Древнее средиземноморское пиратство
Пиратство в древнем Средиземноморье зародилось, по крайней мере, еще в бронзовом веке . Корни слова «пиратство» происходят от древнегреческого πειράομαι , или peiráomai , что означает «попытка» (т. е. совершить что-то незаконное ради личной выгоды). Оно трансформировалось в πειρατής, или peiratēs , что означает «разбойник», а оттуда в латинское pirata , откуда и произошло современное английское слово « пират» . [1] По словам классического историка Дженис Габберт, « Восточное Средиземноморье страдает от пиратства с самого начала истории». [2] Бронзовый век ознаменовал самую раннюю задокументированную волну пиратства, поскольку в более ранние периоды трудно отличить пиратство от торговли.
Происхождение
[ редактировать ]Ряд географических и экономических характеристик классического мира создали среду, поощряющую пиратство. По словам классика Генри Ардерна Ормерода, «побережья Средиземноморья особенно благоприятны для развития пиратства». [3] Бесплодная, скалистая береговая линия не была пригодна для крупномасштабного сельского хозяйства и не могла прокормить большое население. Поэтому большинство деревень были маленькими и малообеспеченными. Основным методом поддержки было рыболовство; у большинства мужчин были лодки, навыки мореплавания и навигационные знания. [4] [5] Когда рыбная ловля не могла их обеспечить, многие люди прибегали к грабежам на дорогах и набегам на близлежащие территории, чтобы прокормить себя. Однако сухопутные торговые пути были немногочисленны и расположены далеко друг от друга, учитывая горные препятствия и малое количество рек; Поэтому торговля и путешествия осуществлялись преимущественно морским путем. [6]
На заре морского судоходства большинство торговых судов курсировали вдоль побережья. По словам географа Эллен Черчилль Семпл , «движение было ограничено фиксированными полосами, что невозможно в открытом океане». [7] Науклерои , или купцы-судовладельцы, медленно двигались по налаженным торговым путям , отягощенные тяжелым грузом. Рыбаки день за днем сталкивались с торговыми судами, груженными сокровищами, проходящими мимо берегов, и, если у них были мотивация и средства, наиболее экономически отчаявшиеся из них готовы были пойти на риск бандитизма ради шанса на сокровища. Семпл писал, что «[т] пират был грабителем морских дорог, а средиземноморские дороги были четко обозначены и хорошо проходимы». [8]
Раннее развитие
[ редактировать ]Скалистое побережье, непригодное для сельского хозяйства, хорошо подходило для пиратства, поскольку было оборудовано скрытыми бухтами, которые обеспечивали быстрый доступ к торговым путям. По словам писательницы Синди Валлар, «пиратские анклавы выросли вдоль скалистых берегов, которые служили убежищем и скрывали их от глаз до тех пор, пока их жертвам не становилось слишком поздно бежать». [9]
Поскольку первые морские рейдеры занимались наземными набегами, они, как известно, нападали на корабли и прибрежные города, а также отправлялись дальше вглубь страны. Это привело к тому, что даже самые ранние крупные города были перенесены на расстояние от 2 до 10 миль от берега. [10] Пираты, как правило, не заходили дальше вглубь страны из-за трудностей с побегом. Это переселение обеспечило безопасность таким крупным городам, как Афины , Тиринф , Микены и другие. Оно защитило их от морских опасностей, но в то же время лишило их и его благ. Море по-прежнему оставалось основным районом крупной торговли. Это привело к созданию городов-побратимов: одного внутреннего города в сочетании с прибрежным портом, таких как Рим и Остия , Афины и Пирей и так далее. Чтобы защитить свою связь, они построили «длинные стены… окружающие [их] проезд». [10] Ормерод писал, что если «[понять], что пиратство на протяжении веков было нормальной чертой средиземноморской жизни, то [было бы] осознано, насколько велико [его] влияние [было] ... на жизнь древнего мира». ." [11]
Несмотря на эти усилия, им не удалось полностью устранить контакты между пиратами и портами. Поскольку они не смогли эффективно пресечь пиратство, оно продолжало расти. Мужчины часто присоединялись к пиратским кораблям, нападавшим на их города. [ нужна ссылка ] Даже матросы торговых судов, атакованных пиратами, занимались пиратством, когда оставались без работы. [ нужна ссылка ] Пиратство предлагало прибыльную карьеру, шанс для тех, кто был заинтересован, попытаться изменить свою жизнь и улучшить свои средства к существованию в сто раз за короткое время. Например, территория вокруг Крита с ее невольничьими рынками была известна как «Золотое море» из-за прибыльности работорговли. [8]
Крит также славился своими пиратами. Если в городе существовал успешный невольничий рынок, то, скорее всего, это был пиратский порт. В печально известных пиратских убежищах, таких как Киликия и Делос, существовали процветающие невольничьи рынки. По мнению античного географа Страбона , за один день на Делосе было продано до десяти тысяч рабов. [12] Похищение пиратами и продажа в рабство было настолько обычным явлением, что стало темой древнегреческих драматургов . [ нужна ссылка ]
Египет и пиратство
[ редактировать ]Истории раннего Средиземноморья содержат множество упоминаний о пиратстве и мерах, принятых для борьбы с ним. Было высказано предположение, что « Пиратские статьи» , которые демократически структурировали пиратскую компанию, «происходили из древних традиций мореплавания» и возникли где-то в тот период. [13] Египет является основным источником многих из этих ранних отчетов как из-за более высокого уровня документации по сравнению с менее развитыми государствами греческого средневековья , так и из-за того, что большая часть его документации была вырезана в камне или сохранена в сухом песке. [ нужна ссылка ]
, Письма Амарны серия из 362 глиняных табличек с перепиской царя Вавилона фараону Аменхотепу III или его сыну Эхнатону , написанные около 1350 г. до н.э., рассказывают о морских налетах, которые начали не только грабить корабли, но и захватывать вавилонские города. [14] Переписка показывает, как такое пиратство могло повлиять как на торговлю, так и на дипломатические отношения между королевствами. В табличках упоминаются две группы пиратов: «Лукка» (современная Турция) и «Шерден», что вызывает как обеспокоенность по поводу безопасности, так и экономический кризис. [4] В переписке между египетским фараоном и царем Алашии подчеркивается угроза, исходящая от Лукки, а Эхнатон обвиняет царя Алашии в пособничестве пиратам. [5] Король отрицал это, утверждая, что его собственные города подверглись набегам и что он ввел контрмеры по борьбе с пиратством. [5] [4]
Почти столетие спустя «Шерден» оставался угрозой, и Рамзес II записал на стеле Таниса : «Неуправляемый Шерден , с которым никто никогда не знал, как бороться, они смело пришли на своих военных кораблях из середины моря, и ни один из них не был способный противостоять им». [15]
Разнообразная группа, известная под общим названием « народы моря » (термин, который Рамзес III использовал на своем погребальном храме в Мединет-Хабу, а также на многочисленных обелисках и стелах), возможно, также была пиратами. Рамзес III записал отчеты о нападениях названных врагов Пелесета ( филистимлян ) и даже хеттов , но некоторым из врагов, которых он, как показано, подчиняет, дан только неопределенный эпитет «море». Рамзес III описывает, как он победил их, затянув вглубь страны, «как песок на берегу». [16] К числу возможных членов «народов моря» относятся тьекеры с Крита , которые уехали заселять Анатолию , резиденцию Хеттской империи , которая, как известно, воевала с египтянами . [17]
Этот негативный взгляд на народы моря в текстах фараонов соответствует общей схеме египетского обсуждения чужаков; к ним относятся уничижительно, пока они не станут полезными. Есть свидетельства того, что по мере роста могущества Греции и Персии для египетских правителей становилось более приемлемым нанимать пиратов в своих целях, и к началу эллинистического периода они настолько широко использовались в качестве внезаконных сил, что «казалось, существовало никакого реального различия между пиратом и наемником не проводится». [18] Несмотря на близость этих двух профессий, они не были синонимом «криминала». Первоначальное греческое слово «пират» не вошло в язык до 140 г. до н.э. [14] Чаще всего слово «пират» просто подразумевало «другого постороннего», но не обязательно нарушителя закона. [19]
Пиратство в Греции
[ редактировать ]Правители минойского Крита первыми создали флот специально для борьбы с пиратством. Греческие источники описывают этот флот как продукт легендарного царя Миноса и предполагают, что «вероятно, он очистил море от пиратства настолько, насколько смог, чтобы увеличить свои доходы». [20] Согласно мифу, он сдерживал пиратство в своем районе, пока его флот не был уничтожен цунами около 1400 г. до н.э., и пиратская деятельность не возобновилась. [ нужна ссылка ]
Многие тексты бронзового века и архаичной Греции оправдывают пиратство как жизнеспособную профессию. В Древней Греции «пиратство, по-видимому, было широко распространено и считалось вполне почетным способом заработка на жизнь». [21] Многочисленные ссылки сделаны на его обычное появление в Гомера «Илиаде» и «Одиссее» , которые, как полагают, были написаны на основе устной традиции где-то в 7 или 6 веке до нашей эры, например:
Мы смело приземлились на враждебное место,
И разграбил город,
И уничтожил род,
Их жены взяты в плен,
Их имущество было общим,
И каждый солдат нашел подобную награду. [22]- Одиссей в «Одиссее» Гомера.
Более столетия спустя греческий историк Фукидид (ок. 460–395 до н. э.) писал, что греки находили средства к существованию в пиратстве: [23]
Ибо в ранние времена эллины и варвары побережья и островов, когда морское сообщение стало более распространенным, испытывали искушение стать пиратами… действительно, это стало основным источником их существования, и такого позора еще не было. достижение, но даже и некоторая слава. [22]
В классической Греции пиратство рассматривалось как «позор» отчасти потому, что оно сопровождалось угрозой выкупа и порабощения граждан во время их путешествий; угроза рабства на суше рассматривалась как неизбежный закон. [24] мало Однако на пике могущества Афин эпиграфических сообщений о пиратстве . Фукидид не упоминает угрозу как особый мотив для развития флота Афинской империи , поэтому вполне вероятно, что относительная безопасность классических морей по сравнению с эллинистическими временами была побочным эффектом, а не мотивацией развития. Делийского союза . [25]
Пиратство в эллинистический период
[ редактировать ]Сообщения о пиратстве в Средиземноморье возобновились только после Александра Великого смерти в 323 году до нашей эры; он создал прецедент целенаправленных усилий по ограничению пиратства во время своих завоеваний в Средиземноморье. В своем «De Civitate Dei » святой Августин рассказал о разговоре между Александром и пленным пиратом:
Ибо, когда этот царь спросил этого человека, что он имел в виду, сохраняя враждебное владение морем, он ответил с смелой гордостью: «Что ты имеешь в виду, говоря о захвате всей земли? Поскольку я делаю это с помощью маленького корабля, меня называют грабителем». а ты, делающий это с огромным флотом, именуешься императором». [22]
После смерти Александра и во время последующих войн между его преемниками [26] Источниками пиратства были как независимые банды разбойников, так и наемники, нанятые государством. [18] Деметрий I Македонский, в частности, использовал военно-морских наемников в своих интересах, и в число этих наемников входили экипажи, которые в противном случае занимались бы пиратством. Согласно книге 20 Диодора Сицилийского , пираты Деметрия использовали «безпалубные» корабли, вероятно, для увеличения скорости. [27]
Знаменитое место крушения киренийского корабля датируется примерно этим периодом в 4 веке до н.э. и было найдено с древками копий, встроенными в его корпус, и свинцовой « табличкой с проклятиями », которую, как предполагают археологи, положил туда пират, когда корабль затонул. , чтобы избежать возмездия за преступление. [28]
К тому времени, когда Родос стал доминирующей военно-морской державой Эгейского моря , частью функции Лиги островитян (которая была основана Антигоном I Монофтальмом в качестве союзной силы в войнах диадохов ) было отвлечение пиратов от своей территории. государства-члены. В то время Родос был центральной торговой зоной Средиземноморья с пятью гаванями, к которым можно было получить доступ со всех направлений ветра, на довольно равномерном расстоянии от большинства крупных эллинистических держав, и для их экономики было крайне важно, чтобы воды вокруг них были видны. торговцами как безопасный от пиратов. [ нужна ссылка ]
В 167 г. до н. э. Рим насильственно сделал Делос портом «беспошлинной торговли», чтобы подорвать могущество и богатство Родоса . [29] доход от портового налога в Родезии упал с 1 миллиона драхм до 150 000 драхм в год. Без его полицейского влияния пиратство стало безудержным даже в восточном Средиземноморье.
Защита от пиратов часто рассматривается как одна из причин, по которой города издают почетные указы для отдельных лиц, как в случае c. 166 г. до н. э. Указ Имброса : « Лисаний великодушен к людям […] он твердо стоял и принес новости о нападении пиратов». [30]
Пиратство было особенно распространено в некоторых регионах, особенно в Киликии и Иллирии . Есть свидетельства того, что «прибрежные иллирийские племена создали свой собственный тип судна, лембус , для совершения своих грабежей». [31] Это был небольшой, быстрый корабль, построенный для того, чтобы быстро выходить из скрытых заливов или отступать к ним для нападения на более тяжелые суда.
Иллирийское пиратство правильнее было бы назвать каперством , поскольку оно одобрялось государством. В Полибия » « Истории , охватывающей период 220–146 гг. до н. э. Его описание Теуты , королевы иллирийских государств, гласит: «Ее первой мерой было выдать каперам каперские грамоты , разрешающие им грабить всех, с кем они сталкивались». [22]
Внимание Рима было сосредоточено на наземных завоеваниях, и изначально они не стремились стать морской полицией, какой Родос (а ранее Афины) был для греческих островов. Однако, когда иллирийские войска атаковали конвой кораблей с зерном, предназначенным для военных, римский сенат решил отправить двух послов к царице Теуте, которая быстро убила одного. Возмущенный, « консул Гней Фульвий отплыл в Иллирию с двумястами кораблями, а консул Авл Постумий и 20 000 солдат двинулись по суше». [14] К 228 году до нашей эры Теута сдалась, и римляне уничтожили силы одного из самых известных пиратских убежищ в Средиземноморье.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ДеСуза, Филип. Пиратство в греко-римском мире . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2002.
- ^ Габберт, Дженис Дж. «Пиратство в ранний эллинистический период: карьера, открытая для талантов», Греция и Рим 33 (2) (октябрь 1986 г.): 156-63. DOI: https://doi.org/10.1017/S001738350003031X .
- ^ Ормерод, Генри Ардерн. Пиратство в древнем мире: очерк истории Средиземноморья . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1997.
- ^ Jump up to: а б с @NatGeoUK (18 апреля 2020 г.). «Пираты когда-то безрассудно бродили по древнему Средиземноморью» . Нэшнл Географик . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Марк, Джошуа Дж. «Пираты Древнего Средиземноморья» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Ормерод, 15.
- ^ Семпл, Эллен Черчилль. «Пиратские берега Средиземного моря». Географическое обозрение 2.2 (август 1916 г.): 134–51. 135.
- ^ Jump up to: а б Семпл, 135.
- ^ Валлар, Синди. «Древнее пиратство». Пираты и каперы: история морского пиратства. 2009.
- ^ Jump up to: а б Семпл, 136.
- ^ Ормерод, 14.
- ^ Панагакос, Кэтрин. «Преступные элементы: эволюция преступника в древних романах». (PDF) дисс. Университет штата Огайо, 2004 г.
- ^ Энтони, Роберт. Пираты в эпоху парусного спорта . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 2007. 91.
- ^ Jump up to: а б с Поля.
- ^ Кухня, Кеннет. Торжествующий фараон: жизнь и времена Рамсеса II, царя Египта . Арис и Филлипс, 1982: 40–41.
- ^ Брестед, Дж. Х. (2001). Древние записи Египта Том. 4 . Чикаго.
- ^ Вудхуизен, Фредерик Кристиан. «Этническая принадлежность народов моря». диссертация; Роттердам: Университет Эразма Роттердам, апрель 2006 г. 107.
- ^ Jump up to: а б Габберт, Дженис Дж. 1986. «Пиратство в ранний эллинистический период: карьера, открытая для талантов». Греция и Рим 33, вып. 2 (октябрь): 156.
- ^ ДеСуза, 2.
- ^ ДеСуза, 15.
- ^ Мёллер, Бьёрн. «Пиратство, морской терроризм и военно-морская стратегия». Копенгаген: Датский институт международных исследований, 16 ноября 2008 г. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Моллер, 10.
- ^ Фукидид (11 июня 2009 г.), Хаммонд, Мартин; Родс, П.Дж. (ред.), «История Пелопоннесской войны» , Oxford World's Classics: Фукидид: Пелопоннесская война , Oxford University Press, doi : 10.1093/oseo/instance.00266021 , ISBN 978-0-19-282191-1 , получено 20 октября 2022 г.
- ^ Ксенефон. Киропедия . п. 7.5.73.
- ^ ДеСуза, 28.
- ^ Уотерфилд 2011 , с. х.
- ^ Диодор Сицилийский библиотека Историческая п. 20.97
- ^ Кацев, Сьюзен Уомер. «Древний корабль Кирении, под кипрскими морями». Великие моменты в греческой археологии . Эд. Павос Валаванис и Дэвид Харди. Издательство Оксфордского университета, 2007. 286–99.
- ^ Шерк, Роберт К. (1984). Рим и греческий Восток до смерти Августа . Издательство Кембриджского университета. п. 29. ISBN 9780521271233 .
- ^ Де Соуза, Филип. «Пиратство в греко-римском мире» (PDF) . Издательство Кембриджского университета . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ Делл, Гарри Дж. 1967. «Происхождение и природа иллирийского пиратства». Historia: Журнал древней истории 16, (3) (июль): 345.
Источники
[ редактировать ]- Ормерод, Генри А. (1974) Пиратство в древнем мире: очерк истории Средиземноморья. Издательство Ливерпульского университета . ISBN 0-853-23044-7
- Уотерфилд, Робин (2011). Разделение добычи: Война за империю Александра Македонского (древние войны и цивилизация) . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-1953-9523-5 .