Jump to content

Раттер (морской)

Рутер это справочник моряка с письменными указаниями для плавания. До появления морских карт руттеры были основным хранилищем географической информации для морского судоходства .

он был известен как периплюс («книга для плавания») В классической античности и как портолано («портовая книга») среди средневековых итальянских моряков в Средиземном море . Португальские мореплаватели XVI века называли его ротейро , французы — рутье , от которого произошло английское слово «руттер». По-голландски она называлась leeskarte («таблица чтения»), по-немецки — Seebuch («морская книга»), а по-испански — derrotero . [1]

До появления морских карт в XIV веке навигация на море опиралась на накопленные знания мореплавателей и лоцманов . Для прокладки курса в море требовалось знать направление и расстояние между точкой А и точкой Б. Знания о расположении мест относительно друг друга приобретались мореплавателями в ходе длительного опыта работы в море. [ нужна ссылка ]

Самые ранние периплы классической античности не обязательно были написаны как практические руководства по мореплаванию. Некоторые были больше похожи на приключенческий рассказ о путешествии, посвященный знаменитому путешествию. Другие были замаскированы под таковые, в частности, « Перипл Псевдо-Скилакса» IV века до нашей эры, в котором описывались гавани и достопримечательности вдоль североафриканского побережья к западу от дельты Нила . Третьи были разработаны как коммерческие путеводители для купцов, такие как « Перипл Эритрейского моря» , написанный около 100 г. н. э. греческим купцом в Египте, как путеводитель по рыночным портам Красного моря и Индийского океана .

Возрождение морской торговли в Средиземном море в средние века (12–13 века), возглавляемое итальянскими портами, такими как Амальфи , Пиза , Генуя и Венеция , привело к появлению нового набора справочников, известных как портолани (портолани ). «портовые книжки»), предназначенные для практического использования мореплавателями. Вероятно, они были впервые составлены профессиональными моряками и пилотами, вероятно, как мнемонический набор заметок для личного использования. [2] Эти записи, вероятно, передавались тайно среди представителей профессии, от мастера к ученику. Лишь немногие из этих итальянских справочников были обнародованы, а до наших дней дошло еще меньше. Самый полный сохранившийся портолано — это знаменитый «Компас да мореплаватель» , написанный ок. 1250 г. и опубликовано в Генуе в 1296 г.

В своих инструкциях по плаванию средневековые справочники-портоланы различали различные типы маршрутов, например, per starea (прибрежный каботаж ), per peleggio (плавание в открытом море между двумя пунктами). В справочниках-портоланах направления плавания обозначались с точки зрения компаса и расстояний. Использование магнитного компаса (инструмента, который начал использоваться для навигации только в 13 веке). [3] ) отличает средневековый портолано от более раннего классического периплюса.

Считается, что [ кем? ] что морские карты, внезапно появившиеся в Генуе , Венеции , Майорке и других морских центрах после конца XIII века, были построены на основе письменной информации, содержащейся в современных письменных лоцманских справочниках, отсюда и термин « карты-портоланы ». [4] Богатство деталей, содержащихся в справочниках-портоланах, отражено в картах-портоланах, поразительно точных даже по современным стандартам.

Справочники часто содержали огромное количество информации, помимо направлений плавания. Например, у них часто были подробные физические описания береговых линий, гаваней, островов, каналов, заметки о приливах, ориентирах, рифах, отмелях и труднодоступных местах, инструкции о том, как использовать навигационные инструменты для определения местоположения и прокладки маршрутов, календари, астрономические таблицы и т. д. математические таблицы и правила расчетов (в частности, правило Мартелоио ), списки таможенных правил в разных портах, медицинские рецепты, инструкции по ремонту судов и т. д. [5] В результате морская карта так и не заменила полностью справочник, а осталась его дополнением.

Среди известных руттеров - Grand Routier , написанный французским пилотом Пьером Гарси , ок. 1483 г. и опубликован в 1502–03 гг., В которых основное внимание уделялось берегам Бискайского залива и Ла-Манша и их особенностям. Переведенный на английский язык как « Морской руттер» в 1528 году, он много раз переиздавался и оставался выдающимся руттером, используемым английскими моряками на протяжении десятилетий. [6]

Другим часто используемым рутером был труд Портолано» « Пьетро Коппо , изданный в Венеции в 1528 году, который включал сборник морских карт и описание Христофором Колумбом . открытия Америки [7] Коппо был одним из последних, кто считал Северную Америку архипелагом. [8]

Возможно, самым драматичным произведением был « Рейсгешрифт» 1595 года , написанный голландским моряком Яном Гюйгеном ван Линшотеном . Отправившись в Азию на борту португальских кораблей, Линшотен обнародовал маршруты плавания ( roteiros ) в Ост-Индию, которые португальцы старательно держали в секрете в течение почти столетия. Публикация статьи Линшотена стала сенсацией и положила начало гонке голландских и английских компаний в Ост-Индию. [9]

Известные колеи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кемп, Питер, изд. (1993). Оксфордский справочник по кораблям и морю . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 242 . ISBN  0192820842 .
  2. ^ Тейлор, (1956: стр. 103); Пэрри (1963: стр. 85).
  3. ^ Аксель (2001)
  4. ^ Браун (1949: стр. 103), Тейлор (1956: стр. 111–12). См. также Ланман (1987) и Кэмпбелл (1987, 2011).
  5. ^ Эдсон (2007: 51)
  6. ^ Уотерс (1985: стр. 241); также Маркхэм (1880: стр. 355 ). Первое английское издание (1528 г.) Гарси называлось «Морской рутер» с законами острова Аулерона и было переведено Робертом Коуплендом. Копии третьего издания (1541 г.) содержали «Северный рутер, составленный Ричардом Праудом».
  7. ^ «Выдающиеся истрийцы: Пьетро Коппо» . Истрия в Интернете . Истрийско-Американская благотворительная ассоциация, Inc. Архивировано из оригинала 26 ноября 2014 года.
  8. ^ Ченнинг, Эдвард; и др., ред. (1886). Повествовательная и критическая история Америки...: Испанские исследования и поселения в Америке с пятнадцатого по семнадцатый век . Хоутон, Миффлин и компания. п. 128.
  9. ^ Куман (1985), Шмидт (2001: стр. 153)
  10. ^ «Книга положения берегов и формы нашего моря, Средиземного». Обнаружен в книге Патрика Готье Дальче (1995) Carte sea et portulan au XIIe siècle. Le Liber de existencia rivieriarum et forma maris nostri Mediterranei, Пизе, около 1200 г., Париж: Боккар.
  11. ^ Моцо, БР (1947) Компас для навигации: итальянское произведение середины 13 века. Преф. и текст Кодекса Гамильтона 396 , Анналы факультета литературы и философии Университета Кальяри, стр. 1–137.
  12. ^ Брейзинг, А. (1876) Морская книга Карла Коппмана . Бремен: Кютманн. онлайн
  13. ^ Эсмеральдо де Ситу Орбис , издание 1892 года, Лиссабон: Imprensa Nacional. онлайн
  14. ^ Мэтью Бойд Голди, «Ранний английский руттер: море и пространственная герменевтика в четырнадцатом и пятнадцатом веках», Speculum , 90 (2015), дои : 10.1017/S0038713415001396
  15. ^ Книга мореплавания: трактат о морской игле. Маршруты, зонды и другие знания, связанные с мореплаванием , первый паб. 1903, Лиссабон: Либанио да Силва. онлайн
  16. ^ Первоначально опубликованный отдельно в 1595 году, Rutter Reysgheschrift Линшотена был переиздан в 1596 году как вторая часть Itinerario (1596). В английском переводе 1598 года руттер был вставлен как Третья книга .
[ редактировать ]
  • Море книг , специализированная виртуальная многоязычная библиотека ранней морской литературы, объединяющая множество наименований из институциональных онлайн-хранилищ.
  • RUTTER Project , академический проект, финансируемый ERC, посвященный ранним современным руттерам и связанной с ними литературе.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c45dc6e07f19cc3c4686860ba805929__1714143060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/29/2c45dc6e07f19cc3c4686860ba805929.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rutter (nautical) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)