Шерден
Шерден аккадский ( египетский : šrdn , šꜣrdꜣnꜣ или šꜣrdynꜣ ; угаритский : šrdnn(m) и trtn(m) ; возможно, : šêrtânnu ; также именуемый «Шардана» или «Шердану») — одна из нескольких этнических групп, « народы моря». о которых говорили состоять из, появляющихся в фрагментарных исторических и иконографических записях ( древнеегипетских и угаритских ) из Восточного Средиземноморья в конце 2-го тысячелетия до нашей эры.
На рельефах они изображены несущими круглые щиты и копья , кинжалы или мечи , возможно, типа Науэ II . В некоторых случаях они изображены в корсетах и килтах, но их ключевой отличительной особенностью является рогатый шлем , который во всех случаях, кроме трех, имеет круглую фурнитуру на гребне. В Мединет-Абу корсет похож на тот, который носили филистимляне . Меч Шерден, как предполагают археологи со времен Джеймса Генри Брестеда , возможно, возник в результате увеличения европейских кинжалов и был связан с эксплуатацией богемского олова. Роберт Дрюс предположил, что использование этого оружия группами наемников Шердена и филистимлян сделало их способными противостоять атакам колесниц и, таким образом, сделало их ценными союзниками в войне. [1] но теория Дрюса подверглась широкой критике со стороны современных ученых. [2] [3]
Ранние исторические ссылки
[ редактировать ]Самое раннее известное упоминание о людях по имени Срдн-в , чаще называемых Шерден или Шардана , обычно считается аккадским упоминанием «ше-эр-та-ан-ну» в переписке Амарнских писем от Риб-Хадды , мэр ( хазанну ) Библоса , [4] фараону Аменхотепу III или Эхнатону в 14 веке до нашей эры. Хотя их называют морскими налетчиками и наемниками, которые были готовы предложить свои услуги местным работодателям, эти тексты не содержат никаких доказательств этой связи и не проливают света на то, какова функция этих «ширданну-людей». был в то время. [5] [6]
Первое достоверное упоминание о Шерденах встречается в записях Рамсеса II (правил в 1279–1213 гг. до н. э.), который победил их на втором году своего правления (1278 г. до н. э.), когда они попытались совершить набег на побережье Египта. Впоследствии фараон включил многих из этих воинов в свою личную гвардию. [7] Надпись Рамсеса II на стеле из Таниса, запечатлевшей набег пиратов Шердена и последующее поражение, говорит о постоянной угрозе, которую они представляли для средиземноморского побережья Египта:
неуправляемый Шерден, с которым никто никогда не умел бороться, они смело приплыли на своих боевых кораблях из середины моря, и никто не смог им противостоять. [8] [9]
После того, как Рамсесу II удалось разгромить захватчиков и взять в плен часть из них, в этом телохранителе фараона изображены пленники Шердена, где они выделяются шлемами с рогами с выступающим из середины шаром, круглыми щитами и огромными Науэ II . мечами [10] с которыми они изображены в надписях о битве при Кадеше , сражавшейся против хеттов . Рамсес заявил в своих надписях Кадеша , что он включил часть Шерденов в свою личную охрану в битве при Кадеше. [11]
Спустя годы другие волны людей моря, включая Шерденов, были побеждены Мернептахом , сыном Рамсеса II и отцом Рамсеса III . Египетский труд, написанный около 1100 г. до н.э., « Ономастикон Аменопы» , документирует присутствие Шердена в Ханаане . [12] После поражения от фараона Рамсеса III им, наряду с другими «народами моря», будет разрешено поселиться на этой территории под властью Египта.
Итальянский востоковед Джованни Гарбини определил территорию, колонизированную Шерденами, как территорию, занятую, согласно , израильским коленом Завулона, идущим под эпонимом Саред Библии , обосновавшимся на северной территории Ханаана . [13] [14] [15] Археолог Адам Зерталь предполагает, что некие Шердены поселились на территории нынешнего северного Израиля. Он выдвигает гипотезу, что библейский Сисара был генералом Шердена и что археологический памятник в Эль-Ахвате (чья архитектура напоминает памятники нурагов на Сардинии ) был столицей Сисары, Харошет Хаггойим . [16] хотя эта теория не получила широкого признания в научном сообществе. [17]
Связь с народами моря
[ редактировать ]Шердены, похоже, были одной из наиболее известных групп пиратов, которые совершали прибрежные набеги и нарушали торговлю примерно в 13 веке до нашей эры. Впервые они упоминаются поименно в Таниса риторической стеле Рамсеса II II , в которой, в частности, говорится: «Что касается Шердена мятежного ума, с которым никто никогда не мог бороться, который пришел смелым сердцем, они приплыли на военных кораблях из посреди моря, тех, кому никто не мог противостоять, но он разграбил их победами своей доблестной руки, и они были уведены в Египет». [18] Вполне возможно, что некоторые из «Шерденов», захваченных в битве, описанной в «Танисе II», были отправлены на службу Египту, возможно, даже в качестве корабелов или советников по морским технологиям , роль, в которой они, возможно, помогали в строительстве гибридных египетских военных кораблей, которые можно увидеть на монументальный рельеф в Мединет-Абу , изображающий морское сражение между египтянами и народами моря. [19]
Майкл Вуд предположил, что их набеги во многом способствовали краху микенской цивилизации. [20] Однако, хотя некоторые атрибуты Эгейского моря можно увидеть в материальной культуре филистимлян , одного из народов моря, основавших города на южной прибрежной равнине Ханаана в начале железного века , связь Шердена с этой географической областью является очевидной. полностью основано на их связи с этой группой и феноменом «народов моря» в целом, а не на физических или литературных свидетельствах (почти все из которых свидетельствуют об их присутствии в Египте, а не о порту их происхождения). [21]
Происхождение
[ редактировать ]Никаких упоминаний о Шердене никогда не было обнаружено ни в хеттских, ни в греческих легендах и документах. [ нужна ссылка ]
Теория восточного происхождения
[ редактировать ]Английский археолог Маргарет Гвидо (1912–1994). [22] приходит к выводу, что доказательства происхождения Шердена, Шекелеша или Тереш из западного Средиземноморья неубедительны. Гвидо в 1963 году предполагает, что Шерден может в конечном итоге происходить из Ионии , на центральном западном побережье Анатолии , в районе Гермоса , к востоку от острова Хиос . Предполагается, что Сарды и близлежащая Сардинская равнина могут сохранить культурную память о своем названии.
До недавнего времени [ сомнительно – обсудить ] предполагалось, что Сарды были заселены только в период после Анатолийского и Эгейского Темного века , но американские раскопки показали, что это место было заселено в бронзовом веке и было местом проживания значительного населения. [ нужна ссылка ] Если это так, то Шердены, подталкиваемые хеттским экспансионизмом позднего бронзового века и вызванные голодом, охватившим этот регион в то же время, возможно, были вытеснены на Эгейские острова , где нехватка места заставила их искать приключений и экспансия за границу. Предполагается, что отсюда они могли позже мигрировать на Сардинию. Гвидо предполагает, что
[если] несколько доминирующих лидеров прибыли в качестве героев всего за несколько столетий до основания финикийских торговых постов, некоторые особенности сардинской предыстории можно объяснить нововведениями, введенными ими: восточные типы доспехов и боевые действия, увековеченные в бронзовых изображениях воинов, несколько столетия спустя; прибытие кипрских медных слитков типа Иликси ; Серра внезапное развитие и изобретательность дизайна самих сардинских нурагов примерно на рубеже первого тысячелетия; введение некоторых религиозных практик, таких как поклонение воде в священных колодцах – если этот факт не был введен [позже] финикийскими поселенцами. [23]
Утверждается, что единственное оружие и доспехи, подобные тем, что были у Шердена, найденные на Сардинии, датируются несколькими столетиями позже периода народов моря, который в основном охватывал XIII–XII века до нашей эры. Если теория о том, что шердены переселились на Сардинию только после их поражения около 1178–1175 гг. до н.э. от Рамсеса III, верна, то из этого можно сделать вывод, что находки на Сардинии представляют собой пережитки более ранних типов оружия и доспехов. [ сомнительно – обсудить ] С другой стороны, если бы Шердены проникли в Западное Средиземноморье только в девятом веке, что было бы связано, возможно, с перемещением в Западное Средиземноморье ранних этрусков и даже финикийских народов-мореплавателей, это решило бы проблему позднего появления шерденов в Западном Средиземноморье. их военное снаряжение на Сардинии; но остается неизвестным, где они находились между периодом существования народов моря и их окончательным появлением на Сардинии.
Теория западного происхождения
[ редактировать ]Теория, постулирующая миграцию народов из Восточного Средиземноморья на Сардинию в эпоху поздней бронзы, была решительно отвергнута итальянскими археологами, такими как Антонио Тарамелли. [24] и Массимо Паллоттино [25] и Вер Гордон Чайлд , [26] и совсем недавно Джованни Угаса, который вместо этого отождествляет Шердена с коренной сардинской нурагической цивилизацией . [27] [28] [29] Он раскопал случайно обнаруженный Гипогей Сант-Ирокси на Сардинии, где было найдено несколько мечей и кинжалов из мышьяковой бронзы, датируемых 1600 годом до нашей эры. Открытие позволило предположить, что нурагические племена действительно использовали этот вид оружия с середины II тысячелетия до нашей эры, о чем также свидетельствуют нурагические бронзовые скульптуры, датируемые аж 1200 годом до нашей эры и изображающие воинов с рогатым шлемом и круглым щитом.
Подобные мечи изображены также на менгира Филитоса статуе , на юге Корсики . [30] Джованни Лиллиу отмечал, что период упоминания Шерденов в египетских источниках совпадает с расцветом нурагической цивилизации. [31] По словам Роберта Дрюса, сардинцам из залива Кальяри и близлежащих районов было предложено стать воинами и покинуть свой остров, чтобы улучшить свои жизненные условия в королевствах Восточного Средиземноморья. [32]
С 2008 года «Проект Шардана» разрабатывается на Корсике и Сардинии Центром исследований Ж.-Фр. Шампольон по египтологии и коптской цивилизации, базирующийся в Генуе в сотрудничестве с Университетом Генуи и Университетом Средиземноморья в Таранто. Целью проекта является сбор как можно большего количества доступных данных о культуре Шерден внутри и за пределами Египта фараонов. [33] Проект, проводимый египтологом Джакомо Кавиллье, направлен на проверку возможных взаимосвязей и контактов между Шерденом и местной культурой этих островов в более широком средиземноморском контексте, а также на переоценку всех имеющихся данных об этом явлении. [34]
Отождествление Шерденов с нурагическими сардинцами также было поддержано Себастьяно Туса в его последней книге. [35] и в своих презентациях [36] и Карлос Роберто Зореа из Мадридского университета Комплутенсе . [37]
Еще одним сторонником этой версии был кипрский археолог Вассос Карагеоргис , который нашел нурагическую керамику на Кипре и написал о роли нурагов в таких местах, как сирийский город Телль-Казел .
Наиболее вероятно, что среди эгейских иммигрантов были и беженцы с Сардинии. Это может подтверждать свидетельства Мединет Хабу о том, что среди народов моря были также беженцы из различных частей Средиземноморья, некоторые из Сардинии, Шарданы или Шердена. [...] Вероятно, эти шарданы сначала отправились на Крит, а оттуда присоединились к группе критян для путешествия на восток. [38]
Адам Зерталь и совсем недавно Бар Шай из Хайфского университета также утверждали, что шарданы были сардинцами-нурагами, и связывали их с местом Эль-Ават в Ханаане.
Если посмотреть на планы поселений Шарданы на Сардинии во втором тысячелетии до н.э., на протяжении всего этого периода, то можно увидеть волнистые стены, коридоры... можно увидеть высокие груды камней, которые превратились в классическая нурагическая культура Сардинии. Единственные хорошие архитектурные параллели можно найти на Сардинии и в культуре Шардана. [39]
По словам Малкольма Х. Винера , «некоторые из народов моря, вероятно, пришли из Сардинии, Сицилии, Италии или Балкан. Сардиния долгое время рассматривалась как вероятная или возможная родина шерданов в свете сходства названий и Египетские изображения шлемов, напоминающих шлемы, найденные на Сардинии», тогда как для австрийского археолога Рейнхарда Юнга «гипотеза о связи шарданы с сардинцами-нурагами так же стара, как археология, но доказать ее до сих пор не удалось». (2017). [40]
Нурагическая керамика позднего бронзового века была найдена в Эгейском море и в Восточном Средиземноморье, особенно на Крите в Коммосе и на острове Кипр , в Коккинокремносе , месте, приписываемом народам моря. [41] [42] и Хала Султан Текке . [40] Нурагическая керамика была также найдена в гробнице Угаритской гавани Минет-эль-Бейда . [43]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дрюс, Роберт (1993). Конец бронзового века . Издательство Принстонского университета.
- ^ Клайн, Эрик Х. (1997). «Обзор книги Роберта Дрюса «Конец бронзового века: изменения в войне и катастрофа около 1200 г. до н. э.» ». Журнал ближневосточных исследований . 56 (2): 127–129. дои : 10.1086/468535 .
- ^ Дикинсон, Оливер ТПК (1999). «Теории Роберта Дрюса о природе войны в позднем бронзовом веке». В Лафинёре, Р. (ред.). Полемос: Le Contexte Guerrier en Egee a l'Age du Bronze . Эгеум. Том. 19. Льежский университет. стр. 21–25.
- ^ EA 81, EA 122, EA 123 в Moran (1992), стр. 150-151, 201-202 [ нужна полная цитата ]
- ^ Эмануэль, Джеффри П. (2013). «Шерден с моря: прибытие, интеграция и аккультурация народа моря» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 5 (1): 14–27. дои : 10.2458/azu_jaei_v05i1_emanuel .
- ^ Эмануэль, Джеффри П. (2012). Шрдн моря: переоценка Шерденов и их роли в египетском обществе . Ежегодное собрание АМА.
- ^ Гримал Н. История Древнего Египта . стр. 250–253.
- ^ Кухня, Кеннет (1982). Торжествующий фараон: Жизнь и времена Рамсеса II, царя Египта . Арис и Филлипс. стр. 40–41.
- ^ Кавиллье, Джакомо (2008). «Шардана и Рамессидский Египет». БАР (1438 г.). Оксфорд, Великобритания: Archaeopress.
- ^ Гардинер 1968: 196-197.
- ↑ Боевые надписи в Лихтейме, 1976: 63 и далее. [ нужна полная цитата ]
- ^ Джованни Гарбини, цит., стр. 52 [ нужна полная цитата ]
- ^ см . Гарбини, Дж., Филистимляне , Рускони, Милан, 1997: проход.
- ^ Отчет 2001 b / 37-38 и 41-45.
- ^ Счет 2002: 537 и 546-547.
- ^ «Археологическая загадка раскрыта» . Университет Хайфы. 1 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 5 июля 2010 г.
- ^ Эмануэль, Джеффри П. (2012–2013 гг.). «Обзор Адама Зертала (ред.), Эль-Ахват: укрепленное место раннего железного века недалеко от Нахальского железа, Израиль: Раскопки 1993–2000 годов» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 5 (2). Брилл: 57–60.
- ^ Кухня, Кеннет А. (1996). Надписи Рамессайда, переведенные и аннотированные . Том. II: Переводы: Рамсес II, Царские надписи. Кембридж: Уайли. п. 120 §73.
- ^ Эмануэль, Джеффри П. (2014). «Народы моря, Египет и Эгейское море: передача морских технологий в период перехода от поздней бронзы к раннему железу (LH IIIB – C)» . Эгейские исследования . 1 : 21–56.
- ^ Вуд, Майкл (1987). В поисках Троянской войны . Книги Би-би-си. ISBN 0452259606 .
- ^ Эмануэль, Джеффри П. (2012). Шрдн крепостей, Шрдн моря: Шердены и их роль в египетском обществе, переоценка . Ежегодное собрание Американского исследовательского центра в Египте.
- ^ Гвидо, Маргарет (1963). Сардинцы . Люди и места. Книги Темзы.
- ^ Гвидо, Маргарет. Сардинцы . стр. 187–188.
- ^ Тарамелли, Антонио (1982). Раскопки и открытия. 1903–1910 (на итальянском языке). Сассари: редактор Карло Дельфино. OCLC 643856632 .
Но я считаю, что последствия нашего наблюдения о преемственности элементов энеолита в элементах нурагической цивилизации имеют больший размах, чем то, что видел мой коллега; то есть, что цивилизация Шарданы была здесь полностью развита, от своих первоначальных семян, что она выросла здесь, воинственная, энергичная, и что она далека от того, чтобы рассматривать Сардинию как крайнее убежище рассеянной расы, преследуемой, как бегущего зверя, семитическим элементом, пришедшим сюда, чтобы укусить и подчинить его, мы должны увидеть гнездо, из которого он смело вылетел, оставив отпечаток господства, борьбы, упорства на почве, которую он приобрел для цивилизация.
- ^ Паллотино, Массимо. Нурагическая Сардиния . п. 119.
- ^ Гордон Чайлд, Вир (1930). Бронзовый век .
В нурагических святилищах и кладах мы находим необычайное разнообразие вотивных статуэток и моделей из бронзы. Особенно распространены фигуры воинов, грубые и варварские в исполнении, но полные жизни. Воин был вооружен кинжалом и луком и стрелами или мечом, покрыт двурогим шлемом и защищен круглым баклером. Одежда и вооружение не оставляют сомнений в существенной идентичности сардинского пехотинца рейдерам и наемникам, изображенным на египетских памятниках как «Шардана». В то же время многочисленные вотивные барки, также из бронзы, демонстрируют важность моря в жизни Сардинии.
- ^ Угас, Джон (2016). Шардана и Сардиния. Народы моря, союзники Северной Африки и конец великих королевств . Кальяри, Edizioni Della Torre.
- ^ «Новое исследование археолога Угаса» . 3 февраля 2017 г.
«Это точно, нурагический народ был шарданами».
- ^ «Молодые угасы: Шардана» . Сардинияпойнт . Sp Интервью (на итальянском языке) . Проверено 3 мая 2015 г.
- ^ Угас, Джон (2005). Рассвет Нураги .
- ^ Лиллиу, Джованни. Нурагическая цивилизация . п. 111.
- ^ Дрюс, Роберт (1993). Конец бронзового века: изменения в войне и катастрофа ок. 1200 г. до н.э. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 218-219 .
- ^ Кавиллье, Г. (2003). «Шардана Египта или Египет Шарданы: видение наемника в Рамессидском Египте». Египет . LXXXII : 67–80.
- ^ Кавиллье, Джакомо (2010). «Проект Шардана: перспективы и исследования Шердена в Египте и Средиземноморье» . Сирия . 87 (87): 339–345. дои : 10.4000/syria.695 .
- ^ Туса, Себастьяно (2018). Народы Великого Зеленого: Средиземноморье во времена фараонов (на итальянском языке). Рагуза: издания по истории и общественным наукам. ISBN 9788899168308 . OCLC 1038750254 .
- ^ Презентация книги Себастьяно Туса «Люди Великой зелени» в Музее Сапиенца Ближнего Востока, Египта и Средиземноморья в Риме (на итальянском языке). 21 марта 2018 г. Событие происходит в 12:12.
- ^ Зорея, Карлос Роберто (2021). Морские народы в Ханаане, Кипре и Иберии (12-10 века до н. э.) (PDF) . Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе .
- ^ Карагеоргис, Вассос (2011). «Полированная посуда ручной работы на Кипре и в других странах Средиземноморья». О котелках, чашках для питья, ткацких станках и этнической принадлежности на Кипре бронзового века и соседних регионах: международный археологический симпозиум, проходивший в Никосии, 6-7 ноября 2010 г. Фонд АГ Левентиса. п. 90. ИСБН 978-9963-560-93-6 . OCLC 769643982 .
- ^ «Археологический объект может пролить свет на жизнь библейского злодея Сисары» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 27.11.2019 . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Питер М. Фишер и Тереза Бюрге, изд. (2017), «Народы моря» «Современно: новые исследования трансформации в Восточном Средиземноморье в 13-11 веках до н.э.» , получено 24 ноября 2023 г.
- ^ Karageorghis, V.; Karageorghis, J. (2013). "L´Isola di Afrodite". Archeologia Viva . No. 159. pp. 40–53.
- ^ Гейл, Нью-Хэмпшир (2011). «Источник металлического свинца, который использовался для изготовления ремонтного зажима на нурагической вазе, недавно раскопанной в Пила-Коккинокремос на Кипре». В Карагеоргисе, В.; Коука, О. (ред.). О кастрюлях для приготовления пищи, чашках для питья, ткацких станках и этнической принадлежности на Кипре бронзового века и в соседних регионах . Никосия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Иоанна Костопулу, Райнхард Юнг (январь 2023 г.), «Наблюдения за керамикой кампаний 2014–2019 гг.» , Дж. Бретшнайдер/А. Канта/Дж. Дриссен, Раскопки в Пила-Коккинокремосе. Отчет о кампаниях 2014–2019 гг. Aegis 24 , получено 10 октября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джованни Гарбини, Филистимляне. Антагонисты Израиля , Рускони, Милан, 1997 г.
- Н. К. Сандарс (1987) [1978]. Народы моря: воины древнего Средиземноморья (изд. edizione riveduta). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27387-6 .
- Угас, Джон (2016). Шардана и Сардиния: народы моря, союзники Северной Африки и конец Великих царств (15-12 века до н. э.) (на итальянском языке). Кальяри: Edizioni della Torre. ISBN 9788873434719 . OCLC 976013893 .
- Туса, Себастьяно (2018). Народы Великого Зеленого: Средиземноморье во времена фараонов (на итальянском языке). Рагуза: издания по истории и общественным наукам. ISBN 9788899168308 . OCLC 1038750254 .
- Мохамед Раафат Аббас, «Обзор военной роли воинов-шерденов в египетской армии в период Рамессида», Égypte Nilotique et Méditerranéenne 10 (2017), стр. 7–23.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Академические статьи о Шердене — ресурс рецензируемых публикаций и лекций, посвященных Шердену или имеющих отношение к нему.
- Письма Амарны , письма, написанные на аккадском языке и найденные в Эль-Амарне в Египте, из которых три (EA 81, 122, 123) могут упоминать Шердена.
- Интервью с Джованни Угасом (на итальянском языке)
- Папирус Харрис
- Обзор соответствующей литературы со ссылками на некоторые (переведенные) оригинальные источники.
- Морские люди (на английском языке)
- Источники и обсуждение Шердена (на итальянском языке)