HMS Завоеватель (S48)
Завоеватель возвращается на базу подводных лодок Клайд ( Фаслейн ) на «Веселом Роджере» после Фолклендской войны, 4 июля 1982 года.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Заказал | 9 августа 1966 г. |
Строитель | Кэммелл Лэрд , Биркенхед |
Заложен | 5 декабря 1967 г. |
Запущен | 28 августа 1969 г. |
Введен в эксплуатацию | 9 ноября 1971 г. |
Выведен из эксплуатации | 2 августа 1990 г. |
Псевдоним(а) | "Конкс" [2] |
Почести и награды | Фолклендские острова, 1982 г. [1] |
Статус | В Девонпорте в ожидании демонтажа |
Значок | |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Черчилль» типа Подводная лодка |
Смещение | 4900 тонн (под водой) |
Длина | 86,9 м (285 футов) |
Луч | 10,1 м (33 фута) |
Черновик | 8,2 м (27 футов) |
Движение | Один Rolls-Royce PWR ядерный реактор , одна шахта |
Скорость | 28 узлов (52 км/ч) (под водой) |
Диапазон | Ограничено только продуктами питания, хранящимися на борту. |
Дополнить | 103 |
Вооружение |
|
HMS Conqueror британского «Черчилль» класса — атомная флота подводная лодка , служившая в Королевском флоте с 1971 по 1990 год. Она была третьей подводной лодкой своего класса после более ранних «Черчилля» и «Courageous» , созданных для противостояния советской угрозе на море. Она была построена компанией Cammell Laird в Биркенхеде .
Завоеватель [update] единственная атомная подводная лодка, которая атаковала торпедами вражеский корабль, потопив крейсер « Генерал Бельграно» во время Фолклендской войны 1982 года . [примечание 1]
Строительство
[ редактировать ]Заказ Conqueror был заказан 9 августа 1966 года и заложен на верфи Cammell Laird в Биркенхеде 5 декабря 1967 года; она была спущена на воду 28 августа 1969 года. [3] Строительство было отложено из-за медленной работы рабочих Кэммелла Лэрда и саботажа корабельного редуктора , что привело к задержке завершения на несколько месяцев. [4] Conqueror был введен в эксплуатацию; Наконец, 9 ноября 1971 года [3] она была последней атомной подводной лодкой, построенной Кэммеллом Лэрдом. [4]
Операционная история
[ редактировать ]Фолклендская война
[ редактировать ]Conqueror под командованием командующего Криса Рефорда-Брауна был задействован во время Фолклендской войны, отправившись в плавание с военно-морской базы Фаслейн на Гарелохе в Шотландии 3 апреля 1982 года, через день после вторжения в Аргентину . Через 21 день «Завоеватель» прибыл в запретную зону вокруг Фолклендских островов и получил приказ просканировать этот район на предмет наличия аргентинских кораблей, в частности авианосца « Веинтичинко де Майо» («25 мая»).
30 апреля она обнаружила на расстоянии 100 морских миль (миль) с помощью гидролокатора дальнего действия оперативную группу Армады Республики Аргентина (ARA-ВМС Аргентины). В состав оперативной группы входили бывший легкий крейсер ВМС США «Генерал Бельграно» времен Второй мировой войны и два эсминца, ARA Piedra Buena и ARA Bouchard (оба также бывшие корабли ВМС США). General Belgrano был первоначально введен в эксплуатацию в 1944 году, но был значительно модернизирован в 1960–62 годах с помощью радара SPS 40 LRAW и гидролокатора SQS29. К началу 1980-х годов ARA больше не получала из США комплектующие для обслуживания этих систем, но недавно эсминцы были перевооружены французскими Exocet противокорабельными ракетами . Ракеты представляли собой реальную угрозу, в отличие от 6-дюймовых (150-мм) орудий генерала Бельграно, дальность действия которых составляла всего 13 миль (21 км). Оперативная группа плыла к юго-западу от Фолклендских островов, недалеко от зоны отчуждения, введенной британцами для всего судоходства. При приближении Вейнтичинко де Майо к островам с севера командующий британской авианосной боевой группой в Южной Атлантике контр-адмирал «Сэнди» Вудворд опасался клешней атаки : генерал Бельграно атаковал с юга, а Вейнтичинко де Майо - с севера. Вудворд запросил у своего начальства разрешение потопить «Генерал Бельграно» .
После некоторых дебатов разрешение на бой с генералом Бельграно было отправлено подводной лодке от главнокомандующего флотом и командующего оперативной группой адмирала сэра Джона Филдхауса в командном центре Королевского флота в Нортвуде в Соединенном Королевстве. За это время генерал Бельграно отступил со своей атакующей позиции и повернул на запад, поскольку Вейнтичинко де Майо еще не был готов вступить в бой с британским флотом. Это вызвало бы некоторые разногласия , хотя капитан генерала Бельграно и правительство Аргентины признали, что нападение было законным актом войны. [5] [6] [7]
2 мая Conqueror стала первой атомной подводной лодкой, потопившей надводный корабль противника торпедами, выпустив три торпеды Mark 8 по генералу Бельграно и эсминцам. [примечание 2] два из которых попали в корабль и взорвались. Двадцать минут спустя корабль быстро тонул, и его команда покинула его. Генерал Бельграно не смог подать сигнал бедствия из-за неисправности электрооборудования; Из-за этого, а также плохой видимости, два эсминца сопровождения узнали о затоплении лишь несколько часов спустя. Всего было убито 323 человека. [8]
Вдобавок к замешательству, экипаж Бушара почувствовал удар третьей торпеды, попавшей или взорвавшейся вблизи корпуса, нанеся более чем незначительные повреждения с четырьмя порезами в корпусе. [9] (осмотр корабля позже показал след от попадания торпеды). Оба корабля продолжили свой курс на запад и начали сбрасывать глубинные бомбы . В то время офицеры « Конкэрора » считали, что они подверглись нападению, и продолжали рассматривать два аргентинских эсминца как серьезную угрозу для британской оперативной группы, а затем вернулись на поиски аргентинских военных кораблей с целью потопить эсминцы. [10] вместо того, чтобы искать выживших в Бельграно. К тому времени, когда аргентинские эсминцы поняли, что «Генерал Бельграно» действительно затонул, уже стемнело, а погода ухудшилась, разбросав спасательные плоты.
Завоевателя Война на этом не закончилась. Экипажу подводной лодки пришлось столкнуться с аргентинскими ВВС , которые 7 мая обнаружили след подводной лодки и ее поднятый перископ, очевидно, с C130 Hercules на высоте 100 футов (30 м) над головой в пик света в полдень. [11] в короткий субантарктический день на Фолклендских островах, и аргентинские ВВС, возможно, атаковали [12] подводная лодка тогда или позже с противолодочными торпедами воздушного базирования американского типа через несколько дней после нападения, которое потрясло аргентинский народ и правящую диктатуру . «Конкэрор» больше не стрелял до конца войны, но помогал оперативной группе, используя сложное оборудование для мониторинга для отслеживания аргентинских самолетов, вылетающих с материка.
После войны Завоеватель вернулся на Фаслейн на «Веселом Роджере» — обычном поступке подводных лодок Королевского флота после поражения. На флаге, который сейчас находится в Музее подводных лодок Королевского военно-морского флота в Госпорте , был изображен атом, обозначающий «Завоеватель», являющийся единственной атомной подводной лодкой, добившейся победы, скрещенные торпеды, соответствующие типу использованного оружия, кинжал, обозначающий операцию «маск и кинжал», и контур крейсера, за какой корабль был потоплен. [13] Когда позже его спросили об инциденте, командующий Рефорд-Браун ответил: «Королевский флот потратил тринадцать лет на подготовку меня к такому событию. Если бы я все испортил, это сочли бы крайне унылым». [14]
Операция Барменша
[ редактировать ]Позже, в 1982 году, Conqueror завершил рейд по приобретению советской пассивной буксируемой гидроакустической установки со своего буксира под польским флагом. Операция, совместная миссия британских и американских войск, проводилась на границе советских территориальных вод. «Завоеватель» использовал кусачки, прикрепленные к ее носу, чтобы перерезать проволоку толщиной 3 дюйма (76 мм), прежде чем бесшумно вернуться на свою базу на «Клайде». [15]
Столкновение
[ редактировать ]2 июля 1988 года Conqueror столкнулся с яхтой Dalriada Армейской ассоциации парусного спорта к югу от Малла Кинтайра . Яхта затонула, четыре члена экипажа были спасены. [16]
Вывод из эксплуатации
[ редактировать ]Conqueror был выведен из эксплуатации в 1990 году, а перископы , капитанская каюта и главный пульт управления из диспетчерской подводной лодки выставлены в Музее подводных лодок Королевского флота в Госпорте . По состоянию на 2019 год [update]« Конкэрор» — одна из 20 атомных подводных лодок, все еще находящихся на хранении Министерства обороны в ожидании окончательной утилизации. [17]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Единственная подводная лодка, потопившая военный корабль со времен Второй мировой войны, — это ВМС Пакистана дизельная подводная лодка PNS Hangor (S131) во время индо-пакистанской войны 1971 года .
- ↑ Conqueror также был оснащен торпедами Tigerfish , но ее капитан решил использовать более надежную конструкцию Mark 8 55-летней давности.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Боевые почести Фолклендской кампании» . Парламентские дебаты (Хансард) . 25 октября 1983 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2009 года . Проверено 5 сентября 2008 г.
- ^ Гастингс, Макс ; Саймон Дженкинс (1983). «Глава 9». Битва за Фолклендские острова . Бангей, Саффолк: Партнеры книжного клуба. п. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Мур 1985, с. 617.
- ^ Перейти обратно: а б Хеннесси и Джинкс, 2016, стр. 300–301.
- ^ Сто дней: Мемуары командира боевой группы за Фолклендские острова адмирала Сэнди Вудворда. 1-е изд. (1992). Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-00-215723-0 .
- ^ Эллиотт, Фрэнсис (28 декабря 2003 г.), « Бельграно» приказал атаковать британские корабли за день до затопления, как следует из секретного отчета» , The Independent , Лондон, заархивировано из оригинала 31 января 2016 г. , получено 2 мая 2020 г.
- ^ Судебный иск Бельграно провалился. Архивировано 1 сентября 2017 г. в Wayback Machine , отчет BBC News, 19 июля 2000 г.
- ^ Росситер, Майк (2009). Потопить Бельграно . Лондон: Рэндом Хаус. стр. 305–318, 367–377. ISBN 978-1-4070-3411-9 . OCLC 1004977305 .
- ^ Н. Сетия. Гардиан, 18 октября 2000 г.
- ^ С.Преббл. Тайны Завоевателя. Фабер. Лондон. 2013, с. 122
- ^ С. Преббл. Тайны Завоевателя . Фабер и Фабер. Лондон 2013, с. 126 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Н. Сетия. Блог Navy Net от 14.14.2013 и рассекреченный файл 2016 PREM 19/2017 f 174, который подтверждает, что премьер-министр и министр обороны разрешили публикацию информации неофициального и несанкционированного личного журнала лейтенанта Н. Сетиаса HMS Conqueror от 29 апреля. С /82 по 5.06.82, освещающее сражение в Бельграно, но не последующие атаки Аргентины 7 мая или более поздние операции HMS Conqueror.
- ^ «Фотография HMS Conqueror «Веселого Роджера » в Музее подводных лодок Королевского военно-морского флота» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Сэнди Вудворд, Патрик Робинсон. Сто дней: мемуары командира Фолклендской боевой группы , Naval Institute Press, 1992, ISBN 978-1-55750-651-1 . п. 161
- ^ Нил Твиди (12 октября 2012 г.). «Самый большой секрет HMS Conqueror: рейд на Россию» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 16 августа 2014 года . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ «HMS Conqueror (Collision)». Архивировано 2 ноября 2023 г. в Wayback Machine Hansard HC Deb, 21 июля 1988 г., том 137 cc722-3W.
- ^ «МО раскритиковали за утилизацию подводных лодок» . 3 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2019 года . Проверено 23 октября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Хеннеси, Питер; Джинкс, Джеймс (2016). Безмолвная глубина: Служба подводных лодок Королевского флота с 1945 года . Пингвин. ISBN 978-0-241-95948-0 .
- Мур, Джон (1985). Боевые корабли Джейн 1985–86 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 0-7106-0814-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Росситер, Майк (2007). Потопить Бельграно . Бантам Пресс. ISBN 978-0-593-05842-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хансард: потеря «журнала диспетчерской» HMS Conqueror. Архивировано 17 апреля 2022 года на Wayback Machine.