HMS Дредноут (S101)
![]() | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Викерс Армстронгс , Барроу-ин-Фернесс |
Операторы | ![]() |
Преемник | Доблестный класс |
Построен | 1959–1960 |
В комиссии | 1963–1980 |
История | |
![]() | |
Имя | HMS Дредноут |
Строитель | Викерс Армстронгс , Барроу-ин-Фернесс |
Заложен | 12 июня 1959 г. |
Запущен | 21 октября 1960 г. |
Введен в эксплуатацию | 17 апреля 1963 г. |
Выведен из эксплуатации | 1980 |
Идентификация | Номер вымпела : S101 |
Судьба | Заложен на верфи Росайт |
Значок | ![]() |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Атомная подводная лодка |
Смещение | |
Длина | 265,7 футов (81,0 м) |
Луч | 31,2 фута (9,5 м) |
Черновик | 25,9 футов (7,9 м) |
Движение | 1 Westinghouse реактор S5W , две паровые турбины с редуктором , один вал, 15 000 л.с. (11 000 кВт) |
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) на поверхности; 28 узлов (52 км/ч; 32 миль в час) под водой |
Дополнить | 113 |
Вооружение | 6 носовых аппаратов для 21-дюймовых (533-мм) торпед , боезапас 24 снаряда |
Седьмой HMS Dreadnought был Соединенного Королевства первой атомной подводной лодкой , построенной компанией Vickers Armstrongs в Барроу-ин-Фернесс . Спущенная на воду королевой Елизаветой II в Трафальгарский день 1960 года и принятая на вооружение Королевского флота в апреле 1963 года, она продолжала эксплуатироваться до 1980 года. Подводная лодка была оснащена реактором S5W , конструкция которого стала доступной в результате соглашения США 1958 года. Соглашение Великобритании о взаимной обороне .
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Королевский флот исследовал проекты ядерных энергетических установок с 1946 года, но в октябре 1952 года эти работы были приостановлены на неопределенный срок. [1] В 1955 году ВМС США завершили строительство USS Nautilus , первой в мире атомной подводной лодки. В ходе последующих учений с участием Королевского флота «Наутилус» продемонстрировал преимущества атомной подводной лодки перед британскими противолодочными силами, которые противолодочной борьбы разработали обширные методы во время битвы за Атлантику . Адмиралтейство и оценило полезность таких судов, и под руководством Первого морского лорда адмирала Маунтбеттена Бирманского флагманского офицера подводных лодок сэра Уилфреда Вудса были сформированы планы строительства атомных подводных лодок. [2]
Хотя план заключался в строительстве полностью британских атомных подводных лодок, принятие американских ядерных технологий позволило бы сэкономить много времени. Прекрасные отношения между адмиралом Маунтбеттеном и ВМС США командующим военно-морскими операциями Арли Берком ускорили получение этой помощи. И это несмотря на то, что контр-адмирал Хайман Риковер , отвечающий за американскую военно-морскую ядерную энергетическую программу, был настроен против любой передачи технологий; действительно, Риковер не позволил Маунтбаттену осмотреть военный корабль США « Наутилус» . Лишь во время визита в Великобританию в 1956 году Риковер передумал и снял свои возражения. [1] Хотя Риковер пожелал поставить реактор S3W третьего поколения класса Скейт» « , Маунтбеттен оказал свое влияние, и была получена вся система машин для американской «Скипджек» класса подводной лодки с реактором пятого поколения S5W . [1] Это было известно как «Американский сектор» (см. Соглашение о взаимной обороне между США и Великобританией 1958 года ). Корпус и боевые системы « Дредноута» были спроектированы и построены британцами, хотя доступ Великобритании к компании Electric Boat Company повлиял на форму корпуса и методы строительства. [1] Во время дредноута компания строительства Rolls-Royce в сотрудничестве с Управлением по атомной энергии Соединенного Королевства на научно-исследовательской станции Адмиралтейства HMS Vulcan в Данре разработала совершенно новую британскую ядерную двигательную установку. была заказана вторая британская атомная подводная лодка 31 августа 1960 года у компании Vickers Armstrong , оснащенная атомной установкой Rolls-Royce PWR1 , Valiant стала первой полностью британской атомной подводной лодкой.
Название «Дредноут» было выбрано потому, что оно представляло собой «веху в военно-морской истории, связанную с революционным дизайном военных кораблей». [3] Дредноут был заложен 12 июня 1959 года. [4] В то время это был самый большой сосуд под давлением, когда-либо построенный в Великобритании. [4] Корпус был построен из стали QT35 (QT означает «закаленная и закаленная»), рассчитанной на работу на больших глубинах. [4]
Он был спущен на воду королевой Елизаветой II в Трафальгарский день 21 октября 1960 года. [5] Затем она отправилась на дооборудование в ближайшем плавучем доке. [6] Реактор был установлен 8 июля 1962 года и в ноябре 1962 года вышел из строя. [6] Он приступил к ходовым испытаниям в середине декабря 1962 года в Ирландском море. [6] Дредноут совершил свое первое погружение в доке Рамсден 10 января 1963 года. Он был введен в строй 17 апреля 1963 года.
Строительная программа
[ редактировать ]Число | Имя | а) Корпусостроитель (б) Производители основного оборудования |
Заказал | Заложен | Запущен | Принял в эксплуатацию |
Введен в эксплуатацию | Оцененный стоимость строительства [7] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
S101 | Дредноут | (а) Vickers Ltd, Судостроительная группа, Барроу-ин-Фернесс (б) Вестингауз Электрик Корпорейшн, США. [8] |
12 июня 1959 г. [9] | 21 октября 1960 г. [9] | апрель 1963 г. [8] | 17 апреля 1963 г. [9] | £18,400,000 [8] |
Услуга
[ редактировать ]В середине 1960-х годов визиты «Дредноута » включали поездки в Норфолк, штат Вирджиния ; Бермудские острова ; Роттердам ; и Киль . В октябре 1964 года он участвовал в совместных морских учениях с военно-морскими силами США и Канады к северу от Шотландии. За ходом учений за оперативной группой наблюдала группа из трех советских подводных лодок и трех советских кораблей. [10]
Она была в Гибралтаре в 1965, 1966 и 1967 годах, а 19 сентября 1967 года покинула Росайт, Шотландия , и направилась в Сингапур, совершив продолжительный высокоскоростной забег. Путешествие туда и обратно завершилось пройденным на поверхности 4640 миль и погруженным на 26545 миль.
За свою карьеру «Дредноут» выполнил множество разнообразных миссий. 24 июня 1967 года ей было приказано потопить разбитый и дрейфующий немецкий корабль Essberger Chemist . Три торпеды попали по всей длине цели, но артиллеристы Salisbury выполнили HMS фрегата задачу, пробив танки, которые как раз удерживали на плаву Essberger Chemist . [11]
Если не считать мелких проблем с растрескиванием корпуса, «Дредноут» оказался надежным судном, пользующимся успехом у своих экипажей. 10 сентября 1970 года она завершила капитальный ремонт в Росайте , в ходе которого была дозаправлена ее ядерная зона и заменены клапаны балластных цистерн для снижения шума.
В начале 1971 года «Дредноут» принял участие в арктических учениях под кодовым названием «Нюх». [12] Участвуя в учениях под командованием командира Алана Кеннеди 3 марта 1971 года, «Дредноут» стал первой британской атомной подводной лодкой, всплывшей на Северном полюсе . [13] По возвращении на Фаслейн позже было обнаружено, что лед нанес незначительные повреждения гребному винту, носовой части и плавникам. [13]
В 1973 году он принял участие в первом ежегодном групповом развертывании Королевского флота , когда группа военных кораблей и вспомогательных сил предприняла длительное развертывание, чтобы сохранить боеспособность и «показать флаг» всему миру.
В ноябре 1977 года, находясь под командованием командира Хай Митчелла, она отклонилась от запланированного 8-месячного командирования в Австралию, чтобы проследовать в Гибралтар, а затем в Южную Атлантику. [14] Вместе с фрегатами Alacrity и Phoebe « Дредноут » принял участие в операции «Journeyman» — переброске в Южную Атлантику в 1977 году (до Фолклендской войны ) для сдерживания возможной аргентинской агрессии против Фолклендских островов и осуществления скрытого наблюдения. [15]
Судьба
[ редактировать ]Из-за повреждения оборудования и ограниченных возможностей по ремонту атомных подводных лодок в то время «Дредноут» был выведен из эксплуатации в 1980 году. В настоящее время «Дредноут» находится на верфи Росайт , где он хранится на плаву до тех пор, пока он не будет безопасно утилизирован под эгидой проекта по демонтажу подводных лодок (SDP) Министерства обороны Великобритании. Ее ядерное топливо было удалено, но большая часть ее салона осталась нетронутой. В 2012 году он был пришвартован для периодической проверки корпуса и повторной консервации. Участники кампании надеются, что ее вернут в Барроу после того, как она будет выведена из эксплуатации как туристическая достопримечательность города. [16]
См. также
[ редактировать ]- Доблестный класс
- Список подводных лодок Королевского флота
- Список классов подводных лодок Королевского флота
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Авангард Трайденту; Британская военно-морская политика после Второй мировой войны , Эрик Дж. Гроув, The Bodley Head, 1987, ISBN 0-370-31021-7
- ^ Военные корабли Королевского флота , капитан Джон Э. Мур, Р.Н., Jane's Publishing, 1979, ISBN 0-531-03730-4
- ^ Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 145. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 186. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 192. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 193. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ «Стоимость единицы продукции, т. е. без учета стоимости определенных предметов (например, самолетов, первого оборудования)». Текст из оценок защиты
- ^ Jump up to: а б с Оценки обороны, 1964–65 , стр. 72, Список и подробные сведения о новых кораблях, которые были приняты или, как ожидается, будут приняты на вооружение Ее Величества в течение финансового года, закончившегося 31 марта 1964 года.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер, « Все боевые корабли мира 1947–1995» Роберта Конвея , паб Conway Maritime Press, 1995, ISBN 0-85177-605-1, стр. 529.
- ^ Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 280. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ Хиллбек, Ян. «1963: Класс Дредноут» . rnsubs.co.uk . Проверено 21 июня 2017 г.
- ^ Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 333. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ Jump up to: а б Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 334. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 389. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ Джеймс Джинкс; Питер Хеннесси (29 октября 2015 г.). Безмолвная глубина: подводная служба Королевского флота с 1945 года . Пингвин Великобритания. п. 390. ИСБН 978-0-14-197370-8 .
- ^ «Надеюсь, что построенная Бэрроу атомная подводная лодка может быть выставлена напоказ» . в Камбрии . 21 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 19 февраля 2015 г.