Swiftsure Подводная лодка класса
HMS Спартан в 1993 году
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Swiftsure Класс |
Строители | ООО «Виккерс Шипбилдинг энд Инжиниринг» (ВСЭЛ) |
Операторы | Королевский флот |
Предшественник | Черчилля класс |
Преемник | Трафальгарский класс |
В комиссии | 17 апреля 1973 г. - 10 декабря 2010 г. |
Завершенный | 6 |
Ушедший на пенсию | 6 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 82,9 м (272 фута) |
Луч | 9,8 м (32 фута) |
Черновик | 8,5 м (28 футов) |
Движение | Ядерный реактор |
Скорость | Скорость более 28 узлов (52 км/ч) при пикировании. |
Диапазон | Безлимитный (ядерный) |
Дополнить | 116 (13 офицеров) |
Датчики и системы обработки | Носовой, фланговый, гидролокатор активного перехвата и буксируемой антенной решетки , перископы (атака и поиск), радар предотвращения столкновений. |
Вооружение |
|
Класс Swiftsure — класс атомных подводных лодок, состоявших на вооружении Королевского флота с начала 1970-х по 2010 год.
Было построено и сдано в эксплуатацию шесть лодок. Swiftsure была выведена из эксплуатации в 1992 году из-за повреждений прочного корпуса, полученных во время испытаний. Splendid последовал за этим в 2004 году после того, как сокращение обороны привело к сокращению размера подводного флота Королевского флота. Spartan был выведен из эксплуатации в январе 2006 года, Sovereign последовал за ним 12 сентября 2006 года. Superb был выведен из эксплуатации 26 сентября 2008 года. Оставшаяся лодка этого класса, Scepter , была выведена из эксплуатации в декабре 2010 года. [ 2 ] Шесть лодок этого класса не были заменены, хотя семь лодок преемника «Трафальгар» подводных лодок класса находятся в процессе замены семью лодками Астют подводных лодок класса « » .
Некоторые из них были модернизированы с возможностью запуска крылатых ракет «Томагавк» в дополнение к исходному вооружению, состоящему из торпед , мин и противокорабельных ракет. Они также были первыми подводными лодками Королевского флота, построенными с закрытыми водометными движителями . [ 3 ]
История дизайна
[ редактировать ]Классы «Дредноут» , «Валиант» и «Черчилль» имели «корпус в форме кита» с «почти идеальной обтекаемой формой, обеспечивающей максимальную подводную эффективность». Корпуса были британской конструкции, «основанной на новаторских работах ВМС США в Скипджеке и Альбакоре ». [ 4 ] Корпус класса Swiftsure имел другую форму и сохранял свой диаметр на гораздо большей длине, чем у предыдущих классов. [ 5 ] По сравнению с Valiant , Swiftsure были 13 футов (4,0 м). [ 3 ] "короче, с более полной формой, с выдвинутыми вперед носовыми частями, с одним торпедным аппаратом меньше и с большей глубиной пикирования". [ 5 ]
Второе важное изменение коснулось силовой установки. Вместо семи- или девятилопастного гребного винта, использовавшегося в предыдущих классах, все подводные лодки класса Swiftsure , кроме первой, использовали закрытый водометный движитель. [ 3 ] Прототип двигателя приводил в движение Черчилль . [ 6 ] Непонятно, почему Swiftsure был единственным в этом классе, не оснащенным движителем. [ 3 ] Движитель был, возможно, на 50% более эффективным, чем гребной винт, обеспечивая ту же скорость при более низких оборотах, тем самым снижая шумовую сигнатуру. Кроме того, все трубопроводные соединения с оборудованием на плоту основных механизмов имели расширяющиеся/гибкие муфтовые соединения, что также снижало шум. ВМС США получили лицензию на копирование гибкой муфты главного вала подводных лодок американского производства. [ 3 ]
Строительная программа
[ редактировать ]Номер вымпела | Имя | Строитель | Заказал | Заложен | Запущен | Принял в эксплуатацию |
Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Оцененный стоимость строительства [ 7 ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
S126 | Swiftsure | Компания Vickers Shipbuilding and Engineering , Барроу-ин-Фернесс . [ 8 ] | 3 ноября 1967 г. [ 5 ] | 6 июня 1969 г. [ 8 ] | 7 сентября 1971 г. [ 8 ] | 17 апреля 1973 г. [ 8 ] | 1992 | £37,100,000 [ 5 ] (эквивалент 165,38 миллиона фунтов стерлингов в 2023 году) [ 9 ] | |
S108 | Суверенный | 16 мая 1969 г. [ 5 ] | 18 сентября 1970 г. [ 8 ] | 17 февраля 1973 г. [ 8 ] | 22 июля 1974 г. [ 10 ] | 11 июля 1974 г. [ 8 ] | 12 сентября 2006 г. | £31,100,000 [ 10 ] (эквивалент 97,73 миллиона фунтов стерлингов в 2023 году) [ 9 ] | |
S109 | превосходно | 20 мая 1970 г. [ 5 ] | 16 марта 1972 г. [ 8 ] | 30 ноября 1974 г. [ 8 ] | 29 ноября 1976 г. [ 10 ] | 13 ноября 1976 г. [ 8 ] | 26 сентября 2008 г. | £41,300,000 [ 10 ] (эквивалент 129,78 миллиона фунтов стерлингов в 2023 году) [ 9 ] | |
S104 | Скипетр | 1 ноября 1971 г. [ 5 ] | 19 февраля 1974 г. [ 8 ] | 20 ноября 1976 г. [ 8 ] | 11 марта 1978 г. [ 10 ] | 14 февраля 1978 г. [ 8 ] | 10 декабря 2010 г. [ 11 ] | £58,900,000 [ 10 ] (эквивалент 185,09 миллиона фунтов стерлингов в 2023 году) [ 9 ] | |
S105 | спартанский | 7 февраля 1973 г. [ 5 ] [ 12 ] | 26 апреля 1976 г. [ 8 ] | 7 апреля 1978 г. [ 8 ] | 10 октября 1979 г. [ 10 ] | 22 сентября 1979 г. [ 8 ] | январь 2006 г. | £68,900,000 [ 10 ] (эквивалент 216,52 миллиона фунтов стерлингов в 2023 году) [ 9 ] | |
S106 | Великолепный (бывший Северн ) [ 8 ] |
26 мая 1976 г. [ 5 ] [ 13 ] | 23 ноября 1977 г. [ 8 ] | 5 октября 1979 г. [ 8 ] | 5 мая 1981 г. [ 10 ] | 21 марта 1981 г. [ 8 ] | 2004 | £97,000,000 [ 10 ] (эквивалент 304,82 миллиона фунтов стерлингов в 2023 году) [ 9 ] |
Операционная история
[ редактировать ]Боевая история
[ редактировать ]И «Сплендиду», и «Спартану» было приказано плыть на юг, к Фолклендским островам, за два дня до аргентинского вторжения на острова 30 марта 1982 года. «Спартан» длиной 200 миль (320 км). был первым судном, прибывшим на острова, и начал обеспечивать соблюдение морского маршрута Зона отчуждения, введенная британцами. Вскоре после этого Спартан заметил аргентинское торговое судоходство, минирующее гавань Стэнли , но ему не было приказано атаковать. Частично это произошло из-за опасений британцев по поводу слишком ранней эскалации войны, но также и из-за того, что они не отпугнули более ценные цели, такие как аргентинский авианосец «Веинтичинко де Майо» . В отличие от HMS Conqueror , ни «Спартан» , ни «Сплендид» не стреляли в гневе во время Фолклендской войны , но они предоставили британской оперативной группе ценную информацию о передвижениях аргентинских самолетов, а присутствие подводных лодок эффективно ограничивало свободу действий аргентинского флота , который провел большую часть война ограничилась портом.
В конце 1990-х годов «Сплендид» стал первым британским судном, вооруженным крылатыми «Томагавк» ракетами американского производства . В 1999 году BBC разрешили на борту лодки заснять ее стрельбу из «Томагавков» в бою против югославских целей в Белграде во время войны в Косово , став первой британской подводной лодкой в конфликте, сделавшей это. Она снова применила это оружие по иракским целям во время вторжения в Ирак в 2003 году . [ 14 ]
Инциденты
[ редактировать ]В начале 1980-х годов «Скипетр» столкнулся с советской подводной лодкой, и системы защиты ее реактора должны были выполнить автоматическое аварийное отключение (заблокировать реактор), но ее капитан приказал отключить механизмы безопасности ( включить короткое замыкание ). Экипажу сказали сказать, что они столкнулись с айсбергом. Этот инцидент был раскрыт, когда Дэвид Форган, бывший офицер по вооружению «Скипетра » , дал телеинтервью, которое транслировалось 19 сентября 1991 года. Вероятно, речь шла о советской подводной лодке К-211 «Петропавловск-Камчатский» класса «Дельта III» , которая 23 мая 1981 года столкнулся с неизвестной подводной лодкой, идентифицированной в то время как неизвестная американская Sturgeon подводная лодка класса . [ 15 ]
Sovereign прошел обширный ремонт в середине 1990-х годов и был повторно использован в январе 1997 года. Трещины на хвостовом валу были обнаружены во время ходовых испытаний после ремонта , и в июне 1998 года он был отправлен в Росайт на 14 недель аварийного ремонта, прежде чем вернуться в Фаслейн . [ нужна ссылка ]
6 марта 2000 года Scepter попал в серьезную аварию, находясь в сухом доке на верфи Росайт во время испытаний ближе к концу капитального ремонта. Испытание включало затопление сухого дока и медленную работу главных двигателей с помощью пара, подаваемого с берега. Однако было использовано слишком много пара, и двигатели превысили скорость. «Скипетр» сломал крепления и двинулся вперед с колыбели, на которой она лежала. Паропровод разорвался, леса прогнулись, кран был сдвинут вперед примерно на 15 футов (4,6 м), а подводная лодка продвинулась вперед примерно на 20 метров (66 футов) внутри дока. [ 16 ]
26 мая 2008 года Superb врезался в подводную вершину в Красном море , в 80 милях (130 км) к югу от Суэцкого канала . Он оставался водонепроницаемым, и никто из 112 членов экипажа не пострадал; однако она не смогла снова погрузиться в воду из-за повреждения гидролокатора. [ 17 ] После проведения первоначального ремонта на в заливе Суда базе НАТО на Крите 10 июня 2008 года он прошел через Средиземное море с остановкой (ночью) в нескольких милях от Гибралтара , чтобы высадить менее важный экипаж. [ нужна ссылка ] Затем Суперб вернулся в Великобританию и прибыл в HMNB Девонпорт 28 июня 2008 года. [ нужна ссылка ] [ 18 ] После обследования повреждений Королевский флот решил вывести Superb из эксплуатации 26 сентября 2008 года немного раньше запланированного срока. [ 19 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]HMS Scepter выступает в качестве псевдонима для « Красного Октября» Тома Клэнси в одноименном романе , когда он входит на военно-морскую базу Норфолк . [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Письменные ответы Хансарда Палаты общин от 29 января 2001 г. (часть 19)» . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ «Письменные ответы Хансарда Палаты общин от 3 марта 2009 г. (pt 0014)» . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хул, Джек и Наттер, Кейт, Проклятые неанглийские машины, история подводных лодок, построенных в Барроу , паб Темпус, 2003, ISBN 0-7524-2781-4 страницы 181–4.
- ^ Блэкман, Раймонд В.Б., Боевые корабли Джейн, 1966–67 , паб Sampson Low Marston & Co Ltd, 1966, стр. 279.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мур, Джон, Боевые корабли Джейн 1982–83 , паб Jane's Publishing, 1982, ISBN 0-7106-0742-3 стр. 546, в котором указаны затраты на строительство Swiftsure , Superb , Scepter и Splendid . Стоимость Superb , Scepter и Splendid идентична стоимости Hansard.
- ^ Хул, Джек и Наттер, Кейт, Проклятые неанглийские машины, история подводных лодок, построенных в Барроу , паб Tempus, 2003, ISBN 0-7524-2781-4, стр. 180.
- ^ «Стоимость единицы, т. е. без учета стоимости определенных предметов (например, самолетов, первого оборудования)». Текст из оценок защиты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Гардинер, « Все боевые корабли мира 1947–1995» Роберта Конвея , паб Conway Maritime Press, 1995, ISBN 0-85177-605-1 стр. 531.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Великобритании Данные по инфляции в индексе розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Hansard HC Deb, 23 октября 1989 г., том 158 cc357-8W Вопрос министру обороны с просьбой перечислить корабли Королевского флота, построенные за каждый из последних 15 лет, с указанием стоимости каждого из них и верфей, на которых они были построены. 23 октября 1983 г. Вторую часть можно найти в Hansard HC Deb, 23 октября 1989 г., том 158 cc358-61W .
- ^ Hansard HC Deb, 24 ноября 1977 г., том 939 cc869-70W Вопрос министру обороны о контрактах, 24 ноября 1977 г.
Для пятой Swiftsure подводной лодки флота класса (HMS Spartan ) запланированной датой заказа на момент объявления тендера был сентябрь 1972 года. Контракт был заключен в феврале 1973 года. - ↑ Hansard HC Deb, 15 ноября 1976 г., том 919 c363W Вопрос министру обороны о контрактах на судостроение, 15 ноября 1976 г.
Для шестой подводной лодки флота класса Swiftsure запланированная дата заказа на момент объявления тендера была в конце 1974 года. Контракт был заключен в мае 1976 года. - ^ «BBC NEWS – Великобритания – Шотландия – Герой приветствует подводную команду» . 17 июля 2003 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Российский Подводныи Флот (Russian Submarine Fleet) at submarine.id.ru, collision #22 (Russian language) Archived 4 March 2012 at the Wayback Machine
- ^ «BBC News | ШОТЛАНДИЯ | Расследование крушения атомной подводной лодки» . news.bbc.co.uk.
- ^ «Британская подводная лодка столкнулась с камнями Красного моря» . Би-би-си. 27 мая 2008 года . Проверено 27 мая 2008 г.
- ^ «Последняя служба великолепной подводной лодки» . 26 сентября 2008 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ «Последняя служба великолепной подводной лодки» . Би-би-си. 26 сентября 2008 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ Клэнси, Том (1984). Охота за «Красным Октябрем» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института.
HMS Scepter — название английской ударной подводной лодки. Она, должно быть, где-то далеко, Райан, патрулирует Фолклендские острова или какое-то другое отдаленное место, так что ее приезд в Норфолк стал бы просто очередным обычным явлением.