Маневрирование в воздушном бою
Маневрирование в воздушном бою ( ACM ) — это тактика перемещения, поворота и расположения истребителя с целью занять позицию, из которой можно нанести удар по другому самолету. Маневры воздушного боя, обычно связанные с воздушным боем , основаны на наступательных и оборонительных базовых маневрах истребителя (BFM) для получения преимущества над воздушным противником.
Исторический обзор [ править ]
Военная авиация зародилась во время Первой мировой войны , когда самолеты первоначально использовались для обнаружения скоплений войск противника, позиций полевых орудий и движений. Ранние воздушные бои заключались в том, что авиаторы стреляли друг в друга из ручного оружия. [1] Первым зарегистрированным самолетом, сбитым другим самолетом, произошедшим 5 октября 1914 года, был немецкий «Авиатик БИ» . Пилот, фельдфебель Вильгельм Шлихтинг, был застрелен из карабина наблюдателя Луи Кено, который ехал на французском Voisin III, пилотируемом сержантом Йозефом Францем. [2] Необходимость прекратить разведку , которую вела авиация противника, быстро привела к развитию истребителей - класса самолетов, предназначенных специально для уничтожения других самолетов. [1]
Стационарные пушки, стреляющие вперед, оказались наиболее эффективным вооружением для большинства истребителей времен Первой мировой войны, но было практически невозможно стрелять из них через вращающийся винт собственного самолета, не уничтожив при этом собственный самолет. Ролан Гаррос , работающий с Morane Saulnier Aéroplanes , первым решил эту проблему, прикрепив к винту стальные дефлекторные клинья. Он добился трех побед, но был сбит огнем с земли и приземлился в тылу немцев. Энтони Фоккер осмотрел обломки самолета и научился улучшать конструкцию, соединяя ударно-спусковой механизм пушки с механизмом синхронизации двигателя, что позволило орудию стрелять через пропеллер, не вступая в контакт с пропеллером. [1] [2] По мере быстрого развития технологий новые и молодые авиаторы начали определять сферу боя воздух-воздух, такие как Макс Иммельманн , Освальд Бельке и Ланоэ Хокер . Один из величайших «пилотов-асов» Первой мировой войны, Манфред фон Рихтгофен («Красный барон»), писал в своей книге «Красный летчик-истребитель» : «Самое замечательное в воздушном бою то, что решающий фактор не заключается в хитрости». полет, но исключительно благодаря личным способностям и энергии летчика. Летающий человек может совершать все мыслимые трюки, но при этом ему может не удаться сбить ни одного врага». [3]
Пилоты вскоре научились занимать огневую позицию (избегая при этом угрозы вражеских орудий), маневрируя позади вражеского самолета; это известно как попадание в «шесть часов» самолета или в его «хвост», а также множество других терминов, обычно придуманных летным экипажем. Этот вид боя стал известен как воздушный бой . Освальд Бёльке , немецкий ас-истребитель во время Первой мировой войны, был первым, кто опубликовал в 1916 году основные правила маневрирования в воздушном бою, известные как Dicta Boelcke . [4] [5] Он советовал пилотам атаковать со стороны Солнца (которое защищающийся пилот не мог видеть) или лететь на большей высоте, чем противник. Большинство из этих правил сегодня так же ценны, как и столетие назад. [6]
Сегодняшние воздушные бои намного сложнее, чем в прежние времена, поскольку практически на всех современных истребителях используются ракеты «воздух-воздух» , радары и автоматические пушки, способные вести высокую скорострельность. [7] Появились новые и дополнительные типы маневров, направленные на взлом радиолокационного захвата путем минимизации доплеровской сигнатуры собственного самолета («удержание противника на 3 или 9 часах») или истощение кинетической энергии приближающейся ракеты (путем меняя курс самолета из стороны в сторону, ракета, летящая не прямо на цель, а пытаясь ее упредить, будет совершать более резкие виражи и в конечном итоге ей придется лететь по более длинной траектории). Однако бой на ближней дистанции с использованием ракет с инфракрасным наведением и авиационных пушек по-прежнему подчиняется тем же общим правилам, которые были установлены в небе над Европой в начале 20 века. [ нужна ссылка ] Главное правило остается прежним: зайти противнику в тыл, не позволяя ему сделать то же самое.
Тактика боя на ближней дистанции значительно различается в зависимости от типа используемой авиации и количества задействованных самолетов.
Тактика [ править ]
Есть пять вещей, о которых пилот должен помнить, планируя воздушный бой; из них самое важное — видеть и удерживать противника в поле зрения. В Юго-Восточной Азии более 85 процентов всех убийств приходится на то, что нападавший заметил и выстрелил в защитника, оставшись незамеченным. [7] Необходимо учитывать структурные ограничения атакующих и защищающихся истребителей, такие как тяговооруженность , нагрузка на крыло и «угловая скорость» (максимальная или минимальная скорость, при которой самолет может достичь наилучших характеристик поворота). Также необходимо учитывать переменные ограничения, такие как радиус разворота , скорость разворота и удельная энергия самолета. Положение самолета должно быть быстро оценено, включая направление, угол отклонения от хвоста (угол между траекториями полета), [8] и скорость закрытия. Кроме того, пилот должен знать положение своего ведомого и поддерживать хорошую связь. [7]
Пилот в бою пытается сохранить энергию своего самолета посредством тщательно рассчитанных и выполненных маневров. истребителя Используя такие маневры, пилот часто находит компромисс между потенциальной энергией (высотой) и кинетической энергией (воздушной скоростью), чтобы поддерживать соотношение энергии к весу самолета или «удельную энергию». [7] Такой маневр, как « низкое йо-йо », меняет высоту на воздушную скорость, чтобы приблизиться к врагу и уменьшить радиус поворота. Противоположный маневр, « высокое йо-йо », меняет скорость на высоту, буквально сохраняя энергию в «высотном банке». [9] что позволяет быстро движущемуся атакующему замедлить скорость приближения. [7] [10]
Злоумышленник сталкивается с тремя возможными способами преследования врага, каждый из которых жизненно важен во время погони. «Преследование с отставанием» происходит в развороте, когда нос атакующего самолета направлен за хвост противника. Преследование с отставанием позволяет атакующему увеличить или сохранить дальность, не промахиваясь . «Упреждающее преследование» в развороте происходит, когда нос атакующего самолета направлен вперед противника. Ведущее преследование используется для уменьшения расстояния между самолетами, а также во время артиллерийских атак, когда пушки должны быть нацелены не на то место, где находится обороняющийся, а на то, где он будет, когда туда доберутся пули. «Чистое преследование» происходит, когда нос нападающего направлен прямо на защитника. Чистое преследование — это когда будет выпущено большинство ракет, и эту позицию труднее всего удерживать. Они известны как кривые преследования. [7]
Решающий бой воздушного боя может быть исполнен в бесконечном количестве геометрических плоскостей. Пилотам рекомендуется избегать строго вертикальных и горизонтальных плоскостей, а использовать неограниченное количество наклонных плоскостей, которые противнику гораздо труднее отслеживать. Это бесконечное количество плоскостей вокруг фиксированной точки, вокруг которой вращается самолет, называется «столбом и пузырем». Истребитель, который может удерживать позицию между самолетом и его воображаемым постом, не может быть атакован этим самолетом. [7] Однако воображаемый пузырь деформируется под действием силы тяжести , в результате чего повороты наверху становятся намного более крутыми и медленными, а внизу шире и быстрее, и его иногда называют «тактическим яйцом». [7]
Маневры, применяемые нападающим, также могут быть использованы защищающимся для уклонения или получения тактического преимущества над противником. Для маневрирования самолета также могут использоваться другие компоненты, такие как рыскание , сопротивление , подъемная сила и тяги . векторы [7] Ключевым фактором во всех боях является «разделение носа и хвоста». Подходя достаточно близко для стрельбы, атакующий должен держать нос своего самолета достаточно далеко от хвоста обороняющегося, чтобы иметь возможность хорошо прицелиться и предотвратить промах . Аналогичным образом, защищающийся будет использовать все доступные маневры, чтобы спровоцировать промах, пытаясь сменить свою роль на роль нападающего. [7]
Пример маневрирования [ править ]
- Базовый:
- Сложный:
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кто убил Красного Барона? 7 октября 2003 г. PBS .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ltd, Не паниковать (27 января 2003 г.). «h2g2 — Ранний бой воздух-воздух — отредактированная запись» . h2g2.com . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ Красный летчик-истребитель . Richthofen.com. Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ «Дикта Бёльке – Организация Ягдстаффельна и упадок Бёльке» . Архивировано из оригинала 23 октября 2009 года.
- ^ [1] Архивировано 4 марта 2009 г., в Wayback Machine.
- ↑ Джо Паппалардо, 23 июня 2014 г., « Авиабаза Техас, где куются пилоты-истребители НАТО », «Популярная механика», дата обращения 24 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж « Основные принципы BFM. Архивировано 5 августа 2011 г. в Wayback Machine ».
- ^ Глоссарий ВВС. Архивировано 7 января 2010 г. в Wayback Machine . Gruntsmilitary.com. Проверено 16 ноября 2010 г.
- ↑ Школа ACM Sick: Объяснение маневров. Архивировано 31 августа 2009 г. в Wayback Machine . 352ndfightergroup.com. Проверено 16 ноября 2010 г.
- ↑ Продвинутые боевые маневры — Battleground Europe Wiki. Архивировано 14 июля 2018 г. на Wayback Machine . Wiki.battlegroundeurope.com (15 августа 2008 г.). Проверено 16 ноября 2010 г.