Dark Horse (песня Джорджа Харрисона)
"Темная лошадка" | ||||
---|---|---|---|---|
![]() конверт с изображением США | ||||
Сингл от Джорджа Харрисона | ||||
из альбома Темная Лошадь | ||||
сторона B |
| |||
Выпущенный |
| |||
Жанр | Камень | |||
Длина | 3 : 54 | |||
Этикетка | Яблоко | |||
Автор(ы) песен | Джордж Харрисон | |||
Продюсер(ы) | Джордж Харрисон | |||
Джорджа Харрисона Хронология синглов | ||||
|
« Dark Horse » — песня английского рок-музыканта Джорджа Харрисона и заглавная песня его сольного альбома 1974 года, выпущенного на Apple Records . альбома Песня стала ведущим синглом в Северной Америке и вошла в топ-20 хитов в Соединенных Штатах, но это был первый сингл Харрисона, не попавший в чарты Великобритании, когда он был выпущен там в феврале 1975 года. Термин « темная лошадка » уже давно применялся. Харрисону из-за его неожиданного появления в качестве самого опытного сольного исполнителя из четырех бывших «Битлз» после распада группы в 1970 году. Однако в песне он сказал, что использовал эту фразу в отношении сплетен о тот, кто осуществляет тайные сексуальные отношения. Комментаторы интерпретируют тексты песен как опровержение нескольким возможным недоброжелателям: первой жене Харрисона, Патти Бойд ; рецензенты, критиковавшие духовное содержание его альбома 1973 года « Жизнь в материальном мире» ; и его бывшие коллеги по группе Джон Леннон и Пол Маккартни . Харрисон назвал свой лейбл Dark Horse в честь песни и своего тура по Северной Америке 1974 года с Рави Шанкар стал известен как Dark Horse Tour .
Харрисон записал раннюю версию "Dark Horse" в ноябре 1973 года, намереваясь закончить запись альбома. Официально выпущенная версия была записана вживую на звуковой сцене в Лос-Анджелесе во время репетиций его концертов 1974 года, в то время, когда изнеможение Харрисона из-за переутомления привело к тому, что он заболел ларингитом и потерял голос. Его хриплое пение также омрачило последовавший за этим тур – первый в США участника Битлз с 1966 года – что привело к критической реакции, которая нашла отражение в современных рецензиях на Dark Horse . Некоторые музыкальные критики с тех пор признали эту песню одной из лучших композиций Харрисона после Битлз и полагают, что сингл добился бы большего успеха при более чистом вокальном исполнении. Запись представляет собой музыкальную аранжировку, включающую элементы фолка и джаза , а также участие таких музыкантов, как Том Скотт , Джим Хорн , Билли Престон , Уилли Уикс и Энди Ньюмарк .
Харрисон играл «Dark Horse» на протяжении всего тура 1974 года и своего тура по Японии 1991 года с Эриком Клэптоном . Концертная версия появилась на его альбоме 1992 года Live in Japan . Также существуют записи исполнения Харрисоном этой песни во время выступлений на радио и телевидении в 1970-х годах, хотя ни одна из них не доступна в официальных релизах. Студийная запись вошла в сборник 1976 года The Best of George Harrison . 2014 года от Apple Years Переиздание Dark Horse включает акустическую демо-версию песни, которую Харрисон записал в 1974 году, еще до того, как у него начался ларингит.
Предыстория и вдохновение
[ редактировать ]Джордж Харрисон написал «Dark Horse» в 1973 году, став неожиданным лидером, или «темной лошадкой» , среди бывших участников «Битлз» . [ 1 ] Его восхождение началось еще до распада группы в 1970 году, когда он внес две песни в их альбом 1969 года Abbey Road . [ 2 ] Хотя его альбом 1973 года « Жизнь в материальном мире» разделил музыкальных критиков из-за своей явной религиозности, [ 3 ] его по-прежнему считали самым опытным сольным исполнителем из четырех бывших товарищей по группе. [ 4 ] [ 5 ] Харрисон сказал, что термин «темная лошадка» является для него точным описанием: «Тот, на кого никто не удосужился вложить деньги [чтобы победить]. Думаю, это я». [ 1 ]
«Темная лошадка» — это старая история. «Мистер Пингвин тыкает миссис Джонсон из кооператива ». «Ох, правда! ... он немного темная лошадка, не так ли?» Я не знал до тех пор, пока не появилась другая идея темной лошадки... Я правда немного туповат. [ 6 ]
- Джордж Харрисон комментирует песню из фильма « Я, я, мое» (1980).
В интервью BBC Radio 1 1974 года с Аланом Фрименом Харрисон вспомнил, как однажды утром в пять часов утра, когда собирался спать, начал писать песню. [ 7 ] Харрисон сказал, что он подошёл к заглавной фразе со значением, которое он знал с детства в Ливерпуле. [ 8 ] – где темной лошадкой был тот, кто осуществляет тайные сексуальные связи. [ 9 ] В том же интервью он сравнил свою личную жизнь с радиодрамой « Дневник миссис Дейл» , но добавил, что ему не нужно читать сплетни, публикуемые в таких журналах, как Rolling Stone и Woman's Own , написанные людьми, которые «думают, что что-то знают» о нем. , когда он полностью осознавал свои преступления. В этом контексте он резюмировал послание песни так: «Я признаю свои грехи и недостатки, если вы все признаете и свои». [ 7 ] [ номер 1 ]
Биограф Эллиот Хантли описывает "Dark Horse" как песню, обращенную к "восприятию людьми" Харрисона. [ 11 ] Его брак с Пэтти Бойд стал источником слухов и спекуляций с конца 1973 года. [ 12 ] [ 13 ] В ноябре Faces гитарист Рон Вуд сообщил прессе, что у них с Бойдом роман, который Харрисон опроверг в своем заявлении на следующий день: [ 14 ] [ 15 ] и Харрисон закрутил роман с женой Вуда. [ 16 ] Позже Харрисон описал свое поведение в последние годы совместной жизни как «непослушный период 1973–74 годов». [ 12 ] [ 17 ] Кроме того, как сообщается, Харрисона уязвила критика явной вайшнавской индуистской духовности в его музыке. [ 18 ] [ 19 ] В начале 1973 года он купил поместье Бхактиведанта Мэнор в качестве штаб-квартиры движения Харе Кришна в Великобритании . [ 20 ] вызвало насмешки в британской прессе. [ 21 ] [ 22 ] [ номер 2 ] В своем специальном интервью Dark Horse Radio 1974 года , записанном с Ники Хорном из Capital Radio , Харрисон отверг свою репутацию «странного мистического бывшего битла, нежного гиганта поп-музыки» как искажение в СМИ. [ 25 ] Теолог Дейл Эллисон пишет, что комментарии Харрисона к «Dark Horse» в его автобиографии 1980 года « I, Me, Mine » столь же «неясны», как и текст песни. Он добавляет, что в текстах отсутствуют религиозные образы, и вместо этого он предлагает либо песню Бойду о супружеской измене, либо послание недоброжелателям относительно его публичного имиджа. [ 26 ]
Состав
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]«Темная лошадка» идет в размере 4/4 . [ 27 ] на основе аккордов Композиция состоит из трех куплетов и припевов, каждый куплет начинается с гитарного риффа . [ 27 ] и повторяющийся припев в конце песни. [ 28 ] Его музыкальная тональность в куплетах — си-мажор , а аккорды в припевах предполагают как соль-мажор, так и ля-мажор . [ 29 ] В куплетах повсюду используются септаккорды . [ 27 ] По мнению музыковеда Томаса Макфарлейна, движение вперед является результатом напряжения, вызванного использованием мелодией этих трех ключевых областей, качество, которое, по его словам, маскирует по сути простую структуру композиции. [ 29 ]
Харрисон играет эту песню каподастром на седьмом ладу гитары. [ 27 ] распространенный прием в его написании песен со времен « If I Needed Something » и « Here Comes the Sun » группы «Битлз». [ 29 ] [ 30 ] Таким образом, мелодия транспонируется так, что гитарный рифф воспроизводится поверх аккордов A7 и E7. [ 27 ] По словам Макфарлейна, композиция является примером того, как Харрисон полностью учитывает влияние корней , а музыкальная аранжировка выпущенной записи включает в себя аспекты фолка и джаза в слиянии, подобном Джони Митчелл . работам [ 29 ]
Лирическая интерпретация
[ редактировать ]Авторы Саймон Ленг и Ян Инглис рассматривают «Темную лошадку» как возможное опровержение критикам книги « Жизнь в материальном мире» . [ 31 ] [ 32 ] Инглис также интерпретирует это как послание Харрисона о неповиновении Бойду: [ 32 ] как и музыкальные журналисты Ник Хастед и Линдси Плейнер. [ 33 ] [ 34 ] В описании Ленга «Темная лошадка» показывает, как композитор обращается к своим критикам, создавая «новую личность». «Этот «Джордж» — человек, который на шаг опережает своих недоброжелателей, — продолжает Ленг, — и побеждает более быстрыми ногами и лучшими шутками. Комментаторы рискуют придавить его характер, поскольку он, скорее всего, изменится и изберет наименее ожидаемый курс. ." [ 35 ] В припевах песни Харрисон называет себя «темной лошадкой» на «темной гоночной трассе», «голубой луной» и «крутым придурком», который «ищет источник». [ 36 ] [ номер 3 ] Ленг перефразирует это самоописание как означающее «одиночка» и «неуловимый, нахальный индивидуалист». [ 37 ]
Описывая текст как «вкрадчивый, если не несколько оборонительный», Плэнер определяет вступительный куплет песни как «похоже, обращающийся к ситуации» между Харрисоном и Бойдом, с такими строками, как «Вы думали, что знаете, где я был, и когда / Детка, похоже, ты снова тебя обманывал». [ 34 ] Плейнер утверждает, что «жгучий» стих из двух строк «Ты думал, что взял меня в свои руки / Детка, похоже, ты был не таким умным» является еще одним примером этой интерпретации. [ 34 ] [ номер 4 ]
Как и Плейнер, Инглис считает бывших товарищей Харрисона по группе Джона Леннона и Пола Маккартни еще одной возможной мишенью своего презрения. [ 32 ] [ 34 ] Инглис комментирует, что в последнем куплете Харрисон дает понять тем, кто недооценивал его в прошлом, что его способности не являются «недавними приобретениями»: [ 32 ]
Я думал, что ты все это знал
Пока ты не начал понимать меня неправильно
Кажется, ты услышал немного поздно
Я предупреждал тебя, когда мы оба были у стартовых ворот.
Ленг говорит, что этот «персонаж» Харрисона возвращается в его композиции 1976 года « This Song », написанной как беззаботное размышление о его «трудах в суде» во время « My Sweet Lord » дела о плагиате . [ 37 ]
Запись
[ редактировать ]основной трек 1973 года
[ редактировать ]
Харрисон впервые записал «Dark Horse» в своей Friar Park студии , FPSHOT , в Оксфордшире , в ноябре 1973 года. [ 39 ] [ 40 ] Сессии в этом месяце, на которых присутствовали выступления Ринго Старра , Джима Келтнера , Клауса Вурманна и Гэри Райта , [ 41 ] ознаменовал начало записи его альбома Dark Horse . [ 42 ] Эта ранняя версия медленнее по темпу и более расслаблена, чем официальный релиз. [ 39 ]
В начале 1974 года Харрисон включил песню вместе с черновыми миксами « Ding Dong, Ding Dong » и записями Сплинтера и Рави Шанкара на кассету, которую он составил для Дэвида Геффена , главы Asylum Records в Лос-Анджелесе. [ 39 ] [ 43 ] , принадлежавший Битлз, В то время, когда звукозаписывающий лейбл Apple был закрыт, [ 44 ] Харрисон искал способ выпустить эти проекты. [ 45 ] «Dark Horse» дало название основанному им впоследствии звукозаписывающему лейблу Dark Horse Records . [ 8 ] [ 10 ] когда в мае он согласовал условия распространения по всему миру через A&M Records . [ 46 ] Шанкар и Сплинтер были первыми исполнителями, подписавшими контракт с лейблом. [ 47 ] [ 48 ] Затем Харрисон объявил, что отправится в тур по Северной Америке в ноябре и декабре. [ 49 ] Предназначен для продвижения Dark Horse Records. [ 50 ] в туре Шанкар выступил в качестве со-хедлайнера [ 51 ] и это был первый тур по США для участника Битлз с 1966 года . [ 52 ]
Официальная версия
[ редактировать ]К октябрю, когда он прибыл в Лос-Анджелес для подготовки к туру, сочетание деловых обязательств Харрисона, его преданности проектам Шанкара и Сплинтера и образа жизни, который Ленг называет «одна рюмка слишком много и слишком часто» [ 53 ] означало, что производство Dark Horse сильно отставало от графика. [ 54 ] [ 55 ] Его личная жизнь продолжала оставаться источником общественных интриг. [ 56 ] Бойд бросил Харрисона ради своего друга Эрика Клэптона в июле. [ 57 ] а в следующем месяце он отдыхал с моделью Кэти Симмонс; [ 58 ] [ 59 ] кроме того, до США дошли слухи о романе Харрисона с женой Старра, Морин Старки . [ 51 ] [ кол. 5 ] Наряду со спекуляциями о «Битлз», брак Харрисона был среди вопросов, поднятых репортерами на его пресс-конференции перед туром в Лос-Анджелесе. [ 62 ] [ 63 ] 23 октября. [ 64 ] Харрисон заявил, что его новый альбом «похож на Peyton Place » и раскроет все подробности его личной жизни. [ 65 ] [ 66 ]
Вопрос: Есть ли у вас какие-либо опасения по поводу приближения тура?
Харрисон: Главный из них — это то, что я потерял голос… Он становится немного грубым и хриплым. Есть большая вероятность, что на первых концертах я буду играть инструменталы. (Смех Харрисона и публики.) [ 66 ]
- The Valley Advocate , репортаж о пресс-конференции Харрисона перед туром.
Начиная с 15 октября, [ 56 ] Харрисон репетировал со своей гастрольной группой в студийном комплексе A&M на Ла-Бреа-авеню в Голливуде . [ 67 ] [ 68 ] По вечерам он добавлял вокал и другие наложения к некоторым трекам, записанным в Friar Park. [ 54 ] Он намеревался таким образом закончить "Dark Horse", но вместо этого решил перезаписать трек. [ 6 ] поскольку музыкантам нужно было выучить песню для включения в сет-лист концерта. [ 11 ] [ 69 ]
Уже утомленный переутомлением еще до приезда в Лос-Анджелес, [ 70 ] [ 71 ] Харрисон потерял голос во время репетиций и заболел ларингитом . [ 72 ] [ 73 ] Эффект был особенно заметен в «Dark Horse». [ 34 ] [ 74 ] Харрисон и его гастрольная группа, в которую входили Том Скотт , Билли Престон , Уилли Уикс и Энди Ньюмарк. [ 75 ] - записал трек вживую на звуковой сцене A&M в конце октября, за несколько дней до концерта-открытия 2 ноября. [ 76 ] Норм Кинни организовал сеанс. [ 77 ] Лон и Деррек Ван Итон , которые, как и Престон, раньше работали в Apple, а теперь подписали контракт с A&M Records, [ 78 ] вскоре после этого наложил бэк-вокал. [ 39 ] [ номер 6 ]
Харрисон описал свой вокал в песне как голос певца Луи Армстронга ; [ 80 ] Позже он сказал репортерам, что ему очень понравился результат. [ 81 ] [ 82 ] Однако, по словам Ньюмарка, Харрисон был обеспокоен тем, как посетители концертов отреагируют на его ударный вокал. [ 68 ] В аранжировку входит трио флейтистов во главе со Скоттом; [ 83 ] Престон на электрическом пианино; и Роббен Форд на второй акустической гитаре. [ 84 ] Келтнер, постоянный барабанщик Харрисона, [ 85 ] предоставил хай-хэты , поддерживающие бит Ньюмарка. [ 84 ] Кроме того, Эмиль Ричардс играл на ударном инструменте, известном как крючок. [ 77 ]
Выпускать
[ редактировать ]
При поддержке " I Don't Care Anymore " "Dark Horse" был выпущен в качестве ведущего сингла в Америке (под названием Apple 1877) 18 ноября 1974 года. [ 86 ] [ 87 ] Это был один из трех треков Dark Horse , которые Харрисон исполнил во время тура. [ 88 ] [ 89 ] Сингл был доступен в белом конверте, на котором синим шрифтом были написаны текст песни и большая точка. [ 77 ] Компания Capitol Records , дистрибьютор Apple в США, разослала отредактированный микс, вырезавший минуту из середины песни, в качестве рекламного диска для радиостанций по всей Америке. [ 39 ]
"Dark Horse" произвела сильное впечатление как сингл, пишут авторы Чип Мэдингер и Марк Истер, "легко" войдя в топ-20 США. [ 39 ] Затем он достиг относительно низкой 15-й позиции в Billboard Hot 100 , однако 11 января 1975 года [ 90 ] прежде чем полностью исчезнуть из чарта две недели спустя. [ 91 ] В Канаде, где тур начался 2 ноября, [ 82 ] "Dark Horse" достигла 26-го места в RPM . чарте синглов [ 92 ] В Британии песня была выпущена как второй сингл с альбома Dark Horse . [ 86 ] 28 февраля 1975 года (как Apple R 6001) с открывающим шоу инструменталом " Hari's on Tour (Express) " на B. стороне [ 93 ] [ 94 ] Сингл не попал в чарт UK Singles Chart . [ 95 ] [ 96 ] тогда просто топ-50. [ 97 ] Это был первый сингл Харрисона, не попавший в британский чарт. [ 98 ] " Старра и второй, написанный бывшим битлом, после " Snookeroo , выпущенного незадолго до "Dark Horse". [ 95 ]
Из-за задержки завершения записи Capitol не смогла выпустить альбом Dark Horse до второй недели декабря, ближе к концу тура. [ 99 ] [ 100 ] "Dark Horse" появился как второй трек на второй стороне пластинки. [ 101 ] между "Ding Dong, Ding Dong", другим синглом с альбома, и соул -музыкой " Far East Man ". [ 102 ] [ 103 ] В своих рукописных заметках на обложке Харрисон называет секретаршу A&M Records и будущую жену Оливию Ариас : среди участвующих музыкантов [ 104 ] ее вклад - «Кайф». [ 34 ] Пара впервые встретилась в начале нескольких беспокойных недель Харрисона в Лос-Анджелесе. [ 105 ] и Ариас стал его постоянным спутником в туре. [ 106 ] [ 107 ]
"Dark Horse" появилась в сборнике Capitol 1976 года The Best of George Harrison, но была исключена из посмертного, охватывающего всю карьеру альбома Джорджа Харрисона Let It Roll: Songs в 2009 году. [ 108 ] Последний раз он был ремастирован для Dark Horse на компакт-диске в январе 1992 года. дебютного релиза [ 109 ] песня была обновлена для включения в переиздания Харрисона Apple Years 1968–75 , выпущенные в сентябре 2014 года. [ 110 ]
Прием
[ редактировать ]Современные обзоры
[ редактировать ]После выпуска журнал Billboard охарактеризовал "Dark Horse" как "приятную акустическую композицию" с "мгновенно запоминающимся звуком, который должен удовлетворить слушателей AM и более "критических" поклонников", добавив, что использование флейт "придает пикантность [вверх]". запись. [ 111 ] было обнаружено «большое FM- В следующем месяце в обзоре альбома того же журнала говорилось, что Харрисон «на высоте» с заглавным треком, а в песнях на Dark Horse потенциал» . [ 112 ] Cash Box сказал, что в песне есть «странная лирическая линия, которая могла бы быть метафорой многих вещей, даже для звукозаписывающей компании», и прокомментировал «очень мелодичный вокал и прекрасную аранжировку» Харрисона. [ 113 ] Record World сообщил, что Харрисон «триумфально возвращается верхом на еще одном метафизическом шедевре». [ 114 ]
Поскольку релиз в США состоится через две недели после громкого тура Харрисона с Шанкаром, [ 115 ] Большая часть критической реакции на "Dark Horse" была сосредоточена на опасном состоянии голоса Харрисона. [ 86 ] «Темный хриплый» было широко используемым прозвищем. [ 81 ] как несколько обозревателей концертов пренебрежительно отозвались о «квакании» Харрисона. [ 116 ] свой путь через классику Битлз, такую как « Something » и « In My Life ». [ 117 ] Обсуждая этот период карьеры Харрисона в статье для Mojo в ноябре 2014 года, Мэт Сноу пишет, что «медовый месяц Джорджа 70-х годов с публикой закончился»; [ 118 ] это также вызвало критическую реакцию после его успехов с 1970 года. [ 119 ] [ 120 ] В крайне неблагоприятной рецензии на альбом: [ 121 ] для Rolling Stone Джим Миллер процитировал припев заглавного трека, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения о том, что «стремления певца к просветлению наполняют его тексты проповедями и неловкими извинениями». Миллер добавил, что «благодаря безголосым и неестественным текстам Харрисона, ['Dark Horse'] совершенно не может пробудить в памяти самоуверенного мастера 'My Sweet Lord' или даже ' Living in the Material World '». [ 122 ] Рецензируя альбом для NME , Боб Воффинден возражал против текстов Харрисона, высмеивая "Dark Horse" как "унижение Патти [Бойда], подтверждение мужского шовинизма Харрисона - он все время был на высоте". [ 123 ]
Среди более положительных отзывов Майкл Гросс из Circus Raves защищал тур Харрисона-Шанкара как «страдающий от ложных сообщений в прессе, [в то время как] создание новой, безграничной музыки, которая бросала вызов маркировке так же легко, как участвующие в нем люди бросали вызов национальным границам». Гросс написал, что «Dark Horse» «возвращает воспоминания о Белом альбоме , когда Чак Финдли , Джим Хорн и Скотт проносятся сквозь замысловатую мелодию на флейтах». [ 83 ] В Melody Maker Брайан Харриган нашел грубый вокал Харрисона бонусом, написав, что он «очень много извлекает из своего обычно не впечатляющего голоса» и поет «особенно хорошо» в заглавном треке. Харриган назвал "Dark Horse" "самым сильным номером на альбоме", а Ньюмарк и Престон "разыграли бурю". [ 124 ] [ 125 ] Рецензируя сингл для того же издания, Колин Ирвин назвал его «хитом» и назвал его «Лучшим синглом от скачущего гуру за довольно долгое время», при этом Харрисон звучал «как Дилан последних дней, плачущий над легкой музыкой». аккомпанемент, включающий привлекательную гитару и четкий ритм». [ 126 ]
В своей книге 1975 года The Beatles: An Illustrated Record критики NME . Рой Карр и Тони Тайлер одобрили хриплое пение Харрисона в песне "Dark Horse", заявив, что это "определенно тот стиль, к которому стоит стремиться" [ 127 ] Николас Шаффнер , пишущий для The Beatles Forever , высказал мнение, что "Dark Horse" мог бы стать одним из самых успешных синглов Харрисона, если бы он "только подождал, чтобы восстановить свой голос, прежде чем записать его на пленку". [ 128 ] [ номер 7 ]
Ретроспективные оценки и наследие
[ редактировать ]Написав для Rolling Stone в 2002 году, Грег Кот не согласился с напряжённым вокалом Харрисона и расценил эту песню как «продолжающую снисходительный автобиографический дух» треков Material World, таких как « The Light That Has Lighted the World ». [ 130 ] И наоборот, автор Алан Клейсон написал о «привлекательности песни наждачной бумагой», а ведущий вокал - «неплохая помесь Маккартни и Рода Стюарта ». [ 131 ] Написав для Rough Guides , Крис Ингэм описывает его как один из трех лучших треков альбома, говоря, что Харрисон «отважно борется с разбитым горлом, чтобы воспроизвести приятный грубый вокал». [ 132 ]
Саймон Ленг считает "Dark Horse" "веселым и приятным хитом" и одной из лучших композиций Харрисона, но сожалеет, что Харрисон не соединил свой вокал из более раннего блюзового демо с аккомпанементом, который он впоследствии записал в Лос-Анджелесе. [ 133 ] Ленг добавляет, что песня наверняка стала бы большим хитом без вокала, который звучал бы «как муки человека, глотающего лезвия бритвы». [ 134 ] Дейл Эллисон также разделяет эту точку зрения. [ 26 ] в то время как Эллиот Хантли пишет, что "Dark Horse" могла бы стать "отличным самостоятельным синглом" при поддержке " So Sad ". [ 11 ] Это соединение предоставило бы Харрисону необходимый продукт для продвижения в туре, продолжает Хантли, не «временно ставя под откос [его карьеру] на полном ходу». [ 11 ] [ номер 8 ]
Харрисона Apple Years В обзоре переизданий 2014 года для Chicago Tribune Марк Каро описывает "Dark Horse" как "одно из самых возвышенных творений [Харрисона], несмотря на его темно-хриплый вокал". [ 136 ] Пол Трынка в обзоре для Classic Rock : [ 137 ] считает ее «прекрасной песней… испорченной голосом Джорджа, усталой, измученной и лишенной своей обычной сладости». [ 138 ] Ник Хастед из Uncut сетует на то, что «рычащий вокал» в песне «растрачивает ее живую, привлекательную мелодию», и он описывает личность Харрисона как «подлый псевдоним в стиле Jumping Jack Flash », поющий стихи, которые «набрасываются на его бывшего». [ 33 ]
Эндрю Грант Джексон включил «Dark Horse» в свою книгу « Still the Greatest: The Essential Solo Songs Beatles» . Он пишет, что «хриплость его голоса угрожает отвлечь», но «сила композиции, воодушевляющий припев, флейта Тома Скотта в стиле « Лестницы в небеса » и тонкие фанковые тональности Престона подталкивают ее к музыке Харрисона». высший уровень, хотя и на носу». [ 139 ]
Другие версии
[ редактировать ]Харрисон исполнял эту песню на протяжении всего тура 1974 года и японского тура 1991 года с Эриком Клэптоном. [ 140 ] его единственный тур в качестве сольного исполнителя. [ 141 ] [ 142 ] Он также записал "Dark Horse" несколько раз до и после официально выпущенной студийной версии. [ 143 ] Кассета, отправленная Дэвиду Геффену, включая более медленный дубль с сессий в ноябре 1973 года и "Ding Dong", стала доступна на контрафактных сборниках. [ 39 ] например, «Шоу Харри-Спектора» . [ 144 ]
демо 1974 года
[ редактировать ]2014 года Apple Years от Переиздание Dark Horse включает ранее не издававшуюся версию «Dark Horse». [ 110 ] Записано как сольное демо. [ 145 ] в нем Харрисон играет на вокале и акустической гитаре, а также добавляется бэк-вокал. [ 146 ] [ номер 9 ] Бреннан Карли из Spin пишет, что «недавно обнаруженная версия» является «немного более резкой и акустической, чем конечный продукт Харрисона», и описывает его пение как «более ясное, менее грубое и более естественное», чем версия 1974 года. [ 147 ] Считая "Dark Horse" "своего рода отличной личной музыкальной темой" Харрисона, Чаз Липп из Blogcritics считает его ведущий вокал в этом "отличном демо" улучшением. [ 148 ] Трынка также пишет, что эта версия «исправляет ситуацию», а вокал Харрисона «страстный, но тонкий». [ 138 ]
Октябрь – декабрь 1974 г. выступления на радио и телевидении.
[ редактировать ]В октябре 1974 года, незадолго до отъезда в Лос-Анджелес, Харрисон исполнил «Dark Horse» на акустической гитаре во время интервью с Аланом Фрименом для шоу Radio 1 Rockspeak . [ 149 ] Помимо обсуждения песни, Харрисон высказал откровенное мнение. Он восторгался Клэптоном и Шанкаром, в шутку называл Джона Леннона «святым» и «таким ублюдком », [ 7 ] и заявил, что Пол Маккартни «разрушил» его как гитариста. [ 150 ] Интервью, которое начинается с исполнения Харрисоном «Dark Horse». [ 149 ] транслировался в выпуске Rockspeak от 6 декабря . [ 151 ] [ кол. 10 ]
30 октября, [ 9 ] За несколько дней до отъезда группы на первое выступление в Ванкувере Харрисон и его музыканты записали сокращенное живое исполнение песни в рекламных целях на звуковой сцене A&M, где они репетировали. [ 39 ] [ 153 ] Позже в туре Харрисон нашел способ изменить высоту своего голоса, чтобы лучше справляться с последствиями ларингита. [ 81 ] но Ленг пишет об этом выступлении: «Оно дает откровенное представление о боли, которую причиняла Харрисону потребность петь». [ 76 ] По окончании тура 1974 года Харрисон и группа сняли еще одно исполнение «Dark Horse», предназначенное для включения в дебютный сериал Saturday Night Live . [ 154 ] Съемки проходили на телестудии NBC в Нью-Йорке 19 декабря, но телеканал решил отложить показ на год, и отрывок о Харрисоне так и не вышел в эфир. [ 154 ]
Ноябрь 1976 года, Субботним вечером в прямом эфире
[ редактировать ]В ноябре 1976 года, продвигая свой первый альбом на Dark Horse Records, Thirty Three & 1/3 , Харрисон наконец появился в программе Saturday Night Live . [ 155 ] [ 156 ] исполнение ряда песен с Полом Саймоном , [ 157 ] а также сольную версию "Dark Horse". [ 158 ] Хотя песня не фигурирует в списках треков, записанных 19 ноября на канале NBC, [ 159 ] с пустым телом Клейсон пишет о Харрисоне, поющем «Dark Horse», «сгорбившемся над Гретчем » в студии с синим освещением. [ 158 ] [ номер 11 ]
Японский тур 1991 года
[ редактировать ]В том, что Ленг называет «безопасным» сет-листом для его японского тура 1991 года с Клэптоном: [ 163 ] Включение Харрисоном "Dark Horse" представляет собой редкий пример песни из его после All Things Must Pass . работы 1970-х годов [ 164 ] Его исполнение песни с концерта 11 декабря в Castle Hall Осаки. [ 165 ] появляется на двойном альбоме Live in Japan , выпущенном в июле 1992 года. [ 166 ] Это также был один из пяти треков, выбранных Warner Bros. Records для рекламного компакт-диска Live in Japan Sampler . [ 167 ] По мнению Хантли, было «радо» услышать эту живую версию, поскольку «несмотря на проблемы с горлом, запоминаемость «Dark Horse» положительно проявляется». [ 168 ]
Персонал
[ редактировать ]- Джордж Харрисон — вокал, акустическая гитара
- Роббен Форд — акустическая гитара
- Билли Престон — электрическое пианино
- Уилли Уикс — бас-гитара
- Энди Ньюмарк — ударные
- Джим Келтнер — ударные
- Том Скотт — флейта
- Джим Хорн — флейта
- Чак Финдли — флейта
- Эмиль Ричардс — ударные
- Деррек Ван Итон — бэк-вокал
- Лон Ван Итон — бэк-вокал
График производительности
[ редактировать ]График (1974–75) | Пик позиция |
---|---|
канадские рейтинги в одиночном разряде Лучшие [ 92 ] | 26 |
США Billboard Hot 100 [ 169 ] | 15 |
США кассовых ящиков Топ-100 [ 86 ] | 19 |
рекордов США в одиночном разряде Мировая таблица [ 86 ] | 27 |
Западной Германии Схема контроля СМИ [ 170 ] | 46 |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В интервью 1975 года Харрисон сказал, что закончил текст, «завтракая за чаем», на следующий день после того, как у него появилась первоначальная идея песни, а затем сразу же записал ее. Отвечая на вопрос о его автобиографическом содержании, он сказал, что фраза «Я темная лошадка» была «очень английской и могла быть воспринята как признание чего-то», но последующая фраза – «Бег по темной гоночной трассе» – была лучшей и «самой важной» фразой и означала, что «вся ситуация довольно сомнительная». [ 8 ] [ 10 ]
- ↑ Харрисон посетил этот дом в июле 1973 года для встречи с Бхактиведантой Свами Прабхупадой , международным лидером движения. [ 23 ] Харрисон признался Прабхупаде: «Я провоцирую плохую реакцию. Чем сильнее приверженность с моей стороны, тем сильнее становится враждебность». [ 24 ]
- ↑ Инглис предполагает, что вдохновением Харрисона для "Dark Horse", возможно, послужил " Cool Jerk ", хит-сингл 1966 года группы Capitols . Он говорит, что, помимо использования Харрисоном заглавной фразы, тексты песен передают те же чувства, что и утверждение автора песен Дона Сторболла в "Cool Jerk" о том, что, несмотря на заявления его недоброжелателей, "глубоко внутри они знают, что я крут". [ 32 ]
- ↑ Историк поп-музыки Эндрю Грант Джексон пишет, что первоначальное прочтение текста песни предполагает ответный удар критикам Material World : «немного побить себя в грудь» . Однако, учитывая, что комментарии Харрисона в «Я, я, мое» сосредоточены исключительно на темной лошадке в смысле соседского прелюбодея, вместо этого тексты песен могут быть прочитаны певцом как «вампирское злорадство» и намекают на «игры сексуального состязания». «мужество» между Харрисоном и Бойдом. [ 38 ]
- ↑ В реакции, которую он позже назвал «просто маленькой шуткой», [ 60 ] версию хита Everly Brothers 1957 года « Bye Bye Love Харрисон записал для Dark Horse » с новым текстом, в котором он желал счастья Бойду и Клэптону, а также заявлял, что он «выгнал их обоих». [ 61 ]
- ↑ В интервью Марку Бего Лон Ван Итон вспомнил, что эти вокальные наложения были сделаны сразу после того, как он, его брат Деррек и Харрисон посетили вечеринку. Он сказал, что, к большому раздражению Харрисона, охранник у ворот студии не узнал бывшего битла и сначала отказался впустить группу. [ 79 ]
- ↑ Через семь лет после своего неблагоприятного обзора в NME Воффинден написал, что песня звучала бы «действительно хорошо», если бы она была «украшена хорошим вокалом» и выпущена в «другом контексте». [ 129 ]
- ↑ Хантли добавляет, что с учетом успеха, которого Харрисон добился как сольный исполнитель до появления Dark Horse , его хвастливые чувства по поводу заглавного трека были понятны, однако его скомпрометированный альбом 1974 года ослабил доверие к его заявлениям как о темной лошадке Битлз. [ 135 ]
- ↑ Спектакль заканчивается тем, что Хастед описывает как «полушутя» Харрисона, бормочущего: «Так, блин, смотри». [ 33 ]
- ↑ В США он транслировался под названием Rockaround the World в октябре 1975 года. [ 152 ] в рамках продвижения последнего альбома Харрисона на Apple Records, Extra Text . [ 151 ]
- ↑ Дуэт Харрисона и Саймона в песне « Homeward Bound » позже появился на вдохновленном Оливией Харрисон благотворительном альбоме « Nobody's Child: Румынский ангельский призыв» в 1990 году. [ 160 ] но больше ничего из этого спектакля 1976 года официально не выпущено. [ 161 ] [ 162 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хантли, стр. 105–06.
- ^ Ингхэм, с. 126.
- ^ Фронтани, стр. 159, 267.
- ^ Шаффнер, стр. 159, 160.
- ^ Родригес, с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж Харрисон, с. 288.
- ^ Перейти обратно: а б с Алан Фриман (ведущий), «Интервью с Джорджем Харрисоном», Rock Round the World , шоу 61, 5 октября 1975 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Хант, с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Пипер, стр. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй Коулман, «Темная лошадка», Melody Maker , 6 сентября 1975 г., стр. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хантли, с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Тиллери, с. 116.
- ^ Гарри, с. 394.
- ^ Бэдман, с. 113.
- ^ Гарри, стр. 75, 394.
- ^ Доггетт, стр. 208–09.
- ^ Джордж Харрисон, с. 274.
- ^ Дэвид Кавана, «Джордж Харрисон: Темная лошадка», необрезанный , август 2008 г., стр. 36–48.
- ^ Инглис, с. 43.
- ^ Клейсон, с. 306.
- ^ Грин, с. 196.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 227.
- ^ Кан, с. 175.
- ^ Грин, с. 201.
- ^ Гарри, с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Эллисон, с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Темная лошадка» Джорджа Харрисона «Темная лошадка : ноты для фортепиано, вокала и гитары» , Чарльз Хансен (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1974).
- ^ Джордж Харрисон, стр. 289–91.
- ^ Перейти обратно: а б с д Макфарлейн, с. 92.
- ^ Дэвид Саймонс, «Невоспетый битл: закулисный вклад Джорджа Харрисона в величайшую группу мира» , Acoustic Guitar , февраль 2003 г. (архивная версия получена 27 октября 2016 г.).
- ^ Ленг, с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Инглис, с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с Ник Хастед, «Джордж Соло: Темная лошадка», Uncut Ultimate Music Guide: Джордж Харрисон , TI Media (Лондон, 2018), стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Линдси Плейнер, «Джордж Харрисон «Темная лошадка»» , AllMusic (получено 5 декабря 2014 г.).
- ^ Ленг, стр. 154−55.
- ^ Джордж Харрисон, с. 290.
- ^ Перейти обратно: а б Ленг, с. 193.
- ^ Джексон, стр. 119–20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мэдингер и Пасха, с. 444.
- ^ Спайзер, стр. 259, 264.
- ^ Кан, с. 186.
- ^ Спайзер, с. 264.
- ^ Ленг, с. 142 сн., 153–55.
- ^ Воффинден, с. 74.
- ^ Клейсон, стр. 345–46.
- ^ Бэдман, с. 125.
- ^ Гарри, с. 147.
- ^ Родригес, с. 197.
- ^ Доггетт, с. 224.
- ^ Фронтани, с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Шаффнер, с. 176.
- ^ Ингхэм, с. 128.
- ^ Ленг, с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Мэдингер и Пасха, с. 442.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Бэйли (с Дэвидом Гамильтоном), «Джордж Харрисон: Пришествие славного человека», Rolling Stone , 21 ноября 1974 г.; доступен на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Тиллери, с. 94.
- ^ Бэдман, с. 129.
- ^ Гарри, с. 342.
- ^ Бэдман, с. 203.
- ^ Инглис, стр. 45–46.
- ^ Шаффнер, стр. 176–77.
- ^ Клейсон, стр. 328–29.
- ^ Кан, с. 183.
- ^ Макфарлейн, с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Энн Мур, «Джордж Харрисон в туре - вопросы и ответы на пресс-конференции», Valley Advocate , 13 ноября 1974 г.; доступен на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Мэдингер и Истер, стр. 442–43, 444.
- ^ Перейти обратно: а б Ленг, с. 167.
- ^ Клейсон, с. 336.
- ^ Бэдман, с. 197.
- ^ Макфарлейн, с. 93.
- ^ Оливия Харрисон, с. 312.
- ^ Лавеццоли, стр. 195.
- ^ Воффинден, с. 84.
- ^ Бэдман, с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Ленг, с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с Спайзер, с. 260.
- ^ Спайзер, стр. 340, 344.
- ↑ Марк Бего, «Лон Ван Итон: Создание сладкой музыки» , Forgotten Hits , 8 октября 2010 г. (получено 23 июня 2021 г.).
- ^ Макфарлейн, стр. 92, 93.
- ^ Перейти обратно: а б с Клейсон, с. 338.
- ^ Перейти обратно: а б Лавеццоли, с. 196.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Гросс, «Джордж Харрисон: Как Dark Horse способствовала победному туру», Circus Raves , март 1975 г.; доступно на Rock's Backpages (требуется подписка; получено 25 декабря 2012 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Кастлман и Подразик, с. 196.
- ^ Клейсон, с. 344.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Спайзер, с. 259.
- ^ Каслман и Подразик, с. 143.
- ^ Хантли, с. 116.
- ↑ Дэйв Томпсон, «Музыка Джорджа Харрисона: путеводитель по альбомам», Goldmine , 25 января 2002 г., стр. 17.
- ^ Бэдман, с. 149.
- ^ Каслман и Подразик, стр. 354–55.
- ^ Перейти обратно: а б " RPM Top Singles, 11 января 1975 г.". Архивировано 23 октября 2013 г. в Wayback Machine , Библиотека и архивы Канады (получено 22 февраля 2017 г.).
- ^ Каслман и Подразик, с. 149.
- ^ Гарри, с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Хантли, стр. 121–22.
- ^ Джексон, с. 118.
- ^ «История официальных чартов: семидесятые» , Official Charts Company (получено 12 марта 2022 г.): «в мае [1978 г.] официальный чарт одиночных игр впервые расширен с топ-50 до топ-75».
- ^ Роб Хьюз, «Появления в гостях, мемуары, раритеты и путешествия - глубокие версии самого глубокого битла», Uncut Ultimate Music Guide: Джордж Харрисон , TI Media (Лондон, 2018), стр. 118.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 443.
- ^ Хантли, стр. 108, 112.
- ^ Спайзер, с. 263.
- ^ Ленг, стр. 153–57.
- ^ Инглис, стр. 46–48.
- ^ Спайзер, стр. 265, 267.
- ^ Бэдман, с. 135.
- ^ Тиллери, стр. 115–16.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 46.
- ^ Инглис, стр. 65, 128.
- ^ Бэдман, с. 473.
- ^ Перейти обратно: а б Джо Марчезе, «Подари мне любовь: «Яблочные годы» Джорджа Харрисона собраны в новом бокс-сете» , The Second Disc , 2 сентября 2014 г. (получено 27 сентября 2014 г.).
- ^ Боб Кирш (редактор), «Лучшие синглы» , Billboard , 23 ноября 1974 г., стр. 76 (получено 21 ноября 2014 г.).
- ^ Боб Кирш (редактор), «Лучшие выборы альбомов» , Billboard , 21 декабря 1974 г., стр. 63 (получено 27 мая 2015 г.).
- ^ "Record Reviews" , Cash Box , 21 ноября 1974 г., стр. 22 (получено 20 декабря 2021 г.).
- ^ «Хиты недели» (PDF) . Рекордный мир . 23 ноября 1974 г. с. 1 . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Бэдман, стр. 137, 142.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 126.
- ^ Ленг, стр. 161, 164.
- ^ Мэт Сноу, «Джордж Харрисон: Тихий шторм», Mojo , ноябрь 2014 г., стр. 72–73.
- ^ Ингхэм, стр. 127–28.
- ^ Кан, стр. 183, 191.
- ^ Фронтани, с. 160.
- ^ Джим Миллер, «Трансцендентальная посредственность: Джордж Харрисон Темная лошадка ». Архивировано 11 ноября 2017 года в Wayback Machine , Rolling Stone , 13 февраля 1975 года, стр. 75–76 (получено 5 декабря 2014 года).
- ^ Боб Воффинден, «Платтерс: Джордж Харрисон Темная Лошадь », NME , 21 декабря 1974 г., стр. 18.
- ^ Хант, с. 95.
- ^ Брайан Харриган, «Харрисон: Восточное обещание», Melody Maker , 21 декабря 1974 г., стр. 36.
- ↑ Колин Ирвин, «Синглы», Melody Maker , 1 марта 1975 г.; доступно на Rock's Backpages (требуется подписка; получено 9 апреля 2019 г.).
- ^ Карр и Тайлер, с. 115.
- ^ Шаффнер, с. 179.
- ^ Воффинден, с. 85.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 188.
- ^ Клейсон, стр. 342, 336.
- ^ Ингхэм, с. 134.
- ^ Ленг, стр. 154, 155–56, 159.
- ^ Ленг, стр. 155−56.
- ^ Хантли, стр. 106, 111.
- ^ Марк Каро, «Альбомы охватывают взлеты и падения Джорджа Харрисона» , Chicago Tribune , 30 сентября 2014 г. (получено 29 ноября 2014 г.).
- ^ Пол Трынка, «Джордж Харрисон. Годы Apple 1968–75 », Classic Rock , ноябрь 2014 г., стр. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Трынка, «Джордж Харрисон: Годы Apple 1968–75» , TeamRock , 8 октября 2014 г. (получено 27 ноября 2014 г.).
- ^ Джексон, с. 119.
- ^ Гарри, стр. 372, 377.
- ^ Родригес, с. 60.
- ^ Инглис, с. 107.
- ^ Мэдингер и Истер, стр. 444–45, 447, 481–82.
- ^ Ленг, стр. 142 и 152 сл.
- ↑ Джо Марчезе, «Обзор: Ремастеры Джорджа Харрисона – «Годы Apple 1968–1975»» , The Second Disc , 23 сентября 2014 г. (получено 25 сентября 2014 г.).
- ^ Ник Мюррей, «Послушайте неизданный ранний вариант «Темной лошадки» Джорджа Харрисона» , Rollingstone.com , 16 сентября 2014 г. (получено 27 сентября 2014 г.).
- ↑ Бреннан Карли, «Демо Джорджа Харрисона «Тёмная лошадка» — это домотканое наслаждение» , Spin , 16 сентября 2014 г. (получено 2 ноября 2014 г.).
- ↑ Чаз Липп, «Музыкальный обзор: обновленные альбомы Джорджа Харрисона Apple» , Blogcritics , 5 октября 2014 г. (получено 6 октября 2014 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Мэдингер и Пасха, с. 445.
- ^ Бэдман, стр. 138–39.
- ^ Перейти обратно: а б Гарри, с. 325.
- ^ Бэдман, с. 138.
- ^ Пипер, стр. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Бадман, с. 139.
- ^ Шаффнер, стр. 192–93.
- ^ Родригес, с. 65.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone , с. 235.
- ^ Перейти обратно: а б Клейсон, с. 361.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 456.
- ^ Гарри, стр. 285, 326.
- ^ Ленг, с. 266.
- ^ Бэдман, стр. 198, 446.
- ^ Ленг, с. 270.
- ^ Инглис, с. 112.
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 483.
- ^ Стивен Томас Эрлевин, «Джордж Харрисон вживую в Японии » , AllMusic (получено 25 декабря 2012 г.).
- ^ Мэдингер и Пасха, с. 482.
- ^ Хантли, стр. 111, 238.
- ^ «Джордж Харрисон» > Чарты и награды > Billboard Singles , AllMusic (получено 5 марта 2012 г.).
- ^ "Сингл - Джордж Харрисон, Dark Horse" ,charts.de (получено 3 января 2013 г.).
Источники
[ редактировать ]- Дейл К. Эллисон-младший , «Любовь, которая спит: искусство и духовность Джорджа Харрисона» , «Континуум» (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2006; ISBN 978-0-8264-1917-0 ).
- Кейт Бэдман, Дневник Битлз, том 2: После распада 1970–2001 , Omnibus Press (Лондон, 2001; ISBN 0-7119-8307-0 ).
- Рой Карр и Тони Тайлер , The Beatles: An Illustrated Record , Trewin Copplestone Publishing (Лондон, 1978; ISBN 0-450-04170-0 ).
- Гарри Кастлман и Уолтер Дж. Подразик, Теперь все вместе: первая полная дискография Beatles 1961–1975 , Ballantine Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1976; ISBN 0-345-25680-8 ).
- Алан Клейсон , Джордж Харрисон , Sanctuary (Лондон, 2003; ISBN 1-86074-489-3 ).
- Питер Доггетт , «Ты никогда не даешь мне свои деньги: Битлз после распада» , It Books (Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2011; ISBN 978-0-06-177418-8 ).
- Редакторы журнала Rolling Stone , Харрисон , Rolling Stone Press/Simon & Schuster (Нью-Йорк, 2002 г.); ISBN 0-7432-3581-9 ).
- Майкл Фронтани, «Годы соло», в книге Кеннета Вомака (редактор), «Кембриджский компаньон Битлз» , издательство Кембриджского университета (Кембридж, Великобритания, 2009; ISBN 978-1-139-82806-2 ), стр. 153–82 и 265–74.
- Джошуа М. Грин, «А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона» , John Wiley & Sons (Хобокен, Нью-Джерси, 2006; ISBN 978-0-470-12780-3 ).
- Джордж Харрисон , I Me Mine , Chronicle Books (Сан-Франциско, Калифорния, 2002 [1980]; ISBN 0-8118-3793-9 ).
- Оливия Харрисон , Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире , Абрамс (Нью-Йорк, 2011; ISBN 978-1-4197-0220-4 ).
- Билл Гарри , Энциклопедия Джорджа Харрисона , Virgin Books (Лондон, 2003; ISBN 978-0-7535-0822-0 ).
- Крис Хант (редактор), NME Originals : Beatles - The Solo Years 1970–1980 , IPC Ignite! (Лондон, 2005 г.).
- Эллиот Дж. Хантли, Мистический: Джордж Харрисон – После распада Битлз , Guernica Editions (Торонто, Онтарио, 2006; ISBN 1-55071-197-0 ).
- Крис Ингхэм, The Rough Guide to the Beatles (2-е изд.), Rough Guides/Penguin (Лондон, 2006 г.); ISBN 978-1-84836-525-4 ).
- Ян Инглис, «Слова и музыка Джорджа Харрисона» , Прегер (Санта-Барбара, Калифорния, 2010; ISBN 978-0-313-37532-3 ).
- Эндрю Грант Джексон, Still the Greatest: The Essential Solo Songs Beatles , Scarecrow Press (Лэнхэм, Мэриленд, 2012; ISBN 978-0-8108-8222-5 ).
- Эшли Кан (редактор), Джордж Харрисон о Джордже Харрисоне: интервью и встречи , Chicago Review Press (Чикаго, Иллинойс, 2020; ISBN 978-1-64160-051-4 ).
- Питер Лавеццоли, «Рассвет индийской музыки на Западе» , Continuum (Нью-Йорк, 2006 г.); ISBN 0-8264-2819-3 ).
- Саймон Ленг, «Пока моя гитара нежно плачет: Музыка Джорджа Харрисона» , Хэл Леонард (Милуоки, Висконсин, 2006; ISBN 1-4234-0609-5 ).
- Томас Макфарлейн, «Музыка Джорджа Харрисона» , Routledge (Абингдон, Великобритания, 2019; ISBN 978-1-138-59910-9 ).
- Чип Мэдингер и Марк Истер, «Восемь рук, чтобы держать тебя: сборник соло Beatles» , 44.1 Productions (Честерфилд, Миссури, 2000; ISBN 0-615-11724-4 ).
- Йорг Пипер, The Solo Beatles Film & TV Chronicle 1971–1980 , Premium Förlag (Стокгольм, 2012; ISBN 978-1-4092-8301-0 ).
- Роберт Родригес, «Великолепная четверка: часто задаваемые вопросы 2.0: Сольные годы Битлз, 1970–1980» , Backbeat Books (Милуоки, Висконсин, 2010; ISBN 978-1-4165-9093-4 ).
- Николас Шаффнер , The Beatles Forever , Макгроу-Хилл (Нью-Йорк, 1978; ISBN 0-07-055087-5 ).
- Брюс Спайзер , The Beatles Solo на Apple Records , 498 Productions (Новый Орлеан, Луизиана, 2005; ISBN 0-9662649-5-9 ).
- Гэри Тиллери , Мистик рабочего класса: духовная биография Джорджа Харрисона , Quest Books (Уитон, Иллинойс, 2011; ISBN 978-0-8356-0900-5 ).
- Боб Воффинден , The Beatles Apart , Proteus (Лондон, 1981; ISBN 0-906071-89-5 ).