Абора (экспедиции)
![]() Абора IV (2019 г.) в кальдере Санторини | |
Имя | Экономика |
Строитель | Абора I: Построен добровольцами. Абора II–IV: индейцы аймара , Уатахата, озеро Титикака , Боливия. |
Общие характеристики | |
---|---|
Класс и тип | тростниковая лодка |
Длина | 32,8 футов (10,0 м) |
План паруса | Квадратная установка с сошкой-мачтой , рулевым веслом и подветренными бортами. [1] |
Абора - это название нескольких тростниковых лодок, построенных немецким исследователем Домиником Герлицем . Экспедиции были вдохновлены предыдущими трансокеанскими экспедициями норвежского исследователя Тура Хейердала . Основная цель экспедиций Абора заключалась в том, чтобы доказать, что безкилевая тростниковая лодка может управляться крест-накрест и против преобладающих ветров, используя борта ( подветренные борта ) вместо фиксированного киля. Название сосудов произошло от канарского божества Абора .
Abora I возникла как школьный проект в Германии с использованием местного гиганта ( мискантуса ). Все последующие суда были переданы в эксплуатацию судостроителям из народа аймара, проживающего на озере Титикака в Боливии ; [2] те же судостроители работали уже на Тура Хейердала . В качестве строительного материала они использовали очень прочную и долговечную трость Тотора , которая гораздо лучше подходит для этой цели.
Суда
[ редактировать ]Экономика I
[ редактировать ]
Судно Abora (или Abora I, в ретроспективе) было спроектировано, построено и эксплуатировалось в период с 1996 по 1999 год. Оно совершало плавание из Альгеро ( Сардиния , Италия ) в Пьомбино ( Тоскана , Италия). [3]
Экономика II
[ редактировать ]Abora II в 2002 году пересек Средиземное море: из Александрии ( Египет ) в Бейрут ( Ливан ), на Кипр и обратно в Александрию. [4] [5] Таким образом, она стала первой тростниковой лодкой современности, которой удалось совершить продолжительное путешествие туда и обратно, а затем вернуться в порт отправления. Отъезд в Александрию совпал с открытием Александрийской библиотеки , новой Александрийской библиотеки ; Экипаж «Аборы» привез несколько подарков (книг) из музея Тура Хейердала «Кон-Тики» в Осло , Норвегия, в честь открытия. [6] Тур Хейердал также лично поддерживал подготовку экспедиций Абора I и II; по совпадению запуск Abora II состоялся 18 апреля 2002 года, в день смерти Тура Хейердала. [7]
Гнилой III
[ редактировать ]
На «Аборе III» Доминик Герлиц предпринял первую в истории попытку пересечь Атлантику с запада на восток на тростниковой лодке. [8] Гёрлиц считал возможным, что подобные события действительно происходили в древности. В качестве мотивации он, в частности, привел обнаружение следов кокаина и никотина в египетских мумиях . [9] в том числе измельченные табачные листья и останки мексиканского табачного жука в мумии Рамзеса II (1298–1213 гг. до н. э.). Ведущие ученые доказали, что в Старом Свете существуют возможные источники кокаина и никотина. [10] [11] Находка табачных листьев стала популярной темой в периферийной литературе и средствах массовой информации и рассматривалась как доказательство контакта между Древним Египтом и Новым Светом. Исследователь Морис Бюкайль отмечал, что, когда мумию развернули в 1886 году, живот остался открытым и «нельзя уже было придавать никакого значения наличию внутри брюшной полости какого бы то ни было найденного там материала, так как материал мог происходить из окружающую среду». [12] После возобновления дискуссии о табаке, вызванной исследованием Балабановой, и упоминания о табаке в публикации Розали Дэвид в 2000 году, исследование в журнале Antiquity предположило, что сообщения о табаке и кокаине в мумиях «игнорировали их истории после раскопок», и указало, что мумию Рамсеса II перемещали пять раз в период с 1883 по 1975 год. [11]
По сравнению с переходом с востока на запад, который Тур Хейердал успешно продемонстрировал в 1970 году на едва маневренной тростниковой лодке Ra II, пересечение Атлантики с запада на восток гораздо сложнее. [13] Это необходимо сделать дальше на север вдоль Гольфстрима . Однако Гольфстрим течет не равномерно, а образует огромные водовороты. Кроме того, ветры там дуют непостоянно со всех сторон. Это означает, что это пересечение не может происходить практически в виде чистого дрейфа, как в случае с Ra II в противоположном направлении, скорее тростниковая лодка должна быть способна преодолевать большие расстояния под действием ветра даже при неблагоприятных условиях.
Корпус лодки снова был изготовлен в Боливии (2006 г.). [14] Лодка была доработана год спустя в Нью-Йорке . Экспедиция Абора III стартовала в Нью-Йорке 11 июля 2007 года. Первоначально поддерживающая Азорская возвышенность полностью растворилась в начале августа, и экипаж столкнулся с одним штормом за другим. Два из этих штормовых минимумов достигли ураганной силы со скоростью ветра до 51 узла . Эти фронты плохой погоды затронули Abora III, но еще не привели к серьезным повреждениям. Однако три боковых меча сломались во время первого шторма, но это произошло достаточно близко к материковой части Америки, чтобы можно было доставить и заменить запасные мечи. В середине августа, после 500 км из общего пробега около 6000 км, затишье задержало поездку. Затем, 27 августа 2007 года, трехдневный ураган повредил заднюю часть Abora III так, что ее пришлось отделить от корпуса. в течение последующих 4 суток экипаж переустановил неповрежденный руль направления и переместил мачту дальше в носовую часть. Модифицированный Abora III мог временно поднимать паруса на полную мощность и даже идти под углом до 90° к ветру. 4 сентября очередной шторм силой ветра 10 баллов серьезно затронул «Абору III» и судно сопровождения, подходившее со стороны берега. Азорские острова . Поэтому 5 сентября 2007 года примерно в 900 километрах от Азорских островов экипаж в составе 11 человек отказался от эксперимента и перешел на судно сопровождения. Тростниковую лодку бросили в море после того, как перерезали веревки, скреплявшие корпус. [15] [16] [17]
Послание в бутылке, брошенной в воду перед эвакуацией лодки, было найдено на Багамах в октябре 2010 года. [18] Это показывает, что пересечение Атлантики с запада на восток требует сохранной мореходной способности лодки (в отличие от обратного направления: Ra II Тура Хейердала также был сильно поврежден в 1970 году, но все же смог дрейфовать в Америку с помощью Канарское течение ).
Экономика IV
[ редактировать ]
Целью экспедиции Аборы IV было проследить возможные торговые контакты между Черным и Средиземным морем. [19] Геродот упоминал в своих «Историях» торговые контакты между египтянами и Кавказом на восточном побережье Черного моря; По его словам, именно по этому маршруту в Египет ввозились металлы. По предположению руководителя экспедиции Доминика Гёрлица, олово и янтарь также экспортировались из Центральной Европы в Египет через Балканы и, наконец, через Черное море в Средиземное. [20] [21] Варна в Болгарии была выбрана отправной точкой экспедиции как из-за исторического значения этого места ( Варненского некрополя ), так и из практических соображений; экспедиция получила мощную поддержку со стороны Варненского археологического музея . [22]
Окончательное строительство проходило с мая по август 2019 года в Белославе недалеко от Варны. Из-за поздней доставки сборных связок тростника из Боливии и крайне плохих погодных условий в Болгарии спуск «Аборы» на воду сильно задержался и старт экспедиции смог состояться только 16 августа. «Абора IV» прошла через через Черное море до Стамбула в Турции , затем через Босфор (на буксире из соображений безопасности), через Мраморное море и в Дарданеллы (снова на буксире) в Чанаккале (современная гавань недалеко от древней Трои ), [23] затем дальше в Эгейское море . Здесь первой станцией стал греческий остров Лемнос, где судну удалось войти и выйти из доисторического порта Полиохни без поддержки буксира . Оттуда он направился к Санторини , сумев таким образом пройти несколько проливов между несколькими греческими островами. Во время экспедиции Доминик Гёрлиц получил предложение от Министерства культуры Турции в Анкаре выставить тростниковую лодку в археологическом парке Патара (недалеко от Анталии ) в качестве постоянной экспозиции. После этого было решено плыть с Санторини прямо в Каш (современная гавань недалеко от Патары) на ликийском побережье. Сюда «Абора IV» прибыл 19 сентября; все расстояние от Варны до Каша было преодолено за 34 дня. [24] По плану, судно сейчас находится в постоянной экспозиции на агоре древнего города Патара. [25] [26] [27]
Научная оценка
[ редактировать ]Как и большинство экспериментально-археологических проектов, проекты ABORA могли лишь проверять техническую осуществимость предлагаемого метода. Действительно ли эти методы использовались в прошлом, можно выяснить только благодаря археологическим находкам. Экспедиции Абора особо прославились тем, что воспроизвели древнюю технологию навигации, основанную на использовании подветренной доски . Организаторы экспедиции считают свой подход обоснованным:
- древние петроглифы сосудов с четкими деталями, которые можно интерпретировать как подветренные борта.
- древние изображения тростниковых плотов в целом: Даже если не показаны подробности технологии управления, изображения доказывают, что тростниковые плоты широко использовались, и это снова предполагает, что эти суда были также судоходными и могли совершать, например, плавания туда и обратно, или подходы к гавани. Тростниковые плоты большего размера слишком тяжелы, чтобы их можно было перемещать веслами, и поэтому они зависели от их мореходных способностей.
Руководитель экспедиции Доминик Гёрлиц представил в своих книгах и на официальном сайте проекта различные примеры таких изображений (с подветренной доской и без нее).
Этнологические свидетельства использования больших судоходных плотов существуют только в Южной Америке, где такие плоты использовались и после испанского завоевания. На этих плотах использовались так называемые шверты или гуары; ими можно было управлять даже без руля направления. Также Тур Хейердал уже провел несколько экспериментов с этими гуарами. [28] Поэтому Хейердал с большим интересом следил за экспедициями АБОРА вплоть до своей смерти в 2002 году. [7]
Положительные оценки проектам ABORA пришли и от других ученых, например, от Хаввы Искана ( Университет Акдениз , Турция, ведущий археолог в Патаре, где ABORA IV сейчас находится в постоянной экспозиции). [25]
появилась критическая статья В 2007 году во время экспедиции ABORA III в немецком научно-популярном журнале Spektrum der Wissenschaft . [29] В нем цитируется немецкий египтолог, который сомневается в интерпретации Гёрлицем деталей изображений лодок в виде подветренных бортов, а также в его предположениях относительно возраста этих изображений, но не предлагает альтернативного объяснения. В частности, что касается экспедиции Абора III (попытка пересечения Западно-Восточной Атлантики), также высказываются сомнения относительно предполагаемых доказательств употребления табака или кокаина в Древнем Египте.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аллен, Дж. М. « Абора III Здание и история » . Проверено 23 апреля 2010 г.
- ^ «Экологические трансокеанские корабли Боливии» . физ.орг . 13 декабря 2012 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «АБОРА I-1999» . www.abora.eu (на немецком языке) . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «В поисках древних мореходных навыков» . Си-Эн-Эн. 19 июня 2002 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «АБОРА II – 2002» . www.abora.eu (на немецком языке) . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Транссредиземноморская экспедиция на тростниковых лодках Абора 2» . Библиотека Александрина (bibalex.org) . 12 мая 2002 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «По следам Тура Хейердала (По следам Тура Хейердала)» . Ставангер Афтенблад (aftenbladet.no) (на норвежском языке). 9 июля 2002 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «По следам Кон-Тики» . Научный журнал . 1 июня 2007 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Лодка Рида отправляется в путешествие по океану» . Новости Би-би-си. 12 июля 2007 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Эдлин, Дункан (11 октября 2003 г.). «Каменный век?: Доказывает ли открытие в египетских мумиях химических веществ, содержащихся в кокаине и табаке, древний контакт с Америкой?» . Зал Маат . Проверено 3 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Бакленд, ПК; Панагиотакопулу, Э. «Рамзес II и табачный жук». Античность . 75 (549–56): 2001.
- ^ Букай, М. Мумии фараонов: современные медицинские исследования, Нью-Йорк: St. Martin's Press, стр. 186-188.
- ^ «По следам Хейердала — через Атлантику на тростниковой лодке» . парусный мир.com . 8 июля 2007 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Путешествие и постройка Абора III » . atlantisbolivia.org . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «АБОРА III – 2007» . www.abora.eu (на немецком языке) . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Экспедиция на тростниковой лодке сдается в Атлантическом океане» . Дер Шпигель . 6 сентября 2007 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Трансатлантическое путешествие на тростниковой лодке разваливается» . Немецкая волна. 7 сентября 2007 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Послание в бутылке от Абора 3 (Послание в бутылке от Абора 3)» . Thüringer-Allgemeine (на немецком языке). 29 октября 2010 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Древний путь из Египта в Черное море? Искатели приключений для проверки теории» . физ.орг . 19 июля 2019 года . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ «Как бронза пришла в империи древности» . Мир (на немецком языке). 9 декабря 2019 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «Искатели приключений испытают древний путь из Египта в Черное море» . Ежедневный Сабах . 31 июля 2019 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ "Первооткрыватели пройдут древний Черноморский путь на тростниковой лодке Абора IV" . euronews.com . 5 августа 2019 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ "Судно Abora IV по следам древности прибывает в Чанаккале. Включает видео, 3:54 мин)" . arti49.com (на турецком языке). 5 августа 2019 года . Проверено 25 мая 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «АБОРА IV – 2019» . www.abora.eu (на немецком языке) . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Шамим Чоудхури (TRT World): Мне очень понравилось составлять этот рассказ о морской истории Турции» . Сообщение в Facebook TRT World репортера Шамима Чоудхури ) . 29 августа 2020 г. Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «Немецкий археолог подарил Турции копию древнего корабля» . Hurriyet Daily News . 20 сентября 2019 г. Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Точная копия древнего корабля будет выставлена в турецкой Анталье» . Ежедневный Сабах . 19 сентября 2019 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Рик Сандерс (2003). «Дело о гуаре или шверте» . Наука и технологии 21 века (21sci-tech.com) . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ «Прости, Доминик!» . Спектр науки (Spektrum.de) . 20 июля 2007 года . Проверено 19 августа 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (в основном немецкий)
- Выставка ABORA. Архивировано 14 июля 2020 года в Wayback Machine в Пфеннерхолле возле озера Гайзельталь , Саксония-Анхальт , Германия (на немецком языке, содержит виртуальный тур по выставке и картинную галерею).