Бангладеш (песня)
"Бангла Деш" | ||||
---|---|---|---|---|
![]() конверт с изображением США | ||||
Сингл от Джорджа Харрисона | ||||
сторона B | « Глубокий синий » | |||
Выпущенный | 28 июля 1971 г. | |||
Записано | июль 1971 г. | |||
Студия | Record Plant West , Лос-Анджелес | |||
Жанр | Рок , госпел | |||
Длина | 3 : 57 | |||
Этикетка | Яблоко | |||
Автор(ы) песен | Джордж Харрисон | |||
Продюсер(ы) | Джордж Харрисон, Фил Спектор | |||
Джорджа Харрисона Хронология синглов | ||||
|
« Bangla Desh » — песня английского музыканта Джорджа Харрисона . Он был выпущен как неальбомный сингл в июле 1971 года, чтобы привлечь внимание миллионов беженцев из страны Бангладеш , ранее известной как Восточный Пакистан , после циклона Бхола 1970 года и начала Освободительной войны Бангладеш . Вдохновением для создания песни Харрисону послужил его друг Рави Шанкар , индийско- бенгальский музыкант, который обратился к Харрисону за помощью в попытке облегчить страдания. «Бангла Деш» был назван «одним из самых убедительных социальных заявлений в истории музыки». [ 1 ] и помог заручиться международной поддержкой независимости Бангладеш, установив имя молодой нации во всем мире. В 2005 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан отметил успех песни в персонализации кризиса в Бангладеш через эмоциональное описание просьбы Шанкара о помощи.
«Bangla Desh» появился на пике популярности Харрисона как сольного исполнителя, после распада «Битлз» , и признание принес его тройной альбом 1970 года « All Things Must Pass» . поп-музыки Это был первый благотворительный сингл , и его выпуск состоялся за три дня до спонсируемого Харрисоном концерта для Бангладеш в нью-йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден . Сингл вошел в десятку лучших в Великобритании и других странах Европы и достиг 23-го места в американском Billboard Hot 100 . Сопродюсером записи выступил Фил Спектор , а в записи приняли участие Леон Рассел , Джим Хорн , Ринго Старр и Джим Келтнер . Сессия песни в Лос-Анджелесе положила начало двум прочным музыкальным связям в сольной карьере Харрисона - с Келтнером и Хорном.
При поддержке этих музыкантов и других музыкантов, включая Эрика Клэптона и Билли Престона , Харрисон исполнил "Bangla Desh" на концертах ЮНИСЕФ 1 августа 1971 года на воодушевляющем бисе . В обзоре концертного альбома Concert for Bangladesh для Rolling Stone журнала Джон Ландау назвал это прочтение «самым лучшим выступлением на концерте для всех заинтересованных сторон». [ 2 ] Студийная запись появилась в сборнике 1976 года The Best of George Harrison , который оставался единственным официальным релизом на компакт-диске до сентября 2014 года, когда он был включен в качестве бонус-трека в переиздание Apple Years 1968–75 альбома Харрисона Living in the Material World . В число исполнителей, сделавших кавер на песню, входят Стю Филлипс и группа Hollyridge Strings , а также итальянский саксофонист Фаусто Папетти .
Фон
[ редактировать ]
К весне 1971 года Джордж Харрисон зарекомендовал себя как самый успешный экс- битл в течение первого года работы бывших участников группы в качестве сольных исполнителей; [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] по словам биографа Эллиота Хантли, он «не мог бы стать более популярным в глазах общественности». [ 7 ] Не менее важно, как пишет Питер Лавеццоли, автор книги « Рассвет индийской музыки на Западе» , за это время Харрисон «набрал такую добрую волю в музыкальном сообществе». [ 1 ] Вместо того, чтобы немедленно заняться продолжением своего All Things Must Pass , тройного альбома [ 8 ] он провел месяцы после окончания записи в октябре 1970 года, отдавая должное друзьям и музыкантам, которые помогли альбому добиться такого успеха. [ 9 ] [ 10 ] В их число входили сопродюсер Фил Спектор , чья жена Ронни Спектор предоставила Харрисону песни для предполагаемого сольного альбома на Apple Records ; [ 11 ] Ринго Старр , чей сингл " It Don't Come Easy " он спродюсировал и подготовил к выпуску после оригинальной записи песни в марте 1970 года; [ 12 ] Бобби Уитлок , певец и клавишник недолговечной группы Derek and the Dominos , чей одноименный дебютный сольный альбом включал в себя Харрисона и Эрика Клэптона на гитаре; [ 9 ] и бывший Spooky Tooth пианист Гэри Райт , на чьем альбоме Footprint (1971) Харрисон также присутствовал в качестве гостя, вместе с All Things Must Pass оркестратором Джоном Бархэмом . [ 13 ] [ 14 ]
Другим проектом был документальный фильм о жизни и музыке Рави Шанкара Говарда Уорта , «Рага» (1971), в создание которого Харрисон вмешался в последнюю минуту, чтобы обеспечить финансирование. [ 15 ] и распространение через Apple Films . [ 16 ] [ 17 ] Поскольку Харрисон также выступал в качестве продюсера сопровождающего альбома саундтреков, работа с Шанкаром началась в Лос-Анджелесе в апреле 1971 года и возобновилась в конце июня. [ 18 ] [ 19 ] после спродюсированных Харрисоном сессий в Лондоне для группы Badfinger . [ 20 ]
Бенгалец , когда ранее в по происхождению, Шанкар уже привлек внимание Харрисона к растущему гуманитарному кризису в Бангладеш этом году остановился в доме бывшего Битлз, Фрайар Парк . [ 21 ] Государство, ранее известное как Восточный Пакистан (а до этого – Восточная Бенгалия ), понесло около 300 000 жертв, когда циклон Бхола обрушился на его берега 12 ноября 1970 года, а безразличие, проявленное правящим правительством Западного Пакистана, особенно президентом Яхья Ханом, потеряло около 300 000 человек. , было лишь одной из причин, по которой бенгальское национальное движение стремилось к независимости 25 марта 1971 года. [ 18 ] Это заявление привело к немедленному военному подавлению со стороны войск Хана, а через три дня началась Освободительная война Бангладеш . [ 22 ] [ 23 ] К 13 июня подробности систематических убийств граждан начали всплывать на международном уровне благодаря публикации в лондонской газете Sunday Times статьи Энтони Маскареньяса . [ 24 ] Наряду с проливными дождями и интенсивными наводнениями, которые угрожали проходу миллионов беженцев на северо-восток Индии, [ 25 ] эта новость побудила Шанкара обратиться к Харрисону за помощью в попытке облегчить страдания. [ 26 ] «Прочитав все эти новости, я был в очень грустном настроении, — позже рассказал Шанкар журналу Rolling Stone , — и сказал: «Джордж, такая ситуация, я знаю, что тебя это не касается, я знаю, что ты можешь». невозможно идентифицировать. Но пока я разговаривал с Джорджем, он был очень глубоко тронут... и сказал: «Да, я думаю, что смогу что-нибудь сделать». [ 22 ]
В результате Харрисон взял на себя обязательство организовать Концерт для Бангладеш в Мэдисон-Сквер-Гарден , Нью-Йорк, в воскресенье, 1 августа. [ 15 ] [ 27 ] Последовали шесть недель безумной активности, пока Харрисон летал между Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Лондоном. [ 15 ] готовился и нанимал других музыкантов, чтобы они присоединились к нему и Шанкару на выступлениях. [ 28 ] [ 29 ] Признавая, что Харрисон не был «прирожденным лозунгом» в духе своего бывшего коллеги по группе Джона Леннона , писатель Роберт Родригес написал: «Если какой-либо из экс-Fab имел репутацию со своими фанатами, чтобы добиваться хороших работ, то это были духовные Битлз. " [ 30 ]
Письмо
[ редактировать ]Я устал от людей, говорящих: «Но что я могу сделать?» Кроме того, нежелание прессы сообщать все подробности вызвало необходимость привлечь к этому внимание. Поэтому песня «Бангла Деш» была написана специально для того, чтобы привлечь внимание к войне перед концертом. [ 31 ]
– Джордж Харрисон, 1979 г.
Иностранные журналисты были депортированы из Восточного Пакистана незадолго до операции пакистанской армии «Прожектор» , и даже после того, как были опубликованы наблюдения Маскареньяса из первых рук, Шанкар и Харрисон были обеспокоены тем, что ведущие западные СМИ проявляют нежелание сообщать все факты. . [ 1 ] [ 32 ] Тем летом также выяснилось, что Америка поддерживает военное наступление генерала Хана как финансово, так и вооружением. [ 1 ] – несмотря на апрельскую телеграмму Blood , в которой чиновники консульства США в Дакке сообщили своему Госдепартаменту о происходящем « геноциде » и обвинили правительство США в «моральном банкротстве». [ 33 ] Осознавая необходимость повышения осведомленности о ситуации в Бангладеш, и особенно о лагерях беженцев в Индии, которые превратились в «заразные кладбища под открытым небом», [ 34 ] со вспышкой холеры , [ 25 ] Харрисон быстро сочинил песню по этому поводу. [ 35 ] Позже он сказал, что «Бангла Деш» была «написана за десять минут за фортепиано». [ 36 ] Название переводится как «Бенгальская нация». [ 23 ] и тот факт, что Харрисон написал это слово как два слова, свидетельствует о том, насколько мало в то время западные СМИ признавали новое название страны. [ 37 ]
Как и в случае с концертами, Харрисон старался избегать политической подоплеки проблемы, а его тексты вместо этого фокусировались на человеческой перспективе. [ 38 ] По предложению Леона Рассела , который участвовал в недавних сессиях Ронни Спектора и Badfinger, Харрисон начал песню со куплета, в котором излагается его собственное представление о кризисе в Бангладеш: [ 31 ]
Мой друг пришел ко мне с грустью в глазах
Сказал мне, что ему нужна помощь, прежде чем его страна умрет
Хоть я и не чувствовал боли, я знал, что должен попытаться.
Теперь я прошу всех вас помочь нам спасти несколько жизней.
Эти строки относятся к просьбе Шанкара о помощи. [ 39 ] Автор Саймон Ленг пишет, что «[из] уважения к контексту Шанкара» Харрисон определил вступительный куплет как рок-версию традиционного алапа индийской музыки - «медленное вступительное изложение основных идей». [ 40 ] Остальная часть текста песни сосредоточена на бескомпромиссном послании: «Мы должны освободить Бангладеш». [ 22 ] [ 41 ] поскольку тысячи беженцев, особенно детей, стали жертвами голода и болезней. [ 25 ]
Последний куплет-припев, который включает в себя строки «Теперь может показаться, что это так далеко от того, где мы все находимся / Это то, что мы не можем отвергнуть», отражает точку зрения, которую бывший президент Фонда США для ЮНИСЕФ Чарльз Лайонс позже назвал вечной. Препятствие при решении глобальных проблем бедности: проблемы кажутся слишком большими и слишком отдаленными, чтобы отдельные люди могли их решить. [ 42 ] Автор Ян Инглис комментирует, что строка «Теперь ты не дашь немного хлеба, чтобы накормить голодающих» содержит «умный каламбур», в котором слово «хлеб» используется как для обозначения денег, так и для еды. [ 43 ]
Запись
[ редактировать ]Поскольку времени на репетиции перед концертами в Нью-Йорке было мало, сингл "Bangla Desh" был спешно записан в Лос-Анджелесе. [ 22 ] Источники расходятся во мнениях относительно места и даты: Record Plant West . наиболее вероятной студией кажется [ 36 ] сессии пройдут 4–5 июля. [ 44 ] [ 45 ] и наложения духовых , возможно, 10 июля. [ 46 ] Фил Спектор снова выступил сопродюсером вместе с Харрисоном. [ 46 ] Как и в случае с подробностями записи сессий, точный состав музыкантов остается лишь догадкой. [ 47 ] По словам Саймона Ленга, в состав группы входили Харрисон, Леон Рассел (фортепиано), Джим Хорн (саксофоны), Клаус Вурманн (бас), Старр, Джим Келтнер (оба на барабанах) и Билли Престон (орган). [ 45 ] По воспоминаниям Хорна, на первом заседании присутствовали только Харрисон, Рассел, Вурманн и Келтнер. [ 47 ] [ номер 1 ] Историк Ленг и Битлз Брюс Спайзер отдает должное «валторной секции» под руководством Джима Хорна. [ 46 ] [ 49 ] Последний впоследствии возглавил группу "Hollywood Horns" из шести человек, в которую входили трубач и тромбонист Чак Финдли , на концертах в Нью-Йорке 1 августа. [ 50 ]
Запись начинается с эмоционального вступления Харрисона, сопровождаемого тем, что Лавеццоли описывает как «катящуюся фигуру фортепиано» Рассела. [ 1 ] После слов «помогите нам спасти несколько жизней» фортепиано задаёт «драйвовый ритм» песни, продолжает Лавеццоли, а ритм-секция и электрогитара Харрисона присоединяются: [ 1 ] создавая ту же музыкальную смесь госпела и рока , которую Харрисон использовал в большей части альбома All Things Must Pass . [ 40 ] В обзоре для NME в августе 1971 года Дерек Джонсон написал о "Bangla Desh": "Начинается почти как проповедь, затем наступает ритм... когда Джордж горячо вопит под аккомпанемент солидной ритм-секции и хлопков в ладоши". [ 51 ] По словам Ленга, трек сохраняет «срочное живое» настроение. [ 49 ] и включает соло, разделенные Расселом, Хорном (на тенор-саксофоне ) и Харрисоном ( слайд-гитара ). [ 46 ] Он затихает, когда ансамбль играет в двойном такте, [ 52 ] похож на быструю секцию гат (или друт ), используемую в классической музыке хиндустани . [ 53 ] В описании журналиста Ричарда Уильямса : «[Харрисон] вложил в пластинку много чувств. Его голос приобретает необычно грустные интонации – временами он почти неузнаваем – и Спектор хорошо подкрепляет его прыгающими риффами, поддержанными хрюкающим баритоном-саксофоном . " [ 54 ]
«Бангла Деш» стал первым случаем, когда Харрисон работал с Хорном, который впоследствии стал постоянным соавтором. [ 45 ] [ номер 2 ] Уже будучи ветераном музыкальной сцены Лос-Анджелеса к 1971 году, Хорн вспоминает свое «измученное» мышление до встречи с Харрисоном, но описывает эту сессию как «настоящий поворотный момент» в его карьере, «потому что мы что-то делали ради дела». [ 45 ] Кроме того, это был первый раз, когда Келтнер играл на сессии Харрисона, поскольку оба музыканта недавно работали вместе над альбомом Леннона Imagine . [ 56 ] [ 57 ] Сессия «Бангла Деш» стала началом дружбы на всю жизнь: пара оставалась «как братья», по словам Келтнера, до смерти Харрисона в 2001 году. [ 58 ] [ 59 ] Вместе с Клэптоном, Престоном, Бобом Диланом и группой Badfinger все эти музыканты присоединились к Харрисону и Шанкару на сцене Мэдисон-Сквер-Гарден. [ 3 ] [ 60 ]
В это время Рави Шанкар побил собственный рекорд по бенефису, спродюсированный Харрисоном [ 61 ] Джой Бангла EP . [ 62 ] Сторона A содержала две вокальные композиции, исполненные на бенгали - заглавный трек (который в переводе означает «Победа Бангладеш»). [ 63 ] и «Oh Bhaugowan» - а на реверсе был шестиминутный концерт «Raga Mishra Jhinjoti» с участием Шанкара, сародья Али Акбар Хана Шанкара на табле и постоянного игрока Аллы Ракхи . [ 49 ] [ 64 ]
Выпускать
[ редактировать ]
По настоянию Харрисона компания Capitol Records , дистрибьютор Apple в США, настроила все четыре своих производственных предприятия на производство копий сингла "Bangla Desh"; Также были срочно распространены односторонние промо-диски с белой этикеткой , чтобы обеспечить немедленное воспроизведение песни по радио. [ 46 ] Для обложки с фотографиями США дизайнер Том Уилкс выбрал подходящее актуальное изображение, включив в него заголовки и тексты из статей New York Times о кризисе в Бангладеш. [ 46 ] В статьях упоминалось, что стервятники являются «самыми счастливыми существами» на фоне хаоса в Дакке, а также о политике Индии «подождать и посмотреть» в отношении событий в Восточном Пакистане. [ 65 ] [ номер 3 ] Передняя часть обложки с изображением была увенчана строкой «(We Got to Relieve)» перед словами «Bangla Desh», что привело к тому, что ряд публикаций включили текст в скобках как часть официального названия песни. [ 22 ] В нижней части обложки были помещены сведения о Специальном фонде чрезвычайной помощи Джорджа Харрисона и Рави Шанкара (под опекой штаб-квартиры ЮНИСЕФ в Нью-Йорке), в который пойдут доходы от сингла и поощряются дальнейшие пожертвования. [ 22 ] [ 67 ] Задняя обложка американского конверта была взята с фотографии информационного агентства UPI – «эмоционального» изображения, на котором изображена мать, утешающая своего голодающего ребенка. [ 46 ] Эта фотография также использовалась в журнальной рекламной кампании проекта помощи. [ 68 ]
При поддержке Deep Blue [ 69 ] Сингл "Bangla Desh" был выпущен 28 июля 1971 года в США (как Apple 1836), а релиз в Великобритании последовал через два дня (R 5912). [ 61 ] Он достиг 10-го места в национальном чарте синглов Великобритании. [ 70 ] и номер 23 в Billboard Hot 100 в Америке; [ 71 ] [ 72 ] другие составители чартов США, Cash Box и Record World , поместили сингл на 20 и 13 места соответственно. [ 65 ] "Бангла Деш" постоянно транслировался по радио в дни, предшествовавшие концертам. [ 52 ] [ 65 ] и придал проекту помощи подлинное социальное и политическое значение. [ 62 ] Ученый из Бангладеш, профессор Фарида Маджид , позже напишет: «К полному ужасу [президента США] Никсона и [госсекретаря] Киссинджера , «Бангла Деш» Джорджа Харрисона попал в чарты. Это был волнующий момент в разгар все печальные новости, исходящие с фронта боя. Даже западные журналисты, освещающие гражданскую войну в Восточном Пакистане, еще не использовали слово «Бангладеш». [ 37 ] Студийная запись также проигрывалась на концертах Concert for Bangladesh после вступительного выступления Шанкара поверх кадров с беженцами и сценами войны. [ 73 ] [ 74 ]
Переиздание
[ редактировать ]Несмотря на то, что песня стала хитом и имела статус первого благотворительного поп-сингла , [ 75 ] за четырнадцать лет до «Band Aid» и «США для Африки» [ 76 ] - После 1971 года "Bangla Desh" по большей части игнорировалась переупаковщиками звукозаписывающих компаний. [ 46 ] За 43 года студийная версия получила альбомный релиз только на сборнике 1976 года The Best of George Harrison . [ 46 ] который был выпущен на компакт-диске в 1987 году. [ 77 ] [ номер 4 ] Песня с тех пор была включена в качестве бонус-трека, ремикс которого сделал Пол Хикс . [ 80 ] о переиздании альбома Харрисона Living in the Material World в 2014 году , входящем в бокс-сет Apple Years 1968–75 из восьми дисков . [ 81 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]После выпуска журнал Billboard охарактеризовал "Bangla Desh" как "музыкальный призыв помочь нашим собратьям", который "должен немедленно попасть в чарты". [ 82 ] В своем современном обзоре для NME Дерек Джонсон назвал эту песню «не такой сильной мелодически, как « My Sweet Lord », но все же назойливой и настойчивой», и добавил: «В ней сразу можно обнаружить отчаяние и жалость». Голос [Харрисона], когда он поет об ужасающем тяжелом положении жителей Восточного Пакистана... его лирика обязательно вызовет у кого-то душераздирающую реакцию». [ 51 ] Record World назвал его «прекрасным рекордом». [ 83 ] Волна общественного одобрения сопровождала выпуск сингла в 1971 году. [ 65 ] как и в случае с двумя благотворительными концертами, [ 84 ] последующий концертный альбом и фильм-концерт 1972 года . [ 52 ] [ 85 ] Саймон Ленг считает, что искренняя дружба является ключом к успеху проекта помощи Харрисону и Шанкару: дружба между ними двумя, в которую вмешался бывший «Битлз», и дружба, которую Харрисон развивал с Диланом, Клэптоном и Старром, которая обеспечила их участие. [ 86 ] Ленг отмечает, что вступительный текст песни "Bangla Desh" ("Мой друг пришел ко мне...") мог в равной степени относиться и к попыткам Харрисона завербовать сопротивляющегося Дилана и отстраненного от героина Клэптона. [ 86 ]
В своем обзоре концерта для The Village Voice Дон Хекман описал "Bangla Desh" как "песню, которая гораздо лучше слов выражает, какой человек Харрисон". Далее Хекман сравнил благотворительность Харрисона с деятельностью двух его бывших товарищей по группе, сказав: «Я не возражаю против бесконечного грохота Джона Леннона в его душе или Пола Маккартни поиска сладости и света, но в данный момент я должны иметь более сильные чувства по поводу активных усилий Джорджа Харрисона, чтобы что-то сделать с страданиями в окружающем его мире. Как удивительно, что самым интроспективным из Битлз оказывается тот, кто в конечном итоге предпринимает наиболее эффективные действия». [ 87 ]
Даже сейчас я все еще встречаю официантов в бенгальских ресторанах, которые говорят: «Когда мы сражались в джунглях, было здорово знать, что кто-то там думал о нас». [ 88 ]
– Джордж Харрисон, 1991 г.
Вдали от контекста песни, созданной исключительно для того, чтобы привлечь внимание к делу бенгальцев, как ее описал сам Харрисон: [ 65 ] Комментаторы часто воспринимали "Bangla Desh" как поспешную и не впечатляющую композицию. [ 47 ] [ 89 ] Роберт Родригес, однако, уточняет это мнение: «Как сингл эта песня, возможно, не была самой коммерческой пластинкой, но как призыв к служению ее вряд ли можно было бы улучшить». [ 90 ] Репутация "Bangla Desh" как первого благотворительного сингла рок-музыки не упускается из виду. [ 49 ] [ 91 ] Иэн Инглис заявил: «'Bangla Desh' служит образцом для благотворительных синглов, которые станут обычным явлением в ближайшие десятилетия, хотя в данном случае сила песни Харрисона заключается не в собрании в ней известных исполнителей, а в ее буквальном значении». и абсолютная приверженность». [ 43 ] В этом отношении Ленг считает, что в этой песне «столько же сырой энергии, сколько во всем, что когда-либо предлагала группа [Леннона] Plastic Ono Band ». [ 40 ] В книге «Рассвет индийской музыки на Западе » Питер Лавеццоли пишет: «Лирика и вокал Харрисона были краткими и мощными, прямым призывом к действию в условиях конкретного кризиса. Таким образом, «Бангла Деш» остается одним из наиболее убедительных социальных заявлений в истории». история музыки». [ 1 ]
В своем интервью для переиздания фильма Сола Свимера « Концерт для Бангладеш» в 2005 году Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан признал Харрисона и Шанкара «пионерами» в их усилиях на благо народа Бангладеш и отметил, что вступительный куплет песни персонализирует кризис. показывая «человека, стоящего за музыкой». [ 92 ] За тридцать три года до этого, 5 июня 1972 года, ЮНИСЕФ официально наградил Харрисона и Шанкара своей ежегодной наградой «Ребенок - отец мужчины». [ 93 ] [ 94 ]

В 2004 году «Бангла Деш» была сыграна во время заключительного эпизода BBC телесериала «Гималаи» с Майклом Пэйлином , в котором Пэйлин путешествует на юг от Бутана до Бенгальского залива и размышляет о борьбе Бангладеш за независимость. [ 95 ] В статье для журнала Blender в апреле того же года Поль Дю Нойер назвал эту песню «прекрасным синглом 1971 года». [ 96 ] В выпуске журнала NME Originals "Beatles Solo" 2005 года Адриан Трилс поставил "Bangla Desh" на второе место среди "десяти сольных жемчужин" Харрисона (после " What Is Life "), назвав его "перетасовкой джаз-блюз-рок", которая «установить шаблон для пластыря». [ 97 ] В своей статье для The Cambridge Companion to the Beatles в 2009 году Майкл Фронтани сказал, что благодаря своей работе по оказанию помощи Бангладеш Харрисон «был пионером всей идеи благотворительного альбома и сингла, а также сбора средств на рок-концерты». [ 91 ] Оплакивая отсутствие песни в компиляции Харрисона Let It Roll 2009 года , Джон Каммингс из Popdose охарактеризовал "Bangla Desh" как "не большое художественное достижение" само по себе, но как "ключевой момент... в эволюции активизма поп-музыки". . [ 98 ]
Песня вошла в книгу Брюса Поллока « 7500 самых важных песен 1944–2000 годов» 2005 года . [ 99 ] В 2010 году слушатели AOL Radio поместили "Bangla Desh" на 10-е место в опросе по определению десяти лучших песен Харрисона после Битлз. [ 100 ]
Живая версия
[ редактировать ]Харрисон исполнил "Bangla Desh" на бис на обоих концертах в Мэдисон-Сквер-Гарден 1 августа 1971 года, а вечернее выступление было выбрано для включения в Concert for Bangladesh . тройной концертный альбом [ 101 ] [ 102 ] После знакомого вступления к песне группа «полностью бросилась на поддержку Харрисона», пишет Лавеццоли, «играя самую мрачную и тяжелую музыку шоу». [ 103 ] После выпуска в декабре того же года Джон Ландау из Rolling Stone назвал эту песню «величайшим синглом концерта всех заинтересованных сторон» и добавил, что к концу концерта текст сингла Харрисона «больше не был выражением намерения, а выражением миссия выполнена – помощь оказана, люди дотянуты, усилия приложены, и результаты будут ощутимы». [ 2 ]
В своем обзоре альбома для Melody Maker Ричард Уильямс написал, что концертная версия "Bangla Desh" "ревет и бушует до ошеломляющего завершения". [ 104 ] Играется в более быстром темпе , чем студийная запись, и содержит то, что Спайзер называет «зажигательным» соло на саксофоне Хорна. [ 102 ] и вокал Харрисона, который Ленг описывает как «удивительно мощный» и «чистый акт рвения». [ 86 ] Как показано в фильме-концерте, после своего короткого гитарного соло в конце песни Харрисон повторяет фразу «Освободите жителей Бангла Деш», прежде чем покинуть сцену под громкие аплодисменты. [ 105 ] пока группа играет без него. [ 103 ] [ 106 ] [ кол. 5 ] В своей книге о первом десятилетии сольной деятельности «Битлз» Родригес рассматривает это живое выступление как, возможно, «высшую точку общественного уважения» Харрисона. [ 90 ] Pitchfork Куинн Морленд из пишет, что в названии песни была фраза, которую Харрисон «надеется, что его аудитория запомнит [концерт]», и добавляет:
Краткое, прямое и с убийственным соло на саксофоне, "Bangla Desh" приводит убедительный аргумент: да, с 60-ми покончено. Убийства Мэнсона напугали нацию, Альтамонт разбился и сгорел, Джоплин и Хендрикс были мертвы, а война во Вьетнаме продолжалась. Страх и сомнение отравили колодец идеализма. Но прямо здесь и сейчас, предполагает Харрисон, вы можете выполнить некоторые из утраченных обещаний десятилетия, протянув руку помощи ближнему. [ 108 ]
Хотя, как сообщается, он очень хотел повторить опыт этих концертов в Нью-Йорке, [ 109 ] [ 110 ] Харрисон никогда не играл "Bangla Desh" на концертах после 1971 года и не выступал снова вживую до своего турне по Северной Америке 1974 года с Шанкаром. [ 111 ] [ 112 ] К этому моменту Освободительная война Бангладеш уже давно закончилась поражением пакистанской армии в декабре 1971 года союзными войсками Бангладеш и Индии. [ 66 ] но в настоящее время Бангладеш переживает опустошительный голод , от которого погибнет до 1,5 миллионов человек. [ 113 ] [ 114 ] Во время концерта в Лос-Анджелесе 11 ноября Харрисон ответил на просьбу о песне «Bangla Desh», предложив публике вместо этого скандировать « Кришна , Кришна, Кришна». [ 109 ] и используйте положительную силу мантры , чтобы помочь населению Бангладеш. [ 115 ]
Кавер-версии
[ редактировать ]Биограф Харрисона Алан Клейсон французской группы . написал о «триумфе» концертов в Бангладеш, который привел к появлению множества подражателей и трибьют-исполнителей, повторяющих программу шоу, среди которых была кавер-версия «Bangla Desh» [ 116 ] Другим примером был альбом Tribe's Bangla Desh (1972), полный альбом самых ярких моментов с концертов, включая «Something», «My Sweet Lord» и « Here Comes the Sun » Харрисона. [ 117 ] В прошлом году Стю Филлипс и Hollyridge Strings выпустили легкую для прослушивания версию "Bangla Desh" на своем трибьют-альбоме Beatles The George, John, Paul & Ringo Songbook (1971). [ 118 ] [ 119 ] Еще одна кавер-версия 1971 года, переизданная в 2002 году на сборнике When They Was Fab – A Tribute to the Solo Beatles , была записана группой Top of the Poppers . [ 120 ]
После выдающегося вклада Джима Хорна в оригинальную запись Харрисона итальянский саксофонист Фаусто Папетти записал песню для своего альбома 1972 года 14a Raccolta . [ 121 ] Альтернативная группа BALL перепела "Bangla Desh" на своем альбоме Bird 1988 года как часть пародии на рок-звезд начала 1970-х, таких как бывшие Beatles. [ 122 ]
Персонал
[ редактировать ]Считается, что следующие музыканты играли на студийной записи "Bangla Desh". [ 45 ]
- Джордж Харрисон — вокал, электрогитара, слайд-гитара , бэк-вокал
- Леон Рассел — фортепиано
- Билли Престон — орган
- Клаус Форманн — бас
- Ринго Старр — ударные
- Джим Келтнер — ударные
- Джим Хорн — тенор-саксофон , баритон-саксофон , аранжировка валторны
График производительности
[ редактировать ]Диаграмма (1971) | Пик позиция |
---|---|
австралийского Go-Set Национальный топ-40 [ 123 ] | 15 |
Бельгийский рейтинг одиночных игр Ultratop [ 124 ] | 21 |
Канадский оборотов в минуту 100 в одиночном разряде [ 125 ] | 13 |
Голландский MegaChart, одиночные игры [ 126 ] | 7 |
Ирландский чарт одиночных игр [ 127 ] | 18 |
Японский Oricon чарт синглов [ 128 ] | 47 |
Норвежский VG-лист одиночных игр [ 129 ] | 3 |
Состав Координационного совета польских музыкальных клубов [ 130 ] | 2 |
Шведская диаграмма Kvällstoppen [ 131 ] | 8 |
Швейцарский рейтинг одиночных игр [ 132 ] | 2 |
UK Melody Maker Pop 30 синглов [ 133 ] | 13 |
Британский чарт одиночных игр [ 70 ] | 10 |
США Billboard Hot 100 [ 134 ] | 23 |
США кассовых ящиков Топ-100 [ 65 ] | 20 |
рекордов США в одиночном разряде Мировая таблица [ 135 ] | 13 |
западногерманского медиа-контроля Таблица одиночных игр [ 136 ] | 23 |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В июле Старр был в Испании на съемках своей роли в « Западном слепце» . Режиссер согласился остановить производство, чтобы позволить Старру участвовать в проекте по оказанию помощи Харрисону. [ 34 ] [ 48 ]
- ↑ Более поздние примеры совместной работы Харрисона и Хорна включают « Жизнь в материальном мире », « Ты », « Я думаю о тебе », а также « Путешествие Уилбери » « Направление к свету » и « Уилбери Твист ». [ 55 ]
- ↑ Энтони Маскареньяса Разоблачение напрямую изменило позицию Индии, как позже признала премьер-министр Индира Ганди : [ 24 ] что привело к тому, что 4 декабря индийские войска наконец вступили в бой. [ 66 ]
- ↑ Переиздание альбома Concert for Bangladesh 2005 года содержало концертную версию Харрисона "Bangla Desh", а обновленная студийная запись была включена в это переиздание с опозданием, но только в виде эксклюзивной загрузки iTunes в июле 2011 года. [ 78 ] [ 79 ]
- ↑ Согласно сообщению Billboard , причиной ухода Харрисона до окончания песни было то, что зрители начали «броситься на сцену и хвататься за музыкантов». [ 107 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лавеццоли, с. 189.
- ^ Jump up to: а б Джон Ландау, «Джордж Харрисон, Концерт для Бангла Деш » , Rolling Stone , 3 февраля 1972 г. (получено 7 сентября 2012 г.).
- ^ Jump up to: а б Шаффнер, с. 147.
- ^ Харрис, с. 73.
- ^ Инглис, с. 23.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 40, 42.
- ^ Хантли, с. 71.
- ^ Лавеццоли, стр. 186, 187.
- ^ Jump up to: а б Ленг, с. 123.
- ^ Родригес, с. 48.
- ^ Ленг, с. 105.
- ^ Ленг, с. 69.
- ^ Ленг, с. 108.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 192–93.
- ^ Jump up to: а б с Клейсон, с. 308.
- ^ Шанкар, с. 210, 324.
- ^ Джефф Калисс, «Рави Шанкар Рага: кинопутешествие в душу Индии » , Songlines , 26 ноября 2010 г., стр. 85 (архивная версия получена 5 сентября 2016 г.).
- ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 187.
- ^ Спайзер, стр. 235, 240.
- ^ Ленг, с. 110.
- ^ Ленг, с. 111.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шаффнер, с. 146.
- ^ Jump up to: а б Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 123.
- ^ Jump up to: а б Марк Даммет, «Война в Бангладеш: статья, которая изменила историю» , BBC News Online , 16 декабря 2011 г. (получено 4 сентября 2012 г.).
- ^ Jump up to: а б с Примечания на вкладыше, буклет к переизданию The Concert for Bangladesh (Sony BMG, 2005; продюсеры Джордж Харрисон и Фил Спектор), стр. 6–7.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 42.
- ^ Шанкар, с. 219–20, 324.
- ^ Бэдман, стр. 38, 39, 43.
- ^ Харрис, с. 74.
- ^ Родригес, с. 381.
- ^ Jump up to: а б Джордж Харрисон, с. 220.
- ^ Грэм Томсон, «Концерт в честь Бангладеш и ее благотворительного поп-наследия» , Guardian.co.uk , 28 июля 2011 г. (дата обращения: 15 октября 2012 г.).
- ^ «Несогласие с политикой США в отношении Восточного Пакистана, 6 апреля 1971 г. («Кровавая телеграмма»)» , Университет Джорджа Вашингтона (получено 5 сентября 2012 г.).
- ^ Jump up to: а б Грин, с. 186.
- ^ Хантли, стр. 73–74.
- ^ Jump up to: а б Мэдингер и Пасха, с. 434.
- ^ Jump up to: а б Ленг, с. 119.
- ^ Клейсон, с. 307.
- ^ Оливия Харрисон, с. 286.
- ^ Jump up to: а б с Ленг, с. 113.
- ^ Родригес, стр. 381–82.
- ^ Интервью с Чарльзом Дж. Лайонсом в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
- ^ Jump up to: а б Инглис, с. 33.
- ^ Бэдман, с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и Ленг, стр. 112–13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Спайзер, с. 236.
- ^ Jump up to: а б с Мэдингер и Пасха, с. 435.
- ^ Бэдман, с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д Ленг, с. 112.
- ^ Каслман и Подразик, с. 196.
- ^ Jump up to: а б Хант, с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Клейсон, с. 312.
- ^ Макдональд, с. 172.
- ^ Уильямс, стр. 162–63.
- ^ Ленг, стр. 131, 180, 255, 261, 266–67.
- ^ Лавеццоли, стр. 190, 202.
- ^ Снег, с. 70.
- ^ Лавеццоли, с. 200.
- ^ Снег, с. 73.
- ^ Нэнси Льюис, «Джордж создает величайшее рок-спектакль десятилетия», в Hunt, стр. 40, 41.
- ^ Jump up to: а б Кастлман и Подразик, с. 103.
- ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 190.
- ^ Шанкар, с. 218.
- ^ Лавеццоли, стр. 105, 190.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Спайзер, с. 235.
- ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 194.
- ^ Спайзер, стр. 235–36.
- ^ Спайзер, с. 234.
- ^ Уильямс, с. 163.
- ^ Jump up to: а б «Художник: Джордж Харрисон» , Official Charts Company (получено 14 апреля 2014 г.).
- ^ Каслман и Подразик, с. 352.
- ^ Бэдман, с. 49.
- ^ Нэнси Льюис, «Джордж Харрисон, Боб Дилан, Рави Шанкар и др.: Концерт для Бангла Деш, Мэдисон-Сквер-Гарден, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк», NME , 7 августа 1971 года; доступен на Backpages Rock ( требуется подписка ).
- ^ Нэнси Льюис, «Джордж создает величайшее рок-спектакль десятилетия», в Hunt, стр. 40.
- ^ Фронтани, с. 158.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 43.
- ^ Бэдман, с. 388.
- ^ «Концерт для Бангладеш на iTunes» , Concertforbangladesh.com, 26 июля 2011 г. (получено 13 января 2013 г.).
- ↑ Джо Марчезе, «Концерт Харрисона и Шанкара для Бангладеш» становится цифровым» , The Second Disc, 26 июля 2011 г. (получено 22 сентября 2014 г.).
- ↑ Джо Марчезе, «Обзор: Ремастеры Джорджа Харрисона – «Годы Apple 1968–1975»» , The Second Disc, 23 сентября 2014 г. (получено 26 сентября 2014 г.).
- ^ Кори Гроу, «Первые шесть студийных альбомов Джорджа Харрисона, которые получат щедрые переиздания». Архивировано 23 октября 2017 года на Wayback Machine , Rollingstone.com , 2 сентября 2014 года (получено 21 сентября 2014 года).
- ^ "Spotlight Singles" , Billboard , 31 июля 1971 г., стр. 52 (получено 13 октября 2013 г.).
- ^ «Выбор недели» (PDF) . Рекордный мир . 31 июля 1971 г. с. 1 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Шанкар, с. 220.
- ^ Интервью с Яном Веннером в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
- ^ Jump up to: а б с Ленг, с. 120.
- ↑ Дон Хекман, «Событие закончилось пиршеством любви». Архивировано 19 января 2015 года в Wayback Machine , The Village Voice , 5 августа 1971 года (получено 5 февраля 2015 года).
- ^ Хантли, с. 83.
- ^ Карр и Тайлер, с. 96.
- ^ Jump up to: а б Родригес, с. 382.
- ^ Jump up to: а б Фронтани, стр. 158–59.
- ^ Интервью с Кофи Аннаном в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
- ^ Бэдман, с. 74.
- ^ Хантли, с. 85.
- ^ Гималаи с DVD Майкла Пэйлина , BBC, 2004 (режиссер Джон-Пол Дэвидсон).
- ^ Поль Дю Нойе, «Предыдущий каталог: Джордж Харрисон», Blender , апрель 2004 г., стр. 152–53.
- ^ Хант, с. 23.
- ^ Джон Каммингс, «Обзор компакт-диска: 'Let It Roll: Songs Джорджа Харрисона'» , Popdose , 16 июня 2009 г. (получено 21 мая 2015 г.).
- ^ Поллок, Брюс (1997). Индекс рок-песен: 7500 самых важных песен эпохи рок-н-ролла, 1944–2000 гг . Нью-Йорк: Книги Ширмера . п. 175. ИСБН 0-02-8720687 .
- ↑ Бунсри Дикинсон, «10 лучших песен Джорджа Харрисона» , AOL Radio , 3 апреля 2010 г. (архивная версия получена 5 апреля 2021 г.).
- ^ Мэдингер и Истер, стр. 437–38.
- ^ Jump up to: а б Спайзер, с. 245.
- ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 193.
- ^ Ричард Уильямс, « Концерт для Бангла Деш (обзор альбома)», Melody Maker , 1 января 1972 г.; доступен на Backpages Rock ( требуется подписка ).
- ↑ Нил Альперт, «Концерт Джорджа Харрисона для Бангладеш» , Gadfly Online , декабрь 2001 г. (получено 14 октября 2012 г.).
- ^ Хантли, с. 80.
- ^ Боб Глассенберг, «Харрисон и друзья устроили суперконцерт в пользу помощи Пакистану» , Billboard , 14 августа 1971 г., стр. 18 (получено 31 октября 2013 г.).
- ↑ Куинн Морленд, «Джордж Харрисон/Рави Шанкар Концерт для Бангладеш » , Pitchfork , 29 ноября 2020 г. (получено 30 января 2021 г.).
- ^ Jump up to: а б Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 126.
- ^ Грин, с. 211.
- ^ Шаффнер, с. 176.
- ^ Мэдингер и Истер, стр. 445–47.
- ^ Алагмир, с. 3.
- ^ Атиур Рахман, « Голод », Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш , 2012 (получено 13 мая 2016 г.).
- ^ Грин, стр. 213–14.
- ^ Клейсон, с. 315.
- ^ "Племя Бангла Деш " , MusicStack (получено 6 сентября 2012 г.).
- ^ Линдси Планер, "Bangla Desh" , AllMusic (получено 6 сентября 2012 г.).
- ^ « Сборник песен Джорджа, Джона, Пола и Ринго » , The Hollyridge Strings/grandorchestras.com (получено 6 сентября 2012 г.).
- ^ «Том 19 (SHM 750) - сентябрь 1971 г.» , Top of the Pops (получено 19 сентября 2012 г.).
- ^ " 14a Raccolta - Фаусто Папетти" , Second Hand Songs (получено 19 сентября 2012 г.).
- ↑ Гленн Кенни, «BALL» , Trouser Press , 2007 (получено 11 декабря 2015 г.).
- ^ «Австралийские чарты Go-Set - 30 октября 1971 г.». Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine , poparchives.com.au (получено 13 апреля 2014 г.).
- ^ «Джордж Харрисон – Бангла Деш» , ultratop.be (получено 14 апреля 2014 г.).
- ^ « RPM 100 Singles, 18 сентября 1971 г.» , Библиотека и архивы Канады (получено 14 апреля 2014 г.).
- ^ «Джордж Харрисон – Бангла Деш» , dutchcharts.nl (получено 14 апреля 2014 г.).
- ^ « Поиск по исполнителю > Джордж Харрисон (страница 2)». Архивировано 2 июня 2009 года на Wayback Machine , irishcharts.ie (получено 11 апреля 2014 года).
- ^ «Джордж Харрисон: Действие в чарте (Япония)». Архивировано 23 сентября 2012 года на Wayback Machine , homepage1.nifty.com (получено 14 апреля 2014 года).
- ^ «Джордж Харрисон – Бангла Деш» , norwegiancharts.com (получено 14 апреля 2014 г.).
- ^ «Billboard Hits of the World» , Billboard , 4 декабря 1971 г., стр. 54 (получено 8 августа 2016 г.).
- ^ «Шведские графики 1969–1972 / Kvällstoppen - Результаты списка по неделям» > октябрь 1971 г. (на шведском языке), hitsallertijden.nl (получено 13 февраля 2013 г.).
- ^ «Джордж Харрисон – Бангла Деш» , hitparade.ch (получено 14 апреля 2014 г.).
- ^ Каслман и Подразик, с. 341.
- ^ «Джордж Харрисон > Чарты и награды > Billboard Singles» , AllMusic (архивная версия получена 31 января 2021 г.).
- ^ Фред Гудман (редактор), "Чарт одиночных игр", Record World , 11 сентября 1971 г., стр. 25.
- ^ "Сингл - Джордж Харрисон, Бангла Деш" ,charts.de (получено 14 апреля 2014 г.).
Источники
[ редактировать ]- Мохиуддин Алагмир, Голод в Южной Азии: политическая экономия массового голодания , Oelgeschlager, Gunn & Hain (Кембридж, Массачусетс, 1980; ISBN 0-89946-042-9 ).
- Кейт Бэдман, Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 , Omnibus Press (Лондон, 2001; ISBN 0-7119-8307-0 ).
- Рой Карр и Тони Тайлер, The Beatles: An Illustrated Record , Trewin Copplestone Publishing (Лондон, 1978; ISBN 0-450-04170-0 ).
- Гарри Кастлман и Уолтер Дж. Подразик, Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 , Ballantine Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1976; ISBN 0-345-25680-8 ).
- Алан Клейсон, Джордж Харрисон , Sanctuary (Лондон, 2003; ISBN 1-86074-489-3 ).
- DVD «Возвращение к Бангладеш с Джорджем Харрисоном и друзьями» , Apple Corps, 2005 (режиссер Клэр Фергюсон; продюсеры Оливия Харрисон, Джонатан Клайд и Джо Хьюман).
- Редакторы журнала Rolling Stone , Харрисон , Rolling Stone Press/Simon & Schuster (Нью-Йорк, 2002 г.); ISBN 0-7432-3581-9 ).
- Майкл Фронтани, «Годы соло», в книге Кеннета Вомака (редактор), «Кембриджский компаньон Битлз» , издательство Кембриджского университета (Кембридж, Великобритания, 2009; ISBN 978-1-139-82806-2 ), стр. 153–82.
- Джошуа М. Грин, «А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона» , John Wiley & Sons (Хобокен, Нью-Джерси, 2006; ISBN 978-0-470-12780-3 ).
- Джон Харрис, «Тихий шторм», Mojo , июль 2001 г., стр. 66–74.
- Джордж Харрисон, «Я, моя» , Chronicle Books (Сан-Франциско, Калифорния, 2002; ISBN 0-8118-3793-9 ).
- Оливия Харрисон, Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире , Абрамс (Нью-Йорк, 2011 г.); ISBN 978-1-4197-0220-4 ).
- Крис Хант (редактор), NME Originals : Beatles - The Solo Years 1970–1980 , IPC Ignite! (Лондон, 2005 г.).
- Эллиот Дж. Хантли, Мистический: Джордж Харрисон – После распада Битлз , Guernica Editions (Торонто, Онтарио, 2006; ISBN 1-55071-197-0 ).
- Ян Инглис, «Слова и музыка Джорджа Харрисона» , Прегер (Санта-Барбара, Калифорния, 2010; ISBN 978-0-313-37532-3 ).
- Питер Лавеццоли, «Рассвет индийской музыки на Западе» , Continuum (Нью-Йорк, 2006 г.); ISBN 0-8264-2819-3 ).
- Саймон Ленг, Пока моя гитара нежно плачет: Музыка Джорджа Харрисона , Хэла Леонарда (Милуоки, Висконсин, 2006; ISBN 1-4234-0609-5 ).
- Ян Макдональд, Революция в голове: отчеты Битлз и шестидесятые , Пимлико (Лондон, 1998; ISBN 0-7126-6697-4 ).
- Чип Мэдингер и Марк Истер, «Восемь рук, чтобы держать тебя: сборник соло Beatles» , 44.1 Productions (Честерфилд, Миссури, 2000; ISBN 0-615-11724-4 ).
- Роберт Родригес, «Великолепная четверка: часто задаваемые вопросы 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980» , Backbeat Books (Милуоки, Висконсин, 2010; ISBN 978-1-4165-9093-4 ).
- Николас Шаффнер, The Beatles Forever , МакГроу-Хилл (Нью-Йорк, 1978; ISBN 0-07-055087-5 ).
- Рави Шанкар, Рага Мала: Автобиография Рави Шанкара , Добро пожаловать Дождь (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1999; ISBN 1-56649-104-5 ).
- Мэт Сноу, «Джордж Харрисон», Mojo , ноябрь 2014 г., стр. 66–73.
- Брюс Спайзер, The Beatles Solo на Apple Records , 498 Productions (Новый Орлеан, Луизиана, 2005; ISBN 0-9662649-5-9 ).
- Ричард Уильямс , Фил Спектор: из головы , Omnibus Press (Лондон, 2003 [1972]); ISBN 978-0-7119-9864-3 ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- песни 1971 года
- Синглы 1971 года
- Синглы Apple Records
- Песни Джорджа Харрисона
- Песни, написанные Джорджем Харрисоном
- Записи песен, спродюсированные Джорджем Харрисоном
- Записи песен, спродюсированные Филом Спектором
- Музыка, опубликованная Harrisongs
- Благотворительные синглы
- Евангельские песни
- Песни о Бангладеш
- Реакция на освободительную войну Бангладеш