Jump to content

Бангладеш (песня)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

"Бангла Деш"
Обложка сингла оформлена по образцу газетной страницы. Многочисленные заголовки изображены вместе с изображением больного ребенка справа вверху. В верхней части обложки написано (мы должны освободить), а затем название сингла и имя исполнителя.
конверт с изображением США
Сингл от Джорджа Харрисона
сторона B « Глубокий синий »
Выпущенный 28 июля 1971 г.
Записано июль 1971 г.
Студия Record Plant West , Лос-Анджелес
Жанр Рок , госпел
Длина 3 : 57
Этикетка Яблоко
Автор(ы) песен Джордж Харрисон
Продюсер(ы) Джордж Харрисон, Фил Спектор
Джорджа Харрисона Хронология синглов
« Что такое жизнь »
(1971)
« Бангла Деш »
(1971)
« Дай мне любовь (дай мне мир на Земле) »
(1973)

« Bangla Desh » — песня английского музыканта Джорджа Харрисона . Он был выпущен как неальбомный сингл в июле 1971 года, чтобы привлечь внимание миллионов беженцев из страны Бангладеш , ранее известной как Восточный Пакистан , после циклона Бхола 1970 года и начала Освободительной войны Бангладеш . Вдохновением для создания песни Харрисону послужил его друг Рави Шанкар , индийско- бенгальский музыкант, который обратился к Харрисону за помощью в попытке облегчить страдания. «Бангла Деш» был назван «одним из самых убедительных социальных заявлений в истории музыки». [ 1 ] и помог заручиться международной поддержкой независимости Бангладеш, установив имя молодой нации во всем мире. В 2005 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан отметил успех песни в персонализации кризиса в Бангладеш через эмоциональное описание просьбы Шанкара о помощи.

«Bangla Desh» появился на пике популярности Харрисона как сольного исполнителя, после распада «Битлз» , и признание принес его тройной альбом 1970 года « All Things Must Pass» . поп-музыки Это был первый благотворительный сингл , и его выпуск состоялся за три дня до спонсируемого Харрисоном концерта для Бангладеш в нью-йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден . Сингл вошел в десятку лучших в Великобритании и других странах Европы и достиг 23-го места в американском Billboard Hot 100 . Сопродюсером записи выступил Фил Спектор , а в записи приняли участие Леон Рассел , Джим Хорн , Ринго Старр и Джим Келтнер . Сессия песни в Лос-Анджелесе положила начало двум прочным музыкальным связям в сольной карьере Харрисона - с Келтнером и Хорном.

При поддержке этих музыкантов и других музыкантов, включая Эрика Клэптона и Билли Престона , Харрисон исполнил "Bangla Desh" на концертах ЮНИСЕФ 1 августа 1971 года на воодушевляющем бисе . В обзоре концертного альбома Concert for Bangladesh для Rolling Stone журнала Джон Ландау назвал это прочтение «самым лучшим выступлением на концерте для всех заинтересованных сторон». [ 2 ] Студийная запись появилась в сборнике 1976 года The Best of George Harrison , который оставался единственным официальным релизом на компакт-диске до сентября 2014 года, когда он был включен в качестве бонус-трека в переиздание Apple Years 1968–75 альбома Харрисона Living in the Material World . В число исполнителей, сделавших кавер на песню, входят Стю Филлипс и группа Hollyridge Strings , а также итальянский саксофонист Фаусто Папетти .

Флаг, принятый недавно провозглашенной страной Бангладеш в 1971 году.

К весне 1971 года Джордж Харрисон зарекомендовал себя как самый успешный экс- битл в течение первого года работы бывших участников группы в качестве сольных исполнителей; [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] по словам биографа Эллиота Хантли, он «не мог бы стать более популярным в глазах общественности». [ 7 ] Не менее важно, как пишет Питер Лавеццоли, автор книги « Рассвет индийской музыки на Западе» , за это время Харрисон «набрал такую ​​добрую волю в музыкальном сообществе». [ 1 ] Вместо того, чтобы немедленно заняться продолжением своего All Things Must Pass , тройного альбома [ 8 ] он провел месяцы после окончания записи в октябре 1970 года, отдавая должное друзьям и музыкантам, которые помогли альбому добиться такого успеха. [ 9 ] [ 10 ] В их число входили сопродюсер Фил Спектор , чья жена Ронни Спектор предоставила Харрисону песни для предполагаемого сольного альбома на Apple Records ; [ 11 ] Ринго Старр , чей сингл " It Don't Come Easy " он спродюсировал и подготовил к выпуску после оригинальной записи песни в марте 1970 года; [ 12 ] Бобби Уитлок , певец и клавишник недолговечной группы Derek and the Dominos , чей одноименный дебютный сольный альбом включал в себя Харрисона и Эрика Клэптона на гитаре; [ 9 ] и бывший Spooky Tooth пианист Гэри Райт , на чьем альбоме Footprint (1971) Харрисон также присутствовал в качестве гостя, вместе с All Things Must Pass оркестратором Джоном Бархэмом . [ 13 ] [ 14 ]

Другим проектом был документальный фильм о жизни и музыке Рави Шанкара Говарда Уорта , «Рага» (1971), в создание которого Харрисон вмешался в последнюю минуту, чтобы обеспечить финансирование. [ 15 ] и распространение через Apple Films . [ 16 ] [ 17 ] Поскольку Харрисон также выступал в качестве продюсера сопровождающего альбома саундтреков, работа с Шанкаром началась в Лос-Анджелесе в апреле 1971 года и возобновилась в конце июня. [ 18 ] [ 19 ] после спродюсированных Харрисоном сессий в Лондоне для группы Badfinger . [ 20 ]

Бенгалец , когда ранее в по происхождению, Шанкар уже привлек внимание Харрисона к растущему гуманитарному кризису в Бангладеш этом году остановился в доме бывшего Битлз, Фрайар Парк . [ 21 ] Государство, ранее известное как Восточный Пакистан (а до этого – Восточная Бенгалия ), понесло около 300 000 жертв, когда циклон Бхола обрушился на его берега 12 ноября 1970 года, а безразличие, проявленное правящим правительством Западного Пакистана, особенно президентом Яхья Ханом, потеряло около 300 000 человек. , было лишь одной из причин, по которой бенгальское национальное движение стремилось к независимости 25 марта 1971 года. [ 18 ] Это заявление привело к немедленному военному подавлению со стороны войск Хана, а через три дня началась Освободительная война Бангладеш . [ 22 ] [ 23 ] К 13 июня подробности систематических убийств граждан начали всплывать на международном уровне благодаря публикации в лондонской газете Sunday Times статьи Энтони Маскареньяса . [ 24 ] Наряду с проливными дождями и интенсивными наводнениями, которые угрожали проходу миллионов беженцев на северо-восток Индии, [ 25 ] эта новость побудила Шанкара обратиться к Харрисону за помощью в попытке облегчить страдания. [ 26 ] «Прочитав все эти новости, я был в очень грустном настроении, — позже рассказал Шанкар журналу Rolling Stone , — и сказал: «Джордж, такая ситуация, я знаю, что тебя это не касается, я знаю, что ты можешь». невозможно идентифицировать. Но пока я разговаривал с Джорджем, он был очень глубоко тронут... и сказал: «Да, я думаю, что смогу что-нибудь сделать». [ 22 ]

В результате Харрисон взял на себя обязательство организовать Концерт для Бангладеш в Мэдисон-Сквер-Гарден , Нью-Йорк, в воскресенье, 1 августа. [ 15 ] [ 27 ] Последовали шесть недель безумной активности, пока Харрисон летал между Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Лондоном. [ 15 ] готовился и нанимал других музыкантов, чтобы они присоединились к нему и Шанкару на выступлениях. [ 28 ] [ 29 ] Признавая, что Харрисон не был «прирожденным лозунгом» в духе своего бывшего коллеги по группе Джона Леннона , писатель Роберт Родригес написал: «Если какой-либо из экс-Fab имел репутацию со своими фанатами, чтобы добиваться хороших работ, то это были духовные Битлз. " [ 30 ]

Я устал от людей, говорящих: «Но что я могу сделать?» Кроме того, нежелание прессы сообщать все подробности вызвало необходимость привлечь к этому внимание. Поэтому песня «Бангла Деш» была написана специально для того, чтобы привлечь внимание к войне перед концертом. [ 31 ]

– Джордж Харрисон, 1979 г.

Иностранные журналисты были депортированы из Восточного Пакистана незадолго до операции пакистанской армии «Прожектор» , и даже после того, как были опубликованы наблюдения Маскареньяса из первых рук, Шанкар и Харрисон были обеспокоены тем, что ведущие западные СМИ проявляют нежелание сообщать все факты. . [ 1 ] [ 32 ] Тем летом также выяснилось, что Америка поддерживает военное наступление генерала Хана как финансово, так и вооружением. [ 1 ] – несмотря на апрельскую телеграмму Blood , в которой чиновники консульства США в Дакке сообщили своему Госдепартаменту о происходящем « геноциде » и обвинили правительство США в «моральном банкротстве». [ 33 ] Осознавая необходимость повышения осведомленности о ситуации в Бангладеш, и особенно о лагерях беженцев в Индии, которые превратились в «заразные кладбища под открытым небом», [ 34 ] со вспышкой холеры , [ 25 ] Харрисон быстро сочинил песню по этому поводу. [ 35 ] Позже он сказал, что «Бангла Деш» была «написана за десять минут за фортепиано». [ 36 ] Название переводится как «Бенгальская нация». [ 23 ] и тот факт, что Харрисон написал это слово как два слова, свидетельствует о том, насколько мало в то время западные СМИ признавали новое название страны. [ 37 ]

Как и в случае с концертами, Харрисон старался избегать политической подоплеки проблемы, а его тексты вместо этого фокусировались на человеческой перспективе. [ 38 ] По предложению Леона Рассела , который участвовал в недавних сессиях Ронни Спектора и Badfinger, Харрисон начал песню со куплета, в котором излагается его собственное представление о кризисе в Бангладеш: [ 31 ]

Мой друг пришел ко мне с грустью в глазах
Сказал мне, что ему нужна помощь, прежде чем его страна умрет
Хоть я и не чувствовал боли, я знал, что должен попытаться.
Теперь я прошу всех вас помочь нам спасти несколько жизней.

Эти строки относятся к просьбе Шанкара о помощи. [ 39 ] Автор Саймон Ленг пишет, что «[из] уважения к контексту Шанкара» Харрисон определил вступительный куплет как рок-версию традиционного алапа индийской музыки - «медленное вступительное изложение основных идей». [ 40 ] Остальная часть текста песни сосредоточена на бескомпромиссном послании: «Мы должны освободить Бангладеш». [ 22 ] [ 41 ] поскольку тысячи беженцев, особенно детей, стали жертвами голода и болезней. [ 25 ]

Последний куплет-припев, который включает в себя строки «Теперь может показаться, что это так далеко от того, где мы все находимся / Это то, что мы не можем отвергнуть», отражает точку зрения, которую бывший президент Фонда США для ЮНИСЕФ Чарльз Лайонс позже назвал вечной. Препятствие при решении глобальных проблем бедности: проблемы кажутся слишком большими и слишком отдаленными, чтобы отдельные люди могли их решить. [ 42 ] Автор Ян Инглис комментирует, что строка «Теперь ты не дашь немного хлеба, чтобы накормить голодающих» содержит «умный каламбур», в котором слово «хлеб» используется как для обозначения денег, так и для еды. [ 43 ]

Поскольку времени на репетиции перед концертами в Нью-Йорке было мало, сингл "Bangla Desh" был спешно записан в Лос-Анджелесе. [ 22 ] Источники расходятся во мнениях относительно места и даты: Record Plant West . наиболее вероятной студией кажется [ 36 ] сессии пройдут 4–5 июля. [ 44 ] [ 45 ] и наложения духовых , возможно, 10 июля. [ 46 ] Фил Спектор снова выступил сопродюсером вместе с Харрисоном. [ 46 ] Как и в случае с подробностями записи сессий, точный состав музыкантов остается лишь догадкой. [ 47 ] По словам Саймона Ленга, в состав группы входили Харрисон, Леон Рассел (фортепиано), Джим Хорн (саксофоны), Клаус Вурманн (бас), Старр, Джим Келтнер (оба на барабанах) и Билли Престон (орган). [ 45 ] По воспоминаниям Хорна, на первом заседании присутствовали только Харрисон, Рассел, Вурманн и Келтнер. [ 47 ] [ номер 1 ] Историк Ленг и Битлз Брюс Спайзер отдает должное «валторной секции» под руководством Джима Хорна. [ 46 ] [ 49 ] Последний впоследствии возглавил группу "Hollywood Horns" из шести человек, в которую входили трубач и тромбонист Чак Финдли , на концертах в Нью-Йорке 1 августа. [ 50 ]

Запись начинается с эмоционального вступления Харрисона, сопровождаемого тем, что Лавеццоли описывает как «катящуюся фигуру фортепиано» Рассела. [ 1 ] После слов «помогите нам спасти несколько жизней» фортепиано задаёт «драйвовый ритм» песни, продолжает Лавеццоли, а ритм-секция и электрогитара Харрисона присоединяются: [ 1 ] создавая ту же музыкальную смесь госпела и рока , которую Харрисон использовал в большей части альбома All Things Must Pass . [ 40 ] В обзоре для NME в августе 1971 года Дерек Джонсон написал о "Bangla Desh": "Начинается почти как проповедь, затем наступает ритм... когда Джордж горячо вопит под аккомпанемент солидной ритм-секции и хлопков в ладоши". [ 51 ] По словам Ленга, трек сохраняет «срочное живое» настроение. [ 49 ] и включает соло, разделенные Расселом, Хорном (на тенор-саксофоне ) и Харрисоном ( слайд-гитара ). [ 46 ] Он затихает, когда ансамбль играет в двойном такте, [ 52 ] похож на быструю секцию гат (или друт ), используемую в классической музыке хиндустани . [ 53 ] В описании журналиста Ричарда Уильямса : «[Харрисон] вложил в пластинку много чувств. Его голос приобретает необычно грустные интонации – временами он почти неузнаваем – и Спектор хорошо подкрепляет его прыгающими риффами, поддержанными хрюкающим баритоном-саксофоном . " [ 54 ]

«Бангла Деш» стал первым случаем, когда Харрисон работал с Хорном, который впоследствии стал постоянным соавтором. [ 45 ] [ номер 2 ] Уже будучи ветераном музыкальной сцены Лос-Анджелеса к 1971 году, Хорн вспоминает свое «измученное» мышление до встречи с Харрисоном, но описывает эту сессию как «настоящий поворотный момент» в его карьере, «потому что мы что-то делали ради дела». [ 45 ] Кроме того, это был первый раз, когда Келтнер играл на сессии Харрисона, поскольку оба музыканта недавно работали вместе над альбомом Леннона Imagine . [ 56 ] [ 57 ] Сессия «Бангла Деш» стала началом дружбы на всю жизнь: пара оставалась «как братья», по словам Келтнера, до смерти Харрисона в 2001 году. [ 58 ] [ 59 ] Вместе с Клэптоном, Престоном, Бобом Диланом и группой Badfinger все эти музыканты присоединились к Харрисону и Шанкару на сцене Мэдисон-Сквер-Гарден. [ 3 ] [ 60 ]

В это время Рави Шанкар побил собственный рекорд по бенефису, спродюсированный Харрисоном [ 61 ] Джой Бангла EP . [ 62 ] Сторона A содержала две вокальные композиции, исполненные на бенгали - заглавный трек (который в переводе означает «Победа Бангладеш»). [ 63 ] и «Oh Bhaugowan» - а на реверсе был шестиминутный концерт «Raga Mishra Jhinjoti» с участием Шанкара, сародья Али Акбар Хана Шанкара на табле и постоянного игрока Аллы Ракхи . [ 49 ] [ 64 ]

Выпускать

[ редактировать ]
Обратная сторона обложки с изображением "Bangla Desh" в США: контрастное изображение UPI , которое также использовалось в печатной рекламе сингла.

По настоянию Харрисона компания Capitol Records , дистрибьютор Apple в США, настроила все четыре своих производственных предприятия на производство копий сингла "Bangla Desh"; Также были срочно распространены односторонние промо-диски с белой этикеткой , чтобы обеспечить немедленное воспроизведение песни по радио. [ 46 ] Для обложки с фотографиями США дизайнер Том Уилкс выбрал подходящее актуальное изображение, включив в него заголовки и тексты из статей New York Times о кризисе в Бангладеш. [ 46 ] В статьях упоминалось, что стервятники являются «самыми счастливыми существами» на фоне хаоса в Дакке, а также о политике Индии «подождать и посмотреть» в отношении событий в Восточном Пакистане. [ 65 ] [ номер 3 ] Передняя часть обложки с изображением была увенчана строкой «(We Got to Relieve)» перед словами «Bangla Desh», что привело к тому, что ряд публикаций включили текст в скобках как часть официального названия песни. [ 22 ] В нижней части обложки были помещены сведения о Специальном фонде чрезвычайной помощи Джорджа Харрисона и Рави Шанкара (под опекой штаб-квартиры ЮНИСЕФ в Нью-Йорке), в который пойдут доходы от сингла и поощряются дальнейшие пожертвования. [ 22 ] [ 67 ] Задняя обложка американского конверта была взята с фотографии информационного агентства UPI – «эмоционального» изображения, на котором изображена мать, утешающая своего голодающего ребенка. [ 46 ] Эта фотография также использовалась в журнальной рекламной кампании проекта помощи. [ 68 ]

При поддержке Deep Blue [ 69 ] Сингл "Bangla Desh" был выпущен 28 июля 1971 года в США (как Apple 1836), а релиз в Великобритании последовал через два дня (R 5912). [ 61 ] Он достиг 10-го места в национальном чарте синглов Великобритании. [ 70 ] и номер 23 в Billboard Hot 100 в Америке; [ 71 ] [ 72 ] другие составители чартов США, Cash Box и Record World , поместили сингл на 20 и 13 места соответственно. [ 65 ] "Бангла Деш" постоянно транслировался по радио в дни, предшествовавшие концертам. [ 52 ] [ 65 ] и придал проекту помощи подлинное социальное и политическое значение. [ 62 ] Ученый из Бангладеш, профессор Фарида Маджид , позже напишет: «К полному ужасу [президента США] Никсона и [госсекретаря] Киссинджера , «Бангла Деш» Джорджа Харрисона попал в чарты. Это был волнующий момент в разгар все печальные новости, исходящие с фронта боя. Даже западные журналисты, освещающие гражданскую войну в Восточном Пакистане, еще не использовали слово «Бангладеш». [ 37 ] Студийная запись также проигрывалась на концертах Concert for Bangladesh после вступительного выступления Шанкара поверх кадров с беженцами и сценами войны. [ 73 ] [ 74 ]

Переиздание

[ редактировать ]

Несмотря на то, что песня стала хитом и имела статус первого благотворительного поп-сингла , [ 75 ] за четырнадцать лет до «Band Aid» и «США для Африки» [ 76 ] - После 1971 года "Bangla Desh" по большей части игнорировалась переупаковщиками звукозаписывающих компаний. [ 46 ] За 43 года студийная версия получила альбомный релиз только на сборнике 1976 года The Best of George Harrison . [ 46 ] который был выпущен на компакт-диске в 1987 году. [ 77 ] [ номер 4 ] Песня с тех пор была включена в качестве бонус-трека, ремикс которого сделал Пол Хикс . [ 80 ] о переиздании альбома Харрисона Living in the Material World в 2014 году , входящем в бокс-сет Apple Years 1968–75 из восьми дисков . [ 81 ]

Прием и наследие

[ редактировать ]

После выпуска журнал Billboard охарактеризовал "Bangla Desh" как "музыкальный призыв помочь нашим собратьям", который "должен немедленно попасть в чарты". [ 82 ] В своем современном обзоре для NME Дерек Джонсон назвал эту песню «не такой сильной мелодически, как « My Sweet Lord », но все же назойливой и настойчивой», и добавил: «В ней сразу можно обнаружить отчаяние и жалость». Голос [Харрисона], когда он поет об ужасающем тяжелом положении жителей Восточного Пакистана... его лирика обязательно вызовет у кого-то душераздирающую реакцию». [ 51 ] Record World назвал его «прекрасным рекордом». [ 83 ] Волна общественного одобрения сопровождала выпуск сингла в 1971 году. [ 65 ] как и в случае с двумя благотворительными концертами, [ 84 ] последующий концертный альбом и фильм-концерт 1972 года . [ 52 ] [ 85 ] Саймон Ленг считает, что искренняя дружба является ключом к успеху проекта помощи Харрисону и Шанкару: дружба между ними двумя, в которую вмешался бывший «Битлз», и дружба, которую Харрисон развивал с Диланом, Клэптоном и Старром, которая обеспечила их участие. [ 86 ] Ленг отмечает, что вступительный текст песни "Bangla Desh" ("Мой друг пришел ко мне...") мог в равной степени относиться и к попыткам Харрисона завербовать сопротивляющегося Дилана и отстраненного от героина Клэптона. [ 86 ]

В своем обзоре концерта для The Village Voice Дон Хекман описал "Bangla Desh" как "песню, которая гораздо лучше слов выражает, какой человек Харрисон". Далее Хекман сравнил благотворительность Харрисона с деятельностью двух его бывших товарищей по группе, сказав: «Я не возражаю против бесконечного грохота Джона Леннона в его душе или Пола Маккартни поиска сладости и света, но в данный момент я должны иметь более сильные чувства по поводу активных усилий Джорджа Харрисона, чтобы что-то сделать с страданиями в окружающем его мире. Как удивительно, что самым интроспективным из Битлз оказывается тот, кто в конечном итоге предпринимает наиболее эффективные действия». [ 87 ]

Даже сейчас я все еще встречаю официантов в бенгальских ресторанах, которые говорят: «Когда мы сражались в джунглях, было здорово знать, что кто-то там думал о нас». [ 88 ]

– Джордж Харрисон, 1991 г.

Вдали от контекста песни, созданной исключительно для того, чтобы привлечь внимание к делу бенгальцев, как ее описал сам Харрисон: [ 65 ] Комментаторы часто воспринимали "Bangla Desh" как поспешную и не впечатляющую композицию. [ 47 ] [ 89 ] Роберт Родригес, однако, уточняет это мнение: «Как сингл эта песня, возможно, не была самой коммерческой пластинкой, но как призыв к служению ее вряд ли можно было бы улучшить». [ 90 ] Репутация "Bangla Desh" как первого благотворительного сингла рок-музыки не упускается из виду. [ 49 ] [ 91 ] Иэн Инглис заявил: «'Bangla Desh' служит образцом для благотворительных синглов, которые станут обычным явлением в ближайшие десятилетия, хотя в данном случае сила песни Харрисона заключается не в собрании в ней известных исполнителей, а в ее буквальном значении». и абсолютная приверженность». [ 43 ] В этом отношении Ленг считает, что в этой песне «столько же сырой энергии, сколько во всем, что когда-либо предлагала группа [Леннона] Plastic Ono Band ». [ 40 ] В книге «Рассвет индийской музыки на Западе » Питер Лавеццоли пишет: «Лирика и вокал Харрисона были краткими и мощными, прямым призывом к действию в условиях конкретного кризиса. Таким образом, «Бангла Деш» остается одним из наиболее убедительных социальных заявлений в истории». история музыки». [ 1 ]

В своем интервью для переиздания фильма Сола Свимера « Концерт для Бангладеш» в 2005 году Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан признал Харрисона и Шанкара «пионерами» в их усилиях на благо народа Бангладеш и отметил, что вступительный куплет песни персонализирует кризис. показывая «человека, стоящего за музыкой». [ 92 ] За тридцать три года до этого, 5 июня 1972 года, ЮНИСЕФ официально наградил Харрисона и Шанкара своей ежегодной наградой «Ребенок - отец мужчины». [ 93 ] [ 94 ]

Скульптура Джорджа Харрисона в Дакке , Бангладеш.

В 2004 году «Бангла Деш» была сыграна во время заключительного эпизода BBC телесериала «Гималаи» с Майклом Пэйлином , в котором Пэйлин путешествует на юг от Бутана до Бенгальского залива и размышляет о борьбе Бангладеш за независимость. [ 95 ] В статье для журнала Blender в апреле того же года Поль Дю Нойер назвал эту песню «прекрасным синглом 1971 года». [ 96 ] В выпуске журнала NME Originals "Beatles Solo" 2005 года Адриан Трилс поставил "Bangla Desh" на второе место среди "десяти сольных жемчужин" Харрисона (после " What Is Life "), назвав его "перетасовкой джаз-блюз-рок", которая «установить шаблон для пластыря». [ 97 ] В своей статье для The Cambridge Companion to the Beatles в 2009 году Майкл Фронтани сказал, что благодаря своей работе по оказанию помощи Бангладеш Харрисон «был пионером всей идеи благотворительного альбома и сингла, а также сбора средств на рок-концерты». [ 91 ] Оплакивая отсутствие песни в компиляции Харрисона Let It Roll 2009 года , Джон Каммингс из Popdose охарактеризовал "Bangla Desh" как "не большое художественное достижение" само по себе, но как "ключевой момент... в эволюции активизма поп-музыки". . [ 98 ]

Песня вошла в книгу Брюса Поллока « 7500 самых важных песен 1944–2000 годов» 2005 года . [ 99 ] В 2010 году слушатели AOL Radio поместили "Bangla Desh" на 10-е место в опросе по определению десяти лучших песен Харрисона после Битлз. [ 100 ]

Живая версия

[ редактировать ]

Харрисон исполнил "Bangla Desh" на бис на обоих концертах в Мэдисон-Сквер-Гарден 1 августа 1971 года, а вечернее выступление было выбрано для включения в Concert for Bangladesh . тройной концертный альбом [ 101 ] [ 102 ] После знакомого вступления к песне группа «полностью бросилась на поддержку Харрисона», пишет Лавеццоли, «играя самую мрачную и тяжелую музыку шоу». [ 103 ] После выпуска в декабре того же года Джон Ландау из Rolling Stone назвал эту песню «величайшим синглом концерта всех заинтересованных сторон» и добавил, что к концу концерта текст сингла Харрисона «больше не был выражением намерения, а выражением миссия выполнена – помощь оказана, люди дотянуты, усилия приложены, и результаты будут ощутимы». [ 2 ]

В своем обзоре альбома для Melody Maker Ричард Уильямс написал, что концертная версия "Bangla Desh" "ревет и бушует до ошеломляющего завершения". [ 104 ] Играется в более быстром темпе , чем студийная запись, и содержит то, что Спайзер называет «зажигательным» соло на саксофоне Хорна. [ 102 ] и вокал Харрисона, который Ленг описывает как «удивительно мощный» и «чистый акт рвения». [ 86 ] Как показано в фильме-концерте, после своего короткого гитарного соло в конце песни Харрисон повторяет фразу «Освободите жителей Бангла Деш», прежде чем покинуть сцену под громкие аплодисменты. [ 105 ] пока группа играет без него. [ 103 ] [ 106 ] [ кол. 5 ] В своей книге о первом десятилетии сольной деятельности «Битлз» Родригес рассматривает это живое выступление как, возможно, «высшую точку общественного уважения» Харрисона. [ 90 ] Pitchfork Куинн Морленд из пишет, что в названии песни была фраза, которую Харрисон «надеется, что его аудитория запомнит [концерт]», и добавляет:

Краткое, прямое и с убийственным соло на саксофоне, "Bangla Desh" приводит убедительный аргумент: да, с 60-ми покончено. Убийства Мэнсона напугали нацию, Альтамонт разбился и сгорел, Джоплин и Хендрикс были мертвы, а война во Вьетнаме продолжалась. Страх и сомнение отравили колодец идеализма. Но прямо здесь и сейчас, предполагает Харрисон, вы можете выполнить некоторые из утраченных обещаний десятилетия, протянув руку помощи ближнему. [ 108 ]

Хотя, как сообщается, он очень хотел повторить опыт этих концертов в Нью-Йорке, [ 109 ] [ 110 ] Харрисон никогда не играл "Bangla Desh" на концертах после 1971 года и не выступал снова вживую до своего турне по Северной Америке 1974 года с Шанкаром. [ 111 ] [ 112 ] К этому моменту Освободительная война Бангладеш уже давно закончилась поражением пакистанской армии в декабре 1971 года союзными войсками Бангладеш и Индии. [ 66 ] но в настоящее время Бангладеш переживает опустошительный голод , от которого погибнет до 1,5 миллионов человек. [ 113 ] [ 114 ] Во время концерта в Лос-Анджелесе 11 ноября Харрисон ответил на просьбу о песне «Bangla Desh», предложив публике вместо этого скандировать « Кришна , Кришна, Кришна». [ 109 ] и используйте положительную силу мантры , чтобы помочь населению Бангладеш. [ 115 ]

Кавер-версии

[ редактировать ]

Биограф Харрисона Алан Клейсон французской группы . написал о «триумфе» концертов в Бангладеш, который привел к появлению множества подражателей и трибьют-исполнителей, повторяющих программу шоу, среди которых была кавер-версия «Bangla Desh» [ 116 ] Другим примером был альбом Tribe's Bangla Desh (1972), полный альбом самых ярких моментов с концертов, включая «Something», «My Sweet Lord» и « Here Comes the Sun » Харрисона. [ 117 ] В прошлом году Стю Филлипс и Hollyridge Strings выпустили легкую для прослушивания версию "Bangla Desh" на своем трибьют-альбоме Beatles The George, John, Paul & Ringo Songbook (1971). [ 118 ] [ 119 ] Еще одна кавер-версия 1971 года, переизданная в 2002 году на сборнике When They Was Fab – A Tribute to the Solo Beatles , была записана группой Top of the Poppers . [ 120 ]

После выдающегося вклада Джима Хорна в оригинальную запись Харрисона итальянский саксофонист Фаусто Папетти записал песню для своего альбома 1972 года 14a Raccolta . [ 121 ] Альтернативная группа BALL перепела "Bangla Desh" на своем альбоме Bird 1988 года как часть пародии на рок-звезд начала 1970-х, таких как бывшие Beatles. [ 122 ]

Персонал

[ редактировать ]

Считается, что следующие музыканты играли на студийной записи "Bangla Desh". [ 45 ]

График производительности

[ редактировать ]
Диаграмма (1971) Пик
позиция
австралийского Go-Set Национальный топ-40 [ 123 ] 15
Бельгийский рейтинг одиночных игр Ultratop [ 124 ] 21
Канадский оборотов в минуту 100 в одиночном разряде [ 125 ] 13
Голландский MegaChart, одиночные игры [ 126 ] 7
Ирландский чарт одиночных игр [ 127 ] 18
Японский Oricon чарт синглов [ 128 ] 47
Норвежский VG-лист одиночных игр [ 129 ] 3
Состав Координационного совета польских музыкальных клубов [ 130 ] 2
Шведская диаграмма Kvällstoppen [ 131 ] 8
Швейцарский рейтинг одиночных игр [ 132 ] 2
UK Melody Maker Pop 30 синглов [ 133 ] 13
Британский чарт одиночных игр [ 70 ] 10
США Billboard Hot 100 [ 134 ] 23
США кассовых ящиков Топ-100 [ 65 ] 20
рекордов США в одиночном разряде Мировая таблица [ 135 ] 13
западногерманского медиа-контроля Таблица одиночных игр [ 136 ] 23

Примечания

[ редактировать ]
  1. В июле Старр был в Испании на съемках своей роли в « Западном слепце» . Режиссер согласился остановить производство, чтобы позволить Старру участвовать в проекте по оказанию помощи Харрисону. [ 34 ] [ 48 ]
  2. Более поздние примеры совместной работы Харрисона и Хорна включают « Жизнь в материальном мире », « Ты », « Я думаю о тебе », а также « Путешествие Уилбери » « Направление к свету » и « Уилбери Твист ». [ 55 ]
  3. Энтони Маскареньяса Разоблачение напрямую изменило позицию Индии, как позже признала премьер-министр Индира Ганди : [ 24 ] что привело к тому, что 4 декабря индийские войска наконец вступили в бой. [ 66 ]
  4. Переиздание альбома Concert for Bangladesh 2005 года содержало концертную версию Харрисона "Bangla Desh", а обновленная студийная запись была включена в это переиздание с опозданием, но только в виде эксклюзивной загрузки iTunes в июле 2011 года. [ 78 ] [ 79 ]
  5. Согласно сообщению Billboard , причиной ухода Харрисона до окончания песни было то, что зрители начали «броситься на сцену и хвататься за музыкантов». [ 107 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лавеццоли, с. 189.
  2. ^ Jump up to: а б Джон Ландау, «Джордж Харрисон, Концерт для Бангла Деш » , Rolling Stone , 3 февраля 1972 г. (получено 7 сентября 2012 г.).
  3. ^ Jump up to: а б Шаффнер, с. 147.
  4. ^ Харрис, с. 73.
  5. ^ Инглис, с. 23.
  6. Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 40, 42.
  7. ^ Хантли, с. 71.
  8. ^ Лавеццоли, стр. 186, 187.
  9. ^ Jump up to: а б Ленг, с. 123.
  10. ^ Родригес, с. 48.
  11. ^ Ленг, с. 105.
  12. ^ Ленг, с. 69.
  13. ^ Ленг, с. 108.
  14. Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 192–93.
  15. ^ Jump up to: а б с Клейсон, с. 308.
  16. ^ Шанкар, с. 210, 324.
  17. ^ Джефф Калисс, «Рави Шанкар Рага: кинопутешествие в душу Индии » , Songlines , 26 ноября 2010 г., стр. 85 (архивная версия получена 5 сентября 2016 г.).
  18. ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 187.
  19. ^ Спайзер, стр. 235, 240.
  20. ^ Ленг, с. 110.
  21. ^ Ленг, с. 111.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Шаффнер, с. 146.
  23. ^ Jump up to: а б Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 123.
  24. ^ Jump up to: а б Марк Даммет, «Война в Бангладеш: статья, которая изменила историю» , BBC News Online , 16 декабря 2011 г. (получено 4 сентября 2012 г.).
  25. ^ Jump up to: а б с Примечания на вкладыше, буклет к переизданию The Concert for Bangladesh (Sony BMG, 2005; продюсеры Джордж Харрисон и Фил Спектор), стр. 6–7.
  26. ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 42.
  27. ^ Шанкар, с. 219–20, 324.
  28. ^ Бэдман, стр. 38, 39, 43.
  29. ^ Харрис, с. 74.
  30. ^ Родригес, с. 381.
  31. ^ Jump up to: а б Джордж Харрисон, с. 220.
  32. ^ Грэм Томсон, «Концерт в честь Бангладеш и ее благотворительного поп-наследия» , Guardian.co.uk , 28 июля 2011 г. (дата обращения: 15 октября 2012 г.).
  33. ^ «Несогласие с политикой США в отношении Восточного Пакистана, 6 апреля 1971 г. («Кровавая телеграмма»)» , Университет Джорджа Вашингтона (получено 5 сентября 2012 г.).
  34. ^ Jump up to: а б Грин, с. 186.
  35. ^ Хантли, стр. 73–74.
  36. ^ Jump up to: а б Мэдингер и Пасха, с. 434.
  37. ^ Jump up to: а б Ленг, с. 119.
  38. ^ Клейсон, с. 307.
  39. ^ Оливия Харрисон, с. 286.
  40. ^ Jump up to: а б с Ленг, с. 113.
  41. ^ Родригес, стр. 381–82.
  42. ^ Интервью с Чарльзом Дж. Лайонсом в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
  43. ^ Jump up to: а б Инглис, с. 33.
  44. ^ Бэдман, с. 38.
  45. ^ Jump up to: а б с д и Ленг, стр. 112–13.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Спайзер, с. 236.
  47. ^ Jump up to: а б с Мэдингер и Пасха, с. 435.
  48. ^ Бэдман, с. 39.
  49. ^ Jump up to: а б с д Ленг, с. 112.
  50. ^ Каслман и Подразик, с. 196.
  51. ^ Jump up to: а б Хант, с. 41.
  52. ^ Jump up to: а б с Клейсон, с. 312.
  53. ^ Макдональд, с. 172.
  54. ^ Уильямс, стр. 162–63.
  55. ^ Ленг, стр. 131, 180, 255, 261, 266–67.
  56. ^ Лавеццоли, стр. 190, 202.
  57. ^ Снег, с. 70.
  58. ^ Лавеццоли, с. 200.
  59. ^ Снег, с. 73.
  60. ^ Нэнси Льюис, «Джордж создает величайшее рок-спектакль десятилетия», в Hunt, стр. 40, 41.
  61. ^ Jump up to: а б Кастлман и Подразик, с. 103.
  62. ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 190.
  63. ^ Шанкар, с. 218.
  64. ^ Лавеццоли, стр. 105, 190.
  65. ^ Jump up to: а б с д и ж Спайзер, с. 235.
  66. ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 194.
  67. ^ Спайзер, стр. 235–36.
  68. ^ Спайзер, с. 234.
  69. ^ Уильямс, с. 163.
  70. ^ Jump up to: а б «Художник: Джордж Харрисон» , Official Charts Company (получено 14 апреля 2014 г.).
  71. ^ Каслман и Подразик, с. 352.
  72. ^ Бэдман, с. 49.
  73. ^ Нэнси Льюис, «Джордж Харрисон, Боб Дилан, Рави Шанкар и др.: Концерт для Бангла Деш, Мэдисон-Сквер-Гарден, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк», NME , 7 августа 1971 года; доступен на Backpages Rock ( требуется подписка ).
  74. ^ Нэнси Льюис, «Джордж создает величайшее рок-спектакль десятилетия», в Hunt, стр. 40.
  75. ^ Фронтани, с. 158.
  76. ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 43.
  77. ^ Бэдман, с. 388.
  78. ^ «Концерт для Бангладеш на iTunes» , Concertforbangladesh.com, 26 июля 2011 г. (получено 13 января 2013 г.).
  79. Джо Марчезе, «Концерт Харрисона и Шанкара для Бангладеш» становится цифровым» , The Second Disc, 26 июля 2011 г. (получено 22 сентября 2014 г.).
  80. Джо Марчезе, «Обзор: Ремастеры Джорджа Харрисона – «Годы Apple 1968–1975»» , The Second Disc, 23 сентября 2014 г. (получено 26 сентября 2014 г.).
  81. ^ Кори Гроу, «Первые шесть студийных альбомов Джорджа Харрисона, которые получат щедрые переиздания». Архивировано 23 октября 2017 года на Wayback Machine , Rollingstone.com , 2 сентября 2014 года (получено 21 сентября 2014 года).
  82. ^ "Spotlight Singles" , Billboard , 31 июля 1971 г., стр. 52 (получено 13 октября 2013 г.).
  83. ^ «Выбор недели» (PDF) . Рекордный мир . 31 июля 1971 г. с. 1 . Проверено 14 апреля 2023 г.
  84. ^ Шанкар, с. 220.
  85. ^ Интервью с Яном Веннером в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
  86. ^ Jump up to: а б с Ленг, с. 120.
  87. Дон Хекман, «Событие закончилось пиршеством любви». Архивировано 19 января 2015 года в Wayback Machine , The Village Voice , 5 августа 1971 года (получено 5 февраля 2015 года).
  88. ^ Хантли, с. 83.
  89. ^ Карр и Тайлер, с. 96.
  90. ^ Jump up to: а б Родригес, с. 382.
  91. ^ Jump up to: а б Фронтани, стр. 158–59.
  92. ^ Интервью с Кофи Аннаном в журнале «Возвращение к Бангладеш» .
  93. ^ Бэдман, с. 74.
  94. ^ Хантли, с. 85.
  95. ^ Гималаи с DVD Майкла Пэйлина , BBC, 2004 (режиссер Джон-Пол Дэвидсон).
  96. ^ Поль Дю Нойе, «Предыдущий каталог: Джордж Харрисон», Blender , апрель 2004 г., стр. 152–53.
  97. ^ Хант, с. 23.
  98. ^ Джон Каммингс, «Обзор компакт-диска: 'Let It Roll: Songs Джорджа Харрисона'» , Popdose , 16 июня 2009 г. (получено 21 мая 2015 г.).
  99. ^ Поллок, Брюс (1997). Индекс рок-песен: 7500 самых важных песен эпохи рок-н-ролла, 1944–2000 гг . Нью-Йорк: Книги Ширмера . п. 175. ИСБН  0-02-8720687 .
  100. Бунсри Дикинсон, «10 лучших песен Джорджа Харрисона» , AOL Radio , 3 апреля 2010 г. (архивная версия получена 5 апреля 2021 г.).
  101. ^ Мэдингер и Истер, стр. 437–38.
  102. ^ Jump up to: а б Спайзер, с. 245.
  103. ^ Jump up to: а б Лавеццоли, с. 193.
  104. ^ Ричард Уильямс, « Концерт для Бангла Деш (обзор альбома)», Melody Maker , 1 января 1972 г.; доступен на Backpages Rock ( требуется подписка ).
  105. Нил Альперт, «Концерт Джорджа Харрисона для Бангладеш» , Gadfly Online , декабрь 2001 г. (получено 14 октября 2012 г.).
  106. ^ Хантли, с. 80.
  107. ^ Боб Глассенберг, «Харрисон и друзья устроили суперконцерт в пользу помощи Пакистану» , Billboard , 14 августа 1971 г., стр. 18 (получено 31 октября 2013 г.).
  108. Куинн Морленд, «Джордж Харрисон/Рави Шанкар Концерт для Бангладеш » , Pitchfork , 29 ноября 2020 г. (получено 30 января 2021 г.).
  109. ^ Jump up to: а б Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 126.
  110. ^ Грин, с. 211.
  111. ^ Шаффнер, с. 176.
  112. ^ Мэдингер и Истер, стр. 445–47.
  113. ^ Алагмир, с. 3.
  114. ^ Атиур Рахман, « Голод », Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш , 2012 (получено 13 мая 2016 г.).
  115. ^ Грин, стр. 213–14.
  116. ^ Клейсон, с. 315.
  117. ^ "Племя Бангла Деш " , MusicStack (получено 6 сентября 2012 г.).
  118. ^ Линдси Планер, "Bangla Desh" , AllMusic (получено 6 сентября 2012 г.).
  119. ^ « Сборник песен Джорджа, Джона, Пола и Ринго » , The Hollyridge Strings/grandorchestras.com (получено 6 сентября 2012 г.).
  120. ^ «Том 19 (SHM 750) - сентябрь 1971 г.» , Top of the Pops (получено 19 сентября 2012 г.).
  121. ^ " 14a Raccolta - Фаусто Папетти" , Second Hand Songs (получено 19 сентября 2012 г.).
  122. Гленн Кенни, «BALL» , Trouser Press , 2007 (получено 11 декабря 2015 г.).
  123. ^ «Австралийские чарты Go-Set - 30 октября 1971 г.». Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine , poparchives.com.au (получено 13 апреля 2014 г.).
  124. ^ «Джордж Харрисон – Бангла Деш» , ultratop.be (получено 14 апреля 2014 г.).
  125. ^ « RPM 100 Singles, 18 сентября 1971 г.» , Библиотека и архивы Канады (получено 14 апреля 2014 г.).
  126. ^ «Джордж Харрисон – Бангла Деш» , dutchcharts.nl (получено 14 апреля 2014 г.).
  127. ^ « Поиск по исполнителю > Джордж Харрисон (страница 2)». Архивировано 2 июня 2009 года на Wayback Machine , irishcharts.ie (получено 11 апреля 2014 года).
  128. ^ «Джордж Харрисон: Действие в чарте (Япония)». Архивировано 23 сентября 2012 года на Wayback Machine , homepage1.nifty.com (получено 14 апреля 2014 года).
  129. ^ «Джордж Харрисон – Бангла Деш» , norwegiancharts.com (получено 14 апреля 2014 г.).
  130. ^ «Billboard Hits of the World» , Billboard , 4 декабря 1971 г., стр. 54 (получено 8 августа 2016 г.).
  131. ^ «Шведские графики 1969–1972 / Kvällstoppen - Результаты списка по неделям» > октябрь 1971 г. (на шведском языке), hitsallertijden.nl (получено 13 февраля 2013 г.).
  132. ^ «Джордж Харрисон – Бангла Деш» , hitparade.ch (получено 14 апреля 2014 г.).
  133. ^ Каслман и Подразик, с. 341.
  134. ^ «Джордж Харрисон > Чарты и награды > Billboard Singles» , AllMusic (архивная версия получена 31 января 2021 г.).
  135. ^ Фред Гудман (редактор), "Чарт одиночных игр", Record World , 11 сентября 1971 г., стр. 25.
  136. ^ "Сингл - Джордж Харрисон, Бангла Деш" ,charts.de (получено 14 апреля 2014 г.).

Источники

[ редактировать ]
  • Мохиуддин Алагмир, Голод в Южной Азии: политическая экономия массового голодания , Oelgeschlager, Gunn & Hain (Кембридж, Массачусетс, 1980; ISBN   0-89946-042-9 ).
  • Кейт Бэдман, Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 , Omnibus Press (Лондон, 2001; ISBN   0-7119-8307-0 ).
  • Рой Карр и Тони Тайлер, The Beatles: An Illustrated Record , Trewin Copplestone Publishing (Лондон, 1978; ISBN   0-450-04170-0 ).
  • Гарри Кастлман и Уолтер Дж. Подразик, Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 , Ballantine Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1976; ISBN   0-345-25680-8 ).
  • Алан Клейсон, Джордж Харрисон , Sanctuary (Лондон, 2003; ISBN   1-86074-489-3 ).
  • DVD «Возвращение к Бангладеш с Джорджем Харрисоном и друзьями» , Apple Corps, 2005 (режиссер Клэр Фергюсон; продюсеры Оливия Харрисон, Джонатан Клайд и Джо Хьюман).
  • Редакторы журнала Rolling Stone , Харрисон , Rolling Stone Press/Simon & Schuster (Нью-Йорк, 2002 г.); ISBN   0-7432-3581-9 ).
  • Майкл Фронтани, «Годы соло», в книге Кеннета Вомака (редактор), «Кембриджский компаньон Битлз» , издательство Кембриджского университета (Кембридж, Великобритания, 2009; ISBN   978-1-139-82806-2 ), стр. 153–82.
  • Джошуа М. Грин, «А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона» , John Wiley & Sons (Хобокен, Нью-Джерси, 2006; ISBN   978-0-470-12780-3 ).
  • Джон Харрис, «Тихий шторм», Mojo , июль 2001 г., стр. 66–74.
  • Джордж Харрисон, «Я, моя» , Chronicle Books (Сан-Франциско, Калифорния, 2002; ISBN   0-8118-3793-9 ).
  • Оливия Харрисон, Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире , Абрамс (Нью-Йорк, 2011 г.); ISBN   978-1-4197-0220-4 ).
  • Крис Хант (редактор), NME Originals : Beatles - The Solo Years 1970–1980 , IPC Ignite! (Лондон, 2005 г.).
  • Эллиот Дж. Хантли, Мистический: Джордж Харрисон – После распада Битлз , Guernica Editions (Торонто, Онтарио, 2006; ISBN   1-55071-197-0 ).
  • Ян Инглис, «Слова и музыка Джорджа Харрисона» , Прегер (Санта-Барбара, Калифорния, 2010; ISBN   978-0-313-37532-3 ).
  • Питер Лавеццоли, «Рассвет индийской музыки на Западе» , Continuum (Нью-Йорк, 2006 г.); ISBN   0-8264-2819-3 ).
  • Саймон Ленг, Пока моя гитара нежно плачет: Музыка Джорджа Харрисона , Хэла Леонарда (Милуоки, Висконсин, 2006; ISBN   1-4234-0609-5 ).
  • Ян Макдональд, Революция в голове: отчеты Битлз и шестидесятые , Пимлико (Лондон, 1998; ISBN   0-7126-6697-4 ).
  • Чип Мэдингер и Марк Истер, «Восемь рук, чтобы держать тебя: сборник соло Beatles» , 44.1 Productions (Честерфилд, Миссури, 2000; ISBN   0-615-11724-4 ).
  • Роберт Родригес, «Великолепная четверка: часто задаваемые вопросы 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980» , Backbeat Books (Милуоки, Висконсин, 2010; ISBN   978-1-4165-9093-4 ).
  • Николас Шаффнер, The Beatles Forever , МакГроу-Хилл (Нью-Йорк, 1978; ISBN   0-07-055087-5 ).
  • Рави Шанкар, Рага Мала: Автобиография Рави Шанкара , Добро пожаловать Дождь (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1999; ISBN   1-56649-104-5 ).
  • Мэт Сноу, «Джордж Харрисон», Mojo , ноябрь 2014 г., стр. 66–73.
  • Брюс Спайзер, The Beatles Solo на Apple Records , 498 Productions (Новый Орлеан, Луизиана, 2005; ISBN   0-9662649-5-9 ).
  • Ричард Уильямс , Фил Спектор: из головы , Omnibus Press (Лондон, 2003 [1972]); ISBN   978-0-7119-9864-3 ).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1cdf1dafaaef4039ca751b6afd213894__1722482040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/94/1cdf1dafaaef4039ca751b6afd213894.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bangla Desh (song) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)