Чарли Паттон
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2019 г. ) |
Чарли Паттон | |
---|---|
![]() Рекламное фото для Paramount Records , единственная подтвержденная сохранившаяся фотография Паттона.
в. 1929 год | |
Справочная информация | |
Также известен как |
|
Рожденный | в. Апрель 1891 г. Округ Хиндс, Миссисипи , США |
Умер | 28 апреля 1934 г. Плантация Хитман , округ Санфлауэр, Миссисипи , США | ( 43 года
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструменты | |
Годы активности | 1916–1934 |
Этикетки |
Чарли Паттон (апрель 1891 (вероятно) — 28 апреля 1934), чаще называемый Чарли Паттон , был американским блюзовым музыкантом и автором песен. Многие считают его «отцом дельта-блюза», он создал прочную основу американской музыки и вдохновил большинство блюзовых музыкантов дельты. Музыковед Роберт Палмер считал его одним из самых важных американских музыкантов двадцатого века.
Паттон (который по меркам своего времени был хорошо образован) написал свое имя Чарли , [ 1 ] но во многих источниках, включая звукозаписывающие компании и его надгробие, используется написание Чарли . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Паттон родился в округе Хиндс, штат Миссисипи , недалеко от города Эдвардс , и прожил большую часть жизни в округе Санфлауэр , в дельте Миссисипи . Большинство источников говорят, что он родился в апреле 1891 года, но также предполагаются 1881, 1885 и 1887 годы. [ 3 ] Происхождение и раса Паттона также неизвестны. Его родителями были Билл и Энни Паттон, но на местном уровне считалось, что его отцом был бывший раб Хендерсон Чатмон, некоторые из детей которого стали популярными музыкантами Дельты, сольными исполнителями и членами таких групп, как Mississippi Sheiks . [ 4 ] Биограф Джон Фэйи описал Паттона как человека со «светлой кожей и европеоидными чертами лица». [ 5 ]
Паттона считали афроамериканцем, но из-за его светлой кожи на протяжении многих лет было много спекуляций о его происхождении. Одна из теорий, которую поддержал блюзовый музыкант Хоулин Вулф, заключалась в том, что Паттон был мексиканцем или чероки . Принято считать, что Паттон принадлежал к чернокожим , белым и коренным народам. [ 6 ] Некоторые полагают, что у него была бабушка-чероки; [ 7 ] однако историки также широко утверждают, что он был на одну четверть или на половину чокто . [ 8 ] В «Down the Dirt Road Blues» Паттон пел о том, что побывал в «Нации» и «Террито», имея в виду нации чероки , принадлежавшую часть Индийской территории (которая стала частью штата Оклахома в 1907 году). , где ряд черных индейцев безуспешно пытались претендовать на место в племенных списках и тем самым получить землю.
В 1897 году его семья переехала на 100 миль (160 км) на север, на территорию площадью 10 000 акров (40 км). 2 ) Плантация Докери , хлопковая ферма и лесопилка недалеко от Рулвилля, штат Миссисипи . [ 9 ] Там Паттон развил свой музыкальный стиль под влиянием Генри Слоана , у которого был новый, необычный стиль исполнения музыки, который сейчас считается ранней формой блюза. [ 10 ] Паттон выступал в Докери и близлежащих плантациях и начал сотрудничать с Уилли Брауном . [ 11 ] Томми Джонсон , Фиддлин Джо Мартин , Роберт Джонсон и Честер Бернетт (который впоследствии получил известность в Чикаго как Хаулин Вульф ) также жили и выступали в этом районе, а Паттон служил наставником для этих молодых исполнителей. [ 12 ] Роберт Палмер описал Паттона как «мастера на все руки блюзмена», который с одинаковой легкостью играл «глубокий блюз, песни белых деревенских жителей , баллады девятнадцатого века и другие разновидности черно-белой танцевальной музыки в стиле кантри». [ 13 ] Он был популярен на юге США и ежегодно выступал в Чикаго; в 1934 году он выступал в Нью-Йорке. В отличие от большинства блюзовых музыкантов своего времени, которые часто были странствующими исполнителями, Паттон давал регулярные выступления на плантациях и в тавернах. Он приобрел популярность благодаря своему зрелищному мастерству, иногда играя на гитаре, стоя на коленях, за головой или за спиной. Паттон был невысоким человеком, ростом около 5 футов 5 дюймов (1,65 м). [ 14 ] но его хрипловатый голос, как считалось, был достаточно громким, чтобы разноситься на 500 ярдов без усиления; стиль пения, который особенно повлиял на Хаулина Вульфа (хотя Джимми Роджерса , «поющего тормозного мастера»). здесь в первую очередь следует упомянуть [ 15 ]
Паттон поселился в Холли-Ридж, штат Миссисипи , со своей гражданской женой и партнершей по звукозаписи Бертой Ли в 1933 году. Его отношения с Бертой Ли были бурными. В начале 1934 года они оба были заключены в тюрьму Бельцони, штат Миссисипи , после особенно жестокой драки. [ 16 ] WR Calaway из Vocalion Records вытащил пару из тюрьмы и сопроводил их в Нью-Йорк , на последние записи Паттона (30 января и 1 февраля). [ 17 ] Позже они вернулись в Холли-Ридж, и Ли проводил Паттона в его последние дни. [ 17 ]
Он умер на плантации Хитман-Дедхэм, недалеко от Индианолы , 28 апреля 1934 года и похоронен в Холли-Ридж (оба города расположены в округе Санфлауэр). В свидетельстве о смерти указано, что он умер от заболевания митрального клапана . [ 18 ] В свидетельстве о смерти Берта Ли не упоминается; единственный указанный информатор - некий Уилли Кэлвин. [ 19 ] О смерти Паттона не сообщалось в газетах. [ 20 ]
На могиле Паттона было установлено мемориальное надгробие (местоположение которого было определено смотрителем кладбища К. Ховардом, который утверждал, что присутствовал при захоронении), на деньги музыканта Джона Фогерти через Мемориальный фонд горы Сион. в июле 1990. Написание имени Паттона было продиктовано Джимом О'Нилом , который также составил эпитафию. [ нужна ссылка ]
Признания
[ редактировать ]Screamin' and Hollerin' the Blues: The Worlds of Charley Patton , бокс-сет, в котором собраны записанные произведения Паттона, был выпущен в 2001 году. В него также вошли записи многих его друзей и соратников. В 2003 году набор получил три премии «Грэмми» в номинациях «Лучший исторический альбом», «Лучший коробочный или специальный пакет ограниченного выпуска» и «Лучшие примечания к альбому». [ 21 ] Еще один сборник записей Паттона, The Definitive Charley Patton , был выпущен Catfish Records в 2001 году. [ 22 ]
Песня Паттона « Pony Blues » (1929) была включена Национальным советом по сохранению записей в Национальный реестр звукозаписей Библиотеки Конгресса в 2006 году. [ 23 ] Совет ежегодно отбирает записи, которые «имеют культурное, историческое или эстетическое значение».
В 2017 году история Паттона была рассказана в отмеченном наградами документальном сериале American Epic . [ 24 ] В фильме использованы ранее не публиковавшиеся кадры современников Паттона. [ 25 ] [ 26 ] и радикально улучшил реставрации его записей 1920-х и 1930-х годов. [ 27 ] [ 28 ] Режиссер Бернард МакМэхон заметил, что «у нас было стойкое ощущение, что музыка Паттона и его коллег отражает местную географию, и я был поражен тем, насколько это убеждение уже разделяли люди, жившие в Дельте тогда, когда это был центр музыкальных инноваций. Слушая интервью с Х. К. Спейром , который владел мебельным магазином в Джексоне в 1920-х годах и отвечал практически за все записи раннего блюза Delta, он ясно связал музыку с ее окружением». [ 29 ] История Паттона была изложена в прилагаемой книге « Американский эпос: когда Америка впервые услышала себя» . [ 30 ]
В мае 2021 года Зал славы рок-н-ролла посмертно включил Паттона в класс 2021 года как «Раннее влияние». [ 31 ]
Исторический маркер
[ редактировать ]« Тропа блюза Миссисипи» разместила свой первый исторический указатель на кладбище, где находится могила Паттона в Холли-Ридж, штат Миссисипи , в знак признания его легендарного статуса блюза и его важности в развитии блюза в Миссисипи. [ 32 ] Он разместил еще один исторический маркер на месте, где железная дорога Пивин пересекает шоссе 446 в Бойле, штат Миссисипи , обозначив его как второй участок, связанный с Паттоном, на « Тропе блюза Миссисипи» . Маркер посвящен тексту песни Паттона «Peavine Blues», которая относится к ветке железной дороги Язу и долины Миссисипи , которая шла на юг от плантации Докери до Бойла. Маркер отмечает, что поездка по железной дороге была распространенной темой блюзовых песен и рассматривалась как метафора путешествия и побега. [ 33 ]
Дискография
[ редактировать ]Первостепенные записи
[ редактировать ]Дата записи | Место записи | Матрица | Песня | Первостепенная проблема № | Дата выпуска |
---|---|---|---|---|---|
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15216 | " Пони Блюз " | 12792-А | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15211 | "Миссисипи Боуивил Блюз" | 12805-Б | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15214 | "Кричу и кричу блюз" | 12805-А | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15215 | "Блюз по грунтовой дороге" | 12854-А | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15217 | "Бэнти Петух Блюз" | 12792-Б | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15221 | "Гороховый виноградный блюз" | 12877-А | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15220 | "Это не будет долго" | 12854-Б | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15222 | "Том Рашен Блюз" | 12877-Б | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15223 | "Ложочный блюз" | 12869-Б | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15224 | «Встряхни и сломай (но не дай упасть, мама)» | 12869-А | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15225 | «Молитва смерти, часть 1» | 12799-А | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15225A | «Молитва смерти, часть 2» | 12799-Б | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15226 | «Господи, я в отчаянии» | 12883-А | 1929 |
14 июня 1929 г. | Ричмонд, Индиана | G15227 | «Я иду домой» | 12883-Б | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0038=1 | "Элдер Грин Блюз" ≠ | 12972-А | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0041 | "Блюз злой черной кошки" | 12943-А | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0050 | «Сердце, как железнодорожная сталь» | 12953-Б | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0047 | "Хаммер Блюз" | 12998-А | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0051 | "Какой-то счастливый день" | 13031-А | 1930 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0049 | «Когда твой путь темнеет» | 12998-Б | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0040 | «Дьявол послал дождь» ≠ | 13040-Б | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0052 | «Когда ты умрешь, тебе понадобится кто-то» | 13031-Б | 1930 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0039 | «Круг вокруг Луны» ≠ | 13040-А | 1930 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0048 | "Магнолия Блюз" | 12943-Б | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0043 | «Когда-нибудь я уйду» | 13110-Б | 1930 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0077 | «Злой черный стон» ≠ | 12953-А | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0044=3 | "Блюз Грин-Ривер" | 12972-А | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0061 | «Иисус — умирающий застилатель постели» ≠ | 12986-А | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0037=1 | «Собираюсь переехать в Алабаму» ≠ | 13014-Б | 1930 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0059 | « Повсюду паводок, часть 1 » | 12909-А | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0060 | « Повсюду паводок, часть 2 » | 12909-Б | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0062=2 | «Я не поколеблюсь» | 12986-Б | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0064=1 | "Бегущий дикий блюз" ≠ | 12924-Б | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0063=2 | "Блюз гремучей змеи" ≠ | 12924-А | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0057 | "Блюз Джима Ли, часть 1" | 13080-А | 1930 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0058 | "Блюз Джима Ли, часть 2" | 13133-Б | 1930 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0042=1 | «Фрэнки и Альберт» | 13110-А | 1930 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0067 | «Джо Кирби» ≠ | 13133-А | 1930 |
28 мая 1930 г. | Графтон, Висконсин | L0432=1 | «Луна заходит» † | 13014-А | 1930 |
28 мая 1930 г. | Графтон, Висконсин | L0433 | «На границе птичьего гнезда» † | 13070-А | 1930 |
28 мая 1930 г. | Графтон, Висконсин | L0431 | «Какой-то летний день» † | 13080-Б | 1930 |
28 мая 1930 г. | Графтон, Висконсин | L0429 | "Блюз сухого колодца" † | 13070-Б | 1930 |
≠ Вокал и гитара Паттона, на скрипке Генри «Сон» Симс .
† Вилли Браун на аккомпанирующей гитаре
- 1929 год; Генри «Сон» Симс (вокал), Паттон аккомпанирует гитаре
Дата записи | Место записи | Матрица | Песня | Первостепенная проблема № | Дата выпуска |
---|---|---|---|---|---|
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0046 | "Вернись, Корринна" | 12912-А | 1929 |
ноябрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0045 | "Фаррелл Блюз" | 12912-Б | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0066 | "Будь правдой, будь правдой, блюз" | 12940-А | 1929 |
декабрь 1929 г. | Графтон, Висконсин | L0065 | "Скажи мне, чувак, блюз" | 12940-Б | 1929 |
Записи вокалиона
[ редактировать ]Дата записи | Место записи | Матрица | Песня | Вокальный выпуск № | Дата выпуска |
---|---|---|---|---|---|
30 января 1934 г. | Нью-Йорк | 14723=1 | "Джерси Булл Блюз" | 02782-А | 1934 |
30 января 1934 г. | Нью-Йорк | 14725=2 | "Блюз высшего шерифа" | 02680-А | 1934 |
30 января 1934 г. | Нью-Йорк | 14727=1 | "Каменный пони-блюз" | 02680-Б | 1934 |
31 января 1934 г. | Нью-Йорк | 14739=1 | "34 блюза" | 02651-Б | 1934 |
31 января 1934 г. | Нью-Йорк | 14746 | "Люблю свои вещи" | 02782-Б | 1934 |
31 января 1934 г. | Нью-Йорк | 14747 | "Блюз доходного человека" | 02931-А | 1934 |
1 февраля 1934 г. | Нью-Йорк | 14749 | «О, смерть» ‡ | 02904-А | 1934 |
1 февраля 1934 г. | Нью-Йорк | 14749 | «Проблема из-за моей матери» ‡ | 02904-Б | 1934 |
1 февраля 1934 г. | Нью-Йорк | 14757 | "Бедный я" | 02651-А | 1934 |
1 февраля 1934 г. | Нью-Йорк | 14758 | «Повесьте это на стену» | 02931-Б | 1934 |
‡ Вокальный дуэт с Бертой Ли
- 1934 год; Берта Ли (вокал), Паттон аккомпанирует гитаре
Дата записи | Место записи | Матрица | Песня | Вокальный выпуск № | Дата выпуска |
---|---|---|---|---|---|
31 января 1934 г. | Нью-Йорк | 14735=1 | «Желтая пчела» | 02650-А | 1934 |
31 января 1934 г. | Нью-Йорк | 14736=1 | "Читатель мыслей Блюз" | 02650-Б | 1934 |
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «• Чарли Паттон, 28 апреля 1891 г. – 28 апреля 1934 г.…» Iloveancestry.net . Проверено 19 ноября 2017 г.
- ^ «Чарли Паттон (1891–1934)» . Findagrave.com . Проверено 11 июля 2014 г.
- ^ Место рождения Чарли Паттона , Фонд блюза Миссисипи.
- ^ Фэи 1970 , с. 18.
- ^ Фэи 1970 , с. 26.
- ^ «Тропа блюза Миссисипи» . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Нью-Йоркский гитарный фестиваль — дань уважения Чарли Паттону» . 14 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Фарбер, Джим (19 июля 2017 г.). « Похороненная история»: раскрытие влияния коренных американцев на рок-н-ролл» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 19 ноября 2017 г.
- ^ Палмер 1981 , стр. 50.
- ^ Палмер 1981 , стр. 51–52.
- ^ Палмер 1981 , стр. 58.
- ^ Палмер 1981 , стр. 59, 61.
- ^ Палмер 1981 , стр. 133.
- ^ Уордлоу 1998 , с. 30.
- ^ Дэвид Дикэр (1999). Исполнители блюза . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. ISBN 978-0-7864-0606-7 .
- ^ Палмер 1981 , стр. 86-7.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел, Тони (1997). Блюз: от Роберта Джонсона до Роберта Крея . Дубай: Carlton Books Limited. п. 43. ИСБН 1-85868-255-Х .
- ^ Уордлоу 1998 , с. 98.
- ^ Палмер 1981 , стр. 88.
- ^ Палмер 1981 , стр. 89.
- ^ Дю Нуайе, Поль (2003). Иллюстрированная энциклопедия музыки . Фулхэм, Лондон: Издательство Flame Tree. п. 159. ИСБН 1-904041-96-5 .
- ^ «Окончательный Чарли Паттон: Релизы» . Вся музыка . Проверено 11 июля 2014 г.
- ^ «Национальный реестр звукозаписей 2006: Национальный совет по сохранению записей (Библиотека Конгресса)» . Лок.gov. 13 мая 2011 года . Проверено 11 июля 2014 г.
- ^ «BBC — Арена: Американский эпос — Медиацентр» . BBC.co.uk. Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ «Призывы мулов и преступники: разговор с режиссером «Американского эпоса» Бернардом МакМахоном» . Мужской журнал . 23 мая 2017 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ « Американский эпос» воссоздает историю музыки с Элтоном Джоном, Беком и другими» . Udiscovermusic.com . 10 мая 2017 г. Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ «Американская эпопея» . Стереофил.com . 12 июня 2017 г. Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Льюис, Рэнди (14 мая 2017 г.). « Американский эпос» исследует, как деловой кризис спровоцировал музыкальную революцию» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Уолд, МакГурти и МакМахон 2017 , стр. 120.
- ^ МакМахон, Бернард; МакГурти, Эллисон; Уолд, Элайджа (1970). Американский эпос: когда музыка дала Америке ее голос (изд. First Touchstone в твердом переплете). Нью-Йорк. ISBN 9781501135606 . OCLC 935784467 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Выпуск призывников 2021 года | Зал славы рок-н-ролла» . Рокхолл.com . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ «Хейли Барбур представляет первый указатель блюзовой тропы Миссисипи» . Джазовые новости . Проверено 9 февраля 2007 г.
- ^ «Маркеры блюза штата Миссисипи будут открыты в округе Боливар» (PDF) . Управление развития штата Миссисипи. Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2007 года . Проверено 29 мая 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Калт, Стивен; Уордлоу, Гейл Дин (1988). Король дельта-блюза, Жизнь и музыка Чарли Паттона . Ньютон, Нью-Джерси : Rock Chapel Press. ISBN 0-9618610-0-2 . LCCN 87072899 .
- Фэйи, Джон (1966). Текстуальный и музыковедческий анализ репертуара Чарли Паттона . Магистерская диссертация, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес . LCCN 67003863 .
- Фэйи, Джон (1970). Чарли Паттон . Лондон: Студия Виста . ISBN 0-289-70030-2 . LCCN 70548903 .
- Палмер, Роберт (1981). Глубокий блюз . Нью-Йорк: Penguin Books . ISBN 0-14006-223-8 .
- Уолд, Элайджа ; МакГурти, Эллисон ; МакМахон, Бернард (2017). Американский эпос: Америка впервые услышала себя . Нью-Йорк: Пробный камень. ISBN 978-1501135606 .
- Уордлоу, Гейл Дин (1998). Комара, Эдвард (ред.). В погоне за этой дьявольской музыкой: В поисках блюза . Сан-Франциско, Калифорния: Книги Миллера Фримена . ISBN 0-87930-552-5 .
Соответствующая литература
[ редактировать ]- Сакре, Роберт, изд. Чарли Паттон: Голос дельты Миссисипи . 2018. Джексон: Университетское издательство Миссисипи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( февраль 2019 г. ) |
- История записи Чарли Паттона на Paramount Records
- Чарли Паттон, автор Р. Крамб
- Биография Чарли Паттона ( Allmusic )
- Чарли Паттона Дискография на Discogs
- Чарли Паттон на IMDb
- Блюзмен — Чарли Паттон ( Каб Кода )
- Чарли Паттон — Дельта Блюз
- Профиль Чарли Паттона
- Работы Чарли Паттона или о нем в Internet Archive
- 1980 Введение в Зал славы Фонда Блюза.
- Веха записи Чарли Паттона на Three Perfect Minutes
- рождение 1890-х годов
- 1934 смерти
- Коренные американцы 20-го века
- Американские блюзовые гитаристы
- Американские гитаристы-мужчины
- Американские блюзовые певцы
- Американские уличные артисты
- Американцы, считающие себя выходцами из чероки
- Американцы, которые идентифицируют себя как выходцы из племени чокто.
- Блюзовые музыканты из Миссисипи
- Музыканты кантри-блюза
- Дельта-блюзовые музыканты
- Исполнители Gennett Records
- Музыканты госпел-блюза
- Тропа блюза Миссисипи
- Жители округа Санфлауэр, штат Миссисипи.
- Артисты Paramount Records
- Американские гитаристы 20-го века
- Гитаристы из Миссисипи
- Жители округа Хиндс, штат Миссисипи.
- Люди из Лулы, штат Миссисипи
- Исполнители Third Man Records
- Афро-американские гитаристы
- Афроамериканские певцы ХХ века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певцы 20-го века