Jump to content

HMS Завоеватель (S48)

Завоеватель возвращается на базу подводных лодок Клайд ( Фаслейн ) на «Веселом Роджере» после Фолклендской войны, 4 июля 1982 года.
История
РН прапорщикВеликобритания
Заказал 9 августа 1966 г.
Строитель Кэммелл Лэрд , Биркенхед
Заложен 5 декабря 1967 г.
Запущен 28 августа 1969 г.
Введен в эксплуатацию 9 ноября 1971 г.
Выведен из эксплуатации 2 августа 1990 г.
Псевдоним(а) "Конкс" [2]
Почести и
награды
Фолклендские острова, 1982 г. [1]
Статус В Девонпорте в ожидании демонтажа
Значок
Общие характеристики
Класс и тип «Черчилль» типа Подводная лодка
Смещение 4900 тонн (под водой)
Длина 86,9 м (285 футов)
Луч 10,1 м (33 фута)
Черновик 8,2 м (27 футов)
Движение Один Rolls-Royce PWR ядерный реактор , одна шахта
Скорость 28 узлов (52 км/ч) (под водой)
Диапазон Ограничено только продуктами питания, хранящимися на борту.
Дополнить 103
Вооружение

HMS Conqueror британского «Черчилль» класса — атомная флота подводная лодка , служившая в Королевском флоте с 1971 по 1990 год. Она была третьей подводной лодкой своего класса после более ранних «Черчилля» и «Courageous» , созданных для противостояния советской угрозе на море. Она была построена компанией Cammell Laird в Биркенхеде .

Завоеватель единственная атомная подводная лодка, которая атаковала торпедами вражеский корабль, потопив крейсер « Генерал Бельграно» во время Фолклендской войны 1982 года . [примечание 1]

Строительство

[ редактировать ]

Заказ Conqueror был заказан 9 августа 1966 года и заложен на верфи Cammell Laird в Биркенхеде 5 декабря 1967 года; она была спущена на воду 28 августа 1969 года. [3] Строительство было отложено из-за медленной работы рабочих Кэммелла Лэрда и саботажа корабельного редуктора , что привело к задержке завершения на несколько месяцев. [4] Conqueror был введен в эксплуатацию; Наконец, 9 ноября 1971 года [3] она была последней атомной подводной лодкой, построенной Кэммеллом Лэрдом. [4]

Операционная история

[ редактировать ]

Фолклендская война

[ редактировать ]

Conqueror под командованием командующего Криса Рефорда-Брауна был задействован во время Фолклендской войны, отправившись в плавание с военно-морской базы Фаслейн на Гарелохе в Шотландии 3 апреля 1982 года, через день после вторжения в Аргентину . Через 21 день «Завоеватель» прибыл в запретную зону вокруг Фолклендских островов и получил приказ просканировать этот район на предмет наличия аргентинских кораблей, в частности авианосца « Веинтичинко де Майо» («25 мая»).

30 апреля она обнаружила на расстоянии 100 морских миль (миль) с помощью гидролокатора дальнего действия оперативную группу Армады Республики Аргентина (ARA-ВМС Аргентины). В состав оперативной группы входили бывший легкий крейсер ВМС США «Генерал Бельграно» времен Второй мировой войны и два эсминца, ARA Piedra Buena и ARA Bouchard (оба также бывшие корабли ВМС США). General Belgrano был первоначально введен в эксплуатацию в 1944 году, но был значительно модернизирован в 1960–62 годах с помощью радара SPS 40 LRAW и гидролокатора SQS29. К началу 1980-х годов ARA больше не получала из США комплектующие для обслуживания этих систем, но недавно эсминцы были перевооружены французскими Exocet противокорабельными ракетами . Ракеты представляли собой реальную угрозу, в отличие от 6-дюймовых (150-мм) орудий генерала Бельграно, дальность действия которых составляла всего 13 миль (21 км). Оперативная группа плыла к юго-западу от Фолклендских островов, недалеко от зоны отчуждения, введенной британцами для всего судоходства. При приближении Вейнтичинко де Майо к островам с севера командующий британской авианосной боевой группой в Южной Атлантике контр-адмирал «Сэнди» Вудворд опасался клешней атаки : генерал Бельграно атаковал с юга, а Вейнтичинко де Майо - с севера. Вудворд запросил у своего начальства разрешение потопить «Генерал Бельграно» .

После некоторых дебатов разрешение на бой с генералом Бельграно было отправлено подводной лодке от главнокомандующего флотом и командующего оперативной группой адмирала сэра Джона Филдхауса в командном центре Королевского флота в Нортвуде в Соединенном Королевстве. За это время генерал Бельграно отступил со своей атакующей позиции и повернул на запад, поскольку Вейнтичинко де Майо еще не был готов вступить в бой с британским флотом. Это вызвало бы некоторые разногласия , хотя капитан генерала Бельграно и правительство Аргентины признали, что нападение было законным актом войны. [5] [6] [7]

2 мая Conqueror стала первой атомной подводной лодкой, потопившей надводный корабль противника торпедами, выпустив три торпеды Mark 8 по генералу Бельграно и эсминцам. [примечание 2] два из которых попали в корабль и взорвались. Двадцать минут спустя корабль быстро тонул, и его команда покинула его. Генерал Бельграно не смог подать сигнал бедствия из-за неисправности электрооборудования; Из-за этого, а также плохой видимости, два эсминца сопровождения узнали о затоплении лишь несколько часов спустя. Всего было убито 323 человека. [8]

Вдобавок к замешательству, экипаж Бушара почувствовал удар третьей торпеды, попавшей или взорвавшейся вблизи корпуса, нанеся более чем незначительные повреждения с четырьмя порезами в корпусе. [9] (осмотр корабля позже показал след от попадания торпеды). Оба корабля продолжили свой курс на запад и начали сбрасывать глубинные бомбы . В то время офицеры « Конкэрора » считали, что они подверглись нападению, и продолжали рассматривать два аргентинских эсминца как серьезную угрозу для британской оперативной группы, а затем вернулись на поиски аргентинских военных кораблей с целью потопить эсминцы. [10] вместо того, чтобы искать выживших в Бельграно. К тому времени, когда аргентинские эсминцы поняли, что «Генерал Бельграно» действительно затонул, уже стемнело, а погода ухудшилась, разбросав спасательные плоты.

Завоевателя Война на этом не закончилась. Экипажу подводной лодки пришлось столкнуться с аргентинскими ВВС , которые 7 мая обнаружили след подводной лодки и ее поднятый перископ, очевидно, с C130 Hercules на высоте 100 футов (30 м) над головой в пик света в полдень. [11] в короткий субантарктический день на Фолклендских островах, и аргентинские ВВС, возможно, атаковали [12] подводная лодка тогда или позже с противолодочными торпедами воздушного базирования американского типа через несколько дней после нападения, которое потрясло аргентинский народ и правящую диктатуру . «Конкэрор» больше не стрелял до конца войны, но помогал оперативной группе, используя сложное оборудование для мониторинга для отслеживания аргентинских самолетов, вылетающих с материка.

После войны Завоеватель вернулся на Фаслейн на «Веселом Роджере» — обычном поступке подводных лодок Королевского флота после поражения. На флаге, который сейчас находится в Музее подводных лодок Королевского военно-морского флота в Госпорте , был изображен атом, обозначающий «Завоеватель», являющийся единственной атомной подводной лодкой, добившейся победы, скрещенные торпеды, соответствующие типу использованного оружия, кинжал, обозначающий операцию «маск и кинжал», и контур крейсера, за какой корабль был потоплен. [13] Когда позже его спросили об инциденте, командующий Рефорд-Браун ответил: «Королевский флот потратил тринадцать лет на подготовку меня к такому событию. Если бы я все испортил, это сочли бы крайне унылым». [14]

Операция Барменша

[ редактировать ]

Позже, в 1982 году, Conqueror завершил рейд по приобретению советской пассивной буксируемой гидроакустической установки со своего буксира под польским флагом. Операция, совместная миссия британских и американских войск, проводилась на границе советских территориальных вод. «Завоеватель» использовал кусачки, прикрепленные к ее носу, чтобы перерезать проволоку толщиной 3 дюйма (76 мм), прежде чем бесшумно вернуться на свою базу на «Клайде». [15]

Столкновение

[ редактировать ]

2 июля 1988 года Conqueror столкнулся с яхтой Dalriada Армейской ассоциации парусного спорта к югу от Малла Кинтайра . Яхта затонула, четыре члена экипажа были спасены. [16]

Вывод из эксплуатации

[ редактировать ]
HMS Warspite (слева) и HMS Conqueror (в центре) с HMS Valiant (сзади) на Днях военно-морского флота HMNB в Девонпорте , 26 августа 2006 г.

Conqueror был выведен из эксплуатации в 1990 году, а перископы , капитанская каюта и главный пульт управления из диспетчерской подводной лодки выставлены в Музее подводных лодок Королевского флота в Госпорте . По состоянию на 2019 год « Конкэрор» — одна из 20 атомных подводных лодок, все еще находящихся на хранении Министерства обороны в ожидании окончательной утилизации. [17]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Единственная подводная лодка, потопившая военный корабль со времен Второй мировой войны, — это ​​ВМС Пакистана дизельная подводная лодка PNS Hangor (S131) во время индо-пакистанской войны 1971 года .
  2. Conqueror также был оснащен торпедами Tigerfish , но ее капитан решил использовать более надежную конструкцию Mark 8 55-летней давности.
  1. ^ «Боевые почести Фолклендской кампании» . Парламентские дебаты (Хансард) . 25 октября 1983 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2009 года . Проверено 5 сентября 2008 г.
  2. ^ Гастингс, Макс ; Саймон Дженкинс (1983). «Глава 9». Битва за Фолклендские острова . Бангей, Саффолк: Партнеры книжного клуба. п. 147.
  3. ^ Перейти обратно: а б Мур 1985, с. 617.
  4. ^ Перейти обратно: а б Хеннесси и Джинкс, 2016, стр. 300–301.
  5. ^ Сто дней: Мемуары командира боевой группы за Фолклендские острова адмирала Сэнди Вудворда. 1-е изд. (1992). Издательство Военно-морского института. ISBN   978-0-00-215723-0 .
  6. ^ Эллиотт, Фрэнсис (28 декабря 2003 г.), « Бельграно» приказал атаковать британские корабли за день до затопления, как следует из секретного отчета» , The Independent , Лондон, заархивировано из оригинала 31 января 2016 г. , получено 2 мая 2020 г.
  7. ^ Судебный иск Бельграно провалился. Архивировано 1 сентября 2017 г. в Wayback Machine , отчет BBC News, 19 июля 2000 г.
  8. ^ Росситер, Майк (2009). Потопить Бельграно . Лондон: Рэндом Хаус. стр. 305–318, 367–377. ISBN  978-1-4070-3411-9 . OCLC   1004977305 .
  9. ^ Н. Сетия. Гардиан, 18 октября 2000 г.
  10. ^ С.Преббл. Тайны Завоевателя. Фабер. Лондон. 2013, с. 122
  11. ^ С. Преббл. Тайны Завоевателя . Фабер и Фабер. Лондон 2013, с. 126 [ ISBN отсутствует ]
  12. ^ Н. Сетия. Блог Navy Net от 14.14.2013 и рассекреченный файл 2016 PREM 19/2017 f 174, который подтверждает, что премьер-министр и министр обороны разрешили публикацию информации неофициального и несанкционированного личного журнала лейтенанта Н. Сетиаса HMS Conqueror от 29 апреля. С /82 по 5.06.82, освещающее сражение в Бельграно, но не последующие атаки Аргентины 7 мая или более поздние операции HMS Conqueror.
  13. ^ «Фотография HMS Conqueror «Веселого Роджера » в Музее подводных лодок Королевского военно-морского флота» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
  14. ^ Сэнди Вудворд, Патрик Робинсон. Сто дней: мемуары командира Фолклендской боевой группы , Naval Institute Press, 1992, ISBN   978-1-55750-651-1 . п. 161
  15. ^ Нил Твиди (12 октября 2012 г.). «Самый большой секрет HMS Conqueror: рейд на Россию» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 16 августа 2014 года . Проверено 28 августа 2014 г.
  16. ^ «HMS Conqueror (Collision)». Архивировано 2 ноября 2023 г. в Wayback Machine Hansard HC Deb, 21 июля 1988 г., том 137 cc722-3W.
  17. ^ «МО раскритиковали за утилизацию подводных лодок» . 3 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2019 года . Проверено 23 октября 2019 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Хеннеси, Питер; Джинкс, Джеймс (2016). Безмолвная глубина: Служба подводных лодок Королевского флота с 1945 года . Пингвин. ISBN  978-0-241-95948-0 .
  • Мур, Джон (1985). Боевые корабли Джейн 1985–86 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN  0-7106-0814-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Росситер, Майк (2007). Потопить Бельграно . Бантам Пресс. ISBN  978-0-593-05842-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24c92de17e2319f4c97e4c512abd5854__1716846840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/54/24c92de17e2319f4c97e4c512abd5854.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Conqueror (S48) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)