Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой, а я пойду своей
«Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой, а я пойду своей» | |
---|---|
![]() Обложка немецкого сингла 1967 года с песней "Most Likely You Go Your Way and I'll Go Mine" на стороне B. | |
Песня Боба Дилана | |
из альбома Блондинка на блондинке | |
Выпущенный | 20 июня 1966 г. |
Записано | 9 марта 1966 г. |
Длина | 3 : 30 |
Этикетка | Колумбия |
Автор(ы) песен | Боб Дилан |
Продюсер(ы) | Боб Джонстон |
Официальное аудио/видео | |
"Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой (и я пойду своей)" (альбомная версия, аудио) на YouTube |
« Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой, а я пойду своей » или « Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой (а я пойду своей) », [ а ] — песня американского певца и автора песен Боба Дилана . Он был выпущен как первый трек на третьей стороне его седьмого студийного альбома Blonde on Blonde (1966). Песня была написана Диланом и спродюсирована Бобом Джонстоном . Дилан рассказал, что, вероятно, написал песню после разрыва отношений. Рассказчик песни критикует ложь и слабость женщины и говорит, что ему трудно заботиться о ней. В последнем стихе устанавливается, что женщина изменила рассказчику, имея отношения с другим мужчиной, как он и подозревал с самого начала.
Шесть дублей, два из них полные, были записаны в студии Columbia Studio B в Нэшвилле 9 марта 1966 года, когда Дилана сопровождали члены Nashville A-Team студийных музыкантов, которые участвовали в записи альбома, вместе с органистом Элом Купером. и гитарист Робби Робертсон . Альбомная версия получила положительные отзывы критиков: несколько рецензентов высоко оценили тексты и музыку. Песня также была выпущена как B-сторона « Leopard-Skin Pill-Box Hat » в 1967 году.
Дилан исполнил эту песню на концертах более 400 раз, с января 1974 года по ноябрь 2022 года. Она широко использовалась во время тура Боба Дилана и The Band 1974 года , а концертная версия из последующего альбома Before the Flood была выпущена как сингл и достигла номера. 66 место в чарте США. Критики отметили, что эта концертная версия была более интенсивной и агрессивной, чем оригинальная версия. "Скорее всего, You Go Your Way and I'll Go Mine" была первой песней Дилана, на которую был сделан ремикс; Этот ремикс Марка Ронсона 2007 года достиг 51-го места в британском чарте и обманул ожидания нескольких критиков, которые сочли трек неожиданно приятным. Кавер на песню был исполнен Hard Meat (1970), Тоддом Рандгреном (1976) и Патти ЛаБелль на ее сольном дебютном альбоме (1977).
Предыстория и запись
[ редактировать ]В альбоме «Другая сторона Боба Дилана» (1964) Боб Дилан начал отходить от звучания современной фолк-музыки , которое характеризовало его ранние альбомы. «Bringing It All Back Home» (1965) включал как электрические, так и акустические треки, а альбом «Highway 61 Revisited», выпущенный позже в том же году, был чисто электрическим. [ 4 ] В 1965 году он нанял «Ястребов» в качестве своей группы поддержки. [ 5 ] но сессии записи нового альбома в Нью-Йорке оказались для них непродуктивными, и он принял предложение своего продюсера Боба Джонстона перенести сессии записи в Нэшвилл, штат Теннесси . [ 6 ] Дилан поехал в Нэшвилл в феврале 1966 года, вместе с ним Эл Купер и Робби Робертсон, участвовавшие в нью-йоркских сессиях. приехали [ 6 ]
"Скорее всего, You Go Your Way and I'll Go Mine" была записана в студии Columbia Studio B в Нэшвилле 9 марта 1966 года, на пятой из тамошних сессий. [ 7 ] В треке Дилан поет и играет на губной гармошке вместе с членами команды студийных музыкантов, участвовавших в записи альбома, в том числе Чарли Маккоем на трубе, Харгусом «Свиньей» Роббинсом на фортепиано, Кенни Баттри на барабанах и гитаристом Джо. Саут и Уэйн Мосс , а также Купер на органе и Робертсон на гитаре. [ 8 ] Дилан ранее работал с Маккоем, который играл на гитаре в Desolation Row (1965). [ 6 ] Группа работала над треком с шести до девяти часов вечера, записав шесть дублей, два из которых были готовы. [ 9 ] Шестой дубль был мастером . [ 10 ] Как и в случае с другими песнями на сессиях в Нэшвилле, Дилан пересматривал тексты во время записи. [ 9 ]
В примечаниях к «Биографии» (1985) Дилан объяснил, что она «вероятно была написана после каких-то разочаровывающих отношений, из которых, как вы знаете, мне посчастливилось сбежать, не сломав нос». [ 11 ] Песня в форме AABA . [ 12 ] В первом стихе рассказчик критикует ложь и слабость женщины, а во втором стихе выражает, что «иногда становится так трудно заботиться». [ 13 ] Следуя тому, что критик Энди Гилл охарактеризовал как «причудливую, бессмысленную среднюю восьмерку в отношении плохо сложенного судьи, ходящего на ходулях», [ 14 ] последний стих устанавливает, что женщина изменила рассказчику, как он и подозревал. [ 13 ]
Песня продолжительностью три минуты 30 секунд. [ 15 ] был выпущен как первый трек на третьей стороне седьмого студийного альбома Дилана Blonde on Blonde 20 июня 1966 года. [ 16 ] [ 17 ] В марте следующего года он появился как сторона B сингла " Leopard-Skin Pill-Box Hat ", который достиг 81-го места в американском чарте Billboard . [ 18 ] [ 19 ]
Критические комментарии
[ редактировать ]Бен Бомонт-Томас из The Guardian описал «Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой, а я пойду своей» как «песню о расставании, рассказчик которой не может справиться с непредсказуемостью и отсутствием обязательств со стороны своего партнера». [ 20 ] Биограф Дилана Роберт Шелтон считал, что тексты песен «несмотря на всю их обыденность, экономно строят диалог расставания влюбленных». [ 21 ] Гилл также отметил простоту текстов и посчитал, что, за исключением средней восьмерки, они были наиболее «прямолинейными» из произведений Дилана 1965 и 1966 годов. [ 14 ] Несмотря на это, мнения комментаторов разделились во мнениях по поводу эффекта песни. Майк Маркузи считал, что песня «замечательна содержащейся в ней устойчивой мелкой яростью, и представляет собой «пьянящую и трогательную смесь желания, сожаления, ревности и отвращения»; [ 22 ] Дэвид Яффе посчитал, что песня «ядовитая». [ 23 ] Напротив, Дэрил Сандерс, автор книги о записи « Blonde on Blonde» , написал, что эта песня была относительно скучной для человека, переживающего расставание. [ 24 ]
Музыкальность получила высокую оценку San Francisco Examiner критика Ральфа Глисона , который назвал его «дико качающимся треком». [ 25 ] и Оливером Трэгером, который считал его «одним из самых заразительных топов Дилана». [ 11 ]
Нил Спенсер , который отметил, что версия названия появляется в тексте Бадди Холли песни « It Doesn't Matter Anymore » (1958), дал песне оценку 5/5 звезд в Uncut приложении Дилана к журналу . в 2015 году. [ 26 ] Автор Джон Ноговски оценил песню на «B +» и охарактеризовал ее как «личную Декларацию независимости Дилана, исполненную в боевом ритме». [ 27 ]
Живые выступления
[ редактировать ]
«Скорее всего, You Go Your Way and I’ll Go Mine» часто была песней открытия концерта и выходом на бис в турне Боба Дилана и The Band 1974 года . [ 29 ] Одно из таких выступлений позже в том же году было включено в качестве первого трека в концертный альбом Before the Flood . [ 30 ] Выпущенный как сингл, он достиг 66-го места в Billboard Hot 100 . [ 30 ] [ 31 ] и номер 47 в списке Cash Box 100 лучших поп-синглов . [ 32 ] Рецензент Cash Box написал, что это был «натуральный рокер, выполненный в более тяжелом, современном стиле» и что музыканты обеспечили отличную поддержку мощному пению Дилана. [ 33 ] По словам Пола Уильямса , исполнение песни представляло собой заявление Дилана о том, что не было никаких реальных отношений и публики, хотя это все равно было так, как если бы он говорил публике, что «пока мы помним это, мы можем хорошо провести время». время здесь сегодня вечером». [ 34 ] Тим Райли назвал эту песню в исполнении во время тура «самым драматичным антилюбовным письмом Дилана своей аудитории, номером, который выставляет напоказ его самоуверенность, даже несмотря на то, что он выражает травму». [ 35 ] Райли написала, что, хотя версия 1966 года отличалась «невозмутимой иронией», концертная версия 1974 года «довольно бурлит … песня не столько о комедии последствий, сколько о разрушительных последствиях». [ 36 ] Джим Бевилья чувствовал, что «прямой вопль раздражения» 1974 года был мутацией более отдаленного смысла записи 1966 года. [ 37 ] Точно так же Джон Ноговски отметил, что живое выступление было более тяжелым и быстрым, чем трек из альбома, а голос Дилана «агрессивный, наполненный восклицательными знаками». [ 38 ]
Согласно его официальному сайту, Дилан исполнил эту песню на концертах более 400 раз с момента ее живого дебюта на стадионе Чикаго 3 января 1974 года, причем самые последние выступления произошли на европейском этапе его мирового тура Rough and Rowdy Ways . в ноябре 2022 года. [ 2 ] [ 39 ] В обзоре выступления в Новом театре Оксфорда 4 ноября Ник Хастед из Uncut отметил, что исполнение Дилана оставило паузу «комично размером с каньон» между двумя фразами в названии песни. [ 40 ]
Кавер-версии и ремикс 2007 года
[ редактировать ]
Британская прогрессив-рок- группа Hard Meat включила кавер на песню «Most Likely You Go Your Way and I’ll Go Mine» в свой дебютный альбом 1970 года. Штатный автор Cash Box посчитал, что это лучший момент альбома, который может хорошо продаваться. , [ 42 ] но рецензент The Sentinel посчитал , что это один из треков альбома, «имеющий тенденцию к громкому и низкому качеству». [ 43 ]
Версия Тодда Рандгрена на фильм «Верный» как «глупая пародия на Дилана» (1976) была раскритикована Джоном Биаласом в газете Sun Herald . [ 44 ] как «примечательный только как сносная имитация Дилана» и описан Риком Аткинсоном в The Record . [ 45 ] Патти ЛаБелль сделала кавер на эту песню из своего одноименного сольного дебютного альбома (1977). Дэйв Марш считал, что ее версия была «в лучшем случае компетентной» и могла бы быть улучшена, если бы не ее продюсер Дэвид Рубинсон, чье «понятие фанка остается таким же жестким и фальшивым, как и всегда». [ 46 ] В газете Los Angeles Times Дон Сноуден также раскритиковал продюсирование альбома и отметил, что трек, «подчеркнутый формулой фанка», страдает от «очень шаблонного музыкального подхода». [ 47 ]
ремикс 2007 года
[ редактировать ]Марк Ронсон переработал и сделал ремикс на «Most Likely You Go Your Way and I’ll Go Mine» в 2007 году, это был первый раз, когда был сделан ремикс на одну из песен Дилана. [ 48 ] [ 49 ] Он был доступен в цифровом издании Дилана (2007). [ 49 ] и как 7-дюймовый сингл на компакт-диске . [ 50 ] Ронсону и Columbia Records исполнительному директору Майку Смиту было предложено выбрать трек из бэк-каталога Дилана для ремикса. [ 51 ] Смит чувствовал, что в оригинале был «отличный ритмичный бит … [и] вневременной, универсальный текст», и предсказал, что ремикс «разочарует ожидания людей в отношении Боба, что он и делал на протяжении всей своей карьеры». [ 51 ] В сопроводительном видео показан актер сзади, изображающий Дилана на нескольких этапах его карьеры. [ 52 ] Эта версия заняла 51-е место в чартах Великобритании. [ 53 ]
Пол Морли написал в The Sunday Telegraph , что Ронсон «берёт классический памятник Дилана, сделанный вручную, и превращает его в дешевую пластиковую модель массового производства», и противопоставляет «бескровную яркость Ронсона» «запутанной вспышке Дилана, [которая] фантастически отчужденный и извращенно-медитативный». [ 54 ] Джеремайя Такер из The Joplin Globe назвал этот трек одним из лучших релизов Дилана за последние годы и «доказательством того, что песни Дилана достаточно крепкие, чтобы их можно было немного пинать». [ 55 ]
Несколько рецензентов, в том числе Джо Леви из Rolling Stone , Джон Малви из Uncut и Дэвид Уильямсон из Western Daily Mail, были приятно удивлены тем, насколько им понравился ремикс на трек. Леви подумал, что трек «в процессе потерял часть злобы», но чувствовал, что слушатели должны быть благодарны за то, насколько трек соответствует оригиналу». [ 56 ] Для Малви ремикс не стал «такой катастрофой, какой мог бы быть», хотя «злобный вокал Дилана звучит немного мелко и подавленно». [ 57 ] Уильямсон нашел эту версию примером «подлинной инновации», которая «сохраняет основную лирику и ритмическую основу, но каким-то образом вселяет желание прыгать вверх и вниз». [ 58 ]
Персонал
[ редактировать ]Персонал оригинальной сессии альбома был следующим. Согласно студийным записям, Маккой играл в этом треке и на басу, и на трубе. Купер вспомнил, как Маккой играл на басу и взял трубу, чтобы играть на ней одной рукой, продолжая играть на басу другой; однако, хотя Маккой иногда играл на обоих инструментах одновременно со своей группой The Escorts, он заявил, что играл на трубе только в песне «Most Likely You Go Your Way and I’ll Go Mine». [ 59 ]
Музыканты [ 8 ]
- Боб Дилан — вокал, губная гармошка
- Робби Робертсон — электрогитара
- Уэйн Мосс — электрогитара
- Эл Купер — орган
- Харгус Роббинс — фортепиано
- Чарли Маккой — труба
- Джо Саут — бас
- Кеннет Баттри — ударные
Технический [ 60 ]
- Боб Джонстон — производство
Графики
[ редактировать ]Диаграмма (1967) | Пиковое положение |
---|---|
США Billboard Hot 100 [ 31 ] | 81 |
Топ-100 США ( Кэшбокс ) [ 32 ] | 97 |
Диаграмма (1974) | Пиковое положение |
---|---|
США Billboard Hot 100 [ 31 ] | 66 |
Топ-100 США ( Кэшбокс ) [ 32 ] | 47 |
Диаграмма (2007) | Пиковое положение |
---|---|
Германия ( официальные немецкие графики ) [ 61 ] | 99 |
Великобритания ( официальная чартерная компания ) [ 62 ] | 51 |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Дилан, Боб (1966). Блондинка на блондинке (обложка альбома). Колумбия Рекордс . С2Л 41.
- ^ Jump up to: а б «Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой (а я пойду своей)» . Официальный сайт Боба Дилана . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Дилан 2014 , с. 250.
- ^ Деттмар и Лэтэм, 2021 , стр. 13–14.
- ^ Деттмар и Лэтэм 2021 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Эдвардс 2021 , с. 104.
- ^ Хейлин 1995 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Сандерс 2020 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Сандерс 2020 , с. 219-220.
- ^ Сандерс 2020 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б Трагер 2004 , с. 433.
- ^ Старр 2021 , 1428–1443.
- ^ Jump up to: а б Бевилья 2013 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Гилл 2011 , с. 148.
- ^ Марготен и Гесдон, 2022 , с. 234.
- ^ Шелтон 1987 , с. 548.
- ^ Heylin 2016 , 7290: база данных Sony с датами выпуска альбомов ... раз и навсегда подтверждает, что он вышел 20 июня 1966 года»..
- ^ Ноговский 2022 , стр. 57.
- ^ «История диаграммы: Боб Дилан» . Рекламный щит . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Бомонт-Томас, Бен (5 мая 2020 г.). «Тексты песен Lost Bob Dylan из альбома Blonde on Blonde эры выставлены на аукцион» . Хранитель . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ Шелтон 1987 , с. 324.
- ^ Marqusee 2005 , с. 189.
- ^ Яффе 2011 , с. 21.
- ^ Сандерс 2020 , с. 219.
- ^ Глисон, Ральф (31 июля 1966 г.). «Блондинка» Дилана нарушила все правила». Ревизор Сан-Франциско . п. ТВ.31.
- ^ Спенсер, Нил (2015). «Блондинка на блондинке». Необрезанный – Полный музыкальный гид: Боб Дилан . п. 25.
- ^ Ноговский 2022 , стр. 61.
- ^ Робертсон 2016 , с. 428.
- ^ Хейлин 2010 , с. 375-376.
- ^ Jump up to: а б Ноговский 2022 , стр. 91.
- ^ Jump up to: а б с Уитберн 2013 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б с Дауни, Альберт и Хоффман 1994 , с. 105.
- ^ «Обзоры записей CashBox» (PDF) . Денежный ящик . 13 июля 1974 г. с. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Уильямс 2004 , с. 7.
- ^ Райли 1999 , с. 141.
- ^ Райли 1999 , с. 221.
- ^ Бевилья 2013 , с. 12.
- ^ Ноговский 2022 , стр. 91-92.
- ^ «Сетлисты, содержащие « Скорее всего, ты пойдешь своим путем (и я пойду своим)» . Официальный сайт Боба Дилана . Архивировано из оригинала 3 декабря 2022 года . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ Хастед, Ник (5 ноября 2022 г.). «Боб Дилан, Новый театр, Оксфорд, 4 ноября 2022 г.» . Необрезанный . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Веннер, Гас (9 августа 2007 г.). «Эксклюзивные вопросы и ответы: Марк Ронсон» . Роллинг Стоун . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Поп-лучшие ставки». Денежный ящик . 2 мая 1970 г. с. 32.
- ^ «Запись отзывов». Страж . Карлайл, Пенсильвания. 30 мая 1970 г. с. 15.
- ^ Биалас, Джон (13 июня 1976 г.). «Рундгрен возвращает классику». Солнечный Вестник . п. Ф5.
- ^ Аткинсон, Рик (23 мая 1976 г.). «Последние Тодда: новое хорошо, старое плохо». Запись) . п. Б31.
- ^ «Сольный альбом Labelle – «в лучшем случае компетентный» ». Джексон Сан . 23 сентября 1977 г. с. 49.
- ^ Сноуден, Дон (27 ноября 1977 г.). «Один поет, другой тоже». Лос-Анджелес Таймс . п. С96.
- ^ Гудман, Элизабет (29 июня 2007 г.). «Боб Дилан дает диджею Марку Ронсону право на ремикс» . Роллинг Стоун . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Карц, Дара (17 октября 2007 г.). «Боб Дилан: Дилан» . ПопМатерс . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Фрейзер, Алан. «Аудио: 2007» . В поисках драгоценного камня . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Шервин, Адам (27 июля 2007 г.). «Вы знаете, что времена действительно меняются, когда Дилан обращается к хип-хопу». Таймс . п. 5.
- ^ Яффе 2011 , 108–121.
- ^ «Боб Дилан» . Официальные графики . Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Морли, Пол (7 октября 2007 г.). «Компакт-диск месяца. Словарь желаний на этой неделе». «Санди телеграф» . п. 35.
- ^ Такер, Иеремия (1 ноября 2007 г.). «Альбом каверов Дилана звучит свежо, разоблачительно» . Джоплин Глобус . Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Леви, Джо (6 сентября 2007 г.). «Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой (а я пойду своей)». Роллинг Стоун . № 1034. с. 96.
- ^ Малви, Джон (1 августа 2007 г.). «Боб Дилан против Марка Ронсона» . Необрезанный . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Уильямсон, Дэвид (2 августа 2007 г.). «Иногда нам нужно оглянуться назад, чтобы найти путь вперед» . Вестерн Дейли Мейл . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Сандерс 2020 , стр. 219–221.
- ^ Сандерс 2020 , стр. 276.
- ^ «Боб Дилан с участием Марка Ронсона: Скорее всего, ты пойдешь своей дорогой (а я пойду своей)» . Официальные немецкие чарты . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ «Соответствие официальных результатов чарта синглов: Скорее всего, вы пойдете своим путем» . Официальная чартерная компания . Проверено 4 марта 2023 г.
Библиография
- Бевилья, Джим (2013). Обратный отсчет Боб Дилан: 100 его лучших песен . Лэнхэм: Scarecrow Press . ISBN 978-0-8108-8824-1 .
- Деттмар, Кевин ; Лэтэм, Шон (2021). «Хронология жизни Боба Дилана». В Лэтэме, Шон (ред.). Мир Боба Дилана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 13–19.
- Дауни, Пэт; Альберт, Джордж; Хоффман, Фрэнк (1994). Чарты поп-синглов Cash Box, 1950–1993 гг . Энглвуд: Безграничные библиотеки. ISBN 978-1-56308-316-7 .
- Дилан, Боб (2014). Рикс, Кристофер; Немроу, Лиза; Немроу, Джули (ред.). Тексты / Боб Дилан . Лондон: Саймон и Шустер . ISBN 978-1-4711-3709-9 .
- Эдвардс, Ли Х. (2021). «Музыка кантри: Дилан, Кэш и проекция подлинности». В Лэтэме, Шон (ред.). Мир Боба Дилана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 100–111.
- Гилл, Энди (2011). Боб Дилан: истории, стоящие за песнями 1962–1969 гг . Лондон: Карлтон . ISBN 978-1-84732-759-8 .
- Хейлин, Клинтон (1995). Дилан: За закрытыми дверями - сеансы записи (1960–1994) . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-14-025749-6 .
- Хейлин, Клинтон (2010). Революция в воздухе - Песни Боба Дилана, том 1, 1957–73 . Констебль . ISBN 978-1-84901-296-6 .
- Хейлин, Клинтон (2016). Иуда!: От Форест-Хиллз до Зала свободной торговли: исторический взгляд на большую бу Дилана (изд. Kindle). Издательство «Маршрут». ISBN 978-1-901927-68-9 .
- Марготен, Филипп; Гедон, Жан-Мишель (2022). Боб Дилан Все песни: история каждого трека (расширенное издание). Нью-Йорк: Блэк Дог и Левенталь . ISBN 978-0-7624-7573-5 .
- Маркизи, Майк (2005). Злой посланник: Боб Дилан и 1960-е годы . Нью-Йорк: Seven Stories Press . ISBN 978-1-58322-686-5 .
- Ноговский, Джон (2022). Боб Дилан: описательная, критическая дискография и фильмография, 1961–2022 (3-е изд.). Джефферсон: McFarland & Company . ISBN 978-1-4766-4362-5 .
- Райли, Тим (1999). Сильный дождь: комментарий Дилана . Нью-Йорк: Да Капо Пресс . ISBN 978-0-306-80907-1 .
- Робертсон, Робби (2016). Свидетельство . Нью-Йорк: Архетип Короны. ISBN 978-0-307-88980-5 .
- Сандерс, Дэрил (2020). Этот тонкий, дикий звук Меркурия: Дилан, Нэшвилл и создание блондинки на альбоме «Блондинка» (изд. epub). Чикаго: Chicago Review Press . ISBN 978-1-61373-550-3 .
- Шелтон, Роберт (1987). Нет направления домой: жизнь и музыка Боба Дилана . Лондон: Новая английская библиотека. ISBN 978-0-450-04843-2 .
- Старр, Ларри (2021). Слушаю Боба Дилана . Музыка в американской жизни (изд. Kindle). Урбана: Издательство Университета Иллинойса . ISBN 978-0-252-05288-0 .
- Трагер, Оливер (2004). Ключи от дождя: Полная энциклопедия Боба Дилана . Нью-Йорк: Billboard Books . ISBN 978-0-8230-7974-2 .
- Уитберн, Джоэл (2013). Лучшие поп-синглы Джоэла Уитберна, 14-е издание: 1955–2012 гг . Меномони-Фолс: рекордные исследования. ISBN 978-0-89820-205-2 .
- Уильямс, Пол (2004) [1994]. Боб Дилан, исполнитель : Средние годы . Омнибус Пресс . ISBN 978-1-84449-096-7 .
- Яффе, Дэвид (2011). Как Полная Неизвестность . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-12457-6 .