Философия войны
Часть серии о |
Война Контур |
---|
Философия войны — это область философии, посвященная изучению таких вопросов, как причины войны, взаимосвязь между войной и человеческой природой, а также этика войны. Некоторые аспекты философии войны пересекаются с философией истории , политической философией , международными отношениями и философией права .
Работы по философии войны [ править ]
Возможно, величайшая и наиболее влиятельная работа по философии войны — это работа Карла фон Клаузевица « О войне» , опубликованная в 1832 году. Она сочетает в себе наблюдения о стратегии с вопросами о человеческой природе и цели войны. Клаузевиц особенно исследует телеологию войны: является ли война средством достижения цели вне себя или может ли она быть самоцелью. Он заключает, что последнего быть не может и что война — это « политика различными средствами»; т.е. эта война не должна существовать только ради нее самой. Оно должно служить какой-то цели для государства.
Роман Льва Толстого « 1869 года Война и мир» содержит частые философские отступления к философии войны (и более широкие метафизические размышления, заимствованные из христианства и наблюдений Толстого о наполеоновских войнах ). Это оказало влияние на более поздние мысли о войне. Толстого Христианско -центрированная философия войны (особенно его эссе « Письмо к индусу » (1908) и « Царство Божие внутри вас » (1894)) напрямую повлияла на Ганди . индуизм , ориентированную на ненасильственного сопротивления философию
1869 году Генрих Леер подчеркивал благотворное влияние войны на народы могучее средство в деле улучшения внутренней, нравственной и материальной жизни народов [...] " [1]
В то время как книга Сунь-Цзы «Искусство войны» (V век до н.э.) фокусируется в основном на вооружении и стратегии, а не на философии, различные комментаторы расширили его наблюдения до философии, применяемой в ситуациях, выходящих далеко за рамки самой войны, таких как конкуренция или управление (см. статья «Искусство войны» для обсуждения применения философии Сунь Цзы к областям, отличным от войны). В начале 16 века в частях Никколо Макиавелли шедевра «Государь» (а также в его «Рассуждениях ») и частях собственного труда Макиавелли под названием «Искусство войны» обсуждаются некоторые философские моменты, относящиеся к войне, хотя ни одну из книг нельзя назвать работа в области философии войны.
Теория справедливой войны [ править ]
Индийский . индуистский эпос « Махабхарата » предлагает первые письменные обсуждения «справедливой войны» ( дхарма-юддха или «справедливая война») В нем один из пяти братьев-правителей ( Пандавов ) задается вопросом, могут ли когда-нибудь быть оправданы страдания, причиненные войной. Затем между братьями и сестрами происходит долгая дискуссия, устанавливающая такие критерии, как соразмерность (колесницы не могут атаковать кавалерию, только другие колесницы; нельзя нападать на людей, терпящих бедствие), справедливые средства (никаких отравленных или зазубренных стрел), справедливую причину (никаких атак в ярости), и справедливое обращение с пленными и ранеными. Философия справедливой войны предполагает, какие аспекты войны оправданы в соответствии с морально приемлемыми принципами. [2] Теория справедливой войны основана на четырех основных критериях, которым должны следовать те, кто решил начать войну. Четыре принципа таковы: справедливая власть; простое дело; правильное намерение; последнее средство. [2]
Просто авторитет [ править ]
Критерий справедливой власти относится к установленной законности начала войны, а также к тому, были ли юридически оформлены и оправданы концепция войны и ее ведение. [3] [2]
Просто потому, что [ править ]
Правая причина – это уважительная причина того, что война является подходящим и необходимым ответом. Если войны можно избежать, то это необходимо сначала определить, согласно философии теории справедливой войны. [3] [2]
Правильное намерение [ править ]
Чтобы начать войну, нужно определить, правильны ли намерения с точки зрения морали. Критерий правильного намерения требует определения того, является ли военный ответ измеримым способом разрешения конфликта. [2]
В крайнем случае [ править ]
Война — это крайняя мера, а это означает, что в случае конфликта между несогласными сторонами необходимо попытаться найти все решения, прежде чем прибегать к войне. [2]
Традиции мышления [ править ]
Поскольку философию войны часто рассматривают как часть другой ветви философии (например, политической философии или философии права), было бы трудно определить какие-либо четкие школы мысли в том же смысле, что, например, экзистенциализм. или Объективизм можно охарактеризовать как отдельные движения. Стэнфордская энциклопедия философии называет Карла фон Клаузевица «единственным (так называемым) философом войны», подразумевая, что он единственный (крупный) писатель-философ, который разрабатывает философскую систему, ориентированную исключительно на войну. Однако с течением времени сложились заметные традиции взглядов на войну, так что некоторые авторы смогли различать широкие категории (хотя и несколько расплывчато).
Телеологические категории [ править ]
Во введении Анатолия Рапопорта к своему изданию » Дж. Дж. Грэма перевода Клаузевица « О войне выделяются три основные телеологические традиции в философии войны: катаклизмическая, эсхатологическая и политическая. ( «О войне» , предисловие Рапопорта, 13). Это не единственные возможные телеологические философии войны, а лишь три из наиболее распространенных. Как говорит Рапопорт,
Образно говоря , в политической философии войну сравнивают со стратегической игрой (например, с шахматами ); в эсхатологической философии — к миссии или развязке драмы ; в философии катаклизмов — к пожару или эпидемии .
Этим, конечно, не исчерпываются взгляды на войну, господствовавшие в разное время и в разных местах. Например, война порой рассматривалась как развлечение или приключение , как единственное подобающее занятие для дворянина , как дело чести (например, в дни рыцарства ), как церемония (например, у ацтеков ), как как выход агрессивных инстинктов или проявление « желания смерти », как природный способ обеспечения выживания наиболее приспособленных , как абсурд (например, у эскимосов ), как живучий обычай, которому суждено вымереть, как рабство , и как преступление . ( О войне , вступительная речь Рапопорта, 17)
- Школа катастрофической мысли, которую поддержал Лев Толстой в своем эпическом романе « Война и мир» , рассматривает войну как проклятие для человечества – независимо от того, которого можно избежать или неизбежное – которое не служит никакой цели, кроме разрушения и страданий, и которое может вызвать радикальные изменения. обществу , но не в каком-либо телеологическом смысле. Взгляд Толстого можно отнести к подкатегории глобальной катастрофической философии войны. Другой подкатегорией катаклизмической школы мысли является этноцентрическая катаклизмическая, в которой эта точка зрения сосредоточена конкретно на тяжелом положении определенной этнической группы или нации , например, взгляд в иудаизме на войну как наказание от Бога для израильтян в некоторых книгах Тенах ) ( Ветхий Завет . Как Тенах (в некоторых книгах) рассматривает войну как неизбежное стихийное бедствие, так и Толстой особенно подчеркивает войну как нечто такое, что постигает человека и ни в коей мере не находится под влиянием « свободной воли » человека, а является результатом непреодолимой глобальной силы. ( О войне , вступление Рапопорта 16)
- Эсхатологическая школа мысли рассматривает все войны (или все крупные войны) как ведущие к какой-то цели и утверждает, что некий окончательный конфликт однажды разрешит путь, по которому идут все войны, и приведет к массовым потрясениям общества и последующему новому обществу, свободному от война (по разным теориям возникшее в результате общество может быть либо утопией , либо антиутопией ). Есть две подгруппы этой точки зрения: мессианская и глобальная теория. Марксистская мира , концепция коммунистического управляемого пролетариатом после последней мировой революции , является примером глобальной теории, а христианская концепция войны Армагеддона , которая ознаменует второе пришествие Христа , и окончательное поражение сатаны является примером. теории, которая могла бы подпадать под глобальную или мессианскую. ( О войне , введение Рапопорта, 15) Мессианская эсхатологическая философия вытекает из иудейско-христианской концепции Мессии и рассматривает войны как кульминацию объединения человечества под единой верой или одним правителем. Крестовые походы , Джихады , нацистская концепция расы господ и американская концепция манифестной судьбы XIX века также могут подпадать под эту категорию. ( О войне , предисловие Рапопорта, 15) (Дополнительную информацию см. в основных статьях: христианская эсхатология , еврейская эсхатология )
- Политическая инструмент школа мысли, сторонником которой был Клаузевиц, рассматривает войну как государства . На странице 13 Рапопорт говорит:
Клаузевиц рассматривает войну как рациональный инструмент национальной политики . Три слова « рациональный », « инструмент » и «национальный» являются ключевыми понятиями его парадигмы. С этой точки зрения решение о начале войны «должно» быть рациональным в том смысле, что оно должно основываться на предполагаемых издержках и выгодах войны. Далее, война «должна» быть инструментальной, в том смысле, что ее следует вести для достижения какой-то цели, а не ради нее самой; а также в том смысле, что стратегия и тактика должны быть направлены только на одну цель, а именно на победу. Наконец, война «должна» быть национальной в том смысле, что ее целью должно быть продвижение интересов национального государства и что все усилия нации должны быть мобилизованы на службе военной цели.
- Позже он характеризует философию войны во Вьетнаме и других конфликтов холодной войны как «неоклаузевцевскую». Рапопорт также включает Макиавелли как ранний пример политической философии войны ( «О войне» , введение Рапопорта, 13). Спустя десятилетия после его эссе война с терроризмом и война в Ираке, начатые Соединенными Штатами при президенте Джордже Буше в 2001 и 2003 годах, часто оправдывались доктриной упреждения , политической мотивацией, утверждающей, что Соединенные Штаты должны использовать войну, чтобы предотвратить дальнейшие нападения, такие как теракты 11 сентября 2001 года .
Этические категории
Другую возможную систему классификации различных школ мысли о войне можно найти в Стэнфордской энциклопедии философии (см. Внешние ссылки ниже), основанную на этике . ПСР описывает три основных направления этики войны: реалистическую, пацифистскую и теорию справедливой войны. В двух словах:
- Реалисты обычно считают, что системы морали и этики, которыми руководствуются индивиды внутри общества, не могут быть реалистично применены к обществам в целом, чтобы управлять тем, как они как общества взаимодействуют с другими обществами. Следовательно, цели государства в войне — просто защитить свои национальные интересы. Этот тип мышления аналогичен философии Макиавелли, а Фукидид и Гоббс также могут подпадать под эту категорию.
- Однако пацифизм утверждает, что моральная оценка войны возможна и что война всегда оказывается аморальной. В общем, следует учитывать два вида современного светского пацифизма: (1) более консеквенциалистскую форму пацифизма (или КП), которая утверждает, что выгоды, получаемые от войны, никогда не смогут перевесить затраты на борьбу с ней; и (2) более деонтологическая форма пацифизма (или ДП), которая утверждает, что сама деятельность войны по своей сути неправильна, поскольку она нарушает основные обязанности правосудия, такие как отказ от убийства людей. Юджин Виктор Дебс и другие были известными сторонниками пацифистских дипломатических методов вместо войны. В конце двадцатого века социальные философы, такие как Роберт Л. Холмс, также стремились в академических залах применить обе теоретические формы светского пацифизма в контексте современных форм войны, включая ядерную войну и терроризм . [4] [5] [6] [7]
- Справедливая теория войны , наряду с пацифизмом, утверждает, что мораль действительно применима к войне. Однако, в отличие от пацифизма, согласно теории справедливой войны, . война может быть морально оправданной Концепция морально оправданной войны лежит в основе многих концепций международного права , таких как Женевские конвенции . Аристотель , Цицерон , Августин , Фома Аквинский и Гуго Гроций входят в число философов, которые поддерживали ту или иную форму философии справедливой войны. Одна из распространенных оценок войны в теории справедливой войны состоит в том, что война оправдана только в том случае, если 1.) ведется в целях самообороны государства или нации, или 2.) ведется с целью положить конец грубым нарушениям прав человека . Политический философ Джон Роулз защищал эти критерии как оправдание войны.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Примечания
- ^ Leer, Genrikh Antonovich (1869). Opyt kritiko-istoricheskogo issledovaniya zakonov isskusstva vedeniya voyny Опыт критико-исторического исследования законов искусства ведения войны [ Критико-историческое исследование законов искусства ведения войны ] (на русском языке). Николаевская инженерная академия. Санкт-Петербург. п. 1,2. ISBN 9785458055901 . Retrieved 5 September 2022 .
Voina kak odin iz bystreyshikh i mogushchestvennykh tsivilizatorov narodov. [...] mogushchestvennym dvigatelem yavlyaetsya voyna v dele ulucheniya vnutreeego, nravstennego i material'nogo byta narodov [...]. (War as one of the quickest and most powerful civilizers of peoples. [...]. war emerges as a powerful tool in the matter of improving the internal, moral and material life of peoples [...].
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Великие философы: Августин о войне» . oregonstate.edu . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Традиция справедливой войны — Христианский исследовательский институт» . Христианский исследовательский институт . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Философский обзор, том 101, № 2 (апрель 1992 г.), Duke University Press, стр. 481-484. О войне и морали Холмс, Роберт Л. Книга, рецензия Дайаны Т. Мейерс, Университет Коннектикута, Старрс. Роберт Л. Холмс в JSTOR
- ^ The American Political Science Review, декабрь 1989 г., том 83, № 4 (декабрь 1989 г.), издательство Американской ассоциации политических наук, стр. 1447-1448. Рецензия на книгу: «О войне и морали Роберта Л. Холмса», рецензия Стивена Р. Рок, Колледж Вассар Роберт Л. Холмс на JSTOR.
- ^ Ноус, декабрь 1992 г., Том. 26, № 4 (декабрь 1992 г.) Wiley Publishing, стр. 559–562 Рецензия на книгу: «О войне и морали» Роберта Л. Холмса, авторы Стивена Ли, колледжей Хобарта и Смита. на JSTOR
- ^ Этика ненасилия: эссе Роберта Л. Холмса - аннотация к книге на google.books.com
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Библиография
- Клаузевиц, Карл фон «О войне» . Миддлсекс, Англия: Penguin Books, 1968. Перевод Дж. Дж. Грэма, 1908. Анатол Рапопорт, редактор. Введение и примечания (с) Анатолий Рапопорт, 1968 г.
Дальнейшее чтение
- Чанакья , Арташастра [1] , особенно Книга X «Относительно войны» . Обсуждает войну, а также философские/религиозные наблюдения о жертвоприношениях, взятые из ведических писаний.
- Хейндель, Макс , Философия розенкрейцеров в вопросах и ответах - Том II ( Философия войны , справочник Первой мировой войны , изд. 1918 г.), ISBN 0-911274-90-1 . Описание философии войны с точки зрения Содружества Розенкрейцеров .
- Ролз, Джон , Закон народов . Обсуждение международного права в контексте политического либерализма , которое выступает против концепции Клаузевица войны между полностью автономными государствами, стремясь заменить ее концепцией «справедливого и справедливого» международного общества народов, придерживающихся принципов международного права.
Внешние ссылки [ править ]
- «Война» Запись Сета Лазара в Стэнфордской энциклопедии философии.
- Александр Мозли. «Философия войны» . Интернет-энциклопедия философии .