Видения Джоанны
«Видения Джоанны» | |
---|---|
Песня Боба Дилана | |
из альбома Блондинка на блондинке | |
Выпущенный | 20 июня 1966 г. |
Записано | 14 февраля 1966 г. |
Жанр | Фолк-рок [1] |
Длина | 7 : 30 |
Этикетка | Колумбия |
Автор(ы) песен | Боб Дилан |
Продюсер(ы) | Боб Джонстон |
« Видения Джоанны » — песня, написанная и исполненная Бобом Диланом для его альбома 1966 года «Blonde on Blonde» . Некоторые критики назвали «Видения Джоанны» одним из высших писательских достижений Дилана. [2] [3] восхваляя выразительность и тонкость языка. [4] [5] Журнал Rolling Stone включил «Visions of Jones» в свой список 500 величайших песен всех времён . В 1999 году сэр Эндрю Моушн , поэт-лауреат Соединенного Королевства , назвал эту песню величайшим текстом песни, когда-либо написанным.
Дилан впервые записал песню в Нью-Йорке в ноябре 1965 года под рабочим названием «Freeze Out», но остался недоволен результатами. Когда в феврале 1966 года запись альбома «Blonde on Blonde» переехала в Нэшвилл, Дилан снова попробовал сочинить композицию с разными музыкантами и решил выпустить это исполнение. Все альтернативные версии песни были официально выпущены, но некоторые только в коллекционном наборе ограниченным тиражом: многие из них представляют собой студийные записи ноября 1965 года или позже 1966 года , а две другие представляют собой живые выступления во время его мирового турне 1966 года .
Многие артисты записали кавер-версии песни, в том числе Grateful Dead , Cat Power , Марианна Фейтфулл , Крис Смитер и Робин Хичкок .
Источники
[ редактировать ]Ученый Лоуренс Куп утверждал, что личность главного героя «перекликается» Керуака Джека с «Видениями Жерара» (написаны в 1956 году, опубликованы в 1963 году), а песня в целом, как и роман, «кажется, посвящена жажде блаженный опыт — надежда на то, что священное царство все же можно увидеть в мирских людях, как и Джерард, олицетворяет спасение, которое приходит из страданий. Но в отличие от Керуака, Дилан изображает эту возможность как насмешливо далекую — причину страдания сама по себе. " [6]
Запись
[ редактировать ]Клинтон Хейлин относит написание «Видений Джоанны» к осени 1965 года, когда Дилан жил в отеле «Челси» со своей беременной женой Сарой . Хейлин отмечает, что «в этом деклассированном отеле… тепловые трубы все еще кашляют», имея в виду строчку из песни. [7] [8] Грейл Маркус сообщает, что, когда песня была впервые выпущена, «история заключалась в том, что она была написана во время великого отключения электроэнергии на Восточном побережье 9 ноября 1965 года ». [9]
Дилан впервые записал эту песню при поддержке The Hawks в нью-йоркской студии звукозаписи CBS 30 ноября 1965 года, анонсировав свою новую композицию словами: «Это называется 'Freeze Out'». [10] Энди Гилл отмечает, что это рабочее название передает «атмосферу ночной паузы, в которой зарисовываются стихотворные картины... полные шепота и бормотания». [11] По словам Маркуса, Дилан представил песню на живых выступлениях в 1966 году словами «Похоже на Freeze Out». [9] Во время одного из первых живых выступлений в декабре 1965 года в Сан-Франциско Дилан также предложил возможное название: «Возвращение к Алькатрасу 9-й власти».
Некоторые из нью-йоркских записей были быстрыми и содержали в пятом куплете дополнительную строчку «Он исследует код соловья». Историк Шон Виленц в своей книге «Дилан в Америке » внимательно прослушал полные студийные записи сессий «Блондинки на блондинке» и описывает, как Дилан руководил аккомпанирующими музыкантами из Нью-Йорка через четырнадцать дублей, пытаясь объяснить, как он хотел, чтобы «Видения Джоанны» играли. . В какой-то момент Дилан говорит: «Это не хард-рок . Единственное, что в нем тяжелое, — это Робби ». Анализируя эволюцию песни во время записи в Нью-Йорке, Виленц пишет, что Дилан «успокаивает ситуацию, приближаясь к тому, что в конечном итоге появится на альбоме Blonde on Blonde - и это все еще неправильно». [10] Несколько полных дублей песни [12] были записаны 30 ноября, в том числе один с быстрым рок-битом с аккомпанементом клавесина, а другой с маршевым темпом, который был выпущен на The Bootleg Series Vol. 7: Домой нет направления: саундтрек 2005 года. [13]
уговорил Дилана "Видения Джоанны" встали на свои места, когда продюсер Боб Джонстон перенести сеансы записи в Нэшвилл, штат Теннесси . Во время его первого дня в студии CBS в Нэшвилле, 14 февраля 1966 года, Blonde on Blonde была записана версия песни . В интервью Энди Гиллу Эл Купер сказал, что он и гитарист Робби Робертсон стали чувствительны к нюансам вокала Дилана. [11] Купер добавил, что «очень важно, что Джо Саута здесь делает бас »; Купер описал это как «эту пульсирующую... потрясающую ритмичную басовую партию». [11] Другими бэк-музыкантами были Чарли Маккой , гитара, Уэйн Мосс , гитара, и Кеннет Баттри на барабанах. [15]
Живые выступления и студийные записи
[ редактировать ]Дилан впервые исполнил «Видения Джоанны» публично 4 декабря 1965 года в Общественном театре Беркли . На этом концерте присутствовала Джоан Баэз , которая считала, что тексты песен относятся к ней. Она сказала: «Он только что написал «Видения Джоанны», что показалось мне очень подозрительным... он никогда раньше не исполнял ее, и Нойвирт сказал ему, что я была там той ночью, и он ее исполнил». [16] Хейлин предполагает, что если Дилан и исполнял это для кого-то в тот вечер, то это был Аллен Гинзберг , который также присутствовал. Хейлин утверждает, что Дилан считал, что Гинзберг оказал большое влияние на его написание песен на этом этапе, и стремился продемонстрировать песню поэту- битнику . [16]
Были выпущены все концертные версии песни, записанные во время турне Дилана по Англии в 1966 году. Исполнение Диланом этой песни в лондонском Королевском Альберт-Холле 26 мая 1966 года появилось в Biograph» выпущенном в 1985 году « журнале , . на живом выступлении Дилан ответил: «Я мог запомнить песню, даже не записывая ее, потому что она была настолько наглядной». [17] Исполнение песни, записанное в Манчестерском зале свободной торговли 17 мая 1966 года, было выпущено на The Bootleg Series Vol. 4: Боб Дилан в прямом эфире, 1966 год , 1998 год. [18] Кроме того, исполнение песни, записанное в Белфасте 6 мая 1966 года, было включено в альбом Live 1962-1966: Rare Performances From The Copyright Collections , выпущенный в 2018 году.
11 ноября 2016 года компания Legacy Recordings выпустила бокс-сет из 36 компакт-дисков The 1966 Live Recordings , в который вошли все известные записи концертного тура Боба Дилана 1966 года. [19] Запись начинается с концерта в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк, 5 февраля 1966 года, и заканчивается концертом в Королевском Альберт-Холле в Лондоне 27 мая. Набор содержит 18 живых исполнений "Visions of Jones", все с участием Дилана. акустическая гитара. [20] (Выступление 26 мая 1966 года вошло в отдельно выпущенный альбом The Real Royal Albert Hall 1966 Concert .)
Студийные записи "Visions of Jones" были полностью выпущены на 18-дисковом коллекционном издании The Bootleg Series Vol. 12: The Cutting Edge 1965–1966 , 6 ноября 2015 г., с основными моментами от 30 ноября 1965 г., отрывками, появившимися на 6-дисковой и 2-дисковой версиях этого альбома. [21] Версия из 18 дисков содержит 14 дублей "Visions of Jones", записанных в Нью-Йорке 30 ноября 1965 года, и 4 дубля песни, записанных в Нэшвилле 14 февраля 1966 года, последним из которых является Blonde on Blonde. версия песни . [21]
Интерпретация
[ редактировать ]Отмечая, насколько популярна "Visions of Joena" по-прежнему среди "хардкорных диланофилов", Энди Гилл предполагает, что именно загадочность песни ответственна за ее популярность - "вечно балансирующая на грани ясности, но остающаяся невосприимчивой к строгой расшифровке". [11] Гилл пишет, что песня начинается с противопоставления двух любовников, плотской Луизы и «более духовной, но недостижимой» Джоанны. В конечном счете, по мнению Гилла, песня призвана передать, как артист вынужден продолжать стремиться к некоему неуловимому видению совершенства. [11]
Клинтон Хейлин описал, по его мнению, странные обстоятельства, связанные с этой песней. Написанная примерно во время свадьбы Дилана с Сарой Лаундс, Хейлин описывает ее как «одну из самых странных песен, когда-либо написанных человеком, который только что женился и наслаждается кратким медовым месяцем в городе». [7] Отмечая, что песня представляет собой элегию бывшему возлюбленному, Хейлин предполагает, что «ужасно заманчиво видеть Джоанну своей музой», которой в песне «здесь нет». По мнению Хейлин, триумф песни заключается в том, «то, как Дилану удается так ярко и непосредственно написать о самых зарождающихся чувствах». [7]
Критик Дилана Майкл Грей также хвалит тонкость песни. Грей признает, что трудно сказать, о чем «эта песня», поскольку она одновременно неопределенна и точна. По мнению Грея, его главное достижение заключается в том, как он смешивает категории, используя язык одновременно серьезным и легкомысленным, деликатным и грубым, смешивая «абстрактную неофилософию и образную фразеологию». [22]
Роберт Шелтон назвал «Видения Джоанны» одним из главных произведений Дилана. Он пишет, что техника Дилана по выбрасыванию «бегущих образов» вызывает «сознание, плывущее по течению»; эти «непоследовательные видения» являются свидетельством раздробленного сознания. [14] Шелтон утверждает, что песня исследует безнадежные поиски идеала, видения Джоанны, но без этого поиска жизнь становится бессмысленной. Он предполагает, что тот же парадокс исследует Китс в своей « Оде к греческой урне ». [14]
Майк Маркузи поместил песню в Нью-Йорк, «мерцающий, электрический, призрачный городской пейзаж». [23] Дилан описывает себя застрявшим в тумане отстраненности, который дает убежище, и в то же время страдает от пронзительной ясности: непосредственный ответ, который «слишком краток и слишком ясен». Что касается Маркизи, Дилан описывает его затруднительное положение, когда он завис между свободой и рабством, но жаждет подлинных впечатлений. Джоанна и Луиза — объекты желания и тоски. «Всё дело в их неуловимости и нереальности». [23]
Гитарист и критик Билл Яновиц также подчеркивает урбанистический, нереальный характер "Видений Джоанны", называя его "обширной эпопеей". «Путешествие проведет Дилана через лофты, поезд D, музей, пустыри и отрывки подслушанных разговоров, а также дискуссию с каким-то «потерянным маленьким мальчиком», который «относится к себе так серьезно» и кто такой бесполезный и весь / бормочу светскую болтовню у стены». По мнению Яновица, это «возможно, удар по критику». [24]
Литературный критик Кристофер Рикс в своем исследовании творчества Дилана подчеркивает эмоциональный эффект этих самых строк:
- У него наверняка есть наглость быть таким бесполезным и все такое.
- Бормочу светскую беседу у стены, пока я в коридоре.
Рикс пишет, что фраза «и все» превращает настроение беспомощности в чувство «агрессии и сбитого с толку гнева». [25]
Пытаясь разгадать тайну песни, Грейл Маркус пишет, что песня посвящена внутренним вопросам, а не внешним: «Строка за строкой «Blowin' in the Wind» набожна или ложно невинна — разве это не очевидно?» что тот, кто написал: «Да, сколько морей должен проплыть белый голубь / Прежде чем он уснет на песке, уже знает ответ, предполагая, что он или кто-либо действительно может заставить себя задуматься о таком драгоценном вопросе?» «Видения Джоанны» задают разные вопросы, например: Где ты? Кто ты? Что ты здесь делаешь? Вспоминая одурманенную городскую среду песни, Маркус пишет о «Людях, бродящих из одного угла чердака в другой, одурманенные, пьяные, полусонные, крепко спящие, без всякого смысла делать следующий вдох, не говоря уже о следующем шаге». По мнению Маркуса, «Видения Джоанны» создают повествование исключительно из атмосферы». [9]
Наследие
[ редактировать ]Некоторые критики назвали песню шедевром. [7] [10] [11] В 2004 году журнал Rolling Stone поместил эту песню на 404-е место в своем списке 500 величайших песен всех времён . [26] комментируя, что Дилан «никогда не звучал более одиноко, чем в этой семиминутной балладе, снятой с одного дубля в День святого Валентина 1966 года». (Когда Rolling Stone обновил свой список в 2010 году, песня опустилась на 413-е место, а затем в 2021 году поднялась на 317-е.) [27] [28] В 1999 году британский поэт-лауреат Эндрю Моушн выбрал ее в качестве кандидата на лучший текст песни, когда-либо написанный. Моушн похвалил «концентрацию и неожиданность» текстов Дилана и сказал, что, хотя он дистанцировался от некоторых взглядов певца на женщин, «скрежет его гнева» был частью его величия. [29] В 2017 году издание International Observer назвало эту песню второй лучшей из когда-либо записанных. [30] заявив: «24-летний Дилан начал понимать, что независимо от того, сколько прекрасных песен он написал, он не сможет достичь бессмертия посредством своего искусства, как он, возможно, когда-то считал, потому что даже если бы люди все еще слушали музыку через 500 лет, он все равно был бы мертв». В 2020 году во время выступления на «Позднем шоу со Стивеном Колбертом » Брюс Спрингстин назвал «Visions of Jones» одной из трех своих любимых песен Дилана (наряду с « Like a Rolling Stone » и « Ring Them Bells »). [31] В интервью The Independent в 1992 году культовый британский музыкант Робин Хичкок описал эту песню, сказав: «Во многом именно поэтому я певец». [32] Комментируя эту песню в интервью 1985 года, Дилан сказал: «Я до сих пор время от времени пою эту песню. Она до сих пор стоит так же, как и тогда, может быть, даже еще больше, каким-то странным образом». [17]
Кавер-версии
[ редактировать ]В период с 1986 по 1995 год The Grateful Dead несколько раз исполняли на концертах "Видения Джоанны". [33] и они, и соло Джерри Гарсии выпустили по концертной версии. [34] [35] Также есть 16-минутная студийная версия песни на All Good Things Redux Джерри Гарсиа , бонусном компакт-диске, входящем в бокс-сет All Good Things со студийными записями Гарсиа. [36]
Среди других исполнителей, сделавших кавер на эту песню, — Cat Power , Марианна Фейтфулл , [37] Робин Хичкок , [38] Ли Ранальдо , [39] Крис Смитер , [40] бывший Flamin' Groovies гитарист Крис Уилсон , [41] Джули Феликс , [42] Мэгги Холланд , [43] и шоу медицины старых ворон . Джазовое трио Jewels and Binoculars , названное в честь фразы из «Видений Джоанны», [44] записали инструментальную обработку песни для своего альбома The Music of Bob Dylan . [45] Иноязычные версии песни включают запись Яна Эрика Волда , Коре Вируда и Телемарка Blueslag на норвежском языке. [46] [47] Версия Жерара Кинтаны и Хорди Батиста на каталонском языке, [48] Штеффен Брандт на датском, [49] и Эрнста Янса на голландском языке. [50]
Сноски
[ редактировать ]- ^ "Видения Джоанны" Боба Дилана - Информация о треке | AllMusic" . Вся музыка .
- ^ «10 величайших песен Боба Дилана» . Роллинг Стоун . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «Боб Дилан: 30 величайших песен» . Телеграф . 24 июля 2015 г. ISSN 0307-1235 . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «30 величайших песен Боба Дилана: № 12, «Видения Джоанны» «Американский автор песен» . Американский автор песен . 24 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2018 г. Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «Видения бесконечности» Джонни Таккара . www.jonnythakkar.com . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «'Музыка Vision': Боб Дилан через Джека Керуака и Аллена Гинзберга» Лоуренса Купе в Beat Sound, Beat Vision: The Beat Spirit и Popular Song (Manchester University Press, 2012). Цитируется в « Одна и та же песня в разных прочтениях: «Видения Джоанны» Боба Дилана книге Лоуренса Купе », Pop Matters . 15 июня 2022 г. По состоянию на 29 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хейлин 2009 , стр. 273–279.
- ^ Видения Джоанны (Bobdylan.com)
- ^ Перейти обратно: а б с Маркус 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Виленц 2009 , стр. 110–113.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гилл 1998 , стр. 97–99.
- ^ Хейлин 2009 , с. 277
- ^ Городецкий 2005.
- ^ Перейти обратно: а б с Шелтон 2011 , с. 225
- ^ Бьорнер 2011
- ^ Перейти обратно: а б Хейлин 2009 , с. 275
- ^ Перейти обратно: а б Кроу 1985 г.
- ^ Гловер 1998
- ^ Льюис, Рэнди (27 сентября 2016 г.). «Все живые выступления Боба Дилана 1966 года в бокс-сете из 36 компакт-дисков, которые выйдут 11 ноября» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 сентября 2016 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас (11 ноября 2016 г.). «Концертные записи 1966 года» . allmusic.com . Проверено 2 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Боб Дилан - На переднем крае 1965–1966: Серия бутлегов, том 12» . Проверено 2 декабря 2016 г.
- ^ Грей 2000 , стр. 154–155.
- ^ Перейти обратно: а б Маркизи 2005 , стр. 206–207.
- ^ Яновиц
- ^ Рикс 2003 , стр. 487–488.
- ^ 500 величайших песен всех времен (2004): 401–500
- ^ 500 величайших песен всех времен (2010): № 413 «Видения Джоанны»
- ^ «Видения Джоанны заняли 317-е место в списке 500 величайших песен журнала Rolling Stone» . Роллинг Стоун . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ Торп 1999 г.
- ^ «100 величайших песен всех времен по версии журнала International Observer» . www.intobserver.com . Архивировано из оригинала 16 июля 2017 г. Проверено 14 июня 2017 г.
- ^ «Сможете ли вы угадать любимые песни Боба Дилана Брюса Спрингстина? — YouTube» . www.youtube.com . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Почему песня Боба Дилана «Видения Джоанны» сделала Робин Хичкок певицей» .
- ^ Видения Джоанны (Dead.net)
- ^ Рульманн
- ^ Планер: Гарсия играет Дилана
- ^ Планер: Все хорошее Redux
- ^ Томпсон
- ^ Даунинг
- ^ Буш
- ^ Уитмен
- ^ Вторая жизнь: Обзор
- ^ Джули Феликс: Дискография
- ^ Как добраться: обзор
- ^ Рэтлифф 2008
- ^ Лейн
- ^ Бьорнер 2003
- ^ Каменный дождь
- ^ Разум царит
- ^ Baby Blue - переосмысление Боба Дилана: обзор
- ^ Мечты Джоанны
Ссылки
[ редактировать ]- «Baby Blue — переосмысление Боба Дилана: обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г.
- Бьёрнер, Олоф (28 января 2003 г.). «Это не я, детка: каверы, отсортированные по названию песни: V» . Бьорнер.com . Проверено 21 ноября 2011 г.
- Бьорнер, Олоф (3 июня 2011 г.). «Шестая сессия «Блондинка на блондинке», продюсер Боб Джонстон» . Бьорнер.com . Проверено 27 сентября 2011 г.
- Буш, Джон. «Блюз преступников, Том 2: Обзор» . Вся музыка . Проверено 20 ноября 2011 г.
- Кэмпбелл, Ал. «Блюз на блондинке на блондинке: обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г.
- Кроу, Кэмерон (1985). Биография (буклет). Боб Дилан. Нью-Йорк: Columbia Records.
- Даунинг, Брайан. «Робин Сингс: Обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г.
- «Дромен Ван Йоханна» . Ernstjansz.com (на голландском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 17 октября 2011 г.
- «500 величайших песен всех времен (2004): 401–500» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 25 июня 2008 г. Проверено 11 ноября 2011 г.
- «500 величайших песен всех времен (2010): № 413 «Видения Джоанны» » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 6 ноября 2011 г. Проверено 11 ноября 2011 г.
- «Как добраться: обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Гилл, Энди (1998). Классический Боб Дилан: Мои задние страницы . Карлтон. ISBN 1-85868-599-0 .
- Гловер, Тони (1998). Серия бутлегов, том. 4: Боб Дилан вживую, 1966 год, Концерт «Королевский Альберт-холл» (буклет). Боб Дилан. Нью-Йорк: Columbia Records.
- Городецкий, Эдди (2005). Нет направления домой: Саундтрек - серия The Bootleg, том 7 (буклет). Боб Дилан. Нью-Йорк: Columbia Records.
- Грей, Майкл (2000). Человек песни и танца III: Искусство Боба Дилана . Континуум Интернэшнл. ISBN 0-8264-5150-0 .
- Хейлин, Клинтон (2009). Революция в воздухе: песни Боба Дилана, том первый: 1957–73 . Констебль. ISBN 978-1-84901-051-1 .
- Яновиц, Билл. «Видения Джоанны: Обзор песни» . Вся музыка . Проверено 1 ноября 2011 г.
- «Жюли Феликс: Дискография» . Knibbworld.com . Архивировано из оригинала 8 июня 2012 г. Проверено 16 октября 2011 г.
- Лейн, Джослин. «Драгоценности и бинокль — музыка Боба Дилана: обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г.
- Маркус, Грейл (21 июня 2008 г.). «Мечта Боба Дилана» . Хранитель . Проверено 7 ноября 2011 г.
- Маркизи, Майк (2005). Злой посланник: Боб Дилан и 1960-е годы . Семь Историй Пресс. ISBN 978-1-58322-686-5 .
- Планер, Линдси. «Все хорошее Redux: обзор» . Вся музыка . Проверено 5 октября 2013 г.
- Планер, Линдси. «Гарсия играет Дилана: обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г.
- Рэтлифф, Бен (23 апреля 2008 г.). «Дилан без слов, только мелодии в голове» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 октября 2011 г.
- Рикс, Кристофер (2003). Видения греха Дилана . Пингвин/Викинг. ISBN 0-670-80133-Х .
- Рульманн, Уильям. «Последствия из зоны Фила: Обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г.
- «Вторая жизнь: Обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- «Чувствовать королеву ни как» . Musicaglobal.com (на каталонском языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 8 ноября 2011 г.
- Шелтон, Роберт (2011). Нет направления домой: жизнь и музыка Боба Дилана, исправленное и обновленное издание . Омнибус Пресс. ISBN 978-1-84938-911-2 .
- «Штайн Регн» . Recordheaven.net (на норвежском языке) . Проверено 21 ноября 2011 г.
- Томпсон, Дэйв. «Блюз Рич Кида: Обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г.
- Торп, Ванесса (3 октября 1999 г.). «Лауреат вручает лавры Дилану» . Наблюдатель . Проверено 29 июля 2011 г.
- «Видения Джоанны» . Bobdylan.com . Архивировано из оригинала 24 октября 2011 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
- «Видения Джоанны» . Мертвый.нет . 21 марта 2007 года . Проверено 26 октября 2011 г.
- Уитмен, Энди. «Оставьте свет включенным: обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2011 г.
- Виленц, Шон (2009). Боб Дилан в Америке . Голова Бодли. ISBN 978-1-84792-150-5 .