Другая сторона Боба Дилана
Другая сторона Боба Дилана | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 8 августа 1964 г. | |||
Записано | 9 июня 1964 г. | |||
Студия | Колумбия, 7-я авеню , Нью-Йорк | |||
Жанр | Народный | |||
Длина | 50 : 37 | |||
Этикетка | Колумбия | |||
Продюсер | Том Уилсон | |||
Боба Дилана Хронология | ||||
|
«Другая сторона Боба Дилана» — четвёртый студийный альбом американского певца и автора песен Боба Дилана , выпущенный 8 августа 1964 года на лейбле Columbia Records .
Альбом отклоняется от более социально сознательного который Дилан развил в своем предыдущем альбоме стиля , The Times They Are A-Changin' . Это изменение вызвало критику со стороны некоторых влиятельных деятелей фолк-сообщества – Sing Out! редактор Ирвин Зильбер пожаловался, что Дилан «каким-то образом потерял связь с людьми» и увлекся «атрибутами славы». [ 1 ]
Несмотря на смену тематики альбома, Дилан полностью исполнил «Другую сторону Боба Дилана», как и предыдущие пластинки, – сольно. В дополнение к своей обычной акустической гитаре и губной гармошке Дилан играет на фортепиано в одном треке "Black Crow Blues". Другая сторона Боба Дилана достигла 43-го места в США. [ 2 ] (хотя в конечном итоге он стал золотым) и достиг 8-го места в британских чартах в 1965 году.
высокой четкости 5.1 была выпущена на SACD компанией Columbia в 2003 году. с объемным звуком Версия альбома [ 3 ]
Письмо
[ редактировать ]На протяжении 1963 года Дилан работал над романом и пьесой. Ряд издателей были заинтересованы в подписании контракта с Диланом, и в какой-то момент City Lights сильно рассматривалась (небольшая, но престижная компания, специализирующаяся на поэзии). Однако, поскольку Дилан работал над своей книгой в непринужденном темпе, его менеджер Альберт Гроссман решил заключить сделку с крупным издательством.
Старший редактор Macmillan Боб Маркел сказал: «Мы дали [Дилану] аванс за книгу сочинений без названия… Издатель шел на риск, связанный с молодым, непроверенным потенциальным феноменом». Когда Маркел впервые встретился с Диланом, «книги в то время не было… Материал на тот момент был туманным, отрывочным. Редактор поэзии назвал его «недоступным». Символизм было нелегко понять, но, с другой стороны, он был приземленным, наполненным неясными, но чудесными образами… Я чувствовал, что это имело большую ценность и сильно отличалось от произведений Дилана до того времени. [Но] это была не книга. "
Прошли годы, прежде чем Дилан закончил свою книгу, но последовавшие за ней поэтические эксперименты в свободной форме в конечном итоге повлияли на его написание песен. Наиболее ярким примером является код из шести строк стихотворения, посвященного президента Джона Ф. Кеннеди ( убийству которое произошло 22 ноября 1963 года):
цвета пятницы были тусклыми / как тихо горели соборные колокола / удар по нежным / удар по добрым / удар по увечным / удар по слепым
Этот припев вскоре появился в очень важной композиции « Перезвоны свободы », и, как пишет биограф Клинтон Хейлин, «с этим печальным припевом Дилан превратился из злободневного трубадура в поэта дороги». [ 4 ]
В феврале 1964 года Дилан отправился в 20-дневное путешествие по Соединенным Штатам. Путешествуя в универсале с несколькими друзьями (Полом Клейтоном, Виктором Мэймудесом и Питом Карманом), Дилан начал свое путешествие в Нью-Йорке, сделав многочисленные объезды многих штатов, прежде чем завершить поездку в Калифорнии. (Сообщается, что в какой-то момент Дилан нанес визит поэту Карлу Сэндбергу .) «Мы разговаривали с людьми в барах, с шахтерами», - позже скажет Дилан. «Разговаривать с людьми – вот что нужно, чувак». [ 5 ]
По словам Хейлина, «основной мотивацией этой поездки было найти достаточно вдохновения, чтобы выйти за рамки формы народных песен, если не в барах или у шахтеров, то заглянув глубоко в себя». Дилан проводил много времени в кузове универсала, работая над песнями и, возможно, стихами на пишущей машинке. Именно во время этой поездки Дилан сочинил «Перезвоны свободы», закончив его к премьере на концерте в Денвере 15-го числа. « Мистер Бубен » также был написан во время этой поездки.
Также во время этой поездки «Битлз» прибыли в Америку. Их первый визит в Соединенные Штаты остается пробным камнем в американской культуре. Меймудес вспоминал, как Дилан «чуть не выпрыгнул из машины», когда « I Wanna Hold Your Hand по радио прозвучала », и его комментарии: « Ты слышал это?.. это было чертовски здорово! Ох чувак… » и каким выглядел Дилан погруженный в свои мысли, прокручивал запись в своей голове. [ 6 ] Дилан, однако, уже следил за «Битлз» с 1963 года. Были разные мнения относительно отношения Дилана к «Битлз» в то время, но известно, что Сьюз Ротоло и Эл Ароновиц сразу же присоединились к ним и защищали свою музыку для Дилана. Позже Ароновиц утверждал, что Дилан назвал их «жевачкой», но в интервью 1971 года Дилан вспоминает, что их музыка произвела на него впечатление. «Мы ехали по Колорадо, у нас было включено радио, и восемь из десяти лучших песен были песнями Битлз… «I Wanna Hold Your Hand», все те ранние песни. Они делали то, чего никто не делал. Их аккорды были возмутительными, просто возмутительно, и их гармонии придавали всему этому смысл… Я знал, что они указывают направление, в котором должна идти музыка».
В январе, когда «Битлз» были во Франции, Джордж Харрисон купил французский релиз The Freewheelin' Bob Dylan под названием En Roue Libre , который они играли неоднократно, впечатленные текстами и «просто отношением!». [ 7 ] По мере того как «Битлз» начали оказывать влияние на Дилана и наоборот, личная жизнь Дилана претерпевала ряд существенных изменений. Когда Дилан вернулся в Нью-Йорк в марте, он взял напрокат электрогитару. [ 7 ] Он продолжил свой роман с певицей народных песен Джоан Баэз , хотя их совместные выступления на сцене стали сокращаться. Подруге Дилана Сьюз Ротоло, видимо, надоело это дело. Вскоре после того, как Дилан вернулся в Нью-Йорк, они поссорились. В то время Сьюз жила со своей сестрой Карлой, и когда Карла вмешалась, Дилан начал кричать на Карлу. Карла приказала Дилану уйти, но он отказался идти. Карла Ротоло толкнула Дилана, а он оттолкнул ее. Вскоре они оба практически сражались. Были вызваны друзья, и Дилана пришлось насильно удалить, что фактически положило конец его отношениям со Сьюз Ротоло. [ 8 ] В интервью 1966 года Дилан признался, что после того, как их отношения закончились: «На какое-то время я был очень, очень нервным. Я имею в виду, действительно, очень нервным».
В одном из отчетов о первом опыте Дилана с психоделиками он произошел в апреле 1964 года; продюсер Пол Ротшильд рассказал Бобу Спитцу, что он присутствовал, когда Дилан принял свою первую дозу ЛСД . К февралю 1964 года Дилан уже говорил своим друзьям, что « Рембо там, где он есть. Такие вещи что-то значат. Именно такие вещи я буду писать». Французский поэт девятнадцатого века Рембо однажды написал своему наставнику Жоржу Изамбару , что «поэт делает себя провидцем путем долгого, потрясающего и рационального расстройства чувств… Он тянется [к] неизведанному, и даже если, обезумев, он потеряв понимание своих видений, по крайней мере, он их видел». (Датировано маем 1871 г.) Ранние эксперименты Дилана с галлюциногенами часто были связаны с драматическим развитием его написания песен, но сам Дилан отрицал какую-либо связь.
Позже Дилан уехал в Европу, отыграв несколько выступлений в Англии, а затем отправился в Париж, где его познакомили с немецкой моделью Кристой Паффген, известной под именем Нико . Угостив Дилана едой в ее квартире, Нико сопровождал Дилана по Европе, путешествие, которое проходило через Германию и закончилось в Вульягмени. [ 9 ] небольшая деревня недалеко от Афин , Греция. Дилан пробыл в Вульягмени больше недели, закончив многие песни, которые войдут в его четвертый и будущий альбом. Девять из них будут записаны по его возвращению в Нью-Йорк: «All I Really Want to Do», «Spanish Harlem Incident», «To Ramona», «I Shall Be Free No. 10», «Ballad in Plain D». , «Это не я, детка», « Мама, ты была в моих мыслях », «Дениз Дениз» и « Блюз черной вороны ». Дилан также завершил работу над еще одной песней под названием « I'll Keep It With Mine », которая, по словам Нико, была «обо мне и моем маленьком ребенке». Дилан подарила песню Нико, которая в конечном итоге записала ее для своего собственного альбома Chelsea Girl , выпущенного в 1967 году.
Запись
[ редактировать ]Поскольку коммерческий успех Дилана рос, Колумбия теперь убеждала Дилана выпускать постоянный поток записей. По возвращении Дилана в Нью-Йорк было быстро назначено студийное время, и Том Уилсон вернулся в качестве продюсера.
Первая (и единственная) сессия записи состоялась 9 июня в студии Columbia A , расположенной по адресу 799 Seventh Avenue в Нью-Йорке. По словам Хейлина, «допивая пару бутылок Божоле », Дилан записал 14 оригинальных композиций за одну трехчасовую сессию с 19:00 до 22:00 того вечера, 11 из которых были выбраны для финального альбома. В конечном итоге были отклонены три песни: «Дениз Дениз», «Мистер Бубен » и « Мама, ты была в моих мыслях ». [ 10 ]
Статья Ната Хентоффа о Дилане для The New Yorker , опубликованная в конце октября 1964 года, включает замечательные описания сеанса 9 июня. Хентофф очень подробно описывает атмосферу в студии звукозаписи CBS, а также собственные шутки и подшучивания Дилана над своими друзьями в студии, с продюсерами сессии и самим Хентоффом. [ 11 ]
Рэмблин Джек Эллиотт присутствовал во время части этой сессии, и Дилан попросил его выступить в «Mr. Tambourine Man». «Он пригласил меня спеть с ним, — вспоминает Эллиот, — но я не знал слов, кроме припева, поэтому просто гармонировал с ним в припеве». Был записан только один полный дубль, в котором Дилан запутался в некоторых текстах. [ 10 ] Хотя запись в конечном итоге была отклонена, Дилан вернется к этой песне для своего следующего альбома.
К тому времени, когда Дилан записал то, что в конечном итоге стало основным дублем «My Back Pages», было 1:30 ночи. Были выбраны основные дубли, и после небольшого редактирования вскоре был секвенирован окончательный альбом.
Песни и темы
[ редактировать ]Как сказал Дилан Нату Хентоффу в журнале The New Yorker » нет никаких песен, указывающих пальцем» , «на «Другой стороне Боба Дилана , что стало значительным шагом в новом направлении. [ 11 ] Музыкальный критик Тим Райли пишет: «В совокупности эти песни представляют собой решительный акт отказа от протеста, связанного с конкретными проблемами, от традиционной народной музыки и собственнических уз ее аудитории [...] Песни о любви раскрываются в неопределенности. высказывания об эмоциональных орбитах влюбленных, а актуальные темы выходят за искусственные моральные границы и переходят в широкомасштабное социальное наблюдение». [ 12 ]
«Сострадание, которым пропитаны все жалобы в фильмах « Все, что я действительно хочу сделать» и «Это не я, детка», наполнено идеализмом и юмором», - пишет Райли. «То, что [обе песни] созданы на основе чистого йоделя Джимми Роджерса, только делает их связь с широко открытым американским оптимизмом еще более заманчивой (хотя обе они, по сути, прощаются неохотно)». [ 13 ]
« Black Crow Blues » — это традиционная 12-тактовая блюзовая аранжировка с оригинальными текстами. [ 14 ]
« Инцидент в Испанском Гарлеме » — это новый роман, который претендует на то, чтобы быть коротким и милым, — пишет Райли, — но это пример того, как Дилан начинает использовать необычные сочетания слов, чтобы пробудить тайны близости… ее «гремящие барабаны» играют на его «беспокойные ладони»; ее «жемчужные глаза» и «сверкающие алмазные зубы» на его «бледном лице». [ 15 ]
« Перезвоны свободы » можно проследить до « Lay Down Your Weary Tune », отрывка из The Times They Are A-Changin' . «Ощущение силы природы… близко отражает песню «Lay Down Your Weary Tune», — пишет Клинтон Хейлин. «Беззастенчиво апокалиптическая… композиция «Chimes of Freedom» представляет собой скачок в форме, который позволил вырваться на свет еще более поэтичным песням».
Наряду с более поздним треком "Motorpsycho Nitemare", текст песни " I Shall Be Free No. 10 " был назван "сюрреалистическим говорящим блюзом ". [ 16 ]
Описанная Хейлином как «самая реализованная песня на другой стороне », « To Ramona » является одной из самых знаменитых песен на альбоме. Мягкий, нежный вальс. Райли пишет, что песня «расширяет романтику от идеалов эмоциональной честности до проблем обусловленного соответствия («От обстоятельств, сил и друзей / Что ты должен быть таким же, как они»)… в «Испанском Гарлемском происшествии». », [Дилан] использует лесть как прикрытие для собственной слабой самооценки певца; в «Рамоне» он пытается спасти свою возлюбленную от нее самой хотя бы потому, что знает, что вскоре ему может понадобиться тот же комфорт, который он ей дает».
« Motorpsycho Nitemare » , частично основанный на Альфреда Хичкока фильме «Психо» , высмеивает как подъем американской контркультуры 60-х, так и параноидальную реакцию мейнстрима на нее. [ 17 ] [ 18 ]
Райли описывает « Мои задние страницы » как «тщательный рентген прежнего социального прозелитизма Дилана… Дилан отказывается от своей прежней чрезмерно серьезной мессианской позиции и отрекается от ложных взглядов». («Тогда я был намного старше / сейчас я моложе».)
Описанный Райли как «чистое жало романтического предательства», [ 19 ] " I Don't Believe You (She Acts Like We Never Have Met) " будет кардинально переработана для полностью электрической рок-группы во время знаменитого тура Дилана с The Hawks в 1966 году .
По словам Хейлина, « Баллада в простом D » берет свою мелодию и припев («мои друзья говорят мне…») из шотландской народной песни «I Once Loved A Lass (The False Bride)». [ 20 ] «В песне наглядно описана ночь его расставания со Сьюз», — пишет Хейлин. «Изображение Диланом Карлы как «сестры-паразита» остается жестоким и неточным портретом женщины, которая начинала как одна из самых больших поклонниц [Дилана] и изменилась только тогда, когда она осознала, насколько эмоциональному шантажу он подвергал ее младшую дочь. сестра». На вопрос в 1985 году, были ли какие-нибудь песни, о написании которых он сожалел, Дилан выделил «Ballad in Plain D», сказав: «Я оглядываюсь назад на эту конкретную песню и говорю… возможно, я мог бы оставить ее в покое». [ 21 ]
" It Ain't Me, Babe " также является переработкой той же аранжировки "Scarborough Fair", которая была записана в более ранних композициях Дилана " Girl from the North Country " и "Boots of Spanish Leather". Джонни Кэш записал свою собственную хитовую версию этой песни вскоре после «Другой стороны Боба Дилана» выхода , а версия The Turtles заняла еще более высокие позиции в чартах.
Четыре песни из альбома «Другая сторона Боба Дилана» в конечном итоге были записаны The Byrds : «Chimes of Freedom», «My Back Pages», «Spanish Harlem Incident» и «All I Really Want to Do». Кроме того, они познакомились со своим прорывным хитом "Mr. Tambourine Man" через копию неизданной записи Дилана с альбома от 9 июня 1964 года. Все получили свою долю одобрения критиков.
Прием
[ редактировать ]Когда «Другая сторона Боба Дилана» готовилась к выпуску, Дилан представил свои новые песни на фольклорном фестивале в Ньюпорте в июле 1964 года. Фестиваль также ознаменовал первую встречу Дилана с Джонни Кэшем ; Дилан уже был поклонником музыки Кэша, и наоборот. Они провели ночь, играя вместе в комнате Джоан Баэз в гостинице Viking Motor Inn. По словам Кэша, «мы были так счастливы [наконец] встретиться друг с другом, что прыгали по кроватям, как дети». На следующий день Кэш исполнил песню Дилана «Don’t Think Twice, It’s All Right» в рамках своего выступления, рассказав публике, что «мы делали это на наших концертах по всей стране, пытаясь рассказать людям о Бобе». , что мы считаем его лучшим автором песен того времени со времен Пита Сигера... Конечно, так оно и есть».
Хотя публике в Ньюпорте, казалось, понравился новый материал Дилана, народной прессе это не понравилось. Ирвин Силбер из Sing Out и Дэвид Горовиц раскритиковали направление Дилана и обвинили Дилана в том, что он поддался давлению/искушению славы. В открытом письме Дилану, опубликованном в ноябрьском номере журнала Sing Out , Зильбер написал: «Кажется, что все ваши новые песни теперь направлены внутрь себя, исследуют внутренний мир, застенчивы» и, основываясь на том, что он увидел в Ньюпорте, «что некоторые атрибуты славы [становились] на вашем пути». Горовиц назвал эти песни «безоговорочным провалом вкуса и самокритичности».
Альбом стал шагом назад в коммерческом плане и не попал в топ-40, что указывает на то, что у потребителей пластинок тоже могли возникнуть проблемы.
Вскоре Дилан защитил свою работу, написав, что «песни безумно честны, не подразумевают выкручивания кому-либо головы и написаны только по той причине, что я один хотел и нуждался в их написании». ( так в оригинале )
В 1978 году Дилан признал, что название альбома ему не по душе. «Я подумал, что это слишком банально, — сказал он. — Я просто почувствовал, что меня ждут неприятности, когда они назвали это так». Однако стоит отметить, что в оригинальных рукописях альбома есть две ссылки на окончательное название альбома: в раннем наброске «I Shall Be Free No. 10» есть строка «Ты на другой стороне», а единственная строка занимает на последней странице написано: «У Боба Дилана нет другой стороны».
Наследие
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Энциклопедия популярной музыки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Развлечения Еженедельник | B+ [ 23 ] |
МузыкаHound Rock | 4/5 [ 24 ] |
Путеводитель по альбомам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Том Халл | А- [ 27 ] |
Спустя годы неоднозначная реакция на «Другую сторону Боба Дилана» осталась, но по другим причинам. Позже критики сочли его «переходным» альбомом. Клинтон Хейлин утверждал, что «Дилан был просто слишком близок к опыту, который он черпал, чтобы воплотить его в искусстве. Он также все еще экспериментировал с образами, найденными в «Перезвонах свободы» и «Мистере с бубном». «Мои задние страницы», наименее удачный пример нового стиля, изобиловали причудливыми составными изображениями («трупные евангелисты», «лодочки-путаницы» и т. д.)». Критик Salon.com Билл Вайман назвал его «меньшим альбомом, посвященным отношениям», но признал, что «Chimes of Freedom» был «прекрасным гимном «бесчисленным сбитым с толку, обвиняемым, неправильно использованным, измученным и тому худшему». ."
Тем не менее, Тим Райли назвал его «мостом между фолк-риторикой (хотя и превосходной) и его тройкой электрических напыщенных высказываний... рок-альбом без электрогитар, фолк-архетип, пробивающийся сквозь выносливую, прямолинейную форму. Построенный на повторяющихся риффах и уговорах. благодаря контролируемому беспокойству голоса Дилана, песни дополняют друг друга с интеллектуально заряженным энтузиазмом. Это переходный альбом со своим собственным разумом». Он занял 133-е место в Колина Ларкина третьем издании «1000 лучших альбомов всех времен», 3-е издание (2000). [ 28 ]
Выходы
[ редактировать ]Для альбома была записана полная версия "Mama, You Been On My Mind", но по неизвестным причинам она была отклонена. Описан Тимом Райли как «отголосок забытого романа, который отражается на паре кривых самосознания («Я не прошу вас говорить такие слова, как «да» или «нет», /… Я просто дышу про себя, притворяюсь, что не знаю)», вскоре на песню была сделана кавер-версия Джоан Баэз , а также Джуди Коллинз , которая имела с ней значительный коммерческий успех. Версия Дилана не будет выпущена до выхода The Bootleg Series Volumes 1–3 (Rare & Unreleased) 1961–1991 в 1991 году. Однако Дилан периодически исполнял эту песню на концертах, иногда с Баэзом в качестве своего партнера по дуэту. Род Стюарт позже сделал кавер на эту песню для своего получившего признание критиков альбома Never a Dull Moment , а версия Джеффа Бакли появилась как отрывок из переиздания Grace 2004 года . Джонни Кэш сделал кавер на песню из своего альбома Orange Blossom Special . Кавер на него исполнила Линда Ронштадт в ее альбоме 1969 года Hand Sown ... Home Grown. с измененным текстом на «Детка, ты был в моих мыслях».
Хотя "Mr. Tambourine Man" будет перезаписан для следующего альбома Дилана, Sony выпустила полный дубль, записанный для " Другой стороны Боба Дилана" на The Bootleg Series Vol. 7: No Direction Home: The Soundtrack в 2005 году. В отличие от знакомой версии, записанной для Bringing It All Back Home , в этой ранней версии есть вступление на губной гармошке, а также гармонический вокал Джека Эллиота из Ramblin', исполняющего гармоничный вокал в припеве. Это была ацетатная копия этой версии песни, которая попала в состав недавно сформированной группы Byrds в конце 1964 года, что привело к их революционной электрифицированной записи песни.
Дилан также записал еще две песни, которые не вошли в альбом. Первая - "Denise Denise", песня, в которой используется та же музыка, что и "Black Crow Blues", но с другим текстом. Второй - "California", в котором "Black Crow Blues " в качестве базовой структуры песни снова используется музыка . Небольшая часть текста «California» была повторно использована в «Outlaw Blues», песне, вошедшей в следующий альбом Дилана « Bringing It All Back Home» . Оба выпуска находятся в обращении.
Список треков
[ редактировать ]Все треки написаны Бобом Диланом.
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | « Все, что я действительно хочу сделать » | 4:04 |
2. | " Блюз черной вороны " | 3:14 |
3. | « Инцидент в Испанском Гарлеме » | 2:24 |
4. | « Колокола свободы » | 7:10 |
5. | « Я буду свободен № 10 » | 4:47 |
6. | « Рамоне » | 3:52 |
Общая длина: | 25:31 |
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | " Мотопсихо Нитемаре " | 4:33 |
2. | « Мои задние страницы » | 4:22 |
3. | « Я тебе не верю (она ведет себя так, будто мы никогда не встречались) » | 4:22 |
4. | " Баллада в простом D " | 8:16 |
5. | " Это не я, детка " | 3:33 |
Общая длина: | 25:06 |
Персонал
[ редактировать ]Графики
[ редактировать ]Год | Диаграмма | Пик позиция |
---|---|---|
1964 | США Рекламный щит 200 | 43 [ 29 ] |
Топ-75 Великобритании [ 30 ] | 8 |
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Великобритания ( BPI ) [ 31 ] Продажи с 2004 года. |
Серебро | 60,000 ^ |
США ( RIAA ) [ 32 ] | Золото | 500,000 ^ |
^ Данные о поставках основаны только на сертификации. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Открытое письмо Бобу Дилану» . www.edlis.org . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ «Боб Дилан» . Рекламный щит . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Колумбия выпускает 15 альбомов Боба Дилана на гибридном SACD» . 16 сентября 2003 г.
- ^ Хейлин, Клинтон (2003). Боб Дилан: снова за тенями: биография (1-е изд. США). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperEntertainment. п. 143. ИСБН 0-06-052569-Х .
- ^ Хейлин, Клинтон (2003). Боб Дилан: снова за тенями: биография (1-е издание Pbk в США). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperEntertainment. п. 146. ИСБН 0-06-052569-Х .
- ^ Хайду, Дэвид (2001). Позитивно 4-я улица: жизнь и времена Джоан Баэз, Боба Дилана, Мими Баэз Фаринья и Ричарда Фаринья . Лондон: Блумсбери. п. 197. ИСБН 0-7475-5414-5 .
- ^ Jump up to: а б Клинтон Хейлин (1 апреля 2011 г.). За тенями: издание, посвященное 20-летию . Фабер и Фабер. п. 149. ИСБН 9780571272419 .
- ^ Соунс, Ховард (2002). Вниз по шоссе: жизнь Боба Дилана (2-е изд.). Нью-Йорк: Черный лебедь. п. 180. ИСБН 0-552-99929-6 .
- ^ Таненхаус, Сэм (10 августа 2014 г.). «Задние страницы Дилана Инсайдера» . Нью-Йорк Таймс . п. АР1 . Проверено 9 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хейлин, Клинтон (1997). Боб Дилан: Сеансы записи, 1960–1994, стр. 29–32. Макмиллан. ISBN 0-312-15067-9 .
- ^ Jump up to: а б Хентофф, Нат (24 октября 1964 г.). «Звуки треска, тряски, ломки» . Житель Нью-Йорка . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Райли, Тим (1999). Жесткий дождь: комментарий Дилана , с. 83. Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80907-9 .
- ^ Райли (1999), стр. 84–85.
- ^ Рабиновиц, Аллен (7 августа 2014 г.). «Другая сторона Боба Дилана — 50 лет» . Последствие звука . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Райли (1999), с. 87.
- ^ Браун, Дэвид (8 августа 2016 г.). «Как Боб Дилан отказался от роли пресс-секретаря на «Другой стороне» » . Роллинг Стоун . Роллинг Стоун . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Хейлин, Клинтон. Революция в воздухе: Песни Боба Дилана, том 1: 1957–73 ISBN 978-1-84901-296-6
- ^ «55 лет назад: Боб Дилан переворачивает страницу с «Другой стороной Боба Дилана» » . Абсолютный классический рок . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Райли (1999), с. 91.
- ^ Нельсон, Лесли. «Однажды я любил девушку (Ложную невесту)» . www.contemplator.com . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ Хейлин (2003), с. 158.
- ^ « Другая сторона Боба Дилана » . Вся музыка . Проверено 20 августа 2012 г.
- ^ Фланаган, Билл (29 марта 1991 г.). «Возвращение к каталогу Дилана» . EW.com . Проверено 20 августа 2012 г.
- ^ Графф, Гэри; Дурхгольц, Дэниел, ред. (1999). MusicHound Rock: Основное руководство по альбомам (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Пресса для видимых чернил. п. 371 . ISBN 1-57859-061-2 .
- ^ Брэкетт, Натан; Хоард, Кристиан, ред. (2004). Путеводитель по новому альбому Rolling Stone . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: У камина. п. 262. ИСБН 0-7432-0169-8 . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (5-е изд.). Омнибус Пресс . ISBN 978-0857125958 .
- ^ Халл, Том (21 июня 2014 г.). «Заметки Rhapsody Streamnotes: 21 июня 2014 г.» . tomhull.com . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Колин Ларкин , изд. (2000). 1000 лучших альбомов всех времен (3-е изд.). Девственные книги . п. 84. ИСБН 0-7535-0493-6 .
- ^ «Боб Дилан — История чарта» . www.billboard.com . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Официальные чарты Великобритании» . официальные графики . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Сертификаты британских альбомов – Боб Дилан – Другая сторона» . Британская фонографическая индустрия .
- ^ «Сертификаты американских альбомов – Боб Дилан – Другая сторона Боба Дилана» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки .