Кукла


Голекан — тип традиционной лодки из Мадуры , Индонезия . Однажды они добирались до Сингапура , где их называют мадурскими торговцами. В настоящее время этот тип лодок известен только на местном уровне, особенно недалеко от Бангкалана в Западной Мадуре и вокруг островов Кангеан . [1]
Этимология
[ редактировать ]Голландский обозреватель ван Девентер написал, что это означает «искатель груза». [2] Гибсон-Хилл заявил, что название происходит от малайского слова golek , которое, по его утверждению, означает «чудачок» (нежный или «опрокидывающийся») применительно к каноэ. Скорее, название происходит от kolek , яванского слова, означающего «лодка», и применяется к широкому спектру малых судов вдоль северного побережья Явы. [3] Таким образом, имя голекан означало бы «разновидность колека ». [4] Голекан в мадурской культуре считался «мужским», его называли парао лаки (мужская лодка), поэтому его орнаментальный мотив отличается от лис-алиса и джангголана ( парао бини — женская лодка). Основным символом был петух, который в индонезийской культуре ассоциировался с боем и бесстрашием. [4]
Описание
[ редактировать ]
Голекан — это местный тип пераху , без каких-либо следов современного влияния в форме корпуса, конструкции или парусном вооружении. Несмотря на традиционную природу дизайна, голекан появился сравнительно недавно. [5] У Голекана были одиночные большие и толстые линги (штемпели), как и лети лети , с гулунгана, мотивами окрашенными в черный цвет. В кормовой части лодки имеется рубка без дополнительной каюты. Обычно имел два паруса (обычно летние паруса ), верхняя балка поддерживалась временным шестом и мачтой по направлению ветра или по обе стороны лодки, с поддерживающими веревками на обеих верхних балках. [1] Корпуса всегда были окрашены в белый цвет с полихромной прозрачной полосой, а верхние части концевых стоек, а также навершия окрашены в черный цвет. [5] Голекан среднего размера, используемый в качестве транспортера рыбы, имел длину около 12 метров и имел длинную рубку. [6] Голеканы Телага Биру были крупнее и многочисленнее, чем где-либо еще, их размеры были одинаковыми: около 55 футов (16,8 м) в длину и 14 футов (4,3 м) в ширину. Суда оставались полностью традиционными до середины 1970-х годов, когда на них был установлен первый двигатель. Последний традиционный голекан был построен в 1983 году. [7] Golekans, достигшие Сингапура в 1950-х годах, имеют длину 50–55 футов (15,24–16,8 м), ширину 12,5–13 футов (3,81–3,96 м), длину ватерлинии 41–45 футов (12,5–13,7 м). Голекан с ватерлинией 52 фута (15,85 м) мог перевозить 500–550 пикулей (31,2–34,4 тонны). Они медленные, редко превышают скорость 8,5 узлов (15,7 км/ч). [8]
Роль
[ редактировать ]
В прошлом голекан использовался в качестве транспортного судна, доходящего до Сингапура. В начале 1950-х годов голекан из Сепулу направлялся в Сингапур со смешанным грузом пальмового сахара, кофе, тамаринда, сушеной рыбы и циновок, а также со значительным количеством пассажиров с острова Бавеан. [9] Мадурские шкиперы покупали скот на местном рынке и продавали его с хорошей прибылью в Понтианаке , Манггаре или Пангкал-Пинанге . Суда будут совершать 6 рейсов в год только в сухой сезон. Самый большой голекан мог перевозить до 40 животных, привязанных на платформе внутри длинной рубки. Чтобы накормить их в путешествии, нужно было взять с собой большое количество корма и воды. [10] С 1980-х годов в Телага Биру завозилось все больше древесины. В 1990-е годы эта торговля лесоматериалами процветала: грузовики из Восточной Явы и даже с Бали регулярно пробирались в Телага Биру за выгружаемой там высококачественной древесиной. [11]
Основная роль небольшого голекана (весом около 20 тонн) – транспортировка рыбы из пераху-майанга , оставшейся в море. У них был ряд кипящих котлов для стерилизации рыбы, такой же, как лис-алис . В Бангкалане причина, по которой у них было два разных типа лодок, заключается в том, что голекан тяжелее и медленнее, чем лис-алис, но они более полезны в открытом море по сравнению с лис-алисом. Голекан ассоциируется с мужчиной, а лис-алис — с женщиной, и в каждой деревне должно быть несколько штук каждого вида, чтобы выжить в любое время года. Голекан используется, когда приходит западный сезонный ветер. [12]
См. также
[ редактировать ]Другие мадурские лодки:
Другие лодки из Нусантары:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хорридж (2015). п. 79.
- ^ Руффаер Г.П. Основные отрасли коренного населения Явы и Мадоеры . Гаага: Мартинус Нийхофф.
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (1950). «Индонезийские торговые суда достигают Сингапура». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 25 (1): 108–138.
- ^ Перейти обратно: а б Стенросс (2007). п. 275.
- ^ Перейти обратно: а б Стенросс (2007). п. 85.
- ^ Стенросс (2007). п. 88.
- ^ Стенросс (2007). п. 94.
- ^ Гибсон-Хилл, Калифорния (февраль 1950 г.). «Индонезийские торговые суда достигают Сингапура». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 23 : 108–138 – через JSTOR.
- ^ Пиолле, Поль (1995). Экипажи и парусники из Мадуры . Тернан.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стенросс (2007). п. 92.
- ^ Стенросс (2007). п. 96.
- ^ Хорридж (2015). п. 80.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хорридж, Адриан (2015). Традиционный индонезийский парусник . Джокьякарта: Издательство Омбак. Индонезийский перевод Хорриджа, Адриана (1985). Праху: Традиционная парусная лодка Индонезии, второе издание . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Стенросс, Курт (2007). Моряки и морские предприниматели Мадуры: история, культура и их роль в торговле древесиной в Яванском море . Университет Мердока, Перт, Австралия.