Jump to content

Древнее средиземноморское пиратство

Юлий Цезарь взят в плен киликийскими пиратами ( Анри де Монто , 1865 г.)

Пиратство в древнем Средиземноморье зародилось, по крайней мере, еще в бронзовом веке . Корни слова «пиратство» происходят от древнегреческого πειράομαι , или peiráomai , что означает «попытка» (т. е. совершить что-то незаконное ради личной выгоды). Оно трансформировалось в πειρατής, или peiratēs , что означает «разбойник», а оттуда в латинское pirata , откуда и произошло современное английское слово « пират» . [1] По словам классического историка Дженис Габберт, « Восточное Средиземноморье страдает от пиратства с самого начала истории». [2] Бронзовый век ознаменовал самую раннюю задокументированную волну пиратства, поскольку в более ранние периоды трудно отличить пиратство от торговли.

Происхождение

[ редактировать ]

Ряд географических и экономических характеристик классического мира создали среду, поощряющую пиратство. По словам классика Генри Ардерна Ормерода, «побережья Средиземноморья особенно благоприятны для развития пиратства». [3] Бесплодная, скалистая береговая линия не была пригодна для крупномасштабного сельского хозяйства и не могла прокормить большое население. Поэтому большинство деревень были маленькими и малообеспеченными. Основным методом поддержки было рыболовство; у большинства мужчин были лодки, навыки мореплавания и навигационные знания. [4] [5] Когда рыбная ловля не могла их обеспечить, многие люди прибегали к грабежам на дорогах и набегам на близлежащие территории, чтобы прокормить себя. Однако сухопутные торговые пути были немногочисленны и расположены далеко друг от друга, учитывая горные препятствия и малое количество рек; Поэтому торговля и путешествия осуществлялись преимущественно морским путем. [6]

На заре морского судоходства большинство торговых судов курсировали вдоль побережья. По словам географа Эллен Черчилль Семпл , «движение было ограничено фиксированными полосами, что невозможно в открытом океане». [7] Науклерои , или купцы-судовладельцы, медленно двигались по налаженным торговым путям , отягощенные тяжелым грузом. Рыбаки день за днем ​​сталкивались с торговыми судами, груженными сокровищами, проходящими мимо берегов, и, если у них были мотивация и средства, наиболее экономически отчаявшиеся из них готовы были пойти на риск бандитизма ради шанса на сокровища. Семпл писал, что «[т] пират был грабителем морских дорог, а средиземноморские дороги были четко обозначены и хорошо проходимы». [8]

Раннее развитие

[ редактировать ]

Скалистое побережье, непригодное для сельского хозяйства, хорошо подходило для пиратства, поскольку было оборудовано скрытыми бухтами, которые обеспечивали быстрый доступ к торговым путям. По словам писательницы Синди Валлар, «пиратские анклавы выросли вдоль скалистых берегов, которые служили убежищем и скрывали их от глаз до тех пор, пока их жертвам не становилось слишком поздно бежать». [9]

Поскольку первые морские рейдеры занимались наземными набегами, они, как известно, нападали на корабли и прибрежные города, а также отправлялись дальше вглубь страны. Это привело к тому, что даже самые ранние крупные города были перенесены на расстояние от 2 до 10 миль от берега. [10] Пираты, как правило, не заходили дальше вглубь страны из-за трудностей с побегом. Это переселение обеспечило безопасность таким крупным городам, как Афины , Тиринф , Микены и другие. Оно защитило их от морских опасностей, но в то же время лишило их и его благ. Море по-прежнему оставалось основным районом крупной торговли. Это привело к созданию городов-побратимов: одного внутреннего города в сочетании с прибрежным портом, таких как Рим и Остия , Афины и Пирей и так далее. Чтобы защитить свою связь, они построили «длинные стены… окружающие [их] проезд». [10] Ормерод писал, что если «[понять], что пиратство на протяжении веков было нормальной чертой средиземноморской жизни, то [было бы] осознано, насколько велико [его] влияние [было] ... на жизнь древнего мира». ." [11]

Несмотря на эти усилия, им не удалось полностью устранить контакты между пиратами и портами. Поскольку они не смогли эффективно пресечь пиратство, оно продолжало расти. Мужчины часто присоединялись к пиратским кораблям, нападавшим на их города. [ нужна ссылка ] Даже матросы торговых судов, атакованных пиратами, занимались пиратством, когда оставались без работы. [ нужна ссылка ] Пиратство предлагало прибыльную карьеру, шанс для тех, кто был заинтересован, попытаться изменить свою жизнь и улучшить свои средства к существованию в сто раз за короткое время. Например, территория вокруг Крита с ее невольничьими рынками была известна как «Золотое море» из-за прибыльности работорговли. [8]

Крит также славился своими пиратами. Если в городе существовал успешный невольничий рынок, то, скорее всего, это был пиратский порт. В печально известных пиратских убежищах, таких как Киликия и Делос, существовали процветающие невольничьи рынки. По мнению античного географа Страбона , за один день на Делосе было продано до десяти тысяч рабов. [12] Похищение пиратами и продажа в рабство было настолько обычным явлением, что стало темой древнегреческих драматургов . [ нужна ссылка ]

Египет и пиратство

[ редактировать ]

Истории раннего Средиземноморья содержат множество упоминаний о пиратстве и мерах, принятых для борьбы с ним. Было высказано предположение, что « Пиратские статьи» , которые демократически структурировали пиратскую компанию, «происходили из древних традиций мореплавания» и возникли где-то в тот период. [13] Египет является основным источником многих из этих ранних отчетов как из-за более высокого уровня документации по сравнению с менее развитыми государствами греческого средневековья , так и из-за того, что большая часть его документации была вырезана в камне или сохранена в сухом песке. [ нужна ссылка ]

, Письма Амарны серия из 362 глиняных табличек с перепиской царя Вавилона фараону Аменхотепу III или его сыну Эхнатону , написанные около 1350 г. до н.э., рассказывают о морских налетах, которые начали не только грабить корабли, но и захватывать вавилонские города. [14] Переписка показывает, как такое пиратство могло повлиять как на торговлю, так и на дипломатические отношения между королевствами. В табличках упоминаются две группы пиратов: «Лукка» (современная Турция) и «Шерден», что вызывает как обеспокоенность по поводу безопасности, так и экономический кризис. [4] В переписке между египетским фараоном и царем Алашии подчеркивается угроза, исходящая от Лукки, а Эхнатон обвиняет царя Алашии в пособничестве пиратам. [5] Король отрицал это, утверждая, что его собственные города подверглись набегам и что он ввел контрмеры по борьбе с пиратством. [5] [4]

Почти столетие спустя «Шерден» оставался угрозой, и Рамзес II записал на стеле Таниса : «Неуправляемый Шерден , с которым никто никогда не знал, как бороться, они смело пришли на своих военных кораблях из середины моря, и ни один из них не был способный противостоять им». [15]

Разнообразная группа, известная под общим названием « народы моря » (термин, который Рамзес III использовал на своем погребальном храме в Мединет-Хабу, а также на многочисленных обелисках и стелах), возможно, также была пиратами. Рамзес III записал отчеты о нападениях названных врагов Пелесета ( филистимлян ) и даже хеттов , но некоторым из врагов, которых он, как показано, подчиняет, дан только неопределенный эпитет «море». Рамзес III описывает, как он победил их, затянув вглубь страны, «как песок на берегу». [16] К числу возможных членов «народов моря» относятся тьекеры с Крита , которые уехали заселять Анатолию , резиденцию Хеттской империи , которая, как известно, воевала с египтянами . [17]

Этот негативный взгляд на народы моря в текстах фараонов соответствует общей схеме египетского обсуждения чужаков; к ним относятся уничижительно, пока они не станут полезными. Есть свидетельства того, что по мере роста могущества Греции и Персии для египетских правителей становилось более приемлемым нанимать пиратов в своих целях, и к началу эллинистического периода они настолько широко использовались в качестве внезаконных сил, что «казалось, существовало никакого реального различия между пиратом и наемником не проводится». [18] Несмотря на близость этих двух профессий, они не были синонимом «криминала». Первоначальное греческое слово «пират» не вошло в язык до 140 г. до н.э. [14] Чаще всего слово «пират» просто подразумевало «другого постороннего», но не обязательно нарушителя закона. [19]

Пиратство в Греции

[ редактировать ]

Правители минойского Крита первыми создали флот специально для борьбы с пиратством. Греческие источники описывают этот флот как продукт легендарного царя Миноса и предполагают, что «вероятно, он очистил море от пиратства настолько, насколько смог, чтобы увеличить свои доходы». [20] Согласно мифу, он сдерживал пиратство в своем районе, пока его флот не был уничтожен цунами около 1400 г. до н.э., и пиратская деятельность не возобновилась. [ нужна ссылка ]

Многие тексты бронзового века и архаичной Греции оправдывают пиратство как жизнеспособную профессию. В Древней Греции «пиратство, по-видимому, было широко распространено и считалось вполне почетным способом заработка на жизнь». [21] Многочисленные ссылки сделаны на его обычное появление в Гомера «Илиаде» и «Одиссее» , которые, как полагают, были написаны на основе устной традиции где-то в 7 или 6 веке до нашей эры, например:

Мы смело приземлились на враждебное место,
И разграбил город,
И уничтожил род,
Их жены взяты в плен,
Их имущество было общим,
И каждый солдат нашел подобную награду. [22]

- Одиссей в «Одиссее» Гомера.

Более столетия спустя греческий историк Фукидид (ок. 460–395 до н. э.) писал, что греки находили средства к существованию в пиратстве: [23]

Ибо в ранние времена эллины и варвары побережья и островов, когда морское сообщение стало более распространенным, испытывали искушение стать пиратами… действительно, это стало основным источником их существования, и такого позора еще не было. достижение, но даже и некоторая слава. [22]

В классической Греции пиратство рассматривалось как «позор» отчасти потому, что оно сопровождалось угрозой выкупа и порабощения граждан во время их путешествий; угроза рабства на суше рассматривалась как неизбежный закон. [24] мало Однако на пике могущества Афин эпиграфических сообщений о пиратстве . Фукидид не упоминает угрозу как особый мотив для развития флота Афинской империи , поэтому вполне вероятно, что относительная безопасность классических морей по сравнению с эллинистическими временами была побочным эффектом, а не мотивацией развития. Делийского союза . [25]

Пиратство в эллинистический период

[ редактировать ]

Сообщения о пиратстве в Средиземноморье возобновились только после Александра Великого смерти в 323 году до нашей эры; он создал прецедент целенаправленных усилий по ограничению пиратства во время своих завоеваний в Средиземноморье. В своем «De Civitate Dei » святой Августин рассказал о разговоре между Александром и пленным пиратом:

Ибо, когда этот царь спросил этого человека, что он имел в виду, сохраняя враждебное владение морем, он ответил с смелой гордостью: «Что ты имеешь в виду, говоря о захвате всей земли? Поскольку я делаю это с помощью маленького корабля, меня называют грабителем». а ты, делающий это с огромным флотом, именуешься императором». [22]

После смерти Александра и во время последующих войн между его преемниками [26] Источниками пиратства были как независимые банды разбойников, так и наемники, нанятые государством. [18] Деметрий I Македонский, в частности, использовал военно-морских наемников в своих интересах, и в число этих наемников входили экипажи, которые в противном случае занимались бы пиратством. Согласно книге 20 Диодора Сицилийского , пираты Деметрия использовали «безпалубные» корабли, вероятно, для увеличения скорости. [27]

Знаменитое место крушения киренийского корабля датируется примерно этим периодом в 4 веке до н.э. и было найдено с древками копий, встроенными в его корпус, и свинцовой « табличкой с проклятиями », которую, как предполагают археологи, положил туда пират, когда корабль затонул. , чтобы избежать возмездия за преступление. [28]

К тому времени, когда Родос стал доминирующей военно-морской державой Эгейского моря , частью функции Лиги островитян (которая была основана Антигоном I Монофтальмом в качестве союзной силы в войнах диадохов ) было отвлечение пиратов от своей территории. государства-члены. В то время Родос был центральной торговой зоной Средиземноморья с пятью гаванями, к которым можно было получить доступ со всех направлений ветра, на довольно равномерном расстоянии от большинства крупных эллинистических держав, и для их экономики было крайне важно, чтобы воды вокруг них были видны. торговцами как безопасный от пиратов. [ нужна ссылка ]

Цезарь обращается к своим похитителям-пиратам (Беттманн, 1820 г.)

В 167 г. до н. э. Рим насильственно сделал Делос портом «беспошлинной торговли», чтобы подорвать могущество и богатство Родоса . [29] доход от портового налога в Родезии упал с 1 миллиона драхм до 150 000 драхм в год. Без его полицейского влияния пиратство стало безудержным даже в восточном Средиземноморье.

Защита от пиратов часто рассматривается как одна из причин, по которой города издают почетные указы для отдельных лиц, как в случае c. 166 г. до н. э. Указ Имброса : « Лисаний великодушен к людям […] он твердо стоял и принес новости о нападении пиратов». [30]

Пиратство было особенно распространено в некоторых регионах, особенно в Киликии и Иллирии . Есть свидетельства того, что «прибрежные иллирийские племена создали свой собственный тип судна, лембус , для совершения своих грабежей». [31] Это был небольшой, быстрый корабль, построенный для того, чтобы быстро выходить из скрытых заливов или отступать к ним для нападения на более тяжелые суда.

Иллирийское пиратство правильнее было бы назвать каперством , поскольку оно одобрялось государством. В Полибия » « Истории , охватывающей период 220–146 гг. до н. э. Его описание Теуты , королевы иллирийских государств, гласит: «Ее первой мерой было выдать каперам каперские грамоты , разрешающие им грабить всех, с кем они сталкивались». [22]

Внимание Рима было сосредоточено на наземных завоеваниях, и изначально они не стремились стать морской полицией, какой Родос (а ранее Афины) был для греческих островов. Однако, когда иллирийские войска атаковали конвой кораблей с зерном, предназначенным для военных, римский сенат решил отправить двух послов к царице Теуте, которая быстро убила одного. Возмущенный, « консул Гней Фульвий отплыл в Иллирию с двумястами кораблями, а консул Авл Постумий и 20 000 солдат двинулись по суше». [14] К 228 году до нашей эры Теута сдалась, и римляне уничтожили силы одного из самых известных пиратских убежищ в Средиземноморье.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ДеСуза, Филип. Пиратство в греко-римском мире . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2002.
  2. ^ Габберт, Дженис Дж. «Пиратство в ранний эллинистический период: карьера, открытая для талантов», Греция и Рим 33 (2) (октябрь 1986 г.): 156-63. DOI: https://doi.org/10.1017/S001738350003031X .
  3. ^ Ормерод, Генри Ардерн. Пиратство в древнем мире: очерк истории Средиземноморья . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1997.
  4. ^ Jump up to: а б с @NatGeoUK (18 апреля 2020 г.). «Пираты когда-то безрассудно бродили по древнему Средиземноморью» . Нэшнл Географик . Проверено 19 января 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Марк, Джошуа Дж. «Пираты Древнего Средиземноморья» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 19 января 2023 г.
  6. ^ Ормерод, 15.
  7. ^ Семпл, Эллен Черчилль. «Пиратские берега Средиземного моря». Географическое обозрение 2.2 (август 1916 г.): 134–51. 135.
  8. ^ Jump up to: а б Семпл, 135.
  9. ^ Валлар, Синди. «Древнее пиратство». Пираты и каперы: история морского пиратства. 2009.
  10. ^ Jump up to: а б Семпл, 136.
  11. ^ Ормерод, 14.
  12. ^ Панагакос, Кэтрин. «Преступные элементы: эволюция преступника в древних романах». (PDF) дисс. Университет штата Огайо, 2004 г.
  13. ^ Энтони, Роберт. Пираты в эпоху парусного спорта . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 2007. 91.
  14. ^ Jump up to: а б с Поля.
  15. ^ Кухня, Кеннет. Торжествующий фараон: жизнь и времена Рамсеса II, царя Египта . Арис и Филлипс, 1982: 40–41.
  16. ^ Брестед, Дж. Х. (2001). Древние записи Египта Том. 4 . Чикаго.
  17. ^ Вудхуизен, Фредерик Кристиан. «Этническая принадлежность народов моря». диссертация; Роттердам: Университет Эразма Роттердам, апрель 2006 г. 107.
  18. ^ Jump up to: а б Габберт, Дженис Дж. 1986. «Пиратство в ранний эллинистический период: карьера, открытая для талантов». Греция и Рим 33, вып. 2 (октябрь): 156.
  19. ^ ДеСуза, 2.
  20. ^ ДеСуза, 15.
  21. ^ Мёллер, Бьёрн. «Пиратство, морской терроризм и военно-морская стратегия». Копенгаген: Датский институт международных исследований, 16 ноября 2008 г. 10.
  22. ^ Jump up to: а б с д Моллер, 10.
  23. ^ Фукидид (11 июня 2009 г.), Хаммонд, Мартин; Родс, П.Дж. (ред.), «История Пелопоннесской войны» , Oxford World's Classics: Фукидид: Пелопоннесская война , Oxford University Press, doi : 10.1093/oseo/instance.00266021 , ISBN  978-0-19-282191-1 , получено 20 октября 2022 г.
  24. ^ Ксенефон. Киропедия . п. 7.5.73.
  25. ^ ДеСуза, 28.
  26. ^ Уотерфилд 2011 , с. х.
  27. ^ Диодор Сицилийский библиотека Историческая п. 20.97
  28. ^ Кацев, Сьюзен Уомер. «Древний корабль Кирении, под кипрскими морями». Великие моменты в греческой археологии . Эд. Павос Валаванис и Дэвид Харди. Издательство Оксфордского университета, 2007. 286–99.
  29. ^ Шерк, Роберт К. (1984). Рим и греческий Восток до смерти Августа . Издательство Кембриджского университета. п. 29. ISBN  9780521271233 .
  30. ^ Де Соуза, Филип. «Пиратство в греко-римском мире» (PDF) . Издательство Кембриджского университета . Проверено 24 мая 2016 г.
  31. ^ Делл, Гарри Дж. 1967. «Происхождение и природа иллирийского пиратства». Historia: Журнал древней истории 16, (3) (июль): 345.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f0b7af5158de8c87243e286782d06cf__1701244440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/cf/7f0b7af5158de8c87243e286782d06cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Mediterranean piracy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)