Палец-четыре
пальца -четыре Построение (также известное как «построение четырех пальцев» и «построение кончиков пальцев») — это летное построение, используемое истребительной авиацией . В его состав входят четыре самолета, причем четыре таких соединения могут быть объединены в эскадрилью .
Описание
[ редактировать ]Формирование состоит из звена из четырех самолетов, состоящего из «головного элемента» и «второго элемента», по два самолета в каждом. При взгляде на формирование сверху положение плоскостей напоминает кончики четырех пальцев правой руки человека (без большого пальца ), что и дало формированию свое название.

Головной элемент состоит из командира звена в самой передней части строя и одного ведомого слева от него сзади. Второй элемент состоит из двух дополнительных самолетов: лидера элемента и его ведомого. Лидер элемента находится справа и сзади от лидера звена, за ним следует ведомый элемента справа и сзади.
И командир звена, и командир элемента выполняют наступательные функции, поскольку именно они открывают огонь по самолетам противника, пока звено остается нетронутым. Их ведомые играют оборонительную роль: ведомый прикрывает тыл второго элемента, а ведомый элемента прикрывает тыл ведущего элемента.
Четыре таких звена можно объединить в эскадрилью, состоящую из двух расположенных в шахматном порядке линий истребителей, расположенных одна перед другой. Каждый рейс обычно обозначается цветом (т. е. красным, синим, желтым и зеленым).
Одним из недостатков схемы «четыре пальца» было то, что она оставляла наименее опытного летчика, ведомого номер два, в наиболее незащищенной позиции (как «хвостовой Чарли»). Они были особенно уязвимы для внезапной атаки с пикирования, и в некоторых случаях их можно было отстрелить, даже не заметив этого.
История
[ редактировать ]Формирование было разработано несколькими военно-воздушными силами независимо в 1930-х годах. ВВС Финляндии приняли его на вооружение в 1934 и 1935 годах. [1] [2] Пилоты Люфтваффе самостоятельно разработали это формирование в 1938 году во время гражданской войны в Испании и первыми применили его в бою. [ нужна ссылка ]
Финский эксперимент
[ редактировать ]В 1930-е годы финские ВВС , осознавая свою численную слабость по сравнению с соседями, стремились компенсировать этот недостаток радикальным переосмыслением своей тактики. Новая тактическая философия подчеркивала агрессию, готовность атаковать независимо от шансов, а также точность стрельбы в то время, когда пилотажное мастерство ценилось большинством военно-воздушных сил. Рука об руку с изменениями шло принятие формации «пара» и «палец-четыре», что позволяло экономить и давало гибкость, необходимую для новой тактики. Самолеты в новых формированиях имели большее вертикальное и горизонтальное разделение, поэтому они могли свободно искать самолеты противника во всех направлениях, а не сосредотачиваться на поддержании сомкнутого строя. Это позволило пилотам сохранять большую осведомленность об обстановке и снизило вероятность быть обнаруженными противником. Две пары могли разделиться и атаковать самостоятельно. Пилот, заметивший противника, становился лидером пары или даже всего звена на время атаки, так как обладал лучшей ситуационной осведомленностью в этот момент.
Не имея никаких гарантий успеха, ВВС приняли новую тактику и позже убедились в обоснованности этого подхода во время Зимней войны (1939–1940) с Советским Союзом . Финские ВВС доказали свою эффективность, добившись соотношения поражений 16:1 с помощью пальца-четверки против советских ВВС , которые использовали обычную схему Вика . [2]
Немецкий опыт в Испании
[ редактировать ]Участие в гражданской войне в Испании дало молодым Люфтваффе ранний опыт боевых действий, но « Легион Кондор » быстро обнаружил, что его основной истребитель He 51 превосходил советский И-16 , находившийся на вооружении республиканцев . Новый Bf 109B был эффективен, но его не хватало. Некоторое время их было всего шесть, что делало трехплоскостной Kette непрактичным. Было обнаружено, что полет парами ( Rotte ) или двухпарным Schwarm и использование более открытого строя (что стало возможным благодаря радиосвязи между самолетами) дает и другие преимущества.
Наиболее заметными в его разработке и использовании в Люфтваффе были Гюнтер Лютцов , Вернер Мёльдерс и их коллеги-летчики. В Люфтваффе звено ( нем . Schwarm ) состояло из двух пар ( нем . Rotte ) самолетов. Каждый Ротте состоял из лидера и ведомого. Роттенфюрер . (лидер пары) атаковал вражеские самолеты, оставлял своего ведомого искать угрозы и защищать его, пока он вступал в бой с врагом Таким образом, немцы отказались от более гибкого подхода финских ВВС.
Люфтваффе , где было показано, что его эффективность значительно выше , продолжало использовать это соединение во время битвы за Францию , битвы за Британию и вторжения в Советский Союз чем стандартное сомкнутое соединение из трех самолетов « Вик », используемое его противниками. . [3] Позже ВВС Великобритании, ВВС США (USAAF) и советские ВВС адаптировали свою тактику.
Другие операторы
[ редактировать ]Части советских ВВС во время гражданской войны в Испании вскоре приняли на вооружение эту схему для полетов против немцев и в 1938 году рекомендовали ее использовать по возвращении домой. Однако большинство испанских ветеранов были уничтожены во время сталинской Великой чистки вооруженных сил. [3] а более консервативный «Вик» оставался стандартной советской формацией. Пария не были восстановлены до тех пор , и звено пока операция «Барбаросса» не привела к реформам Александра Новикова в 1942 и 1943 годах. [4]
ВВС Великобритании также не смогли радикально реформировать свою истребительную тактику до конца битвы за Британию . Ослабление давления и переход к более атакующей позиции привели к различным экспериментам с построениями. Летающий ас Дуглас Бэйдер был первым пилотом Королевских ВВС, опробовавшим эту схему в мае 1941 года. После некоторой доработки она стала стандартной формацией его Даксфордского крыла и в конечном итоге распространилась по всем Королевским ВВС. [5] [6]
Воздушный корпус армии США и военно-морская авиация начали использовать концепцию под названием «Боевая пара» с 1940 по 1941 год. Япония также приняла схему «палец-четыре» во время Второй мировой войны. [7] [8] [9]
Формирование пропавшего человека
[ редактировать ]форма «палец-четыре» стала менее распространенной После Второй мировой войны . Тем не менее, его до сих пор используют в «форме пропавшего без вести» на похоронах пилотов. Формирование совершает горизонтальный облет над похоронами, после чего лидер второго элемента поднимается вертикально и покидает строй, символизируя уход чествуемого.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ История FAF на sci.fi. Архивировано 1 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б ВВС Финляндии во Второй мировой войне, Хейкки Никунен. Архивировано 7 августа 2016 г. в Wayback Machine в столетие полета.
- ^ Jump up to: а б Спик, стр. 27
- ^ Хардести с. 84
- ^ Бернс, стр. 150–53.
- ^ Бадер, Дуглас (1973) с. 132-133
- ^ Бикерс (1996) с. 150
- ^ Бойн (2003) с. 192
- ^ Бьюэлл, Грисс, Брэдли и Дайс (2002), с. 77
Ссылки
[ редактировать ]- Бадер, Дуглас Стюарт (1973). Борьба за небо: История «Спитфайра» и «Урагана» . Сидвик и Джексон Лтд. с. 132-133. ISBN 0-283-97984-4 .
- Бикерс, Ричард Таунсенд (1996). Фон Рихтгофен: легенда оценена . Издательство Военно-морского института . п. 892. ИСБН 1-55750-571-3 .
- Бойн, Уолтер Дж. (2003). Влияние авиации на историю . Издательская компания «Пеликан» . п. 447 . ISBN 1-58980-034-6 .
- Бьюэлл, Томас; Грисс, Томас Э.; Брэдли, Джон Х.; Дайс, Джек В. (2002). Вторая мировая война: Европа и Средиземноморье . Издательство Square One . п. 448. ИСБН 0-7570-0160-2 .
- Бернс, Майкл (переиздание 1990 г., 1998 г.) Бадер: человек и его люди Касселл ISBN 0-304-35052-4
- Грей, Стивен Робертс (2007). Rampant Raider: пилот А-4 Skyhawk во Вьетнаме . Издательство Военно-морского института . п. 284. ИСБН 978-1-59114-342-0 .
- Хардести, Фон (1982) Красный Феникс: подъем советской авиации 1941-1945 Arms and Armor Press ISBN 0-85368-565-7
- Холмс, Тони (2007). Спитфайр против Bf 109: Битва за Британию . Издательство Оспри. ISBN 1-84603-190-7
- Спик, Майк (1996) Aces Luftwaffe Fighter Aces Greenhill Books ISBN 1-85367-560-1
- Джонсон Дж. Э. (1964) Полный круг Касселла, военные книги в мягкой обложке ISBN 0-304-35860-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- История ВВС: поворотные моменты от Китти-Хока до Косово
- Огонь в небе: Воздушная война в южной части Тихого океана [ постоянная мертвая ссылка ]
- Офицеры в летных костюмах: история пилотов-истребителей американских ВВС во время Корейской войны
- Орлы Третьего Рейха – бойцы Люфтваффе
- Люфтваффе над Германией: защита Рейха Дональд Колдуэлл, Ричард Мюллер [ постоянная мертвая ссылка ]