Save the World (песня Джорджа Харрисона)
«Спасти мир» | |
---|---|
![]() США стороне B, Этикетка на лицевой | |
Песня Джорджа Харрисона | |
из альбома Где-то в Англии | |
Выпущенный | 1 июня 1981 г. |
Жанр | Камень |
Длина | 4 : 54 |
Этикетка | Темная лошадка |
Автор(ы) песен | Джордж Харрисон |
Продюсер(ы) | Джордж Харрисон, Рэй Купер |
Где-то в Англии» Трек-лист « | |
10 треков |
« Save the World » — песня английского рок-музыканта Джорджа Харрисона , выпущенная в качестве финального трека его альбома 1981 года «Somewhere in England» . Это также была сторона B песни " Teardrops ", второго сингла с альбома. Песня экологического протеста «Save the World» была первой композицией Харрисона, в которой напрямую затрагивались такие актуальные проблемы, как гонка ядерных вооружений, разрушение тропических лесов и дикой природы, а также экологически безответственная практика корпоративных концернов. В музыкальном плане песня отчасти напоминает стиль комедийной труппы « Монти Пайтон» .
Харрисон записал "Save the World" в своей студии Friar Park в Англии в 1980 году. Запись включает звуковые эффекты, подтверждающие послание песни о том, что мир движется к самоуничтожению, включая падение бомб, кассовый аппарат, уличную демонстрацию и ядерный взрыв. В 1985 году Харрисон внес версию песни с исправленными текстами в Гринпис одноименный альбом по сбору средств . «Save the World» также появилась в домашнем видео Greenpeace: Non-Toxic Video Hits .
С момента выпуска песня получила неоднозначную оценку со стороны нескольких музыкальных критиков и биографов. В то время как некоторые авторы считают этот трек творческим и искренним, другие подчеркивают несоответствие между серьезным посланием и причудливым музыкальным сопровождением или находят его деспотичным. В соответствии с желанием Харрисона демо "Save the World" появилось в качестве единственного бонус-трека на посмертно переизданном альбоме Somewhere in England в 2004 году.
Предыстория и вдохновение
[ редактировать ]Как воспроизведено в книге «I, Me, Mine – The Extended Edition» 2017 года , Джордж Харрисон датировал текст песни «Save the World» 24 февраля 1978 года, а Хана, Мауи . местом действия была [ 1 ] Во время этого визита на Гавайи Харрисон завершил написание своего альбома 1979 года «George Harrison» . [ 2 ] который, как и его предшественник, «Тридцать три и 1/3» , отражал беззаботность, которой не хватало большей части его работ. [ 3 ] [ 4 ] Он вернулся к этой песне во время работы над своим альбомом Somewhere in England , большая часть которого была написана между серединой 1979 и началом 1980 годов. [ 5 ] Как и в случае с треком », написанным Харрисоном для «Somewhere in England « Tears of the World », [ 6 ] [ 7 ] «Спасите мир» выражает свое неодобрение экологическими проблемами и политическими махинациями, угрожавшими миру в начале 1980-х годов. [ 8 ]
В 1980 году Харрисон стал членом Гринпис и CND ; [ 9 ] он также протестовал против использования ядерной энергии вместе с «Друзьями Земли » в Лондоне. [ 10 ] [ 11 ] и помог финансировать Vole , зеленый журнал, запущенный Monty Python участником Терри Джонсом . [ 12 ] Автор Саймон Ленг описывает «Save the World» как первую попытку Харрисона написать песни, ориентированные на экологию, и «причудливую песню протеста », которая ознаменовала «кульминацию питонизации музыки Харрисона» в то время, когда он все больше ассоциировался с членами группы Monty. Комедийная труппа Python через свою кинокомпанию HandMade Films . Признавая, что «Спасите мир» свидетельствует о разочаровании композитора в 1980-х годах, Ленг отмечает, что Харрисон долгое время ценил «безумие» комедии Монти Пайтона как «зеркало безумия мировых событий», и что его принятие юмора было «своеобразно британской» реакцией на серьезную ситуацию. [ 13 ]
Состав
[ редактировать ]«Save the World» начинается с припева, а не с куплета. По мнению музыковеда Томаса Макфарлейна, последовательность аккордов напоминает песню Харрисона 1976 года « Crackerbox Palace ». Он находит структуру удивительной, поскольку куплеты и припевы «кажется, намеренно отделены друг от друга», как будто писатель ломает четвертую стену - прием, который часто использует Харрисон. [ 14 ]
В текстах Харрисон поет: «Изнасилование на этой планете, как мы ею злоупотребляли». [ 15 ] Сначала он обращается к гонке ядерных вооружений, ведущейся между Соединенными Штатами и Советским Союзом , и сокрушается по поводу внедрения межгалактического оружия. Затем он обращается к проблеме опустошения тропических лесов мира ради коммерческой выгоды и угрозе дикой природе. Он ссылается на экологическую кампанию «Спасите китов» и на то, как попытки Гринпис ограничить охоту на китов были сорваны интересами «продавцов собачьего корма». Он также сетует на безответственность производителей оружия и, что касается запасов плутония , заключает: «Теперь вы можете сделать свою собственную водородную бомбу / Прямо на кухне со своей мамой». Затем он очерняет использование ядерной энергии как «недоразумительный ответ на потребность», вызывающую рак. В последнем куплете Харрисон приписывает мировые экологические проблемы всего лишь нескольким людям, стремящимся к прибыли. Он заканчивает тем, что обещает быть «счастливой нотой», заявляя, что простое решение заключается в осознании того, что «Бог [живет] в вашем сердце». [ 13 ] [ 16 ]
В интервью 1987 года Харрисон сказал, что «Спасите мир» должно было быть «серьёзным и смешным одновременно». [ 17 ] [ 18 ] [ номер 1 ] Контрастируя с сюжетом, музыка напоминает комедийные песни Монти Пайтона. [ 13 ] [ 20 ] В описании биографа Харрисона Алана Клейсона стиль — «квази-регги», [ 21 ] в то время как автор Ян Инглис ссылается на то, что на официальной записи оно исполняется «обманчиво сладким голосом в темпе марша ». [ 22 ] Ленг также сравнивает музыкальные аспекты песни с трибьютом Харрисона 1975 года комику Легсу Ларри Смиту « His Name Is Legs (Ladies and Gentlemen) » с точки зрения ритма и музыкальной аранжировки. [ 13 ] [ номер 2 ]
Запись
[ редактировать ]Харрисон записал "Save the World" во время основных сессий Somewhere in England , проходивших в его FPSHOT студии в Хенли , Оксфордшир, в период с марта по сентябрь 1980 года. Помимо Харрисона, который играл на гитаре и самостоятельно продюсировал сессии, [ 5 ] [ 23 ] Музыкантами на треке были Нил Ларсен и Гэри Брукер (оба на клавишных), Уилли Уикс (бас), Джим Келтнер (ударные), Рэй Купер (перкуссия) и Том Скотт (валторны). [ 13 ] Харрисон добавил различные звуковые эффекты на протяжении всей записи, в том числе звуки падающих бомб, звук кассового аппарата, [ 21 ] марш армии, стрельба и уличная демонстрация. [ 24 ] Большинство этих эффектов появляются в середине песни. [ 21 ] в сопровождении соло на синтезаторе Moog , [ 13 ] после чего раздел завершается звуком ядерного взрыва . [ 25 ] Затем возвращение песни сопровождает детский плач. [ 25 ] Макфарлейн описывает эффекты инструментальной паузы как набег на конкретную музыку , но он также видит в них отрывки из саундтрека к фильму во всей их яркости. [ 14 ] Он добавляет, что помимо использования элементов Монти Пайтона и Битлз , сочетание лирических образов и звуковых эффектов придает песне характер «мини-фильма». [ 26 ]
В конце трека Харрисон добавил слабый звук индийского струнного инструмента, на котором играют на смычке, тар шенай . [ 25 ] Эта партия взята из инструментальной пьесы «Crying» в исполнении Винаяка Воры. [ 27 ] и выпущен на альбоме саундтреков Харрисона Wonderwall Music 1968 года . [ 28 ] Когда его спросили о включении песни в «Save the World», Харрисон сказал журналу Musician в 1987 году: «Я просто хотел, чтобы вся песня звучала чем-то грустным, затронула этот нерв и, возможно, заставила вас подумать: «Ох, дерьмо». [ 25 ] [ номер 3 ]
После представления «Где-то в Англии» компании Warner Bros. Records , дистрибьютору его Dark Horse , в конце сентября 1980 года, звукозаписывающей компании [ 29 ] Харрисон был вынужден переработать содержание альбома. [ 5 ] [ 30 ] – включая замену четырех оригинальных песен – чтобы обеспечить большую коммерческую привлекательность релиза. [ 31 ] Харрисон решил сохранить "Save the World" в пересмотренном трек-листе и работал с Рэем Купером над второй версией альбома. [ 5 ] Хотя микс для повторно представленного "Save the World" мало чем отличался от оригинала Харрисона, [ 32 ] Купер был указан как сопродюсер. [ 33 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Где-то в Англии был выпущен 1 июня 1981 года. [ 34 ] [ 35 ] с "Save the World" в качестве финального трека. [ 36 ] Это была единственная песня из первоначального представления Харрисона Warner Bros., которая сохранила свою позицию в порядке официального релиза. [ 32 ] Альбом имел относительный коммерческий успех. [ 24 ] [ 37 ] Результат, который был вызван во многом публичным излиянием горя в ответ на убийство бывшего коллеги Харрисона по группе Джона Леннона в декабре 1980 года. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] В качестве сингла, следующего за трибьютом Харрисона Леннону " All The Years Ago ", Warner выпустила " Teardrops ". [ 32 ] [ 41 ] это был еще один из четырех треков-заменителей альбома. [ 42 ] сингла Этот релиз состоялся 20 июля 1981 года, при этом "Save the World" появилась на стороне B . [ 43 ]
В своей рецензии на альбом для журнала Creem Митчелл Коэн назвал Харрисона «мыслителем C» и высмеял текст песни «Save the World» комментарием: «Харрисон выступает против бумажных полотенец (!!) (ожидайте опровержения в следующем альбоме). альбом Нэнси Уокер) и китовое мясо, используемое в качестве корма для собак (то же самое, что Лорн Грин)». [ 44 ] В другом неблагоприятном обзоре [ 45 ] [ 46 ] Гарри Томас из Rolling Stone высказал мнение, что «Социальные комментарии и ироническое остроумие явно выходят за рамки настоящих талантов Харрисона», и написал о «Save the World»: «Неуверенно колеблясь между причудой и суровыми предупреждениями, песня в конечном итоге не может ни гальванизировать, ни развлекать». [ 47 ] Напротив, Джоэл Вэнс из Stereo Review сказал, что это был «почти водевильный номер» и, как и « Кровь клона », содержал «несколько очень забавных строк». [ 48 ]
NME Критик Боб Воффинден приветствовал "Save the World" как пример того, как тематика альбома выходит за рамки "банальной", и он нашел, что "только для [Харрисона] свойственно охватывать более универсальные темы". [ 49 ] Record Mirror Майк Николлс из охарактеризовал тексты песен как «делегирование совести» и задался вопросом, было ли, учитывая предупреждение Харрисона об опустошении тропических лесов из-за спроса на бумажные полотенца, посланием «бойкотировать болотные рулоны». Он сказал, что песня, тем не менее, имеет «запоминающуюся мелодию» и «мило построена». [ 50 ]
Гринпис Версия
[ редактировать ]Харрисон вернулся к "Save the World" в 1985 году, когда Гринпис Великобритании обратился к нему с просьбой внести вклад в альбом, предназначенный для сбора средств. [ 12 ] за их экологические усилия. [ 32 ] Харрисон немного изменил текст, включив в него дополнительные отсылки к Гринпис. [ 32 ] [ 51 ] вместе с устным комментарием, в котором выражалось его отвращение к власти корпораций: «Вы жадные ублюдки». [ 13 ] Помимо записи нового вокала, он сделал ремикс музыкальной поддержки, уделив больше внимания некоторым гитарным партиям. [ 52 ]

Под названием «Гринпис – Альбом » [ 52 ] [ 53 ] и включая вклад пятнадцати других британских художников, [ 54 ] Альбом был выпущен в Великобритании компанией EMI 4 июня 1985 года. [ 55 ] [ 56 ] [ номер 4 ] Включение "Save the World" в Гринпис ознаменовало собой редкий новый музыкальный релиз Харрисона в период с 1983 по 1986 год. [ 58 ] [ 59 ] когда он занимался кинопроизводством, и HandMade продолжал пользоваться успехом. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Однако в тот же период он стал все активнее заниматься вопросами окружающей среды; эти мероприятия включали участие в антиядерной демонстрации на Трафальгарской площади в Лондоне , [ 63 ] выражая поддержку Британской партии зеленых и вдохновляя успешную кампанию, направленную на то, чтобы помешать Партнерству Джона Льюиса снести кинотеатр Henley's Regal Cinema и построить комплекс супермаркетов. [ 64 ] [ 65 ]
Песня также вошла в видеосборник Greenpeace: Non-Toxic Video Hits , выпущенный в декабре 1985 года. [ 66 ] через пять месяцев после того, как французские спецслужбы потопили флагман Гринпис Rainbow Warrior . [ 67 ] Продюсированный Яном Вайнером клип «Спасите мир» состоял из сцен, в которых Воин Радуги и сотрудники Гринпис работают над своими международными активистскими кампаниями. [ 32 ]
Ретроспективные оценки и наследие
[ редактировать ]До своей смерти в ноябре 2001 года Харрисон продолжал выражать тревогу по поводу экологических проблем, с которыми сталкивается мир. [ 68 ] [ 69 ] Свой сборник 1989 года Best of Dark Horse он посвятил Гринпис, Друзьям Земли и «всем, кто заинтересован в спасении нашей планеты»; [ 70 ] в переработанную обложку переиздания альбома All Things Must Pass 2001 года он включил серию изображений, показывающих постепенное вторжение загрязнения и промышленности в сцену Фрайар-парка, изображенную на обложке этого альбома 1970 года. [ 71 ] [ 72 ] Как автор песен, он вернулся к темам «Save the World» в « Cockamamie Business », новой песне, выпущенной на Best of Dark Horse . [ 73 ] [ 74 ] и в заглавном треке его последнего студийного альбома, посмертно выпущенного Brainwashed . [ 75 ] [ кол. 5 ]
В 1990-х годах старшая сестра Харрисона, Луиза, использовала «Спасите мир» в качестве саундтрека к серии подготовленных ею программ общественного радио под названием « Хорошие советы по охране природы» , в которых предлагалась информация по вопросам окружающей среды. [ 78 ] [ 79 ] В соответствии с инструкциями Харрисона по переизданию его каталога Dark Horse , [ 80 ] демо Somewhere песни появилось в качестве единственного бонус-трека на переиздании in England 2004 года . [ 81 ] В своей статье для Uncut в марте 2017 года Нил Спенсер назвал «Save the World» одним из «[неожиданных] наслаждений» среди релизов Харрисона 1980-х годов и сказал, что, хотя изначально она была названа «мягким протестом», песня «прекрасно сыграна». и никогда более актуальным, чем сегодня». [ 82 ]
Среди биографов Харрисона и Битлз Чип Мэдингер и Марк Истер описывают "Save the World" как "совершенно непривлекательный трек", в котором "деспотичность" текстов полностью противоречит музыкальному настроению. [ 32 ] Ян Инглис разделяет эту точку зрения, считая тексты песен «банальными до смешного», а сочетание несфокусированного повествования и чрезмерного использования звуковых эффектов столь же неудачным, как и работа Битлз в эпоху Magical Mystery Tour . [ 83 ] Хотя он говорит, что нехватка экологических песен в начале 1980-х по сравнению с 1990-ми годами может быть смягчающим фактором, Инглис отвергает эту песню как «безнадежно расплывчатое обвинение в опасностях, которые мы причиняем всему миру», добавляя: Проблема с такой общей атакой заключается в том, что ей не хватает целенаправленности и, следовательно, силы». [ 24 ]
Алан Клейсон считает природоохранные настроения Харрисона «похвальными» и считает этот трек песней протеста в стиле хита Барри МакГуайра 1965 года « Eve of Destruction », однако он также считает, что отсутствие тонкости предает «беспристрастность одного долго и, возможно, виновато изолированным от повседневности». [ 21 ] Дейл Эллисон считает это «самым ярким выражением экологической тревоги Джорджа» и искренним заявлением, особенно потому, что Харрисон решил вернуться к этому треку для альбома Гринпис. [ 84 ] Эллисон называет ее «странной песней», однако с «резким разрывом между лирикой и звуком», и говорит, что, как и в случае с другими песнями Харрисона о загрязнении окружающей среды и проблемах окружающей среды, его послание отражает романтизм, зародившийся из радикализма 1960-х годов, но не может убедить в духе » Нила Янга « После золотой лихорадки . [ 85 ]
» из Монти Пайтона, Саймон Ленг считает, что «Save the World» по стилю ближе к « Eric the Half-Bee чем к настоящей песне об окружающей среде, такой как « Mercy Mercy Me (The Ecology) » Марвина Гэя . [ 13 ] Он считает версию «Где-то в Англии » «ужасно переработанной» по сравнению с «очаровательной» демоверсией, которая «больше похожа на Дилана, чем на Монти Пайтона». [ 86 ] Томас Макфарлейн описывает эту песню как «любопытный трек, который, возможно, имеет задатки шедевра». Он признает постановку и выступления «исключительными» и благодарит Харрисона за использование «едкого юмора, чтобы высказать некоторые довольно серьезные замечания». [ 87 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Саймона Ленга: [ 13 ]
- Джордж Харрисон — вокал, электрогитары, слайд-гитары , синтезатор , звуковые эффекты , бэк-вокал
- Нил Ларсен — клавишные
- Гэри Брукер — синтезатор
- Том Скотт — саксофоны
- Уилли Уикс — бас
- Джим Келтнер — ударные
- Рэй Купер — ударные
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В его рукописные тексты входит куплет, который не был включен в опубликованную песню: «Эти люди в армии / Всем нужна доза ЛСД / Затем отправьте их на занятия йогой / Чтобы найти их души [и] забыть о своей заднице». [ 19 ]
- ↑ Макфарлейн сравнивает аранжировку с "Crackerbox Palace" и с треком Харрисона Beatles 1968 года " Savoy Truffle " в использовании сжатых звуков духовых инструментов. [ 14 ]
- ↑ Харрисон добавил, что касается тар шенай: «Это похоже на однострунную скрипку, смычковый инструмент с симпатическими струнами, лежащими на натянутой коже, поэтому он имеет этот глухой, эховый резонанс, плачущий, плачущий звук». [ 25 ]
- ↑ Альбом был выпущен A&M Records в США в августе 1985 года. [ 57 ]
- ↑ Кроме того, Харрисон подумывал назвать этот альбом Your Planet Is Doomed – Volume One . [ 76 ] [ 77 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харрисон, с. 434.
- ^ Родригес, стр. 175, 365–66.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 457.
- ^ Воффинден, стр. 103, 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэдингер и Пасха, с. 459.
- ^ Инглис, стр. 77, 103.
- ^ Ленг, стр. 221, 226.
- ^ Эллисон, стр. 70–71.
- ^ Ленг, с. 214.
- ^ Бэдман, с. 248.
- ^ Гарри, с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Клейсон, с. 388.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ленг, с. 226.
- ^ Перейти обратно: а б с Макфарлейн, с. 124.
- ^ «Где-то в Англии» Буклет компакт-диска ( Dark Horse Records , 2004; продюсеры Джордж Харрисон и Рэй Купер), стр. 9.
- ^ Эллисон, стр. 75–76.
- ^ Эллисон, с. 77.
- ^ Дж. Кордош, «Потрясающе! Gear! Интервью Джорджа Харрисона (часть 1)», Creem , декабрь 1987 г.; доступен на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Харрисон, стр. 434, 436.
- ^ Эллисон, стр. 70, 153.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клейсон, с. 381.
- ^ Инглис, с. 77.
- ^ Бэдман, с. 266.
- ^ Перейти обратно: а б с Инглис, с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тимоти Уайт, «Джордж Харрисон – пересмотренный», музыкант , ноябрь 1987 г., с. 56.
- ^ Макфарлейн, с. 125.
- ↑ Авторы альбома, компакт-диск Wonderwall Music ( Apple Records , 2014; продюсер Джордж Харрисон).
- ^ Родригес, с. 9.
- ^ Доггетт, с. 267.
- ^ Клейсон, стр. 377–78.
- ^ Родригес, с. 433.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мэдингер и Пасха, с. 461.
- ^ Гарри, с. 349.
- ^ Бэдман, с. 284.
- ^ Тиллери, с. 164.
- ^ Гарри, стр. 349–50.
- ^ Ингхэм, стр. 129, 136.
- ^ Ларкин, стр. 2646–47.
- ^ Ленг, стр. 217–18.
- ^ Мэдингер и Истер, стр. 459–60.
- ^ Клейсон, с. 378.
- ^ Хантли, с. 179.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 633.
- ^ Митчелл Коэн, «Джордж Харрисон: Где-то в Англии », Крим , сентябрь 1981 г.; доступен на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Хантли, с. 183.
- ^ Ленг, с. 177.
- ^ Гарри Томас, «Джордж Харрисон: Где-то в Англии» , Rolling Stone , 6 августа 1981 г., стр. 44 (архивная версия от 24 ноября 2007 г., получено 19 ноября 2016 г.).
- ^ Джоэл Вэнс, «Джордж Харрисон: Где-то в Англии », Stereo Review , октябрь 1981 г., стр. 84, 88.
- ^ Воффинден, с. 107.
- ^ Майк Николлс, «Джордж Харрисон: 'Где-то в Англии'», Record Mirror , 13 июня 1981 г., стр. 17.
- ^ Гарри, с. 329.
- ^ Перейти обратно: а б Хантли, с. 196.
- ^ Эллисон, с. 154.
- ↑ Скотт Бенарде, «Британцы вырезали альбом в помощь Гринпис» , Sun-Sentinel , 23 августа 1985 г. (получено 20 ноября 2016 г.).
- ^ Бэдман, с. 355.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 636.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 190.
- ↑ Дэйв Томпсон, «Музыка Джорджа Харрисона: путеводитель по альбомам», Goldmine , 25 января 2002 г., стр. 53.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone , стр. 189–90.
- ^ Ленг, стр. 239–43.
- ^ Инглис, стр. 84–86.
- ^ Ларкин, с. 2647.
- ^ Бэдман, с. 373.
- ^ Клейсон, стр. 388–90.
- ^ Гарри, с. 91.
- ^ Бэдман, с. 362.
- ↑ Пол Браун и Роб Эванс, «Как преуменьшали значение Rainbow Warrior» , The Guardian , 23 августа 2005 г. (дата обращения: 20 ноября 2016 г.).
- ^ Тиллери, с. 147.
- ^ Эллисон, стр. 70, 74–75.
- ^ Гарри, с. 28.
- ^ Хантли, с. 305.
- ^ Тиллери, стр. 146–47.
- ^ Эллисон, стр. 70, 139.
- ^ Мэдингер и Истер, стр. 477–78.
- ^ Инглис, стр. 100, 141.
- ^ Хантли, стр. 309–10.
- ^ Эллисон, с. 70.
- ^ Клейсон, с. 462.
- ^ Гарри, с. 222.
- ^ Ленг, стр. 312–13.
- ^ Джон Мецгер, «Джордж Харрисон Годы темной лошадки (Часть третья: Где-то в Англии )» , The Music Box , vol. 11 (5), май 2004 г. (получено 20 ноября 2016 г.).
- ↑ Нил Спенсер, «Джордж Харрисон – Коллекция винила» , uncut.co.uk , 27 марта 2017 г. (получено 30 ноября 2017 г.).
- ^ Инглис, стр. 77–78.
- ^ Эллисон, стр. 70–71, 154.
- ^ Эллисон, стр. 70–71, 75.
- ^ Ленг, с. 312.
- ^ Макфарлейн, стр. 124–25.
Источники
[ редактировать ]- Дейл К. Эллисон-младший , «Любовь, которая спит: искусство и духовность Джорджа Харрисона» , «Континуум» (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2006; ISBN 978-0-8264-1917-0 ).
- Кейт Бэдман, Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 , Omnibus Press (Лондон, 2001; ISBN 0-7119-8307-0 ).
- Алан Клейсон , Джордж Харрисон , Sanctuary (Лондон, 2003; ISBN 1-86074-489-3 ).
- Питер Доггетт , «Ты никогда не даешь мне свои деньги: Битлз после распада» , It Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2011; ISBN 978-0-06-177418-8 ).
- Редакторы журнала Rolling Stone , Харрисон , Rolling Stone Press/Simon & Schuster (Нью-Йорк, 2002 г.); ISBN 0-7432-3581-9 ).
- Джордж Харрисон (с Дереком Тейлором и Оливией Харрисон ), I, Me, Mine – The Extended Edition , Genesis Publications (Гилдфорд, Великобритания, 2017; ISBN 978-1-905662-40-1 ).
- Билл Гарри , Энциклопедия Джорджа Харрисона , Virgin Books (Лондон, 2003; ISBN 978-0753508220 ).
- Эллиот Дж. Хантли, Мистический: Джордж Харрисон – После распада Битлз , Guernica Editions (Торонто, Онтарио, 2006; ISBN 1-55071-197-0 ).
- Крис Ингэм, The Rough Guide to the Beatles , Rough Guides/Penguin (Лондон, 2006; 2-е изд.; ISBN 978-1-8483-6525-4 ).
- Ян Инглис, «Слова и музыка Джорджа Харрисона» , Прегер (Санта-Барбара, Калифорния, 2010; ISBN 978-0-313-37532-3 ).
- Колин Ларкин , Энциклопедия популярной музыки (5-е изд.), Omnibus Press (Лондон, 2011; ISBN 978-0-85712-595-8 ).
- Саймон Ленг, «Пока моя гитара нежно плачет: Музыка Джорджа Харрисона» , Хэл Леонард (Милуоки, Висконсин, 2006; ISBN 1-4234-0609-5 ).
- Томас Макфарлейн, «Музыка Джорджа Харрисона» , Routledge (Абингдон, Великобритания, 2019; ISBN 978-1-138-59910-9 ).
- Чип Мэдингер и Марк Истер, «Восемь рук, чтобы держать тебя: сборник соло Beatles» , 44.1 Productions (Честерфилд, Миссури, 2000; ISBN 0-615-11724-4 ).
- Роберт Родригес, «Великолепная четверка: часто задаваемые вопросы 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980» , Backbeat Books (Милуоки, Висконсин, 2010; ISBN 978-1-4165-9093-4 ).
- Гэри Тиллери , Мистик рабочего класса: духовная биография Джорджа Харрисона , Quest Books (Уитон, Иллинойс, 2011; ISBN 978-0-8356-0900-5 ).
- Боб Воффинден , The Beatles Apart , Proteus (Лондон, 1981; ISBN 0-906071-89-5 ).