Каподастр (музыкальное устройство)



Каподастр h ( / ˈ k eɪ p oʊ ˌ k æ h - ˌ k ɑː « -/ KAY -poh, KAH- ; сокращение от capodastro , capo tasto или capotasto [ˌkapoˈtasto] , по-итальянски головка грифа») [а] это устройство, которое музыкант использует на грифе струнного (обычно ладового ) инструмента, чтобы транспонировать и укорачивать игровую длину струн, тем самым повышая высоту звука. Это обычный инструмент для исполнителей на гитарах , мандолинах , мандолах , банджо , гавайских гитарах и бузуки . Слово происходит от итальянского capotasto , что означает порожок струнного инструмента. Самое раннее известное использование капотасто принадлежит Джованни Баттиста Дони , который в своих Annotazioni 1640 года использует его для описания ореха виолы да гамба . [1] Первый запатентованный каподастр был разработан Джеймсом Эшборном из Уолкотвилля, штат Коннектикут, в 1850 году. [2]
Музыканты обычно используют каподастр, чтобы повысить высоту звука ладового инструмента, чтобы они могли играть в другой тональности, используя те же аппликатуры, что и при игре в открытом режиме (т. е. без каподастра). По сути, каподастр использует лад инструмента для создания нового порожка на более высокой ноте, чем настоящий порожок инструмента. [3]
Существуют различные конструкции каподастров, но большинство коммерческих каподастров состоят из стержня с резиновым покрытием, который каким-то образом крепится к грифу инструмента и удерживает струны. Каподастры бывают разных размеров и форм для разных инструментов и кривизны грифа. Факторами, которые различаются в зависимости от типа каподастра, являются простота использования, размер, степень взаимодействия с руками музыканта и способность равномерно удерживать струны, не влияя на настройку. Все типы каподастров следует применять после новой настройки, укладывая ствол сверху вниз и непосредственно за ладом, чтобы все струны имели одинаковое положение и давление. Если струны погнуты или расположены неправильно, инструмент звучит фальшиво в новой тональности. Некоторые типы каподастров могут повредить гриф гитары при неправильном применении. [4]
Использовать
[ редактировать ]В аранжировках песен может упоминаться позиция каподастра так же, как и альтернативные настройки. При ссылке на аппликатуры для песни, в которой используется каподастр, проигрыватель определяет, указывает ли таблица абсолютные положения пальцев или положения относительно каподастра. В табулатуре , например, нота, сыгранная на пятом ладу инструмента, капо на втором ладу, может быть указана как «5» (абсолютное значение) или «3» (относительно каподастра). Точно так же аккорд D-образной формы может обозначаться как «D» (в зависимости от формы относительно каподастра) или E (в зависимости от абсолютно слышимого аккорда). Ни один из методов не имеет явного преимущества над другим. По этой причине фраза «форма аккорда» обычно используется для пояснения того, что имеется в виду форма аппликатуры, а не слышимая высота звука.
Учитывая эту концепцию, если два игрока хотят сыграть последовательность аккордов более интересным способом, один из них может играть аккорды первой позиции без каподастра, в то время как второй игрок размещает каподастр дальше по грифу и играет разные тембры аккорда. те же аккорды. Это создает более полный звук, чем игра двух гитар в унисон. Например, если они вместе играют простую последовательность аккордов I IV V в E, первый гитарист играет EA B7, а второй играет ту же последовательность, капо на четвертом ладу, используя формы аккордов CF G7.
Игра с каподастром создает тот же музыкальный эффект, что и перестройка всех струн на одинаковое количество шагов. Однако использование каподастра влияет только на открытую ноту каждой струны. Каждый второй лад остается неизменным (например, седьмой лад струны E по-прежнему играет ноту си для любой позиции каподастра на седьмом ладу или ниже), и, таким образом, исполнителю не нужно настраивать или заново изучать весь гриф, поскольку он возможно с перенастройкой. Длина мензуры струн инструмента влияет на тембр струн, поэтому использование каподастра может изменить тон инструмента.
Музыканты также используют каподастры, чтобы довести гитару, настроенную ниже стандарта, до стандартной настройки. Производители иногда рекомендуют настроить двенадцатиструнную гитару на целый тон или более ниже стандартной, чтобы компенсировать дополнительное напряжение дополнительных струн. Каподастр может поднять его до стандартной настройки. Однако благодаря усовершенствованным технологиям производства многие современные 12-струнные струны настроены на стандартную высоту звука.
В разных музыкальных стилях
[ редактировать ]В некоторых стилях гитары, таких как фламенко , ирландская традиционная музыка , британская и американская фолк-музыка, часто используется каподастр. Другие, такие как классика и джаз, редко используют каподастр. Многие рок-н-ролльные музыканты, находящиеся под влиянием фолка и блюза , такие как Ричард Томпсон , Кит Ричардс , Рай Кудер , Ян Андерсон , Стив Эрл , Джордж Харрисон , Том Петти , Боб Дилан , Ноэль Галлахер , Стив Ротери , Джонни Марр и другие. также используйте каподастр. Во многих случаях они расширили его использование, выйдя за рамки традиционной цели смены ключа, и открыли новые возможности, используя его по-новому. [ нужна ссылка ]
Механизмы и стили
[ редактировать ]
Обрезиненная планка каподастра с ремнем крепится к струнам с помощью ремня, прикрепленного к обоим концам планки. Каподастр с ремешком обычно имеет либо эластичный ремешок, либо регулируемый тканевый ремешок.
Современные варианты каподастра с ремешком включают полугибкий пластиковый «ремешок», соединенный с перекладиной с одной стороны и регулируемый с другой стороны с помощью храповой системы. Каподастры со страпонами отличаются от других каподастров тем, что большинство других каподастров содержат только жесткие части, а большинство других стилей не полностью охватывают гриф инструмента. Такое полное обертывание обеспечивает довольно равномерное давление каподастра на все струны. Каподастр с ремешком обычно является недорогим вариантом каподастра и одной из первых моделей. Поскольку они растягиваются, обеспечивая плотную посадку, ремни этих капо могут быть склонны к растяжению, усталости и износу.

Одним из распространенных современных стилей каподастров является каподастр с пружинным зажимом (иногда называемый «триггерным» в честь каподастра Trigger, торговой марки Dunlop). Самый распространенный каподастр этого типа имеет две планки: одну, покрытую резиной, для фиксации струн, а другую, которая прижимается к задней части грифа инструмента, чтобы удерживать первую планку на струнах. Вторая планка обычно изогнута, чтобы соответствовать контуру задней части шеи. Два стержня крепятся на шарнире на одном конце, и пружина сжимает их вместе.
У каждой планки есть «рукоятка», прикрепленная к ней под прямым углом; две ручки, когда пользователь сжимает их вместе, раздвигают две планки, позволяя пользователю быстро ослабить захват каподастра, надеть или отрегулировать каподастр, затем отпустить ручки, позволяя пружине снова стянуть планки вместе. пистолета Внешний вид рукояток и процесс их сжатия напоминают спусковой крючок , что и привело к названию этого капо. Это наиболее распространенная конструкция, называемая «быстросъемными» каподастрами.
Хотя этот термин также используется в других стилях, каподастр с пружинным зажимом, поскольку им можно управлять одной рукой одним сжимающим движением, обычно является самым быстрым каподастром для установки или перемещения на инструменте; другие каподастры можно быстрее и проще снять с инструмента. Одним из недостатков каподастра с пружинным зажимом является то, что давление пружины не регулируется. Пружина оказывает максимальное давление, удерживая струны внизу, что может повлиять на настройку некоторых гитар, если ее неправильно применить. Эти каподастры обычно можно применять либо к высокочастотной, либо к басовой стороне инструмента, в зависимости от предпочтений музыканта. Три наиболее узнаваемые модели каподастров с пружинным зажимом производятся компаниями Dunlop, Kyser и Thalia.
Производители постарались создать идеальный каподастр. Одним из наиболее известных капо является капо Шубб . Музыкант применяет каподастр Шубба, удерживая его на месте и закрывая рычаг. Уникальность этого каподастра заключается в том, что рычаг прижимается ко второму рычагу, который прижимается к задней части грифа инструмента. Величина давления, оказываемого рычагом, регулируется винтом, так что каподастр может оказывать минимальное давление, необходимое для раздражения струн.
Сторонники утверждают, что это оказывает наименьшее влияние на настройку. Каподастр Shubb имеет тот недостаток, что для правильного применения или перемещения требуются две руки, а его регулировка более сложна, чем у некоторых других каподастров. Однако благодаря конструкции рычага каподастр можно снять очень быстро, просто отпустив рычаг. Это особенно актуально, если каподастр надевается с высокочастотной стороны инструмента, что облегчает его быстрое снятие.
Вариации
[ редактировать ]

Многие другие типы каподастров представляют собой вариации приведенных выше конструкций:
- Навинчивающийся каподастр имеет поверхность, которая прижимается к задней части грифа инструмента, удерживая планку на месте относительно струн. Эта задняя поверхность прикрепляется к шее винтом, затянутым для оказания прямого давления. Одна из форм этого каподастра представляет собой покрытый резиной стержень, встроенный в С-образный зажим .
- Поворотный каподастр позволяет быстро менять тональность в середине мелодии или сета. Ролик удерживает струны, а другой ролик за грифом удерживает их на месте, поэтому игрок может катить каподастр вдоль грифа. Люди, которые предпочитают его, считают, что он лучше фиксированного каподастра, поскольку они могут перемещать его беспокойной рукой, не прерывая исполнения. Таких катящихся капо два. Планер Беннета, получивший патент США 1974 года, до сих пор производится в США в недорогой «подделке» китайской компании. Более совершенный каподастр Sixth Finger, запатентованный в 2013 году, в настоящее время изготавливается вручную в Испании, и его трудно найти из-за ограниченного производства. [5]
- Пятиструнный каподастр . Пятиструнное банджо с короткой пятой струной создает особую проблему при использовании каподастра. В течение многих лет Шубб имел в наличии каподастр для пятой струны , состоящий из узкой металлической полоски, прикрепленной сбоку к грифу инструмента, со скользящим стопором для струны. Другой вариант — использовать модели железнодорожных костылей. [ нужна ссылка ] чтобы удерживать струну на верхних ладах или просто перенастроить ее так, чтобы она соответствовала высоте других струн с наложенным каподастром.
Декоративные вариации
[ редактировать ]На протяжении веков каподастры были утилитарными устройствами, но в последние годы производители каподастров начали концентрироваться на улучшении эстетики каподастров. Компания G7th Capo выпустила дизайн Performance 2 Celtic Special Edition. [6] Каподастры Kyser бывают разных цветов и узоров. [7] & Thalia Capos пошла еще дальше и теперь предлагает сотни инкрустаций из экзотического дерева и ракушек. [8] на их каподастрах, разработанных так, чтобы сочетаться с различными породами древесины и инкрустациями, которые можно найти на хороших гитарах.

Частичный каподастр
[ редактировать ]Хотя большинство каподастров предназначены для поднятия всех струн, частичные каподастры каподастрят только некоторые струны. Может показаться, что это имеет аналогичный эффект с альтернативными настройками, но есть различия. Типичным примером является каподастр, который закрывает пять верхних струн гитары и пропускает басовую струну E. При игре на втором ладу создается впечатление, что настройка D понижена (при которой басовая струна E расстроена на D), что повышает высоту звука на один полный тон. Фактически, их часто продают как каподастры drop D. Однако с каподастром drop D действует та же разница, что и с обычным каподастром; а именно, затрагивается только открытая настройка струн, и, таким образом, при использовании на втором ладу аккорд E, использующий форму D, имеет «звук Drop D» с низкой нотой E. Тем не менее, аккорд G-образной формы также можно сыграть, поскольку струна E с ладом не подвергается такому воздействию, как если бы струна была перенастроена.

Частичные каподастры появились сравнительно недавно. До их создания некоторые музыканты-новаторы использовали стандартные каподастры (или измененные каподастры), чтобы покрывать только некоторые струны своих инструментов. Вышеупомянутая конструкция drop D ранее достигалась, например, путем применения каподастра с пружинным зажимом к верхней стороне грифа, но оставляя басовую струну E непокрытой. Точно так же пользователи каподастров Shubb изменили свои каподастры, отрезав часть длины стержня с резиновым покрытием или изменив резиновое покрытие, чтобы не затронуть определенные струны. Сменные накладки на грифе Thalia Capo могут представлять собой набор частичных накладок в качестве аксессуара, который превращает стандартный каподастр Thalia в частичный каподастр. Эта конструкция имеет две разные конфигурации, в зависимости от того, как музыкант размещает каподастр на грифе. Установка с басовой стороны струн каподастра грифа 3-4-5. Установка струн каподастра со стороны высоких частот 2-3-4. [ нужна ссылка ]
Другие распространенные конструкции частичного каподастра нажимают на второй лад третьей, четвертой и пятой струн (создавая эффект настройки DADGAD , поднятой на два полутона ) или на второй лад второй, третьей и четвертой струн (открытая ля мажор). Опять же, это не приводит к изменению аппликатуры над каподастром. [ нужна ссылка ]
Американский гитарист Доминик Фраска использует однострунные «мини-капо», которые прикрепляются путем сверления грифа его изготовленной по индивидуальному заказу 10-струнной гитары. Они похожи на однострунные «капо», которые используют многие восточные инструменты, в которых игрок цепляет струну под шляпку «гвоздя», чтобы каподастрить ее. Это обычная практика капо во время исполнения музыкального произведения, поэтому настройка в конце произведения звучит иначе, чем в начале. [9] [ нужна ссылка ]
Это распространенный метод игры каподастром на пятой струне пятиструнного банджо. Пятая струна начинается на соответствующем ладу, и музыкантам часто приходится каподастрить ее индивидуально. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Испанский : cejilla [θeˈxiʎa] , капо [ˈkapo] или каподастро ; Французский : capodastre ; Немецкий : Каподастер ; Португальский : капотрасте ; Сербско-хорватский : каподастр ; Греческий : καποτάστο , латинизированный : kapotásto .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дони, Иоанн Креститель (1640). Аннотации к сборнику жанров и ладов музыки . Рим: Андреа Фей (факсимиле). п. 29 . Проверено 23 декабря 2014 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ История гитарного каподастра. Архивировано 30 октября 2015 г. на Wayback Machine , theguitarcapo.com (по состоянию на 27.02.15).
- ^ Джонсон, Чад (2005). Акустическая гитара: полное руководство с пошаговыми уроками и 45 великолепными акустическими песнями . [Sl]: Хэл Леонард Европа. п. 26. ISBN 1844498360 .
- ^ «Гитарный каподастр — все, что вам нужно знать» . Возьмите гитару . 22 января 2021 г. Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Капо, перекат шестого пальца. «самый быстрый капо в мире» . Каподастры, вращающиеся на шестом пальце .
- ^ «G7th, The Capo Company Откройте для себя своего внутреннего кельта» . www.g7th.com . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Акустические гитары — музыкальная продукция Kyser» . www.kysermusical.com . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ ThaliaCapos.com. «Талия Капо: лучшие гитарные капо в мире» . ThaliaCapos.com . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ «Как пользоваться каподастром» . Гитарный Альянс. 2007 . Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ «Как использовать каподастр на банджо» . Наши развлечения . Проверено 20 октября 2020 г.
