Мещанство
В области философии и эстетики термин мещанство описывает взгляды, привычки и характеристики человека, который осуждает искусство , красоту , духовность и интеллект . [1] В качестве уничижительного термина обыватель характеризует человека ограниченного и враждебного к жизни ума , чье материалистическое и ориентированное на богатство мировоззрение и вкусы указывают на безразличие к культурным и эстетическим ценностям. [2]
Современное значение слова «филистер» происходит от адаптации Мэтью Арнольдом немецкого слова «Philister» к английскому языку , которое применялось студентами университета в их антагонистических отношениях с горожанами Йены , ранней современной Германии , где в 1689 году в результате беспорядков погибло несколько человек. Проповедь По поводу бунта Георг Генрих Гетце , церковный суперинтендант, применил слово «филистер» в своей проповеди, анализирующей классовую вражду между студентами и горожанами. [3] [4] Гетце обратился к проблеме «город против филистимлян» в увещевающей проповеди «Филистимляне да будут над Тобой», взятой из Книги Судей (глава 16 , Самсон против филистимлян) Танаха ( еврейской Библии), принятой в Христианский Ветхий Завет . [5] [6]
История
[ редактировать ]В немецком языке студенты университетов применяли термин Филистер (Филистер) для описания человека, не получившего образования в университете; В социальном контексте ранней современной Германии этот термин обозначал мужчину ( Филистер ) и женщину ( Филистерин ), которые не были выпускниками университета. [1]
В английском языке термин «филистер» — человек, враждебный эстетическому и интеллектуальному дискурсу — стал обычным британским употреблением к десятилетию 1820 года и применялся к буржуазному , материалистическому , торговому среднему классу викторианской эпохи (1837–1901), чей недавно приобретенный социальный статус и богатство сделали некоторых из них враждебными к культурным традициям, благоприятствовавшим аристократической власти . Что касается обывателей, Мэтью Арнольд писал в книге «Культура и анархия: очерк политической и социальной критики» (1869):
Но польза культуры состоит в том, что она помогает нам, посредством ее духовного стандарта совершенства, рассматривать богатство как всего лишь машину, и не только говорить на словах, что мы рассматриваем богатство как всего лишь машину, но и действительно воспринимать богатство как машину. и почувствуй, что это так. Если бы не это очищающее воздействие, оказываемое на наше сознание культурой, весь мир, будущее, как и настоящее, неизбежно принадлежали бы филистимлянам. Люди, которые больше всего верят, что наше величие и благосостояние доказываются тем, что мы очень богаты, и которые больше всего отдают свою жизнь и мысли тому, чтобы стать богатыми, - это как раз те люди, которых мы называем филистимлянами. Культура говорит: «Подумайте об этих людях, об их образе жизни, их привычках, их манерах, даже о тонах их голосов; посмотрите на них внимательно; обратите внимание на литературу, которую они читают, на вещи, которые доставляют им удовольствие, на слова, которые приходят к ним». из их уст исходят мысли, которые составляют убранство их умов; стоит ли иметь какое-либо количество богатства при условии, что, обладая им, человек станет таким же, как эти люди?»
- Культура и анархия: очерк политической и социальной критики (1869), стр. 28–29.
Использование
[ редактировать ]Денотаты и коннотации терминов мещанство и мещанин описывают людей, которые враждебно относятся к искусству , культуре и духовной жизни и вместо них отдают предпочтение экономическому материализму и демонстративному потреблению как первостепенным видам человеческой деятельности. [7]
- 17 век
Во время судебного процесса писатель и поэт Джонатан Свифт (1667–1745) на сленге своего времени охарактеризовал грубого судебного пристава как обывателя, человека, которого считают беспощадным врагом. [1]
- 18 век
Эрудит (1749–1832 ) Иоганн Вольфганг фон Гете описал обывательскую личность, задав вопрос:
Что такое обыватель? Полая кишка, полная страха и надежды, что Бог помилует!
Гете описал таких мужчин и женщин, отметив, что:
Филистимлянин не только игнорирует все условия жизни, которые не являются его собственными, но и требует, чтобы остальное человечество построило свой образ существования по его собственному образцу. [8]
В комедии о нравах « Соперники» (1775) Ричард Бринсли Шеридан (1751–1816) называет жестокого аристократа «этим кровожадным филистимлянином сэром Люциусом О'Триггером».
- 19 век
Томас Карлейль часто писал о концертах и «гигантстве» как о признаках классического материализма; Арнольд признал, что Карлейль использовал этот термин как синоним слова «обыватель». Карлейль использовал слово «филистер» для описания Уильяма Тейлора в 1831 году. Он также использовал это слово в «Сарторе Ресартусе » (1833–34) и в «Жизни Джона Стерлинга» (1851), вспоминая разговоры, в которые «входили филистимляне, те, кого мы называем занудами, тупицами, Дети тьмы». [9]
Композитор Роберт Шуман (1810-1856) создал Давидсбюндлера — вымышленное общество, целью которого является борьба с обывателями. Этот бой появляется в некоторых его музыкальных произведениях, таких как Davidsbündlertänze , соч. 6, и заключительная часть его «Карнавала» , соч. 9, который называется «Марш Давидсбюндлера против филистеров».
В «Болезни к смерти » (1849) философ Сёрен Кьеркегор критикует бездуховность мещанско-буржуазного мышления пошлости и самообман отчаяния. [10]
Философ Фридрих Ницше (1844–1900) определял обывателя как человека, который из-за отсутствия истинного культурного единства может определять стиль только негативно и через культурное соответствие. Эссе «Давид Штраус: исповедник и писатель» в «Несвоевременных размышлениях » представляет собой расширенную критику немецкого филистерства девятнадцатого века.
- 20 век
- (1901–38) в романе «Вечный Австро-венгерский писатель Оден фон Хорват филистер» (1930) высмеивал культурную грубость обывателя и его ограниченный взгляд на мир. Одноименный обыватель — неудавшийся бизнесмен, продавец подержанных автомобилей, стремящийся к светской жизни и богатству; Чтобы реализовать это стремление, он ищет богатую женщину, которая поддержит его, и поэтому отправляется в путешествие по железной дороге из Мюнхена в Барселону, чтобы найти ее на Всемирной выставке.
- В « Лекциях по русской литературе» (1981) в очерке «Мещане и мещанство» писатель Владимир Набоков (1899–1977) описывает мещанских мужчину и женщину как:
Взрослый человек, чьи интересы носят материальный и обыденный характер и чей менталитет сформирован из общепринятых идей и общепринятых идеалов его или ее группы и времени. Я сказал «взрослый» человек, потому что ребенок или подросток, который может выглядеть как маленький обыватель, — всего лишь маленький попугай, подражающий манерам закоренелых пошляков, а быть попугаем легче, чем белой цаплей. «Пошлянин» является более или менее синонимом «обывателя»: ударение у пошляка делается не столько на условность обывателя, сколько на вульгарность некоторых его условных представлений. Я также могу использовать термины «благородный» и «буржуазный». Благородство подразумевает кружевно-занавесную изысканную пошлость, которая хуже простой грубости. Рыгать в компании может быть грубо, но сказать «извините» после отрыжки — это благородно и, следовательно, хуже, чем вульгарно. Термин «буржуазия» я использую вслед за Флобером , а не за Марксом . Буржуазия, в понимании Флобера, — это состояние ума, а не состояние кармана. Буржуа — это самодовольный мещанин, достойный пошляк. . . вообще говоря, мещанство предполагает некую развитую ступень цивилизации, где на протяжении веков существовали определенные традиции скопились в кучу и начали вонять. [11]
- В «Лекциях по литературе» (1982), говоря о романе «Госпожа Бовари» (1856) о буржуазной жене сельского врача, Набоков говорил, что мещанство проявляется в ханжеском отношении мужчины или женщины, обвиняющих произведение искусства быть непристойным . [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Новый словарь английского языка двадцатого века Вебстера - полный (1951), с. 1260
- ^ Колледжское издание: Новый мировой словарь американского языка Вебстера (1962), с. 1099
- ^ Христиан Август Вульпиус (1818 г.). Любопытства физического, литературного, художественного и исторического мира: для приятного развлечения образованных читателей . Издано Государственной промышленной комиссией. п. 188.
В Йене, перед Лобедскими воротами, есть трактир под названием «Желтый ангел». Здесь был Л.1693. Генделя, а студента так избили, что он остался мертвым на площади. В следующее воскресенье суперинтендант Гётц яростно выступил против этого поступка и сказал: «Это дело об убийстве произошло, как там написано: Филистимляне выше тебя, Самсон!» Что происходит? Едва наступил вечер, как послышалось на всех улицах: Филистимляне на тебя, Самсон! С этого часа жители Йены стали называться Филистимлянами. Студенты принесли это имя с собой в другие академии, и в конце концов оно стало практически частью жизни всего среднего класса. Те, кто не учился, считались филистимлянами. Это было забавно. В то время в Йене бои были в порядке вещей.
- ^ Фридрих Клюге (4 июня 2012 г.). Немецкий студенческий язык . Вальтер де Грюйтер. стр. 57–. ISBN 978-3-11-148858-5 .
- ^ Энциклопедия читателя Бенета, третье издание (1987), стр. 759
- ^ Примечания и запросы . Издательство Оксфордского университета. 1872. стр. 393–.
- ^ Новый краткий Оксфордский словарь английского языка (1993), Лесли Браун, редактор, стр. 2186
- ^ «Обыватель не только отрицает условия, отличные от его собственных, он также хочет, чтобы все другие люди существовали на его пути». https://www.google.com/books/edition/Goethes_Gespäche/LJ0FAQAAIAAJ?hl=en&gbpv=1%7Cyear=1909%7Cpages=508%7C
- ^ Ульрих, Джон М. (2004). « Концерты и филистимляне» . В Камминге, Марк (ред.). Энциклопедия Карлайла . Мэдисон и Тинек, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсон . стр. 193, 374. ISBN. 978-0-8386-3792-0 .
- ^ Кьеркегор, Сорен (1980). Болезнь к смерти . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 41-42 . ISBN 0691020280 .
- ↑ Набоков, Лекции по русской литературе , очерк «Мещане и мещанство».
- ^ Набоков, Лекции по литературе , лекция о госпоже Бовари.