Официальная чартерная компания. Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 20 мая 2016 г.
  141. ^ «Билборд 200 — 6 ноября 1965 года» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 20 мая 2016 г.
  142. ^ «Сертификаты канадского альбома - Боб Дилан - Возвращение к шоссе 61» . Музыка Канады .
  143. ^ «Сертификаты британских альбомов – Боб Дилан – Возвращение к шоссе 61» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 18 февраля 2021 г.
  144. ^ «Сертификаты британских альбомов – Боб Дилан – Возвращение к шоссе 61» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 18 февраля 2021 г.
  145. ^ «Сертификаты американских альбомов – Боб Дилан – Возвращение к шоссе 61» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6999f4ce5aff07ce4baf331a57fae39e__1721252520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/9e/6999f4ce5aff07ce4baf331a57fae39e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Highway 61 Revisited - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)