Тактика веслового судна
Тактика весельных судов была доминирующей формой военно-морской тактики, использовавшейся с древности до конца 16 века, когда парусные корабли начали заменять галеры и другие типы весельных кораблей в качестве основной формы военных кораблей . На протяжении всей античности , в средние века и вплоть до XVI века, в качестве оружия полагались сам корабль, используемый в качестве тарана или для потопления противника морскими таранами , оружие ближнего боя экипажа, метательное оружие, такое как болты из тяжелых арбалетов. закрепленные на фальшбортах луки и стрелы, гири, сброшенные с реи или установленного шеста, а также различные средства поджога вражеских кораблей. Последнее можно было сделать, стреляя стрелами с горящей паклей или греческим огнем, выбрасываемым через специально сконструированные сифоны .
Все действия весельных судов велись на близком расстоянии, где таран и абордаж были возможны . Но применение тарана было доступно только для судна, движимого веслами. В то время как флот зависел от методов боя были наложены два условия на ближних дистанциях, к военному кораблю : легкая конструкция, чтобы ее команда могла эффективно грести, и большой экипаж, который мог бы работать веслами и сражаться в рукопашном бою. . Паруса были доступны практически на всех типах галер для дальних стратегических маневров и для разгрузки гребцов. Однако в бою паруса были опущены, и когда у бойца был под рукой безопасный порт, такелаж можно было оставить на берегу перед боем.
Ранняя тактика
[ редактировать ]С самых ранних времен морской войны абордаж был единственным средством принятия решения о морском сражении, но о применяемой тактике практически ничего не известно. В первом зарегистрированном морском сражении в истории, битве в Дельте , силы египетского фараона Рамсеса III одержали решающую победу над силами, состоящими из загадочной группы, известной как « народы моря» . Как показано на памятных рельефах битвы, египетские лучники на кораблях и с близлежащих берегов Нила обрушивают стрелы на корабли противника. В то же время египетские галеры вступают в абордаж и опрокидывают корабли народов моря с помощью веревок, прикрепленных к абордажным крюкам, брошенным в такелаж. [ 1 ]
Введение барана
[ редактировать ]Примерно в VIII веке до нашей эры таран стали применять , поскольку военные галеры были оснащены тяжелыми бронзовыми таранами. Записи (ок. 484–425 до н. э.) о персидских войнах древнего историка Геродота в начале V века до н. э. показывают, что к этому времени среди греков развилась тактика тарана. Формы могли располагаться либо в колоннах впереди, один корабль следовал за другим, либо в ряд, где корабли стояли бок о бок, в зависимости от тактической ситуации и окружающей географии. Существовало два основных метода атаки: прорыв строя противника ( диэкплоус ) или обход его с фланга ( периплоус ). Диэкплоус подразумевал сосредоточенную атаку в линии впереди, чтобы пробить дыру в линии противника, позволяя галерам прорваться, а затем развернуться, чтобы атаковать линию противника сзади. Периплоус . подразумевал обход или окружение противника с целью атаковать его в уязвимом тылу или бок о бок в ряд [ 2 ] Если одна сторона знала, что у нее более медленные корабли, обычной тактикой было формирование круга носами наружу, тем самым избегая обхода с фланга. По данному сигналу круг мог затем развернуться во всех направлениях, пытаясь уничтожить отдельные вражеские корабли. Чтобы противостоять этому построению, атакующая сторона быстро кружила, симулируя атаку, чтобы найти бреши в построении и использовать их. [ 3 ]
Сам таран осуществлялся путем удара в корму или борт вражеского корабля, пробивая дыру в обшивке. На самом деле это не потопило древнюю галеру, если только она не была тяжело нагружена грузом и припасами. При нормальной нагрузке он имел достаточную плавучесть, чтобы держаться на плаву даже с пробитым корпусом. Он также мог какое-то время маневрировать, пока гребцы не выходили из строя, но постепенно терял подвижность и становился неустойчивым по мере затопления. Затем победившая сторона попытается отбуксировать затопленные корпуса в качестве призов. Сломать весла противника был еще одним способом обездвижить корабли и превратить их в более легкие цели. Если таран был невозможен или не увенчался успехом, бортовой состав солдат попытался бы подняться на абордаж и захватить вражеское судно, прикрепившись к нему с помощью крюков. Сопровождается ракетной стрельбой из лука и стрел или копий. Считается, что использовались попытки поджечь вражеский корабль, бросая зажигательные ракеты или выливая содержимое горшков, прикрепленных к длинным ручкам, тем более что дым под палубой легко вывел бы из строя гребцов. [ 4 ] Родос был первой военно-морской державой, которая применила это оружие где-то в III веке и использовала его для отражения лобовых атак или для устрашения врагов, чтобы они обнажили свои бока для таранного нападения. [ 5 ]
Скорость, необходимая для успешного удара, зависела от угла атаки; чем больше угол, тем меньшая скорость требуется. При 60 градусах 4 узла было достаточно, чтобы пробить корпус, но при 30 градусах эта скорость увеличивалась до 8 узлов. Если цель по каким-то причинам двигалась в сторону атакующего, скорость требовалась меньшая, особенно если попадание приходилось на мидель корабля. Боевые галеры постепенно стали разрабатывать более тяжелые корпуса с усиливающими балками у ватерлинии, куда вероятнее всего попадал таран. Есть записи о контртактике, которую использовали командиры родианских кораблей, когда они наклоняли носы вниз, чтобы поразить врага ниже укрепленного пояса ватерлинии. Помимо тарана, поломка вражеских весел также была способом затруднить мобильность и облегчить успешную таранную атаку. [ 6 ]
Успешного тарана было трудно добиться; Требовалась только нужная скорость и точное маневрирование. Флоты, у которых не было хорошо обученных, опытных гребцов и опытных командиров, больше полагались на абордаж с превосходящей пехотой (например, увеличение численности до 40 солдат). Попыткам тарана противодействовали, держа нос в сторону противника до тех пор, пока вражеский экипаж не устанет, а затем пытаясь подняться на абордаж как можно быстрее. Для прорыва можно было использовать двухлинейное построение, задействовав первую линию, а затем бросив арьергард, чтобы воспользоваться слабыми местами в обороне противника. Однако для этого требовалось численное превосходство, поскольку более короткий фронт рисковал быть окруженным или окруженным. [ 7 ]
Интернат
[ редактировать ]Несмотря на попытки противостоять все более тяжелым кораблям, тактику тарана в последние века до нашей эры заменили македонцы и римляне, которые в основном были сухопутными державами. Рукопашный бой с участием больших отрядов тяжелой пехоты при поддержке корабельных катапульт доминировал в стиле боя в римскую эпоху, и этот шаг сопровождался переходом на более тяжелые корабли с более крупными гребными составами и большим количеством людей на весло. Хотя это фактически снижало мобильность, это означало, что от отдельных гребцов требовалось меньше навыков. Таким образом, флот стал менее зависеть от гребцов с многолетним опытом работы на веслах. [ 8 ]
Успех при таране настолько зависел от сочетания умения и удачи, что в большинстве древних морских сражений он играл несколько второстепенную роль. Римляне , или ворону, доску с шипом для зацепления за вражеские корабли , сбили с толку таранную тактику карфагенян, изобретя корвус которая цеплялась за нос тарара и служила трапом для абордажников. [ 9 ] Несмотря на свои преимущества, абордажный мостик имел серьезный недостаток: его нельзя было использовать в бурном море. В таких штормах корвус мог стоить римскому флоту целых флотов. [ 10 ] Римляне продолжали использовать абордажную тактику в морских сражениях Пунических войн, но, как сообщается, они таранили карфагенские суда после того, как они покинули Корвус. Более старым и альтернативным способом абордажа было использование крюков и досок, что также было более гибкой системой, чем корвус. Агриппа представил оружие с функцией, аналогичной корвусу, — гарпакс .
Средний возраст
[ редактировать ]Не позднее VII века нашей эры таранная тактика полностью исчезла вместе с знанием первоначальной триеры, ее высокой скорости и подвижности. Таран был заменен длинной шпорой в носовой части, которая предназначалась для поломки весел и служила абордажной площадкой для штурма кораблей противника. Единственными оставшимися примерами таранной тактики были упоминания о попытках столкновения с кораблями с целью перевернуть их на бок. [ 11 ]
Византийский военно-морской флот , крупнейший средиземноморский военный флот на протяжении большей части раннего средневековья , использовал полумесяцы с флагманским кораблем в центре и более тяжелыми кораблями в рогах строя, чтобы обойти фланги противника. Считается, что подобная тактика использовалась арабскими флотами, с которыми они часто сражались, начиная с VII века. Византийцы первыми применили греческий огонь — высокоэффективную зажигательную жидкость — в качестве морского оружия. Стрелять из него можно было через металлическую трубку или сифон , установленный в носовой части, аналогично современному огнемету . Греческий огонь был похож на напалм и стал ключом к нескольким крупным победам Византии. К 835 году это оружие распространилось среди арабов, которые оснастили харраки им , «боевые корабли».
На начальных этапах морских сражений происходил обмен ракетами, от горючих снарядов до стрел, кальтропов и копий. Целью было не потопить корабли, а истощить ряды вражеских экипажей до начала абордажа, который и решил исход. Как только силы противника были признаны достаточно уменьшенными, флоты приблизились, корабли сцепились друг с другом, а морская пехота и гребцы с верхнего берега поднялись на абордаж вражеского корабля и вступили в рукопашный бой. [ 12 ] Византийские дромоны имели мостки- стойки вдоль перил, на которые морские пехотинцы могли вешать свои щиты, обеспечивая защиту палубного экипажа. [ 13 ] Более крупные корабли также имели по обе стороны между мачтами деревянные замки, что позволяло лучникам вести стрельбу с возвышенной огневой позиции. [ 14 ] На византийских галерах основной бой вели тяжеловооруженные и бронированные войска, называемые гоплитами или катафрактами . Они попытались нанести удар гребцам через весла, чтобы уменьшить их подвижность, а затем присоединились к рукопашной схватке. Если абордаж не считался выгодным, вражеский корабль можно было оттолкнуть шестами. [ 11 ]
Более поздние средневековые военно-морские силы продолжали использовать аналогичную тактику, со стандартным построением в ряд (то есть рядом). Поскольку галеры предназначались для ведения боя с носовой части, они были наиболее слабыми по бортам, особенно посередине. Форма полумесяца, используемая византийцами, продолжала использоваться на протяжении всего Средневековья. Это позволило бы крыльям флота врезаться носами прямо в борта вражеских кораблей на краю строя. [ 15 ]
Роджер Лаурийский (ок. 1245–1305) был успешным средневековым военно-морским тактиком, сражавшимся на стороне Арагонского флота против французского анжуйского флота в Войне Сицилийской вечерни . В битве за Мальту в июле 1283 года он выманил анжуйские галеры, выброшенные на берег кормой вперед, открыто бросив им вызов. Атаковать их на сильной оборонительной позиции в лоб было бы очень опасно, так как это обеспечивало хорошую сплоченность, позволяло гребцам уйти на берег и позволяло усилить слабые позиции путем переброски пехоты вдоль берега. Он также нанял опытных арбалетчиков и альмогаваров , легкую пехоту, которая была более ловкой в боях между кораблями, чем тяжеловооруженные и бронированные французские солдаты. [ 16 ] В битве в Неаполитанском заливе в 1284 году его войска перед атакой запустили глиняные горшки для приготовления пищи, наполненные мылом; когда горшки разбились о вражеские палубы, они стали опасно скользкими, и тяжелой пехоте было трудно удержаться на ногах. [ 17 ]
Ранний современный период
[ редактировать ]Тактика оставалась практически неизменной до крупномасштабных галерных сражений в конце 16 века. То же самое базовое серповидное строение в ряд, которое использовалось в битве при Лепанто в 1571 году, использовалось византийским флотом почти тысячелетием ранее. [ 18 ] Практический максимальный размер передних рядов галерного строя составлял около 65 кораблей в центре и еще по 53–54 корабля на левом и правом флангах. [ 19 ] Пушки и стрелковое огнестрельное оружие были введены примерно в 14 веке, но не оказали немедленного влияния на тактику. Во всяком случае, передовая наступательная мощь галер подчеркивалась морской артиллерией . [ 20 ]
Ранняя тяжелая артиллерия на галерах не использовалась в качестве дальнобойного оружия против других галер с артиллерийским вооружением. Максимальная дистанция, на которой современные пушки были эффективны, c. 500 м (1600 футов) можно было преодолеть на галере примерно за две минуты, что намного быстрее, чем время перезарядки любого артиллерийского орудия. Таким образом, артиллерийские расчеты сдерживали огонь до последнего момента, что чем-то напоминало тактику пехоты в доиндустриальную эпоху огнестрельного оружия малой дальности. [ 21 ] Луковые орудия часто заряжались разбросом и другими противопехотными боеприпасами. Эффект от нападения галеры с артиллерийским вооружением часто мог быть драматичным, о чем свидетельствует отчет 1528 года, где галера генуэзского командира Антонио Дориа. На борту корабля сицилийского дона Уго де Монкада он стал свидетелем того, как одним залпом василиска , двух полупушек и четырех орудий меньшего размера погибло 40 человек. [ 22 ]
Расчетная средняя скорость галер эпохи Возрождения была довольно низкой, всего 3–4 узла и всего 2 узла в строю. Короткие всплески до 7 узлов были возможны в течение примерно 20 минут, но только с риском утомить гребцов. Это делало действия галер относительно медленными, особенно когда в них участвовали флоты из 100 и более судов. [ 23 ] Слабыми местами галеры оставались борта и особенно тыл, командный центр, и они были предпочтительными целями для любого атакующего. Если одной стороне не удастся перехитрить другую, битва завершится лобовым столкновением кораблей друг с другом. Как только боевые действия начнутся, когда галеры сцепятся друг с другом носом к носу, бои будут вестись над кораблями линии фронта. Если только один из них не был полностью захвачен абордажным отрядом, свежие войска могли быть подброшены в бой с резервных судов в тылу. [ 24 ] На оборонительной позиции с безопасной береговой линией галеры могли быть выброшены на берег кормой вперед, направив орудия в море. Это создавало очень сильную оборонительную позицию, позволяло гребцам и морякам уйти в безопасное место на суше, оставляя только солдат и бойцов защищаться от нападения. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Тактика парусного корабля
- Морская артиллерия в эпоху парусного спорта
- Военно-морская тактика в эпоху Steam
- Современная военно-морская тактика
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ваксманн (1995), стр. 28–34, 72.
- ^ Моррисон, Коутс и Ранков (2000), стр. 42–43, 92–93.
- ^ Моррисон, Коутс и Ранков (2000), стр. 54–55, 72.
- ^ Джон Коутс (1995), стр. 133–135.
- ^ Кассон (1991), с. 139
- ^ Джон Коутс (1995), с. 133
- ^ Кассон (1991), стр. 90–91
- ^ Моррисон, Коутс и Ранков (2000), стр. 48–49.
- ^ свободном доступе : Хэнней, Дэвид МакДауэлл (1911). " Военно-морской ". В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Валлинга стр.77-90
- ^ Jump up to: а б Табурет (1995), стр. 98–99.
- ^ Хокер, Фредерик М., «Позднеримские, византийские и исламские галеры и флоты» в Morrison & Gardiner (1995), стр. 95, 98–99.
- ^ Прайор и Джеффрис (2006), с. 282
- ^ Прайор, Джон Х. «От дромона до галеи: средиземноморские галеры бирем 500–1300 гг. Н.э.» в Morrison & Gardiner (1995), стр. 104
- ^ Прайор (1983), стр. 193–194
- ^ Прайор (1983), стр. 184–188
- ^ Прайор (1983), с. 194
- ^ Гильмартен (1974), стр. 157–158.
- ^ Гильмартен (1974), стр. 201–202.
- ^ Глет (2003), с. 35
- ^ Гильмартен (1974), стр. 199–200.
- ^ Гильмартен (1974), стр. 200–201.
- ^ Гильмартен (1974), стр. 203–205.
- ^ Гильмартен (1974), стр. 248–249.
- ^ Гильмартен (1974), с. 53
Ссылки
[ редактировать ]- Кассон, Лайонел, «Древние мореплаватели: мореплаватели и морские бойцы Средиземноморья в древние времена», Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси. 1991.
- Коутс, Джон Ф. (1995). «Корабельная архитектура и весельные системы древних галер». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 127–141. ISBN 0-85177-554-3 .
- Гилмартен, Джон Фрэнсис, Порох и галеры: изменение технологий и средиземноморская война на море в шестнадцатом веке. Издательство Кембриджского университета, Лондон. 1974. ISBN 0-521-20272-8
- Глет, Ян, «Военно-морская мощь и контроль над морем на Балтике в шестнадцатом веке», стр. 215–232, в Хаттендорфе, Джон Б. и Унгер, Ричард В. (редакторы), War at Sea in the Middle Ages and the Ренессанс. Вудбридж, Саффолк. 2003. ISBN 0-85115-903-6 [1]
- Хокер, Фредерик М. (1995). «Позднеримские, византийские и исламские галеры и флот». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 86–100. ISBN 0-85177-554-3 .
- Моррисон, Джон С. и Коутс, Джон Ф., Афинская трирема: история и реконструкция древнегреческого военного корабля. Издательство Кембриджского университета, Кембридж. 2000. {{ISBN
- Прайор, Джон Х. (1995). «От Дромона до Галеи: Средиземноморские галеры бирем 500–1300 гг. н. э.». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 101–116. ISBN 0-85177-554-3 .
- Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006), Эпоха ΔΡΟΜΩΝ: Византийский флот ок. 500–1204 , Издательство Brill Academic, ISBN 978-90-04-15197-0
- Ваксманн, Шелли (1995). «Гребные и весельные корабли до железного века». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 10–25. ISBN 0-85177-554-3 .